Управление образовательными системами. Подборка статей - файл n10.doc

приобрести
Управление образовательными системами. Подборка статей
скачать (1630.8 kb.)
Доступные файлы (46):
n1.doc39kb.11.10.2008 17:01скачать
n2.doc44kb.12.10.2008 20:05скачать
n3.doc55kb.05.12.2008 16:13скачать
n4.doc52kb.11.01.2009 20:29скачать
n5.doc32kb.13.01.2009 23:41скачать
n6.doc35kb.11.08.2008 19:13скачать
n7.doc31kb.23.07.2008 13:18скачать
n8.doc39kb.11.08.2008 19:11скачать
n9.doc37kb.19.06.2008 14:50скачать
n10.doc62kb.07.08.2008 15:23скачать
n11.doc50kb.07.08.2008 13:46скачать
n12.doc76kb.06.08.2008 11:51скачать
n13.doc46kb.24.06.2008 11:47скачать
n14.doc58kb.16.06.2008 11:34скачать
n15.doc46kb.17.07.2008 18:25скачать
n16.doc31kb.23.06.2008 11:55скачать
n17.doc36kb.10.06.2008 18:06скачать
n18.doc73kb.23.06.2008 12:41скачать
n19.doc70kb.26.06.2008 09:49скачать
n20.doc106kb.28.07.2008 18:44скачать
n21.doc27kb.16.06.2008 09:30скачать
n22.doc45kb.01.07.2008 13:20скачать
n23.doc43kb.19.08.2008 13:38скачать
n24.doc35kb.04.12.2008 19:41скачать
n25.doc62kb.07.08.2008 18:46скачать
n26.doc76kb.23.06.2008 16:41скачать
n27.doc30kb.25.06.2008 20:00скачать
n28.doc33kb.07.08.2008 15:38скачать
n29.doc45kb.24.06.2008 13:18скачать
n30.doc33kb.11.08.2008 19:13скачать
n31.doc69kb.19.06.2008 12:43скачать
n32.doc1204kb.18.07.2008 18:22скачать
n33.doc30kb.14.06.2008 13:58скачать
n34.doc155kb.08.08.2008 10:23скачать
n35.doc54kb.07.08.2008 13:21скачать
n36.doc53kb.18.06.2008 13:29скачать
n37.doc67kb.26.06.2008 11:05скачать
n38.doc70kb.14.08.2008 17:31скачать
n39.doc64kb.27.06.2008 14:33скачать
n40.doc48kb.11.08.2008 19:12скачать
n41.doc45kb.18.06.2008 14:33скачать
n42.doc49kb.26.06.2008 12:08скачать
n43.doc41kb.14.06.2008 14:10скачать
n44.doc36kb.23.06.2008 12:30скачать
n45.doc69kb.07.08.2008 12:09скачать
n46.doc32kb.25.06.2008 20:23скачать

n10.doc

«Интеграция педагогических возможностей ДОУ и начальной школы – залог успешной адаптации детей к школе»
Вот и закончился последний год пребывания ребенка в детском саду. Скоро перед ним распахнет двери школа и начнется новый период в его жизни, так не похожий на дошкольное детство. Маленький школьник вступит в «эру восхождения к социальной зрелости» (А.В. Петровский). А пока он только приближается к школьному порогу. Как войдет ребенок в новую жизнь, как сложиться первый школьный год, какие чувства, надежды, стремления пробудет он в душе, в огромной мере зависит от того, что приобрел ребенок за годы дошкольного детства. От интеграции педагогических возможностей ДОУ и начальной школы в подготовке дошкольника к «новой жизненной ступени» зависит успешность адаптации и в дальнейшем обучения ребенка в школе.

Школа – очень серьезный, переломный этап для ребенка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, и новые нагрузки, напряженный умственный труд, ограничение движений. Ребенок, привыкший много играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой. Резко сокращается время отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки. Первокласснику нужно привыкнуть к новому коллективу, к требованиям учителя, к необходимости усидчиво и целенаправленно работать.

Готов ли ребенок к таким изменениям своей жизни?

«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Л.А.Венгер) Готовность к школе является сложным интегративным образованием, охватывающим важнейшие стороны развития будущего школьника. Большинство психологов и педагогов сходятся во мнении, что к обучению к школе готов тот ребенок, для которого школьные нагрузки не будут слишком напряженными ни в психологическом, ни в умственном плане и не ухудшат его здоровье.

Успехи в учебе зависят от желания и умения учиться, умения видеть связь явлений, закономерности, от желания разобраться, понять, почему, как, отчего, чем от раннего умения читать и запаса разрозненных энциклопедических сведений. Кроме этого, ребенок должен понимать и принимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя. Нужно уметь сосредоточиться на достаточно продолжительное время, удерживать внимание, не отвлекаться, слушать учителя, уметь высидеть целый урок, находить общий язык с одноклассниками, владеть навыками самообслуживания.

Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждения интереса к школе и учению (Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко и др.)

Особое значение для личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т.е. «внутренняя позиция школьника», представляющая собой совокупность всех отношений ребенка к действительности, сложившихся в определенную систему, которая формируется в процессе его жизни и воспитания.

Мы должны побудить интерес ребенка к обучению в школе, подготовить к получению новых знаний, научить рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций, т.е. научить учиться. Что мы вкладываем в это понятие? Говоря простыми словами – это привить умение слушать и слышать, применить на практике полученные знания, высказывать свое отношение к чему-либо, умение рассуждать, общаться… В целом это - физическая, психологическая, коммуникативная, и интеллектуальная готовность.

Переход от дошкольного к начальному общему образованию характеризуется, прежде всего, сохранением и дальнейшим развитием всего лучшего, что накоплено, усвоено в дошкольном детстве: развитие познавательных и творческих способностей; наглядно-образное видение окружающего мира; продуктивность детских видов деятельности; восприимчивость дошкольников к педагогическим воздействиям; отзывчивость, сопереживание и многое другое. Все это составляет, по словам замечательного детского психолога А.В.Запорожца, «золотой фонд личности человека».

Боле широкое понимание проблемы подготовки ребенка к школе предполагает, прежде всего, формирование его активной жизненной позиции, освоение средств и способов познания окружающего мира. Разница между дошкольником и младшим школьников заключается в том, что школьник начинает осознанно учиться чтобы получать новые знания и развиваться, а дошкольник овладевает пониманием в специфических, свойственных только ему видах деятельности и формах обучения: в игре, продуктивной деятельности (конструирование, лепка, изобразительная деятельность и др.) – с помощью наглядно-образных средств. Так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, то и познание окружающего мира проходит через игру. Известный психолог Д.Б.Эльконин указывал, что дошкольники и младшие школьники «мало, чем отличаются между собой». Школьник, по существу, «еще дошкольник, который, переступая порог школы, несет с собой представления о ярком, интересном мире». «Самое интересное» заключается в том, что ученики начальных классов еще не могут окончательно отойти от игровой деятельности, поэтому считается, что дети дошкольного и младшего школьного возраста принадлежат к своеобразному единому периоду – детству. Следовательно, для достижения более легкой адаптации ребенка к школе и получения более высоких результатов в обучении, если мы хотим, чтобы дети были активны, энергичны, чтобы они оставались детьми, а не автоматами по приемке информации, необходимо строить процесс обучения на удивительном феномене детства - игре. Тогда игра станет методическим ключом, с помощью которого легко откроются двери школы для учителя и для ребенка.

В настоящее время большое внимание уделяется обеспечению непрерывного образования, преемственности различных ступеней образования…. Основной целью непрерывного образования становится обеспечение плавного и безболезненного перехода ребенка в школу, формирование внутренней позиции школьника с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителей.

Для того чтобы выработать эти требования необходимо вести тесное сотрудничество специалистов дошкольного образовательного учреждения, образовательных школ и родительской общественности.

Наш детский сад работает по программе «Детство» (под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович), которая позволяет обеспечить достаточный уровень подготовки детей к обучению в школе. Данная программа решает задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры; способствует развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи; пробуждает творческую активность детей, стимулирует воображение, желание включаться в творческую деятельность; развивает у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. Используя элементы программы «Сообщества» (К.А.Хансен, Р.К.Кауфман, К.Б.Уолш), ДОУ обеспечивает единство познавательного, социального и эмоционально-личностного развития ребенка.

Многие родители до сих пор считают, что готовность к обучению сводится к умению читать и считать и писать. Натаскивают бедного малыша, чтобы он «выдержал экзамен в престижную школу», забывая о том, что дошкольное детство дано человеку для другого – для игры, для обучения общению, для постижения в чувственном опыте устройства окружающего мира. И как-то совсем не задумываются о том, что нагрузка, которая ляжет на детские плечи в школе, рассчитана на достаточную крепость этих плеч – ребенок должен физически «дорасти» до возможности без вреда для здоровья просидеть за партой несколько уроков, да и еще сосредоточенно слушать, читать, писать… Совместно с сотрудниками школы мы стараемся донести до сознания родителей, что важнее создать условия, предпосылки для успешного обучения письму и чтению. Важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать – а создать условия для развития моторики и особенно движений руки и пальцев. Важно развивать способность ребенка слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказать, подчеркнем важность не объема знаний, а качество мышления.

Для того чтобы у родителей сложилось правильное представление о готовности ребенка к школе, мы организуем «Школу для дошколят», консультативные пункты, встречи с работниками школы, круглые столы с участием родительской общественности, сотрудниками детского сада и школы, семинары-практикумы и др. мероприятия…

Для более полного знакомства дошкольников со школой, организуем встречи выпускников прошлых лет с детьми подготовительных групп. На этих встречах первоклашки дошколятам с гордостью рассказывают о своих впечатлениях о школе, о том, что нового они узнали… Как правило, такие встречи не проходят без следно и вызывают у дошколят положительные эмоции. Кроме этого, организуем круглые столы, с работниками начальной школы, на которых обсуждаем общие проблемы по подготовке дошкольников к школе, по преемственности работы детского сада и начальной школы и находим пути их решения, проводим открытые комплексные занятия с дошкольниками для учителей начальной школы, дети подготовительных групп присутствуют на школьных уроках.

Администрация детского сада и школы организует для детей подготовительных групп и их родителей экскурсии в школу, во время которых проводятся игровые мероприятия (как спортивного, так и интеллектуального характера), совместные с дошколятами и учениками начальных классов. От того, какое впечатление сложится у ребенка от первого знакомства с педагогами и школой, зависит возникнет ли у ребенка желание идти в эту школу. В школе нас всегда встречают с улыбкой и радостью доброжелательные педагоги и другие специалисты школы. Они рассказывают детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах детям объясняют важность уроков, школьного распорядка и т.д. Все это способствует формированию «внутренней позиции школьника».

Итогом работы, проводимой в детском саду совместно с начальной школой по преемственности является следующее: выпускники нашего МДОУ способны к познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, имеют высокие умственные способности и достаточно развитую речь. Во время специализированной и самостоятельной деятельности проявляют творческую активность, воображение с желанием включаются в творческую деятельность. За годы пребывания в детском саду дети приобретают опыт успешной деятельности, и это придает им уверенности в себе, укрепляет в стремлении к новым достижениям. Выпускники нацелены на достижение положительных результатов в новой социальной роли – ученика.

В целом взаимодействие детского сада и начальной школы, по нашему мнению, должно сводится к созданию благоприятных условий (психологических, эмоциональных, физиологических), позволяющих первоклассникам успешно, с наименьшими затратами для здоровья пройти адаптацию в школе и получать качественное образование.

Но все же самое главное в нашей работе, как бы это не было банально - это доброта и любовь к детям. Ш.А.Амоношвили писал: «Педагоги должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. И еще надо, чтобы нашу доброту души мы делили поровну между своими воспитанниками, однако в тех формах, которые будут необходимы в каждом конкретном случае. Доброта и любовь к детям должны быть не только внутренне переживаемым состоянием, но главным мотивом, стимулом нашей педагогической деятельности, общения с ребенком или со всем классом.

Желаю вам терпения и оптимизма в обучении каждого малыша, делающего первые шаги по бесконечной дороге познания. Крепко и бережно держи, учитель, за руку своего маленького ученика, чтобы он не ослаб и не отстал в пути. Радости и удачи вам, дорогие друзья!»
Заместитель заведующего по УВР Е.В.Батуева

МДОУ №1 «Красная гвоздика», г.Сургут

Библиографический список

  1. Дьяченко О.М., Астаськова Н.Ф., Дети, в школу собирайтесь.- М.;Просвещение, 1996г.

  2. Газман О.С., Харитонова Н.Е., В школу с игрой.- М.;Просвещение, 1991г.

  3. Венгер Л.А., Венгер А.Л., Готов ли ваш ребенок к школе.- М.;Знание, 1991г.

  4. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., Ступеньки у школе.- М.;ТЦ «Сфера», 1999г.

  5. Дробинская А.О., Скоро в школу.- М.; Школьная пресса, 2005г.

  6. Овечкина А.Н., Школа АБВГДейка.- М.; Школьная пресса, 2008г.

  7. Амонашвили Ш.А., В школу- с шести лет.- М.; Педагогика, 1986г.

  8. Кулагина И.Ю., Личность школьника.- М.;ТЦ «Сфера», 1999г.

  9. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы.- М.; АЙРИС ПЕСС, 2006г.

  10. Ефимова С.П., Как готовить ребенка к школе.- М.;Просвещение, 1992г.

  11. Сборник научных трудов.- Нижневартовск; издательство Нижневартовского педагогического института,1993.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации