Управление образовательными системами. Подборка статей - файл n13.doc

приобрести
Управление образовательными системами. Подборка статей
скачать (1630.8 kb.)
Доступные файлы (46):
n1.doc39kb.11.10.2008 17:01скачать
n2.doc44kb.12.10.2008 20:05скачать
n3.doc55kb.05.12.2008 16:13скачать
n4.doc52kb.11.01.2009 20:29скачать
n5.doc32kb.13.01.2009 23:41скачать
n6.doc35kb.11.08.2008 19:13скачать
n7.doc31kb.23.07.2008 13:18скачать
n8.doc39kb.11.08.2008 19:11скачать
n9.doc37kb.19.06.2008 14:50скачать
n10.doc62kb.07.08.2008 15:23скачать
n11.doc50kb.07.08.2008 13:46скачать
n12.doc76kb.06.08.2008 11:51скачать
n13.doc46kb.24.06.2008 11:47скачать
n14.doc58kb.16.06.2008 11:34скачать
n15.doc46kb.17.07.2008 18:25скачать
n16.doc31kb.23.06.2008 11:55скачать
n17.doc36kb.10.06.2008 18:06скачать
n18.doc73kb.23.06.2008 12:41скачать
n19.doc70kb.26.06.2008 09:49скачать
n20.doc106kb.28.07.2008 18:44скачать
n21.doc27kb.16.06.2008 09:30скачать
n22.doc45kb.01.07.2008 13:20скачать
n23.doc43kb.19.08.2008 13:38скачать
n24.doc35kb.04.12.2008 19:41скачать
n25.doc62kb.07.08.2008 18:46скачать
n26.doc76kb.23.06.2008 16:41скачать
n27.doc30kb.25.06.2008 20:00скачать
n28.doc33kb.07.08.2008 15:38скачать
n29.doc45kb.24.06.2008 13:18скачать
n30.doc33kb.11.08.2008 19:13скачать
n31.doc69kb.19.06.2008 12:43скачать
n32.doc1204kb.18.07.2008 18:22скачать
n33.doc30kb.14.06.2008 13:58скачать
n34.doc155kb.08.08.2008 10:23скачать
n35.doc54kb.07.08.2008 13:21скачать
n36.doc53kb.18.06.2008 13:29скачать
n37.doc67kb.26.06.2008 11:05скачать
n38.doc70kb.14.08.2008 17:31скачать
n39.doc64kb.27.06.2008 14:33скачать
n40.doc48kb.11.08.2008 19:12скачать
n41.doc45kb.18.06.2008 14:33скачать
n42.doc49kb.26.06.2008 12:08скачать
n43.doc41kb.14.06.2008 14:10скачать
n44.doc36kb.23.06.2008 12:30скачать
n45.doc69kb.07.08.2008 12:09скачать
n46.doc32kb.25.06.2008 20:23скачать

n13.doc

Использование модульного обучения как одного из способов активизации деятельности учащихся.

Усачева Елена Юрьевна

МОУ СОШ № 46

с углубленным изучением

отдельных предметов

Учитель истории и обществознания

Почетный работник

общего образования РФ

Модульная конструкция - это некоторая целостность, составленная из взаимозаменяемых, легко пригоняемых друг к другу элементов. Такие конструкции обычно бывают, удобны в эксплуатации и - при наличии достаточного количества функциональных модулей – применяются весьма широко, для решения различных задач, в различных обстоятельствах. Мудрая пословица гласит «Все новое – это хорошо забытое старое»

Конечно, преподавание истории, как и любая иная деятельность, связанная с гуманитарным знанием, не сводится к конструированию и вряд ли может быть уподоблено возведению здания из блоков и панелей. Тем не менее, многие составляющие того процесса, который принято называть учебным, поддаются формализации. В результате появляется то, что издавна именовали методикой преподавания, а в последние годы предпочитают обозначать термином технология, чаще с эпитетом новая. В большинстве случаев, кстати, новизна при внимательном рассмотрении оказывается относительной. Это, впрочем, ни в коей мере не является недостатком методик - технологий, которыми ныне увлекаются - не без пользы для себя и для школьников - многие отечественные учителя.

Весьма жесткой, хотя и не до конца понятной логике подчинен и процесс исторического познания – идет ли речь об изысканиях ученых или о том удивлении – постижении - узнавании, которым занимаются на уроках истории дети. (Постижение прошлого, по-моему, начинается с удивленного взгляда остановившегося на экзотическом для современного ребенка событии или явлении, но продолжается только в том случае, если в чуждом и необычном детский глаз увидит нечто узнаваемое, имеющее отношение к сегодняшним реалиям.)

Мы не можем с уверенностью утверждать, что во всех ситуациях повествование о происходившем должно предшествовать обобщениям; что хронологическое построение курсов всегда предпочтительнее, чем проблемное изложение материала, или, напротив, менее целесообразно; что всякий урок нужно начинать с проверки домашнего задания, а заканчивать закреплением изученного в памяти школьников. Тем не менее, некоторые закономерности усвоения исторического материала, некоторые правила - теоретически обоснованные или обнаруженные эмпирически - достаточно очевидны. Умелое применение этих правил и составляет суть любой методики.

Среди новых технологий в обучении истории одно из первых мест по праву занимают модульные уроки – эффективный путь развития познавательной деятельности учащихся, навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки.

В процессе работы каждый учитель сталкивается с определенными трудностями, общими из которых являются, например, отсутствие самостоятельности ученика в обучении, разнообразие видов деятельности на уроке, развития творческих способностей ребят через педагогику сотрудничества. Модульное обучение преодолевает основные препятствия, существующие в процессе обучения истории. При использовании модуля ученик полностью или частично самостоятельно работает с индивидуализированной учебной программой. Модульное обучение стало предметом обсуждения педагогами и психологами в нашей стране ещё в 80-е гг. В 1989 г. была опубликована книга П.Юцявичене «Теории и практика модульного обучения», в которой содержалась разработка этого вопроса. В начале 90-х гг. учителями – новаторами были составлены и отработаны модульные программы и уроки по математике, физике, биологии, но по истории их не было. В настоящее время под руководством Т.И.Шамовой развивается практика проведения модульных уроков не только по техническим, но и по гуманитарным предметам, поэтому группа сургутских историков в составе Ушаевой А.А., Кормилкиной Н.П., Карачковой С.В., Усачевой Е.Ю. под руководством разработала схемы проведения модульных уроков по истории.

Методика, известная ныне как модульная технология, основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений, навыков обработки этой информации. Этот тезис, неизменно присутствующий – в различном словесном оформлении – во всех дидактических и методических построениях со времен Я.А.Коменского, позволяет создателям и приверженцам модульной технологии сделать следующий вывод: раз решаемые на всех (или почти всех) уроках задачи в принципе совпадают, то и сами уроки можно организовать по стандартной схеме. Схема эта должна быть достаточно гибкой – чтобы преподаватель мог учитывать особенности учебного материала и специфику конкретного класса; достаточно простой - чтобы школьники понимали смысл своей деятельности на уроке и, овладев некоторыми минимальными навыками работы, могли осмысленно применять их в различных познавательных ситуациях; достаточно четкой – чтобы обеспечить известную целостность учебного процесса и преемственность его этапов.

Модульные уроки строятся вполне логично, последовательно развиваясь от мотивационной беседы до завершающего этапа, для обозначения которого приверженцы описываемой технологии используют копию английского слова reflection – рефлексия.

Любой модуль содержит блок информации (содержание модуля), систему заданий для учащихся, советы учителя ученикам.

Начинается модуль с выбора учителем темы урока (уроков), места этих уроков в курсе истории и постановки комплексной и частных дидактических целей. Модуль предполагает широкое использование уровневой дифференциации, проблемных заданий и поэтапного контроля за усвоением знаний в целях определения пробелов и их ликвидации.

Учащимся предлагается привлекать в процессе работы на модульном уроке разноплановые источники, атласы и контурные карты, сравнительные таблицы, графики и диаграммы, иллюстративный материал.

Работа с модулем может осуществляться индивидуально, учебными парами, учебными подгруппами. На любом этапе работы каждый ученик должен быть сориентированным на поиск проблем или выбор путей решения. Каждый ученик получает возможность работать в своём темпе, взаимодействовать в процессе учения со сверстниками и педагогом. Очень важно сформировать у учеников чувство времени.

В обучении истории модуль может быть использован как на уроках повторения, так и изучения нового материала. Думается, что темы, посвящённые изучению экономики, революционных движений можно полностью переводить на модуль.

Модульный урок включает в себя ряд учебных элементов (этапов). Начинается урок с входного контроля. Осуществляя входной контроль, учитель проверяет степень усвоения полученных учениками знаний на основе выполнения ими различных по сложности заданий. Проведение входного контроля дает возможность логичного перехода к изучению нового материала. Работа над каждым учебным элементом обязательно мотивируется, определяется по времени, включает в себя сочетание самостоятельной работы с источниками и обсуждение проблемных вопросов. В ходе работы учащихся учитель осуществляет текущий и промежуточный контроль в целях выявления пробелов и трудностей по ходу усвоения материала. Таким образом, учитель управляет процессом обучения. Контроль может осуществляться в виде самоконтроля и взаимоконтроля. В этом случае учащиеся сопоставляют свои ответы с ответами в листе ответов и проставляют в оценочный лист оценку в баллах; взаимоконтроль учащиеся осуществляют, работая в подгруппе или учебной паре. Эксперты готовятся к уроку заранее, получая от учителя опережающие задания и обсудив их с учителем. На модульном уроке эксперты помогают учителю в проведении контроля, а также консультируют ребят по новому материалу.

Роль учителя в организации и проведении модульного урока чрезвычайно сложна. Необходимо осуществить выбор темы модуля, четко сформулировать для себя и для учащихся комплексную цель, а также частные цели на различных этапах урока. Довольно сложно подобрать материал с учетом проблемности и уровневой дифференциации, продумать сочетание индивидуальной работы на уроке с работой учебных пар и учебных подгрупп, рассчитать время. В течение всего урока учитель консультирует учащихся, участвует в обсуждении проблемных вопросов, осуществляет контроль за деятельностью школьников, подводит предварительные итоги (окончательные итоги работы каждого ученика возможно подвести лишь в начале следующего урока).

Модульный урок истории может включать в себя подготовленные учащимися к этому уроку сообщения, подготовку и защиту творческих заданий, мини-спектаклей и так далее. Перед выходным контролем учитель делает обобщение еще раз, обращает ребят к поставленным целям, кратко характеризует итоги работы экспертов, подгрупп, класса в целом.

Цель выходного контроля – проверить, как усвоился учениками новый материал. Ученикам предлагается выполнить по выбору одно из трех заданий. Контроль на этом этапе осуществляет учитель.

Завершается модульный урок проведением рефлексии. На отдельных листах учащиеся оценивают работу на уроке по 10-балльной системе из трех позиций: дело, я, мы. Вопросы учитель формулирует произвольно. Например, дело: Как я усвоил материал?

А) получил прочные знания, усвоил все вопросы – 9-10 баллов

Б) усвоил новый материал частично – 7-8 баллов

В) слабо усвоил материал, необходимо еще поработать над ним – 4-6 баллов.

После того, как учащиеся характеризуют и оценивают работу детского коллектива и свою роль и возможности на уроке, они отмечают, что им особенно понравилось. Для каждого учителя рефлексия – самый лучший материал к размышлению о выборе форм работы, четкости и доступности предлагаемых заданий и поставленных целей, своей роли на уроке. Использование рефлексии в качестве обязательного этапа на каждом уроке - наиболее существенное структурное нововведение; все остальные этапы работы вполне вписываются в хорошо знакомую схему классического комбинированного урока: мотивационная беседа - это то, что учителя обычно именуют организационным моментом, и введение в тему; входной контроль - это проверка домашнего задания и повторение изученного ранее; далее следует работа с новым материалом; завершающий контроль - закрепление изученного и проверка усвоенного на уроке.

Что касается упомянутой рефлексии, то ее непременное осуществление в форме ответов на стандартизированные вопросы и самооценки по 10-балльной шкале представляется не самой удачной находкой авторов технологии. Подобная практика, во-первых, ведет к чрезмерной формализации самооценки познающего субъекта; во-вторых, публичная самооценка естественна только для ярко выраженных экстравертов, а ребятам, более сосредоточенным на своем внутреннем мире (и по этому более склонных к самоанализу), попросту противопоказана.

Модульный урок дает возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне в течение двух уроков без перемены и обойтись без домашних заданий. Обязательным условием проведения модульного урока является предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий.

Вернемся, однако, к модульной технологии. Её относительная новизна, состоит, на мой взгляд, в том, что эпизодически применяемые в учебном процессе приемы организации самостоятельной индивидуальной и групповой работы школьников приводятся в систему. Именно систематичность способна обеспечить эффективность решения многих задач исторического образования. Заметим: многих, но далеко не всех; это, впрочем, хорошо понимают - в большинстве своем - и приверженцы модульной технологии. Очевидно, что абсолютизация любой формы подачи знаний, любой, даже вполне разумной, системы работы ведет к результатам, весьма далеким от ожидаемых. (пример гражданская война)

Этой опасности, конечно, можно избежать. Сложившаяся практика использования модульной технологии свидетельствует, что при продуманной системе дифференцированных вопросов и заданий действительно можно приобщить к самостоятельной аналитической работе большую часть школьников, а также добиться неплохой мотивации учебной работы.

Безусловно, наш предмет эмоционален и увлекателен, его преподавание призвано будить воображение ученика, учить его грамотно излагать свои мысли. Поэтому полностью перевести преподавание истории на модульную технологию невозможно и абсурдно. Речь идет об использовании модульного обучения как одного из способов активизации деятельности учащихся. Именно в процессе работы с модулем школьникам прививаются навыки самостоятельной работы, формируется культура умственного труда.

Использование модульного обучения как одного из способов активизации деятельности учащихся
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации