Управление образовательными системами. Подборка статей - файл n19.doc
приобрестиУправление образовательными системами. Подборка статейскачать (1630.8 kb.)
Доступные файлы (46):
n19.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №1П.В. Воронин, директор лицея,
Почетный работник общего образования РФ
Программно – целевое управление развитием лицея. Цель школы – обеспечить разностороннее развитие личности каждого ученика.
Цель управления школой – создать условия, обеспечивающие разностороннее развитие личности каждого школьника.
С 2005 года лицей работает по программе развития
«Создание адаптивных условий для самореализации личности в образовательной среде лицея». Цель программы
: Создание условий для эффективного развития образовательного учреждения в целях самореализации и самоутверждения обучающегося в адаптивной образовательной среде лицея. Основные задачи:
Обеспечение адаптивных условий образования в лицее № 1 для самореализации обучающихся;
Повышение эффективности управления на основе внедрения программно-проектного метода планирования результатов образовательной деятельности;
Оптимизация индивидуально-ориентированного содержания образования на основе вариативных возможностей компонента образовательного учреждения;
Поиск перспективных ресурсных механизмов совершенствования и развития образовательной среды лицея.
Сроки реализации программы сентябрь 2005года-июнь 2100 года.
Реализация приоритетных целей и стратегических направлений изменения жизнедеятельности лицея происходит в рамках взаимосвязанных проектов программы развития.
Проект «Внедрение новых педагогических технологий» Цель: Достижение оптимально возможного качества обучения учащихся на основе технологического подхода к качеству образования.
Ожидаемый результат: Улучшение качества педагогической деятельности, обеспечивающей повышение уровня учебной успешности и качества обучения учащихся.
Проект «Формирование системы надпредметных умений и навыков у учащихся» Цель: Создание системы единых подходов в технологии формирования навыков учебной деятельности учащихся лицея по классам и ступеням обучения.
Ожидаемый результат:
Создание системы единых подходов, позволяющих повысить качество образования.
Оптимизация процессов проектирования результата образовательной деятельности.
Расширение возможностей самореализации учащихся в образовательном процессе.
Проект «Психолого-педагогическое сопровождение развития личности учащегося лицея» Цель: Обеспечить целенаправленное развитие способностей учащихся, их личностный и социально – значимый рост в образовательной среде лицея.
Ожидаемый результат: Повышение эффективности психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса, содействующего развитию личности ребенка в интеллектуально – познавательной и социальной деятельности.
Проект «Информатизация образовательного пространства лицея» Цели:
Формирование единого информационного образовательного пространства;
Создание условий для применения компьютерных технологий;
Развитие информационной культуры субъектов образовательного процесса.
Ожидаемый результат: Совершенствование содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса, его эффективности и результативности на основе использования компьютерных технологий.
Проект « Развитие системы предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации образования» Цель: Создание условий для профессионального самоопределения учащихся.
Ожидаемый результат: Сформированность профессиональных интересов личности, способной к самоопределению, реализовавшей себя в образовательной среде лицея.
Реализация проектов программы позволяет добиваться стабильно высоких результатов. В течение трех последних лет % количества обучающихся на «4» и «5» в целом по школе вырос от 50 до 60.
Более объективную и надежную оценку уровня и качества подготовки выпускников лицея позволяет получить анализ результатов единого государственного экзамена.
Как правило, выпускники лицея сдают единый государственный экзамен по профильным предметам и в течение 5-и лет демонстрируют высокие результаты.
По результатам ЕГЭ 2004 – 2008 учебных годов учащиеся профильных физико-математического, социально - экономического, социально - гуманитарного, химико-биологического, информационно -технологических классов показали качество знаний от 54 до 100% по профильным предметам. Особо высокие результаты показывают при сдаче ЕГЭ учащиеся физико-математического профиля. В течение 5-и лет выпускники данного профиля сдают экзамены по профильным предметам (физика, математика) в форме ЕГЭ только на «4» и «5».
За четыре года 77 выпускников лицея набрали 80 и более баллов при сдаче единого государственного экзамена по разным предметам.
2004-2005 – 9,5 %
2005-2006 – 11,7 %
2006-2007 – 13%
Ежегодно выпускники лицея награждаются золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении»:
2005 – 2006 учебный год – 3 золотые, 3 серебряные; (4,8 %)
2006 – 2007 учебный год – 4 золотые, 7 серебряных; (9,3 %)
2007 – 2008 учебный год – 1 золотая, 4 серебряных; (4,8 %)
Мы гордимся
индивидуальными образовательными достижениями наших выпускников. Два года подряд (2006, 2007) наши выпускники физико – математического профиля набирали 100 баллов из 100 возможных.
В 2006 году ученице 11 класса
Местецкой Екатерине присвоено звание Лауреата премии ХМАО – Югры
«Лучший учащийся школы». За время развития и функционирования многопрофильного лицея (с 1996 года по настоящее время) было проведено 12 выпусков лицеистов (всего свыше 2000 человек). В отличие от выпускников общеобразовательных классов школ города,
выпускники лицея в значительной мере защищены от случайного выбора будущей профессии и риска поступления в случайное учебное заведение. Этому способствует тщательно продуманная и выстроенная система элективных курсов, которая предоставляет возможность учащимся с 5 по 8 класс на ранней ступени обучения определиться с выбором будущего профиля. Эти курсы рассчитаны на небольшое количество часов, что позволяет учащимся прослушать до 4 курсов различной профилирующей направленности. В 8-9 классах существует система курсов предпрофильной подготовки.
Большинству выпускников профильная школа оказала существенную помощь в выборе профессии и поступлении в высшие учебные заведения. Учащиеся лицея №1 продолжают образование в соответствии с выбранным профилем.
В лицее успешно прошла адаптацию и реализуется программа «Одаренные дети». Ученики лицея занимают призовые места на олимпиадах различного уровня и вовлечены в научно-исследовательскую деятельность.
В ходе реализации проекта «Информатизация образовательного пространства лицея» прошли курсы повышения квалификации более 70% педагогических работников по темам «Intel. Обучение для будущего», «Электронный гражданин», что способствовало активизации работы по применению ИКТ, использованию ресурсов интернета в учебном процессе.
Время вносит свои коррективы и поэтому в 2007 году программа развития была дополнена двумя новыми проектами.
Первый проект – Модель демократизации управления в МОУ лицее №1. В лицее функционируют органы общественного управления, отражающие интересы всех участников образовательного процесса:
Общешкольная конференция;
Совет лицея;
Общешкольный родительский комитет;
Совет лицеистов;
Совет школьников.
Информация о ситуации в лицее доступна и открыта. Ежегодно проводится день открытых дверей с публичным докладом директора лицея. Перед педагогическим коллективом, родительской общественностью и учениками выступает с отчетом председатель Совета лицея. Всю необходимую информацию об успехах и проблемах лицея можно получить из печатного органа лицея «Переменка», из передач школьного радиоузла, на сайте лицея.
Второй проект - «Формирование у лицеистов позитивного отношения к здоровому образу жизни». Цель: Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание потребности формируемых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни как необходимых.
Задачи:
Реализация системы мероприятий, определяющих здоровьесбережение школьников.
Формирование основных знаний и навыков культуры здоровья, устойчивых полезных привычек учащихся.
Отработка модели деятельности классного руководителя по здоровьесбережению, оптимизирующей традиционные формы.
В течение многих лет лицей тесно сотрудничает с центром медицинской профилактики, ценность этой работы заключается в том, что вся профилактическая работа проводится специалистами центра, врачами- профессионалами. Работа проводится не только с учащимися, но и с их родителями, педагогами лицея. Проводимая работа приносит свои результаты. Так снизилось количество учащихся с нарушением осанки: в 2004 – 2005 учебном году таких учащихся было – 634, а в 2007 – 2008 учебном году 335; с нарушением зрения было 409 учащихся, стало 335; с заболеваниями желудочно-кишечного тракта было 141, стало 45; с нервно-психическими заболеваниями было 182 стало 64.
Лицей гордится не только призерами и победителями предметных олимпиад, но и успехами учеников в области дополнительного образования. Ни один городской конкурс (фестиваль, спартакиада) не проходит без участия лицеистов. Созданы все условия для внеурочной деятельности лицеистов и организации дополнительного образования. Ежегодно в лицее функционируют 25-30 кружков и секций. В среднем 54-60 % лицеистов охвачены дополнительным образованием.
В лицее есть зал боевой славы, зал «Страницы школьной летописи», виртуальный музей истории школы.
Реализуются целевые программы:
Программа воспитательной деятельности «Лицеист» на 2005-2010 г.
Программа по патриотическому воспитанию.
Программа «Безопасная дорога».
Программа детского объединения «Дружина юных пожарных».
Целью интеграции общего и дополнительного образования является
создание единого образовательного пространства в лицее. Создание условий для успешной социальной адаптации учащихся, обеспечение их социальной востребованности является одной из приоритетных задач лицея. Эти задачи решаются через организацию деятельности ученического самоуправления, вовлечение детей во внеурочную деятельность и сферу дополнительного образования. 68% учащихся лицея (2007-2008 уч.г.) задействованы в работе коллективов дополнительного образования. А массовое участие детей в регулярно проводимых в лицее праздниках, фестивалях, спортивных состязаниях приобщает их к формированию корпоративного духа «своего» лицея, чувства гордости за него. Занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизации, успешно планировать свое время.
Удовлетворенность детей и родителей образовательным процессом отслеживается в лицее в течение многих лет. С этой целью используется метод анкетирования.
Установлено, что на выбор родителями нашего образовательного учреждения влияют следующие факторы:
лицей дает хорошее воспитание – 89 %;
профильное изучение предметов – 86 %;
лицей обеспечивает высокий уровень интеллектуального развития – 78 %;
сильный педагогический коллектив – 70%;
учиться в этой школе престижно – 45 %;
сами окончили данное образовательное учреждение – 25%;
близость к дому – 20 %;
При этом родители могли выбрать несколько факторов.
Следовательно, при выборе нашего образовательного учреждения для родителей помимо развития интеллектуальных способностей важен аспект нравственно-этического, культурного воспитания детей и подростков.
Высказали удовлетворение материально-технической базой лицея – 91%. При этом родители предлагают пути совершенствования материально – технической базы (спонсорская помощь, индивидуальная помощь, работа Совета лицея и т.д.)
Оценивают микроклимат в классе как хороший – 70 %,
Оценивают микроклимат в школе как хороший – 82 %,
Из числа опрошенных родителей 90 % удовлетворены качеством предоставляемых дополнительных образовательных услуг. Если сравнивать удовлетворенность процессом обучения и воспитания по результатам анкетирования за три последние года, то можно наблюдать тенденции к увеличению числа родителей, положительно оценивающих деятельность лицея.
Выпускники лицея высоко оценивают качество знаний полученных в лицее. Дух лицейского содружества, добрые взаимоотношения между учениками и учителями, творческая атмосфера- все это является отличительной чертой нашего образовательного учреждения. Лицей гордится тем, что ежегодно наши выпускники приводят своих детей в свою школу.
Таким образом, наша программа развития ориентирована на практический поиск путей решения проблемы содействия развитию личности учащегося, реализацию его индивидуальных возможностей в образовательном пространстве лицея. Лицей работает в инновационном режиме, организуя поиск, разработку и освоение нового содержания образования, форм и методов его реализации. В этих условиях управление становится системообразующим фактором дальнейшего развития лицея. Управление в динамично меняющейся социальной обстановке должно носить опережающий характер, что позволяет создать образовательное пространство с высокими адаптивными свойствами и достаточной скоростью реакции на быстро изменяющиеся условия.
В лицее сложилась собственная система управления, основной функцией которой является создание условий для достижения поставленных целей, где поощряется активность, творчество, новаторство педагогов.
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №1