Управление образовательными системами. Подборка статей - файл n38.doc
приобрестиУправление образовательными системами. Подборка статейскачать (1630.8 kb.)
Доступные файлы (46):
n38.doc
Тезисы выступлений участников окружного августовского педагогического совета1. Создание механизма управления внедрением инноваций в практику образования – элемент его развития. Гурьева Светлана Леонидовна, заместитель директора департамента образования администрации города Нижневартовска В 2003 году была начата работа по созданию эффективной системы управления качеством образования на муниципальном уровне:
На первом этапе (2003-2004 годы) была сформирована общая идеология нового качества образования, определены ясные стратегические цели, которые были приняты всем педагогическим сообществом города;
Второй этап (2004-2005 годы) – была создана муниципальная модель оценки качества образования с четким набором показателей и индикаторов, которые позволяют отслеживать динамику происходящих в системе образования города процессов и степень достижения результатов. Данная модель в 2006 году была представлена на конкурс Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в номинации «Инновации в области управления муниципальной системой образования» и получила первую премию;
Третий этап развития системы управления качеством образования (2006 год) – на основе созданного в рамках модели оценки качества образования муниципального мониторинга была подготовлена и утверждена городская целевая программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2007-2011 годы». Реализация программно - целевого подхода позволило достичь нового уровня в управлении качеством образования: управления по результатам.
Благодаря созданной системе управления качеством образования городским образованием Нижневартовска достигнуты значительные положительные результаты:
Стабильно высокие образовательные результаты (лидирующие позиции по числу медалистов в округе, успехи в окружных предметных олимпиадах и пр.);
учебный процесс обеспечен высокотехнологическим оборудованием;
обеспечено участие общественности в управлении образованием и информационная открытость системы образования;
решается задача достижение нового качества образования благодаря внедрению инновационных программ обеспечивающих реализацию компетентностного подхода в образовании;
обеспечены кадровые и материально-технические условия информатизации городской системы образования.
Управление образованием на муниципальном уровне обеспечило формирование потребностей и мотивов инновационной деятельности, моральную поддержку и стимулирование инноваторов в системе городского образования. Доказывает то, что наша работа успешна статистика побед в конкурсных отборах приоритетного национального проекта «Образование». Количество общеобразовательных учреждений города, получивших грант Президента России составило: в 2006 году – 9; в 2007 году – 7; в 2008 году – 12. Всего за 3 года (2006-2008) – 28. На конец 1-го полугодия 2008 года 20 школ города из 38 (т. е. более половины) являются обладателями гранта Президента России - это 52% от их общего числа. Причем 8 школ дважды получали грант Президента.
Гранта Президента России в течении 3-х лет реализации приоритетного проекта «Образование» были удостоены 53 педагога города (14 в 2006 году, 15 в 2007 и 24 в 2008).
Таким образом, создав на муниципальном уровне механизм управления качеством образования мы обеспечиваем успешную реализацию приоритетов государственной образовательной политике заданных на федеральном уровне. В настоящее время главным из этих приоритетов становится инновационное развитие образования.
Сегодня логика развития образовательной системы города, определяемая городской программой развития и реализуемой моделью управления качеством образования диктует нам необходимость руководствоваться инновационными способами в решении сегодняшних проблем развития отрасли.
В связи с этим
актуальной проблемой в работе департамента образования города на данном этапе развития городской системы управления качеством образования, является перевод накопленных (благодаря мероприятиям приоритетного проекта) в образовательных учреждениях города потенциальных инноваций в реальный ресурс развития образования. Решение этой проблемы, актуальной не только для образования Нижневартовска, но и в целом для современного образования России, позволит эффективно использовать внутренний инновационный потенциал городской системы образования в интересах повышения качества образования. В рамках решения данной проблемы утверждена программа действий по внедрению инноваций в образовательную практику городской системы в 2008-2010 годах. Создано положение о городском инновационном ресурсном центре. Учитывая важность данного вопроса для дальнейшего эффективного развития нижневартовского образования августовское городское совещание педагогических работников в этом году будет посвящено теме «Развитие инновационных процессов как ключевой элемент системных изменений в сфере образования». На совещание мы планируем определить стратегию работы в этом направлении департамента образования и подведомственных муниципальных образовательных учреждений.
2. Формирование в общеобразовательной школе условий, направленных на развитие гражданской зрелости обучающихся Гасымова Галина Александровна, директор муниципальной общеобразовательной средней школы №42 г. Нижневартовска Национальная доктрина образования РФ среди основных целей и задач современного образования на первый план ставит следующую задачу - воспитание патриотов России, достойных граждан гражданско - правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.
Работа нашей школы уже в течение 7 лет выстраивается в соответствии с этими целеполагающими требованиями, где на первый план выходит организация работы по созданию системы гражданско-патриотического воспитания.
К задачам гражданско - патриотического воспитания можно отнести следующие: создание благоприятных условий, способствующих формированию личности гражданина России; развитие у учащихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей; формирование социально-активного поведения личности, проявляющегося в осознанном правомерном поведении; эффективная реализация своих прав и свобод, умелой и цивилизованной защите их, способность в любых ситуациях действовать юридически грамотно; ответственное отношение к обязанностям гражданина Российской Федерации; формирование у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству; формирование готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
С целью эффективной реализации намеченных задач разработано комплексное программно-методическое обеспечение, которое представлено следующими программами: «Патриот», «Я - гражданин России», «Память», программа сотрудничества с Покурской школой по реализации основных подходов к проблеме становления системы гражданско - патриотического воспитания, программа допризывной подготовки, программа дополнительного образования и программа «Истоки» для начальной школы. В практике работы широко используются и компьютерные программы: «Ибис», «Сталкер», «Кем быть?» и другие.
Гражданское - патриотическое воспитание в нашей школе представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся и реализуется дифференцированно, с учетом возрастных особенностей школьников. Его цели достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций, органов самоуправления.
Примером таких мероприятий могут быть пресс - конференция в 11 классах по теме «Женщина на войне», «Война глазами детей», научно - практическая конференция «Мир без войны», исследовательские проекты по теме «История репрессий в истории судеб».
Гражданско - патриотическое воспитание реализуется и через внеурочную деятельность в таких формах:
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, членами «Совета ветеранов», которые проводятся ежегодно;
встречи с малолетними узниками фашистских концлагерей, членами комитета «Дети - жертвы войны»;
участие в Вахте памяти в поселке Вампугольск;
участие в митингах у мемориала « Колокол», посвященного выводу советских войск из Афганистана и землякам, погибшим в локальных конфликтах, только учащимся нашей школы доверено ежегодное участие в Параде Победы;
В 2005, 2006 годах благодаря финансовой поддержке администрации города поисковый отряд школы «Самотлор» в составе Волгоградской региональной общественной организации «Поиск» на территории Светлоярского и Советского районов участвовал в поисковой экспедиции и был награжден дипломом «Вахта памяти—2005, 2006» за «большой вклад в дело увековечивания памяти павших защитников Сталинграда»; экспонаты экспедиции стали основой для пополнения экспозиции «Воинского зала» музейного комплекса.
проведение Дня допризывника с вручением приписных свидетельств и «Дневника допризывника» (разработанного коллективом учителей и учащихся школы);
военно-полевые сборы;
классные часы, посвященные гражданско-патриотической тематике;
конкурсы рисунков и плакатов: «Мой папа - солдат», «Война глазами детей», «Мир без войны», а также участие в других городских акциях, направленных на возрождение патриотизма, духовности и нравственности;
ведется мониторинг «Уровень патриотичности, готовности к защите Родины»;
В школе целенаправленно ведётся работа по совершенствованию системы патриотического воспитания.
Большое значение в работе по допризывной подготовке и патриотическому воспитанию уделяется взаимодействию с общественными организациями (объединениями) города и округа, ССУЗами и ВУЗами.
Приобретены новые экспонаты для школьного музея Боевой и Трудовой Славы
В перспективе планируется продолжение поисковой работы в Волгоградской области; организация раскопок в предполагаемых местах сражений гражданской войны.
Таким образом, подводя итог выше сказанному можно сформулировать цель гражданско-патриотического воспитания, которая заключается в формировании у учащихся высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной (в том числе и военной) службы, знание и безусловное исполнение законов государства.
3. Сохранение и укрепление здоровья нижневартовцев – важнейшее направление совершенствования муниципальной системы дошкольного образования Проскурнина Наталья Михайловна, заведующий муниципальным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида №37 г. Нижневартовска «Здоровье – это еще не все, но все ничто без здоровья». Сократ.
На сегодняшней день вопросы здоровья становится вопросами государственной значимости, так как речь идет о сохранение здоровой, работоспособной нации.
В настоящее время государством разрабатываются кардинальные меры по охране и укреплению здоровья молодого поколения. Национальный проект «Образование» реализуется, в том числе, в направлении сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитанников. Многое делается в этом направлении в нашем округе и городе Нижневартовске. Еще в 2003 году на городском августовском педагогическом совете был определен основной системообразующий фактор развития образования на муниципальном уровне – качество образования (как соответствие целей, хода и результатов образовательной деятельности требованиям личностно-социального заказа). В настоящее время образовательные учреждения города добились качественных изменений результатов образования.
Вопросы повышения качества образования неразрывно связаны с вопросами сохранения здоровья детей. Снижение уровня здоровья воспитанников и школьников зависит, в том, от факторов образовательной среды. Поэтому на предыдущем августовском педагогическом совете города было принято решение о разработке мониторинга эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, так как для управления процессом влияния образовательной среды учреждения на здоровье детей необходимо иметь оценку степени этого влияния. Проделанная работа позволила добиться положительных изменений в сохранении здоровья воспитанников. Вместе с тем остается немало проблем, которые предстоит решить. Необходимо не только продолжать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, но и очень важно найти новые подходы, а может быть, кардинально перестроить работу образовательных учреждений.
Дошкольные образовательные учреждение первыми в системе образования сталкиваются с вопросами сохранения и укрепления здоровья, формирования личностных структур, физического и психического развития.
На дошкольных работников выпадает ответственная и сложная работа по сохранению и укреплению здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни. В настоящее время в дошкольных учреждениях города в этом направлении делается многое: используются новые здоровьесберегающие технологии, внедряется система биологической обратной связи, в ряде детских садов существует целая система профилактических мероприятий. В нашем детском саду разработана и реализуется комплексная программа оздоровления, коррекции психосоматических нарушений и развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Вся эта работа имеет свой положительный результат, как для здоровья детей, так и в контексте предшкольной подготовки.
Основы здоровья и высокой жизненной активности закладываются в раннем детстве. Результаты мониторинга здоровья детей за 2005, 2006 годы показали, что чаще болеют дети раннего возраста. Создание системы адаптационных мероприятий является одним из условий снижения заболеваемости в группах данного возраста. В нашем детском саду, как и в других, используется система комплексных мероприятий, включающая в себя работу с родителями до поступления в дошкольное учреждение, психологическое сопровождение малышей, индивидуальные сроки адаптации.
На сегодняшний день представляется возможным снижение заболеваемости в группах раннего возраста за счет открытия адаптационных групп кратковременного пребывания, при наличии соответствующих условий. Мы открыли такую группу для детей раннего возраста, которые впоследствии будут посещать наш детский сад. Воспитатель на этой группе затем будет работать с этими же детьми. Тем самым предполагается снизить уровень тревожности у детей, обеспечить успешную адаптацию, безболезненное вхождение в детский коллектив. Так же установить доверительные отношения с родителями еще до поступления в детский сад.
В городе сформирован рейтинг образовательных учреждений по показателям здоровья детей. Руководителю образовательного учреждения это позволяет сравнивать результаты работы своего коллектива с результатами работы другого, анализировать ситуацию, прогнозировать работу на будущее, на лучший результат.
Улучшить результаты здоровья детей (индекс здоровья, простудные заболевания, травматизм) может каждый педагог. Для этого в своем детском саду мы ежемесячно проводим рейтинг групп по результатам заболеваемости детей. Это является и стимулирующим фактором, так как результаты учитываются при распределении премии. Каждый воспитатель по заданным индикаторам отслеживает показатели здоровья своей группы. Педагоги имеют возможность сравнить результаты своей группы с результатами ДОУ и города, наметить дальнейшие пути деятельности по оздоровлению детей.
Таким образом, целенаправленная планомерная работа по обеспечению сохранения здоровья детей, реализация государственной политики в области здоровьесбережения является важнейшим направлением совершенствования муниципальной системы образования города Нижневартовска.
Тезисы выступлений участников