Никитина Н.Н., Абрамова Н.Н. и др. Учебная программа по курсу «Педагогика» - файл n1.doc

приобрести
Никитина Н.Н., Абрамова Н.Н. и др. Учебная программа по курсу «Педагогика»
скачать (926 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc926kb.24.08.2012 02:22скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.Н. УЛЬЯНОВА

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС



по дисциплине «Педагогика»

(«Общие основы педагогики», «Теория и методика воспитания», «Социальная педагогика»)
Для специальностей: МИ, МИЯ 050201.65; ФИ, ФМ, ФИЯ 050203.65; ТП 050502.65; БХ, БП 050102.65; ГБ 050103.65; РЛ, РК, РНГ 050301.65;

АН, НА, ФА 050303.65; ИС 050401.65; ФК и БЖ 050720.65
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «____»_________2007 г.
Ульяновск, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА………………………………………….. ... 3

1.1. Выписка из требований ГОС………………………………….. .. 4

1.2. Цели и задачи курса………………………………………….. … 5

1.3. Учебно-тематический план……………………………………… 5

1.4. Содержание курса…………………………………………….. … 6

1.5. Список литературы………………………………………….. . ... 15

1.6. Дидактические материалы…………….……………………. … 17

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………... 18

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ……………………... 21

З.1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ…………………………... ... 21

3.1.1. Учебно-методические материалы лекционного курса…. …... 21

3.1.2. Учебно-методические материалы семинарских занятий….. ..34

3.1.3. Задания для самостоятельной работы………………………… 38

3.2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ………………….. ... 43

3.2.1. Учебно-методические материалы лекционного курса….. … ...43

3.2.2. Учебно-методические материалы семинарских и практических занятий……………………………………................... .. 90

3.3 СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА………………………………… 105

3.3.1. Учебно-методические материалы лекционного курса …… 105

3.3.2. Учебно-методические материалы семинарских занятий….. 114

4. БАЗА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ……………………………………… 116

5. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»………………………………………………………… 127

6. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ…………………………………………... 127
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.Н. УЛЬЯНОВА

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ



УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

________________Н.А. Морозов

«___»_______________2007г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



по курсу «Педагогика»

(«Общие основы педагогики», «Теория и методика воспитания»,

«Социальная педагогика»)
Для специальностей: МИ, МИЯ 050201.65; ФИ, ФМ, ФИЯ 050203.65; ТП 050502.65; БХ, БП 050102.65; ГБ 050103.65; РЛ, РК, РНГ 050301.65; АН,НА,ФА 050303.65; ИС 050401.65; ФК и БЖ 050720.65


Курс 2.

Форма обучения – очная, общее число часов – 56.
Составители: проф. Никитина Н.Н.,

проф. Абрамова Н.Н., доц. Ясницкая В.Р.
Рецензент: доц. Железнякова О.М.


Программа рассмотрена на заседании кафедры.

Протокол №11 от 26.06.2007г.
Зав. кафедрой педагогики В.Г. Балашова
Ульяновск, 2007
ВЫПИСКА

из требований к обязательному минимуму содержания основной

образовательной программы подготовки учителя

по специальностям МИ, МИЯ 050201.65; ФИ, ФМ, ФИЯ 050203.65; ТП 050502.65; БХ, БП 050102.65; ГБ 050103.65; РЛ, РК, РНГ 050301.65; АН,НА,ФА 050303.65; ИС 050401.65; ФК и БЖ 050720.65
ПЕДАГОГИКА.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Понятие методологии педагогической науки. Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике. Методы и логика педагогического исследования.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности, принципы и направления воспитания. Система форм и методов воспитания. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.


СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Социализация как контекст социального воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи. Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Общая характеристика педагогических технологий.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.

Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта.1

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА



Цели: формирование теоретико-методологической культуры педагога, подготовка учителя к выполнению воспитательной и социально-педагогической деятельности, реализации основных функций классного руководителя.

Задачи:


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№

пп

Наименование раздела, темы

Количество часов


Лекции

Семинары

ПЗ

Всего

I.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ


6

2




8

1.

Педагогика как наука. Категории педагогики


2







2

2.

Образование как общественное явление и целенаправленный педагогический процесс

2







2

3.

Методологическая культура педагога

2







2

4.

Методы педагогического исследования




2




2

II.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

22

20

12

50

1..

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса.

2

2




2

2.

Базовые теории воспитания и развития личности.

2

2




4

3.

Закономерности и принципы воспитания.

2







2

4.

Воспитание как система.

2







2

5.

Система форм и методов воспитания

2







2

6.

Технологии воспитания. Диагностика и педагогическое проектирование в деятельности воспитателя.

2




4

6

7.

Понятие о воспитательных системах

2

4




6

8.

Педагогическое взаимодействие в воспитании

2

2

4

8

9.

Коллектив как объект и субъект воспитания

2

2




4

10.

Система деятельности классного руководителя

2

8




10

11.

Воспитание в условиях поликультурной педагогической реальности.

2




4

6

III.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

4

4




8

1.

Введение в социальную педагогику

2

4




6

2.

Организация социального воспитания

2







2



















Итого:

30

26

12

66

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Лекционный курс




Раздел



ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Тема 1.





Педагогика как наука. – 2 часа.

  1. Объект, предмет, задачи и структура педагогической науки.

  2. Категории педагогики: воспитание, образование, обучение, формирование, развитие, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс, педагогический процесс.

  3. Связь педагогики с другими науками и с практикой.




Тема 2.

Образование как общественное явление и целенаправленный педагогический процесса. – 2 часа.

  1. Образование как общественное явление, основные тенденции его развития.

  2. Образование как педагогический процесс. Функции образования как педагогического процесса.

  3. Логика и этапы целостного педагогического процесса. Соотношение воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе.




Тема 3.

Методологическая культура педагога– 2 часа.

  1. Сущность и содержание методологической культуры учителя.

  2. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики и логика.

  3. Методология педагогического исследования. Основные подходы к исследованию педагогических явлений.





Раздел


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ


Тема 1.


Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса – 2 часа.

  1. Общие признаки воспитания. Движущие силы и логика воспитательного процесса

  2. Воспитание как компонент социализации личности.

  3. Воспитание как управление развитием личности.

  4. Воспитание как средство трансляции культуры.

5. Воспитание и обучение. Воспитание во внеучебной деятельности.

Тема 2.

Базовые теории воспитания и развития личности. – 2 часа

  1. Теории развития личности.

  2. Классические концепции воспитания.

  3. Современные концепции воспитания.




Тема 3.

Закономерности и принципы воспитания – 2 часа

  1. Закономерности процесса воспитания школьников.

  2. Принципы воспитания, их характеристика.




Тема 4.

Воспитание как система. – 2 часа.

  1. Понятие «система» и «синергетическая система».

  2. Сущность системного подхода в воспитании. Структурные компоненты процесса воспитания и их взаимосвязь.

  3. Цели и задачи воспитания.

  4. Содержание воспитания.

  5. Формы, методы и средства воспитания.

  6. Воспитанность личности как результат воспитания.




Тема 5.

Система форм и методов воспитания – 2 часа.

  1. Многообразие форм воспитания.

  2. Методы воспитания: классификация, выбор.

  3. Методы формирования сознания учащихся.

  4. Методы организации деятельности.

  5. Методы стимулирования деятельности и поведения.




Тема 6.

Технологии воспитания. Диагностика и педагогическое проектирование в деятельности воспитателя – 2 часа

  1. Понятие о педагогической технологии, их обусловленность характером педагогических задач.

  2. Общая характеристика педагогических технологий. Специфика технологий воспитания.

  3. Виды педагогических задач. Педагогические задачи в воспитании.

  4. Диагностика в деятельности педагога-воспитателя.

  5. Понятие о педагогическом прогнозировании, моделировании, проектировании и конструировании.

  6. Прогнозирование, моделирование, проектирование и конструирование в процессе воспитания.




Тема 7

Понятие о воспитательных системах – 2 часа

  1. Понятия «система воспитания» и «воспитательная система» (ВС).

  2. Классификация воспитательных систем (по М.В. Воропаеву). Гуманистические ВС, нормативно-гуманистические ВС, авторитарные ВС, воспитательные системы - «секты».

  3. Этапы развития воспитательной системы.

  4. Гуманистические воспитательные системы (ГВС): исторический экскурс; признаки; цели, принципы, содержание жизнедеятельности, используемые технологии.

  5. Воспитательное пространство: понятие, субъекты, признаки, методика создания.




Тема 8

Педагогическое взаимодействие в воспитании – 2 часа.

  1. Понятие «педагогическое взаимодействие» как компонент педагогического общения.

  2. Педагогическое общение в структуре деятельности педагога-воспитателя.

  3. Воспитательные функции педагогического взаимодействия: коммуникативная, информационная, конструктивная и д. р.

  4. Стадии педагогического взаимодействия и их технологическая характеристика: моделирование, организация непосредственного взаимодействия, управление взаимодействием, анализ хода и результатов осуществленного взаимодействия.

  5. Стили педагогического общения по А. В. Петровскому (авторитарный, попустительский, демократический) и по В. А. Кан-Калику (общение на основе увлеченности современной деятельностью педагогов и воспитанников, общение на основе дружеского расположения, общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание).

  6. Стили педагогического взаимодействия по А. Н. Лутошкину («Разящие стрелы», «Возвращающийся бумеранг», «Плывущий плот», «Снующий челнок»). Соотношение стилей педагогического общения.

  7. Организация взаимодействия в детском коллективе. Проблема обучения взаимодействию воспитанников.




Тема 9

Коллектив как объект и субъект воспитания – 2 часа.

  1. Коллектив как особый вид группы. Общие групповые качества и признаки коллектива. Уровни развития группы по Л. Н. Уманскому.

  2. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов. Теория воспитательного коллектива А. С. Макаренко.

  3. Различные модели классных коллективов (концепция Е. Н. Барышникова): рационально-познавательная модель, социальная модель, индивидуально-личностная модель.

  4. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности.

  5. Возможности и функции коллектива как субъекта воспитания. Понятие «полисубъект».

  6. Основные условия развития детского коллектива.




Тема 10

Система деятельности классного руководителя – 2 часа.

  1. Институт классного руководства. Историческая справка.

  2. Виды классного руководства в современной школе: классное руководство как административное поручение, освобожденный классный воспитатель, куратор, тьютор.

  3. Документы Минобрнауки РФ о классном руководстве (от 03. 02. 2006 г.): «Методические рекомендации об осуществлении функции классного руководителя».

  4. Системный подход в деятельности классного руководителя, воспитательная деятельность как системообразующий стержень классного руководства. Структура воспитательной деятельности в классе. Цели и задачи деятельности классного руководителя. «Двунаправленность» и амбивалентность деятельности классного руководителя.

  5. Содержание деятельности классного руководителя как осуществление установленных функций: организационно-координирующей, коммуникативной, аналитико-прогностической, контрольной.

  6. Критерии оценки осуществления функций классного руководителя: группы критериев деятельности (факта и результативности отношений).




Тема 11

Воспитание в условиях поликультурной педагогической реальности – 2 часа.

  1. Проблемы поликультурного образования.

  2. Национальное своеобразие воспитания.

  3. Воспитание культуры межнационального общения.

  4. Воспитание патриотизма, интернационализма, веротерпимости, толерантности.





Раздел


СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА


Тема 1.

Введение в социальную педагогику - 2 часа.

  1. Социальная педагогика в системе педагогических наук: объект, предмет, разделы, основные задачи.

  2. Основные понятия социальной педагогики: социализация (Компоненты, стадии, факторы, агенты, средства, механизмы), субъект – субъективных подход, социальная адаптация (приспособление), индивидуализация (обособление); естественно-культурные, социо- культурные и социально-психологические задачи социализации.

  3. Социальное воспитание как вид социально контролируемой социализации: воспитательные организации цели содержание социального воспитания.

  4. Краткая характеристика основных групп факторов социализации (мега, макро, мезо и микро уровни) в контексте социального воспитания.

  5. Типичные проблемы социализации совершенного школьника: социальная дезадаптация, ценностные противоречия, профессиональная и личностная самореализация.




Тема 2.

Организация социального воспитания – 2 часа.

  1. Система принципов социального воспитания: принципы гуманистической направленности, централизации на развитие личности, коллективности, природосообразности, культуросообразности, диалогичности и незавершимости социального воспитания.

  2. Содержательные блоки социального воспитания: организация социального опыта, образование и индивидуальной помощи.

  3. Методика социального воспитания в различных видах воспитательных организаций (организация быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов).

  4. Проблема социального воспитания в современной школе и школьном классе: школа как образовательное учреждение, воспитательная организация и социально-психологическая группа; социализирующая функция школьного класса.

  5. Роль социального воспитания в нейтрализации и предупреждении последствий диссоциального воспитания.





Семинарские занятия

Раздел



ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Семинар 1



Методы педагогического исследования – 2 часа

  1. Определение понятия “метод исследования” и его конкретизация в педагогической науке.

  2. Принципы выбора методов научно-педагогического исследования:

а) принцип совокупности методов исследования;

б) принцип адекватности метода существу изучаемого предмета.

  1. Характеристика методов педагогической науки:

а) теоретические методы;

б) эмпирические методы;

в) математические методы.



Раздел


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ


Семинар 1.

Воспитание как социально-педагогическое явление. – 2 часа.

  1. Понятие о воспитании, его сущности и функциях, характерных особенностях.

  2. Воспитание, образование, обучение – их взаимоотношение и взаимосвязь. Воспитание и педагогическая поддержка личности.

  3. Движущие силы, закономерности, принципы воспитания.

  4. Современные подходы к воспитанию.

  5. Проблемы современной школы как социального института воспитания и образования. (Деловая игра «Лаборатория нерешенных проблем». .




Семинар 2.

Современные теории и концепции воспитания – 2 часа.

  1. Философские и психологические концепции как основа современных концепций воспитания (сравнительный анализ социоцентрических, антропоцентрических и трансцендентных философских идей; психологических концепций бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии, когнитивистского и диалогово-деятельностного подходов).

  2. Концептуальные основы воспитательной деятельности школы. Сравнительный анализ современных теорий и концепций воспитания (концепция системного построения процесса воспитания В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой; концепция педагогики свободы и педагогической поддержки О.С.Газмана; концепция воспитательных отношений И.П.Иванова; концепции личностно ориентированного воспитания как становления человека культуры Е.В.Бондаревской, концепция М.И. Рожкова, концепция Н.М. Таланчука и др.): принципы, цели и задачи, содержание, механизмы и результаты воспитания.

Семинар 3-4.

Опыт гуманистических воспитательных систем (ГВС). – 4 часа.

  1. Анализ общих признаков ГВС различного типа.

  2. Понятие авторской школы, как особого типа ГВС, построенной на основе концепции конкретного педагога и эффективно функционирующей (на протяжении значительного времени под его руководством).

  3. Исторический анализ опыта зарубежных ГВС. Школа «этической культуры» (Ф. Адлер, конец 19 в., США), школа «Саммерхилл» (А. Нейлл, Великобритания), Вальдорфская школа (Р. Штайнер, Германия), школы Френе (С. Френе, Франция), «Справедливое сообщество» (Л. Кольберг, США), школа самоуправления «Сэдз» (Д. Гриблл, Великобритания).

  4. Исторический анализ опыта отечественных ГВС: колония «Сеттлемент» (С. Т. Шацский, Москва, 1905-1910 гг.), «Школа – коммуна» (С. М. Ривес, Н. М. Шульман, г. Одесса, 1920-1930 гг.), «Школа социально-индивидуального воспитания им. Ф. М. Достоевского» (В. Н. Сорока – Росинский, 1919-1925 гг.), воспитательные коллективы А. С. Макаренко, (20-30 годы 20 в.), «Школа радости» (В. А. Сухомлинский, Украина, 1946-1970 гг.), «Школа-община» (В. А. Караковский, Москва, 1977-2007 гг.), «Школа Самоопределения» (А. Н. Тубельский, Москва, 1986-2007 гг.) и др.




Семинар 5.

Личность ребенка в гуманистической воспитательной системе.- 2 часа.

  1. Личностный и индивидуальный подходы в воспитании.

  2. Личность ребенка как цель, объект, субъект, результат функционирования и развития гуманистической воспитательной системы, как показатель ее эффективности. Возраст и особенности личностного развития, учет их в воспитании. Современный подросток, старшеклассник.

  3. Одаренный, трудный, педагогически запущенный ребенок, условия эффективного взаимодействия с ним.




Семинар 6.

Динамика детского коллектива – 2 часа..

  1. «Закон движения коллектива» А. С, Макаренко.

  2. Концепция динамики детского коллектива (Л. И, Новикова, А. Т, Куракин): стадии развития группы как коллектива.

  3. Этапы развития детского коллектива по А. Н. Лутошкину. Соотношение понятий «стадии» и «этапы» развития коллектива.

  4. Характеристика этапов стадии становления («Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел») по алгоритму:

- тактическая педагогическая цель на данном этапе;

- состояние деятельности и отношений;

- состояние культуры;

- состояние неформальных отношений;

- состояние лидерства;

- положение личности в группе;

- содержание и способы педагогической деятельности;

- стиль взаимодействия и возможные позиции (роли) педагога.

5. Анализ II стадии: коллектив «как инструмент массового воспитания».

6. Анализ III стадии: коллектив «как инструмент массового развития школьника».


Семинар 7.

Коллективная творческая деятельность как технология организации взаимодействия в детском коллективе – 2 часа.

  1. Понятия «методика» и «технология» воситания: сущность и соотношение (по Е. В. Титовой и С. Д. Полякову).

  2. Технология КТД как ядро методики КТВ: совокупность логики и технологии, соотношение со стратегией и тактикой.

  3. Логические этапы КТД: последовательность, сущность, цель.

  4. Техника КТД: типы форм («Путешествие», «Защита», «Бой», «Ролевая игра», «Эстафета» и др.); возможные приемы организации каждого этапа.

  5. Личностная ориентация КТД: актуальность проблемы, возможные способы решения.

  6. Творческая защита проектов КТД.




Семинар 8.

Анализ концепций классного руководства – 2 часа

  1. Теоретические основы концепций деятельности классного воспитателя О. С. Газмана ( гуманистический подход).

  2. Ценносто-культурологический подход к деятельности классного руководителя (концепция М. Е. Шурковой).

  3. Системный подход к деятельности классного руководителя в концепции воспитательных функций школьного класса Н. Л. Селивановой.

  4. Социально-педагогическая концепция классного руководства В. Р. Ясницкой.




Семинар 9.

Формы классного руководства. – 2 часа

  1. Анализ современных организационных форм классного руководства. Количественное соотношение в современной школьной практике. Возможности и перспективы.

  2. «Внутренние» формы воспитательной деятельности классного руководителя: классный час, включение детей в общешкольные дела, классные традиции и т. д.

  3. Формы взаимодействия классного руководителя с семьями школьников: родительское собрание, индивидуальные беседы, совместная деятельность с детьми. Родительский клуб.

  4. Проблемы соотношения, форм и содержания воспитательной деятельности в классе.




Семинар 10.

Планирование воспитательной работы в классе. – 2 часа.

  1. Общие подходы к планированию педагогической деятельности

  2. Основные требования к планированию воспитательной работы в классе.

  3. Виды планов, структура и формы плана.

  4. Анализ планов работы классных руководителей.




Семинар 11.

Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся. – 2 часа.

  1. Воспитательный потенциал современной семьи: сущность, проблемы, противоречия.

  2. Основные направления, задачи и содержание работы с родителями.

  3. Психолого-педагогические основы взаимодействия классного руководителя с родителями: стиль и тон отношений; изучение семьи и условий семейного воспитания.

  4. Фронтальные, групповые, индивидуальные формы и методы взаимодействия с родителями.

  5. Методика подготовки и проведения родительского собрания. Виды собраний, требования к их организации. Моделирование фрагментов родительского собрания, обсуждение проектов родительских собраний, подготовленных студентами.





Раздел


СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА


Семинар 1.

Социализация, как объект изучения в науках о человеке и обществе – 2 часа

  1. Специфика изучения понятия «социализация» в социологии, социальной психологии, общей психологии, этнологии и педагогике.

  2. Концепция социализации Э. Дюркгейма (субъект-субъектный подход).

  3. Теория интеграции человека в социальную систему (Т. Парсонс).

  4. Концепция «Обобщенного Другого» (Дж. Мид).

  5. «Фокальная теория взросления» Дж. К. Коулмена.

  6. Теория семейной социализации И. Таллмена.

  7. Концепция социализации И. С. Кона.

  8. Концепция социализации А. В. Петровского.




Семинар 2.

Коммуникация как стрежень процесса социализации – 2 часа

  1. Межличностная коммуникация: понятие «общение», человека как субъект общения, социализирующая функция общения; формирование коммуникативной культуры, как задача социализации.

  2. Средства массовой коммуникации, как фактор социализации школьника: понятие «СМК»; влияние СМК на социализацию и десоциализацию человека; медиаобразование, как новое направление социального образование.

  3. Компьютер и социализация школьника: возможности компьютера для социализации его пользователя; компьютер и стихийная социализации; проблема компьютерной зависимости растущего человека.





Практические занятия



1.
Диагностика воспитанности. – 2 часа

  1. Сущность, критерии и показатели воспитанности личности. Уровни воспитанности.

  2. Программа изучения воспитанности личности.

  3. Методы изучения воспитанности (информационно-констатирующие, оценочные, продуктивные, деятельностные).

  4. Технология диагностики воспитанности личности.

  5. Моделирование: проведения исследования в группе на основе специально подготовленных методик. Обработка и анализ результатов




2.

Методика индивидуального и группового педагогического взаимодействия. - 2 часа.

  1. Индивидуальная беседа как основная форма взаимодействия. Построение индивидуальной беседы с помощью «словаря принца», транзактного анализа.

  2. Сущность, основные этапы, принципы и правила методики контактного взаимодействия.

  3. Обсуждение проекта индивидуальной беседы.

  4. Проведение «Огонька знакомства» или «Вечера знакомства» в классе.




3.

Приемы педагогического воздействия и взаимодействия. – 2 часа.

  1. Педагогическое взаимодействие и воздействие: их диалектика и взаимосвязь.

  2. Понятие о приеме педагогического воздействия.

  3. Основные требования к выбору воспитателем приемов педагогического воздействия.

  4. Характеристика основных ППВ.

  5. Анализ ситуаций педагогического взаимодействия, постановка и решение педагогических задач.




4.

Организация коллективного целеполагания и планирования деятельности детей. – 2 часа.

  1. Сущность коллективного целеполагания и планирования, его роль в организации жизни детского коллектива.

  2. Основные методы и приемы организации коллективного целеполагания и планирования.

  3. Организация творческими группами деловой игры или КТД по планированию определенного этапа жизнедеятельности коллектива или конкретного дела. Коллективный анализ и рефлексия организаторов КТД.




5.

Конструирование ситуаций ценностного самоопределения школьников. – 4 часа.

  1. Самоопределение личности как цель и условие гуманистического педагогического процесса.

  2. Ценностное самоопределение как основа самоопределения личности в основных сферах жизнедеятельности, в поликультурной среде.

  3. Технологии организации ценностно-ориентирующей деятельности школьников: тренинг, групповая дискуссия, этическая беседа.

  4. Приемы создания ситуаций ценностного самоопределения.

  5. Разработка и проведение проекта классного часа (урока этики), обеспечивающего самоопределение и развитие ценностного сознания и самосознания личности (патриотизма, интернационализма, веротерпимости, толерантности).






  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации