Ипполитова А.Г., Ермакова И.И., Правдина О.В. Сопоставительный анализ методик логопедической работы - файл n1.doc

приобрести
Ипполитова А.Г., Ермакова И.И., Правдина О.В. Сопоставительный анализ методик логопедической работы
скачать (67.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc68kb.24.08.2012 03:07скачать

n1.doc

№ 7 Сопоставительный анализ методик логопедической работы




А.Г. Ипполитовной

И.И. Ермакова

О.В. Правдиной

Характеристика этапов логопедической работы

Выделяет дооперационный

( подготовительный и основной периоды) и послеоперационные периоды.

Подготовительный период включает в себя следующие этапы:

а) Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и

выдоха через нос и рот;

б) формирование длительного ротового выдоха при реализации

артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих

согласных звуков.

В основном периоде этапы логопедической работе следующие:

А) включение голоса при длительном ротовом выдохе;

Б)

дифференциации короткого и длительного ротового и носового

выдоха при формировании произношения группы сонорных звуков и аффрикат;

В) формирование мягких звуков.

В послеоперационном периоде работа ведется по тем же этапам.


Объединение этапов дооперационного и послеоперационного периода.

а) Подготовка ребенка и его артикуляционного аппарата к

изготовлению функционального глоточного обтуратора или к операции

уранопластики;

б) активизация нёбно-глоточного смыкания после накладывания

обтуратора или растормаживание мягкого нёба после операции, а также

приучение ребенка к новым кинестезиям;

в) устранение носового оттенка голоса, коррекция

звукопроизношения;

г) полная автоматизация новых навыков.


Дооперационный период:

a) выработка диафрагмального дыхания и дифференцированного

ротового и носового выдохов;

б) постановка звуков (гласных и согласных);

в) автоматизация звуков в речи.

Послеоперационный период:

a) активизация нёбной занавески;

б) выработка диафрагмального дыхания и дифференцированного

ротового и носового выдоха;

в) постановка звуков (гласных и согласных);

г) автоматизация правильного произношения в речи.


Характеристика

последовательности логопедической работы по постановке звуков

Работы над звуками в подготовительном

периоде следующая: (а), (э), (о), (ы), (у), (и), (я), (е), (ё), (ю). Согласные звуки:

сначала фрикативные глухие согласные звуки: (ф), (с), (ш), (щ), (х). Озвончение

этих звуков. Потом взрывные согласные звуки: (п), (б), (т), (д), (к), (г).

Формирование группы соноров и аффрикат: (л), (р), (н), (м), (ц), (ч). Мягкие звуки

в той же последовательности.


Постановка гласных начинается с (а) и (э). Далее переходят к

гласным (о), (и), (у), (ы). Согласные в таком порядке: (м), (н), (й), (л), (р), (в), (з), (ж).

Про остальные звуки не указывается.


При формировании звуков рекомендуется следующая

последовательность: гласные звуки (a), (э), (о), (у), (и), (ы), (я), (е), (ё), (ю);

согласные звуки— глухие щелевые (ф – с – ш – х), глухие взрывные ( п – т

– к), звонкие щелевые (в – з – ж), звонкие взрывные ( б – д – г),

смычно-щелевые ( ц – ч – щ), соноры ( л – р – м – н).


Анализ приемов логопедического воздействия

1) Вызов диафрагмального дыхания по подражанию (логопед кладет ладонь

ребенка на бок и проверить своей ладонью его дыхание. Ребенок, ощущая

при вдохе движение ребер логопеда и подражая ему, переключается на

нижнереберное дыхание).

2. Дыхательные упражнения (вдох через нос – выдох

через нос; вдох через рот – выдох через нос; вдох через нос – выдох

через рот; вдох через рот – выдох через рот. Направление выдыхаемой

через рот струи воздуха контролируется движением ватки, положенной на гладкую поверхность бумаги или ладони или поднесенной ко рту при выдохе, чтобы ребенок мог видеть направление ее движения и корректировать это).

3. Для формирование артикуляционного праксиса необходимо учитывать мышечную

взаимосвязь органов артикуляции. Для этого полезно использовать

следующие приемы. Например, для формирования определенного

артикуляционного уклада нужно переместить язык несколько в глубь рта.

Для этого механическим путем выдвигаются углы рта вперед. И, наоборот,

при отодвигании углов рта в стороны язык приближается вперед.

Указанные приемы используются с обязательным привлечением зрительного контроля (работа перед зеркалом).

4. Постановка звуков (Включение голоса можно отработать на артикуляциях гласных звуков, но целесообразнее начать с

озвончения согласного (ф) (ребенок может дифференцировать два речевых

звука (ф) и (в)). Для определения участия голоса при произнесении звука в ребенку нужно проследить разницу в движении гортани при произнесении

глухого звука (ф) и звонкого (в). Для этого используется

тактильно-вибрационный контроль. Указательный палец ребенка укладывается на гортань логопеда (над щитовидным хрящом), и логопед демонстрирует, что при выдохе без голоса (при звуке (ф) гортань мягкая, а при включении голоса (при звуке (в) гортань напрягается и выдвигается вперед, и это напряжение удерживается в течение всего времени, пока слышен голос.

Звуки (т) и (к) вызываются через описание артикуляции. Целесообразно использовать звук ы в качестве опорного при воспитании твердого звука

(л). Звук (ц) можно ставить по подражанию или от звука (т). Ребенок

многократно произносит звук (т) (Т-Т-Т), а логопед в момент

проговаривания звука т нарушает смычку в срединной части кончика языка,

зондом, отодвигая его чуть-чуть книзу. Звук р можно вызывать от звука з

в верхней артикуляции или от сочетания (дз), проводя шариковым зондом

быстро по кончику языка с его нижней стороны. Для воспитания звука щ

можно использовать мягкий звук с.

При его произнесении производится нажатие на углы рта и механическое

выдвижение губ вперед до тех пор, пока вместо звука (сь) не появится звук

щ.

Приемы постановки мягких звуков не описаны).


Упражнения с гласными а, э вводят на первом же занятии.

Широко открыв рот, ребенок повторяет их за логопедом. Необходимо только

привлечь внимание к мягкому голосоначалу и положению языка при фонации.

Язык следует придвинуть к зубам. При оттягивании его к глотке начинают

упражняться, выкладывая язык на нижнюю губу. Начинают с поочередного

2-3-кратного повторения (ааа), (эээ), но через 4-5 занятий переходят к

слитному и несколько растянутому произнесению сочетаний (ааээ-ээаа) также

по 2-3 раза подряд 6-8 раз в день.

При общей неловкости, напряженности или вялости языка начинают с

обычной артикуляционной гимнастики. Ребенок учится высовывать язык,

убирать его, поднимать и опускать, двигать вправо-влево, расслаблять

«блинчиком» и напрягать «жалом».

Для расслабления языка его покусывают по всей поверхности, постепенно

высовывая его и снова втягивая, или пошлепывают кончик языка шпателем

или ложкой.

При рубцовой деформации верхней губы приходится развивать ее

подвижность. Начинают с поднимания и опускания верхней губы. Ребенок

закусывает нижнюю губу, а затем под счет поднимает и опускает верхнюю

5-6 раз подряд. Упражнение выполняют перед зеркалом.

Несмыкающиеся, вялые губы тренируют, удерживая ими кусочки сухаря,

сахара или леденца.

Логопед или сам ребенок берет губу подушечками большого и указательного

пальца у углов рта, сводит пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы и оттягивая ее вперед. После повторения этого движения 10-15 раз

разминают рубец между пальцами. Затем водят языком в преддверии полости рта, сильно надавливая на уздечку.

Гимнастику и массаж выполняют 3-4 раза в день по 5 минут.

Коррекция дыхания проводится в кабинете лечебной физкультуры, но предварительно ребенка следует обучить направленному дутью. При замене

дутья усиленным глоточным выдохом при открытом рте нужное движение вызывают от имитации «поплевывания»: ребенок слегка высовывает кончик

языка между зубами, а затем старается выплюнуть его.

Овладение направленной воздушной струей позволяет перейти к

непосредственно дыхательным упражнениям. Вначале ребенок, лежа на

кушетке, учится вдыхать через нос «полный живот» воздуха и плавно,

долго выдыхать его через рот холодной струей. Затем переходят к дыханию

полулежа, сидя, стоя и на ходу.

Далее описаны приемы по развитию фонематического слуха: знакомя детей с

изолированными звуками, приходится использовать конкретные образы,

например: поезд гудит: у-у-у, паровоз пыхтит: ч-ч-ч, комар поет: з-з-з и

т. п. Потом ребенок отвечает на вопросы типа: «Кто поет: з-з-з:., «Что

гудит: у-у-у:.. Следующая серия вопросов уточняет: «Как гудит поезд?»,

«Как поет комар?:.. И наконец, ребенок узнает, кому подражает логопед,

только по одному изолированному звуку.

Для активации нёбной занавески применяют следующие упражнения

заключаются в проглатывании детьми своей слюны сначала по 2, а в дальнейшем по 3 раза подряд 5-6 раз в день между повторением гласных и

пением. Полощут горло «густыми» жидкостями (например, заваренным до

консистенции киселя крахмалом). Массаж неба делает сам ребенок,

поглаживая нёбо по всей поверхности влажной подушечкой большого пальца в направлении от альвеол к краю мягкого нёба по средней линии, а потом

правее и левее от нее.


В процессе работы над звуками (постановкой и автоматизацией)

проводится воспитание слуховой дифференциации между гнусавым и

негнусавым звучанием. Сначала логопед сам воспроизводит гнусавое и

негнусавое звучание (звука, слога, слова) и предлагает указать

правильное и неправильное звучание, затем противопоставляет гнусавому произношению ринолалика свое, негнусавое. (При групповой работе такому

анализу подвергается речь каждого ребенка.) Приемы для активации небной

занавески: Активизация нёбной занавески проводится двумя способами:

систематическим массированием рубцов на ней и упражнениями.

Массаж проводится чисто вымытым пальцем (большим или указательным) с

коротко остриженными ногтями. Сначала массаж проводит сам логопед, а

затем приучает проводить его ринолалика.

Для развития подвижности верхней губы также проводятся активные

упражнения – массаж. При массаже шов растирается, разминается как с

внешней стороны, так и с внутренней. Кусок бинта накладывается на

внутреннюю и внешнюю сторону губы и чистой рукой (большим и указательным

пальцем) проводится растирание шва. Так как некоторая подвижность губ

сохраняется, то упражнения для губы должны быть только активные.

Весь сеанс массажа занимает от 3 до 5 минут и ведет к усилению

кровообращения в массируемых тканях. Массаж желательно проводить 3-4

раза в день. В целях активизации нёбной занавески производится

позевывание, зевание при открытом рте, глотание (сначала воды, а затем

просто глотательное движение. Чем меньше количество проглатываемой

жидкости, тем сильнее поднятие нёбной занавески.), покашливание. Для

того чтобы воздушная струя не растекалась по всей ротовой полости (в

результате вялости нёбной занавески), необходима длительная работа.

Рекомендуются следующие приемы: задувание горящей свечи, дутье на

плавающие в тазу бумажные кораблики или различные пластмассовые игрушки,

выдувание мыльных пузырей, дутье в музыкальные детские трубочки и т. д.

Приемы по постановке и активизации звуковые представлены


Анализ методического материала для проведения логопедической

работы

На примерах показаны методы логопедической работы.

Проводится наблюдение за ходом логопедических занятий. Логопед только объясняет устно

и зарисовывает в тетрадь ребенка схему артикуляции звука ф.

Л о г о п е д: «Давай подставим верхние зубы к нижней губе, как

заборчик, и выдохнем через этот заборчик».

Затем логопед уточняет положение органов произношения и подносит ватку

для контроля и исправления ротового выдоха.

Далее аналогично изучается артикуляция звуков (с), (ш), (щ), (х). Для вызывания

звука с ребенку предлагается сделать ротовой выдох через оскаленные зубы.

Для вызывания звука (ш) можно ввести такое - игровое объяснение:

Л о г о п е д: «Давай сделаем во рту парусную лодку. Язык поднимем, как

парус, вверх и подышим на него, чтобы лодочка могла плыть. Зубы

закроем».

Для звука щ показываем ребенку, что язык поднимается к верхним резцам и

при ротовом выдохе слышится звук, похожий на шипение масла на

сковородке, когда жарят котлету. Для звука щ в нижней артикуляции даем

указание прижать (спрятать) кончик языка за нижние резцы.


представлены игры для развития фонематического слуха: игры

«Угадай-ка»: «Угадай, что я скажу» и «Угадай, правильно ли я говорю».

При произнесении звуков ребенком нужно спрашивать у него: «До каких

зубов дотронулся язык: до верхних или до нижних? Какой был ветерок:

холодный или теплый? Где почувствовал ветерок: в горле или на языке?»

Затем побуждают ребенка прислушаться к себе при выполне¬нии упражнений.

«Подуй, похлопай губами и послушай. Какой звук получается? Он звучит как

всегда или по-другому? А какой тебе больше нравится: новый или старый?

Как, по-твоему, какой правильнее?» Во время такой 6еседы фонему

несколько раз пов¬торяют, и так постепенно закрепляется связь артикулемы

со звучанием.

Каждый раз, произнеся новый звук, ребенок должен получить оценку

«правильно» или «неправильно». В этот период весь мате¬риал занятий он

проговаривает за логопедом. Каждый звук, слог, слово он слушает,

воспроизводит и слушает, оценивает. Полезно переспрашивать: «Ты

правильно сказал?» Ни одного случая дефектного произнесения не должно

остаться без внимания. Логопед может даже переспросить слово, произнося

его так, как сказал ребенок.

Применяются игры типа лото, отгадывание загадок, добавление слов в

предложения, сюжетные игры с называнием большого количества однородных

предметов. По ходу занятий игры и беседы усложняются и продолжаются все

дольше.

Скороговорки, пословицы, стихи и другой подобный материал нужен только

для закрепления артикуляций. Они не помогают улучшить живую

непринужденную речь, и нет необходимости учить наизусть много стихов,

считалок, пословиц. Их рекомендуют только для тренировок дома.


Представлена схема и приемы работы. Методы логопедической работы не выделены


Отражение в методических

материалах специфики возраста при организации занятий.

Отражается в дозировке материала на логопедических занятиях в подготовительном периоде.

Учтена специфика возраста

(Автор дает упражнения для детей дошкольного, школьного и подросткового возраста)

Не отражена

39

принципах и этапах предстоящей коррекционной работы. Необходимо убедить их в том, что положительные результаты возможны только при условии активной, осознанной работы над перевоспитанием своей речи. На занятиях необходимо присутствие родителей или близких родственников, которые непосредственно будут тренировать ребенка в домашних усло­виях. Они наблюдают за работой логопеда, а специалист, в свою очередь, проверяет, как его поняли и как будут родители выполнять задания дома. Помощь и участие старших, воспи­тание характера и личности, контроль за речью, формирование новых навыков, их закрепление в детском саду, школе, в играх и других ситуациях имеют одно из первостепенных значений. После беседы рекомендуется приступить к одновременной работе над артикуляцией, дыханием и голосообразованием. Особое внимание нужно обратить на активизацию мягкого неба, так как вся последующая дыхательная гимнастика будет основана на выработке активного ротового выдоха в момент удержания мягкого неба в горизонтальном положении, т. е. в напряженном состоянии. Таким образом фиксируется внимание на возможно­сти в дальнейшем сознательного и координированного управления речевым дыханием и активными органами артикуляции.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации