Управление образовательными системами. Подборка статей - файл n12.doc

приобрести
Управление образовательными системами. Подборка статей
скачать (1630.8 kb.)
Доступные файлы (46):
n1.doc39kb.11.10.2008 17:01скачать
n2.doc44kb.12.10.2008 20:05скачать
n3.doc55kb.05.12.2008 16:13скачать
n4.doc52kb.11.01.2009 20:29скачать
n5.doc32kb.13.01.2009 23:41скачать
n6.doc35kb.11.08.2008 19:13скачать
n7.doc31kb.23.07.2008 13:18скачать
n8.doc39kb.11.08.2008 19:11скачать
n9.doc37kb.19.06.2008 14:50скачать
n10.doc62kb.07.08.2008 15:23скачать
n11.doc50kb.07.08.2008 13:46скачать
n12.doc76kb.06.08.2008 11:51скачать
n13.doc46kb.24.06.2008 11:47скачать
n14.doc58kb.16.06.2008 11:34скачать
n15.doc46kb.17.07.2008 18:25скачать
n16.doc31kb.23.06.2008 11:55скачать
n17.doc36kb.10.06.2008 18:06скачать
n18.doc73kb.23.06.2008 12:41скачать
n19.doc70kb.26.06.2008 09:49скачать
n20.doc106kb.28.07.2008 18:44скачать
n21.doc27kb.16.06.2008 09:30скачать
n22.doc45kb.01.07.2008 13:20скачать
n23.doc43kb.19.08.2008 13:38скачать
n24.doc35kb.04.12.2008 19:41скачать
n25.doc62kb.07.08.2008 18:46скачать
n26.doc76kb.23.06.2008 16:41скачать
n27.doc30kb.25.06.2008 20:00скачать
n28.doc33kb.07.08.2008 15:38скачать
n29.doc45kb.24.06.2008 13:18скачать
n30.doc33kb.11.08.2008 19:13скачать
n31.doc69kb.19.06.2008 12:43скачать
n32.doc1204kb.18.07.2008 18:22скачать
n33.doc30kb.14.06.2008 13:58скачать
n34.doc155kb.08.08.2008 10:23скачать
n35.doc54kb.07.08.2008 13:21скачать
n36.doc53kb.18.06.2008 13:29скачать
n37.doc67kb.26.06.2008 11:05скачать
n38.doc70kb.14.08.2008 17:31скачать
n39.doc64kb.27.06.2008 14:33скачать
n40.doc48kb.11.08.2008 19:12скачать
n41.doc45kb.18.06.2008 14:33скачать
n42.doc49kb.26.06.2008 12:08скачать
n43.doc41kb.14.06.2008 14:10скачать
n44.doc36kb.23.06.2008 12:30скачать
n45.doc69kb.07.08.2008 12:09скачать
n46.doc32kb.25.06.2008 20:23скачать

n12.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКГРУГ ГОРОД СУРГУТ

ГОРОДСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлении детей дошкольного возраста»


Выступающий: инструктор физической культуры

МДОУ №2 «Ромашка»

Стаценко Анна Викторовна

Сургут 2008

(Слайд №2) В настоящее время проблема профилактики и коррек­ции отклонений в состоянии здоровья детей приобрела осо­бую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоро­вья в нашем детском саду по данным обследования детей МДОУ №2 «Ромашка» медиками и врачом-педиатром в сентября 2006 года эта цифра составила 88,5%.

Среди функциональных отклонений детей нарушения опорно-двигательного аппарата состав­ляют наибольший удельный вес, в нашем детском саду этот показатель равен 42,5% (ЧДБ – 16,5%, другие отклонения – 39,3%).

(3) Сегодня мы все чаще слышим слово «гиподинамия», что означает «недостаток движения». Но это не совсем верно. Гиподинамия – своеобразная болезнь, которая звучит угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности.

(4) В настоящее время, большую часть времени в детском саду дома, не говоря уже о школе, дети проводят в статичном положении (за столами, у телевизоров и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц, что вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, все это влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, что вызывает развитие обменных нарушений и как следствие пониженную сопротивляемость организма.

При этом у значительной части детей с заболеваниями внутренних органов одновременно обнаруживается и нарушение осанки. Что вполне закономерно, поскольку форма позвоночного столба и других элементов скелета, от которых зависит осанка, во многом определяют возможности нормального функционирования внутренних органов. Возникающие при нарушениях осанки затруднения в их работе постепенно приводят к возникновению различных заболеваний, тяжесть которых возрастает по мере ухудшения состояния позвоночника.

Поэтому правильная осанка имеет огромное значение в жизнедея­тельности человека, поскольку она способствует рациональному использованию биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию жизнеобеспечиваю­щих систем организма. Прочно сформированная правильная осан­ка помогает избежать «позных» нарушений, опасных для здоровья, является одной из стабильных форм проявления нормального фи­зического состояния и развития организма. Вместе с тем, в ней в какой-то мере проявляются свойства телесной красоты и поведен­ческие (относящиеся к манере держаться) черты, что придает ей определенную эстетическую и этическую ценность.

(5) Нарушением опорно-двигательного аппарата также является плоско­стопие - это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или от­сутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь. Свод стопы начинает формироваться главным образом в период активной ходьбы и должен быть сформирован к трем годам.

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности, плоскостопие. Измене­ние формы стопы вызывает не только снижение ее функцио­нальных возможностей, но, что особенно важно, изменяет по­ложение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего, и, следовательно, на осанку и общее со­стояние ребенка.

При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Од­ним из частых симптомов плоскостопия является боль в стопе. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного ап­парата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически. Перегрузка, переутомление стопы часто возникает у детей с избыточным весом.

(6) Дошкольное детство — важный период в формировании правильной осанки, так как костная система ребенка, еще находится в стадии формирования.

Приучать ребенка к постоянному контролю за положением своего тела необходимо как можно раньше. Предупредить нарушения опорно-двигательного аппарата легче, чем его лечить. Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание, которое является залогом гармоничного развития мышечного корсета.

В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непо­средственно в условиях образовательного учреждения, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обес­печить своевременность и регулярность воздействий.

Педагогическая работа по профилактике нарушений осанки и плоскостопия требует создания определенной материально – технической базы, от этого зависит качество оздоровления, развития и воспитания дошкольников.

(7) Наш детский сад построен по старым строительным нормам, группы не имеют спален, кровати находятся в группе. По санитарным нормам на 1 ребенка должно приходиться 7,2 кв.м., к сожалению, у нас нормы занижены, соответственно двигательная активность низкая. Особенно это сказывается в плохую погоду, когда детям приходится оставаться в помещении.

Тем не менее, в нашем саду имеются: кабинеты лечебной физкультуры, лечебного массажа, водолечебница, БОС (биологически обратной связи) для коррекции опорно-двигательного аппарата, музыкальный и спортивный залы, где находится необходимое физкультурное и спортивно-игровое оборудование. Построены прогулочные мансарды, которые позволяют увеличить двигательную активность детей в плохую погоду.

На участке детского сада имеется спортивная площадка, которая является центром организации разнообразной двигательной деятельности детей.

Детский сад расположен вблизи от базы отдыха «Сайма», на территории которой находятся удобные беговые дорожки, площадки для игр.

Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию высокого качества, необходимо эффективное взаимодействие инструктора физической культуры, ребенка, медиков, педагогов групп и родителей.

(8) На основании ежегодной диагностики, результатов осмотра врача и анализа двигательной активности детей в детском саду и дома (по результатам анкетирования) мною совместно с медиками и руководством детского сада была разработана программа по профилактике нарушений осанки средствами физической культуры.

Результатом этой работы стало определение цели, задач, этапов работы, изучение мною анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста, особенностей развития опорно-двигательной системы, особенностей развития сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы и ее изменения с возрастом, изучена и подобрана методическая литература.

(9) В рамках данной программы была разработана модель двигательного режима детей с учетом условий нашего детского сада. Определены основные направления работы по программе. Выбраны формы и методы работы, разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей. Особое внимание уделено работе с родителями, а так же скоординирована работа педагогов.

Первый блок модели двигательного режима который мы назвали «физкультурно-оздоровительным включает в себя утреннюю гимнастику, физкультминутки и двигательные разминки, подвижные игры и упражнения, прогулки-походы в лес, гимнастику после сна, циркулярный душ, корригирующую гимнастику, логоритмическую гимнастику, индивидуальную работу.

(10) Утренняя гимнастика в нашем детском саду проводится ежедневно на открытом воздухе или спортивном зале (в зависимости от погоды). Используются различные формы ее проведения: традиционная форма, сюжетная («Самосвал», «Хоровод» «Зимние забавы» и др.) игровая (подвижные игры с разным уровнем сложности), танцевально-ритмическая («Осенний марафон», «Если добрый ты…» и др). в течение двух недель использую комплексы упражнений, уже знакомые детям (которые разучивались ранее на занятиях). Для утренней гимнастики подбираются упражнения и игры направленные на гармоничное развитие мышечного корсета профилактику нарушений осанки, дыхательные упражнения, элементы самомассажа.

(11) Физкультминутки и двигательные разминки. Проводятся воспитателями на занятиях и вне их по мере необходимости. Для правильной их организации для воспитателей и специалистов мной были предложены консультации на темы: «Чтобы занятия не утомляли», «Требования к физкультминуткам на занятиях с умственной нагрузкой», «Двигательные разминки между занятий», подобрана литература с практическим материалом.

(12) Подвижные игры и упражнения. Включаются в физкультурные занятия, прогулки, двигательные разминки. В течении дня рекомендуется проводить не менее 4-5 подвижных игр. Большое внимание уделяется играм способствующие формированию навыка правильной осанки («Совушка», «Плетень», «Пустое место» и др.)

В дни когда прогулки невозможны, рекомендуется выводить детей в хорошо проветренные залы прогулочные мансарды используя это время для проветривания групп. Эти прогулки насыщенны движениями, подвижными играми, самостоятельной двигательной деятельностью.

(13) Индивидуальная работа. Проводится мною и воспитателями в свободное время. Для обеспечения системности, последовательности и постоянства этой работы используются тетради преемственности, где я записываю какую предварительную и индивидуальную работу с детьми следует провести.

(14) Прогулки-походы в лес (парк). Проходят как с участием инструктора ФК так и воспитателями групп, Вниманию воспитателей была предложена консультация о методике организации таких прогулок, а также примерные конспекты прогулок-походов. Медицинскими работниками проведен инструктаж по оказанию первой медицинской помощи. Аналогичная консультация предложена родителям «Вместе весело шагать (семейные походы)».

(15) Гимнастика после сна и ходьба по дорожкам здоровья проводятся под контролем медсестры. Мною оказывается воспитателям помощь в подборе упражнений, консультирование по профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Воспитателями и родителями изготовлены дорожки здоровья.

(16) Циркулярный душ. Обливания проводятся циклами по 20 процедур 1-2 раза в год под контролем медработника.

(17) Корригирующую гимнастику ведет инструктор ЛФК и инструктор БОС (аппарат биологически обратной связи по коррекции опорно-двигательного аппарата). Они так же принимают активное участие в разработке профилактических комплексов общеразвивающих упражнений для занятий.

(18) Логоритмическая гимнастика. Проводится воспитателями под руководством логопеда, мною используются ее элементы на физкультурных занятиях, развлечениях.

(19) Второй блок двигательной модели включает в себя учебные занятия по физической культуре и хореографии. Занятия по хореографии проводит хореограф два раза в неделю. Физкультурные занятия проводятся три раза в неделю (одно на воздухе). В зале дети занимаются в шортиках босиком при температуре 18-20 градусов. Используются различные формы проведения: традиционные, сюжетные, игровые, тренировочного типа.

(20) Каждые две недели на занятиях разучивается с детьми новый комплекс упражнений, где подбираются упражнения направленные на гармоничное развитие мышечного корсета, элементами корригирующей гимнастики, упражнениям для ног. Во время разучивания нового комплекса особое внимание уделяется технике выполнения упражнений, затем этот комплекс используется на утренней гимнастике, через 2 -3 месяца упражнения из этого комплекса включаются в гимнастику после дневного сна.

(21) Поскольку наш зал спортивно- хореографический, одну из стен занимают зеркала, кото­рые дают возможность каждому следить за своей осанкой как в статике, так и в движении. Все это облегчает разучивание исходного положения и увеличивает профилактический эффект упражнений.

(22) На занятиях большое внимание уделяется точечному массажу и гигиеническому самомассажу, дыхательной гимнастике, закаливанию дети занимаются в облегченной одежде и босиком, ни одно занятие не обходится без упражнений направленных на развитие рационального дыхания.

В заключительную часть занятия я часто включаю упражнения на расслабление (ре­лаксация), выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхатель­ных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки.

(23) В третий блок двигательной модели вынесена самостоятельную двигательную деятельность. Для полноценного ее проведения в группах оборудованы физкультурные уголки с набором мелких пособий и инвентаря для организации как подвижных, так и спортивных игр, для рационального наполнения которых мною для воспитателей была поведена консультация «Физкультурное оборудование», где содержались ответы на вопросы педагогов: где лучше оборудовать физкультурный уголок? Что значит «эффективно использовать физ. оборудование» проведен мастер-класс на тему «Нетрадиционное физкультурное оборудование», даны рекомендации по подбору инвентаря с учетом возрастных особенностей детей. Родителям так же были предложены консультации «Спортивный уголок дома», «Домашний стадион», «Спортивный комплекс в детском саду и дома», памятка на тему «Каким видом спорта можно заниматься»

(24) В четвертый блок вошли физкультурно-массовые занятия, такие как физкультурно-спортивные развлечения и дни здоровья проводятся ежемесячно. К их организации и проведению привлекаются все педагоги детского сада.

(25) На таких мероприятиях используются хорошо знакомые детям игры и упражнения в атмосфере праздника и хорошего настроения, воспитывается желание самостоятельно заниматься физической культурой.

(26) И отдельным блоком мы выделили совместную физкультурно-оздоровительную работу ДОУ и семьи. Специфика физической культуры в том, что нельзя вести физкультурно-оздоровительную работу изолированно и узко специализированно. Для обеспечения эффективности оздоровления необходимо привлечение всех работников образовательного учреждения, особенно важно привлечение родителей.

(27) Для родителей с целью профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, проводятся консультации, оформляются папки передвижки, в них говорится о необходимости обратить внимание на осанку и состояние стопы детей, даются рекомендации для предотвращения нарушений, приводятся примерные комплексы профилактических упражнений. Особым интересом у родителей пользуются памятки, которые я подготавливаю на интересующие родителей темы, эти темы определяются по итогам анкетирования.

(28) Детям даются домашние задания, например: закрепить то или иное упражнение; поучиться прыгать на скакалке, мягко приземляясь на носочки и т. д.; приглашаю родителей на открытые посещения утренних гимнастик, занятий, привлекаю к подготовке и проведению физкультурных праздников, досугов и т.д..

Родители принимают участие в изготовлении костюмов, подготовке спортивной одежды и инвентаря для спортивных мероприятий.

(29) В нашем саду стали традицией ежемесячные практические занятия совместные с родителями на темы профилактики нарушения осанки и плоскостопия, закаливания, развития рационального дыхания. Здесь родители, выполняя упражнения вместе с детьми учатся технике правильного их выполнения и контролю за выполнением упражнений детьми.

Хочу отметить, что в результате проделанной работы у родителей нашего детского сада возросло внимание к проблеме физического воспитания и в частности к проблеме нарушения осанки и плоскостопия, о чем можно судить по активным посещениям практических занятий родителями, достаточно высоком интересе к памяткам. Многие родители стали посещать с детьми бассейн, выходить на лыжные и велосипедные прогулки в парк.

(30) Результативность работы по разработанной мной программе могу оценить по динамике положительных результатов за 2004 – 2005 год нарушение осанки уменьшилось на 27,27%, плоскостопие – 19,16%.

за 2005 – 2006 учебный год. Анализ данных диагностики и результатов осмотра дошкольников врачом Шепиловой Галиной Николаевной показывает, что за прошедший год значительно уменьшилось количество воспитанников с нарушениями в опорно-двигательном аппарате.

Так: нарушение опорно-двигательного аппарата у воспитанников уменьшилось на 28,53%, количество часто болеющих детей стало меньше на 6,67%, детей с первой группой здоровья увеличилось на 3,47% .

Результативность работы за прошедших год можно будет увидеть после осеннего осмотра детей врачом.

Не случайно сегодня здесь я затронула эту тему. Ведь здоровье ученика - это тема, к которой причастен каждый педагог, не зависимо от его специализации. Я рассказала о работе нашего детского сада по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, поскольку как я уже отмечала, эту работу следует начинать как можно раньше. Но в данном направлении работают многие детские сады города И мне бы хотелось, чтобы школьные учителя обратили особое внимание на эту проблему, так как именно в школе в силу специфики организации образовательного процесса проблема нарушений опорно-двигательного аппарата становится наиболее актуальной. Так как именно в школьные годы ребенок в школе и дома проводит большую часть времени в статичном положении. По статистическим данным, по разным источникам от 80 до 95% выпускников школы имеют нарушения осанки.

Хотелось бы надеяться, что внимательное отношение всех педагогов к осанке детей, ряд несложных мероприятий и привлечение родителей, исправит сложившуюся ситуацию и поможет родителям и детям преодолеть данную проблему.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации