Управление образовательными системами. Подборка статей - файл n36.doc

приобрести
Управление образовательными системами. Подборка статей
скачать (1630.8 kb.)
Доступные файлы (46):
n1.doc39kb.11.10.2008 17:01скачать
n2.doc44kb.12.10.2008 20:05скачать
n3.doc55kb.05.12.2008 16:13скачать
n4.doc52kb.11.01.2009 20:29скачать
n5.doc32kb.13.01.2009 23:41скачать
n6.doc35kb.11.08.2008 19:13скачать
n7.doc31kb.23.07.2008 13:18скачать
n8.doc39kb.11.08.2008 19:11скачать
n9.doc37kb.19.06.2008 14:50скачать
n10.doc62kb.07.08.2008 15:23скачать
n11.doc50kb.07.08.2008 13:46скачать
n12.doc76kb.06.08.2008 11:51скачать
n13.doc46kb.24.06.2008 11:47скачать
n14.doc58kb.16.06.2008 11:34скачать
n15.doc46kb.17.07.2008 18:25скачать
n16.doc31kb.23.06.2008 11:55скачать
n17.doc36kb.10.06.2008 18:06скачать
n18.doc73kb.23.06.2008 12:41скачать
n19.doc70kb.26.06.2008 09:49скачать
n20.doc106kb.28.07.2008 18:44скачать
n21.doc27kb.16.06.2008 09:30скачать
n22.doc45kb.01.07.2008 13:20скачать
n23.doc43kb.19.08.2008 13:38скачать
n24.doc35kb.04.12.2008 19:41скачать
n25.doc62kb.07.08.2008 18:46скачать
n26.doc76kb.23.06.2008 16:41скачать
n27.doc30kb.25.06.2008 20:00скачать
n28.doc33kb.07.08.2008 15:38скачать
n29.doc45kb.24.06.2008 13:18скачать
n30.doc33kb.11.08.2008 19:13скачать
n31.doc69kb.19.06.2008 12:43скачать
n32.doc1204kb.18.07.2008 18:22скачать
n33.doc30kb.14.06.2008 13:58скачать
n34.doc155kb.08.08.2008 10:23скачать
n35.doc54kb.07.08.2008 13:21скачать
n36.doc53kb.18.06.2008 13:29скачать
n37.doc67kb.26.06.2008 11:05скачать
n38.doc70kb.14.08.2008 17:31скачать
n39.doc64kb.27.06.2008 14:33скачать
n40.doc48kb.11.08.2008 19:12скачать
n41.doc45kb.18.06.2008 14:33скачать
n42.doc49kb.26.06.2008 12:08скачать
n43.doc41kb.14.06.2008 14:10скачать
n44.doc36kb.23.06.2008 12:30скачать
n45.doc69kb.07.08.2008 12:09скачать
n46.doc32kb.25.06.2008 20:23скачать

n36.doc

МОУ гимназия «Лаборатория Салахова»
Тезисы к мастер-классу

«Система образовательного менеджмента гимназии по работе

с одаренными детьми на 2005-2010 гг.»
Н.Н. Сидорова, заместитель директора гимназии по НМР

Ф.Г. Гиниатуллина, методист
Для организации работы с одаренными детьми в гимназии была разработана программа: «Система образовательного менеджмента гимназии по работе с одаренными детьми на 2005-2010 гг.» Авторы-разработчики программы: Сидорова Наталья Николаевна – заместитель директора гимназии по научно-методической работе, кандидат педагогических наук; Кинзибаева Ильсияр Гильмияновна – заместитель директора гимназии по предпрофильной подготовке и профильному обучению; Гиниатуллина Флорида Габдрашитовна – методист, заведующая отделом по организации исследовательской деятельности учащихся. Научный руководитель: Повзун Вера Дмитриевна, профессор Сургутского государственного университета, доктор педагогических наук.

Программа принята Советом гимназии. Протокол №2 от 12.09.2006г.

Ключевые понятия программы: менеджмент в образовании, конкурентостимулирующая среда, одаренный ребенок, педагогическая поддержка одаренности, поисково-исследовательская деятельность, метод проектов.

Главная стратегическая линия образовательного процесса в гимназии - формирование конкурентоспособной личности гимназиста.

Цель данной программы - обеспечение условий работы с одаренными детьми.

Для эффективной работы с одаренными детьми необходимо взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), интеграция всех структур образовательного пространства гимназии, что невозможно без создания системы образовательного менеджмента

Мы полагаем, что система управления процессом работы с одаренными детьми будет эффективным, если:

- создана конкурентостимулирующая среда, позволяющая позитивно изменять личностные достижения гимназистов в учебной и научно-исследовательской деятельности;

- определены возможности внеурочной деятельности образовательного учреждения для развития творческих способностей одаренных детей;

- осуществлена психолого-педагогическая поддержка одаренных детей в траектории их развития.
Изменение характера обычных функций управления и появление новых предполагают в современной школе выделение специфического набора функций в отдельный блок и организацию отдельных специальных должностей, среди которых следует выделить:

- заместителя директора по предпрофильной подготовке и профильному обучению;

- заместителя директора по информатизации;

- методиста по работе с одаренными детьми;

- ответственных за учебно-исследовательскую деятельность гимназистов на каждой предметной кафедре.

Заместитель директора по научно – методической работе осуществляет общее руководство исследовательской деятельностью, как работников гимназии, так и учащихся в данном направлении и руководит работой научного общества учащихся «Грани»

В гимназии созданы локальные документы, регламентирующие исследовательскую деятельность гимназистов:

-положение о реферате учащегося;

- положение об учебном проекте;

- положение о лучшем исследователе – ученике;

- положение о лучшем учителе – исследователе;

- положение о рецензии ученических исследований;

-положение о гимназической научной конференции в рамках Дней науки;

-элективный курс «Основы проектирования».
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, объединены в НОУ «Грани». Работой данного НОУ руководит заместитель директора гимназии по НМР Н.Н. Сидорова. Работа научного общества ведется в рамках предметных секций (направлений), каждое из которых курирует учитель ответственный за исследовательскую работу на кафедре. Торжественное принятие гимназистов в НОУ «Грани» происходит во время гимназических Дней науки.
Обучение гимназистов организации исследовательской работы, ее методологии происходит в рамках курса «Основы проектирования» (автор курса Кинзибаева И.Г., заместитель директора по предпрофильной подготовке и профильному обучению)

Программа «Основы проектирования» представляет собой элективный курс объемом до 15 часов, адресованный учащимся 9 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Включение программы в учебный план и ее реализация способствует профессиональному самоопределению обучающихся и является первым шагом в подготовке личности к самореализации в учебно - научном направлении. Элективный курс знакомит учащихся, с одной стороны, с одним из основных методов познания, с другой - дает возможность сформулировать интерес к исследовательской деятельности, способствует развитию не только практических, но и интеллектуальных способностей учащихся.

Цель программы: развитие учебно-исследовательской компетентности.

Задачи курса:

- формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности;

- формирование знаний о структуре, этапах, содержании исследовательской работы и ее методах;

- формирование умений работать с различными источниками информации и проектом исследования.

Результатом изучения данного курса должны стать:

- знания о понятийном научном аппарате и методах проведения учебного исследования;

- навыки и умения наблюдать и анализировать проблемные явления, изучать и обобщать опыт человечества, определять актуальную программу исследования, ее цели и задачи, формулировать гипотезу, проводить эксперимент, обрабатывать и интерпретировать результаты проведенного исследования, обобщать исследовательские материалы в виде ученического проекта.

Программа курса реализуется посредством организации лекций, практических и лабораторных занятий, а также в процессе самостоятельной работы обучающихся.

Лекции обеспечивают должный уровень теоретической подготовки обучающихся. Организация и методика проведения практических и лабораторных занятий строится с учетом реализации возможности формирования у обучающихся практических навыков и умений по разработке проектов и научного аппарата исследования, применения конкретные методы исследования.

Учебные занятия призваны сопровождать работу школьников над учебными исследованиями от этапа формулировки темы до взаимного рецензирования завершенных работ и подготовки защиты. Поэтому материал курса располагается таким образом, чтобы обеспечить поддержку учебно-исследовательской деятельности школьников.

Продуктом реализации учебной программы является ученический проект. В связи с этим учебно-исследовательская работа со школьниками ведется в двух параллельных плоскостях. Первая - плоскость собственной проектно-практической деятельности по разработке и реализации проекта. Вторая – плоскость отработки методики трансляции обучающимся знаний, умений и навыков исследовательского свойства, формирование у школьников соответствующих способностей.

Сочетание научности с деятельностно-ориентированным характером обучения позволяет обеспечить включенность обучающихся в индивидуальную или групповую творческую мыслительную деятельность через следующие этапы:

Информационно-аналитический: получение информации, анализ, оценка, постановка проблемных задач для дальнейшего продвижения в изучении и исследовании проблемы, постановка цели исследования, формулировка и обоснование гипотезы.

Технологический – планирование исследования, осуществление исследования, фиксация наблюдений и измерений, анализ, обработка результатов исследования.

Конструирующий – рефлексия и коррекция первичных материалов исследования, итоговая защита.

Оценка учебно-исследовательской деятельности учащихся происходит по результатам защиты проектов.
Основной формой представления результатов исследовательской деятельности гимназистов являются гимназические Дни науки, которые проводятся с 1995г. Дни науки были посвящены М.В. Ломоносову, 60-летию победы в Великой Отечественной войне, Д.С. Лихачеву, И.Ньютону и т.д..

В рамках Дней науки традиционно проводятся: интеллектуальный марафон, спортивные конкурсы (Быстрее! Выше! Сильнее!, Баскетбольные приколы и др.), игровая программа «Лидер», родительская конференция, заседание Дебат-клуба, научные чтения, конкурс «Самый умный восьмиклассник», конкурсы чтецов и переводчиков с иностранных языков. Но наибольшее значение имеет научная конференция учащихся.

Научная конференция - завершающий этап самостоятельной проектной работы гимназистов под руководством учителей – предметников. Подобные мероприятия – это не дань моде. В процессе подготовки к ним решается комплекс учебных и развивающихся задач:

- совершенствуются умения гимназистов работать с разными источниками информации, научной литературой, умения представлять свои работы в презентативном виде;

- развиваются коммуникативные компетенции, ученик приобретает опыт публичных выступлений;

- формируется интерес к исследовательской деятельности.

В конечном счете, гимназисты получают публичную оценку своего труда, что способствует формированию их социальной активности, повышению самооценки.

Заседания научной конференции проводятся по предметным и возрастным секциям. Прежде чем работа будет представлена на конференции, она проходит этап рецензирования. Рецензируют исследовательские работы учителя предметных кафедр (не научный руководитель) и гимназисты, имеющие опыт участия в городской конференции «Шаг в будущее». На каждой секции работает жюри состоящее их гимназистов и учителей.

Выступление каждого гимназиста на конференции интересно по-своему, поэтому они вызывают живой отклик у присутствующих, дают возможность для широкого обсуждения проблем, связанных с тематикой Дней науки.

Знания, полученные в ходе подготовки и в процессе проведения гимназической конференции, обогащают опыт гимназистов, расширяют их кругозор, позволяют преподавателям раскрывать личностные качества участников, обозначать лучшие работы, которых можно представлять на экзаменах, в рамках городских и окружных конференций. По итогам гимназической конференции определяются участники городской конференции «Шаг в будущее»


Дополнительное стимулирование наиболее активных и успешных в исследовательской деятельности гимназистов проводится через ежегодный конкурс «Лучший гимназист-исследователь».
Конкурс «Лучший учитель-исследователь» направлен на поддержание учителей, которые выступают в качестве научных руководителей гимназистов и сами занимаются исследовательской работой.
Гимназические предметные олимпиады проводятся ежегодно в целях выявления, наиболее способных по отдельным предметам, учащихся, углубления и улучшения работы с одаренными гимназистами, развития творческой активности учащихся, создания конкурентостимулирующей среды. Гимназическая олимпиада является системой, главная задача которой - обеспечение участия каждого гимназиста в олимпиадном движении и получение более глубоких и прочных знаний по предметам. Цель олимпиады - углубление и улучшение работы с гимназистами, привитие интереса к учебным предметам и развитие творческой активности гимназистов, вовлечение каждого гимназиста в активный познавательный процесс.

Олимпиады традиционно проходят в II тура:

  1. В первом туре участвуют все гимназисты;

  2. Во втором туре участвуют по 10 человек с каждой параллели.

Награждение победителей олимпиады проходит в торжественной обстановке во время празднования дня рождения гимназии.

По итогам гимназических олимпиад определяются участники городских предметных олимпиад школьников. Традиционно гимназисты показывают высокий уровень знаний и достигают значительных результатов на городских и Окружных предметных олимпиадах школьников.

В течение нескольких лет наши гимназисты участвуют во Всероссийских дистанционных олимпиадах Эдос, Русский медвежонок, Кенгуру. Участие подобных в олимпиадах является платной услугой, оплата которой производилась за счет родителей.

Тезисы к мастер-классу
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации