Управление образовательными системами. Подборка статей - файл n42.doc

приобрести
Управление образовательными системами. Подборка статей
скачать (1630.8 kb.)
Доступные файлы (46):
n1.doc39kb.11.10.2008 17:01скачать
n2.doc44kb.12.10.2008 20:05скачать
n3.doc55kb.05.12.2008 16:13скачать
n4.doc52kb.11.01.2009 20:29скачать
n5.doc32kb.13.01.2009 23:41скачать
n6.doc35kb.11.08.2008 19:13скачать
n7.doc31kb.23.07.2008 13:18скачать
n8.doc39kb.11.08.2008 19:11скачать
n9.doc37kb.19.06.2008 14:50скачать
n10.doc62kb.07.08.2008 15:23скачать
n11.doc50kb.07.08.2008 13:46скачать
n12.doc76kb.06.08.2008 11:51скачать
n13.doc46kb.24.06.2008 11:47скачать
n14.doc58kb.16.06.2008 11:34скачать
n15.doc46kb.17.07.2008 18:25скачать
n16.doc31kb.23.06.2008 11:55скачать
n17.doc36kb.10.06.2008 18:06скачать
n18.doc73kb.23.06.2008 12:41скачать
n19.doc70kb.26.06.2008 09:49скачать
n20.doc106kb.28.07.2008 18:44скачать
n21.doc27kb.16.06.2008 09:30скачать
n22.doc45kb.01.07.2008 13:20скачать
n23.doc43kb.19.08.2008 13:38скачать
n24.doc35kb.04.12.2008 19:41скачать
n25.doc62kb.07.08.2008 18:46скачать
n26.doc76kb.23.06.2008 16:41скачать
n27.doc30kb.25.06.2008 20:00скачать
n28.doc33kb.07.08.2008 15:38скачать
n29.doc45kb.24.06.2008 13:18скачать
n30.doc33kb.11.08.2008 19:13скачать
n31.doc69kb.19.06.2008 12:43скачать
n32.doc1204kb.18.07.2008 18:22скачать
n33.doc30kb.14.06.2008 13:58скачать
n34.doc155kb.08.08.2008 10:23скачать
n35.doc54kb.07.08.2008 13:21скачать
n36.doc53kb.18.06.2008 13:29скачать
n37.doc67kb.26.06.2008 11:05скачать
n38.doc70kb.14.08.2008 17:31скачать
n39.doc64kb.27.06.2008 14:33скачать
n40.doc48kb.11.08.2008 19:12скачать
n41.doc45kb.18.06.2008 14:33скачать
n42.doc49kb.26.06.2008 12:08скачать
n43.doc41kb.14.06.2008 14:10скачать
n44.doc36kb.23.06.2008 12:30скачать
n45.doc69kb.07.08.2008 12:09скачать
n46.doc32kb.25.06.2008 20:23скачать

n42.doc

ТЕХНОЛОГИЮ БУДУЩЕГО – В НАСТОЯЩЕЕ

Использование метода проектов как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

(Громова С.Ф., зам. директора по УВР МОУ СОШ №1 г.Сургута, к.п.н.)
Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в обществе? Какую роль должна играть школа и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Эти вопросы всегда задает себе ищущий и творческий учитель, находящийся сегодня, между «Сциллой и Харибдой» - между двух образовательных парадигм – когнитивной и развивающей.

Неудовлетворенность нашей страны результатами школьного образования привела к необходимости его реформирования. Это не означает, что школа теряет свои позиции. Она по-прежнему обеспечивает передачу «знаний, умений, отношений, ценностей, чувствований». Просто происходит смещение акцентов из области фактологической – воспроизведения готовых знаний и применения их в знакомой ситуации, в область – методологическую – изучения, объяснения и исследования объектов, процессов, явлений, окружающих учащихся в их повседневной жизни. Ведь выпускник современной школы должен думать самостоятельно и решать разнообразные задачи, обладать критическим и творческим мышлением, быть коммуникабельным и свободно использовать все достижения современных информационных технологий. Только тогда он будет достаточно комфортно себя чувствовать в многомерном социокультурном пространстве и эффективно осваивать его.

Поэтому главное стратегическое направление развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования – такого образования, в котором «личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения была бы ведущей в тандеме учитель-ученик, чтобы традиционная парадигма образования учитель – учебник – ученик была со всей решительностью заменена на новую ученик – учебник – учитель».

Общество информационных технологий, или, как его называют, постиндустриальное общество, в отличие от индустриального конца XIX - середины XX веков, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Задача современной школы лежит в сфере не только и не столько в изменении содержания образования, сколько в используемых технологиях обучения. Именно поэтому, известный сто лет назад метод проектов становится в настоящее время «технологией будущего», технологией XXI века.

Овладение учителями новой педагогической технологией - методом проектов, на наш взгляд, является сегодня перспективным по трем причинам:

во-первых, в условиях существующей классно-урочной системы он легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержание образования, определенное государственным стандартом;

во-вторых, в школе с углубленным изучением отдельных предметов позволяет достигать образовательных целей альтернативными традиционным методами;

в-третьих, это истинно педагогическая технология, гуманистическая по своей философской, психологической и нравственной сущности, обеспечивающая не только усвоение учебного материала, но и реализацию компетентностного подхода в обучении.

Наша школа с 2005 года является обучающей площадкой программы Intel «Обучение для будущего». За этот период более 70% учителей нашей школы овладели методом проектов: все они представляли свои работы на заседаниях МО, экспертных групп, на совещаниях и конференциях различного уровня; выступали на семинарах выпускников программы Intel; пять человек стали победителями городского конкурса учебных проектов «Неинтересная жизнь» в 2006 году, трое - победителями городского конкурса учебных проектов «Через тернии к звездам» в 2007 году, один человек – призером Всероссийского конкурса «В фокусе, учебный проект-2006», а пятеро – дипломантами Всероссийского конкурса «В фокусе, учебный проект-2007». Проект «По волне моей памяти» стал победителем первого городского образовательного геокешинга «Экстремальный Интернет», а проект «Рыцарь «светлого образа» - победителем городского дистанционного конкурса «Отчизна Донкихотов» в 2007 году. Разработанные учителями нашей школы проекты, легли в основу программ элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки учащихся, успешно реализуемых в течение трех лет. Опыт школы по освоению и внедрению метода проектов в образовательный процесс неоднократно представлялся на городских семинарах и окружной конференции. Все это дало право МОУ СОШ №1 претендовать на статус городской инновационной площадки по теме: «Проектирование новых педагогических технологий на базе средств ИКТ в системе непрерывного образования».

Метод проектов возник около ста лет назад в США. Его также называют методом проблем, потому что обучение любому предмету строится на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда основной педагогической задачей учителя является вычленение реальной, жизненной и в то же время интересной проблемы, мотивирующей ученика к получению нового знания. Например, изучение темы по информатике «Моделирование стохастических процессов» в ходе реализации проекта приобретает творческое название «По воле случая». А решение учебных вопросов определения площадей сложных фигур методом Монте-Карло или вычисление вероятностей реализуется путем решения таких проблемных вопросов, как: Можно ли вычислить число Пи бытовым способом? Можно ли разорить казино? и т.п. При таком подходе роли учителя и ученика кардинально меняются; учитель «сходит с пьедестала» и из ментора становится консультантом и помощником, он направляет мысли учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Работая над решением конкретной проблемы, учащиеся, объединенные в группы, становятся перед необходимостью интеграции знаний из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

В нашей школе был разработан элективный курс «Проектирование и моделирование», предназначенный для учащихся старшей классов. Основной целью которого, является развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве, критически мыслить. В рамках реализации данного курса учащиеся выполняют проекты по различным учебным дисциплинам: математике, информатике, физике, биологии, литературе.

Особенностью проектов, выполняемых в нашей школе, является то, что все они носят исследовательский характер, т.е. полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием:

За три последних года в школе накопился большой опыт проектной деятельности. Без преувеличения можно сказать, что проекты учащихся нашей школы отличаются особенной индивидуальностью, их невозможно спутать ни с какими другими. Работа по подготовке и проведению проектов представляет собой творческую лабораторию, в которой происходит не только формирование тем проектов, проблем исследования, но поиск оригинальных концептуальных решений их проведения и оформления. Так, например, в 2007 году учебные проекты по информатике, биологии, физике были выполнены в одной оригинальной манере – в форме ролевой игры. В первом случае – это путешествие известных мультипликационных героев Шрека и Осла, в ходе которого они преодолевали различные препятствия, придуманные учащимися, решая задачу исследования вероятностных процессов. Во втором случае, герои известных сказок «Теремок», «Иван-царевич» и «Вини-Пух» решали задачи по физике на тему плотность и давление. В третьем – известные персонажи сказки Носова провели пять дней в Цветочном городе, исследуя ферменты. Жанровый характер деятельности персонажей проекта способствовал активизации учебно-познавательной деятельности школьников и позволил в полной мере проявить творческие способности учащихся, придумавших истории в соответствии с выбранной учебной темой.

Непременным условием использования метода проектов является внешняя оценка результатов проектной деятельности. Именно поэтому все наши проекты проходят многоэтапную и разноуровневую экспертизу: защита проекта по реализации курса, участие проекта в ежегодной общешкольной исследовательской конференции «Новое поколение – новому веку», представление в рамках Дня открытых дверей, участие в городских и Всероссийских конкурсах учебных проектов.

Метод проектов – это один из видов педагогических технологий. Как и любой метод он может быть реализован с помощью различных средств обучения и, не в последнюю очередь, с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. Внедрение новых педагогических технологий в реальную образовательную практику поможет изменить саму парадигму образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать весь спектр возможностей, заложенных в новых педагогических технологиях.

Использование метода проектов накладывает ряд определенных требований на уровень профессиональной подготовки педагога. Прежде всего, должно измениться научно-педагогическое сознание учителя и, как следствие, реализуемый подход в обучении: от традиционного – индуктивного, к инновационному – дедуктивному. При таком подходе учащийся становится субъектом познавательной деятельности, формируется механизм мышления, а не эксплуатация памяти, познавательная деятельность учащегося осваивается в единстве эмпирического и теоретического познания.

Метод проектов способствует формированию информационной культуры учащихся, развитию модельного мышления школьников, т.е. такого восприятия многообразия объектов, процессов и явлений окружающего мира, которое способствует формированию умений анализировать, прогнозировать, критически мыслить, экспериментировать, моделировать, систематизировать жизненные ситуации, эффективно используя современные информационно-коммуникационные технологии, а значит учиться быть успешными.

Учащиеся, включенные в проектную деятельность, узнают новое не от учителя, они открывают его сами. Учитель лишь только помогает им наиболее полно раскрыться и развить собственные идеи.

Умение использовать метод проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.






Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации