Ответы к экзамену по дисциплине Психодиагностика в контексте психологического консультирования - файл n1.doc

приобрести
Ответы к экзамену по дисциплине Психодиагностика в контексте психологического консультирования
скачать (1340.9 kb.)
Доступные файлы (27):
n1.doc37kb.03.01.2010 00:14скачать
n2.doc32kb.03.01.2010 22:50скачать
n3.docx17kb.10.01.2010 17:01скачать
n4.doc39kb.05.01.2010 20:42скачать
n5.doc26kb.04.01.2010 00:44скачать
n6.doc44kb.04.01.2010 01:11скачать
n7.doc34kb.06.01.2010 22:57скачать
n8.doc42kb.05.01.2010 21:40скачать
n9.doc37kb.09.01.2010 20:24скачать
n10.doc78kb.07.01.2010 15:43скачать
n11.doc37kb.26.12.2009 00:00скачать
n12.<⮬᪨114kb.05.01.2010 23:38скачать
n13.doc82kb.09.01.2010 12:01скачать
n14.doc45kb.06.01.2010 00:26скачать
n15.doc36kb.06.01.2010 00:06скачать
n16.doc47kb.05.01.2010 23:10скачать
n17.doc34kb.06.01.2010 18:19скачать
n18.doc62kb.10.01.2010 13:32скачать
n19.doc41kb.03.01.2010 00:59скачать
n20.doc49kb.03.01.2010 01:22скачать
n21.doc52kb.03.01.2010 23:32скачать
n22.doc57kb.03.01.2010 21:38скачать
n23.doc39kb.03.01.2010 22:48скачать
n24.doc47kb.03.01.2010 23:41скачать
n25.jpg1223kb.12.11.2009 21:21скачать
n26.doc39kb.03.01.2010 00:58скачать
n27.doc48kb.04.01.2010 00:34скачать

n1.doc


  1. Роль психодиагностики в контексте психологического консультирования.

Представления психологов-консультантов о том, нужна ли им психодиагностика и как они могут ее использовать в своей практической работе, разнообразны, но в целом довольно скептичны. Одна из причин этого - отсутствие интереса к подобным вопросам со стороны специалистов по психодиагностике, которые, как правило, не считают своей непосредственной задачей проблемы адаптации психодиагностики к конкретным практическим задачам и ситуациям психологического консультирования. В результате психолог-консультант имеет в своем распоряжении набор качественных инструментов при отсутствии четкого представления о том, зачем они ему нужны. Поэтому набор остается невостребованным, или используется недостаточно эффективно, или вообще не по назначению.

Преимущества использования психодиагностики в консультировании.

- Объективность данных, их относительная независимость от личного опыта и впечатлений психолога.

- Быстрота получения информации. Психодиагностические методики создаются для того, чтобы за сравнительно краткий промежуток времени (обычно от нескольких минут до часа) сформировать целостное представление о клиенте и (или) выявить его психологические особенности, существенные для оказания психологической помощи.

- Возможность дополнительной оценки. Основная исходная информация психодиагностического исследования содержится в бланке теста или протоколе, заполненном психологом. Эта информация гораздо богаче и объективнее, чем записи психотерапевтической сессии.

- Возможность получения надежных и достоверных результатов.

Основные задачи, которые может выполнять психодиагностика в процессе психотерапии и психологической коррекции, следующие.

1. Оценка уровня выраженности психологических проблем и нарушений. Эта задача наиболее актуальная в следующих ситуациях.

а) Определение необходимости психологической помощи. Когда необходимо сравнительно быстро решить вопрос о тех, кто больше других нуждается в помощи из группы людей (безработные, соматически больные, при массовых психодиагностических обследованиях в школе, в организации, лица, пережившие природное бедствие и др.).

б) Определение формы помощи, например, краткосрочная или длительная, индивидуальная или групповая работа, помощь психолога или врача, в зависимости от характера и выраженности нарушений.

в) Оценка эффективности психологической помощи. Для решения данной задачи сопоставляются результаты выполнения клиентом тестов и методик в начале и в конце работы с ним. Положительная динамика сравниваемых показателей свидетельствует об эффективности проведенной работы.

2. Получение содержательной информации. При решении данной задачи особенно велико как разнообразие используемых методов (практически любые методы из "арсенала" психодиагностики, тестовые и экспертные), так и разнообразие информации, которая может быть получена.

С помощью психодиагностики могут быть выявлены:

- Проблемы, имеющиеся у клиента, например, неудовлетворенность работой или озабоченность здоровьем.

- Возможные причины выявленных проблем.

- Конфликты и противоречия.

- "Уязвимые места", т.е. такие индивидуальные особенности клиента, которые могут способствовать возникновению проблем и трудностей (даже если в настоящее время эти проблемы не выражены).

- Ресурсы клиента, на которые можно опереться в работе с ним.

Основной функцией психодиагностики становится выдвижение гипотез для клинициста, гипотез, которые как правило проверяются с помощью других (не связанных с психодиагностикой) данных и методов.

  1. Психодиагностика как средство организации терапевтической коммуникации.

Укажем некоторые из таких задач.

а) Структурирование начального контакта. Данная функция психодиагностики значима, если клиент с трудом идет на контакт или не склонен говорить о своих проблемах. В подобной ситуации выполнение психодиагностической методики может стать способом структурировать процесс взаимодействия с клиентом. Экспертные методики, предполагающие такое взаимодействие, в подобной ситуации уместнее тестовых.

б) Повышение доверия. Данную задачу удается выполнить, если при обсуждении результатов психодиагностического обследования клиент слышит то, что он расценивает как верное, интересное, важное для него и вместе с тем, неочевидное, такое, о чем, по представлению клиента, нельзя догадаться на основе предшествующего взаимодействия.

в) Углубление представления клиента о себе.

г) Создание и укрепление мотивации для психологической помощи. Уяснение и обсуждение проблем, выявленных с помощью психодиагностики, позволяет клиенту вместе с психологом определить цели и задачи совместной работы.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации