Управление образовательными системами. Подборка статей - файл n35.doc
приобрестиУправление образовательными системами. Подборка статейскачать (1630.8 kb.)
Доступные файлы (46):
n35.doc
Озерова Е.В.,
директор МОУ СОШ №10 с углубленным изучением
отдельных предметов
г. Сургута
Система менеджмента качества как эффективная управленческая технология
Сегодня мы отмечаем возрастание интереса к внедрению управленческих технологий, позволяющих повысить эффективность как системы управления в целом, так и отдельных процессов организации.
Главной задачей сегодняшнего дня нашей школы является использование современных методов управления с целью повышения качества образования.
Эффективное управление персоналом является одним из условий успешного развития образовательного учреждения.
Как же добиться лучших результатов, стать конкурентоспособной школой?
Мнение, что успех дела решает достаток материальных, людских и иных ресурсов, есть не что иное, как заблуждение. Проблема заключается в хорошем управлении.
Результативность и эффективность любой деятельности зависит от двух фундаментальных составляющих: качества цели (“делать нужные вещи” и качества исполнения (“ делать вещи правильно”).
В свою очередь качественная цель должна соответствовать, как минимум, трем требованиям. Она должна быть:
-понятна (чего мы хотим);
-конкретна (чего, когда и сколько);
-реальна (достижима в принципе).
Но цель-это только ориентир, желаемый результат деятельности организации. Как бы благородно и привлекательно цели не назывались, они сами по себе результатов не обеспечивают. Неуправляемый корабль никогда не придет в порт назначения. Только управление несет ответственность за деятельность организации и достижение поставленных целей.
Краеугольным камнем при создании системы управления качеством для нас явились ответы на следующие вопросы:
Как правильно проанализировать деятельность школы?
Как создать систему управления качеством школы, которая, в свою очередь, отвечала бы внешним требованиям и стандартам?
Как зафиксировать достижение школой более высокого качества образования, отследить его динамику, проанализировать условия и средства его обеспечения?
Мы пришли к выводу о том, что наиболее соответствующей современным требованиям управления качеством является система менеджмента качества образования, основанная на стандартах качества ИСО серии 9001, которая является в мировой практике признанной системой управления качеством на основе процессного подхода.
Чтобы успешно руководить организацией и обеспечивать ее функционирование, необходим соответствующий инструмент. Одним из таких инструментов для нас явилась система менеджмента качества.
Система менеджмента качества предназначена для оптимизации деятельности школы, обеспечения прозрачности процессов и опережающего удовлетворения запросов потребителей: внешних - родители, обучающиеся, вузы и общество в целом; внутренних - сотрудников школы, а также для выхода на качественно новый уровень преподавания.
Особенности образовательного процесса, казалось бы, не позволяют применять стандарт качества, разработанный изначально для организаций, осуществляющих производство товаров и услуг, в образовательном учреждении. Но это ложное впечатление, поскольку требования стандартов качества относятся не к базовому процессу (образовательному процессу), а к процессу управления. Управление строится по общим законам, особенности объекта управления влияют не на сущность процесса управления, а на конкретные управленческие решения. Международные стандарты ИСО серии 9001 служат основой для построения эффективной системы менеджмента качества, гарантирующей стабильность качества оказываемых услуг.
СМК дает уверенность потребителям и руководству организации в том, что все процессы, осуществляемые в образовательном учреждении, результативны и направлены на постоянное повышение качества предоставляемых услуг. Это, по сути, показатель конкурентоспособности организации, требование не только международного, но и внутреннего рынков.
Менеджмент - это не просто управление чем-либо, а управление с определенной целью, умение достигать поставленные цели за счет эффективного использования труда, интеллекта, методов поведения людей, работающих в организации, т.е. это процесс активного воздействия на каждого работника, каждую группу.
Система менеджмента качества помогла нам ответить на вопрос: Как сделать, чтобы получить качественный результат?
При внедрении системы менеджмента качества мы руководствовались следующими основными принципами системы менеджмента качества:
ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ;
ЛИДЕРСТВО РУКОВОДСТВА;
ВОВЛЕЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА;
ПОДХОД К ПРОЦЕССАМ;
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ;
НЕПРЕРЫВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ;
ПОДХОД К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ФАКТОВ;
ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ;
ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ;
РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА.
Какие результаты ждет администрация нашей школы от внедрения системы менеджмента качества? Как правило, это:
повышение управляемости школы за счет применения процессного подхода в управлении;
уменьшение зависимости от «человеческого фактора» за счет создания четкой, прозрачной системы управления;
измеримость результатов проведенной работы с целью установления возможностей для постоянного улучшения.
А что дает правильно организованная работа по построению и поддержанию системы менеджмента качества? Наш опыт показывает, что это:
создание механизма развития школы в условиях конкурентной среды;
оптимизация структуры основных и вспомогательных процессов реализующих соответствие требованиям потребителей;
рост профессиональной ответственности всех сотрудников школы;
сбалансированное развитие организационного, методического, технологического, информационного, материально-технического и кадрового сопровождения образовательного процесса;
согласованные действия по всей цепочке поставки: поставщики (родители) – производство (образовательный процесс) – потребители (родители, учащиеся, общество, ВУЗы, предприятия и др.);
демонстрация потребителям (родителям, обучающимся) и другим заинтересованным сторонам доказательств своей способности к качеству.
Первые шаги
создания такой системы управления качеством (системы менеджмента качества) в нашей школе обеспечили:
реальный рост качества деятельности всех структур школы, элементов образовательного процесса, повышение качества образовательных услуг, предоставляемых обучающимся в рамках основной образовательной программы и программ дополнительного образования;
качественное изменение основных субъектов образовательного процесса: личности обучающихся, педагогов и администрации;
-диагностика и своевременное выявление проблем в системе управления качеством образования;
формирование в школе культуры качества, внутренней среды для его непрерывного улучшения;
повышение имиджа школы по качеству подготовки обучающихся;
- разработка и предоставление потребителям новых видов качественных услуг;
внедрение в систему оценки качества образования в школе новых процедур, критериев, показателей;
создание собственной модели самообследования школы по качеству образования;
разработка модели управления качеством образования в школе, которая бы обеспечивала и поддерживала достижение требуемого уровня качества образования.