Дипломная работа - социальная поддержка и защита детей, оставшихся без попечения родителей - файл n1.rtf

Дипломная работа - социальная поддержка и защита детей, оставшихся без попечения родителей
скачать (550.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf551kb.24.08.2012 03:13скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.rtf



Содержание


Введение

5

Глава I Опека и попечительство детей, оставшихся без попечения родителей

8

1.1 Положение детей, оставшихся без попечения родителей

8

1.2 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты

детей, оставшихся без попечения

13

1.3 Основные гарантии предоставляемые детям, оставшихся без

попечения родителей

15

Глава П Практические подходы в изучении профилактики безнадзорности детей, оставшихся без попечения родителей


23

2.1 Профилактика безнадзорности детей, оставшихся без

попечения родителей


23

2.2 Взаимодействие с органами и учреждениями системы

профилактики безнадзорности детей, оставшихся без попечения

родителей


25


Заключение



29



Список используемых источников



30


Приложение


31


Введение
Социальные гарантии и социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества.

Проблема сиротства сегодня — это актуальнейшая из проблем современной действительности России.

Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же как демографическая катастрофа, имеют в своей основе общий кризис семьи. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения, впервые вызвало такое явление, как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

В России, согласно статистическим данным, количество учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближается к 1 млн. человек, и, что особенно тревожно, на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция роста контингента таких детей (в среднем на 100 тыс. в год). Таким образом, на сегодняшний день, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют значительный пласт населения нашей страны.

Изучением особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей, занимались многие ученые. Основоположником направления

изучения влияния отсутствия родителей на развитие ребенка является английский психолог Дж Боулби.

В нашей стране имеется пока только одно серьезное исследование на эту тему - изучение детей в школе интернате, проведенное под руководством Л.И. Божович. В нем представлены методы изучения личности детей, а также методика составления психолого-педагогической характеристики как необходимого условия накопления знаний об учащихся для диагностических и прогностических суждений о них. Исследование на тему развития детей, оставшихся без попечения родителей и разработке методов для создания оптимальных условий для развития в настоящее время проводятся такими учеными как A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и т.д. Однако данная проблема требует дальнейшего изучения.

Цель исследования: изучить теоретические подходы профилактики работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Объект исследования: процесс создающий проблему в жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей.

Предмет исследования: процесс социальной поддержки и защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи исследования:

1. проанализировать положение детей, оставшихся без попечения

родителей;

2. изучить нормативно-правовое обеспечение социальной защиты

детей, оставшихся без попечения родителей;

3. охарактеризовать основные гарантии предоставляемые детям, оставшихся без попечения родителей;

4. Практические подходы в изучении профилактики безнадзорности детей, оставшихся без попечения родителей.

Теоретическая значимость исследования: система работы с детьми, оставшиеся без попечения родителей воспитывающимися в условиях детского дома, нуждается в совершенствовании.

Практическая значимость исследования: возможность использования новых теоретических подходов социальной работы в разрешении проблемы детей, оставшихся без попечения родителей.

Глава I Опека и попечительство, детей, оставшихся без попечения

родителей

1.1. Положение детей, оставшихся без попечения родителей

Последние годы характеризуются постоянным ростом численности детей, оставшихся без попечения родителей. По месту жительст­ва в органах опеки на 01.01.2003 года состояли на учете всего 10,8 тыс. де­тей-сирот, оставшихся без попечения родителей, из которых было выявлено 3,8 тыс. детей в 2002 году. Наибольшее количество детей, находящихся под опекой, зарегистрировано в Южном (1,7 тыс.), Восточном (1,4 тыс.), Юго-Восточном, Северо-Восточном и Северном (по 1,3 тыс.) административных округах. Из общего числа детей, состоящих на учете в органах опеки и попе­чительства, 2,8 тыс. детей - круглые сироты в возрасте до 18 лет.

В соответствии с приказом Министерства образования Российской Фе­дерации от 19.08.99 г. № 199 "Об утверждении положения о порядке выпла­ты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого ин­вентаря на детей, находящихся под опекой (попечительством)" подопечные дети обеспечены государственным пособием (на питание дошкольника - око­ло 1500 руб. в месяц, школьника - 1800 руб. в месяц; на текущее обеспечение мягким инвентарем, одеждой и обувью - 1041 руб. в квартал). Назначение и прекращение выплаты денежного содержания на опекаемых детей произво­дится на основании постановления органов опеки и попечительства район­ных Управ и осуществляется централизованными бухгалтериями окружных управлений образования. По данным Комитета образования на начало 2003 года таких детей, получателей пособий было 7949 чел. (на начало 2002 года -7717 чел.). Подопечные дети, на которых не распространяется положение вышеназванного приказа, получают пособия через органы

социальной защиты.

Воспитание и обучение 3,1 тыс. детей-сирот обеспечивает сеть государ­ственных детских домов и интернатских учреждений в системе Комитета об­разования, 1,0 тыс. из них - это дети с ограниченными физическими возмож­ностями, находящиеся в интернатах вспомогательного типа. Для детей-сирот - выпускников интернатских учреждений образования и социальной защиты населения установлена единовременная компенсационная выплата, размер которой в 2003 г. составляет 12 тыс. руб.

По данным Комитета образования на начало 2003 года в городе было за­регистрировано 10 приемных семей, в которых воспитываются 44 детей-сирот. Приемные семьи финансируются органами образования по нормати­вам учреждений для детей-сирот в соответствии с постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 17 июля 1996 года № 829 "О приемной семье". Дети, находящиеся на воспитании в приемных семьях, получают де­нежные средства по нормативу, прировненному к воспитанникам детских домов и детей, переданных под опеку (попечительство) граждан[4].

Большую тревогу вызывает все более увеличивающееся число детей, лишившихся родительского попечения при живых родителях, - социальных сирот.

В настоящее время Россия страдает от экономических и социальных не­урядиц вследствие происшедших в последние годы значительных перемен. Как и во многих других странах, вступивших в строительство посттотали­тарного общества, правительству России приходится уделять первостепенное внимание сохранению основ Государства, экономическому развитию и на­циональной безопасности. Первые шаги по пути к развитой рыночной экономике сопровождаются отменой или сокращением социальных льгот, при­сущих прежней системе, что вступает в противоречие с основной функцией Государства - социальной защитой населения. Рост пособий и зарплат не по­спевает за ростом цен, в результате снижается уровень жизни многих семей с детьми и ухудшаются возможности родителей в воспитании детей. Такое со­стояние, в свою очередь, подспудно изменяет общественное сознание. Гла­венствующими становятся интересы индивидуального выживания, тогда как социальные и духовные потребности, в том числе и забота о детях, отодви­гаются на второй план. Особенно чувствительны к этим деструктивным про­цессам представители наименее социально защищенных слоев общества.

Одним из важнейших факторов, порождающих социальное сиротство, является продолжающийся процесс урбанизации. Город создает для человека особый покров социальной анонимности, способствует распаду патриархаль­ных семейных связей. Город изменяет мораль, ускоряет эмансипацию жен­щин, приводит к распространению среди них мужских пороков - алкоголиз­ма, наркомании, преступности, а, значит, к физическому и психическому от­торжению от ребенка.

Наиболее трагичен факт стремительного роста числа брошенных ново­рожденных младенцев, наиболее чувствительных к отрыву от биологической матери.

Известно, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, сами воспитывались в нестабильных семьях и с детства имели негативный

опыт межличностных взаимоотношений. Многие из них формировались в своеобразной субкультуре агрессии, другие страдали от унижающего досто­инства, угнетения и холодного отношения со стороны родителей. В даль­нейшем они как бы повторяют приобретенный в детстве дефектный стерео­тип поведения.

Прежде всего, у большинства "отказниц" не было образца нормальных семейных отношений, которые могли бы в последствии вызвать желание создать хорошую семью. В большинстве семей детей "воспитывали" в грубо­сти, криком, часто побоями. В половине семей случались драки, скандалы. Отметим, что этот стиль передается "по наследству".

Недостаточно удовлетворительными были материальные условия семей. Более трети обеспечены ниже среднего уровня.

Чрезвычайно острым вопросом в совокупности проблем, приводящим к отказу от детей, является вопрос о семейных "традициях". Ханжеское отно­шение к внебрачной рождаемости буквально выбрасывает на произвол судь­бы многих матерей-одиночек, подталкивает их к отказу от детей.

Наиболее важное место для "отказниц" занимают такие желания, как счастливое супружество, семейная жизнь. Меньшее место, хотя и довольно значительное, - потребительское отношение к жизни.

Все вышеперечисленные факторы могут способствовать стремлению молодых женщин к эмансипации от семьи, подталкивать их к поиску возме­щения дефицита удовольствий через повышение сексуальной активности, формировать ложное представление о том, что можно перенести свою ответ­ственность, в том числе за новорожденного ребенка, на других.

Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за со­бой снижение уровня жизни значительной части населения, изменение при­вычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентации, ухудшение психологического климата в семье и ослабление ее воспитательных возмож­ностей, усиление агрессии по отношению к детям являются причинами, ко­торые обуславливают рост социального сиротства и безнадзорности детей.

Обостряется проблема жестокого обращения с детьми в семьях. Иссле­дования причин этого явления обнаруживают, что она полимотивирована: здесь и стрессовое состояние родителей, измученных современными соци­ально-экономическими условиями, и стремление добиться изменения пове­дения ребенка любыми средствами, и родительская месть - мстят за то, что родился, приносит огорчения, требуют заботы. В деморализованных семьях, где пьянство, употребление наркотиков, моральное разложение, правонару­шения являются постоянным фоном жизни детей, жестокое обращение порой приобретает дикие формы: это побои, лишение пищи, воды, свободы (запи­рают в чулане, подвале, пропивают детскую одежду, лишая ребенка возмож­ности выйти на улицу). А если к этому прибавить школьную депривацию, разлагающее влияние уличных группировок, нередко имеющих криминоген­ную направленность, то становится понятным рост побегов детей из дома, правонарушений и даже самоубийства в подростковой среде[7].

Всплеск корыстной ориентации, отмечаемой у большого количества людей; увеличение числа социально неблагополучных семей; рост жестоко­сти и насилия как в обществе, так и в потоке низкопробных произведений массовой культуры; незанятость подростков в свободное время; выталкива­ние нежелательных, неудобных учащихся из школы; сложности с трудоуст­ройством - все это привело к резкому увеличению количества безнадзорных детей, ухудшению криминогенной обстановки в среде несовершеннолетних.

Выбитые из социальной колеи дети, как правило, социально дезадапти­рованы, для них характерен разрыв с позитивными правилами, нормами, за­конами, разрушении или несформированности основных видов деятельности, определяющих социальное, психическое, физическое развитие [5].

Таким образом, в современной России существенными признаками стали: значительное увеличение размеров социального сиротства, появление, его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением ее нравственных устоев и как следствие - изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семей, безнадзорность огромного количества детей и подростков практически во всех регионах страны. Основной причиной детской безнадзорности, несомненно, является нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, их пьянство и аморальный образ жизни. Отчуждение ребенка от семьи не­редко вызвано внутрисемейным конфликтом, основанным на упорном неже­лании родителей войти в положение ребенка, простить его, помочь преодо­леть кризисную ситуацию.

Мощным фактором детской безнадзорности, помимо неблагополучной семьи, в наши дни, несомненно, становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья. В большинстве своем - это дети из асоциальных семей, где на их развитие и воспитание практически не обращается внимание. Оказавшиеся вне влияния семьи и школы, нетрудоустроенные, лишенные нравственно осмысленного досуга эти безнадзорные дети стали питательной средой для преступного мира.

Серьезным фактором безнадзорности детей в последние годы стало уве­личивающееся количество беженцев и вынужденных переселенцев.

Большую тревогу вызывает все более увеличивающееся число детей-бродяжек и попрошаек, причем в ряде крупных городов детей используют как профессиональных нищих взрослые, чаще всего выходцы из сопредель­ных стран.

По данным МВД России, в приемники-распределители для несо­вершеннолетних ежегодно попадают 12-15 тыс. детей беженцев из бывших союзных республик и районов межнациональных конфликтов.

Проблемы социального сиротства в РФ в последние годы значительно обострились. Среди воспитанников интернатных учреждений лишь 5% не имеют родителей, от 95% детей родители по различным причинам отказа­лись, передав их на полное государственное обеспечение, или лишены роди­тельских прав.

В настоящее время не трудно представить реальную картину детей оставшихся без попечения родителей в России, т.к. статистические данные об этом периоди­чески публикуются во многих средствах массовой информации.

В последние 2 года социальное сиротство приобрело новые особенно­сти, связанные с увеличением числа неблагополучных семей, из которых де­ти вытесняются на улицу и становятся бомжами, попрошайками.

Низкий уровень предупреждения социального сиротства, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства, вос­питания и дальнейшей судьбы детей также порождают безнадзорность и бес­призорность, влекут за собой нарушение прав ребенка.
1.2. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей,

оставшихся без попечения родителей

Правовое обеспечение социальной защиты населения РФ построено на базе Конституции РФ, в 7-й Статье которой говорится: Российская Федера­ция - социальное государство, политика которого направлена на создание ус­ловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[1].

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанав­ливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечива­ется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, ус­танавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социаль­ной защиты.

В соответствии с Конституцией РФ принят ряд федеральных законов, регулирующих правоотношения в сфере социальной защиты отдельных со­циальных групп населения. В соответствии с требованиями международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую за­щиту и помощь, предоставляемые государством.

Правовые основы социальной защиты исследуемой нами категории де­тей составляют 3 основных закона - Семейный Кодекс РФ, Гражданский Ко­декс РФ (1-я часть) и Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с изменениями и дополнениями, вне­сенными Федеральным Законом от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с представлением и обеспече­нием органами государственной власти дополнительных гарантий по соци­альной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь же содержится важ­ная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защи­те прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предос­тавляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечива­ются и охраняются государством[2].

Указанный закон определяет общие принципы, содержание и меры го­сударственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с пре­доставлением и обеспечением органами государственной власти дополни­тельных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.3 Основные гарантии предоставляемые детям, оставшихся без

попечения родителей
Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разра­ботку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. С целью проведения мер по социальной адаптации и реабилитации детей изучаемой категории, в соответствии с потребностями региона, создаются государственные и негосударственные учреждения и центры в системе социальной защиты населения и образования.

Меры по предоставлению дополнительных гарантий по социальной за­щите детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот, основы­ваются на государственных социальных стандартах для определения финан­совых затрат по их осуществлению.

Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъ­ектов РФ за счет государственных внебюджетных фондов и других не за­прещенных законом источников.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособии опеку­нам на питание, одежду, обувь; осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения осуществляется в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов; утверждается Прави­тельством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Дополнительные права на образование:

- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получив­шие основное общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение.

- Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей, вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образо­вание.

- Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учре­ждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспече­ние до окончания ими данного образовательного учреждения.

- Обучающиеся, воспитанники всех типов образовательных учрежде­ний для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при вы­пуске из этих образовательных учреждений обеспечиваются соответствую­щим образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам,
утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным по­собием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда.

- Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивает­ся стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравне­нию с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном обра­зовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы,
начисленной в период производственного обучения и производственной
практики.

- Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере
трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в
срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образо­вательным учреждениям из соответствующих бюджетов.

- Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти об­разовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению образовательного учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образователь­ном учреждении.

- Выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования при трудоустройстве на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правитель­ством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее пяти минимальных размеров оплаты труда. По желанию выпускников обра­зовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберега­тельного банка РФ.

- При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение со­действует организации их лечения.

- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучаю­щиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском,
пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы[7].

Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание:

- Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лече­ние в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регу­лярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета.

- Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение:

- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также де­ти, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жи­лое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в обра­зовательном учреждении или учреждении социального обслуживания насе­ления, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных сил РФ, на период нахождения в учре­ждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жи­лого помещения, после окончания пребывания в образовательном учрежде­на или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняю­щих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполни­тельной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

- Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

- Выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющем закреп­ленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устрой­ства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов городов РФ, ес­ли место их рождения находится за пределами территории РФ.

При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может пре­доставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помеще­ния жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов РФ.

- Требование законодательства о необходимости предварительного
разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которые яв­ляются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распро­страняется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние вре­менно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое по­мещение равные с собственником либо нанимателем права.

- В случае смерти родителей или принудительного размена жилой пло­щади, родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечитель­ства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, опекуны (попечители), приемные родители обязаны в те­чение месяца приватизировать жилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения (или части его) в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Приватизация осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

- Для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных зако­ном источников.

- Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гаран­тируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного пользова­ния для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на кото­рые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации пред­приятий и организаций агропромышленного комплекса[8]..

Дополнительные гарантии права на труд:

- Органы государственной службы занятости населения (далее органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного Фонда занятости населения РФ.

-Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ.

- Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых догово­ров (контрактов), регулирующих их отношения с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

- Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают профес­сиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников уч­реждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социальной обслуживания могут быть созданы специализиро­ванные рабочие места.

- Ищущим работу и зарегистрированным в органах
государственной службы занятости в статусе безработного детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей., лицам из числа детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безра­ботице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоуст­ройство лиц данной категории.

- Работникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, со­кращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обя­заны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональ­ное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой ор­ганизациях.

Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), орга­ны опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ.

Ответственность за неисполнение настоящего закона:

- Должностные лица органов государственной власти РФ, органов го­сударственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего закона в соответст­вии с Конституцией РФ, с законодательством РФ.

- Нормативные правовые акты Федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавли­вающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законом порядке.

- Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных законов государственной власти своих обязанностей, преду­смотренных настоящим законом, влечет за собой дисциплинарную, админи­стративную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соот­ветствии с законодательством РФ[9].

Глава П Практические подходы в изучении профилактики безнадзорности детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Профилактика безнадзорности детей, оставшихся без попечения

родителей

На 01.01.2007 г. на учете в Управлениях социальной защиты населения и Комплексных центрах социального обслуживания населения состояло 11 175 семей из них 620 семей (5 %), находящихся в социально опасном положении (далее СОП), в которых воспитывалось 1127 несовершеннолетних.

Одним из приоритетных направлений в работе остается профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В рамках этого направления осуществляется социально-экономическая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социально-правовая поддержка семей с детьми. На сегодняшний день в городе сложилась система мер, позволяющих замедлять процесс роста семей, находящихся в социально опасном положении. Что подтверждается статистическими данными [см. таблица ниже].

Динамика численности семей, находящихся в социально опасном положении




2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Количество семей

638

667

656

646

620

604

Количество детей

1083

1120

1137

1113

1127

1129

За истекший период на учет поставлено 205 семей 392 ребенка.

Снято с учета 221 семья 390 несовершеннолетних.

Итого по состоянию на 01.01.2008 г. на учете состоит 604 семьи и 1129 детей из семей находящихся в социально опасном положении.

Следует отметить, что на протяжении пяти лет наблюдается тенденция уменьшения количества семей, находящихся в социально опасном положении, несмотря на это количество детей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в органах социальной защиты, незначительно, но увеличивается. Это говорит о том, что в социально опасное положение попадают семьи, в которых воспитывается более 1 ребенка. Если в 2005 г. показатель в семье 1,7 ребенок, то в 2007 г. - 1,86.

Если сравнивать количество семей СОП по районам, то самая большая доля семей проживает в Куйбышевском районе, это 29 %, второе и третье место за Центральным и Кузнецким районом, соответственно 18 и 17 %, и далее с разрывом в 1 % Новоильинский, Орджоникидзевский и Заводской районы. Куйбышевский район, на продолжении нескольких лет остается самым напряженным по количеству семей, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Рынок дешевого жилья аккумулирует в данном районе, наиболее социально незащищенные, а как следствие и социально опасные семьи. Большинство семей не имеют возможности трудоустроиться в связи с узким рынком труда в данном районе.

13% Новоильиинский



Если сравнить ситуацию на начало и конец года, то доля семей СОП в районах практически не изменилась.



2.2 Взаимодействие с органами и учреждениями системы

профилактики безнадзорности детей, оставшихся без попечения

родителей
Комитет социальной защиты и его структурные подразделения входят в городскую систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В эту систему входят так же Управление опеки и попечительства, Комитет образования и науки, Управление здравоохранения, подразделения по делам несовершеннолетних, Комитет по делам молодежи, ГУ «Центр занятости населения города Новокузнецка», координирующим органом этой системы является Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, которую возглавляет первый заместитель Главы города по социальным вопросам.

Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по соблюдению их прав и законных интересов осуществляется путем проведения межведомственных мероприятий и взаимосвязанной работы. Так за истекший период с целью устранения причин и условий, способствующих беспризорности и безнадзорности, а так же для оказания социальной, психологический и др. помощи несовершеннолетним, их родителям, законным представителям в решении проблем трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса по месту учебы, работы, жительства, а так же содействии в возвращению несовершеннолетних в семью, нашими учреждениями сделано запросов, направлено информации, оформлено ходатайств и др.:





Исходящие документы

Входящие документы

В Комитет образования и науки

137

41

В КДН и ЗП

173

106

В Управление опеки и попечительства

166

98

В ПДН и ОДН

205

165

В учреждения здравоохранения

46

73

Другие

14

111

Всего:

741

594

Исходящих из органов и учреждений Комитета социальной защиты 741, входящих их органов профилактики безнадзорности и правонарушений 594. Отсюда видно, что органами и учреждениями Комитета социальной защиты инициируется на 25 % больше запросов, ходатайств и информации.

В соответствии с Семейным Кодексом РФ ст. 77, отобрание детей производится органами опеки и попечительства. За 2007 г. было направлено в Управление опеки и попечительства 31 сообщение по вопросам отобрания детей, из них решено положительно 13, остальное находится на исполнении.

По вопросам лишения родительских прав в Управление опеки и попечительства было 96 обращений. Из них в 23 случаях дети возвращены в семью, лишены родительских прав или ограничены в родительских правах по 34 обращениям, 11 обращений оформлена опека, отказов 2 по 2 детям, остальные находятся в работе.

Во исполнение Федерального закона № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Комитетом социальной защиты разработана и утверждена система внутриведомственной профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних (приказ КСЗ № 96 от 14.03.2005 г. «Об утверждении технологии работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации»). Согласно которой Комитет социальной защиты:

  1. организует выявление безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних путем проведения рейдов и обработки сигналов, поступающих от населения, органов системы профилактики или др. источников;

  2. организует патронаж и социальную реабилитацию семей находящихся в трудной жизненной ситуации (особенное внимание уделяется семьям находящимся в социально опасном положении).

Проведение рейдов и патронажей является наиболее эффективным способом выявления и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Кроме систематически проводимых, городских рейдов в районах города проводятся комплексные и ведомственные рейды по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Рейды проводятся как общегородские с активным привлечением всех структур, так и ведомственные, которые проводятся по утвержденным графикам [см. приложение 1].

По результатам проведенных рейдов, проводится анализ причин асоциального поведения несовершеннолетних, с каждым несовершеннолетним проводится профилактическая работа, результаты рейдов рассматриваются на заседании ведомственной комиссии, выявляется степень дезадаптации несовершеннолетнего, разрабатывается программа индивидуальной профилактической работы. На комиссии решаются вопросы комплексного воздействия на семью, с привлечением органов и учреждений системы профилактики безнадзорности. За 2007 год проведено 145 заседаний ведомственных комиссий на которых рассмотрено 1427 семей и соответственно 2769 детей.
Заключение
В настоящее время, в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же как демографическая катастрофа, имеют в своей основе общий кризис семьи. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения, впервые вызвало такое явление, как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

В результате теоретического исследования можно сделать следующие выводы:

- Проблемы социального сиротства в РФ в последние годы значительно обострились. Среди воспитанников интернатных учреждений лишь 5% не имеют родителей, от 95% детей родители по различным причинам отказа­лись, передав их на полное государственное обеспечение, или лишены роди­тельских прав.

- Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разра­ботку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. С целью проведения мер по социальной адаптации и реабилитации детей изучаемой категории, в соответствии с потребностями региона, создаются государственные и негосударственные учреждения и центры в системе социальной защиты населения и образования.

- Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъ­ектов РФ за счет государственных внебюджетных фондов и других не за­прещенных законом источников.

- Одним из приоритетных направлений в работе остается профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В рамках этого направления осуществляется социально-экономическая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социально-правовая поддержка семей с детьми. На сегодняшний день в городе Новокузнецке сложилась система мер, позволяющих замедлять процесс роста семей, находящихся в социально опасном положении. Что подтверждается статистическими данными


Список используемых источников
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. Текст. - М. : Маркетинг, 2001, - С. 39. 10000 экз.

2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (№159-ФЗ от21.12.96г.). - 45 с.

3. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 декабря 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. - [4-е изд.]. - СПб. : Victory: Стаун-кантри, 2001, - С. 94. – На тит. л.: Проф. юрид. системы «Кодекс». - 5000 экз.

4. Антокольская М.В. Семейное право[Текст]. Учебник. - М., 2000 г. - 350 с. ISBN 5-599-17633-5

5. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление [Текст]. - М., 2004 г. ISBN 5-999-18943

6. Кузьмин С. Активная политика социальной защиты населения [Текст] Эко­номист, № 9, 2004 - 55 с.

7. Малярова Н.В. Социальная защита детства: кон­цептуальный подход. Социологические исследования [Текст]№ 4, 2005 - 320 с.

8. Мухина В.С. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. // Под ред. Мухиной B.C.- М.: «Прометей».- 2001 г. - 455 с. ISBN 5-339-14612-5

9. Журнал "Семья в России". 1999, № 3. [Текст] // Педагогика. - 2000. ­- № 8. - С. 14-22.

Приложение

Количество рейдов в 2007 году

район

Количество рейдов

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Центральный

126

109

110

70

72

Кузнецкий

148

112

113

283

127

Заводской

114

122

125

111

92

Новоильинский

111

109

118

117

116

Куйбышевский

109

115

103

108

92

Орджоникидзевский

116

58

48

68

54

Всего по городу

724

625

617

757

553


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации