Асадулин Р.К. Сооружения портов и транспортных терминалов - файл n4.doc

приобрести
Асадулин Р.К. Сооружения портов и транспортных терминалов
скачать (5543.4 kb.)
Доступные файлы (8):
n1.doc531kb.14.03.2008 13:46скачать
n2.doc588kb.19.04.2007 03:47скачать
n3.doc2756kb.29.03.2008 22:24скачать
n4.doc99kb.29.03.2008 23:31скачать
n5.doc730kb.05.04.2008 18:22скачать
n6.doc80kb.17.02.2010 11:07скачать
n7.docx1250kb.28.02.2008 04:14скачать
n8.doc125kb.20.02.2007 01:05скачать

n4.doc

Лекция 7
ПОРТОВЫЕ СКЛАДЫ
Портовые склады обеспечивают хранение грузов, защиту их от повреждений и подготовку для дальнейшего следования в тех случаях, когда перегрузка грузов не смогла быть произведена непосредственно с морских судов на подвижной состав сухопутного транспорта, внутренний водный транспорт или обрат­но по различным причинам; сезонность грузов, перерывы в навига­ции, необходимость в накоплении, комплектации, рассортировке, переупаковке, отборе проб, таможенном досмотре и т. п.

Склады классифицируют по следующим признакам:

по назна­чению и видам грузов: общего назначения, специализированные (для грузов с хранением при положительных температурах, для скоропортящихся грузов, для взрывоопасных и легковоспламеняю­щихся грузов и др.), вспомогательного назначения (материально-технического и продовольственного снабжения, производственных подразделений порта и т. д.);

по продолжительности хранения: базовые для длительного хранения или накопления грузов, тран­зитные для краткосрочного хранения и т. д.;

по направлению пере­возок: для экспортных, импортных, каботажных, транзитных гру­зов; по расположению на территории: прикордонные, тыловые.

Внутри складов грузы транспортируют автопогрузчиками, кон­вейерами, элеваторами, а в многоэтажных складах — лифтами самотечными спусковыми устройствами и другим оборудованием и штабелируют автопогрузчиками или специальными устройст­вами.

Склады возводят чаще всего из железобетона и металла; пере­крытия (сводчатые, купольные, рамные, балочные) могут быть из монолитного железобетона. Для сокращения сроков строительства широко применяют сборный предварительно напряженный железо­бетон. Металлические каркасы складов, изготавливаемые ранее в виде тяжелых рам со сплошной стенкой, в последние годы стали заменять более легкими решетчатыми конструкциями с использо­ванием рациональных профилей элементов и стойких материалов. В случае резко меняющихся грузопотоков применяют облегченные временные укрытия для грузов.

Размеры складов определяют главным образом их расчетной
вместимостью и необходимой площадью.

Полезную высоту склада — от пола до низа несущих конструк­ций покрытия или междуэтажного перекрытия — надлежит прини­мать:

а) в одноэтажных складах от 6 м (если грузы перерабатывают напольными средствами внутрискладской механизации и поднимают на высоту до 4,5 м) до 8 м (если грузы перерабатывают напольными средствами на высоту более 4,5 м или используют
специальные машины с повышенной габаритной высотой или под­
весной транспорт);

б) в многоэтажных складах: первый этаж — 6 м; остальные этажи — не менее 4,5 м.

В случае использования внутри склада кранов его полезную высоту устанавливают с учетом максимальной высоты складиро­вания груза, типа крана и грузозахватных устройств. Высота спе­циализированных складов может быть 12—15 м.

Длина одноэтажных складов обычно соответствует длине об­служиваемых судов. По соображениям пожарной безопасности длинные склады разбивают на отсеки поперечными стенами (брандмауэрами).

Крытые склады для штучных грузов. Такие скла­ды устраивают преимущественно одноэтажными и располагают в операционной зоне грузовых причалов. При недостатке территории в операционной зоне часть складской площади размещают в про­изводственной зоне грузовых районов с учетом обслуживания тыловым складом группы причалов или же строят прикордонный многоэтажный склад. Грузы хранят в штабелях, располагаемых непосредственно на полу или в стеллажах.

Полезную высоту одноэтажного склада (от пола до между­этажного перекрытия) назначают от 6 м (при высоте подъема гру­за внутрискладской механизацией до 4,5 м) до 8 м (при высоте подъема груза более 4,5 м). В многоэтажных складах эту высоту принимают на первом этаже 6 м, на остальных этажах — не менее 4,5 м. Пол склада может быть с уклоном.

При ширине склада 48 м и более он может быть разделен на отсеки площадью 3 тыс. м2 и более. В стенах складов устраивают проемы размерами не менее: на первом этаже —5,4X4,8 м (высо­тах ширина), на последующих этажах —4,2x2,8 м. Прирельсовые рампы перекрывают навесами, если не предусмотрена подача гру­зов на рампу кранами.

Полы и междуэтажные перекрытия складов рассчитывают на нормативные эксплуатационные нагрузки от складируемых грузов и от внутрискладских средств механизации, принимаемые равной для одноэтажных складов — 60 кПа, для многоэтажных — 20 кПа (верхние этажи) до 40 кПа (нижние этажи).

Склады для леса и пиломатериалов. Такие склады предусматривают при отсутствии в портах лесных баз и причалов клиентуры.

В зависимости от грузооборота устраивают склады: крытые для наиболее ценных сортов пиломатериалов, открытые для круглого леса, менее ценных сортов пиломатериалов, шпал и т. п., навесы.

Размещают лесные грузы отдельными для каждого вида и сор­та груза штабелями. Сухой круглый лес укладывают в рядовые штабеля, в клетку или между рядами поперечных прокладок; сырой круглый лес — плотные штабеля без прокладок.

Высоту штабелей назначают в зависимости от схемы механиза­ции и типа склада (не менее): 10 м — для открытых пиломатериалов и пакетов, а также круглого длинномерного леса; 2 м — для непакетированного короткомерного круглого леса (длиной до 3 м); 6 м — для пакетированного леса. Ширина штабеля должна быть не более длины досок или бревен; длина — по длине досок или бревен, но не более 200 м для длинномерного и 30 м для короткомерного леса. Штабеля размещают на расстоянии 2 м от рельса кранового пути и 3—5 м от оси железнодорожного пути. От соседнего штабель отделяют проходом шириной не менее 1 м. Между группами штабелей устраивают разрывы шириной не ме­нее 5 м.

Пиленый лес обычно укладывают на фундаментах или подто­варниках штабелями продольной плотной конструкции, доски — сплошным настилом параллельно между собой, прокладки из тех же досок — через каждые 5—8 рядов, пакеты — в штабеля плотном укладки с прокладками для возможности захвата.

Склады для угля и железной руды. Уголь и желез­ную руду хранят в портах на открытых площадках. Для каждой марки и класса грузов устраивают отдельные штабели. На складах навалочных грузов ограждения устанавливают со стороны крановых и железнодорожных путей, автомобильных: дорог, а также между штабелями (кроме мест въезда автотранс­порта и штабелей, обслуживаемых машинами непрерывного транспорта). Площадки, на которых размещают складские кон­вейерные линии и пути для машин, поднимают над отметкой тер­ритории склада на 0,5 м (не менее), они имеют откосы с твердым покрытием. Размеры штабелей навалочных грузов в плане назна­чают в зависимости от типа перегрузочных машин, способа произ­водства перегрузочных операций и условий планировки участка. Высоту штабеля для хранения железной руды назначают в зави­симости от типа машин и нормативной нагрузки па основание, склада (причала); для углей, устойчивых к окислению, она не должна превышать 8 м; для углей, не устойчивых к окислению — 4 м. Проходы между смежными штабелями при крановых схемах механизации должны быть шириной не менее 2 м.

Вместимость этих складов из-за увели­ченной пропускной способности причалов для массовых навалочных грузов обычно большая.

Компоновка складов в значительной степени зависит от применяемых видов складского перегрузочного оборудования. Для более совершенной работы в открытых складах были созданы машины, забираю­щие груз из штабелей и подающие его на конвейеры (реклаймеры) и штабелирую­щие машины (стакеры), а также развет­вленные конвейерные линии.

Согласно требованиям пожарной безо­пасности разрывы между штабелями дол­жны быть не менее 6 м, расстояния штабе­лей от сгораемых объектов — не менее 20 м, а от складов горюче-смазочных материа­лов, лесных и генеральных грузов — не ме­нее 60 м.

Некоторые особенно ценные рудные ма­териалы необходимо хранить в закрытых складах, где их доводят до определенных кондиций, сортируют, смешивают, подсу­шивают, а в зимнее время размораживают. Часть этих операций приходится выполнять и в складах угля.

Временные распределенные нагрузки на территории склада для руды в отдельных случаях могут достигать 200, 300 кПа и более, поэтому основные штабеля относят дальше от причала.

Склады для других массовых навалочных грузов. Для хранения массовых навалочных грузов используют как открытые, так и закрытые склады. Не­которые грузы слеживаются, смерзаются, боятся влаги — все это необходимо учиты­вать при назначении способа хранения гру­зов и выбора типа склада.

Многие навалочные грузы требуют за­крытого хранения (сахар-сырец, калийная соль, бокситы, глинозем и др.); для них склады могут быть выполнены в виде складов-навесов. Груз подается по транспортерной линии, расположенной вдоль конька крыши, а удаляется при помощи транспор­теров, установленных в галереях, проложенных вдоль или под полом склада.

Пылящие навалочные грузы (глинозем, цемент и др.) часто складируют в силосных хранилищах. Груз поступает по транспор­терной линии к распределительному бункеру, снабженному выпук­лыми отверстиями, соединенными с желобами.

Склады для жидких грузов. Классифицируют такие склады, прежде всего, по видам груза.

Нефть и нефтепродукты складируют в наземных и подземных резервуарах, устанавливаемых с определенным минимальным раз­рывом между собой и с другими народнохозяйственными объекта­ми или жилыми кварталами — в пределах 40—200 м в зависимости от категории нефтепродуктов.

Для подземных хранилищ эти разрывы принимают в 2 раза меньшими по сравнению с наземными. Нефтесклады оборудуют трубопроводами, соединяющими их с причалами и магистральны­ми трубопроводами. Если рельеф местности позволяет, обеспечи­вают подачу нефтепродуктов самотеком. Наземные резервуары обносят валом высотой не менее 1 м и устраивают ограждаемое пространство, вместимость которого должна предотвратить расте­кание разлившейся нефти за пределы ограждения.

Наиболее часто используют цилиндрические резервуары из ста­ли или из предварительно напряженного железобетона. В районе нефтехранилищ устанавливают соответствующие устройства для пожарной безопасности. Для хранения сырой нефти могут исполь­зовать выработанные шахты и другие подземные выработки. Ре­зервуары для сжиженного газа оснащают специальным оборудо­ванием, приборами, аварийными устройствами и сигнализацией из-за повышенной опасности груза.

Перечень жидких грузов, перегружаемых в портах, непрерывно увеличивается. Для некоторых из них требуется соблюдать особые условия хранения, как, например, для серы, которую перевозят и хранят в расплавленном состоянии при температуре от +130 до + 150°С, или для сока каучуконосов — латекса, который не должен длительно контактировать с металлом, так как снижается его ка­чество. В связи с этим внутренние поверхности резервуаров, при­меняемых для хранения латексов, покрывают парафином.

Склады для химических грузов. Для хранения хи­мических грузов в таре, обладающих повышенной агрессивностью, обычно предусматривают специальные крытые склады либо отдельные их отсеки, подготовленные к такому хранению. Склады, используемые для одновременного хранения различных химиче­ских грузов в таре делят на отсеки с соблюдением правил хране­ния каждого из этих грузов. Склады для таких грузов обычно строят одноэтажными, изолированными от проникновения в них атмосферных осадков и солнечных лучей, хорошо вентилируемыми, имеющими безопасное освещение.

Элементы конструкции и оборудование складов должны быть выполнены из соответствующих материалов или иметь защитные покрытия, предохраняющие их от агрессивного воздействия хими­ческих веществ. Полы складов химических грузов, активно взаимо­действующих с водой, должны возвышаться над поверхностью земли не менее чем на 20 см, иметь стоки и легко обрабатываться. В складах взрыво- и пожароопасных при взаимодействии с водой грузов не допускается водопровод, водяное и паровое отопление, а также водяные средства пожаротушения.

Портовые элеваторы. Для хранения зерна россыпью применяют силосные элеваторы вместимостью до 100 тыс. т и бо­лее, состоящие из силосных ячеек, вмещающих в себя зерна до 1 тыс. т и более, и рабочей башни высотой до 60—70 м с аппара­турой для управления работой транспортных линий, перегрузоч­ных устройств, установок и оборудования, предназначенного для повышения качества складируемого зерна. Иногда вместо элевато­ров используют крытые склады, оснащенные перегрузочными ма­шинами и оборудованием для кондиционирования зерна.

Склады для скоропортящихся грузов. Конструкцию и параметры складов определяют исходя из принятой схемы ме­ханизации, способов перегрузки и методов хранения этих грузов.

Примером могут служить склады для бананов и цитрусовых, в которых предусматривают возможность поддержания температур­ных и влажностных режимов, обеспечивающих сохранность гру­зов. Склады могут строиться совмещенными для хранения бана­нов и цитрусовых. При необходимости склады используют для хранения и других фруктов и скоропортящихся продуктов, требую­щих соответствующего температурного режима при условии допу­стимости совместного хранения.

В складе для бананов обычно предусматривают галерею для ввода железнодорожного состава и обогрева его в зимнее время. Технологическую нагрузку от бананов принимают 5 кПа, коэффи­циент использования площади склада — 0,4. В складах для цитру­совых по длине с каждой стороны устраивают ворота, в проемах ворот предусматривают устройство воздушной тепловой завесы.

Склады-рефрижераторы в отличие от обычных транзитных складов, как правило, возводят многоэтажными с целью экономии тепла и избежания повышенного притока его внутрь здания. Гру­зы, поступающие в склады-рефрижераторы, обычно тщательно сортируют. Хранение груза в высоких штабелях не допускается, поэтому вместимость этих складов используется в меньшей степе­ни. В разных помещениях складов поддерживают разную температуру: в верхних этажах долговременного хранения до —30 °С, а нижних до —4°С.

Для продовольственных грузов, требующих поддержания опре­деленного температурно-влажностного режима, сооружают скла­ды с кондиционированием воздуха, которые нередко снабжают специализированными перегрузочными устройствами, обеспечива­ющими сохранность груза на всем пути их транспортирования.

Склады для металлогрузов и оборудования. Та­кие склады представляют собой преимущественно открытые склад­ские площадки с технологическими нагрузками, равными: для металлогрузов 40 кПа, для оборудования и метал­локонструкций 12,5 кПа, для контейнеров в один ярус 5 кПа или в два яруса 10 кПа.

Нормативную эксплуатационную нагрузку для открытых склад­ских площадок устанавливают обычно 100 кПа. Коэффициент ис­пользования площади открытых складов для хранения металлов и оборудования принимают равным: в зоне действия портальных кранов и перегружателей — 0,8; вне этой зоны — 0,7.

При планировке открытых складов расстояние до штабеля на­значают: от оси железнодорожного пути при высоте груза до 1,2 м.

Склады холодильники. Такие склады выполняют обычно многоэтажными (обычно 5 этажей) безбалочного перекрытия с капительными колоннами, или одноэтажными значительной высоты (до 12 м) для уменьшения энергетических потерь. С этой же целью холодильники оборудуют дебаркадерами – крытыми железнодорожными платформами. Для холодильников с крановой системой механизации на этажах рационально создавать балконы.

Служебные помещения. К служебным помещениям относят административные помещения, блоки питания, медицинского обслуживания, санитарно-гигиенические помещения, душевые кабины и т.д. На практике используют три варианта размещения служебных помещений:

- внутри производственного помещения («+» близость к производству, «-» уменьшение производственных площадей), для размещения производственных помещений можно использовать пространство между балками перекрытий;

- пристроенный корпус («+» близость к производству, низкая стоимость конструкций, «-» уменьшение освещенности произв. помещений, отсутствие перспектив реконструкции);

- отдельно стоящий корпус («+» здание экономично, не мешает освещению, «-« необходимо возведение утепленной галереи (обычно надземной длинной 12 м), отдаленность от производства)

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации