Управление образовательными системами. Подборка статей - файл n29.doc

приобрести
Управление образовательными системами. Подборка статей
скачать (1630.8 kb.)
Доступные файлы (46):
n1.doc39kb.11.10.2008 17:01скачать
n2.doc44kb.12.10.2008 20:05скачать
n3.doc55kb.05.12.2008 16:13скачать
n4.doc52kb.11.01.2009 20:29скачать
n5.doc32kb.13.01.2009 23:41скачать
n6.doc35kb.11.08.2008 19:13скачать
n7.doc31kb.23.07.2008 13:18скачать
n8.doc39kb.11.08.2008 19:11скачать
n9.doc37kb.19.06.2008 14:50скачать
n10.doc62kb.07.08.2008 15:23скачать
n11.doc50kb.07.08.2008 13:46скачать
n12.doc76kb.06.08.2008 11:51скачать
n13.doc46kb.24.06.2008 11:47скачать
n14.doc58kb.16.06.2008 11:34скачать
n15.doc46kb.17.07.2008 18:25скачать
n16.doc31kb.23.06.2008 11:55скачать
n17.doc36kb.10.06.2008 18:06скачать
n18.doc73kb.23.06.2008 12:41скачать
n19.doc70kb.26.06.2008 09:49скачать
n20.doc106kb.28.07.2008 18:44скачать
n21.doc27kb.16.06.2008 09:30скачать
n22.doc45kb.01.07.2008 13:20скачать
n23.doc43kb.19.08.2008 13:38скачать
n24.doc35kb.04.12.2008 19:41скачать
n25.doc62kb.07.08.2008 18:46скачать
n26.doc76kb.23.06.2008 16:41скачать
n27.doc30kb.25.06.2008 20:00скачать
n28.doc33kb.07.08.2008 15:38скачать
n29.doc45kb.24.06.2008 13:18скачать
n30.doc33kb.11.08.2008 19:13скачать
n31.doc69kb.19.06.2008 12:43скачать
n32.doc1204kb.18.07.2008 18:22скачать
n33.doc30kb.14.06.2008 13:58скачать
n34.doc155kb.08.08.2008 10:23скачать
n35.doc54kb.07.08.2008 13:21скачать
n36.doc53kb.18.06.2008 13:29скачать
n37.doc67kb.26.06.2008 11:05скачать
n38.doc70kb.14.08.2008 17:31скачать
n39.doc64kb.27.06.2008 14:33скачать
n40.doc48kb.11.08.2008 19:12скачать
n41.doc45kb.18.06.2008 14:33скачать
n42.doc49kb.26.06.2008 12:08скачать
n43.doc41kb.14.06.2008 14:10скачать
n44.doc36kb.23.06.2008 12:30скачать
n45.doc69kb.07.08.2008 12:09скачать
n46.doc32kb.25.06.2008 20:23скачать

n29.doc

Психолого-педагогические условия выявления и поддержки

одарённых детей в гимназии №4
Радченко Н.Н.,

заместитель директора по УВР,

Семченко О.В.,

педагог-психолог,

МОУ гимназия №4

г. Сургута

Какое бы тысячелетие ни наступило, умственное и нравственное начала у человека всегда значимы.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Глобальные изменения во всех сферах жизни общества обострили потребность в одарённых, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени, поставив перед системой образования проблему организации эффективного обучения детей с повышенными способностями.

Мы начинаем осознавать, что совокупный человеческий интеллект всё в большей степени становится главной производительной и вместе с тем творческой силой культуры и цивилизации. Именно поэтому к интеллекту пора относиться как к главному ресурсу человечества, важнейшему средству решения глобальных насущных проблем современности и как к важнейшей ценности и цели развития общества. Думается, что из всех существующих этот ресурс станет самым надёжным, неисчерпаемым.

Одарённые дети – наше достояние. Выявление способных детей и создание условий, способствующих их оптимальному развитию, являются актуальной задачей гимназии.

Что считать одарённостью? Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Мы все хотели бы, чтобы наши дети добились успехов в жизни, проявили свои таланты и совершенствовали их. Тем не менее, мы часто встречаем талантливых, творческих людей, которые так и не смогли полноценно использовать свои возможности, и людей со средними способностями, но с огромной верой в себя и высокой работоспособностью, добившихся значительных результатов в жизни.

Качества, необходимые для личностной самореализации, на наш взгляд, следующие:

  1. Творческое мышление.

  2. Инициативность.

  3. Способность к обоснованному риску.

  4. Уверенность в себе.

  5. Адекватная самооценка.

  6. Умение сотрудничать с партнёрами.

  7. Мотивация достижения.

  8. Высокая работоспособность.

Основным подходом в поиске и поддержке юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психолого-педагогических).

Первый этап – диагностический. Цели этапа – оценка творческих, интеллектуальных способностей, нервно-психологических особенностей каждого ученика для его успешной самореализации в соответствии с его индивидуальными особенностями. Для выявления одарённых детей нами создана система периодичных целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся, имеющих склонности к различным видам деятельности и показывающих высокую результативность; создана система тестирования признаков одарённости. При оценке одаренности учитывался и дифференцировался: актуальный уровень развития одарённости, достигнутый на данном возрастном этапе; особенности конкретных проявлений одарённости, связанные с попытками её реализации в различных видах деятельности; потенциальные возможности ребёнка к развитию. Нами разработана схема психологического мониторинга учащихся с момента поступления в школу до её окончания, которая включает в себя диагностические параметры, возраст и название методик. Подобраны и апробированы различные групповые психодиагностические методики, с целью охвата всего контингента обучающихся гимназии.

Интеллектуальный потенциал гимназии, как и всего общества, далеко не однороден. Различают общую и специфическую одарённость. Общая одарённость детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения различных видов деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

На втором этапе работы с одарёнными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых – сформировать и углубить их способности через разработку учебных программ для одарённых детей, используя весь накопленный научный и практический материал для психолого-педагогической помощи детям данной категории. В гимназии эти требования реализуются с помощью широкого спектра педагогических приёмов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия – консультации и т.п., а также разнообразные общегимназические мероприятия, которые позволяют демонстрировать обучающимся высокие достижения в различных сферах деятельности).

Работа с одарёнными детьми в гимназии включает в себя ряд подпрограмм и мероприятий, призванных всесторонне раскрывать весь спектр природного потенциала детей:

  1. Авторские программы работы с одарёнными детьми.

  2. Программа развития гимназии.

  3. Научное общество учащихся «Интеллектуал».

  4. Предметные олимпиады – обеспечение массовости и непрерывности участия детей в олимпиадном движении: олимпиады различных уровней, дистанционные олимпиады «Познание и творчество» (г. Обнинск), интеллектуальные конкурсы «Кенгурёнок», «Медвежонок».

  5. Организация творческой деятельности гимназистов на основе учебных исследований и учебных проектов: Фестиваль учебно-исследовательских проектов в рамках зимней сессии, выставки, презентации.

  6. Интеллектуальный марафон.

  7. Спортивные соревнования.

  8. Концерты с участием творческих коллективов гимназии.

  9. Конкурсы портфолио обучающихся.

  10. Социальные проекты (детско-подростковая организация «Движение»).

  11. Объединения дополнительного образования.

  12. Организация элективных и профильных курсов.

Об успешности реализации системы работы с одарёнными детьми свидетельствуют следующие результаты:

- Рост количества участников и победителей олимпиадного движения

Статус олимпиады

2006-2007 учебный год

2007-2008 учебный год

участники

победители и призёры

участники

победители и призёры

Школьные

308

97

709

178

Городские

50

13

81

25 (+6 поощрительных дипломов)

Окружные

5

1

7

4

- Ежегодно обучающие гимназии становятся победителями и призёрами городских, окружных и Всероссийских конкурсов (например, «Шаг в будущее» с 2004 по 2008 гг. – 15 человек).

Будущее гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно – совсем рядом: плачет, смеётся, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее – дети. Дети быстро взрослеют, но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребёнок. Поиск и воспитание особо одарённых, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества.

Психолого-педагогические условия выявления и поддержки
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации