Управление образовательными системами. Подборка статей - файл n31.doc

приобрести
Управление образовательными системами. Подборка статей
скачать (1630.8 kb.)
Доступные файлы (46):
n1.doc39kb.11.10.2008 17:01скачать
n2.doc44kb.12.10.2008 20:05скачать
n3.doc55kb.05.12.2008 16:13скачать
n4.doc52kb.11.01.2009 20:29скачать
n5.doc32kb.13.01.2009 23:41скачать
n6.doc35kb.11.08.2008 19:13скачать
n7.doc31kb.23.07.2008 13:18скачать
n8.doc39kb.11.08.2008 19:11скачать
n9.doc37kb.19.06.2008 14:50скачать
n10.doc62kb.07.08.2008 15:23скачать
n11.doc50kb.07.08.2008 13:46скачать
n12.doc76kb.06.08.2008 11:51скачать
n13.doc46kb.24.06.2008 11:47скачать
n14.doc58kb.16.06.2008 11:34скачать
n15.doc46kb.17.07.2008 18:25скачать
n16.doc31kb.23.06.2008 11:55скачать
n17.doc36kb.10.06.2008 18:06скачать
n18.doc73kb.23.06.2008 12:41скачать
n19.doc70kb.26.06.2008 09:49скачать
n20.doc106kb.28.07.2008 18:44скачать
n21.doc27kb.16.06.2008 09:30скачать
n22.doc45kb.01.07.2008 13:20скачать
n23.doc43kb.19.08.2008 13:38скачать
n24.doc35kb.04.12.2008 19:41скачать
n25.doc62kb.07.08.2008 18:46скачать
n26.doc76kb.23.06.2008 16:41скачать
n27.doc30kb.25.06.2008 20:00скачать
n28.doc33kb.07.08.2008 15:38скачать
n29.doc45kb.24.06.2008 13:18скачать
n30.doc33kb.11.08.2008 19:13скачать
n31.doc69kb.19.06.2008 12:43скачать
n32.doc1204kb.18.07.2008 18:22скачать
n33.doc30kb.14.06.2008 13:58скачать
n34.doc155kb.08.08.2008 10:23скачать
n35.doc54kb.07.08.2008 13:21скачать
n36.doc53kb.18.06.2008 13:29скачать
n37.doc67kb.26.06.2008 11:05скачать
n38.doc70kb.14.08.2008 17:31скачать
n39.doc64kb.27.06.2008 14:33скачать
n40.doc48kb.11.08.2008 19:12скачать
n41.doc45kb.18.06.2008 14:33скачать
n42.doc49kb.26.06.2008 12:08скачать
n43.doc41kb.14.06.2008 14:10скачать
n44.doc36kb.23.06.2008 12:30скачать
n45.doc69kb.07.08.2008 12:09скачать
n46.doc32kb.25.06.2008 20:23скачать

n31.doc

Развитие интеллектуальных способностей учащихся начальной школы

посредством использования программы СИРС
Колонюк М.Е.

Руководитель психологической

службы МОУ лицея № 2

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Сложность решения этих задач определяется наличием различных подходов.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Появились образовательные учреждения, программы и общественные организации, ставящие основной целью выявление, обучение и развитие одаренных детей. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества. Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.

Процесс выявления способностей детей достаточно сложен. Яркие детские таланты встречаются довольно редко. В школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Поэтому задача учителя – выявление склонностей, а затем в процессе их совершенствования – развитие способностей.

На наш взгляд, успешность работы с одаренными учащимися во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе. Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и получение удовольствия от умственного труда. Познавательная потребность является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование личности, развитие ее способностей из природных задатков. Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом состоянии.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить основные направления работы с одаренными детьми в начальных классах.

– развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей,

– развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций).

- выявление одаренных детей;

- формирование умения учиться как способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т. д.);

- развитие и воспитание навыков общения;

- обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей.

Переход на вторую ступень (начиная с пятого класса) был всегда сопряжен с падением успеваемости и появлением проблем в учебе у многих школьников. Проблема заключается в нестыковке программ начальной и средней школы в целом, в различии целей и задач, которые они перед собой ставят. Основная задача основной школы – адаптировать ребенка к новому образу жизни, где в качестве ведущей деятельности выступает учебная деятельность, и сформировать у него начальные школьные навыки – научить читать, писать и считать. Решение данной задачи не предъявляет каких-то особых требований к интеллектуальному развитию детей. Она выполнима при условии минимального речевого и психомоторного развития и наличии простой ассоциативной памяти. Специфичных задач развития понятийного мышления начальная школа не ставит.

Основная задача средней школы – ввести подростка в систему наук, ознакомить его с основами научных знаний. Любая наука имеет определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. В ее основе лежат отправные понятия и аксиомы, из которых выводятся более частные, специальные понятия, вырастает сама пирамида науки. При этом каждая область знаний специфична не только по содержанию, но и по методам организации и изложения информации. Поэтому ребенку для успешного изучения наук необходимо обладать понятийным мышлением и соответствующими интеллектуальными операциями.

Сегодня программы не только начальной школы, но и в значительной степени – 5-6 классов избавляют ребенка от необходимости мыслить, овладевать научными понятиями. Исключением является программа В.В. Давыдова в классическом варианте, программы дошкольного образования – Домана, Зайцева, Монтессори, которые развивают некоторые интеллектуальные опрерации, при систематическом обучении. Исследования показывают (Л.А. Ясюковой), что тип интеллекта, который складывается к 7-8 классу, качественно изменить уже не удается. Поэтому, на наш взгляд, необходимо дополнительно проводить комплексные, развивающие интеллектуальные способности занятия в начальной школе, независимо от того как учится ребенок, тем самым обеспечивается полноценное формирование интеллектуальных способностей и личностных особенностей обучающихся, повышается мотивация к обучению и саморазвитию.

Мы понимаем одаренность как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Следовательно, одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимся достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Также на второй ступени обучения (начиная с пятого класса) учащиеся начинают принимать участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, и для успешного участия необходимо быть готовыми к исследовательской деятельности. Это приводит к использованию дополнительного времени, умению распределять нагрузку, находить и анализировать информацию по теме исследования, навыку определять проблему, понимать ее суть и умение решать ее. Для этого, на наш взгляд, необходимо развитое понятийное мышление, память, навык чтения, что и развивает программа СИРС.

В лицее № 2 в содержании образования, применяются такие подходы как ускорение, углубление, обогащение, проблематизация в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, в т.ч. развитие познавательных процессов по программе СИРС.

Многоуровневые курсы «Быстрое чтение, память, мышление» предназначены для дошкольников, школьников, студентов и взрослых.

Чем отличается СИРС от других компьютерных разработок? Прежде всего, тем, что используется интегральный, комплексный подход при непрерывном развитии следующих компонентов способностей человека: когнитивные навыки (восприятие, хранение, обработки, воспроизведения и анализа информации);быстрого чтения с подавлением артикуляции;памяти (образной, механической, ассоциативной);навыков классификации знаний; устного счета;системного, понятийного, наглядно-образного мышления;креативности; пространственных представлений;чувства стихосложения, юмора.

Рассмотрим психические процессы значимые для обучения в среднем звене:

Поэтому, возникла идея этого проекта – на основе компьютерных технологий, целенаправленно, непрерывно развивать эти компоненты способностей в целях значительного повышения успешности обучения школьников. А следовательно, и более быстрого достижения максимальных жизненных результатов.

В лицее № 2 ведется мониторинг уровня развития психических процессов, значимых для обучения в среднем звене учащихся 4-х классов. Что позволяет прогнозировать успешность обучения учащихся в среднем звене. По показателям учащихся, обучающихся без троек (в течение четвертого и пятых классов в 2005-08 уч. г) можно предположить возможные трудности в обучении (не достаточно развит навык чтения, пространственное мышление, интуитивно-понятийное мышление, логическая оперативная память). Следовательно, необходимо вести дополнительную работу с учащимися в начальной школе. Проблема полноценного развития учащихся начальной школы в лицее №2 решается посредством применения программы СИРС.

Эффективность компьютерной системы интенсивного развития способностей (СИРС) определяется по таким критериям как, увеличение объема запоминаемой информации, повышение скорости поискового чтения, развитие креативности, интеллектуальной выносливости и скорости мыслительных процессов, уменьшение утомляемости, улучшение успеваемости в школе и повышение мотивации к обучению.

В качестве главного результата реализации программы СИРС выступает развитие познавательных процессов: память, пространственное и понятийное мышление, навык чтения (диагр.1,2).

Навык чтения (эффективность чтения в % в среднем по группе учащихся),

результаты занятий в 2007-08 уч. Г. Диаграмма 1.



Ассоциативная память (количество запоминаемых слов за 30 секунд, в среднем по группе учащихся), результаты занятий в 2007-08 уч.г. Диаграмма 2.



Обучение учащихся по программе СИРС в лицее №2 ведется в течение двух лет, охват учащихся составил 221 человек (2-5 классы), анализ результатов реализации СИРС показывает, что у основной массы учащихся значительно улучшился навык чтения (скорость и эффективность), повысился уровень развития памяти, мышления, внимания, и это в свою очередь способствует улучшению результативности обучения детей, полноценному формированию интеллектуальных способностей и личностных особенностей, у обучающихся тем самым обеспечивается полноценное формирование интеллектуальных способностей и личностных особенностей обучающихся, повышается мотивация к обучению и саморазвитию.






Развитие интеллектуальных способностей учащихся начальной школы
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации