Управление образовательными системами. Подборка статей - файл n3.doc

приобрести
Управление образовательными системами. Подборка статей
скачать (1630.8 kb.)
Доступные файлы (46):
n1.doc39kb.11.10.2008 17:01скачать
n2.doc44kb.12.10.2008 20:05скачать
n3.doc55kb.05.12.2008 16:13скачать
n4.doc52kb.11.01.2009 20:29скачать
n5.doc32kb.13.01.2009 23:41скачать
n6.doc35kb.11.08.2008 19:13скачать
n7.doc31kb.23.07.2008 13:18скачать
n8.doc39kb.11.08.2008 19:11скачать
n9.doc37kb.19.06.2008 14:50скачать
n10.doc62kb.07.08.2008 15:23скачать
n11.doc50kb.07.08.2008 13:46скачать
n12.doc76kb.06.08.2008 11:51скачать
n13.doc46kb.24.06.2008 11:47скачать
n14.doc58kb.16.06.2008 11:34скачать
n15.doc46kb.17.07.2008 18:25скачать
n16.doc31kb.23.06.2008 11:55скачать
n17.doc36kb.10.06.2008 18:06скачать
n18.doc73kb.23.06.2008 12:41скачать
n19.doc70kb.26.06.2008 09:49скачать
n20.doc106kb.28.07.2008 18:44скачать
n21.doc27kb.16.06.2008 09:30скачать
n22.doc45kb.01.07.2008 13:20скачать
n23.doc43kb.19.08.2008 13:38скачать
n24.doc35kb.04.12.2008 19:41скачать
n25.doc62kb.07.08.2008 18:46скачать
n26.doc76kb.23.06.2008 16:41скачать
n27.doc30kb.25.06.2008 20:00скачать
n28.doc33kb.07.08.2008 15:38скачать
n29.doc45kb.24.06.2008 13:18скачать
n30.doc33kb.11.08.2008 19:13скачать
n31.doc69kb.19.06.2008 12:43скачать
n32.doc1204kb.18.07.2008 18:22скачать
n33.doc30kb.14.06.2008 13:58скачать
n34.doc155kb.08.08.2008 10:23скачать
n35.doc54kb.07.08.2008 13:21скачать
n36.doc53kb.18.06.2008 13:29скачать
n37.doc67kb.26.06.2008 11:05скачать
n38.doc70kb.14.08.2008 17:31скачать
n39.doc64kb.27.06.2008 14:33скачать
n40.doc48kb.11.08.2008 19:12скачать
n41.doc45kb.18.06.2008 14:33скачать
n42.doc49kb.26.06.2008 12:08скачать
n43.doc41kb.14.06.2008 14:10скачать
n44.doc36kb.23.06.2008 12:30скачать
n45.doc69kb.07.08.2008 12:09скачать
n46.doc32kb.25.06.2008 20:23скачать

n3.doc

Лилия Николенко Самообразование уос сем 6

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.» А. Дистервег

Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности,

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.» (источник : педагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru)

Если процесс образования … : 1. Осуществляется добровольно; 2. Осуществляется сознательно;

3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком; 4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков, … то речь идет о самообразовании.

Самообразование педагога.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. . Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»

• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?

Направления самообразования учителя.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.

• Профессиональное (предмет преподавания) • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей) • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.) • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения) • правовое • эстетическое (гуманитарное) • историческое • иностранные языки • политическое • информационно-компьютерные технологии • охрана здоровья • интересы и хобби

Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями.

Источники самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение • Газеты, журналы • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) • Интернет • Видео, аудио информация на различных носителях • Платные курсы • Семинары и конференции • Мастер-классы • Мероприятия по обмену опытом • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты • Курсы повышения квалификации • Путешествия

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Формы самообразования учителя

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и , к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию учителей.
Конфликты. сем 7 уос

Понятие конфликта имеет множество определений и толкований, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов и т.д. Однако не всегда выражается в форме явного столкновения конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены. Конфликтогены – это слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Еще большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности – эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

формулы конфликта: Конфликт + Конфликтная ситуация + Инцидент; Истинная причина + повод = КОНФЛИКТ

Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций. Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.

По объему конфликты подразделяют на:

1. Внутриличностные. Возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями сотрудника.

2. Межличностные. Вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг другу в отношении целей, расположений, ценностей или поведения.

3. Конфликт между личностью и группой. Проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда.

4. Межгрупповые. Это конфликты внутри формальных групп коллектива, внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами.

По длительности протекания конфликты можно подразделить на:

- кратковременные; - затяжные.

По источнику возникновения конфликты можно разделить на:

- объективно обусловленные, -субъективно обусловленные.

У всех конфликтов есть несколько причин. Все причины конфликтов можно объединить в пять групп в соответствии с обуславливающими их факторами – информацией, структурой, ценностями, отношениями и поведением.

В основе многих конфликтов лежит информация, приемлемая для одной из сторон и неприемлемая для другой. Это могут быть неполные и неточные факты, слухи, что дезинформирует партнеров по общению: подозрения в умышленном сокрытии информации; сомнения в надежности и ценности источников информации и т.д.

Структурные факторы обычно связаны с существованием формальной и неформальной организаций социальной группы. Сюда могут быть отнесены вопросы собственности, социального статуса, властных полномочий, традиции и др.

Ценностные факторы – это те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем. Это общественные или личностные системы убеждений, верований и поведения, идеологические, культурные и другие ценности и нужды.

Факторы отношений связаны с чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствия. При этом важно учитывать основу отношений, их сущность, длительность и другие стороны отношений.

Поведенческие отношения неизбежно ведут к конфликтам, если ущемляются интересы, подрывается самооценка, возникает угроза безопасности.

Такая группировка причин конфликтов способствует их пониманию и анализу, но следует помнить, что реальная жизнь богаче любой схемы и можно выделить множество иных причин возникновения противоречий, а также выявить тесное переплетение различных факторов в том или ином конфликте.

Когда человек попадает в конфликтную ситуацию, для более эффективного решения проблемы ему необходимо выбрать определенную стратегию и стиль поведения. Психологи выделяют пять типовых стилей поведения в конфликтных ситуациях:

1. Стиль конкуренции.

Человек старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать свое решение проблемы. Для достижения цели он использует свои волевые качества, и если воля его достаточно сильна, то ему это удастся.

Вот примеры тех случаев, когда следует использовать этот стиль:

• обладание достаточным авторитетом для принятия решения;

• необходимо принять решение быстро, и достаточно власти для этого;

• наличие критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.

2. Стиль уклонения.

Реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняется от решения конфликта. Он может использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для него или когда он чувствует, что находится в безнадежном положении.

Типичные ситуации, в которых рекомендуется применять данный стиль:

• трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности;

• желание выиграть время; •недостаточно власти для решения этой проблемы.

3. Стиль приспособления.

Он означает, что человек действует совместно с другим человеком, не пытается отстаивать собственные интересы. Он может использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого и не очень существенен для него самого.

Наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления:

• желание сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;

• незначительный шанс победить; • другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если уступить его желаниям.

4. Стиль сотрудничества.

Наиболее эффективный стиль, но и наиболее трудный. Если оба человека понимают, в чем состоит причина конфликта, они имеют возможность вместе искать новые альтернативы или выработать приемлемые компромиссы. Такой подход рекомендуется использовать в данных ситуациях: • решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него устраниться; • тесные, длительные и взаимозависимые отношения обеих сторон;

• обе стороны осведомлены о проблеме, и желания их известны.

5. Стиль компромисса.

Человек немного уступает в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое. Как при сотрудничестве, он не ищет скрытые нужды и интересы.

Типичные случаи:

• обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

• другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;

• возможность воспользоваться временной выгодой.

Чтобы прийти к компромиссному решению с кем-то, следует начинать с выяснения интересов и желаний обеих сторон. После этого необходимо обозначить область совпадения интересов.

Важно понять, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях и ни один из них не может быть выделен как самый лучший. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации