Управление образовательными системами. Подборка статей - файл n20.doc

приобрести
Управление образовательными системами. Подборка статей
скачать (1630.8 kb.)
Доступные файлы (46):
n1.doc39kb.11.10.2008 17:01скачать
n2.doc44kb.12.10.2008 20:05скачать
n3.doc55kb.05.12.2008 16:13скачать
n4.doc52kb.11.01.2009 20:29скачать
n5.doc32kb.13.01.2009 23:41скачать
n6.doc35kb.11.08.2008 19:13скачать
n7.doc31kb.23.07.2008 13:18скачать
n8.doc39kb.11.08.2008 19:11скачать
n9.doc37kb.19.06.2008 14:50скачать
n10.doc62kb.07.08.2008 15:23скачать
n11.doc50kb.07.08.2008 13:46скачать
n12.doc76kb.06.08.2008 11:51скачать
n13.doc46kb.24.06.2008 11:47скачать
n14.doc58kb.16.06.2008 11:34скачать
n15.doc46kb.17.07.2008 18:25скачать
n16.doc31kb.23.06.2008 11:55скачать
n17.doc36kb.10.06.2008 18:06скачать
n18.doc73kb.23.06.2008 12:41скачать
n19.doc70kb.26.06.2008 09:49скачать
n20.doc106kb.28.07.2008 18:44скачать
n21.doc27kb.16.06.2008 09:30скачать
n22.doc45kb.01.07.2008 13:20скачать
n23.doc43kb.19.08.2008 13:38скачать
n24.doc35kb.04.12.2008 19:41скачать
n25.doc62kb.07.08.2008 18:46скачать
n26.doc76kb.23.06.2008 16:41скачать
n27.doc30kb.25.06.2008 20:00скачать
n28.doc33kb.07.08.2008 15:38скачать
n29.doc45kb.24.06.2008 13:18скачать
n30.doc33kb.11.08.2008 19:13скачать
n31.doc69kb.19.06.2008 12:43скачать
n32.doc1204kb.18.07.2008 18:22скачать
n33.doc30kb.14.06.2008 13:58скачать
n34.doc155kb.08.08.2008 10:23скачать
n35.doc54kb.07.08.2008 13:21скачать
n36.doc53kb.18.06.2008 13:29скачать
n37.doc67kb.26.06.2008 11:05скачать
n38.doc70kb.14.08.2008 17:31скачать
n39.doc64kb.27.06.2008 14:33скачать
n40.doc48kb.11.08.2008 19:12скачать
n41.doc45kb.18.06.2008 14:33скачать
n42.doc49kb.26.06.2008 12:08скачать
n43.doc41kb.14.06.2008 14:10скачать
n44.doc36kb.23.06.2008 12:30скачать
n45.doc69kb.07.08.2008 12:09скачать
n46.doc32kb.25.06.2008 20:23скачать

n20.doc

О реализации Закона Ханты-Мансийского АО - Югры «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в образовательных учреждениях города Сургута
Н.Я. Стрельцова, директор департамента образования

Администрации города Сургута,

Заслуженный учитель РФ,

к.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики СурГУ,

член-корреспондент МАНПО


Развитие государственно-общественного характера управления образованием, расширение участия общественности в делах школы в настоящее время наиболее значимо для всей системы образования.

В статье 2 Федерального закона РФ «Об образовании» провозглашен один из принципов государственной политики в области образования – демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.

Но в то же время, приходится констатировать, что эти законодательные нормы до сих пор носят в ряде образовательных учреждений декларативный характер, и управление строится в традиционном командно-административном подходе, за исключением очень небольшого числа образовательных учреждений, где элементы общественного участия инициативно введены в систему управления.

Жизнедеятельность учреждения на уровне управленческих решений в 99% школ определялась директором, либо учредителем и вышестоящими уровнями государственного управления, в том числе:

Причины объяснимы:

Реализация принципа демократического, государственно-общественного характера управления образованием на муниципальном уровне до 2008 года в Сургуте обеспечивалась деятельностью коллегиальных органов, в составе которых участники образовательного процесса, руководители образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности и форм собственности, представители общественных организаций, предприятий и организаций города: Совет директоров (1990 г.), Коллегия департамента образования (1997 г.), Общегородское родительское собрание (2005 г.).

Однако в условиях динамичного и быстрого становления рыночной экономики, правового государства, гражданского сознания и общественной активности в самых разных сферах жизни реализация приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на основе стратегического партнёрства государства, общества и бизнеса становится фактором качественного изменения сферы образования (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Постановление Правительства РФ от 29. 12. 2001 №1756).

Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 16 октября 2006 №104-оз «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (с изменениями от 28 июня, 13 декабря 2007 г.) обеспечил правовую основу развития государственно-общественного управления в системе образования ХМАО-Югры и эффективную реализацию на территории округа одного из ключевых принципов государственной политики Российской Федерации в области образования – принципа демократического, государственно-общественного характера управления образованием.

Введение Закона направлено на усиление общественного участия в образовании и управлении им, рост влияния общества на качество образования и его доступность для всех слоев населения, повышение эффективности деятельности сферы общего образования, ее открытости для населения автономного округа.

Реализация Закона предусматривает формирование нормативной базы и инструктивно-методических документов, регламентирующих процесс введения и деятельность новых органов государственно-общественного управления. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО – Югры от 10.08.2007 №204-п создан государственно-общественный совет по общему образованию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утверждены Положение о государственно-общественном совете по общему образованию и Региональная Программа внедрения государственно-общественного управления в общем образовании на 2008-2009 гг. Цель программы – полномасштабное и эффективное функционирование государственно-общественного управления на всех уровнях системы образования округа, превращение его норм и практик в устойчивую традицию, черту уклада жизни системы образования.

Стратегия развития государственно-общественного управления в муниципальной системе образования г. Сургута основана на нормативно-правовой базе федерального и регионального уровней, с учетом тенденций развития и практики использования различных форм ГОУ в муниципальной системе образования, опыта регионов-участников и закреплена в «Основных направлениях развития муниципальной системы образования на 2007-2010гг.» (утверждены решением Думы города от 31.10.2006 №105-IVДГ).

Актуальность развития государственно-общественного управления в сфере образования города Сургута обусловлена необходимостью:

Основные принципы реализации государственно-общественного управления в сфере образования города согласуются с принципами, сформулированными в окружном законодательстве:

1) законность, реализация и защита прав участников образовательного процесса;

2) приоритетность для систем управления образованием качества образования и качества жизни обучающихся;

3) добровольность участия и самодеятельность общественности в государственно-общественном управлении;

4) преемственность всех уровней управления: регионального, муниципального и уровня образовательного учреждения;

5) сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности на всех уровнях управления в сфере образования.

Механизмы реализации муниципальной и региональной стратегии по расширению общественного участия в управлении образованием определены на коллегии департамента образования «О развитии форм государственно-общественного управления в образовательных учреждениях города» в 2008 году и конкретизируются системой мер в Плане мероприятий 2008-2010 гг.:

В течение 2007, 2008 гг. департаментом образования и образовательными учреждениями города разработаны и приняты следующие нормативные правовые документы:

Положение о муниципальном совете по развитию образования;

Примерная структура публичного доклада образовательного учреждения для предоставления общественности;

Положение об управляющем совете образовательного учреждения;

Положение о попечительском совете образовательного учреждения;

Основной формой государственно-общественного управления, действующий в 34 образовательных учреждениях города, является совет школы1.

Результатом реализации обсуждаемого Закона в городе является создание управляющих и попечительских советов образовательных учреждений:

попечительские советы2 созданы в 7 образовательных учреждениях;

управляющие советы3 – в 6 образовательных учреждениях.

Полномочия управляющих советов включают такие существенные функции, как утверждение программы развития, утверждение по представлению директора школы бюджетной заявки, сметы бюджетного финансирования и сметы расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доход деятельности и из иных внебюджетных источников, утверждение отчета директора школы по итогам финансового и учебного года и представление его учредителю, выделение представителей из числа членов управляющего совета в состав экспертных комиссий по лицензированию и аккредитации школы.

В ряде образовательных учреждений одновременно действует несколько органов самоуправления.

Публичная отчетность в сфере образования города представляется как форма регулярного информирования общественности о состоянии дел и результатах функционирования и развития сферы образования и образовательных учреждений в виде подготовки и распространения особого документа – публичного доклада. Публичные доклады представляются в СМИ, размещаются на сайтах Администрации города и образовательных учреждений. Департамент образования представляет открытый доклад с 2005 года, образовательные учреждения – с 2006 года.

В 2008 году сформирован новый орган – Муниципальный Совет по развитию образования.

В организационную структуру государственно-общественного управления образованием в городе включены представители органов местного самоуправления; управления образовательными учреждениями; общественного управления и самоуправления различных уровней.

Государственно-общественное управление образованием обусловлено единством основных направлений:

Создание нового органа государственно-общественного управления обеспечит:

Анализ показывает, что процесс введения новых форм государственно- общественного управления в общеобразовательных учреждениях г. Сургута в 2007-2008 учебном году не носил масштабного характера, но департамент образования и не форсировал его, поскольку искусственное стимулирование создания органов государственно-общественного управления без создания соответствующих (кадровых, нормативно-правовых, методических и др.) условий чревато рисками формализации и имитации.

Департамент образования стимулирует развитие в городе институтов гражданского общества, создавая условия для:

Реализация Закона получила ресурсную поддержку в городе в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В муниципальную программу «Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в г. Сургуте на 2006-2007 гг. и на 2008-2010 гг.» включена Подпрограмма «Реализация федерального комплексного проекта модернизации образования», предусматривающая мероприятия по созданию и внедрению государственно-общественного управления в муниципальных образовательных учреждениях. Организованы муниципальные конкурсы «Социально-активная школа», «Я-Сургут-Югра-Россия» с целью оказания финансовой поддержки проектов и программ.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» грантом Губернатора ХМАО-Югры в 2006, 2007 годах награждены:

Для исследования состояния, проблем и перспектив внедрения моделей государственно-общественного управления в общеобразовательных учреждениях города было проведено анкетирование. Результаты социологического опроса показали:

Вхождение в состав управляющих и попечительских советов представителей учащихся отмечен как позитивный факт.

Среди важных полномочий новых моделей соуправления образовательные учреждения отмечают следующие:

Несомненно, что развитие государственно-общественного управления в сфере образования уже сегодня способствует повышению качества образования, эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств, инвестиционной привлекательности сферы образования, её гибкости в реагировании на потребности общества и рынка труда.

Для дальнейшей успешной реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в Сургуте необходимо осуществить План мероприятий на 2008-2010 годы:

  1. Внедрить основные модели ГОУ и публичную отчетность на всех уровнях системы образования,

  2. Организовать

  1. Разработать механизмы стимулирования деятельности органов государственно-общественного управления.

  2. Привлечь в число субъектов и участников ГОУ широкие слои общественности, школьного и местного сообщества.

  3. Развивать систему общественного наблюдения в образовании.

  4. Расширить сеть сайтов ОУ.


1 «Школьный совет», «совет образовательного учреждения» и т. п., – внутренний орган самоуправления учреждения, компетенция которого определяется уставом учреждения.

2 Попечительский совет – «внешнее» по отношению к школе, самостоятельное юридическое лицо, создающееся обычно в виде некоммерческой организации – АНК, фонд, некоммерческое партнёрство и др.

3 Управляющий совет – коллегиальный орган государственно-общественного управления, решающий задачи стратегического управления учреждением.





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации