Управление образовательными системами. Подборка статей - файл n14.doc

приобрести
Управление образовательными системами. Подборка статей
скачать (1630.8 kb.)
Доступные файлы (46):
n1.doc39kb.11.10.2008 17:01скачать
n2.doc44kb.12.10.2008 20:05скачать
n3.doc55kb.05.12.2008 16:13скачать
n4.doc52kb.11.01.2009 20:29скачать
n5.doc32kb.13.01.2009 23:41скачать
n6.doc35kb.11.08.2008 19:13скачать
n7.doc31kb.23.07.2008 13:18скачать
n8.doc39kb.11.08.2008 19:11скачать
n9.doc37kb.19.06.2008 14:50скачать
n10.doc62kb.07.08.2008 15:23скачать
n11.doc50kb.07.08.2008 13:46скачать
n12.doc76kb.06.08.2008 11:51скачать
n13.doc46kb.24.06.2008 11:47скачать
n14.doc58kb.16.06.2008 11:34скачать
n15.doc46kb.17.07.2008 18:25скачать
n16.doc31kb.23.06.2008 11:55скачать
n17.doc36kb.10.06.2008 18:06скачать
n18.doc73kb.23.06.2008 12:41скачать
n19.doc70kb.26.06.2008 09:49скачать
n20.doc106kb.28.07.2008 18:44скачать
n21.doc27kb.16.06.2008 09:30скачать
n22.doc45kb.01.07.2008 13:20скачать
n23.doc43kb.19.08.2008 13:38скачать
n24.doc35kb.04.12.2008 19:41скачать
n25.doc62kb.07.08.2008 18:46скачать
n26.doc76kb.23.06.2008 16:41скачать
n27.doc30kb.25.06.2008 20:00скачать
n28.doc33kb.07.08.2008 15:38скачать
n29.doc45kb.24.06.2008 13:18скачать
n30.doc33kb.11.08.2008 19:13скачать
n31.doc69kb.19.06.2008 12:43скачать
n32.doc1204kb.18.07.2008 18:22скачать
n33.doc30kb.14.06.2008 13:58скачать
n34.doc155kb.08.08.2008 10:23скачать
n35.doc54kb.07.08.2008 13:21скачать
n36.doc53kb.18.06.2008 13:29скачать
n37.doc67kb.26.06.2008 11:05скачать
n38.doc70kb.14.08.2008 17:31скачать
n39.doc64kb.27.06.2008 14:33скачать
n40.doc48kb.11.08.2008 19:12скачать
n41.doc45kb.18.06.2008 14:33скачать
n42.doc49kb.26.06.2008 12:08скачать
n43.doc41kb.14.06.2008 14:10скачать
n44.doc36kb.23.06.2008 12:30скачать
n45.doc69kb.07.08.2008 12:09скачать
n46.doc32kb.25.06.2008 20:23скачать

n14.doc

Использование педагогических технологий на основе электронных изданий «Кирилла и Мефодия» и др. программных продуктов в учебном процессе

Методист МОУ гимназия №2 Башмакова Н.А.
«Ребёнок – не кувшин, который надо наполнить,

а лампада, которую следует зажечь.

Средневековые гуманисты»
Необходимым помощником преподавателей в реализации интерактивного обучения являются современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), направленные на решение задач информатизации учебного процесса. Для качественного изменения образовательного процесса с использованием ИКТ необходимым условием является наличие интерактивной доски, программных продуктов. В гимназии по заявкам учителей закуплено достаточно программных продуктов. Внедрение ИКТ не означает, что они заменяют традиционную методику обучения, т.е. не вместо прежних методов обучения, а наряду с ними.

В настоящее время в нашей гимназии, учителя не пренебрегая достигнутым, изменяют образовательные технологии и методы обучения, делая интересным сам процесс добывания знаний школьниками, шире используя мультимедиа методы и приёмы обучения.

Ни для кого уже не является секретом то, что четверть услышанного материала остается в памяти. Если же учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащихся в активные действия в процессе обучения, то доля усвоенного может составлять 75%. Компьютер программные продукты «Кирилла и Мефодия» служат хорошим подспорьем, позволяющим достичь высокого % усвоения материала, т.е. повысить эффективность урока.

На уроках биологии, алгебры, геометрии, физики, информатики, литературы, истории, обществознания учителя гимназии используют электронные издания «Кирилла и Мефодия» и других программных продуктов, разрабатывая технологию мультимедиа урока. Обобщая их опыт можно выделить три направления:

Основные модели технологий: кейс-технологии, телекоммуникационные технологии, сетевые технологии, комплексное применение компьютерных средств обучения (КомСО), модульное обучение. Апробировав программные продукты, учителя гимназии пришли к выводу, что рациональнее всего использовать технологию «комплексное применение компьютерных средств обучения (КомСО)». Взаимообусловленное сочетание компьютерных и информационных средств с традиционными методами и приёмами на протяжении всего процесса обучения обеспечивают оптимальное достижение учебных целей. Возможности КомСО позволяют использовать их в различных организационных формах обучения: лекциях, семинарах, специальных занятиях по выработке практических навыков, проектных работах, научно-исследовательских и лабораторных работах, всех видах самостоятельного обучения (аудиторного и внеаудиторного), а также при работе в режиме «тренажер», особенно при подготовке к ЕГЭ. Технология учебного процесса с применением такой модели КомСО предполагает, что за лекциями и изучением учебно-методических материалов следует закрепление, отработка учебных навыков традиционным методом и самостоятельная работа учащихся. Такой подход позволяет индивидуализировать подход к обучаемым за счет перехода от монологической формы обучения к диалогической. Кроме того, система КомСО позволяет учителю оценивать качество процесса обучения и совершенствовать процесс преподавания, а учащемуся осуществлять оперативный самоконтроль знаний. Учителя отказались почти ото всех ТСО старого поколения, т.к. подняли наглядность на более высокий уровень за счет создания пособий- презентаций с использованием звука, анимации и других эффектов презентации.

При разработке учебно-методического материала каждый из учителей разрабатывает свой урок, чтобы он был не просто эффектным, а эффективным. На уроках по технологии КомСО мультимедиа оборудование можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Материально-техническая база гимназии даёт возможность учителям использовать компьютер на уроке для организации индивидуальной работы: "тихий опрос", работа над тестом в диалоговом режиме, выполнение упражнения или проверка своего решения; для фронтальной работы, например, при организации устного счета, или при проверке самостоятельной работы.

Вывод. Безусловно, современный компьютер и интерактивное  программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения учителя и учащегося, превращая обучение в деловое сотрудничество. Такой подход к учебному процессу усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей уроков (демонстрация стендовых уроков), проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ, см. сборники проектных работ учащихся), повышает индивидуальность и интенсивность обучения. При этом ни в коей мере не умаляя значимость роли педагога. Педагогические технологии учебного процесса включают всё: «от мела и классной доски» до «всех технических средств, которые можно включить в розетку», т.е. совокупность средств и методов

При появлении нового технического устройства учителя всегда начинают размышлять, как можно использовать его для решения дидактических задач. Анализируя ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ, природные качества средств обучении, стремятся определить их свойства и функции в обучении. Только при таком подходе очередное техническое средство может оказаться действительно полезным для учебного процесса и найти в нем свое четкое место, либо поглощая и заменяя свойства устаревших средств обучения, либо дополняя их.

Например. Использование современных компьютерных технологий на уроках русского языка даёт возможность так организовать учебный процесс, при котором учащиеся при наименьших временных затратах учащиеся могут успешно усваивать учебный материал и учиться реализовывать его в своей речевой практике.

Преимущества использования компьютерных технологий в учебном процессе в целом и в обучении русскому языку в частности:


Вместе с тем, учителя русского языка не считают, что целесообразно полностью компьютеризировать процесс обучения русскому языку, т.к. в этом случае не реализуется коммуникативная направленность предмета. Развивая логическое мышление, обогащая учащихся новыми знаниями, умениями и навыками, компьютер, тем не менее, не развивает монологическую и диалогическую речь школьников.

Незаменима помощь компьютера и при подготовке к ЕГЭ: тут, кроме знаний, пригодится навык быстрого и безошибочного заполнения тестовых таблиц. Тренировать - этот навык очень удобно в паре с компьютером: машине никогда не надоест искать ошибки.


Наш опыт показывает, что использование компьютерных технологий наряду с традиционными методическими средствами на уроках русского языка способствует интенсификации процесса обучения, создает положительную мотивацию учения, ни в коей мере не умаляя значимость роли педагога.


Кейс-технологии — это комплектация специального набора учебно-методических материалов, передача их обучающемуся для самостоятельного обучения и организация периодических консультаций у назначенных ему тьюторов. Средствами обучения в кейс-технологии являются программы изучения дисциплин; методические указания по выполнению контрольных, проектных работ; модульные рабочие учебники; учебные пособия по каждой дисциплине курса; специальные учебно-практические пособия с текстами для самоконтроля; обзорные (установочные) аудио- или видео-лекции по каждой дисциплине курса; лабораторные практикумы; компьютерные электронные учебники и компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса. В образовательной практике допустимо сочетание кейс-технологии с модульным обучением.

Телекоммуникационные технологии — это технологии, позволяющие предоставлять информацию и осуществлять общение электронным способом, например, в форме видеоконференции (видеосеминар, видеодискуссии) и телевизионных учебных программ (учебное телевещание).

Сетевые технологии обучения являются средством интернационализации образовательного пространства. Чтобы обеспечить образовательный процесс, эта модель предполагает использование сети Интернет (локальных компьютерных сетей).

В информационном обучении важное значение имеет комплексное применение компьютерных средств обучения (КомСО), которое в рамках информационных технологий обучения (ИТО) является условием активизации мышления обучаемых, позволяет придать проблемно-деятельностный характер учебно-познавательному труду, позволяет повысить эффективность компьютерного обучения в системе предпрофильной подготовки.

Под комплексным применением КомСО и П/П «Кирилла и Мефодия» и др. П/П в рамках ИТО мы понимаем направленную на решение целостной дидактической задачи систему планомерных педагогических воздействий на обучаемых, осуществляемых преподавателем с использованием специального взаимообусловленного сочетания компьютерных и информационных средств на протяжении всего процесса обучения, которые обеспечивают оптимальное достижение учебных целей.

Возможности КомСО позволяют использовать их в различных организационных формах обучения: лекциях, семинарах, специальных занятиях по выработке практических навыков, проектных работах, научно-исследовательских и лабораторных работах, всех видах самостоятельного обучения (аудиторного и внеаудиторного), а также работе в режиме «тренажер».

Однако при использовании ИТО могут возникнуть трудности вследствие несовместимости применения новых средств и старых методов обучения. Чтобы избежать таких несоответствий, необходимо соблюдать принцип целостности проектирования, то есть применить системный подход к решению проблемы новой педагогической технологии.

Введение в педагогическую систему компьютера в качестве технического средства обучения требует согласования всех элементов этой системы между собой. Применение модели ИТО, основанной на использовании электронного учебника, может, по-нашему мнению, включать четыре уровня ее обеспечения: комплекс компьютерных средств обучения (ККСО), этапы познавательного процесса, формы аудиторных занятий, самостоятельная работа учащихся.

Комплекс компьютерных средств обучения (ККСО) представляет собой организационно-техническую и методическую составляющие ИТО: электронный учебник (текстовая часть и мультимедиа), компьютерный задачник и компьютерное тестирование, компьютерные лабораторные практикумы и компьютерные тренажеры.

Второй уровень модели ИТО — общеизвестные в педагогике этапы обучения (восприятие — усвоение, усвоение — воспроизведение, практическое применение знаний).

Третий уровень предлагаемой модели ИТО — методы обучения в аудитории (лекции, групповые семинарские, лабораторные практикумы).

Четвертый уровень — самостоятельная работа учащихся .

Четырехуровневая модель ИТО предполагает поэтапное внедрение. На этапе восприятия — усвоения учебной информации предполагаются лекционные занятия проводить с использованием динамических и статических кадров компьютерной части электронного учебника (ЭУ), состоящего из двух дидактически взаимосвязанных частей (текстовой и компьютерной), а также мультимедиа.

На этапе усвоения — воспроизведения знаний организовывается и проводится самостоятельная подготовка обучаемых под руководством учителя с применением компьютерных задачников и системы компьютерного тестирования. Закрепление материала проводится на семинарских.

Технология образования с применением такой модели КомСО предполагает, что за лекциями и изучением учебно-методических материалов следует закрепление, отработка учебных навыков традиционным методом, самостоятельная работа учащихся. Такой подход позволяет индивидуализировать подход к обучаемым за счет перехода от монологической формы обучения к диалогической. Кроме того, система КомСО позволяет преподавателю оценивать качество процесса обучения и совершенствовать процесс преподавания, а учащемуся осуществлять оперативный самоконтроль знаний.

Модульное обучение предполагает такую организацию процесса, при которой работают с учебной информацией, представленной в виде модулей. Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоятельностью. Совокупность таких модулей составляет единое целое при раскрытии учебной темы или всей учебной дисциплины. Например:
- целевой модуль дает первое представление о новых объектах, явлениях или событиях;
- один из модулей представляет собой систему необходимой информации в виде разделов, параграфов книги, компьютерной программы;
- другой из модулей включает в себя весь перечень практических заданий, упражнений и вопросов для самостоятельной работы по использованию полученной информации;
- существует отдельный модуль для проверки результатов усвоения новой учебной информации, который может быть представлен системой вопросов для зачета, экзамена, теста и творческих заданий.

Модульное обучение рассчитано на большую самостоятельную работу при дозированном усвоении учебной информации, зафиксированной в модулях. Иногда этот вид обучения называют блочно-модульным, считая, что каждый модуль формируется при разделении учебной программы в блоки.

Применение (или неприменение) современных технологий обучения информирует пользователя образовательных услуг о возможности и состоянии школы и, следовательно, является ее косвенной характеристикой профессиональной привлекательности.

Использование педагогических технологий на основе электронных изданий «Кирилла и Мефодия» и др. программных продуктов в учебном процессе
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации