Управление образовательными системами. Подборка статей - файл n37.doc

приобрести
Управление образовательными системами. Подборка статей
скачать (1630.8 kb.)
Доступные файлы (46):
n1.doc39kb.11.10.2008 17:01скачать
n2.doc44kb.12.10.2008 20:05скачать
n3.doc55kb.05.12.2008 16:13скачать
n4.doc52kb.11.01.2009 20:29скачать
n5.doc32kb.13.01.2009 23:41скачать
n6.doc35kb.11.08.2008 19:13скачать
n7.doc31kb.23.07.2008 13:18скачать
n8.doc39kb.11.08.2008 19:11скачать
n9.doc37kb.19.06.2008 14:50скачать
n10.doc62kb.07.08.2008 15:23скачать
n11.doc50kb.07.08.2008 13:46скачать
n12.doc76kb.06.08.2008 11:51скачать
n13.doc46kb.24.06.2008 11:47скачать
n14.doc58kb.16.06.2008 11:34скачать
n15.doc46kb.17.07.2008 18:25скачать
n16.doc31kb.23.06.2008 11:55скачать
n17.doc36kb.10.06.2008 18:06скачать
n18.doc73kb.23.06.2008 12:41скачать
n19.doc70kb.26.06.2008 09:49скачать
n20.doc106kb.28.07.2008 18:44скачать
n21.doc27kb.16.06.2008 09:30скачать
n22.doc45kb.01.07.2008 13:20скачать
n23.doc43kb.19.08.2008 13:38скачать
n24.doc35kb.04.12.2008 19:41скачать
n25.doc62kb.07.08.2008 18:46скачать
n26.doc76kb.23.06.2008 16:41скачать
n27.doc30kb.25.06.2008 20:00скачать
n28.doc33kb.07.08.2008 15:38скачать
n29.doc45kb.24.06.2008 13:18скачать
n30.doc33kb.11.08.2008 19:13скачать
n31.doc69kb.19.06.2008 12:43скачать
n32.doc1204kb.18.07.2008 18:22скачать
n33.doc30kb.14.06.2008 13:58скачать
n34.doc155kb.08.08.2008 10:23скачать
n35.doc54kb.07.08.2008 13:21скачать
n36.doc53kb.18.06.2008 13:29скачать
n37.doc67kb.26.06.2008 11:05скачать
n38.doc70kb.14.08.2008 17:31скачать
n39.doc64kb.27.06.2008 14:33скачать
n40.doc48kb.11.08.2008 19:12скачать
n41.doc45kb.18.06.2008 14:33скачать
n42.doc49kb.26.06.2008 12:08скачать
n43.doc41kb.14.06.2008 14:10скачать
n44.doc36kb.23.06.2008 12:30скачать
n45.doc69kb.07.08.2008 12:09скачать
n46.doc32kb.25.06.2008 20:23скачать

n37.doc





Системное управление инновационной деятельностью муниципального общеобразовательного учреждения лицея №2

В настоящее время альтернативой традиционной школе становятся образовательные учреждения нового типа – вариативные, открытые, устраняющие «одинаковость» образования и в то же время обеспечивающие освоение воспитанниками общекультурного образовательного ядра, организующие обучение с учетом задатков, склонностей, способностей и интересов детей, достигнутого ими уровня развития и обученности. Они ориентируются, с одной стороны, на учебные возможности обучающихся, их жизненные планы и родительские ожидания, а с другой – на требования федеральных образовательных стандартов.

Сегодня существует острая потребность в таких образовательных учреждениях, которые способны бережно хранить нравственные ценности, выращивать в своих воспитанниках высокие духовные потребности. Вместе с тем общество нуждается в школе, которая может подготовить российского делового человека – умельца, отличающегося творчеством и предприимчивостью, который обладает крепкой духовной силой, ответственностью и знаниями.

МОУ Лицей №2 одно из старейших образовательных учреждений в городе

Дата основания – 22 декабря 1974 года.

С 2001 г. – МОУ лицей №2

За этот период было выпущено более 3 500 выпускников

Золотые медали – 30

Серебряные медалисты – 47

Лицей №2 отличается сложившимися традициями школьной жизни, удивительным педагогическим коллективом, особой творческой аурой. Каждому из участников образовательного процесса присуще чувство сопричастности к общему делу.

Профильная направленность лицея синтезирует базовые инвариантные и вариативные характеристики гуманитарного, психолого – педагогического, информационно-технологического, социально-экономического, химико – биологического, физико – математического профилей и предполагает формирование у учащихся качеств и характеристик, значимых для представителей профессий типа «человек – человек», «человек – знак», «человек – природа», «человек – техника». К таким качествам и характеристикам относятся: способность к саморазвитию, социальная активность, независимость убеждений, экологическая ответственность, креативность, способность к самоанализу, алгоритмичность деятельности, информационная культура, коммуникабельность, эстетический вкус.

Обучение в профильной школе готовит ребят к осознанному выбору дальнейшего пути обучения. Образовательный процесс в лицее предусматривает передачу обучающимися таких методов мышления, которые обеспечивают не только познание, но и исследование, проектирование нестандартных решений.

Работая по данному направлению продолжительное время, мы пришли к выводу, что организация профильного обучения на старшей ступени по итоговым профилям не позволяет максимально удовлетворить образовательные потребности учащихся. Поэтому, начиная с 2005 года, МОУ лицей №2 включился в окружной эксперимент по реализации обучения по индивидуальным учебным планам.

Для лучшей координации работы по данному направлению в лицее реализуется Программа развития (2005-2010 г.г.); Программа «Управление введением системы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов и кооперации ресурсов учреждений города и регионов»; Концепция предпрофильной подготовки и профильного обучения; программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Практическая организация обучения с использованием индивидуального учебного плана требует кропотливой подготовки, наличия высокопрофессиональных кадров, продуманного методического обеспечения.

Подготовительная работа по введению обучения по индивидуальным учебным планам предполагает дифференциацию содержания обучения по основным предметам. В результате соответствующей работы в МОУ лицее №2 сформирован банк программ: базовые программы по предмету (минимальное количество часов обязательных для учащихся любого профиля); профильные программы по предмету; программы элективных курсов по выбору.

С января 2006 года в лицее проводится работа по переходу на обучение на старшей ступени по индивидуальным учебным планам. С этой целью проведено изучение нормативно-правовых документов, литературы, материалов, представленных на Интернет – сайтах по индивидуальному учебному плану, найдена и апробирована электронная программа индивидуального учебного плана – профиль, изучен опыт по реализации обучения по индивидуальному учебному плану в других образовательных учреждениях.

В феврале 2006 года началось внедрение новой модели обучения, с этой целью реализованы мероприятия:

  1. Разработаны рекомендации и бланк для составления индивидуального учебного плана.

  2. Проведен семинар для классных руководителей 9 классов «Переход на обучение по индивидуальным учебным планам на старшей ступени обучения».

  3. Проведено общешкольное собрание «Профильное обучение на старшей ступени по индивидуальному учебному плану».

  4. Проведены классные часы в 9 классах по теме: «Составление индивидуального учебного плана».

  5. Составлены индивидуальные учебные планы для девятиклассников, желающих продолжить обучение в 10 классе.

  6. Полученные данные обработаны и доведены до сведения педагогического коллектива на педагогическом совете «Обучение на старшей ступени по индивидуальному учебному плану».

В результате проведенной работы выяснилось, что 85 % учащихся (62 человека) выразили желание обучатся по индивидуальному учебному плану.

Идея перехода на обучение по индивидуальным учебным планам была также поддержана педагогическим коллективом родителями и учащихся.

В результате проведенной работы было открыто 4 профильных класса, два из которых являются мультипрофильными:

- 10 А класс – гуманитарный

- 10 Б класс – информационно- технологический

- 10 В класс – физико – математический и химико – биологический;

- 10 Г класс – социально экономический и психолого – педагогический;

10 Б и 10 В классы – мультипрофильные, т.е. в них функционирует по 2 профиля обучения. По сути дела, десятиклассники обучаются на 6 профилях, чего ранее никогда не было. Это позволяет более полно реализовать образовательные потребности учащихся. Так, в этом году в лицее были открыты группы для обучения по отдельным предметам (математика, русский язык, обществознание, экономика, право, физика, химия, биология, психология, МХК). Количество учащихся в таких группах колеблется от 9 до 12 человек. В 10 классе учащиеся должны посетить за год не менее 3 элективных курсов, причем все элективные курсы являются годичными.

На основании проделанной работы по переходу старшей ступени на обучение по индивидуальным учебным планам был составлен учебный план лицея, который позволил обеспечить содержание образования, соответствующее специфике лицея и его уровню, направлен на овладение системой знаний, умений и навыков, обеспечивающих высокий уровень учебных достижений при формировании компетентности в изучаемых образовательных областях, и не допускает перегрузки учащихся. Кроме того, функционирует новая модель расписания учебных занятий и элективных курсов, учитывающая обучение по индивидуальным учебным планам.

Преподавание профильных дисциплин обеспечивается силами педагогов лицея. Для преподавания элективных курсов, прохождения социальных практик планируется привлекать преподавателей ВУЗов. Информационно-технологический профиль функционирует на основе договора с Томским государственным университетом систем управления и радиоэлектрики (ТУСУР). Каждый учащийся данного класса обеспечивается учебно-методическим комплексом, педагоги- программами, методическими пособиями. Педагоги проходят курсы повышения квалификации на базе ТУСУРа, учащиеся имеют возможность участвовать в олимпиадах и конкурсах, проводимых ТУСУРом.

Модель обучения по индивидуальным учебным планам, на данный момент, является наиболее перспективной моделью обучения на старшей ступени, поскольку является достаточно гибкой и может быстро меняться в зависимости от контингента обучающихся. В дальнейшем планируется открытие профильных классов с включением в них более двух профильных групп учащихся.

В МОУ лицее №2 планируется полностью перейти на систему профильного обучения по индивидуальным учебным планам в 2008 году (по программе эксперимента). Таким образом, мы рассчитываем, что предлагаемая система организации предпрофильной подготовки и профильного обучения позволит обеспечить углубленное изучение предметов по запросам школьников, содействовать установлению равного доступа к полноценному образованию с учетом их индивидуальных склонностей и образовательных потребностей, расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием и будет способствовать формированию компетентной личности.

В учебном плане лицейский компонент сопровождают новые, нетрадиционные учебные предметы «Психология», «Экономика», «Право» и курсы по выбору «История русского национального костюма», «Психология семейных отношений», «Компьютерное моделирование физических процессов», «Основы журналистики», «Межкультурная коммуникация» и др., отражающие тип профилизации. В связи с этим на второй ступени (5-9 - е классы) обучение предусматривает усиление межпредметных связей. Для пропедевтики профильного обучения многие предметы изучаются по скорректированным программам (русский язык, математика, информатика). Ведется предпрофильная подготовка, элективные курсы. Содержание обучения в начальной школе (1-4-е классы) для всех обучающихся носит общий характер. Оно включает в себя вариативные учебные курсы: «Развитие творческих способностей», «Человек и природа в народной культуре», «Информатика», « Английский язык», предназначенные для формирования начальных представлений учащихся, которые позволят затем сделать им осознанный выбор профиля обучения.

Важнейший принцип работы лицея – ориентация на обновление методов обучения, использование эффективных образовательных технологий. Это выражается в замене монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащимися между собой, в повышении уровня самостоятельности обучающихся в своей учебной деятельности; в использовании в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода проектов, дебатов, моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов.

Основополагающие педагогические законы лицея – уважение к личности ученика, восхождение к индивидуальности каждого, стремление оказать любую поддержку ученику, развития его способности; демократический стиль в организации образовательного процесса.

Лицей как объект управления представляет собой сложный многокомпонентный комплекс.

Вашему вниманию предлагается структура управления лицеем, которая регулярно корректируется, реагируя на изменения условий жизнедеятельности лицея, потребности внешней среды и результаты инновационных процессов (схема № 1, №2).

В ходе организации процесса управления инновационной деятельностью все большее значение для нас приобретает планово-прогностическая работа, включающая в себя перспективное прогнозирование и текущее планирование. Как следствие такой аналитической работы разработана единая комплексно-целевая программа обеспечивающая успешное функционирование и развитие лицея на основе проблемного анализа ситуации и ресурсного обеспечения нашего лицея: «Модернизация лицейского образования в условиях перехода на обучение по индивидуальным учебным планам на основе кооперации ресурсов учреждений города и региона». Была определена миссия лицея: обеспечение конкурентно – способного уровня образования и социальной адаптивности выпускников.

Были определены и промежуточные показатели реализации стратегии развития лицея.

Особенно подробно спланирована работа по обеспечению перехода к новому качеству образования.

Задачи программы:

- модернизировать образовательный процесс на старшей ступени лицейского образования;

- разработать и апробировать модель профилизации от внутришкольной к сетевой;

- осуществить переход лицея на обучение по индивидуальным учебным планам, перейти от многопрофильности к мультипрофильности;

- продолжить совершенствование организационной структуры управления лицеем;

- моделировать воспитательную систему так, чтобы появились условия для развития гражданских качеств лицеиста;

- совершенствовать материально – техническую базу, исходя из необходимости информатизации образовательного процесса.

В качестве главного результата мы рассматриваем возможность получения выпускниками качественного общего образования на основе обучения по индивидуальным учебным планам, а также способность нести личную ответственность за выбор дальнейшего образовательного маршрута.

Для успешной реализации программы развития в лицее используются подпрограммы:

- программа эксперимента «Обучение на старшей ступени по индивидуальным учебным планам в условиях лицея на основе кооперации ресурсов учреждений города и региона»;

- программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

- «Человек и природа в народной культуре».

Разрабатываются программы:

- «Развитие гражданских качеств лицеиста»;

- «Лицей – территория здоровья»;

- «Информатизация образовательного процесса».

Программа развития лицея была представлена на конкурс общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного Национального проекта «Образование». В результате лицей – победитель конкурса в 2006 г.: два гранта Губернатора Ханты – Мансийского автономного округа – Югры; в 2007 году грант Президента Российской Федерации; педагоги и учащиеся отмечены премией Главы города Сургута.

Реализовано 2 100 000 рублей, полученных в результате грантовой поддержки. Средства грантовой поддержки направлены на повышение эффективности инновационных образовательных программ, реализуемых в лицее. И как итог:

- осуществлен переход на обучение по индивидуальным учебным планам на основе мультипрофильной модели обучения;

- внесены изменения в структуру управления лицеем;

- сформирована новая модель учебного плана в расписании занятий;

- внедрена, разработанная в лицее модель портфолио;

- опыт по модернизации модели профильного обучения обобщен на окружном и городском семинаре (выпущено учебно – методическое пособие); на выставке «Образование» Югры -2008.

- пополнена материально-техническая база:

В целом вся программа нацелена на достижение новых результатов образовательного процесса и соответственно меняются и функции управления, обеспечивающие переход от функционирования к системному управлению развитием и инновационными процессами.

Следует отметить наиболее важные системные управленческие функции:

- стратегический анализ состояния и прогнозирования изменений внешней среды;

- системный проблемно – ориентированный анализ состояний и тенденций изменения лицея в свете нового социального заказа;

- организация выработки новой миссии;

- постановка новых целей и задач, обеспечивающих развитие лицея;

- организация разработки профилей обучения;

- разработка концепции развития лицея;

- планирование инновационной деятельности лицея.

Инновационные преобразования заставили нас внести коррективы и в управление.

Для того, чтобы иметь объективную информацию о состоянии образовательного процесса, в лицее ведутся мониторинги уровня обученности на всех ступенях, развития личностных качеств лицеистов, изменений требований участников образовательной среды.

Это работа позволяет увидеть и проанализировать проблему и спланировать коррекционную работу, а это и делает образовательный процесс управляемым.

Добиться реализации планируемых результатов позволяет существующая в лицее система внутреннего контроля, которая в свою очередь опирается на мониторинговые исследования.

Контроль осуществляют разные структурные единицы системы управления, наделённые данными полномочиями.

Следует отметить такое понятие, как управленческая культура. Понятие это интегративное - синтез деловых, профессиональных и личностных качеств субъектов системы управления.

Так, сопротивление, неизбежное при нововведениях, можно преодолеть лишь тогда, когда каждый участник образовательного процесса будет иметь возможность влиять на принятие управленческих решений. Такие решения должны носить коллегиальный характер, поэтому я, директор, готова делиться властными полномочиями с другими.

Если ко мне, в мой рабочий кабинет, без боязни приходят ученики, пусть со своими самыми нелепыми, на первый взгляд предложениями, то значит, и они включились в процесс соуправления.

А если такие действия носят регулярный характер, то это и есть достижение цели взаимодействия всех уровней системы управления, наглядное свидетельство её демократического устройства, которое и позволяет нашему учебному заведению иметь достойные образовательные результаты и находиться в процессе непрерывного развития.

Системное управление инновационной деятельностью муниципального общеобразовательного учреждения лицея №2
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации