Управление образовательными системами. Подборка статей - файл n25.doc

приобрести
Управление образовательными системами. Подборка статей
скачать (1630.8 kb.)
Доступные файлы (46):
n1.doc39kb.11.10.2008 17:01скачать
n2.doc44kb.12.10.2008 20:05скачать
n3.doc55kb.05.12.2008 16:13скачать
n4.doc52kb.11.01.2009 20:29скачать
n5.doc32kb.13.01.2009 23:41скачать
n6.doc35kb.11.08.2008 19:13скачать
n7.doc31kb.23.07.2008 13:18скачать
n8.doc39kb.11.08.2008 19:11скачать
n9.doc37kb.19.06.2008 14:50скачать
n10.doc62kb.07.08.2008 15:23скачать
n11.doc50kb.07.08.2008 13:46скачать
n12.doc76kb.06.08.2008 11:51скачать
n13.doc46kb.24.06.2008 11:47скачать
n14.doc58kb.16.06.2008 11:34скачать
n15.doc46kb.17.07.2008 18:25скачать
n16.doc31kb.23.06.2008 11:55скачать
n17.doc36kb.10.06.2008 18:06скачать
n18.doc73kb.23.06.2008 12:41скачать
n19.doc70kb.26.06.2008 09:49скачать
n20.doc106kb.28.07.2008 18:44скачать
n21.doc27kb.16.06.2008 09:30скачать
n22.doc45kb.01.07.2008 13:20скачать
n23.doc43kb.19.08.2008 13:38скачать
n24.doc35kb.04.12.2008 19:41скачать
n25.doc62kb.07.08.2008 18:46скачать
n26.doc76kb.23.06.2008 16:41скачать
n27.doc30kb.25.06.2008 20:00скачать
n28.doc33kb.07.08.2008 15:38скачать
n29.doc45kb.24.06.2008 13:18скачать
n30.doc33kb.11.08.2008 19:13скачать
n31.doc69kb.19.06.2008 12:43скачать
n32.doc1204kb.18.07.2008 18:22скачать
n33.doc30kb.14.06.2008 13:58скачать
n34.doc155kb.08.08.2008 10:23скачать
n35.doc54kb.07.08.2008 13:21скачать
n36.doc53kb.18.06.2008 13:29скачать
n37.doc67kb.26.06.2008 11:05скачать
n38.doc70kb.14.08.2008 17:31скачать
n39.doc64kb.27.06.2008 14:33скачать
n40.doc48kb.11.08.2008 19:12скачать
n41.doc45kb.18.06.2008 14:33скачать
n42.doc49kb.26.06.2008 12:08скачать
n43.doc41kb.14.06.2008 14:10скачать
n44.doc36kb.23.06.2008 12:30скачать
n45.doc69kb.07.08.2008 12:09скачать
n46.doc32kb.25.06.2008 20:23скачать

n25.doc

Партисипативное управление – новый ресурс повышения качества управления школой
Т.В. Кисель, директор МОУ СОШ № 6, к.п.н., г. Сургут

Школа № 6 является постоянным участником конкурсов в рамках ПНП «Образование», мы получили два гранта Губернатора ХМАО- Югры, являемся лауреатом Регионального тура Конкурса «Созидая во имя великой России», в категории «Золото», три победы у нас на муниципальном уровне.

Школа, которой скоро будет 40 лет, отличается сложившимися традициями школьной жизни. Каждому из участников образовательного процесса присуще чувство сопричастности к общему делу. На современном этапе развития школы, работающей в инновационном режиме, мы творим, изменяем, перестраиваем. Этим процессом необходимо руководить, для придания изменениям характера поступательного, соответствующего стратегии развития школы, запросам потребителей, социальному заказу.

Школа как объект управления представляет собой сложную мнококомпонентную систему, имеющую несколько уровней (слайд 1). По вертикали показана иерархия субъектов образования, а по горизонтали – субъекты с функциональным предназначением, между которыми действуют отношения координации и которые находятся в постоянном взаимодействии.

Управленческая деятельность в нашей школе строится на сочетании принципов единоначалия и соуправления.

Государственно-общественное управление (ГОУ) школой может быть представлено несколькими моделями. Модели ГОУ можно классифицировать по преобладающим участникам управления.

Модель партисипативного управления школой, предполагает широкое участие в управлении всех социальных групп: учащихся, учителей, родителей, др. социальных партнеров.

В нашей школе действует данная модель, которая явилась закономерным этапом развития общественной составляющей в управлении школой (таблица 1, слайд 2).

Таблица 1

Показатели уровней развития общественной составляющей

в управлении

Низкий

уровень

Средний

уровень

Высокий уровень

Очень высокий уровень

Управление школой осуществляет администрация школы.

ГОУ представлено Классическим Школьным Советом.


ГОУ представлено Классическим советом с полномочиями или Советом с широким общественным представительством. Имеется система ученического самоуправления.

ГОУ представлено Управляющим советом, органами ученического самоуправления. Развитая профессиональная, родительская и ученическая демократия.


Школа занимает позицию не «благодарного получателя» помощи и материальной поддержки, а равноправного партнера, обладающего ресурсами, полезными для других участников взаимодействия.

Именно отношения взаимной выгоды, «двусторонней полезности», лежащие в основе партнерства, являются одним из характерных признаков партисипативного управления.

Поскольку первыми и ближайшими социальными партнерами школы являются другие образовательные учреждения (МДОУ детский сад № 23 «Золотой ключик», ГОУ СПО Сургутский музыкальный колледж, МОУ лицей № 3, МОУ ДОД Дом детского творчества «Наследие», МОУ ДОД «Центр детского творчества», МОУ Межшкольный учебный комбинат № 1, СурГПУ, СурГУ) и родители учащихся, то создание соуправления с их участием – это именно то средство выживания, в котором так нуждалась наша школа, и то средство развития, когда достижение каждым образовательным учреждением собственных целей позволяет ему оказать помощь другим.

Эффекты «добровольного» взаимодействия значительно превосходят затраты (временные, ресурсные, административные и др.), которые необходимы для установления и поддержания постоянных и разнообразных отношений участников взаимодействия.

При разработке проекта преобразования МОУ СОШ № 6 в социально-активную школу со школьным управляющим советом точкой отсчета послужила цель проекта – повышение эффективности управления школой на основе государственно- общественного управления, способствующего развитию институтов общественного участия в образовательной деятельности как необходимого условия открытости и инвестиционной привлекательности образовательного учреждения. С ориентацией на эту цель была составлена таблица-матрица, отражающая основные уровни и направления изменений (И. В. Галковская, г. Псков).

Матрица изменений

Объекты анализа

Что есть

Как должно быть

За счет чего возможны изменения

1

2

3

4

Преобладающие цели

Овладение системными знаниями, развитие умственных способностей

Личностное развитие, становление опыта решения учебных и жизненных проблем

За счет ориентации на удовлетворение социального заказа; повышения уровня профессиональной компетентности педагогов

Организация учебного процесса

Преобладание фронтальных и индивидуальных форм работы

Преобладание групповых форм организации учебной работы

За счет освоения педагогами интерактивных образовательных технологий

Объекты контроля и оценивания

Знания, умения

Достижения – личные и учебные

За счет внедрения в учебный процесс рефлексивных методик контроля и самооценки

Образовательный процесс

Четкое деление на воспитательную и учебную деятельность

Единство и взаимодополнительность всех аспектов образовательного процесса

За счет осуществления деятельности, в которой одинаково значимы и востребованы образовательные и личностные достижения учащихся и педагогов

Образовательные результаты

Полное и точное воспроизведение содержания, алгоритма действия заданного учителем

Самостоятельность ученика в учебной и внешкольной деятельности, опыт осуществления выбора

За счет изменения целей, организации и контроля образовательной деятельности школьника

Взаимодействие с родителями

Родительские собрания, индивидуальные встречи

Расширение возможностей включения родителей в образовательный процесс

За счет проведения интерактивных родительских собраний; открытых отчетов учащихся; совместных общественно полезных акций и культурно-массовых мероприятий

Взаимодействие с социальными партнерами

Традиционные связи на уровне воспитательной и досуговой деятельности с ДК, библиотекой, музеями и др.

Установление партнерских отношений, определение новых, взаимовыгодных форм сотрудничества

За счет установления партнерских (договорных) отношений с другими школами и учреждениями профессионального образования


На основе данных этой таблицы были спланированы не только основные направления изменений, но и определены возможные области взаимодействия с социальными партнерами, представители которых являются кооптированными членами школьного Управляющего Совета: с СурГУ, МОУ ДО «Центр развития образования»– повышение квалификации учителей; с МОУ Межшкольный учебный комбинат № 1, СурГПУ, СурГУ – организация предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников; с ГОУ СПО Сургутский музыкальный колледж, – обеспечение реализации учебного плана класса с углубленным изучением музыки, профориетационная работа; с МОУ ДОД Дом детского творчества «Наследие», МОУ ДОД «Центр детского творчества»,в том числе родителями учащихся, - реализация дополнительного образования , проведение мастер-классов по народным промыслам для учащихся; с МДОУ детский сад № 23 «Золотой ключик» - реализация предшкольного образования; с МОУ лицей № 3 - взаимодействие в области информационно- коммуникационных технологий и т.д.

Новые развивающие эффекты

Во-первых, партисипативное управление увеличивает гибкость и чувствительность каждого из партнеров к изменениям любого рода. Это связано с тем, что свободный и оперативный обмен информацией позволяет своевременно вносить коррективы в деятельность отдельных образовательных учреждений, сосредоточивать ресурсы «в нужное время и в нужном месте», предотвращая потери или нерациональное использование ресурсов.

Во-вторых, ресурсы, особенно информационные, перестают быть исключительной собственностью отдельного образовательного учреждения. Особенностью этого процесса является появление новых возможностей для передачи знаний и навыков через многочисленные оперативные взаимодействия отдельных учителей, педагогических команд, проектных групп и т.д.

В-третьих, управление невозможно осуществлять традиционными методами. Управление в рамках взаимодействия предполагает равные права и равную ответственность партнеров за достижение общезначимых результатов. В данном случае находит свое подтверждение зависимость, в соответствии с которой наибольшего успеха добиваются не те, кто формирует новые сверхструктуры, а те, кто осуществляет изменения основ взаимоотношений между субъектами, входящими в партнерские взаимоотношения, те, кто «от отношения зависимости – независимости перешли к отношениям, построенным на уровне подлинной открытой взаимозависимости».

Иными словами, социальное партнерство, являющееся результатом и условием взаимодействия, обеспечивает усиление общественного участия в управлении образованием и «апробирование современных способов ресурсного обеспечения образовательных институтов, одним из которых и является сетевой способ взаимодействия образовательных институтов». Поэтому именно в условиях взаимодействия наиболее эффективно происходит становление общественно-государственных форм управления образованием.

Таким образом, расширение социального партнерства и становление сетевого взаимодействия, осуществляемое не стихийно, а на основе тщательного анализа возможностей и потребностей каждого из потенциальных партнеров, обеспечивает реальные условия для развития как отдельных образовательных учреждений, так и муниципальной системы образования в целом.

Партисипативное управление – новый ресурс повышения качества управления школой
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации