Дипломная работа - Разработка бизнес-плана развития и создания нового производства в рамках ЗАО Технопромкомплект - файл n1.doc

Дипломная работа - Разработка бизнес-плана развития и создания нового производства в рамках ЗАО Технопромкомплект
скачать (281.1 kb.)
Доступные файлы (16):
n1.doc626kb.28.06.2005 21:28скачать
n2.doc40kb.22.06.2005 13:50скачать
n3.doc38kb.28.05.2005 18:41скачать
n4.doc96kb.15.04.2005 21:06скачать
n5.doc56kb.15.05.2005 11:18скачать
n6.doc126kb.19.05.2005 14:54скачать
n7.doc88kb.09.06.2005 12:15скачать
n8.doc174kb.26.06.2005 13:19скачать
n9.doc91kb.25.06.2005 20:14скачать
n10.doc111kb.24.06.2005 12:31скачать
n11.doc142kb.28.05.2005 23:29скачать
n12.doc34kb.28.05.2005 16:17скачать
n13.doc45kb.26.06.2005 13:28скачать
n14.doc25kb.26.04.2005 13:27скачать
n15.doc32kb.26.06.2005 16:07скачать
n16.doc23kb.28.05.2005 12:27скачать

n1.doc

  1   2   3


ВВЕДЕНИЕ


Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

Важной задачей для развивающихся предприятий является привлечение инвестиций, как отечественных, так и зарубежных. Для этого необходимо разработать и обосновать проект (предложение), требующее привлечения инвестиций. В условиях рыночной экономики для этой цели служит бизнес-план, который является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательской деятельности.

По данным специалистов [4,с.12-13], в разных странах бизнес-планирование формировалось в течение последних сорока лет как самостоятельная дисциплина и особо профессиональная область деятельности в условиях рыночной экономики. Образовался своеобразный «мир управления проектами» с обширной специальной литературой, компаниями и экспертами, с развитой системой бизнес - образования, повышения квалификации, сертификации и т.д.

В современной России многие предприниматели и сейчас считают [4,с.13] , что составление бизнес-плана при развитии новых направлений в бизнесе может быть заменено "глубокими познаниями глубин" отечественного бизнеса. К сожалению, такая позиция не может быть достаточной для получения инвестиций под конкретные бизнес - проекты и для квалификационной работы в бизнесе.

Бизнес-план является неотъемлемой составной частью комплекса работ по управлению деловыми проектами и представляет собой процесс длительных исследований и организационной работы, имеющих цель изучить конкретные направления деятельности предприятия (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся экономических условиях.

Бизнес-план позволяет решить целый ряд задач:

 определить конкретные направления деятельности предприятия, целевые рынки и место фирмы на них;

 сформулировать долгосрочные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

 выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены предприятием потенциальным потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

 проанализировать финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

 предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Потенциальные инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и подробно осведомлены о его экономической эффективности. Поэтому бизнес-план должен быть хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов.

Актуальность бизнес - планирования предопределила выбор темы моего дипломного проекта: Разработка бизнес - плана развития и создания нового производства в рамках ЗАО «Технопромкомплект».

Предмет исследования: бизнес-план.

Объект исследования: предприятие по производству современных строительных металлопластиковых конструкций (ЗАО "Технопромкомплект").

Цель исследования: разработать бизнес-план нового производства по изготовлению современных строительных металлопластиковых конструкций.
Задачи исследования:

? изучить теоретические основы бизнес-плана;

? составить характеристику ЗАО «Технопромкомплект» и провести анализ его деятельности;

? оценить возможности рынка и составить прогноз продаж готовой продукции при наращивании мощности производства в инвестиционный период;

? дать экономическое обоснование показателям разрабатываемого бизнес-плана;

? построение финансовой стратегии при расчетах с потенциальными инвесторами.



  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА


1.1.Сущность и задачи бизнес – плана, классификация бизнес - проектов
Бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющих цель изучить конкретное направление в деятельности предприятия (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:

 конкретный проект оказания новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);

 всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение его сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;

 изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Буров В.П. [5; с. 7] поясняет, что особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей предприятия. Чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной мере определяет характер проектов (концепций), которые изучаются при разработке бизнес-плана. Эти проекты должны быть не только инновационными, т.е. отличаться научно-технической новизной, но и достаточно полно проработанными, показывать какие затраты необходимы на их реализацию и что это экономически даст (какую принесет прибыль). Степень инновационности и рискованности проекта определяет способы привлечения капитала.

Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и используется для привлечения инвесторов и кредиторов. Перед тем, как рискнуть некоторым капиталом, потенциальные инвесторы должны быть уверенны в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Предполагается, что бизнес-план хорошо подготовлен и тщательно изложен для восприятия потенциальных инвесторов. Он должен содержать описание главных спорных вопросов, но быть детализированным, чтобы быть доступным различным группам людей, даже тем, которые имеют ограниченные знания о продукте (услугах) на рынке. Объем и степень конкретизации разделов плана определяется спецификой предприятия и сферой ее деятельности.

Многообразие бизнес – проектов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут существенно различаться сферой приложения, составом предметной области, масштабом, длительностью, составом участников, степенью сложности, влиянием результатов и т.д. (см. Приложение 1).


    1. Резюме


Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана. Цель данного подраздела – дать потенциальным инвесторам краткую характеристику представляемого предприятия (продукта). Необходимо добиться запоминаемого резюме: в нем желательно поместить фотографию или качественный рисунок изделия.

Резюме должно включать следующую информацию:

 наименование проекта;

 характеристика организации, обращающейся за предоставлением средств:

- наименование;

- организационно-правовая форма;

- форма собственности;

- среднесписочная численность;

- размер уставного фонда;

- точный почтовый адрес;

- банковские реквизиты.

 описание проекта, при этом выделив, идет ли речь о начале работы «с нуля» или о расширении существующего дела;

 краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал, каковы доли участия управленческого персонала в капитале предприятия;

 описание ситуации на рынке и в отрасли;

 преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и текущее состояние;

 тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;

 потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться инвесторам;

 ключевые экономические показатели эффективности проекта;

 возможные риски и методы их снижения (предотвращения).

В случае необходимости привлечения иностранных инвесторов резюме может быть составлено как на русском, так и на английском языке. В резюме также отражается степень конфиденциальности изложенной в бизнес-плане информации.


    1. Определение целей бизнес-плана


Первым шагом в составлении бизнес-плана является определение целей (генеральных направлений) функционирования предприятия. Очень близко к этому понятию находится понятие «задача». Липсиц И.В. [10, с.11-12] уточняет их содержание.

Цели можно рассматривать как желаемые результаты деятельности, которых мы хотели бы достигнуть в пределах некоторого интервала времени.

Задача – желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный (заданный) интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата.

Из определений следует, что цель – более общая категория, чем задача. Она достигается в результате решения ряда задач. Следовательно, задачи можно упорядочить по отношению к целям. В этом заключается свойство множественности целей – каждая цель может быть разделена на составляющие ее задачи или подцели.

Для каждого проекта может быть построено множество взаимосвязанных целей, отражающих структуру самого проекта и его участников. Цели проекта, структура проекта и организация участников проекта могут описываться взаимосвязанными иерархическими (древовидными) структурами, в которых могут быть установлены отношения между следующими компонентами: цели – части проекта – участники и т.д.

Для возможности определения степени достижения целей проекта необходимо выбрать соответствующие критерии [10, с.14]. На основе этих критериев можно оценить альтернативные решения по достижению целей проекта. Таким образом, подытожим:

 цели проекта должны быть четко определены: они должны иметь ясный смысл;

 результаты, получаемые при достижении цели, должны быть измеримы, а заданные ограничения и требования должны быть выполнимы.

Следует также отметить, что однажды сформулированные цели проекта не должны рассматриваться как нечто неизменное, поэтому формирование целей нужно рассматривать как непрерывный динамический процесс, в котором анализируется сложившаяся ситуация, тенденции и при необходимости осуществляются корректировки целей.

По мнению Липсиц И.В. [10; с. 15-16] для определения целей бизнес-проекта могут использоваться различные индивидуальные и групповые методы. В индивидуальной работе используются, в основном, логические методы, поэтому имеется опасность одностороннего рассмотрения направления поиска целей проекта. В групповой работе больше используются интуитивные методы, которые ведут к получению широкого спектра целей проекта, в том числе: мозговой штурм, запись идей, специфическое структурирование и т.д.

В описании цели проекта должны найти отражение в четко и однозначно выраженной форме: результат проекта, срок окончания, расходы, порядок изменения цели и иерархия зависимых целей.

Результат описывается как желаемое состояние системы в зависимости от типа и вида проекта. Дополняется отдельными эффектами.

Сроки задаются в виде временного интервала, в котором желательно завершение проекта. Как правило, это пока заявление о намерении, но в ряде случаев может быть и обязывающим.

Расходы в первом описании могут представлять бюджетные рамки, а в ряде случаев – твердую верхнюю границу.

Порядок изменения цели проекта. В процессе может возникнуть необходимость корректировки целей проекта. В описании цели должен быть определен порядок таких изменений.

Иерархия зависимых целей проекта. В описании целей проекта может быть в качестве дополнения показано, какая иерархия должна приниматься, если одна цель проекта больше не может быть достигнута.

Составление бизнес-плана преследует как внешние, так и внутренние цели. Основная внешняя цель состоит в том, чтобы убедить в максимальной степени возможных будущих инвесторов (партнеров) в успехе нашего дела. Главная внутренняя цель бизнес-плана – стать основой управления предпринимательской деятельностью и обеспечить стабильность бизнеса.

Данное предприятие ориентировано на дальнейший рост и динамичное развитие, и основными (общими) целями фирмы будут:

 повышение общего объема продаж и оказания услуг;

 увеличение доли предприятия на сложившихся рынках;

 освоение новых рынков сбыта;

 увеличение роста чистого дохода;

 повышение качества предоставляемых услуг.


    1. Описание предприятия


В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив особое внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке:

 цели и задачи на ближайший период и на перспективу;

 события, повлиявшие на развитие предприятия;

 организационная структура и кадровый состав;

 тенденции в сбыте продукции (услуг) в ближайшее время и в перспективе;

 каковы преимущества предприятия;

 какие потребности заказчиков будет обеспечивать предприятие;

 объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием;

 используемые технологии или ноу-хау;

 анализ сильных и слабых сторон предприятия (качество продукции и услуг, квалификация и опыт персонала, уровень технологии, условия поставок материалов и комплектующих, уровень менеджмента);

 географическое положение предприятия и ближайшие транспортные магистрали.


    1. Описание продукции (услуг)


Эта часть бизнес-плана начинается с подробной характеристики производимой предприятием продукции или услуг, которые мы хотим предложить своим будущим покупателям и ради производства которых задумывается весь проект . При этом в обязательном порядке производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства.

Характеристика продукции должна включать:

 функциональное назначение продукции;

 ее стоимость в зависимости от объемов производства;

 технологичность;

 универсальность;

 соответствие продукции (услуг) действующим стандартам;

 на какой стадии находится продукт в настоящее время (идея,

проект, опытный образец, серийное производство и т.д.);

 требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;

 возможности для дальнейшего развития продукта;

 патентно-лицензионная защита.

Анализ продукции конкурентов, присутствующей на рынке:

 описание функциональных и потребительских свойств

конкурирующих продуктов;

 принципы ценообразования конкурентов;

 способы стимулирования сбыта, используемые конкурентами;

 объем продаж продукции конкурентов.

Исследования и разработки:

 существующие технологические риски;

 технологическое состояние конкурентов, возможность их

технологических достижений влиять на деятельность предприятия;

 описание концепции развития продукта следующих поколений.

Финансирование:

 принятая концепция ценообразования;

 оптимальные размеры заказов и формы оплаты;

 условия приобретения сырья, материалов и комплектующих;

 уровень запасов.

Хочется особо подчеркнуть, что наши деловые люди очень часто забывают важный момент – наглядное изображение товара или изделий, полученных с помощью определенной использованной технологии. Мировой опыт предпринимательской деятельности подтверждает, что очень трудно получить деньги под идею, которая еще не привела к появлению хотя бы одного экземпляра нового товара, а потому в бизнес-план надо обязательно поместить фотографию или очень качественный рисунок наших изделий, позволяющие составить о них достаточно четкое представление.

Очень важно в данном разделе четко охарактеризовать основные качества продукции, преимущества ее дизайна, а также описать организацию сервиса нашего товара (если это техническое изделие). Но не следует делать акцент на «исключительные» достоинства товара, лучше сосредоточиться на максимальном удовлетворении рынка, уникальных потребительских свойствах.


    1. Анализ рынка


В этом разделе бизнес-плана необходимо показать, что продукция (услуги) имеют свой рынок сбыта, а также возможность предприятия добиться успеха на этом рынке; запланировать затраты, связанные с выходом на рынок и возможные риски. Надо быть очень осторожным, потому что появление на рынке или уход с него относятся к числу главных стратегических решений и требуют тщательного расчета.

Для характеристики своего рынка требуется провести его сегментирование [4, с.32-34] . Сегмент рынка – это достаточно однородная совокупность покупателей по тем или иным признакам (критериям) сегментирования. Приведем возможные критерии сегментации рынка:

 для частных лиц: возраст, пол, национальность, хобби, образование, стиль жизни, социальное положение, профессия, уровень дохода;

 для фирм: местонахождение, структура, объем продаж, каналы распределения, численность персонала.

Характеристика рынка [4, с.35] :

 размеры рынка (регион, РФ, СНГ, мировой рынок);

 уровень и тенденции развития рынка;

 специфические особенности рынка (трудности доступа к

операциям на рынке);

 предполагаемая доля рынка, которую займет продукция

предприятия;

 особые цели на рынке (экспортный потенциал);

При анализе рынка необходимо оценить его емкость [4, с.35-37] . Так, если клиентура создаваемой фирмы малочисленна, то она неминуемо обанкротится, даже если фирма черпает средства из четырех источников – выручка от реализации, заемные средства, доход от продажи недвижимости и прибыль на новые инвестиции. Главной является прибыль от основной деятельности, которая возникает в результате реализации продукции (услуг).

Характеристика потребителей продукции:

 тип потребителя (частные и юридические лица);

 их географическое расположение;

 их мнение о продукции.

Товары приобретаются в конечном итоге людьми, а не фирмами и организациями. Решение о покупке принимает конкретный человек, поэтому характеристика потребителей продукции должна давать нам представление о том, кто для предприятия наиболее желаемый и выгодный клиент и что ему нужно.

Стратегия продвижения продукции на рынок:

 расчет и обоснование цены, ценовая политика;

 система распределения (продаж) в настоящее время и в перспективе;

 реклама и стимулирование сбыта;

 сервисное и гарантийное обслуживание.

Выбор маркетинговой стратегии занимает ключевое место на всем протяжении от возникновения бизнес - идеи до появления товара на рынке и его послепродажного обслуживания. При разработке ценовой политики фирмы важно определить не только уровень цен, но и стратегическую линию ценового поведения фирмы на рынке по каждому виду товара. Поэтому ценовая стратегия – основа принятия решений в установлении цены продажи в каждой конкретной сделке.

Характеристика конкурентов:

 перечень предприятий – основных конкурентов;

 их сильные и слабые стороны;

 их финансовое положение;

 удельный вес в обороте рынка;

 возможная реакция конкурентов.

При составлении характеристики конкурентов нельзя забывать о том, что первый принцип финансового рынка очень прост – чем рискованнее вложение, тем дороже оно обходится заемщику, потому что инвестор закладывает в ставку процента резерв страхования от неудач. Поэтому лучше оценивать конкурентов предельно точно. Необходимо: указать пробелы в их стратегии или качественных характеристиках товаров-конкурентов, сделать обзор их сильных и слабых сторон, определить долю рынка каждого, объемы продаж, методы сбыта и производственные возможности. Показав свою осведомленность о действиях конкурентов, мы гарантируем себе уважение инвесторов и увеличиваем шансы на получение средств.

Мы можем также сопоставить конкурирующие продукты и услуги с точки зрения доли на рынке, качества, цены, характеристик, надежности, послепродажного обслуживания, гарантии и других особенностей. Приведем также дополнительные выгоды для клиентов, обеспечиваемые нашим продуктом (услугой).

Имеет смысл выделить трех-четырех главных конкурентов, указав, почему потребители сейчас покупают у них и что может заставить потребителей отказаться от них в будущем.

К числу типичных ошибок разработчиков бизнес-плана можно отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок [12, с.102-103]. Детальный анализ действий конкурентов может заставить сменить стратегию и внести коррективы в текущую деятельность, чтобы успешнее противостоять своим соперникам. Это должно войти в привычку уже потому, что рынки пребывают в постоянном изменении и чьи-то успехи привлекают новых конкурентов.

Методы конкурентной борьбы хорошо известны. Например, существует немало альтернатив ценовой конкуренции (дифференциация качества предлагаемых товаров и услуг, предоставление дополнительных услуг т.д.), которые можно взять на вооружение.


    1. Производственный план


Для российских предпринимателей это довольно трудный раздел, потому что нестабильность хозяйственных связей, ненадежность поставщиков (некачественные комплектующие и материалы) могут внести свои нежелательные коррективы в план производства.

Буров В.П. [5, с. 119-123] считает, что данный раздел бизнес-плана представляется только предпринимателями, которые хотят заняться производством. Главная задача раздела – доказать потенциальным инвесторам (партнерам), что мы в состоянии реально производить нужное количество товаров в нужные сроки и требуемого качества.

В нем мы подробным способом должны описать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане. Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.

Очень полезно представить в этом разделе схему производственных потоков на предприятии, которая наглядно покажет, откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться. Нельзя обойти вниманием и вопросы осуществления контроля за качеством продукции и какими стандартами при этом мы будем руководствоваться.

Основные вопросы, на которые надо ответить в данном разделе бизнес-плана, следующие[4, с.45]:

 Где будут изготавливаться товары – на действующем или вновь создаваемом предприятии ?

 Какие для этого потребуются производственные мощности и как они будут вырастать год от года ?

 Где и у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие ?

 Какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними?

 Предполагается ли производственная кооперация и с кем ?

 Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести ?

Данные для этого раздела желательно приводить в перспективе на 2-3 года, а для крупных предприятий – на 4-5 лет.

В план производства необходимо включить [5, с. 119-123] также такие сведения, как вид требуемых производственных мощностей, необходимые производственные помещения, потребность в основных производственных фондах и рабочей силе (как постоянной, так и временной). Здесь же рекомендуется определить, какие комплектующие будут производиться на своем производстве , а какие необходимо закупать на стороне.

В целом структура данного раздела имеет следующий вид .

Производственный цикл. Представим графическую характеристику производственного цикла нашего бизнеса. Изложим, как мы будем справляться с сезонными колебаниями загрузки производственных мощностей.

Производственные мощности и их развитие. Для уже существующего бизнеса необходимо привести данные о производственных мощностях, производственных и административных помещениях, складах и площадках, специальном оборудовании. Отметим, собираемся мы купить или арендовать оборудование и помещения (новые или бывшие в употреблении), сколько это будет стоить. Потребности в оборудовании укажем из расчета на ближайшие три года.

Стратегия в обеспечении и производственный план. Опишем весь производственный процесс, решения по контрактам на комплектующие и компоненты. Укажем наиболее вероятных поставщиков и охарактеризуем степень их надежности. Подготовим производственные планы с информацией с информацией, характеризующей зависимость затрат от объема производства для уровней продаж с разбивкой по применяемым материалам, труду, закупаемым компонентам и накладным расходам производства. Здесь же необходимо описать подход к контролю качества, управлению производством и запасами, пояснить, как система контроля качества позволит свести к минимуму уровень брака.



    1. План сбыта


План сбыта должен отражать стратегию продаж предприятия в различные временные периоды и наглядно показывать:

- цену продукции;

- методы ценообразования и установления гарантийного срока;

- схему реализации продукции (с какой предоплатой, возможность реализации в кредит);

- размеры скидок;

- время на сбыт;

- уровень запасов;

- время задержки платежа и условия оплаты.

Липсиц И.В. [10; с.28-33] предлагает следующую схему написания рассматриваемого раздела.

Общая стратегия маркетинга. Опишем свою рыночную философию, миссию и стратегию предприятия, исходя из особенностей нашей продукции (услуг) и каналов реализации в нашей нише рынка. Можно включить описание потребителей, которые уже являются нашими клиентами или на которых будут направлены первоначальные усилия по продажам. Также мы укажем, как потенциальные потребители в этих группах будут выяснены, как мы на них выйдем, какие особенности продуктов и услуг (например, высококлассный сервис, качество, доступная цена, своевременная поставка) будут использованы для стимулирования продаж.

Ценообразование. Описывая свою стратегию в области цен и сравнивая ее с ценовой политикой основных конкурентов, дадим оценку прибыли и покажем, будет ли она достаточна для покрытия затрат. Поясним, в какой степени цены помогут нам:

- проникнуть на рынок;

- получить достаточную прибыль.

Рассматривая вопросы ценообразования, необходимо обратить внимание на то, что более высокая цена может уменьшать объем продаж, но в результате давать более высокую прибыль. Если цена производимого продукта (услуги) ниже цены конкурентов, нужно проанализировать, как при этом сохранить прибыльность своего производства (большой объем продаж, высокая эффективность производства, низкая стоимость труда и материалов, невысокие накладные расходы и др. варианты).

Тактика реализации продукции. Здесь можно использовать различные методы: собственная торговая сеть, торговые представители, другие посредники. Если мы будем использовать собственную торговую сеть, то желательно представить ее структуру и составить смету затрат на реализацию продукции.

Описывая методы и каналы реализации, которые мы будем использовать, нам следует указать транспортные расходы как процент от цены. В случае реализации продукта на мировом рынке подлежит ответить на следующие вопросы : как будет проводиться реализация, ее метод, транспортировка, условия хранения, страхование, необходимое кредитование, таможенные сборы и т.д.

В заключение вышесказанного приведем вопросы, которые помогут грамотно составить рассматриваемый подраздел бизнес – плана:

- Кто будет основным покупателем товара: непосредственно потребитель, производитель другого товара, оптовая или розничная сеть ?

- В каких районах имеется устойчивый спрос на товар ?

- Каким образом можно рассчитать цену для каждого вида продукта (услуги) ?

- Какие основные факторы должны приниматься во внимание при установлении цены? Обратить внимание на затраты по транспортировке, складированию и хранению товаров.

- Чувствителен ли наш товар к колебаниям цен?

- При каких условиях мы гарантируем возврат денег клиентам?


    1. Финансовый план


Управление финансовой деятельностью тесно связано с управлением производственной и коммерческой деятельностью фирмы. Финансовая деятельность отражается, прежде всего, в следующих документах[10; с.44-49] :

 бухгалтерском балансе фирмы;

 отчете о движении денежных средств;

 отчете о финансовых результатах фирмы.

В бизнес-плане различают два вида финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное. Определение потребности в капитале – основа долгосрочного финансового планирования, позволяющая осуществить выбор и сроки получения кредитов, разделить капитал на собственный и заемный.

Важнейшее место в финансовой политике предприятия занимают два основных источника, обеспечивающих формирование собственных средств, - ускоренная амортизация и резервный фонд . Резервный фонд определяется результатами деятельности фирмы и зависит от стабильности дохода, состояния платежеспособности, регулярности денежных поступлений.

Заемные денежные средства привлекаются в надежде на то, что прибыль перекроет издержки на оплату процентов за кредит.

Этот раздел должен подробным образом отразить потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть определены трудно прогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов событий.

Цель данного раздела – выявить, каковы будут доходы от продаж и прибыль за первый , последующие годы как результат выбранной финансовой стратегии. Один из основных вопросов: как много потребуется средств для инвестиций и поддержания дела в рассматриваемом периоде? Финансовый план выявляет потенциал дела и должен быть представлен в бизнес-плане в виде расписания по финансированию (для вновь начатого дела все оценки являются прогнозными).

Для нового дела предсказание поступления денежных средств является более важным, чем предсказание прибылей, так как оно детализирует сумму и время притока и оттока денег. Нам предстоит определить допустимость и формы изменений в обстоятельствах, как и на каких условиях может быть получено дополнительное финансирование, как может быть возвращен кредит. Эта информация становится частью прогноза поступления денег.

Обычно финансовые прогнозы составляются на 5 лет на первый год – помесячно, на последующие два года – поквартально и последние два года по годам. Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита (инвестиций), которые запрашиваются по проекту.

В конце финансового плана следует дать оценку по основным финансовым показателям деятельности фирмы :

 Чистый доход к продажам определяется делением прибыли после уплаты налогов на объем продаж за год.

 Текущий коэффициент состояния активов и пассивов фирмы равен отношению текущих активов к текущим обязательствам. Большинство фирм рассматриваются как устойчивые в финансовом отношении, когда этот показатель равен или больше 2 (двух).

В заключение хочется отметить, что для зарубежного партнера вложение капитала в российскую экономику является рискованным предприятием. За рубежом подобные вложения осуществляются, если возврат на капитал не меньше 40-60%.



    1. Точки критического риска


При организации и развитии нового дела неизбежно предстоит столкнуться с различными проблемами и риском [10; с.54-60] Поэтому бизнес-план должен содержать информацию и об этом. Понятие риска, его оценка, прогнозирование и управление им – пока еще вещи малознакомые для наших российских предпринимателей, хотя их повседневная деятельность сопряжена с таким уровнем риска, при котором любой западный предприниматель не взялся бы за дело вообще.

Риск – это вероятность (угроза) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.

Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата. Отрицательный (проигрыш, убыток), нулевой (безубыточный), положительный ( выгода, прибыль).

Принимать на себя риск предпринимателя прежде всего вынуждает неопределенность хозяйственной ситуации, т.е. неизвестность условий политической и экономической обстановки и перспектив изменения этих условий.

Неопределенность хозяйственной ситуации обусловливается следующими факторами:

 Незнание, то есть неполнота, недостаточность знаний об окружающей среде, что часто усложняется барьерами коммерческой тайны. Отсутствие полной информации об окружающей среде заставляет предпринимателя искать необходимые дополнительные данные, а в случае их недоступности действовать интуитивно, «наугад».

 Случайность, т.е. утверждение о том, что одно и то же событие в сходных условиях может произойти по – разному, поскольку любое предприятие является стохастической системой. Элемент вероятности в этом случае вносят работники предприятия.

 Противодействие, то есть осуществлению планов могут противодействовать факторы, связанные с непредвиденными обстоятельствами и с ответными действиями существующих или потенциальных конкурентов, причем некоторые их действия могут поставить под вопрос саму целесообразность реализации проекта в выбранном направлении.

По месту возникновения рисков их можно классифицировать следующим образом.

Производственный риск характеризует возможность невыполнения организацией своих обязательств по отношению к заказчику. Форма проявления: организация не в состоянии обеспечить удовлетворение потребностей клиентов в заданном объеме, в предусмотренной номенклатуре или с соблюдением требуемого качества. Основные факторы риска: недостаточная проработка плановых расчетов, недостаточный профессионализм персонала, непредвиденный рост издержек за счет внутренних факторов, несоответствие качества или цены поступаемого сырья вследствие несвоевременного или недостаточно обдуманного заключения договоров о поставке, недостатки в организации труда и производства и т.д.

Коммерческий риск возникает в процессе закупки сырья и материалов и реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных организацией. Форма проявления: снижение объемов реализации, уменьшение прибыли от реализации. Основные факторы риска: изменение конъюнктуры рынка, изменение условий конкуренции, изменения на рынке поставщиков и потребителей, рост закупочных цен на сырье, материалы, комплектующие, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения и т.д.

Финансовый риск возникает в процессе ведения организацией финансовой деятельности. Форма проявления: потеря денежных средств, сокращение доли ликвидных активов, как следствие – ухудшение финансовых показателей деятельности организации. Основные факторы риска: изменение условий использования привлекаемых финансовых ресурсов, нехватка ликвидных активов, невозможность обеспечить выплаты по обязательствам, плохо налаженный финансовый контроль за выполнением операций, наличие некредитоспособных должников. Составными частями финансового риска являются:

- кредитный риск или опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов по нему;

- риск банкротства или опасность полной потери капитала;

- инфляционный (дефляционный) риск;

- валютный риск, связанный с колебаниями курсов валют на рынке;

- риск прямых финансовых потерь (возможность потери части имущества, неплатежей по коммерческим сделкам, комиссионных вознаграждений и т.д.);

- риск упущенных возможностей или вероятность недополучения прибыли в результате неосуществления некоторых действий (страхование, хеджирование, инвестирование и т.д.);

- процентный риск (возможность потерь вследствие роста среднерыночного процента при вложении средств в долго- и среднесрочные бумаги под фиксированный процент или вследствие превышения процентных ставок, выплачиваемых по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам).

Политический риск связан с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. Формы проявления могут быть самыми различными. Основные факторы риска: военные действия, обострение внутриполитической ситуации, введение эмбарго, введение моратория на внешние платежи на определенный срок, изменения в законах и нормативных актах, регулирующих налоговую, финансовую и прочую деятельность. Довольно часто термин «политический риск» заменяют более емким термином «страховой риск», характеризующим общую инвестиционную привлекательность страны.

При разработке бизнес – проекта от нас требуется выявить соответствующие факторы и оценить их значимость. Эту работу принято называть анализом рисков. Зная это, мы сможем ответить на вопрос: как уменьшить риски и потери? Ответ должен состоять из двух разделов: в первом мы должны указать организационные меры профилактики рисков, а во втором – свою программу страхования от рисков. Например, при возможности сбоев в графике железнодорожных перевозок материалов и комплектующих можно проработать альтернативную программу транспортировки необходимых изделий с помощью автомобильного транспорта.

К сожалению, в России система страхования рисков развита крайне слабо. Это поражает зарубежных партнеров, которые привыкли подстраховывать каждый свой шаг : от покупки оборудования до обеспечения валютных средств из-за колебаний курсов валют.

При разработке бизнес-плана необходимо порассуждать о таких проблемах, как:

- риск истратить всю наличность до получения заказа на продукт;

- возможные тенденции в развитии отрасли;

- риск превышения запланированных затрат на разработку и производство продукта;

- невыход на намеченный объем продаж;

- срыв графика разработки продукта;

- трудности в поставках сырья и комплектующих;

- трудности в получении банковского кредита;

- риск оказаться без наличности после массового поступления заказов.

Следует отметить, что для различных сфер предпринимательства характерен разный уровень риска. Степень риска характеризуется разностью между максимальным и минимальным ожидаемыми доходами. Соответственно, чем шире диапазон, тем выше степень риска. Примерная схема данного раздела может иметь следующий вид.

Степень риска коммерческой неудачи для вашей сферы бизнеса зависит от следующих факторов:

 Относится ли бизнес к уже хорошо освоенной области предпринимательства, новой осваиваемой области или новейшей, неосвоенной области?

 В своей области предпринимательства относится ли данный бизнес к предприятиям с высоким, средним или низким уровнем риска?

Степень обеспеченности получения и продажи продукта:

 Указать вероятность технического успеха в получении продукта;

 Определить долю продаваемого вида продукции от общего объема продукции, предназначенного для продаж.

Рентабельность бизнеса с учетом риска:

 Привести прогнозируемую чистую прибыль (эти данные содержатся в разделе «Финансовый план»;

 Указать общие издержки и рассчитать уровень рентабельности по оптимистическому и пессимистическому показателям.

Конкретные виды риска для рассматриваемого бизнес-проекта:

 Перечислить наиболее существенные виды риска, с которыми мы можем встретиться в бизнесе и которые целесообразно страховать (уничтожение, хищение или порча товара при транспортировке; невыполнение субподрядчиками своих обязательств);

Перечислить наиболее существенные виды риска, независимые от страхования и требующие использования специальных способов уменьшения негативных последствий (связанные с неверным выбором проекта и колебанием конъюнктуры, изменениями цен и спроса; коммерческий риск; финансовый риск; ошибки менеджеров; социальная нестабильность и др.).

Мероприятия по уменьшению ущерба, связанного с предпринимательским риском:

 К каким страховым компаниям и организациям планируется обратиться в результате причиненного ущерба?

 Какие типы договоров и на какие суммы планируется заключить?

 Указать мероприятия по не страхуемым видам риска.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЗАО «ТЕХНОПРОМКОМПЛЕКТ»
2.1. Резюме
Настоящий бизнес – план представляет предприятие ЗАО «Технопромкомплект» возможным инвесторам с целью привлечения капитала для создания нового производства, что позволит наладить выпуск перспективных металлопластиковых строительных конструкций и реализации готовой продукции на региональном рынке.

Субъект реализации бизнес - плана:

Закрытое акционерное общество предприятие «Технопромкомплект»

Юридический адрес: Россия, 620000, г. Екатеринбург, ул. Шефская, 12

Генеральный директор: Блинов Олег Александрович

Уставной капитал – 550 тыс. руб. (на 01.01.2005 г.)

Учредители ЗАО «Технопромкомплект» и размеры внесенных ими частей уставного капитала приведены в таблице 1.

Задачами предприятия в инвестиционный период являются:

 расширение сферы деятельности предприятия, освоение новых видов продукции;

 ввод в строй и эксплуатация комплексного автоматизированного оборудования с целью обеспечения сквозного технологического процесса : закупка сырья (комплектующих и расходных материалов);

 производство, сборка и монтаж готовой продукции;

 реализация конечной продукции потребителю;

 внедрение одной из самых прогрессивных на региональном рынке технологий производства металлопластиковых ограждающих конструкций;

 закрепиться и расширить управляемый сегмент регионального рынка сбыта металлопластиковых изделий.

Инициатором данного бизнес - проекта является Закрытое акционерное общество «Технопромкомплект», которое было создано в сентябре 2002 года и зарегистрировано Постановлением Регистрационной палаты г. Екатеринбурга № 05799 от 08.09.02 г. Учредители общества – концерн «SCHUCO International» (Германия), а также два физических лица (жители г. Екатеринбурга).

Уставный капитал предприятия сформирован в размере 550.000 рублей и состоит из 3 (трех) долей, что составляет 100 %Уставного капитала.
Таблица 1

Учредители и размеры частей уставного капитала предприятия

Учредители ЗАО «Технопромкомплект»

Размер вклада, (руб.)

Процентное соотношение

 Орлов Владимир Андреевич,

г. Екатеринбург

250 000

46 %

 Блинов Олег Александрович,

г. Екатеринбург

150 000

27 %

Концерн «SCHUCO International», (Германия)

150 000

27 %



Основными видами деятельности предприятия являются производственная и строительная деятельность. ЗАО «Технопромкомплект» предлагает вниманию потребителей и реализует все виды современных металлопластиковых конструкций:

 оконные и дверные рамы;

 витражи и ограждения лоджий;

 легкие офисные перегородки;

 прочие изделия по индивидуальным заказам.

Предприятие ЗАО «Технопромкомплект» оказывает следующие услуги:

 предоставление всего спектра консультационных услуг клиентам предприятия;

 техническая проработка проектов с помощью трехмерной программы Hueck Tec 3D;

 производство металлопластиковых конструкций;

 реализация готовой продукции;

 монтаж конструкций из металлопластика;

 гарантийное и постгарантийное обслуживание конструкций из металлопластика;

 установка подоконных досок и наружных отливов;

 внутренняя отделка оконных откосов.

Этапы реализации бизнес - плана:

 Разработка проектно – сметной документации на реконструкцию;

 Заключение договоров на поставку импортного и отечественного оборудования;

 Реконструкция производственных корпусов предприятия;

 Закупка, монтаж и наладка оборудования;

 Отладка технологии производства;

 Вывод производства на полную мощность в мае 2005 г.

Предпосылки реализации бизнес – плана:

 возрастающая потребность в современных строительных конструкциях в связи с увеличением темпов жилищного, промышленного и пр. строительства в г. Екатеринбурге и Свердловской области;

 высокие эксплутационные характеристики этих конструкций, твердые гарантии качества за счет использования комплектующих производства Германии;

 меньшая материалоемкость, следовательно и меньшие затраты, а значит возможность реализации конструкций по относительно низкой цене и сохранение своих позиций на рынке;

 освоение нового производства на свободных площадях предприятия с готовой инфраструктурой, а значит с наименьшими затратами времени и средств;

 наличие опытного высококвалифицированного персонала.

Технико – экономическая характеристика субъекта, осуществляющего бизнес – план:

 Площадь производственных и служебных зданий – 210 кв.м.

Здание цеха - кирпичное с пристройками, оснащено всеми необходимыми для производства коммуникациями: водоснабжением, канализацией, вентиляцией, отоплением от котельной, электропитанием. Имеются подъездные пути.

 Количество работников и занятых на предприятии – 32 человека.
2.2. Определение целей предприятия
  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации