Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С., Саваськов П.В. Европейское международное право - файл n1.doc

приобрести
Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С., Саваськов П.В. Европейское международное право
скачать (2076 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2076kb.24.08.2012 02:44скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20



Глава I. ОСНОВЫ ЕВРОПЕЙСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

§ 1. История международного права в Европе

Европейские государства внесли существенный вклад в становление и развитие общего международного права. Многие идеи и институты современного международного права возникли на Европейском кон­тиненте благодаря деятельности европейских государств.

Европейское международное право прошло длительный путь раз­вития. Как известно, в науке международного права существуют различные точки зрения относительно возникновения международно­го права. Одни авторы полагают, что международное право возникло одновременно с появлением государств и их вступлением в между­народные отношения. Другие авторы считают, что международное право появилось лишь в XVII столетии и его возникновение связано с Вестфальским миром 1648 г. Однако совершенно очевидно, что международное право, частью которого является европейское меж­дународное право, не могло возникнуть в какой-то определенный период. Международно-правовые нормы появлялись постепенно. Уже в древние времена действовали отдельные международно-право­вые нормы, регулирующие международные отношения. По мере развития международных отношений и возникновения новых госу­дарств возрастало не только количество международно-правовых норм, расширялась и сфера международных отношений, которые ста­новились объектом международно-правового регулирования.

Становление и развитие европейского международного права свя­зано с падением Западной Римской империи в 476 г., когда на смену ей пришли европейские государства.

Отношения европейских государств на протяжении всей истории характеризовались рядом особенностей. Во-первых, некоторые евро­пейские народы входили в состав Римской империи, что не могло не сказаться на их более или менее общем подходе к решению между­народных вопросов. Государства, образовавшиеся на территории бывшей Римской империи, не могли не перенять опыт империи в решении тех или иных международных вопросов на основе соответ­ствующих международно-правовых норм. Во-вторых, общность рели­гиозных воззрений являлась объединяющей духовной силой, посколь­ку христианство было господствующей религией в Европе. В-третьих, рецепция римского права, произошедшая в Средние века, привела к
выработке единых правовых идей, которые определяли деятельность государств на международной арене и способствовали возникнове­нию и развитию европейского международного права.

История европейских государств, в том числе и европейского международного права, особенно в Средние века, развивалась под влиянием двух идей. Первая идея - идея всемирного светского госу­дарства - зародилась еще во времена Римской империи, она опре­деляла отношение Рима к иностранным государствам и народам, воплотилась в воссоздании в 962 г. Священной Римской империи (просуществовала до конца XV века, а с конца XV века до 1806 г. была Священной Римской империей германской нации). Эта импе­рия объединяла многие существовавшие в то время европейские го­сударства и сыграла определенную роль в становлении особой международно-правовой системы, действующей в Европе.

Вторая идея связана с деятельностью христианской церкви, пре­тендующей на всемирное господство, она заключалась в том, что только всемирное христианское государство, объединяющее всех христиан, независимо от их национальности, может обеспечить спра­ведливый и вечный мир.

Европейское международное право в своем развитии прошло не­сколько исторических этапов. Периодизация истории европейского международного права носит условный характер, так как международ­но-правовые нормы возникали по мере объективной необходимости в них для регулирования международных отношений. Можно дать следующую периодизацию: европейское международное право Средних веков (с V до середины XVIII века), европейское международное право с середины XVII столетия до начала XIX, европейское международ­ное право XIX - начала XX века и современное европейское между­народное право.

Европейское международное право Средних веков. Политиче­ская карта Европы после распада Римской империи на протяжении длительного времени была весьма пестрой. Наравне с государствами в международные отношения вступали и такие образования, как го­рода и римская церковь. При этом римская церковь и папство долгое время претендовали на роль главной политической силы. В Средние века было обычным явлением принесение монархами присяги вер­ности римской церкви. В сущности, власть монархов становилась легитимной только в том случае, если они получали благословение римских пап. Данный порядок приведения монархов к власти объе­динял европейские государства.

Развитие в эпоху феодализма, особенно во время феодальной раз­дробленности, такого института, как сюзеренитет, привело к тому, что в международные отношения вступали и отдельные вассалы. В связи с этим весьма сложным является вопрос о правосубъектности всех образований, вступавших в международные отношения. С правовой
точки зрения тех времен все названные образования являлись субъек­тами международного права. Здесь нужно иметь в виду, что в Средние века и позже, вплоть до образования централизованных государств, не возникали вопросы о том, кто может вступать в международные отношения. Международная роль различных образований (не только вассалов, но и их сюзеренов, включая монархов), вступавших в международные отношения, определялась главным образом их эко­номической и военной мощью. Основой такой мощи выступала тер­ритория. Территория являлась собственностью монарха (сюзерена). Только собственность на территорию давала монарху, как и его вассалам, власть. Поэтому Средние века, эпоха феодализма, харак­теризуются постоянными войнами, главным образом за территории, господством кулачного права, грубого произвола, когда все решалось с помощью силы.

Так как в эпоху феодализма войны были обычным явлением, то они нашли свое теоретическое обоснование. Августин Блаженный (354- 430 гг.), один из видных идеологов христианской церкви, считал, что если для мира необходимо проявление воли, то война - это неизбежность.

Войны, как правило, носили частный характер и рассматривались как столкновение отдельных лиц. И только с XV столетия войны стали принимать государственный характер, то есть стали рассмат­риваться как враждебные действия между государствами.

Европейские государства по примеру Рима подразделяли войны на справедливые и несправедливые. В частности, к справедливым относились войны против нехристианских народов. От Римской им­перии был воспринят обычай объявлять начало войны. Этот обычай существовал и в Древнерусском государстве. Только объявленная война рассматривалась в качестве справедливой. Хотя следует отме­тить, что это правило чаще всего не соблюдалось.

Как и в древние времена, правила ведения войн на Европейском континенте были жестокими. Во время войн не щадились ни ране­ные, ни женщины, дети и старики. Уничтожались строения и посевы. Не известен был и такой институт, как военный плен. Пленные под­вергались уничтожению либо продавались в рабство. Римская цер­ковь оправдывала право убивать на войне.

Однако постепенно теологи и священнослужители стали высту­пать за смягчение правил ведения войн. Только под влиянием рим­ской церкви гуманистические идеи стали находить свое воплощение в правилах ведения войн. По инициативе римской церкви устанав­ливались дни перемирий. Так, Эльнский собор 1027 г. ввел запрет на ведение военных действий во время христианских праздников и с 15.00 субботы до 6.00 понедельника. Издавались приказы, за­прещавшие убивать женщин, детей и стариков, а также раненых. Зарождается также институт военного плена, прежде всего в тот пе­риод, когда войны стали

приобретать межгосударственный характер. Пленных не убивали, их могли отпустить за выкуп.

Римская церковь выступала инициатором запрета использования отдельных видов оружия. Так, вторым Латеранским собором 1139 г. было запрещено использование арбалетов и ядов, правда, эти виды ору­жия могли правомерно применяться против нехристианских народов.

С развитием мореплавания и появлением морских флотов стали формироваться правила ведения войн на море. В частности, они были связаны с введением понятия военной контрабанды и неприкосновен­ности частной собственности, находящейся на морских судах. К воен­ной контрабанде были отнесены предметы и средства ведения войн, которые запрещалось поставлять воюющим государствам. Широко использовалось (с конца XIII века) каперство, когда частновладель­ческие суда получали так называемые каперские свидетельства на захват неприятельских судов и грузов.

Возник институт военной капитуляции, когда одна из воюющих сторон сдавалась при условии сохранения жизни.

Гуманистические идеи, которые находили отражение в правилах ведения войн, основывались на осознании единства христианских народов Европы. Однако возникновение в XVI веке протестантского движения привело к тому, что войны в Европе приобрели религиоз­ный характер и идея единства христианских народов была предана забвению. Самой опустошительной войной на религиозной почве была Тридцатилетняя война 1618-1648 гг., завершившаяся заключе­нием Вестфальского мира 1648 г.

Именно войны, их характер и способы ведения, обусловили по­явление уже в Средние века различных проектов об устройстве христианского мира. Цель этих проектов заключалась в том, чтобы ограничить право на войну как средство решения международных вопросов. Одним из первых проектов был составлен французским юристом Пьером Дюбуа в 1305 г. В нем всем правителям христиан­ских государств предлагалось заключить союз для поддержания мира, а для разрешения международных споров - учредить постоянный третейский суд. В 1461 г. чешский король Иржи Подебрад обратился к главам европейских государств с предложением образовать из европейских государств федерацию. Федерация должна была возглав­ляться постоянным органом - конгрессом (союзным советом), состо­ящим из послов. В 1603 г. ученый Сюлли выступил с проектом, который был одобрен французским королем Генрихом IV. В соот­ветствии с этим проектом всю Европу следовало разделить на 15 го­сударств, а затем объединить в одну федерацию. В этой организации Русскому государству места не предусматривалось, поскольку, в част­ности, большая часть его территории находилась в Азии, а также в силу того, что в этом государстве исповедовалась другая религия. Предполагалось, что высшим органом федерации будет генеральный совет, состоящий из делегированных государствами-членами пред­ставителей, с
определенными полномочиями по изданию законов, осуществлению исполнительной, а также судебной власти в отноше­нии отдельных членов федерации.

Позднее, в 1623 г., Э. Крюсэ (Франция) предложил учредить между­народную организацию, в которую входили бы не только европейские христианские государства, но и Россия, Турция, Персия, Индия, Китай и Эфиопия. Высшим органом должен был стать конгресс, состоящий из представителей всех монархий и республик. На этот конгресс возлагалась функция разрешения международных споров и его решениям придавался бы обязательный характер.

Цель всех этих проектов - достижение «вечного мира» путем объединения главным образом христианских народов Европы.

Определенную роль в разработке идеи создания организации европейских государств, очевидно, сыграла Ганза. Ганза (Ганзейский союз, Ганзейская лига) возникла в XIII веке. В нее входили свыше 70 европейских городов, которые играли значительную роль в мор­ской торговле. Ганза первоначально представляла собой объединение городов для защиты торговых интересов своих членов. Она сумела добиться определенных торговых привилегий. Постепенно Ганза стала обладать и политическим весом. Для защиты своих интересов Ганза, например, в XIV веке вела войны против тех государств, которые пытались ослабить ее роль. Официально Ганза просуще­ствовала до 1669 г., хотя фактически она утратила свою роль как объединение городов в XVI столетии. Таким образом, Ганза являлась по своей сути первой экономической организацией, сумевшей объе­динить города, расположенные в различных государствах.

Кроме ведения войн государства и иные образования вынуждены были в силу объективных причин поддерживать и мирные отношения (дипломатические, торговые и иные).

В Средние века развивается посольское право, чему способствует возникновение института постоянных посольств. Первыми в XV веке назначают постоянные посольства римская церковь и итальянские города-республики. С XVI века утверждается принцип личной не­прикосновенности, а также судебный иммунитет послов. Принцип неприкосновенности распространяется и на помещения, занимаемые посольством. За послами признается право иметь домашнюю цер­ковь и другие личные права.

Особую роль в развитии посольского права сыграли итальянские города. С XIII века они начинают развивать консульскую службу. Консулы первоначально назначались в мусульманские государства Средиземноморья. Их правовое положение стало определяться дву­сторонними договорами. Одним из первых является договор, заклю­ченный Венецией с Египтом в 1238 г.

Развитие торговли и судоходства привело к необходимости раз­работки норм морского права. Уже в Средние века появились такие морские сборники, как «Олеронские свитки» (XII век), «Консолато дель Маре» (XIV век), «Законы Висби» (XIV век). Эти сборники содержали главным образом нормы международного частного мор­ского права и применялись в большинстве европейских государств и городов. Такое применение сыграло определенную роль в выработ­ке единообразного подхода к решению вопросов не только имуще­ственного характера, которые возникали при морских перевозках, но и правового режима морских пространств.

Успехи в судостроении и в искусстве навигации привели к вели­ким географическим открытиям, которые, в свою очередь, обусловили притязания ряда европейских государств на морские пространства. В частности, Испания и Португалия - две могущественные морские державы Средневековья - стали притязать на обширные простран­ства, как сухопутные, так и морские, что не могло не вызвать раз­личные конфликты между ними. В целях урегулирования этих конфликтов папа Александр VI в 1493 г. издал две буллы, на осно­вании которых все пространства к западу от проходящего через острова Зеленого мыса меридиана переходили к Испании, а про­странства, лежащие к востоку от названного меридиана, - к Порту­галии. Эти же государства на основании договоров, заключенных в 1494 и 1529 гг., поделили все вновь открытые земли и водные пространства Атлантического, Индийского и Тихого океанов между собой. Другие европейские государства, например Венеция, Дания, Англия, также выдвигали свои притязания на морские пространства, омывающие их берега. Все это вызвало необходимость формирова­ния норм международного морского права.

Большую роль в регулировании отношений европейских госу­дарств, наравне с обычаями, играли международные договоры. В Сред­ние века появилось большое число договоров, в которых решались различные международные вопросы, начиная с заключения мира до установления торговых отношений.

В рассматриваемый период науки международного права как таковой не было. Однако богословы, например Августин Блаженный, затрагивали отдельные вопросы международного права. С XI века начинается изучение римского права в университетах Италии, Фран­ции и Англии, что способствовало развитию юридических наук в Европе. В университетах, особенно итальянских, учились студенты из различных европейских государств. Выпускники юридических фа­культетов университетов, которых называли легистами, приглашались монархами на службу в качестве юридических советников. Им часто приходилось обосновывать с правовой точки зрения позиции своих монархов на международной арене. Именно в Средние века закла­дываются основы европейского международного права. В этом боль­шую роль сыграли труды специалистов по каноническому праву, а начиная с XI века и груды глоссаторов и постглоссаторов, которым приходилось высказываться по отдельным проблемам международ­ного права, главным образом - войн и положения послов и посольств. Среди глоссаторов, чья деятельность приходится на период с XI до половины XIII века, можно выделить Ириерия, Булгара, Ацо, Аккур- сия. Деятельность постглоссаторов начинается со второй половины XIII века. Именно постглоссаторы, среди которых были такие выда­ющиеся юристы, как Бартоло, Бальд, стали уделять больше внимания международному праву.

В XVI веке появились труды таких ученых, как Ф. Виториа, Б. Айала, А. Джентили, Ж. Боден, Ф. Суарес. Но особрое значение имела работа Г. Гроция «О праве войны и мира. Три книги», вышед­шая в 1625 г., в самый разгар Тридцатилетней войны. Г. Гроций осветил почти все основные вопросы международного права. Его труд оказал влияние на последующее развитие как международно-право- вой науки, так и самого международного права.

Европейское международное право с середины XVII века до начала XIX века. Тридцатилетняя война завершилась в 1648 г. зак­лючением Мюнстерского и Оснабрюкского договоров, которые полу­чили наименование Вестфальского мира. Вестфальским миром было признано равенство католической и протестантской религий, а так­же независимость Швейцарии, Нидерландов и 355 германских госу­дарств.

Вестфальский мир создал систему политического равновесия, сущность которого заключается в том, что чрезмерное увеличение могущества какого-либо государства-участника Вестфальского мира по сравнению с другими участниками являлось основанием для спра­ведливой войны против этого государства.

Система политического равновесия была подтверждена Утрехт­ским договором 1713 г. и более или менее действовала вплоть до конца XVIII века.

В этот период на международной арене появились крупные цент­рализованные и абсолютистские государства Европы (Испания, Франция, Англия, Россия, продолжала существовать Священная Римская империя). Нормы международного права твердо вошли в международную практику. Хотя на международное право сильное влияние оказывало римское право, тем не менее оно становилось самостоятельной правовой системой. Следует отметить, что европей­ские государства, несмотря на поддержание отношений с государ­ствами, которые располагались не в Европе, не считали их равными себе. Отсюда следовало, что и нормы международного права не рас­пространялись на неевропейские государства.

Многие международные вопросы решались на основе договоров. В этот период заключались международные договоры по вопросам торговых отношений, разграничения территорий, положения консу­лов и иностранных подданных.

Государства стали уделять больше внимания морской торговле, что вызвало их интерес к вопросам определения правового режима морских пространств. Государства стали включать в договоры поло­жения, касающиеся, например, пространственных пределов осу­ществления отдельных актов власти в прибрежных морских водах.

Войны продолжали оставаться обычным явлением. Они, так же как и в Средние века, сопровождались жестоким обращением с плен­ными, ранеными и мирными жителями. Но в то же время можно наблюдать, как государства принимают на себя договорные обяза­тельства, преследующие цель смягчения некоторых военных нравов. Так, заключаются договоры, предусматривающие неприкосновенность частной собственности на оккупированной территории. Получают дальнейшее развитие международно-правовые нормы, касающиеся правил ведения морских войн. В частности, в договорном порядке закрепляется неприкосновенность неприятельского груза на нейт­ральном судне, устанавливается перечень товаров, составляющих пред­меты военной контрабанды. Военнопленные отпускаются либо за выкуп, либо в обмен на пленных, захваченных неприятельским го­сударством. Развивается в этот период и институт нейтралитета, который стал означать полное неучастие государства в войне и его отказ от оказания любой помощи воюющим государствам.

Получает признание неприкосновенность посла и помещения, занимаемого послом. Европейские государства стали рассматривать консульства как важный институт, и вопросы деятельности консулов решаются как в международных договорах, так и во внутреннем нраве.

Наука международного права получила дальнейшее развитие. Во многих европейских университетах выделяется специальный учеб­ный предмет международного права. В это время издается большое число специальных работ, посвященных международному праву. Среди них выделяются труды Э. Ваттеля, Т. Гоббса, Б. Спинозы, С. Пуф- фендорфа, К. Томазия, Ж. Барбейрака, Хр. Вольфа, Г.Ф. Мартенса.

Разрабатываются новые проекты создания международных орга­низаций с целью объединения государств для обеспечения «вечного мира». Большую известность получили проекты, предложенные Сен- Пьером, Ж.-Ж. Руссо, И. Кантом. Российский ученый В.Ф. Малинов­ский также выступил с проектом универсальной международной организации.

Европейское международное право XIX - начала XX века.

1789-1793 гг. являются периодом Французской революции. Выдвину­тые в ходе этой революции такие идеи, как признание суверенитета народа, невмешательство во внутренние дела, неприкосновенность государственной территории, а также идеи Декларации прав человека и гражданина оказали весьма значительное влияние на последующее развитие международного права. В частности, XIX век характеризу­ется тем, что международное право развивалось под влиянием идеи обеспечения прав и свобод граждан и принципа национальности. Принцип национальности означал, что государство должно состоять из народа, проникнутого чувством национального единства. Однако европейские государства в национальном отношении не были одно­родны. В связи с этим принцип национальности предполагал обязан­ность государства принимать меры к развитию входящих в состав населения народов (народностей) и уважать их права и интересы. В том же случае, когда государство пренебрегало названными обязанностями, народ (народность) имел право либо на отделение и образование своего государства, либо на объединение с другим го­сударством, национальный состав которого являлся для такого наро­да родственным. Принцип национальности был предшественником современного принципа самоопределения народов.

XIX век характеризуется также тем, что европейские государства многие вопросы решали на международных конгрессах. Среди этих конгрессов можно назвать Венский 1815 г., Парижский 1856 г., Бер­линский 1878 г., Берлинскую конференцию 1884 г., Гаагские кон­ференции мира 1899 и 1907 гг. Следует обратить внимание, что в конференциях XIX столетия участвовали лишь европейские госу­дарства. Турция была признана равноправным государством только в 1856 г. И только на Гаагскую конференцию 1907 г. были пригла­шены почти все существовавшие государства.

В этом же столетии появляются международные организации, так называемые административные союзы (Всемирный почтовый союз, Международный телеграфный союз, Международный союз по охране промышленной собственности и др.).

Наука международного права получила свое развитие во всех европейских странах. Многие ученые полагали, что международное право действует лишь в отношении европейских государств, которые являются единственно цивилизованными. Курсы международного права носили соответствующие названия, например «Европейское международное право» (А.-В. Гефтер); «Современное международ­ное право цивилизованных народов» (Ф.Ф. Мартене); «Современное международное право цивилизованных государств» (И. Блюнчли).

Современное европейское международное право. В XX столетии европейское международное право развивалось как часть общего международного права. При этом необходимо иметь в виду, что общее международное право рассматривалось в международно-правовой прак­тике и науке как право, основным, если не единственным, источни­ком которого являлся обычай.

Европейские государства принимают самое активное участие в ста­новлении и развитии норм международного права. Определенное влияние на отношение европейских государств к содержанию международного права оказали две мировые войны, ареной которых был в основном Европейский континент. Войны принесли неисчислимые бедствия народам Европы. В связи с этим европейские государства в XX столетии стали уделять значительное внимание вопросам обеспечения междуна­родного мира и безопасности. Это проявилось, в частности, в том, что европейские государства активно участвовали в создании и деятельно­сти Лиги Наций. Именно Лига Наций явилась той политической между­народной организацией, которая впервые в мировой истории была призвана осуществлять деятельность по сохранению мира. Однако эта организация не обладала эффективным механизмом по обеспечению мира и не смогла предотвратить Вторую мировую войну, самую разру­шительную за всю историю человечества.

И поэтому, в частности, предотвращение войн, обеспечение международного мира и безопасности легли в послевоенные годы в основу политики европейских государств. В связи с этим они не только участвовали самым активным образом в создании Организа­ции Объединенных Наций, но и способствовали ее эффективной деятельности по поддержанию международного мира и безопасно­сти. Хотя после Второй мировой войны вплоть до начала 90-х годов европейские государства делились на два противоположных лагеря (социалистический и капиталистический) и царила атмосфера «холод­ной войны», однако все они прилагали определенные усилия к со­хранению мира.

Необходимо отметить особую роль Великой Октябрьской социали­стической революции, Советского государства, советской дипломатии в развитии идеи мирного сосуществования государств с различным социально-экономическим и политическим строем; При этом реали­зация этой идеи давала возможность строить международные отно­шения таким образом, чтобы между государствами не возникало каких-либо оснований для войн. Кроме того, мирное сосуществование означало необходимость осуществления сотрудничества государств в различных областях (политических, экономических, культурных и т.п.).

Идея мирного сосуществования стала признанной основой и современного общего международного права, и европейского меж­дународного права. Особо следует отметить дипломатические усилия СССР по внедрению в действующее международное право принци­пов неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения споров, самоопределения наций и народов, недопустимости территориаль­ных аннексий. Влияние СССР проявилось и в международно-право­вом закреплении прав и свобод человека.

Несмотря на то что Первая мировая война, участниками которой главным образом являлись европейские государства, показала, что говорить о каком-либо объединении европейских государств прежде­временно, тем не менее пацифистские идеи порождали соответству­ющие проекты. Так, до Первой мировой войны появилась идея образования «Соединенных Штатов Европы». В 1929 г. с таким пред­ложением выступил председатель Совета министров Франции А. Бриан. Однако содержание предлагаемого объединения не раскрывалось. Только после Второй мировой войны предлагаемые на протяжении ряда столетий проекты союзов европейских государств нашли свое воплощение в ряде международных организаций, которые объединя­ли различные группы европейских государств. Были созданы такие организации, как Европейское экономическое сообщество, СЭВ, Совет Европы, Организация Варшавского договора, НАТО и др. После распада СССР ряд государств, входивших в его состав, приняли участие в создании, в частности таких организаций, как СНГ, ЕврАзэс, ШОС.

Политические изменения, происшедшие на карте Европы в 90-е годы XX столетия, привели к тому, что с атмосферой «холодной войны» было покончено и европейские государства стали более интенсивно осуществлять широкое международное сотрудничество.

Развитие европейского международного права проходило и про­ходит по трем направлениям. Прежде всего, европейские государства исходят из необходимости обеспечения мира и безопасности на Европейском континенте. Также очевидно, что только успешное эко­номическое развитие европейских государств, сближение их эконо­мик, достижение высокого жизненного уровня будут способствовать укреплению мира и безопасности на Европейском континенте. И на­конец, на европейское международное право накладывает отпечаток стремление к более тесному сотрудничеству в области прав и свобод человека и гражданина, что предопределило постепенное установле­ние единообразного подхода европейских государств к пониманию и практическому воплощению прав и свобод.

Ради справедливости следует отметить, что и развитие общего международного права начиная со второй половины XX столетия также обусловлено указанными направлениями. Однако наибольший успех достигнут именно европейскими государствами. Этому успеху способствует главным образом осознание европейскими государства­ми определенной общности. В частности, это проявилось в том, что группа европейских государств создала такую организацию, как Ев­ропейский Союз, который характеризуется высокой степенью интег­рации в различных областях. Отличает эту организацию и действие в ее рамках специфической правовой системы.

Значительный вклад в развитие европейского международного права внесли ученые всех европейских государств. Среди них можно назвать таких российских ученых, как В.Э. Грабарь, Г.И. Тункин, С.Б. Крылов, В.Н. Дурденевский, Ф.И. Кожевников, Г.И. Морозов, Е.А. Шибаева, И.И. Лукашук, Н.А. Ушаков, Е.А. Коровин, И.П. Бли- щенко, Д.Б. Левин, Р.Л. Бобров, Л.А. Моджорян, Ю.Я. Баскин, Д.И. Фельдман, С.А. Малинин, В.И. Кузнецов, Г.П. Жуков, Е.Т. Усенко, Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова, С.В. Молодцов, С.В. Черниченко,

  1. Л. Колодкин, и многих других.

Из зарубежных авторов можно отметить таких ученых, как

  1. М. Корецкий, Л.А. Алексидзе, В.А. Василенко, Л. Оппенгейм, Р. Аго, Дж. Брайерли, А. де Луна, М. Ляхе, П. Рейтер, С. Бастид, Ж. Сель, И. Синклер, Я. Броунли, X. Уолдок, Дж. Фитцморис, А. Фердросс, и др.




§ 2. Основные международно-правовые принципы европейского сотрудничества

Основные принципы международного права как наиболее важные, общие и общепризнанные нормы международного права, регулиру­ющие отношения между государствами, являются критерием закон­ности всех других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, и, что еще более важно, законности их фактического поведения.

Данные основные и императивные положения не могут быть от­менены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учетом специальных обстоятельств. Этими принципами обязаны руководствоваться и все европейские государства. В Уставе ООН сформулированы важнейшие принципы международных отношений в интересах поддержания международного мира и без­опасности. К их числу относится в первую очередь соблюдение прин­ципа суверенного равенства государств (п. 1 ст. 2). Этот принцип был и остается краеугольным камнем поддержания и развития нормаль­ных, дружественных отношений между государствами. Члены ООН согласились и далее добросовестно выполнять принятые ими по Уставу ООН международные обязательства (п. 2 ст. 2). Принцип pacta sunt servanda также продолжает оставаться одним из основных ус­ловий и предпосылок функционирования всей системы международ­ных отношений.

Большое место в Уставе уделено принципу мирного урегулирова­ния международных споров. В п. 3 ст. 2 Устава подчеркивается, что «все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедли­вость», а в ст. 33 содержится перечисление конкретных методов международно-правового урегулирования. Можно сказать, что и це­лый ряд других положений Устава исходит из жизненно важной необходимости мирного разрешения международных споров.

Устав ООН является главным международно-правовым актом современной эпохи, устанавливающим права и обязанности государ­ства в обеспечении мира между народами. Вместе с тем он дополняет международно-правовое запрещение агрессии общим запретом при­менения силы в международных отношениях. Устав устанавливает: «Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим обра­зом, несовместимым с Целями Объединенных Наций» (п. 4 ст. 2). Использование вооруженной силы является правомерным по Уставу только во исполнение решения Совета Безопасности для пресечения актов агрессии или других нарушений мира или в порядке осуществ­ления неотъемлемого права государств на индивидуальную или кол­лективную самооборону в случае вооруженного нападения (ст. 51).

По существу, в Уставе ООН заложена и идея сотрудничества государств, особенно необходимого в вопросах поддержания между­народного мира и безопасности, организации коллективных действий для пресечения любых агрессивных актов. Отражая потребности нормального международного общения в условиях существования сообщества равноправных суверенных государств, Устав ООН отно­сит к числу основных принципов невмешательство и запрещает вмешательство ООН в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств (п. 7 ст. 2). Одним из принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН, является право народов на самоопреде­ление. Положения Устава ООН о самоопределении народов послужили международно-правовой базой борьбы за ликвидацию колониальной системы.

Наконец, Устав определил в качестве одной из целей ООН осу­ществление международного сотрудничества в разрешении между­народных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, в поощрении и развитии уважения к пра­вам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии (п. 3 ст. 1). По Уставу Организации Объединенных Наций, говорится в преамбуле Международных пактов о правах человека 1966 г., государства обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека.

Таким образом, Устав ООН провозгласил и утвердил основные общепризнанные и общеобязательные международно-правовые прин­ципы современных международных отношений. В этом принципи­ально непреходящее значение Устава ООН и деятельности на его основе этой универсальной международной организации для поддер­жания и развития современного международного правопорядка.

24 декабря 1970 г. была принята Декларация о принципах меж­дународного права, касающихся дружественных отношений и со­трудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. В Декларации сформулировано юридическое содержание семи ос­новных принципов международного права: неприменение силы или угрозы силой в международных отношениях, мирное разрешение международных споров, невмешательство, международное сотрудни­чество государств, добросовестное выполнение международных обя­зательств, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство государств.

Как известно, одним из важнейших принципов международного права является императивное требование к государствам не прибе­гать к силе или угрозе силой в своих взаимоотношениях. Хотя он со всей определенностью отражен как правовое предписание, обяза­тельное для всех государств, в Уставе ООН, требовались и требуются усилия по его совместной реализации в международных отношениях. На Европейском континенте упрочение этого принципа международ­ных отношений происходило попутно с установлением климата доверия и взаимного сотрудничества. В договорах 1970-1973 гг. между СССР и ФРГ, ПНР и ФРГ, ЧССР и ФРГ, ГДР и ФРГ подтвер­ждался принцип неприменения силы и нерушимости европейских границ.

Работа по закреплению основ безопасности и сотрудничества практически всех европейских государств, США и Канады была продолжена на Общеевропейском совещании 1972-1975 гг.

В Заключительном акте Совещания от 1 августа 1975 г. государст­вами-участниками были зафиксированы положения, затрагивающие коренные интересы мира, безопасности и сотрудничества в разнооб­разных областях. Концепция разрядки напряженности, ее расшире­ния и упрочения стала центральной в работе Общеевропейского совещания, что нашло соответствующее отражение в тексте Заключи­тельного акта. Его сердцевиной, политико-правовым ядром является Декларация принципов, которыми государства-участники Совеща­ния будут руководствоваться во взаимных отношениях. Некоторые из этих принципов были подтверждены или развиты на последующих форумах СБСЕ, а затем ОБСЕ, таких как Мадридская встреча 1980 г., Венская встреча 1986 г., Хельсинкская встреча 1992 г.

Важнейшим итогом Совещания по безопасности и сотрудниче­ству в Европе явилась выработка и принятие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации