Контрольная работа по логике - файл n1.doc

Контрольная работа по логике
скачать (169.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc170kb.24.08.2012 03:50скачать

n1.doc



Контрольная работа

по логике

Содержание.

Задание 1. 3

Задание 2. 3

Задание 3. 4

Задание 4. 6

Задание 5. 6

Задание 6. 7

Задание 7. 8

Задание 8. 8

Задание 9. 9

Задание 10. 10

Задание 11. 11

Задание 12. 11

Задание 13. 12

Задание 14. 12

Задание 15. 12

Задание 16. 13

Задание 17. 14

Задание 18. 14

Задание 19. 14

Задание 20. 15

Задание 21. 16

Задание 22. 16

Задание 23. 16

Литература 17



Задание 1.


Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям: а) презентация, б) вина Сидорова Ю.Н., в) неприкаянность, г) шляпа Натальи Н.
Дать полную логическую характеристику видов понятий значит определить вид понятия по количеству и качеству.

По количеству (по объему) понятия делятся на: единичные или общие, собирательные или несобирательные.

По качеству (содержанию) понятия делятся на: положительные или отрицательные, абстрактные или конкретные, относительные или безотносительные.

а) Презентация – общее, несобирательное, положительное, конкретное, безотносительное.

б) Вина сидорова Ю.Н. – единичное, собирательное, положительное, абстрактное, относительное.

в) Неприкаянность – общее, собирательное, отрицательное, абстрактное, безотносительное.

г) Шляпа Натальи Н. – единичное, несобирательное, положительное, конкретное, безотносительное.

Задание 2.


Изобразите соотношение объемов данных понятий при помощи кругов Эйлера:

а) судья, адвокат, потерпевший.

б) свобода, заключение в тюрьме, брак.

в) не-свобода, телевизор, злой человек.
Ответ:

а) Судья, адвокат, потерпевший.



А –Судья

В – Адвокат

С – потерпевший.

Судья и адвокат могут быть потерпевшими, а вот адвокат - судьей или судья – адвокатом никогда.

б) свобода, заключение в тюрьме, брак.



А – свобода.

В – заключение в тюрьме.

С – брак.

Брак может быть заключен как на свободе так и в тюрьме.
в) не-свобода, телевизор, злой человек.



А – не-свобода.

В – телевизор.

С – злой человек.

Все данные понятия несравнимы, т.е. не имеют общих признаков.

Задание 3.



К данным соотношениям объемов подберите соответствующие понятия:

а)


б)



в)


Ответ:
а) Уголовное наказание, лишение свободы на неопределенный срок, лишение свободы на пять лет.



Обозначим:

А – уголовное наказание,

В – лишение свободы на определенный срок,

С – лишение свободы на пять лет.
б) Юрист, преподаватель, ребенок.


Обозначим:

А – Юрист.

В – преподаватель.

С – ребенок.

Заштрихованная часть – некоторые юристы являются преподавателями.

Ни один ребенок не является юристом и преподавателем.

в) Многосторонняя сделка, двусторонняя сделка, односторонняя сделка, сделка.



Обозначим:

А – многосторонняя сделка.

В – двусторонняя сделка.

С – односторонняя сделка.

Д – сделка.

Задание 4.


Произведите обобщение следующих понятий:

а) постановление,

б) угроза,

в) штраф.
Обобщение понятия – логическая операция, при которой осуществляется переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Такой переход проводится путем уменьшения содержания данного понятия.

а) постановление – официальное распоряжение.

б) угроза – обещание причинить кому-нибудь вред, зло.

в) штраф – денежное взыскание в наказание за что-либо.

Задание 5.


Произведите ограничение понятий:

а) юрист,

б) свобода,

в) ответственность.
Ограничение понятия – логическая операция, с помощью которой переходят от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. При этом содержание понятия расширяется.

а) юрист – следователь – следователь прокуратуры – следователь прокуратуры Кировского района - следователь прокуратуры Кировского района Иванов И.И.

б) свобода – свобода слова – свобода печати.

в) ответственность – уголовная ответственность – уголовная ответственность за убийство – уголовная ответственность за убийство Сидорова Н.А.

Задание 6.


Правильны ли данные определения? Найдите, назовите и исправьте ошибки:

а) Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении.

б) Важность - это щит глупцов.

в) Любить чтение – это обменивать, часы скуки, неизбежные в жизни на часы большого наслаждения.

г) Свобода есть право делать все, что дозволено законами.
Ответ:

а) Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении.

Все четыре правила определения соблюдены (ясное, соразмерное определение, которое не заключает в себе круга и не содержит отрицательных признаков).

б) Важность - это щит глупцов.

Данное определение не отрицательное, не заключает в себе круга, соразмерное, но в данном случае нарушено правило ясности, которое предостерегает от подмены определения мета­форами, сравнениями и т.д., которые, хотя и помогают составить представление о предмете, однако не раскрывают его существенных признаков.

Важность – это то, что имеет для Вас большое значение, заслуживает особого внимания. Важность бывает внутренняя и внешняя.

в) Любить чтение – это обменивать, часы скуки, неизбежные в жизни на часы большого наслаждения.

В данном случае определение не является отрицательным, не содержит круга, но оно не соразмерно и не является ясным. Любить чтение – это вовсе не значит читать от скуки. Для многих чтение - одно из главных удовольствий. Через любовь к чтению можно также познавать мир, развиваться, познавать самого себя.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что любить чтение – это получение удовольствия от воспроизведения печатного текста.

г) Свобода есть право делать все, что дозволено законами.

В данном случае определение не является отрицательным, не содержит круга, но является не соразмерным. Получилось слишком узкое определение и свобода, скажем так, ограничена законами.

Свобода — это отсутствие ограничения на волю человека, когда он имеет право выбора для совершения того или иного своего действия.

Задание 7.


Дайте классическое определение следующему понятию. Укажите род и видовой признак: СУД.
Ответ:

Суд — это государственный орган, регулирующий и поддерживающий соблюдение законов, установленных в той или иной стране, также суд регулирует и спорные отношения между отдельными гражданами страны.

В данном случае род – это государственный орган.

Видовой признак - регулирующий и поддерживающий соблюдение законов, установленных в той или иной стране, также суд регулирует и спорные отношения между отдельными гражданами страны.

Задание 8.


Проверьте правильность деления понятий, укажите основания деления. Найдите, назовите и исправьте ошибки:

а) Государство может быть феодальным, капиталистическим, социалистическим.

б) Речь бывает устной, письменной, путанной, заумной.

в) Политический режим может быть демократическим и недемократическим.
Ответ:

а) Государство может быть феодальным, капиталистическим, социалистическим.

Деление на основании социально-экономических признаков. Ошибка выражена в неполном делении и перечислены не все виды данного родового понятия. Выделяются следующие типы общественно-экономических формаций и соответствующих им типов государства:

б) Речь бывает устной, письменной, путанной, заумной.

Основанием деления является форма речи. Речь бывает письменной и устной.

В данном случае нарушено правило деления о соразмерности и присутствуют лишние члены.

в) Политический режим может быть демократическим и недемократическим.

Основанием деления является характер власти. Деление правильное.

Задание 9.



Определите, какие законы логики нарушены в данных высказываниях:

а) Все студенты первой группы подготовились к зачету по логике, но некоторые студенты этой группы не подготовились к зачету по логике.

б) Вчера вечером Жаворонков был задержан на даче Гаврилова. Сообщение о том, что вчера вечером Жаворонков был задержан на даче Гаврилова не подтвердилось.

в) Правый глаз чешется – радоваться, левый - плакать.
Ответ:

1. Закон тождества утверждает, что любая мысль (любое рассуждение) обязательно должна быть равна (тождественна) самой себе, т. е. она должна быть ясной, точной, простой, определенной. Говоря иначе, этот закон запрещает путать и подменять понятия в рассуждении (т. е. употреблять одно и то же слово в разных значениях или вкладывать одно и то же значение в разные слова), создавать двусмысленность, уклоняться от темы и т п.

2. Закон противоречия говорит о том, что если одно суждение что-то утверждает, а другое то же самое отрицает об одном и том же объекте, в одно и то же время и в одном и том же отношении, то они не могут быть одновременно истинными.

3. Закон исключенного третьего. Суждения бывают противо-положными и противоречащими. Например, суждения: «Сократ высокий», «Сократ низкий», — являются противоположными, а суждения: «Сократ высокий», «Сократ невысокий», — противоречащими. Именно в силу наличия третьего варианта противоположные суждения могут быть одновременно ложными. Если суждение: «Сократ среднего роста», — является истинным, то противоположные суждения: «Сократ высокий», «Сократ низкий», — одновременно ложны. Точно так же именно в силу отсутствия третьего варианта противоречащие суждения не могут быть одновременно ложными.

4. Закон достаточного основания утверждает, что любая мысль (тезис) для того, чтобы иметь силу, обязательно должна быть доказана (обоснована) какими-либо аргументами (основаниями), причем эти аргументы должны быть достаточными для доказательства исходной мысли, т. е. она должна вытекать из них с необходимостью (тезис должен с необходимостью следовать из оснований).
а) Все студенты первой группы подготовились к зачету по логике, но некоторые студенты этой группы не подготовились к зачету по логике.

В высказывании нарушен закон противоречия. Если в высказывании сказано, что «все» студенты подготовились к зачету, то уже не может быть того, что кто-то не готов к зачету.

б) Вчера вечером Жаворонков был задержан на даче Гаврилова. Сообщение о том, что вчера вечером Жаворонков был задержан на даче Гаврилова не подтвердилось.

Нарушен закон достаточного основания утверждать. Пока не будет установлено где вчера вечером был Жаворонков, никто не может утверждать о его местонахождении.

в) Правый глаз чешется – радоваться, левый - плакать.

Нарушен закон тождества, так как он гласит «Любая мысль должна быть равна самой себе». Высказывание носит двусмысленный характер и должно быть разделено на два высказывания:

«Правый глаз чешется к радости».

«Левый глаз чешется к слезам».

Задание 10.



Определите, являются ли суждениями данные высказывания. Объясните почему?

а) Пусть погибнет мир, но да свершится правосудие.

б) Жизнь существует просто для того, чтобы я ее прожил.

в) Когда погаснет солнце?
Ответ:

Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь.

Языковой формой выражения суждения является предложение. Подобно тому, как понятия не могут возникнуть и существовать вне слов и словосочетаний, так и суждения не могут возникнуть и существовать вне предложений. Однако единство суждения и предложения не означает их полного совпадения. И если всякое суждение выражается в предложении, то из этого не следует, что всякое предложение выражает суждение. Суждение выражается повествовательным предложением, в котором содержится сообщение о чем-либо.

а) Пусть погибнет мир, но да свершится правосудие.

Данное высказывание не является суждением, поскольку первая и вторая часть высказывания не связаны между собой и нет между ними отношения «предмет – признак», нет отношения предметов между собой.

б) Жизнь существует просто для того, чтобы я ее прожил.

Данное высказывание является суждением, поскольку выражено повествовательным предложением и в котором утверждается связь между предметом (жизнь) и его признаком (прожить).

в) Когда погаснет солнце?

Данное высказывание не является суждением.

Вопросительное предложение не выражает суждения, так как его назначение состоит не в передаче информации, а в побуждении к ее получению.

Задание 11.


Приведите суждение к четкой логической форме, определите вид суждений (атрибутивное, экзистенциальное, суждение отношений):

а) Нет столь пламенного гнева, что с течением времени не остывал бы.

б) Прошлые поступки гораздо легче отрицать, чем исправлять.

в) Тот, кто хочет быть здоровым, отчасти уже выздоравливает.
Ответ:

1. Атрибутивным (от латинского слова atributio – свойство, признак) называется суждение о признаке предмета. В нем отражается связь между предметом и его признаком, причем эта связь утверждается или отрицается.

2. Суждением с отношением называется суждение, отражающее отношение между предметами. Это могут быть отношения равенства, неравенства, родства, пространственные, временные, причинно-следственные и другие отношения.

3. В суждениях существования (экзистенциальных суждениях – от латинского слова existentia – существование) отражается сам факт существования или несуществования предмета суждения.
а) Нет столь пламенного гнева, что с течением времени не остывал бы.

Данное суждение является атрибутивным: пламенный гнев остывает с течением времени.

б) Прошлые поступки гораздо легче отрицать, чем исправлять.

Данное суждение является суждением отношений и отражает отношение между предметами, а именно отношение к прошлым поступкам (отрицание, исправление)

в) Тот, кто хочет быть здоровым, отчасти уже выздоравливает.

Данное суждение является экзистенциальным и отражается сам факт существования (уже выздоравливает) предмета суждения (желание здоровья).

Задание 12.


Образуйте с субъектом - ПРИГОВОР и предикатом - СПРАВЕДЛИВЫЙ четыре вида простых атрибутивных суждений.
Ответ:

S – приговор. Р – справедливый.

  1. Общеутвердительное суждение - «Все S есть Р». Все приговоры суда являются справедливыми.

  2. Частноутвердительное суждение - «Некоторые S есть Р». Некоторые приговоры суда являются справедливыми.

  3. Общеотрицательные суждения - «Все S не есть Р (или «Ни одно S не есть Р»). Ни один приговор суда не является справедливым.

  4. Частноотрицательные суждения - «Некоторые S не есть Р». Некоторые приговоры суда не являются справедливыми.



Задание 13.


Выразите сложные суждения в символической форме:

а) Есть средство воспрепятствовать преступлениям – это наказание; есть средства изменять нравы – это благие примеры.

б) Несправедливость, допущенная в отношении одного человека является угрозой всем.

в) Ложь всегда извивается, как змея, которая никогда не бывает прямо: ползет ли она или лежит в покое; лишь когда она мертва, она пряма и не притворяется.
Ответ:

а) Р1 есть S1; Р2 есть S2.

б) S есть Р.

в) S есть Р (Р1, Р23)

Задание 14.


Постройте сложные суждения по следующим формулам:

1)

2)

3)
Ответ:

а) Если студент Иванов отличник и получает оценку «хорошо», то студент Иванов не отличник.

б) Если и только если человек награжден орденами, то он имеет право на ношение соответствующих орденских планок, следовательно, ветеран труда Сидоров правомерно носит Орден Трудового Красного Знамени.

в) Если дождь идет или не идет, то асфальт сухой или не сухой.

Задание 15.


Представьте суждения в четкой логической форме. Используя логический квадрат, выведите суждения, противоречащие данным:

а) Показная простота – это утонченное лицемерие.

б) Не все те свободны, кто смеется над своими цепями.

в) Ничто так не способствует душевному спокойствию, как полное отсутствие собственного мнения.

г) Иванов в это время находился в Барнауле.

Ответ:

а) Показная простота является утонченным лицемерием. Обще-утвердительное суждение. Суждение, противоречащее данным – Некоторая простота не является утонченным лицемерием.

б) Смеющиеся над своими цепями, иногда не свободны. Обще-отрицательное суждение. Суждение, противоречащее данным – Некоторые смеющиеся над своими цепями являются свободными.

в) Полное отсутствие собственного мнения есть душевное спокойствие. Общеутвердительное суждение. Суждение, противоречащее данным – Некоторое отсутствие собственного мнения не способствует душевному спокойствию.

г) Иванов в это время находился в Барнауле. Общеутвердительное суждение. Суждение, противоречащее данным – Иногда Иванов не находился в Барнауле.

Задание 16.


Определите логическую модальность суждения:

Большинство людей больше живет по моде, чем по разуму.
Ответ:

Наиболее распространенными являются модальности: алетическая (от греч. "алетейя" - истина), аксиологическая (от греч. axios - ценный), деонтическая (от греч. deonte - как должно быть), эпистемическая (от греч. "episteme" - достоверное знание).

1. Алетическая модальность выражается с помощью операторов (функторов) "необходимо"(□), "возможно"(?), "случайно"(С). Основными алетическими понятиями принято считать понятия возможности и необходимости. Для выражения возможности в русском языке употребляются слова "возможно", "может быть", "вероятно" и др. Для выражения необходимости употребляются слова "необходимо", "должно быть", "следовательно" и др.

2. Аксиологическая (оценочная) модальность высказывания с точки зрения определенной системы ценностей. Аксиологический статус высказывания выражается абсолютными ("хорошо", "плохо", "неплохо", "безразлично") или относительными ("лучше", "хуже", "равноценно") оценочными понятиями.

3. Деонтическая (нормативная) модальность отражает связь утверждаемого в суждении с нормами морали, права, конкретными обязательствами ("должен", "обязан", "может", "допустимо", "запрещено", "разрешено"), а также может выражать приказ, побуждение к определенным действиям.

4. Эпистемическая модальность отражает степень обоснованности содержания суждения в знании (от "доказано" или "опровергнуто" до "вероятно", "проблематично", "маловероятно" т. п.), а также способ принятия информации, содержащейся в суждении ("знаю", "верю", "убежден", "сомневаюсь" и т.п.).

Данное суждение «Большинство людей больше живет по моде, чем по разуму» имеет Аксиологическую (оценочную) модальность высказывания с точки зрения определенной системы ценностей.

Задание 17.


Определите, распределен ли субъект данного суждения, отобразив отношения терминов суждения при помощи кругов Эйлера:

От правильного воспитания детей зависит благосостояние народа.
Ответ:

S – дети.

Р – воспитание.

S1 – народ.

Р1 – благосостояние.


Задание 18.


Приведите к четкой логической форме и сделайте все возможные выводы из суждения путем превращения, обращения, противопоставления предикату и умозаключений по логическому квадрату (при условии что суждение истинно):

Никто не обеднеет, подавая милостыню.
Ответ:

Превращение. Все обеднеют, не подавая милостыню.

Обращение. Некоторые не обеднеют, подавая милостыню.

Противопоставление предикату. Все не подающие милостыню являются бедными.

Суждение не истинно, так как есть те люди, которым и подать нечего.

Задание 19.


Сделайте вывод из двух посылок. Укажите больший, меньший и средний термины, фигуру и модус. Нарисуйте схему силлогизма:

а) От правильного воспитания детей зависит благосостояние народа.

Современные дети воспитаны неправильно.

?
б) Недостаток скромности есть недостаток ума.

Иванова нескромна.

?
Ответ:

а) Следовательно, воспитание современных детей зависит от народа.

Больший термин – дети.

Меньший термин – воспитание.

Средний термин – народ.

М Р



S М
б) Следовательно, недостаток Ивановой скромность.

Больший термин – недостаток.

Меньший термин – недостаток ума.

Средний термин – скромность.
Р _______________ М


S________________М

Задание 20.


Проверьте правильность силлогизмов. Если есть ошибка – укажите, какое правило здесь нарушено:

а) Все адвокаты хитры. Иванов хитер, значит он адвокат.

б) Влюбленные слепы. Иванов – слепой, значит он влюблен.
Ответ:

а) В силлогизме нарушено правило, которое гласит «в силлогизме должно быть только три термина». В данном силлогизме только два термина.

б) В силлогизме нарушено правило «средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок». В данном силлогизме мы четко видим только крайние термины, а средний распознается с трудом.

Задание 21.


Восстановите энтимему в полный силлогизм:

Леонтьев – человек, поэтому он должен считаться с интересами других людей.
Ответ:

Леонтьев, совершая какие-либо общественные действия, должен считаться с интересами других людей.

Человек, живущий в обществе, зависит от общественного мнения.

Задание 22.


Решите сорит:

  1. Все прогрессирующие - счастливы.

  2. Все люди от природы стремятся к знаниям.

  3. Стремящиеся к знаниям прогрессируют.


Ответ:

1) Все прогрессирующие - счастливы.

2) Все люди от природы стремятся к знаниям.

3) Стремящиеся к знаниям прогрессируют.

_____________________________________

Люди стремящиеся к знаниям счастливы.

Задание 23.


Определите тезис, аргументы и вид доказательства. Выразите связь тезиса и одного аргумента в силлогистической форме. Проверьте правильность доказательства:

Верховная власть не может быть потеряна. Так как право представлять всех участвовавших в соглашении дано тому, кого делают сувереном путем соглашения, заключенного лишь друг с другом, а не сувереном с кем-нибудь из участников, то не может иметь место нарушение соглашения со стороны суверена, и, следовательно, никто из подданных не может быть освобожден от подданства под предлогом того, что суверен нарушил какие-либо обязательства.
Ответ:

Тезис - Верховная власть не может быть потеряна.

Аргумент - никто из подданных не может быть освобожден от подданства под предлогом того, что суверен нарушил какие-либо обязательства.

Вид доказательства – прямое.

Связь тезиса и одного аргумента в силлогистической форме - .

В данном случае логические ошибки отсутствуют.

Литература





    1. Гетманова А. Д. Логика. - М.: Изд-во „ Омега-Л “, 2007.

    2. Иванов Е.А. Логика. - М., 1996.

    3. Ивин А.А. Логика. Учебное пособие. Издание 2-е. - М.: Издательство "Знание", 1998.

    4. Ивин А.А. Практическая логика. Задачи и упражнения. - М., 1996.

    5. Курбатов В.И. Логика; Логика в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону, 1997.

    6. Локтионов В.И. Логика. М.,2004.

    7. Упражнения по логике / Под ред. В.И. Кириллова. - М.,2002.

    8. Яшин Б.Л. Логика. - М., 2004.





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации