Управление образовательными системами. Подборка статей - файл n26.doc

приобрести
Управление образовательными системами. Подборка статей
скачать (1630.8 kb.)
Доступные файлы (46):
n1.doc39kb.11.10.2008 17:01скачать
n2.doc44kb.12.10.2008 20:05скачать
n3.doc55kb.05.12.2008 16:13скачать
n4.doc52kb.11.01.2009 20:29скачать
n5.doc32kb.13.01.2009 23:41скачать
n6.doc35kb.11.08.2008 19:13скачать
n7.doc31kb.23.07.2008 13:18скачать
n8.doc39kb.11.08.2008 19:11скачать
n9.doc37kb.19.06.2008 14:50скачать
n10.doc62kb.07.08.2008 15:23скачать
n11.doc50kb.07.08.2008 13:46скачать
n12.doc76kb.06.08.2008 11:51скачать
n13.doc46kb.24.06.2008 11:47скачать
n14.doc58kb.16.06.2008 11:34скачать
n15.doc46kb.17.07.2008 18:25скачать
n16.doc31kb.23.06.2008 11:55скачать
n17.doc36kb.10.06.2008 18:06скачать
n18.doc73kb.23.06.2008 12:41скачать
n19.doc70kb.26.06.2008 09:49скачать
n20.doc106kb.28.07.2008 18:44скачать
n21.doc27kb.16.06.2008 09:30скачать
n22.doc45kb.01.07.2008 13:20скачать
n23.doc43kb.19.08.2008 13:38скачать
n24.doc35kb.04.12.2008 19:41скачать
n25.doc62kb.07.08.2008 18:46скачать
n26.doc76kb.23.06.2008 16:41скачать
n27.doc30kb.25.06.2008 20:00скачать
n28.doc33kb.07.08.2008 15:38скачать
n29.doc45kb.24.06.2008 13:18скачать
n30.doc33kb.11.08.2008 19:13скачать
n31.doc69kb.19.06.2008 12:43скачать
n32.doc1204kb.18.07.2008 18:22скачать
n33.doc30kb.14.06.2008 13:58скачать
n34.doc155kb.08.08.2008 10:23скачать
n35.doc54kb.07.08.2008 13:21скачать
n36.doc53kb.18.06.2008 13:29скачать
n37.doc67kb.26.06.2008 11:05скачать
n38.doc70kb.14.08.2008 17:31скачать
n39.doc64kb.27.06.2008 14:33скачать
n40.doc48kb.11.08.2008 19:12скачать
n41.doc45kb.18.06.2008 14:33скачать
n42.doc49kb.26.06.2008 12:08скачать
n43.doc41kb.14.06.2008 14:10скачать
n44.doc36kb.23.06.2008 12:30скачать
n45.doc69kb.07.08.2008 12:09скачать
n46.doc32kb.25.06.2008 20:23скачать

n26.doc

Педагогика сотрудничества в образовательном учреждении и семьи

в реализации программы «Сообщество»

МОУ прогимназия «Сезам».
Работникам образования и родителям принадлежит решающая роль в построении основ будущего общества. Учебные заведения, в особенности, предназначенные для детей младшего возраста, семья, местное сообщество – все они накладывают отпечаток на жизнь граждан, различными способами повышая или снижая их способность успешной адаптации к социуму. Это может происходить осознанно или неосознанно. Но, в любом случае, когда работники образования и родители тщательно и целенаправленно передают детям знания и навыки, необходимые во взрослой жизни, они тем самым формируют успешное общество будущего.

Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья. Именно от неё в первую очередь зависит, каким вырастет ребёнок, и какое место в обществе займёт. В семье поведение родителей определяет отношение ребёнка к окружающему миру.

Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

Очень важно, чтобы персонал прогимназии признавал главенствующую роль семьи как первого воспитателя ребёнка. Дошкольное образование надстраивается над этими первичными отношениями ребёнка и семьи, предоставляя родителям возможности участия во всех аспектах программы.

И воспитатели, и родители берут на себя обязательство действовать сообща, развивая дух сотрудничества. Общение, взаимное уважение, принятие различий и, прежде всего, признание важности интересов ребёнка создают основу для плодотворного взаимодействия. Не всегда бывает достаточно лишь изменить отношения между членами семьи и педагогическим коллективом, подчас и педагоги и родители должны развить в себе новые навыки и умения, чтобы наладилась качественная кооперация.

Большинство родителей прогимназии занимают активную позицию в вопросе «Кого Вы считаете ответственным за воспитание детей?»:


С 1993г. по 2006 учебный год наше учреждение реализовывало программу «Золотой ключик». Основу всей жизнедеятельности учреждения и педагогического процесса по программе «Золотой ключик» задавала специальная система событий в рамках определённых тем, проживаемых детьми вместе со взрослыми, позволяющая пробудить детскую инициативу и вводящая детей в смысловой контекст культурных традиций. Учебный материал в программе был разделён на несколько циклов , которым соответствовали определённые темы проживания, например, «Знакомство», «Театр», « Выставка», «Путешествие в Японию», «Пушкинский лицей», «Бородино» и др. Дети «погружались» в пространство событий темы и «проживали» в нём определённое время вместе со взрослыми: педагогами прогимназии, родителями.

Создание общего контекста жизни детей и взрослых - это основная задача, на которую была направлена программа «Золотой ключик».

Таким образом, за 13 лет работы по указанной программе в прогимназии накопился огромный уникальный материал по проживанию тем: методический, информационный, иллюстративный, фото- и видео- материалы из опыта педагогической деятельности. В 2003 году прогимназия «Сезам» выпустила методический сборник «Проект как способ организации детской жизни», в который вошли наиболее интересные творческие проекты педагогов для детей дошкольного и младшего школьного возраста с участием родителей.

В 2006 учебном году в связи с невозможностью дальнейшей реализации программы «Золотой ключик» (по ряду независящих от нас причин), прогимназия «Сезам» начала поиск новой современной перспективной комплексной программы, реализуя которую можно было бы использовать творческий потенциал педагогов МОУ и их накопленный уникальный опыт по работе с родителями. Анализ ситуации в стране в области образования, анализ имеющихся образовательных комплексных программ, рекомендованных Министерством образования РФ, передового педагогического опыта, с учётом основных направлений развития муниципальной системы образования в г.Сургуте на 2007 – 2010 годы, помогли осуществить выбор такой современной перспективной программы. Это - программа – «Шаг за шагом», разработанная Центром развития ребёнка Джортаунского университета, г. Вашингтон, которая в России была рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ в 1998 году и получила название «Сообщество», подчёркивающая общность педагогов, детей и их родителей в ходе реализации этой программы.

В отличие от других данная программа нацелена на работу с двумя поколениями: детьми и теми, кто их оказывает на них наибольшее влияние – их родители и педагоги.

Сообщество даёт людям чувство сопричастности, объединяет общими ценностями и интересами. Программы «Золотой ключик», «Сообщество», реализуемые в дошкольных группах прогимназии «Сезам», представляют возможность формирования дружного сообщества, состоящего из детей, их родителей и педагогов. Участие родителей при реализации указанных программ - неотъемлемая и уникальная их часть. Вовлечение родителей в жизнь группы в качестве ассистентов воспитателей, участие в проектной деятельности своих детей и тематическом проживании – всё это позволяет сделать родителей своими союзниками в воспитании и обучении детей, добиваться тесного сотрудничества и эффективного взаимодействия.

Нежелание некоторых родителей приходить в учебное заведение может объясняться несколькими причинами. Возможно, проблема состоит в следующем:

От педагогического коллектива во многом зависит, насколько свободно родители чувствуют себя в детском саду и в группе. Одна из задач воспитателя – сделать обстановку в группе комфортной, и её выполнение начинается с момента первой встречи с родителями.
В работе с родителями в течение учебного года ставились следующие задачи:

  1. Организация постоянного взаимодействия родителей, педагогов, специалистов и детей дошкольного возраста прогимназии.

  2. Формирование у родителей доверительного отношения к образовательному учреждению.

  3. Обеспечение участия родителей в процессе жизнедеятельности прогимназии «Сезам».

  4. Помощь родителям глубже узнать индивидуальные способности и возможности своего ребёнка.

  5. Психологическая и педагогическая помощь родителям в изучении индивидуальных способностей своего ребёнка.


Реализация поставленных задач проводится в несколько этапов вовлечения семей в участие жизнедеятельности прогимназии:

I этап: «Давайте познакомимся! »

II этап: «Давайте подружимся! »

Вовлечение родителей в:

III этап: «Давайте действовать вместе! »


В прогимназии педагоги используют различные способы поддержания связи и привлечения родителей к воспитательному процессу, что позволяет удовлетворить требования самых разных семей:

Это наиболее удобное время для разговора с родителями. Обсуждая распорядок дня, радуясь успехам детей и выражая озабоченность возникающими проблемами, предлагая идеи новых встреч и мероприятий, воспитатель подчёркивает, что родителей в нашем здании всегда ждут и им всегда рады.

Воспитатели через короткие сообщения передают информацию для родителей о новых достижениях ребёнка, приобретённом навыке или благодарность им за участие в работе программы.

На них помещают объявления о собрании, информацию о развитии детей (антропометрические данные), дневное расписание, подписной лист для добровольных помощников и инструкции для них, детские рисунки, рассказы о путешествиях, экскурсиях, стенгазеты на тему: «Давайте познакомимся», «Моя семья», «Мои каникулы», информацию педагогов дополнительного образования, специалистов прогимназии и др.

В соответствии с программой «Сообщество» родителям МОУ прогимназии «Сезам» предоставляется уникальная возможность не только присутствовать на занятиях в группе, но и быть наблюдателем, помощником и даже активным участником происходящих событий.

Родителям МОУ прогимназии «Сезам», приходящим в группу приятно осознавать, что их помощь ценят. Вот несколько примеров того, как можно отблагодарить людей, помогающих работе прогимназии:

- каждому родителю лично выражается благодарность за оказанную помощь в виде «похвалёнок»;

- выдаются грамоты, благодарственные письма, дипломы, медали;

- в групповых газетах отводится особый раздел, рассказывающий о тех семьях, которые помогают осуществлять программу;

- «дерево родительской славы»;

- в конце учебного года силами детей и педагогов устраиваются торжественные приёмы и вечеринки в честь всех, кто способствовал успеху программы.
Анализ работы с родителями показал следующие положительные моменты:

Систематически проводится работа по продумыванию и организации места, определённой роли родителей в процессе жизнедеятельности в группе. Наиболее полно и разнообразно участие родителей отразилось в следующих мероприятиях: участие в празднике Новый год, 23 февраля, 8 марта; участие в постройках зимних участков; в празднике «Пасха», праздник «Взросления», помощь в создании условий для летне – оздоровительной работы.

Родители не только помогают изготавливать костюмы, декорации, участвуют в подборе необходимой литературы, но и непосредственно принимают участие в различных мероприятиях (проекты: «Путешествие на Север», «Путешествие к Американским индейцам», и т. д., конкурс на лучшую родительскую «Летнюю историю», летний рисунок). Предоставляют совместные с детьми работы на выставки: поделки для выставки об осени, макеты космических кораблей, музыкальные шкатулки и другие механизмы.

Кроме этого, родители активное участие принимают в интеллектуальных играх познавательного характера: викторины «Солнечная система. Созвездия», детские инсценировки «Цирковое представление», «Пародии».

В течение учебного года дошкольники совместно с родителями принимали активное участие в

- городских конкурсах детского рисунка:

«Выборы глазами детей»(было отобрано 14 работ, которые были размещены на одном из избирательных участках г. Сургута), фестиваль «Щедрый вечер», «Краснокнижный мир Югры глазами детей», «Посмотрите, как прекрасен этот мир» ( диплом, 2-ое место), городской фестиваль «Красная Пасха» ( дипломанты 3-ей степени).

- спортивных спартакиадах: «Весёлые старты», «Губернаторские соревнования» ( 4-е место); «Папа, мама, я – спортивная семья» и т.д.

Анализ работы с родителями показал, что родители всё же нуждаются в сопровождении, в помощи со стороны педагогов, психологов в решении конкретных вопросов, связанных с воспитанием и развитием ребёнка и с благодарностью принимают её от сотрудников МОУ прогимназии «Сезам».

По итогам участия семьи в реализации программы «Сообщество»

можно сделать вывод: сотрудничество полезно для всех участвующих сторон:
для детей:


для педагогов:


для родителей:



Важным условием успешного воспитания и обучения детей в МОУ прогимназия «Сезам» является сотрудничество детского сада и семьи. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и прогимназии. Как гласит африканская народная мудрость, “воспитать ребенка можно только всей деревней сообща”. Очень важно вовлечь родителей, друзей и соседей в процесс воспитания и развития детей.

Составила:

Зам. директора по методической работе

А.А.Гомберг

Педагогика сотрудничества в образовательном учреждении и семьи
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации