Шпора по социальной инженерии - файл n1.doc

приобрести
Шпора по социальной инженерии
скачать (252.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc253kb.24.08.2012 01:41скачать

n1.doc

1. Термин введен Паундом Си - особая деятельность, ориентир-ная на целенаправленное изменение и регул-ние разных орг-ных структур (соц институтов, формальных орг). Поппер-СИ- деятельность по проектированию новых соц институтов, и по перестройке и управлению уже существующих соц институтов путем частичных, постепенных реформ и изменений. Признаки СИ: 1 организационные структуры, создаваемые в процессе СИрной деят-сти, призваны регулировать чел-кое повед и осуществлять контроль за ним->СИ - вид управлен деят-ти, осуществляемой СЦами и др спецами совместно с руковод-ми предприятий, орг-ций. 2. СИая деят реализуется при помощи спец средств, методов, технологий, создаваемых и испол-х для решения соц проблем, адаптации соц групп и институтов к изменяющимся условиям, внедрения соц новшеств. Си - область знаний и практических действий ориентированых на создание и обслуживание соц систем. СИ —комплекс теорий, к-рые основаны на переносе в соц область и использовании инженерных терминов, применяемых в технической области.Си – направление СЦ к-рое увеличивает диапазон ее функций, и, кроме методического обеспечения исслед-ской деятельности, служит для создания способов непосред-го обеспечения преобразующей упр-кой практики.СИ ознакамливает нас с порядком подготовки проектов, програм, алгоритмов решения организационных проблем в соц сферах, для этого изучаются СИные способы оптимизации функц-ния соц групп, создание мотивации относительно их эффективной деят-ти за счет выявления преспектив и возможностей.СИ не равно СЦ, т.к. СЦ анализирует фиксирует реальное состояние, а СИ на базе знания о реальном состоянии строит и создает.

2. СИ как профессия возникла не давно, позже на этой базе возникла наука. СИ как сфера научно-практической деятельности приобретает широкое распространение в Укр.В совр Укр. постепенно формируется проф деятельность спецов СИ. СИ приобретает большую глубину и содержание, появляются новые направления, к-рые требуют наличия спецов. Популярностью пользуются управленческое консультирование, технологическая и инженерно-конструкторская деят, СИный анализ соц систем. Интерес к СИной проблематике обусловлен - необходимостью науч обеспечения и осмысления происходящих в общ-ве радикальных изменений, потребностями широкого круга руковод-лей, спецов-практиков в принятии научно обоснованных упр-ких решений. Внимание к СИ вызвано стремлением многих ученых дать ответ на вызовы практики переустройства сначала советского, а затем постсоветского укр.-го общ-ва. Актуальность СИ возрастает особенно для решения задач гос строительства и реформирования, построения мировых сообществ и глобального общ-ва. Но отсутствие в стране проф-х СИв, значительно отодвигает Укр от состояния устойчивого развития и приближает к опасной черте, за к-рой может последовать утрата стабильности, нацбезоп и суверенитета страны, т. К. проводимые реформы проводятся госчиновниками без применения науч методов соц наук.Укр нужны спецы способные выявить и направить в оптимальное русло созидательный потенциал разных соц групп. Многие соц системы в укр общ-ве ущербны, СИеры смогли бы оптимизировать эти системы: чтоб они были комфортны для участников и перспективны для их развития. СИ актуальна, т.к ее спецы способны выявить возможности соц систем и показать пути правильного выхода.

3. СИ как профессия возникла не давно, позже на этой базе возникла наука. В Укр. постепенно формируется проф деятельность спецов СИ. СИ приобретает глубину и содержание, появляються новые направления, к-рые требуют наличия таких спецов. СИ деятельность предусматр-ет, что такой спец должен совмещать в себе одноврем качества СЦ и инженера. Как Сц-х - обязан уметь аналіз-ать и объяснять разные соц явления и процессы, use принципы и методы анализа, обработки и обобщения данных СЦких исслед разрабатывать програмно-методическое обеспечение исслед-кого процесса, организовывать деятельность СЦ службы. Как инженер – владеть инжен.-ми методами мышления и деятельности, т.е. наличие у него изобретательности, спец знаний в отрасли инженерной деятельности, широкой специализации умение проводить анализ и принимать решение в условиях неопределенной, знания технологии производства, умение передавать инфо о полученых результ. К.Поппер профес-ное кредо– общ-ву нужны спецы, способные обнаружить и направить в оптимал русло созидательный потенциал разных соц групп.

Сц-анализрует и фуксирует реальное состояние, т.е. это понимание что происходит. На базе этого знания Сц-х может перейти на уровень СИ, т.е строить и создавать. Си=сцлох+инженер. СИнер прежде Вего СЦлох с немного др мозгами. Его интересуют ВОЗМОЖНОСТИ объекта.СИнер должен анализировать соц систему,должен занть возможности ее и какие есть тенденции.

4. СИ деятельность предусматр-ет, что такой спец должен совмещать в себе одноврем качества СЦ и инженера. Как Сц-х - обязан уметь аналіз-ать и объяснять разные соц явления и процессы, use принципы и методы анализа, обработки и обобщения данных СЦких исслед разрабатывать програмно-методическое обеспечение исслед-кого процесса, организовывать деятельность СЦ службы. Как инженер – владеть инжен.-ми методами мышления и деятельности, т.е. наличие у него изобретательности, спец знаний в отрасли инженерной деятельности, широкой специализации умение проводить анализ и принимать решение в условиях неопределенной, знания технологии производства, умение передавать инфо о полученых результ.//Инженерия-создание исскуственых О-ктов, а СИ – создание и видоизменение соц. В СЦ начали применять СИй поход, чтоб узнать, что делать с соц системами. Сц - анал и фикс реальное состояние, т.е. это понимание, что происходит. На базе этого знания Сц-х может перейти на уровень СИ, т.е строить и создавать.Си=сцлох+инженер. СИнер прежде всего СЦлох с немного др мозгами. Его интересуют ВОЗМОЖНОСТИ об-кта. СИнер должен анал соц систему, знать возмож ее и какие есть тенденции.Признаки СИ: 1 организационные структуры, создаваемые в процессе СИрной деят-сти, призваны регул-вать чел-кое повед и осуществлять контроль за ним 2. СИая деят реализуется при помощи спец средств, методов, технологий, создаваемых и испол-х для решения соц проблем, адаптации соц групп и институтов к изменяющимся условиям, внедрения соц новшеств. СИ –комплекса теорий, к-рые основаны на переносе в соц область и use-ния инженер-х терминов в соц области.


5. СИ- область знания о науч и практ-кой деят-сти для оптимизации соц.систем.Предмет СИ- формы управленческой деят-сти о науч организации управления соц системы.Это механизмы, процессы создания оптимальных систем.Как одна из форм соц.управл. Предм. область определяется по 2 основаниям: 1. По хар-ру об-кта LVL: -институциональный (изучение, проектирование и обслуж-ние соц инстит-в); - организационный (деятельность по науч управлению формальными или нефор орг-ями); - групповой (изучение и проектирование групповых отношений); - личностный –(регуляция через систему соц. повед личн). 2. средства и подходы LVL: * СИе исслед -анализ состояния системы и ее конструктивных возможностей;* инженерное конструирование соц. Системы- проектирование, планирование возможных состояний; * инженерное обслуживание соц. Системы(консультирование); *СИая реализация проектов. Специфика предметной обл. с.и. проявляется в ее нормативном хар-ре, в сфере должного состояния, развития. СИер ориентирован не токо на изучение сущностных хар-тик, а на выявление конструктивных возможностей, возможных преобразований.СИнер разрабатывает и использует средства нормативной регуляции.Хар-ки предмет. Обл.: 1. ориентация на диагностику и оптимизацию соц систем. 2. ориентация на применение науч методов и средств СИ. 3. наличие нормативной регуляции на перспективу. 4. внутренняя дифференциация.//Принципы СИ. 1. пр-п прямого участия СИра в решении соц. Задач (помощь в реализации проекта). 2. непрерывности СИго сопровождения, коррекции (разрабатывается проект, программа проекта). 3. технологизации СИ деят-сти (деят-сть распределяется на операции и процедуры).


6. СИ может изучать: институты, орг-ции, группы, личн. Возможности:- Увидеть проблему- Создать систему нормативов, условия.//Необх-мо, чтобы чел увидел проблему и дальше ее решить.Необх-мо предложить систему, края способна решить проблему. Необх-им метод поэтапных изменений соц. системы.//Возможности ограничиваются из-за: - Недостаточной теор разработки- Инструментария//Требования к СИ:1) Целенаправ-е изменения и преобраз-я должны носить локальный поэтапный хар-р.2) Новые соц..системы или проведение изменений возможны лиш при условии созревания культурных предпосылок.3) При осуществлении преобразований соц..систем надо учитывать ментальность людей.4) Цели, преследуемые инициаторами соц..реформ и изменений, д/б обоснованы и скорректированны в 2 отношениях:*В отношении средств реализации (ценности, нормы, образцы) – обосновать с т. Зр. их реализуемости.* В отн возможных последствий – последствия реализации преобразовательных целей и задач.5) То, что приводит к разрушению соц..системы, не м/б предметом целеполагания, иначе подобные действия становятся орудием соц..манипуляций.


7. Напр-ния(СИе исслед-ия, Проектно-конструкторс, Организационно-технологическое, Консультативно-управленчес) представляют собой тот род деятельности и услуг, к-рый получил название инжиниринга. Соц инжиниринг как комплекс услуг, оказываемых на коммерческих основах, по исслед-ю, проектированию и обслуж-нию новых соц об-ктов. Каждое направл СИной деят-сти связано с упр-ем и имеет особенности:

1)СИе исслед-ия (анализ соц.систем). Задача – выявить потенциал, возможности соц.системы (в отличие от СЦга). Это разновид. прикладних СЦ.иссл-й. Направлены на решение практических соц..проблем, проблем упр-ния. СЦ.иссл-я – раскрыть сущность явлений. СИ иссл-я – описать возможности, хар-ки соц..систем с т.зр. их практического использования.Иследов-кие задачи:- Описание реального состояния об-кта- Выявление соц..проблем- Постановка соц..диагноза- Опред-ние конструктивных свойств и параметров соц..объекта- Опред-е путей их практич-го использ.- Опред-ие путей и форм реализации соц.проекта и появление соц..новшеств. 2) Проектно-конструкторское напр (проектирование и разработка инструментария ) – проектирование новых соц..объектов (соц.систем) и их состояний. Задача – разработать систему или процесс, обеспечивающий возникновение оптимальной системы.соц.пректирование непосред-но включено в систему упр на стадии разработки решения.3) Организационно-технологическое (орг-ция внедрения соц..технологий). –деятельность по реализации проектов и технологий. (орг-ция процесса запуска механизма). 4) Консультативно-управленческое (СИнер включен в систему упр-я и несет ответственность за принятые решения). –распространенная форма СИой деятельности. Предполагает комплекс услуг: диагностика, консультирование, планирование и внедрение соц..технологий.

8. СУ –деятельность по сознательному воздействию на соц..системы и процессы с целью их упорядочивания, сохранения или оптимизации. СИ – призвана создавать и изменять соц..системы, корректировать их.СИ –разноплановая деят-сть, направл-ая на сохр-ние и воспр-тво оптимизированных соц..систем.Соц инжиниринг --комплекс услуг, оказываемых на коммерческих основах, по исслед-ю, проектированию и обслуж-нию новых соц об-ктов.Инжиниринг –часть системы упр-ния. СИная деят-сть направлена на решение проблем упр-ния. В систему СУ включено соц проектирование (на стадии разработки решения)

Функции СУ:1) Планирование, проектирование2) Орг-ция, упорядочивание3) Координация и контроль качества//Функ СИ:1) Опред-е функц-ных возможностей системы2) Планирование, орг-ация связей3) Варианты оптимизации (система оптимальна, когда есть возможность удовлетворить потребности.4) Сопровождение и координация системы 5) Опр-ние степени оптимальности новой системы.//СИ выступает 1 из способов соединения науки и практики в рамках СУ.СИ направлена на решение практических соц..проблем.//Разные мнения-Си в СУ,!Су в си!,су=си,су не=си,су*си//СИ - комплекс практически ориентир-ных знаний в обл. упр. соц структурами и процессами, развивающийся по направл-ям: 1. Строительство соц институтов(гос строительство, реорганизация системы высшего обр («социетальный» блок); 2. Региональное строительство (региональный); 3. Формирование местных сообществ (муниципальный); 4. Строительство орг-ций;5. Формир-е целевых групп и команд («групповая» инженерия).


9. С.и. –обл. знаний и практич. действий, ориентир-ных на создание и обслуж-ние соц систем. С.и. ориентир-на на работу с соц. системами - ее отлич.черта. СИе исслед (СИый анализ) -особій вид прикладных соц (СЦких) исслед-ий, направленых на решение практических соц проблем.СИисл – стремяться описать и объяснить конструкт возиожности,хар-тики соц систем,ст.зр.их практич испол-ия. Инженерные исслед-ия хар-ются прагматической ориентацией и интерпретацией соц объектов в отличие от исслед-й фундаментального типа. Они призваны обеспечить процесс создания и реализации соц проектов, и должны включать нормативные аспекты: понятия науки переводятся в них на язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих поведение людей по целенаправ-му изменению соц об-ктов. Примеры СИ ислед-й -диагностические, проективные и инновационные исслед соц систем. Им соответствуют типы исследов-ких задач: 1) описание реального состояния соц об-кта, выявление его противоречий и проблем и постановка диагноза; 2) определение конструктивных свойств и параметров соц объекта и возможных путей их практич. Испол-ния; 3) опред-ние путей и форм реализации соц проектов и внедрения новшеств. Для реализации задач применяются методы инженерного анализа и моделирования соцобъектов. Содержан СИдеят конкрет-ется с помощью процедур: обоснование проблемы и хар-тика пробл-й ситуации,формул-ие целей и задач исслед, построение модели соц объекта, эмпирическая проверка принятых гипотез и допущений на основе обобщения и анализа полученных данных, уточнение и оптимизация модели, представление и выдача практических рекомендаций.

10. Как разновид-ть СИдеят непосред-но вкл. в систему упр-я. Осуществляется на стадии подготовки упр-ких решений и выступает в форме соц проектов, прог, планов и технологий. Задача – создание качественно новых и изменение уже существующих систем и явлений. ИКД представляет научно-практическую д-сть, связанную с построением новых объектов, включает разработку не токо проектов, но и средств их практической реализации (соц технологий).По своему интеллект-му содержанию ИКД близка к научному творчеству. Инженер-конструктор должен обладать богатым воображением и фантазией, гибкостью и вариативностью мышления, развитым эстетическим вкусом, склонностью к новаторству. Основные функции соц конструирования и проектирования: 1. Экономическая – осуществляется с помощью создания качественно нового продукта, к-рый отличается от всех товаров.2.Эстетическая – создание эстетической привлекательности соц конструкций, посыл к чувству прекрасного. 3.Морально- этическая – гуманизация соц отрасли, предотвращение соцконфликтов.

11. Охватывает процесс реализации соц проектов и технологий, внедрения соц новшеств. Спецов, работающих в этой сфере, называют соц технологами. Между соц конструкторами (проектировщиками) и соц технологами есть четкое разделение функций. Конст-ры создают соц проекты и технологии и подготавливают методические средства, связанные с их реализацией, !Технол.-организуют и обеспечивают процесс их внедрения. Соцтехнологи могут участвовать в создании соц технологий и выработке практ-х рекомендаций по их внедрению. Но их задача- вдохнуть жизнь в соц проекты, реализовать их на практике. Соц технологи выступают в качестве осн. Пользов-лей созданных инженерами-конструкторами проектных и технологических средств. Но чтобы пользоваться этими средствами, они должны обладать достаточно высокой квалификацией и обширными науч. знаниями. Технолог должен иметь навыки организационного и делового общения. От соц тех-лога требуется умение следовать образцам, предписываемым технологическими стандартами, соблюдать технологическую дисциплину. Соцтехнологи — самый многочисленный отряд спецов, работающих в СИ. До недавнего времени - заводские СЦги и психологи, испол-щие средства и методы СИ. Наряду с ними СИдеят занимались спецы кадровых служб и подразделений орг.

12. Самой распространеная форма СИдеят. Квалификация консультанта требует всесторонней подготовки. Консультирование предполагает комплекс услуг по диагностике, проектированию, планированию и внедрению соц технологий. Включает элементы инженерно-исслед-ской, проектно-конструкторской и организационно-технологической деят-сти. Услуги консультантов предоставляются на договорной, коммерческой основе. Управленческое консультирование, как форма СИдеят, приобретает в укр более широкие масштабы. Кол-тво консультативных фирм и центров увеличивается. Растет и разнообразие оказываемых ими услуг. Все это обуславливает необходимость более качественной подготовки спецов по упр-кому консул-ию. Спецы д/б с качествами- *способность к анализу,*умение общаться с людьми*высокие личн-е и моральные качества.Они должны знать основы менеджмента, маркетинга, организационного проектирования, хозяйственного учета, психологии и СЦи упр-ния, предпринимательства и финансовых операций, игровые методы в консультировании.

13.Истоки С.И. следует искать в утопическом(Платон, Т.Мор, Т.Кампанелла, Фурье,Сен-Симон)и реформистском инженеризме(Дидро,Вольтер,Руссо,Монтескье).Утоп-ский инженеризм исходит из необходимости и возможности радикального переустройства об-ва путем активного вмешательства. 2 образца утоп инж: Платон (статический вариант, сохранение старых устоев общ-ва или возврат к ним) и Маркс (динамический вариант с полным преобразованием основ общ-ва). Утоп инж-рия, основ-ющаяся на всевластии гос-ва, ведёт чела к бедствиям. Марксистский коммунизм —страшный пример попыток установить царствие Божие на земле. Радикал.вмешательство предполагает уничтожение старых институтов и создание новых,массовые репрессии.Невозможно,т.к.нет соц почвы-слишком большой отрыв от реального положения-люди все равно будут воспр-дить то,к чему привыкли,что заложено.//Платон предлагает план преобразования об-ва и создания идеального гос-ва.Исходит из понимания покоя как блага,изменение-зло.Фиксирует истор тенденцию вырождения чела.Общ-во деградирует:1)в начале было идеальное об-во, «Золотой Век»,2)на смену пришла тимократия(власть благородных воинов),3)олигархия(вл благородных семей),4)демократия(беззаконие и произвол),5)тирания.Остановить деградацию может лишь переустройство об-ва на основе разумно составленного плана(программы). В ид.об-ве 3 класса:правители,воины,работники.Надо обучение правителей,экон воздержание.Женщины и дети общие. Правящий класс превосходит физически и духовно.Учения раннего христианства-проповеди равенства,братства.Эпоха феодализма-соц мотивы в ересях апостольских братьев.Евангелистское устройство выше сословий.Также призывали вернуться к прошлому.// Т.Мор,Кампанелла,Фурье,Оуэн,Сен-Симон.В19 в. //Утопичкой СИ” Поппер противопостав-ет частичную СИ, СИ частных решений, или технология постепенных соц преобразований. Частная СИ — синоним демократ-го переустройства общ-ва,позволяет проводить преобразования без применения насилия, т. е. использовать разум в политике . Это рациональный путь, и он возможен токо при наличии демократ-х учреждений. Создание институтов демократ-го контроля над правительством - гарантия уничтожения эксплуатации.Результ-ы постепенных преобраз-ний не поражают воображение, но они реальны, прочны и не влекут потрясений.Реформ.инж.-пафос всесилия Разума и Прогресса.Разум находит себя в радикал. преобразовании и улучшении челской жизни.Р.-это цель. Эмпирицистские концепции Разума(Бекон,Локк,Юм).-Р.-это технический инструмент,кот.может контролировать природу и об-во. Рационалисты (Декарт,Лейбниц, Спиноза)- Р.- воплощение человеч.способности к анализу,рефлексии.Насколько мы разумны,таков и общ-ве порядок.Авторит.режимы берут эту концепцию для оправдания.Реф.инж.знаменательна идеей разумного переустройства об-ва,кот.возможно в силу разумности его членов.Также на возн.СИ повлияло развитие прикладных исслед.появление соц.статистики.В 19в. Заканчивается философ. период существования СЦ и начинается научный-переход к практике.Осн. направления эмп.соц.науки в 19 в.:1.Политич.арифметика Пети и Граунта.2.Соц.физика Кетле.3.Соц гигиена4.Моральная статистика Пери,Шатлуорта.6.Социография(Школа Ле Пле).

14. Платон, Т.Мор, Т.Кампанелла, Фурье,Оуэн,Сен-Симон УИ исходит из необходимости и возможности радикал-го переустр-ва об-ва путем активного вмешательства. 2 образца УИ: Платон (статический вариант, сохран старых устоев общ-ва или возврат к ним) и Маркс (динамический вариант с полным преобразованием основ общ-ва). УИ, основ-ющаяся на всевластии гос-ва, ведёт чела к бедствиям. Марксистский коммунизм —страшный пример попыток установить царствие Божие на земле. Ут. СИ ориент-тся на радикал общ-ные преобразования, полное упразднение несправед-сти. Это нереально. Попытки установить рай на земле —обращение к эмоциям, а не к разуму. Полная перестройка отношений не приведёт к хорошо работающей соц системе . УИ требует концентрации власти в руках немногих и ведёт к диктатуре.Ненаучная основа не лишает УИ силы убеждения, она легко находит приверженцев, и это делает её особо опасной.Радик.вмешательство предполагает уничтожение старых институтов и создание новых,массовые репрессии.Невозможно,т.к.нет соц почвы-слишком большой отрыв от реального положения-люди все равно будут воспр-дить то,к чему привыкли,что заложено.Платон предлагает план преобразования об-ва и создания идеального гос-ва.Исходит из понимания покоя как блага,изменение-зло.Фиксирует истор тенденцию вырождения чела.Об-тво деградирует:1)в начале было идеальное об-во, «Золотой Век»,2)тимократия(власть благородных воинов),3)олигархия(вл благородных семей),4)демократия(беззаконие и произвол),5)тирания.Остановить деградацию может лишь переустройство об-ва на основе разумно составленного плана(программы). В ид.об-ве 3 класса:правители,воины,работники.Надо обучение правителей,экон воздержание. Правящий класс превосходит физически и духовно.Учения раннего христианства-проповеди равенства,братства.Т.Мор,Кампанелла,Фурье,Оуэн,Сен-Симон.В19 в.
15. Всесилие разума и прогресса. Разум способен воплотить себя не токо в форме науки, но и находит себя в радикал. преобраз-и и улучшении чел жизни.Разум- не данность, а цель, к к-рой должен стремиться каждый чел.Р- выступает полезным техническим инструментом, обогащением научного знания, способность контролировать природу и общ-во. Р- способностьчела к Анадиру и рефлекси. Соц порядок такой, потомучто мі розумні в такой степени. Наскоко мы разумны на стоко у нас и порядок. Прогресс- переход от незрелости к зрелости.Люди создают об-во.Беккер, Юнг, Локк. Империцистское направление в СИ провозглашает «право» научного разума (манипулирование).Рационалисты Декарт, Спиноза писали о воплощении чел-ких способностей к анализу и рефлексии.Основой соцо порядка выступает разум.Реформаторская инженерия- занимательная идея разумного переустройства общ-ва,к-рое возможно в силу разумности его членов. Если в утопич инженеризме развивались лишь утопические идеи т.е. то как д/б, а в рефор инж-и предлагаются уже способы реализации этих идей, это 1е шаги к практической деят-ти. Утоп инж-зм был против прогресса, считая его злом, то реформисты, наоборот выступали за прогресс и разум.

16. В Европе 17-18в. наблюдается развитие СЦх исследований, развивается статистика.ФРАНЦИЯ: развивается техника массовых стат опросов.АНГЛИЯ: полит.арифметика.Начало 19в. Заканчивается филос. период существования инж-и и начинается новый науч период.Осуществляется переход от идеи к практике.19в. Смена теорет-ого на практический статус науки.Конструктивизм- каждый конструирует свою реальность.Паунд в 20е г. 20ст. в научный оборот вводит термин «СИ».Направления экспериментальной науки:1.Пол арифметика ПЕТИИ, ГРАУНТ2.соц физика КЕТТЛЕ3. соц гигиена –КЕЙ ШАТЛУОРТСАНИТАРНЫЕ УСЛОВИЯ БЫТА И ТРУДА чадрик, ВИЛЛЕРМЕ4. моральная статистика – сбор и анализ кол-ных данных о различных хар-ках слоев населения, с целью разработки решений в области соц.политики и соц.управления.5.СОЦИОГРАФИЯ ЛЕ ПЛЕМонографическое описание отношений с опорой на статистику и наблюдение для анализа соц.объекта в динамике.//19 в. закладывает организационную методологическую основу прикладной СЦ как ступени возникновения СИ.1Е ЭКСПЕРИМ-НЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ: БОЛДОН, ОУЕН, ТЕЙЛОР.//ЭТАПЫ:1. технико-орг-ное перевооружение производ-ва; внедрили хронометраж; вводят новые методы и приемы; вводят систему координации и планирования2. приводят в соответствие с запросами внешний вид зданий.3. стоят жилые дома для рабочих; изменили авторитарный стиль рук-тва на патерналистический. В резул чего увеличилась эффективность и рентабельность.//Тейлор предлагает 4 принципа упр-ния персоналом:- проф отбор, - проф обучение, - рациональная расстановка кадров, - сотрудничество администрации и рабочих(система отношений). Вводит гибкую штрафную систему, дифференц-нную опалату труда, сбор и анализ инфо о работниках.Развитие СИ в 19в. Хаар-тся: 1. переход от идей к практике 2. ориентация СИ на решение конкретный задач по оптимизации соц. систем.


17. Платон хотел создать идеальное общ-во. К.Поппер назвал этот период утоп-кой инж-рией. Были представления об идеале, но не было предложений как именно это сделать. Реформистская инж-рия развивала идею разума, к к-рому должны стремиться все члены общ-ва. В этот период в1 начинаются выдвигаться идеи как это сделать. В 17-18вв. в Европе наблюдается развитие СЦих исслед, развивается статистика. Осуществляется переход от идеи к практике. Развитие СИ в 19в. Хар-тся: 1. переход от идей к практике 2. ориентация СИ на решение конкретный задач по оптимизации соц. систем.В 1922 г. Р. Паунд ввел термин. Инженерное направл-е зародилось и получило широкое развитие в США. Как профессия СИ возникла в сер. 60г 20 в. В США открываются универы и, колледжи, курсы СИов. Спецов готовили на основе антропологии и психологии. Парсонс- СИ успешно развивается не в те периоды, когда наблюдается непосред-ное приложение теор-х принципов чистой, академической, науки в сфере клинической практики, а когда прикладная область развивается за счет собственных теоретико-методологических инноваций.В 70х г СИ оформляется как учеб дисцип-а, развивающаяся на стыке прикладной СЦи, соц. Психологии и теории упр-ния. Далее соц аспект усиливается. В СССР появляются 1ые курсы по СИ в сер. 80х на кафедре психологии и СЦ. Термин употреблялся для критики буржуазии и зап СЦ. В России СИ также разрабатывалась, но долгое время находилась в тени идеолог-х стереотипов. В 80е г полноценное раскрытие – на предприятиях формир исслед-кие группы, орг-вались масштабные иссл-кие проекты, но к началу 90х в резул коренных преобразований в структуре и содержании производ системы всё на нет. В наши дни интерес к СИ начинает возрастать вновь.

18. Си —новая обл знаний. В 70 г-ы СИ оформляется как учеб дисц, развивающаяся на стыке приклад СЦ, соц психологии и теории упр-ения. С расширением практ.сферы применения СИй деят-ти усиливается ее СЦ ориентация.В России системат-ие курсы по СИ появляются в1в кон 80 г на кафедрах и факах СЦ и психологии. Отдел, направ-я СИ разраба-ются спецами по СЦ труда, орг-ции и упр-ния. Аналогичные курсы появляются и в др вузах. Многие кафедры обществ-х наук преобразуются в каф. СИ деят-ти и соц технологий. СИер обязан знать основы упр-кого консультирования, организационного проектирования, анализа упр-ских ситуаций, СЦ и психологии менеджмента. По мере развития СИ постепенно складывается разделение труда - 4 направления: СИ исслед-я (инженерный анализ соц систем), проектно-конструкторская, организационно-технологическая и консультативно-упр-кая деятельность. // Отеч СИ разрабатывалась,но долгое время находилась в тени идеолог стереотипов. В 80-е г СИ - период полноценного раскрытия – на предприятиях формировались иссл-кие группы, орг-вались масштабные исслед-кие проекты, но к нач 90 в резул коренных преобразований в структуре и содержании производ системы всё на нет. Счас интерес к СИначинает возрастать. С установлением работающих правил, отчетливых принципов экон и полотношений потреб-ть в спецах подобного уровня возрастает.
19 СИ направ-е получило более лучшее развитие, чем на западе,т.к. в СССр применяли СИ много и маштабно. СИая мысль была оч популярна после 2 мир войны в социалист-х странах. Идея составления программы взята на вооружение технократическим руководством. В соц сфере создана хорошая среда для созревания СИдеят. В 1945г-х Россия производит смелые и успешные эксперементы в СИ. 1й эксперемент – военный коммунизм, на смену ему НЭП(нов экон политика). Пятилетние планы предлагали для развития соц системы – тож эксп-нт. В 20-е годы полоса частичных СИ эксперементов по орг-ции труда и упр.Много локальных эксперем-ов – движение НОТ(научн орг-я труда)на отдел предприятих. В нач 20х проблемой орг-ци труда и упр занимались свыше 10 ислед-х институтов, на предприятиях существовали более 100 первичных ячеек НОТ(люди внеурочно изобретали). Было создано 60 монографий по НОТовкой проблематике. В 20-30г – 20 журналов публикуют статьи о упр-нии и орг-ции производства, основаны они на резул исслед и эксперементов.В 20е г сформирова-сь теоретические позиции научных школ в т.ч. СИ. Научные центры в москве,Ленинграде,Казань. Гастьев –провозглашает дисциплину «Социотехника» - ориентирована на внедрение инновац-х мероприятий и эфект-х практических рекомендаций. Призывает создать новую науку об орг-ции труда на стыке соц и естеств наук.Предлагает заменить старую теор СЦ на прикладную СИ, расматривать реальные потребноти произв-тва.//Витке – в СИ д/б 2 раздела:1науч орг-я произв-ного процеса(теор основа-физиология и психология)2науч орг-я упр-я (теор база – соц психология). Появление СИ – резул науч изысканий,возможностей и стремлений науч ученых преобразовать соц реальность.

20. Термин «Си» был введен1922 г. Р. Паундом в «Введение в философию права». В отеч лит-ре появляется в нач 70х г в работах по критике запад СЦ. Его окончательное признание в сер 80 г. В работах отеч. Исслед-ей испол-ся термин «СИая деятельность». СИ- деятельность, ориентир-ой на целенаправ-ое изменение и регулир-е разных орг-ных структур ( социнститутов, формальных орг). Поппер: Си - деятельность по проектированию новых соц институтов, по перестройке и управлению уже сущест-их соц институтами путем частичных, постепенных реформ и изменений. В большинстве определений СИ указывается на 2 признака: 1) орг-ционные структуры, создаваемые в процессе СИ деят-ти, призваны регулировать чел-е поведение и осуществлять контроль за ним. Отсюда,СИ-вид упр-кой деят-ти.2) СИДея реализуется при помощи спец средств, методов, технологий, создаваемых и используемых для решения соц проблем, адаптации соц групп и институтов к изменяющимся условиям. Некоторые авторы предлагают отказаться от понятия «СИ» т.к.в концепциях СИ стремление буржуазных идеологов замаскировать частичные изменения в обще-нной жизни при сохран-и капиталист-го строя в целом. Чтобы исключить идеолог-ю интерпретацию понятия предлагается заменить его « соц технологией». Но єто не решает проблему. СИ - обобщенное название комплекса теорий, к-рые основаны на переносе в соц обл и использовании инженер терминов, применяемых в технич. области. «СТ» отличается по смыслу от понятия «СИ». Термин « технология» хар-зует способы воздействия на предмет к-либо деят-сти, предполагает алгоритмизацию самой д-ности, ее расчленение на отдел. процедуры и операции. Понятие « СИ» -символически обобщенной формой выражения инженерного подхода в соцобласти. Его конкретное содержание обусловлено во многом спецификой самой инженерной д-ности.

21 СТ – алгоритмизированный способ орг-ции деят-сти людей, направ-ный на формирования новых образцов их соц поведения.

СТ (Данакин, Иванов, Никредин) – негласное признание права социума самостоя вырабат-ать способы собственной жизнедеят-ти в виде СТ. Сутність поняття СТ:1СТ- спосіб здійснення людської діяльності по досягненню суспільно значимих цілей2) Сутність способу в поопераційному здійсненні діял-ті.3) Операції розробляються попередньо, свідомо і планомірно.4) Розробка проводиться на основі і з використ-ям наук.знань та передового досвіду.5) Враховується специфіка галузі.6) СТ виступає в 2 формах: як проект (що містить процедури й операції), і як сама діяльність, побудована відповідно до цього проекту.7) СТ - елемент людської культури і виникає шляхами: "виростає" у соціокульт-му середовищі еволюційно чи будується за його законамии як штучне утворення, функція якого поєднання науки і практики.Технологія – модель діяльності, де підсистемами виступають етапи та процедури, а елементами – операції. СТ забезпечує дії всього механізму соц упр-ня. В ній реалізується переведення об-вних законів у механізм соц упр-ня, тобто «переклад» абстрактної мови науки, що відображає об'єктивні закони розвитку сусп-ва, на конкретну мову рішень, нормативів, розпоряджень, які стимулюють діял-ть людей по досягненню цілей.СТ не применшує упр-кої ініціативи і творчості людей, її завдання — надати орг-ції всієї діяльності усвідомленого, науково обґрунтованого хар-ру. /// Некоторые авторы - авт сисмы это соц технологии, но это не так. Авт сисмы можно рассмат-ть как средства для соц изменений. Хар-ка авт-них систем упр: Ефективне упр-ня неможливе без використання совр. програмних засобів, т.к зростають розміри проектів, частота їх виконання, обсяги інфо. 1і проги для упр-ня проектами на поч60х р. В основу цих систем покладені алгоритми сіткового планування і розрахунку параметрів проекту у часі. Пізніше в системи додані можливості ресурсного і бюджетного план-ня, засоби контролю за ходом виконання проекту.Авт-ні системи упр-структурні елементи:*засоби для календарно-сіткового план-ня;*з. для вирішення окремих завдань (розробка бюджетів, аналіз ризиків, упр-ня часом);*з. для спрощення і обмеження доступу до проектних даних;*з. для орг-ції комунікацій;*з. для інтеграції з др прикладними прогами.Счас на ринку представлена значна кол-тво універсал. програмних пакетів для компов, які автоматизують функції план-ня і контролю проекту.В авт-ній системі модель упр-ня будується на основі елементів:-структури робіт;-стр-ри ресурсів;-матриці призначення ресурсів на роботи.
22. Соц т-гия —совок методов и приёмов, позволяющих добиваться резул-в в задачах взаимодействия между людьми.По жизни все используют соц технологии, но такое испол-вание носит стихийный хар-р. Планы на жизнь, жизн-е стратегии - тоже технологии, к-рые передаются от поколения к пок. В процессе сжатия времени технологии устаревают и появляется объективная необходимость разработки научнообоснованных технологий.СТ-негласное признание права социума самостоя вырабатывать способы собствен­ной жизнедея-и в виде соц технологий, в т. Ч. на основе осмысления резул науч-х исслед-й и достижений СЦкой науки за счет постановки и осознания новых целей. СТ не всегда разрабатыва­ются профес-ными СЦгами и могут пред­лагаться широким кругом спецов. СТ -способ повышения качества и эффект-ти проф-ной деят-сти. Пример внедрение форм орг труда, как "кружки качества", в 90-х г - малого бизне­са. Авторами соц новаций выступают управленцы, экономисты и дрспецы, усвоившие достижения CЦгии и на­шедшие адекватные поставленным целям практич-е способы воплощения этих идей. Новые науч открытия, смена науч парадигм приводят к изменениям в подходе к решению соцпроблем. // В жизни есть место нововв-ниям – целенапр-е изменение, крое вносит в среду внедрения новые относительно стабильные элементы.Соц технологии также выступают в качестве нововведений.Нововведение, как деятельность, 1 из социотехнологических аспектов жизнедеятельности чела. Ж планы- хар-р взаимоотн чел со своим будущ. – средства осуществл жизн.целей,их конкретиз в хронологич и содеожателм аспектах,они определ порядок действий, необход для реализ жизн. целей как основн ориентир жизн. пути в будущем. Жизн. цель –предметн и хронологич граница «актуальн» будущ, непосредств связан с заботами и пробл настоящего.


23. Стратегия жизни – повторяемое поведение индивида, к-рое основано на моделях преодоления, приспособления или избегания препятствий, возникающих при достижении поставленных целей. ЖС –реализация личности в разных жизненных условиях, её способность объединения своей индивидуальности с уровнем жизни.ЖС –динамическая система социокультурных представлений личности о собственной жизни, к-рая ориентирует и направляет её в течении длительного времени. Этапы формирования ж.с. : 1) выбор осн. образа жизни, определение его глав. целей и этапов достижения; 2) решение жизненных противоречий; 3) период творчества и создания ценностей своей жизни; 4) преобладает прагматический подход. Независимость от семьи, общ-тва//Компоненты ЖС: 1. смысл жизни, 2. жизненные ценности и нормы, 3. жизн-е цели, 4. образ жизни.Классиф-ции ж.с. По мере включ-ти чела в социум, его активность, направленность интересов: 1. люди с гармоническим, или инициативно–продуктивным типом жизнетворчества, 2. технократичный, или карьеристский, 3. традиционный потребительский.По активности поведения населений страны(оценка челом неблагоприятной ситуации и выбор соответсвующих путей его преодоления): 1. активная, 2. приспособительская, 3. ускользающая. По опред. институциональным признакам: 1. стратегия жизненного благополучия, 2. стратегия жизн успеха, 3. стратегия самореализации.

.


24. СИ д-ть – планирование, проектирование или программирование процесса достижения вариантов будущего. СИ д-ть этапы: 1.организация СИ д-ти, востребованной для данной конкретной ситуации. 2.осуществление соц.проектирования. 3. выработка соц.технологии для претворения в жизнь соц.проекта, испол-ние ее в интересах достижения цели осуществляемой СИ д-ти.// Назначение СИ: 1)определить настоящие и будущие тенденции развития соц.систем; 2) опред-ть возможности системы удовлетворять население; 3)определ реальные и потенц-ые соц.потребности. Прогноз - важный компонент контроля за резул-ом вмешательства. Прогноз –высказывание о неизвестном ранее, но реально возможном состоянии. Может испол-ться как инструмент СИ, поэтому является частью соц.технологии. В итоге само прогн-ние может стать соц.технологией. Прог-ние в СИ предполагает не токо разработку прогноза, но и пути достижения цели. Мы можем выполнить оценку хода событий и определить возможные последствия вмешательства. Существует 2 т. зр. на соотношение прогноза и СИ д-ти. В 1й теории прогнозирование является независимой сферой функ-я, как и СИ д-ть; во второй – прогноз-ние- составляющая часть СИ д-ти. Вопрос до сих п остается дискуссивным в науч сфере.


25. Завдання прогнозування в соціоінженерній діяльності

Прогноз - вероятностное высказывание (утверд-ное или отриц) о событиях или ситуациях будущего с описанием их качест-ных или кол-ных хар-тик и с указанием временного интервала их наступления, опирающееся на науч знание закономерностей развития в описываемой области действ-ности. Прогноз-ние — установление широкого спектра возможностей, соответствующих наличным потребностям. Задача прог-ния- описание не любых событий и состояний, возможных в будущем, а тех, к-рые представляют интерес с т. зр удовлетворения назревших общ-ных потребностей. Прогноз и цель оказываются тесно связанными через потребность. Цель самого прогноза - понять логику соц.развития системы как результата целенаправленной д-ти; определить новые сведенья о неизвестном, еще будущем состоянии. Еще задача прогноза-обоснование научности применяемого прогностического метода. Метод возможно признать научным в т. случае, если он 1. вытекает из достоверной, проверенной практикой научной теории, 2. верно отражает объ-вные законы 3. когда определяется особенностями предмета исслед-ния и законами его развития.


26. М. - исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально сущес-щих предметов и явлений.М-ние об-тов исслед - представление их в упрощенной форме, схем-ком виде, удобном для получения выводов прогнозного хар-ра.М-ние — построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного и желаемого изменения прогнозируемого об-та.Модель —мысленно представляемая или материально реализованная система, к-рая, отображая и воспроизводя об-кт исслед, способна замещать его так, что ее изучение дает новую инфо об об-те.М-ния соц об-тов в СИ проходит процедуры:обоснование проблемы и хар-тика проблемной ситуации, формулирование целей и задач исслед, построение модели (аналитической, нормативной, экспериментальной) соц об-кта, эмпирическая проверка принятых гипотез и допущений на основе обобщения и анализа полученных посредством м-ния данных, уточнение и оптимизация модели, представление и выдача практических рекомендаций. //В СИ при прогн-нии руковод-тся 2 мотивами: 1)Для того чтобы; 2) Потому, что. Ставиться вопрос для чего разрабатывается прогноз?Типология пр-зов: 1Целевой пр-з –инфо о целе, кот. Можно достигнуть с помощью заданных средств(потенциала),инфо о средствах, кот. Необходимы и достаточны для достижения заданной цели.“ Что желательно и почему?“Выстраивается шкала оценочных показателей по предпочтительности.2Поисковой –определение возможных состояний соц. системы в будущем. Условное продолжении в будущее тенденции развития, абстрагируясь от возможных воздействий. «что вероятнее всего произойдет?».Нормативный – опред. способы и строки достижения возможных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов и стимулов цели. «какими способами можно достичь желаемого?». //По объекту исслед-я: 1)

Естествоведческий прог - взаимосвязь между предсказанием и предуказанием незначительна из-за невозможности управления об-том, здесь возможно токо поисковое прог-вание. 2)обществоведческий - эта взаимосвязь настоко значительна, что способна давать эффект самоосуществления или саморазрушения прогнозов действиями людей на основе целей, планов, вообще решений (включая принятые с учетом сделанных прогнозов). Необходимо сочетание поисковых и нормативных разработок. 3)Научно- технические занимают промежуточное положение.


27 С.И. как профессия, возникла недавно: в 20в. 60х г. Вопрос в определении С.И. на сегодня дискурсивный в силу того, что есть много трактовок и различных мнений. понятие появилось недавно, но люди пользовались техниками СИ испокон веков, поэтому проблема лишь в форме исполнения и трактовке этих техник.Смотря что бОльше привносится в понятие С.И.-либо трактуется с менеджеральным уклоном, либо с психологическим. Чистой СЦй инженерией оперируют не все авторы. Но седня СИ деяк., масштабы развития к-рой еще незначительны, не обеспечена специализир-м проектированием и отработанными технологиями. Соц проектирование и программно-целевое упр-ие — во многом еще дело будущего. По мере расширения масштабов СИдеят. соц проект-ние и соц-технолог-ская деят-ть вычленяются в самостоя виды научно-практ-ой деят., создающие предпосылки для СИ. Появляются спец. науч. дисциплины, изучающие эти проблемы- т. соц проектирования и т. соц технологий, к-рые развиваются слабо. Причина — низкая востребованность со стороны гос-тва, гражданских институтов общ-ва. Отрицат-е отношение СИ до с. пор основывается на обвинении ее в антигуманности. Что касается "технологичности" СИ (стандартизации, простоты, надежности), то это не означает непременно подход к людям как к "неодушевленным предметам". Гуманистичность м/б технологичной- предполагает испол-ие нек-рых стандартных и надежных приемов ее обеспечения.Аргументы в защиту СИ: Си не сводится к СЦ "малых дел" — преобразованию конкретных ситуаций, изменению состояния дел в отдел фирмах и орг. СИ —целенаправленное изменение соц институтов, основанное на знании законов истор развития и предсказании возможных резул преобразований. Хар-ное отношение к СИ опред-ется методологической позицией. В основе попперовской методологии не токо признание эмпир-го хар-ра СЦ, но и настаивание на теоретической ее природе. СЦ как теорет дисцип. призвана объяснять и предсказывать события с помощью теорий или универсальных законов. Как эмпер наука- опирается на опыт; что события, крые она объясняет —наблюдаемые факты. Полное переустройство общ-ва невозможно из-за нетехнологичности таких попуток.Проблема технологичности преобразования соц институтов общ-ва - важная проблема, с решением к-рой сталкивается С.И. в переломные периоды развития общ-тва.

28.НЕт единой парадигмы СИ,из-за этого множество методологических подходов,что ведет к проблемам в разработке инструментария(нет единого,у каждой методологии свой),кроме того,не всякая технология может считаться социальной.Отсюда же проистекает проблема спецов по СИ.Проблема того,как и что внедрять-готово ли к этому общество?есть си технологиии,а есть технологии менеджмента(сухой закон в ссср).Переизбыток работ по соц.технологиям,но по частным,узким проблемам. нет универсальности.потребитель теряется. Процесс технологизации в СИ деят обусловлен проблемами: пробл внедрения соц технологий,наличие противоречий конкретных изменений и стойкостью о-кта,пробл старения соцтех-гии,проб измерения резул внедрен технологий,проб ориентации на абстрактное благо.Высокая квалификация, соц подготовка, творчество нужны здесь. Опасность смешения с управлением,психологией,желание "прислужить",опасность исполь-ния этих методов в целяхманипуляции

29. С.Д. направлена не токо на оценку состояния, а и на оценку возможностей соц объекта. С.Д, - комплекс мероприятий, кот. позволяет оценить состояние и возможности соц объекта включ-ного в целенаправ-ю деят-сть, с целью решения вопроса по оптимизации, изменению его состояния или режима роботы. С.Д – комплекс мероприятий, кот. определяет возможности осуществления изменений соц системы. С.Д. – постановка диагноза, определения состояния и возможностей, выявление патологий в орг-ции, т.е. выявление системных проблем, требующих своего решения. 1. С.Д. –разновид-ь комплексного подхода. 2. СД –высшая фаза исслед-я. 3.элемент соц технологии. 4ср-во для выявления перечня и иерархии проблем. 5. процесс выявления возникновения проблем и условий. Сущность средств диаг-и – специф-кий вид деят-ти в рамках работы орг-ного консультанта. Ср-ва диагностики – синоним определения типа исслед-я и ср-ва описания объекта орг-ции.// Появление С.Д продиктовано логикой развития СИ. Вопрос определения сущности седня – дискурсивный вопрос, в силу различий в подходах определяющих задачи С.Д. Д-тика – процесс получения инфо о состоянии проекта и его возможностях. Д- специфически направленная деят-сть на стыке фундаментальной науки и практики, связанная с разработкой С.Д. в рамках данного предмета. Формирование С.Д. носит проблемный хар-р и специфику . Сферы деят-ти: внутреннее и внешнее консультирование. 3 стандартных блока д-ских методик: 1) Блок описания реального состояния и потенциальных возможностей. 2) Определение должного состояния. 3) Опред. рассогласования между должным и реальным состоянием. Классиф-я С.Д. 1. По цели (для чего): * для обеспечения целевой продуктивной функции орг-ции; * на обесп-е функций соц-ой интеграции; * на обесп-е функций адаптации к внеш. среде. 2. По типу упр-ких задач: * для обеспечения задач;* для орг-го проектирования; *для подбора, расстановки и продвижения кадров;* на стимулирование механизмов самоорганизации. 3. По объекту: - для анализа орг-ции; - для анализа первичных коллективов (исполнителей); - для анализа отдел. работника (управленцы); - для анализа фрагменотов внеш. среды. 4. По степени формализации процедуры диагностики: - жёстко и – слабо формализованные.

30. Задачи: * оценить состояние и возможности соц объекта включённого в целенаправ-ю деят-сть * решить вопросы по оптимизации, изменению состояния или режима роботы* выявить патологии в орг-ции, т.е. выявление системных проблем, требующих своего решения.* выявить перечень и составить иерархию проблем.Вид С.Д. по типу управленческих задач: - для обеспечения задач; - для орг-го проектирования; - для подбора, расстановки и продвижения кадров; - на стимулирование механизмов самоорганизации.//С.Д. направлена не токо на оценку состояния, а и на оценку возможностей соц объекта. С.Д, - комплекс мероприятий, кот. позволяет оценить состояние и возможности соц объекта включ-ного в целенаправ-ю деят-сть, с целью решения вопроса по оптимизации, изменению его состояния или режима роботы. С.Д – комплекс мероприятий, кот. определяет возможности осуществления изменений соц системы. С.Д. – постановка диагноза, определения состояния и возможностей, выявление патологий в орг-ции, т.е. выявление системных проблем, требующих своего решения. 3 стандартных блока д-ских методик: 1) Блок описания реального состояния и потенциальных возможностей. 2) Определение должного состояния. 3) Опред. рассогласования между должным и реальным состоянием.

31 С.Д - комплекс мероприятий, кот. позволяет оценить состояние и возможности соц объекта включ-ного в целенаправ-ю деят-сть, с целью решения вопроса по оптимизации, изменению его состояния или режима роботы. С.Д – комплекс мероприятий, кот. определяет возможности осуществления изменений соц системы. С.Д. – постановка диагноза, определения состояния и возможностей, выявление патологий в орг-ции. //Схема методики включает ряд этапов:- предварительное ознакомление с объектом - получение достоверного представления о предмете изучения, опред-е его сильных и слабых сторон, возможных направ-й изменения;- проведение общей диагностики- постановка задач, выделение состава д-руемых ситуаций, опред-е нормативных параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;- проведение спец-й д-ки по каждой из взятых для усугубленного исслед-я проблем, измерение и анализ всех показателей; построение выводов. СЦні методи у СД викор з метою збору інфо щодо окремих соц проблем та визначення ставлення людей до них: 1Спостереження – безпосер-у та цілеспрям-у сприйнятті оточуючої дійсності. 2Опитування - спосіб отримання інфо про S-вний світ людей, їх нахили, судження, мотиви діяльності. Видом опит-я -інтерв'ю(у формі бесіди) та анкетування (отримання інфо шляхом відповіді ресів у письмовій формі).Бесіда— метод одержання і коректування інфо на основі вербальної комунікації.Фокус-група - групове інтерв'ю у формі гр дискусії. Метод експертної оцінки- опитування експертів шляхом анкет-я й інтерв-я. Моніторинг —орг-я постійного відстеження інфо, включене спостер-я, оцінка й аналіз соц ситуацій у фокусі їхньої зміни. Методи тестування. Біографічний метод — спосіб дослід, діагностики, корекції і проектування життєвого шляху особистості. Аналізу документів - застосовується з мстою уточнення або підтвердження резул опитування та спостереження.Класиф-я методів СД:* зондажно-інфо-е обстеження (збір даних про інфраструктуру, чисельність, склад і динаміку місцевого населення);* соц-істор обстеження (вивчення історії заселення та освоєння даної території, зміни складу населення);* інфо-цільовий (аналіз різних доків, статей з преси листів);* соц картографування (аналіз соц-просторового розподілу).


32. Типичная обл. применения ССД – управленческая практика (менеджмент, упр-ское консульт-ние в сфере упр-я чел-ми ресурсами). ССД–достаточно жесткий и тиражируемый алгоритм получения инфо о состоянии конкретного соц объекта, созданный под конкретную (повторяющуюся) практическую задачу. В качестве объекта д-ки в ССД рассматр-ются только соц целостности: орг, соц группа (подразделение), работник, включенный в деят-сть.Сферы применения:1 внутри управленческое консультирование2внешне упр-е консул-е3функциональное упр-е//В первых 2 случаях спец не включен в систему. В послед у спеца полноценное включение (сфера компетенции, функции).Специфика ССД определяется задачами, стоящими перед спецами. В СИ применяется там, где необходимо выявить потенциальные возможности системы.//ССД – особый тип средств получения соц инф, принципиально отличный по задачам, структуре и функциям от средств академического СЦго исслед-я. Предметная специфика ССД –рассмотрение любого соц объекта через призму выполнения им институциональных требований того соц института, в деят-ть к-рого он включен.


33. Есть 3 блока:1. описание реал-го состояния и его потенц-х возмож-ей2. опред-ние должного состояния3. опр-ние рассогласований между должным и реал-м состоянием/// 1. Блок) - описания реального состояния объекта (БОРСО)- инф-ная основа д-тики, представляет собой относ-но самостоя-ю технологию получения инфо о состоянии соц объекта. Задача – предложить стандартную процедуру получ-я инфо, направ-ую на непротиворечивое описание соц целостности, включенной в деят-ть в рамках системы упр-я. Содержание БОРСО различается в разных ССД и зависит от многих факторов: *от типа диаг-емого об-кта, м/б разные соц целостности: а) орг-я, б) коллектив, в) индивид, г) целевое окружение (др орг); *от типа решаемой задачи: а) формир-е орг-ной стратегии развития орг-ции; б) форм-ние кадровой стратегии; в) подбор персонала; г) аттестация персонала; д) план-ние карьеры раб-а; е) форм-ние или изменение состава коллектива; ж) разрешение или смягчение конфл-в, з) форм-ие орг-ционного ядра; и) стабилизация кадрового состава; *от источники получения инфо (S-тивная инфо, О-тивизированная S-ктивная инфо, О-тивная документ-я инфо, данные статистики);* методы получ-я инфо и тип инфо; *способы обраб-и и анал получ-й инфо; *степень формализации показателей, в к-рых происходит описание объекта (количественная или качественная инфо); *степень технологизации и стандартизации процедур д-тики; *степень возмож-ти переноса средства с 1го об-кта на др;* надежность и валидность методики. 2. Блок) опред-е должного состояния О-кта. ( блок этот-признак ССД, отличающий его от средств проведения СЦго исслед-я). Всякая инфо о реал О-кте с позиций решений, бессмысленна, если нет представление о должном состоянии. 3 подхода к опред-ю должного: 1)Ценностно-нормативный –в качестве должного -либо концептуально заданное, либо ценностно-желательное состояние соц о-кта. 2)Ситуационный - отрицает возможность задания единого норматива для разнотипных или 1типных соц о-ктов. 3)Ситуационно-нормативный - отбор в качестве ситуационного норматива тот набор качеств и свойств, к-рый отличает выигрывающие О-кты и задать этот набор в виде ситуац-ого норм-ва на опред период. 3. Блок) опред-ие рассогласования между должным и реальным состоя-ми. Тут определяются уровень и тип отклонения реал состояния от долж-о, дается заключение о необход-и и направ-сти вмешательства в состояние или режим работы о-кта.


34. Ссд – комплекс мероприятий, к-рый определяет возможности осуществления изменений соц системы.Классиф-я ссд: По цели (для чего?) - ссд для обеспечения целевой продуктивной функции орг; - ссд, направленное на обеспечение функций соц интеграции; - ссд, направ-е на обеспеч функ адаптации к внеш среде. По типу: - ссд для обеспечения задач; - организационного проектирования; - подбора, расстановки и продвижения кадров; - стимулирование механизмов самоорг-ции. По объекту: - ссд для анализа орг-ции; - первичных коллективов, целевых групп; - отдел работника; - фрагментов внеш среды. По степени формализации процедуры д-тики: - жестко формализованные - слабо формализованные.

35. Методы(приемы чтоб решать задачи):- Аналитические;- Эвристические; - Игровые.1)Аналит-е - основан на получении экспертных оценок путем логического анализа прогнозной модели. Позволяет определять обоснованные нормы, внедрение к-рых способ-ет повышению производ-сти труда и эффект-о функц-ния системы.Виды анализа: контент-анализ, индуктивный а., типологический а, логический а понятий и категорий, моделирование, разработка моделей теор обобщения эмпир-го материала, описат-ные модели, ассоциативные модели и др.2) Эврист-е м. основаны на интуитивных способностях чела. Майевтика– метод Сократа извлекать скрытое знание. Эвр. М. – совок прийомов и операций, ср-ва орг-ции процесса продуктивного мышления; - способ генерации новых идей; - построение моделей для решения нестандар-х задач. Типы моделей: 1. Модель слепого поиска (метод проб и ошибок). 2. Лабиринтная модель(движение по лабу). 3. Структурно семантическая модель (связь понятий). Недостатки: *цель не всегда достигается.*Получ-ые решения не всегда наилучшие. Эвр м – коллективная экспертная оценка. Цели: 1. Орг-вать процесс продуктивного творч. мышления. 2. Задействовать присущий челу механизм решение творч-х задач. 3. Активизировать творч деят-ть. 4. Оказать помощь в формир-и оптимал-х моделей. 5. Ускорить процесс принятия решений. Виды: «Метод мозговой атаки», «635», «м. утопических игр», «синектика», «мифологическая символика». 3)Игровые – м. имитации принятия упр-ких решений в разных производ-х ситуациях в форме игры по правилам группы людей или чела с компом в режиме интерактивного диалога. Деловые игры применяются в обучающих, хозяйст-х и науч-исслед-х целях. 2 типа игр: деловые и игры открытого типа. Структура игры: программа, сценарий, инструкции, орг-ция и проведение. Привлекательность метода:1)в игре происходит взаимодей-е участников, выступающих как носители разных интересов, оперирующих сырьевыми, материал-технич-ми, финан, труд и др ресурсами. В процессе принятия решений вырабат-ется некая модель оптимал. решения и 1временно апробируются ведущие к нему пути. 2)Игра - импровизация,реализует фунцсамообучения и самоорга-ции3)в игре воспр-тся инфо-процедурная сторона процесса любой упр-й деят-ти.Учасники решаю проблемуна основе имеющ-ся инфо.4) идеи, выработанные в игры, глубже и оригинальнее выработанных традиц-ми способами.

36. Это метод прогнозирования в С.И., основанный на получении экспертных оценок путем логического анализа прогнозной модели. АМ позволяет определять обоснованные нормы, внедрение к-рых способствует повышению производ-сти труда и в целом эффект-о функц-ния системы. Виды АМ: морфологический анализ,алгоритм логичной последовательности процедур,алгоритмы и технологии решения соц проблем,мета план.Виды анализа: контент-анализ, индуктивный а(из частных суждений выводится общее), типологический а, логический анализ понятий и категорий, моделирование как метод объяснения и понимания, разработка моделей теор обобщения эмпир-го материала, описательные модели, ассоциативные модели (установление ассоциативных связей между фактами), функц-ные модели, метод соц моделирования и эксперимента, метод группового решения соц проблем, методы решения орг-ных проблем, морфологический метод: определение значимых параметров соц. объекта и разработка матричной модели его анализа. и др.Этапы АМ:*анализ ситуации*выявлен причин проблем,обозначение цели,разработка решений.Процедуры АМ: системный анализ, формирование инфо-ной базы, построение обобщенной модели объекта (описательной или объяснительной), сравнение модели с гипотетической и разработка рекомендаций.

37.Создется предельно широкое поле поиска альтернатив.Из этого поля выбираются альтернативы,к-рые возможны токо сейчас.Они берутся за основу при принятии решений.Используется коллективный разум - что возможно для решения проблемы.Поиск оптимал-о решения,не являющегося привычным для людей.Для раскрепощения,высвобождения потенциала работника+анализ,подразумевающий расчленение объекта на части.М.метод – опред-е значимых параметров соц объекта и разработка матричной модели его анализа. Полезный при рассмотрении группы О-тов, когда нескоко каких-либо хар-ных для них признаков выделяют в качестве определяющих и вводят нек-рую меру степени проявления данных признаков. Это подход – морф-ский, т. к. использует идею разложения некоего О-та на его части (признаки). Часто подобная группировка приводит к выявлению закономер-й связыв-их О-кты каждой группы, к-рые до этого небыли известны.МА осуществляет анатомическое исслед-е О-ктов, понятий, значений путем расчленения целого на хар-ные, существенные части. Его цель - выяснение роли частного в целостной картине, систематизация знаний о данной реальности, составление гипотез о возможных вариантах новых знаний. Недостатки и проблемы соц системы удается устранить используя - ветвящиеся (древовидные) структуры (модели) представления знаний. Отдельные понятия, факты, знания, связаны между собой отношениями, выражающими суть имеющихся между ними связей.

38. Алгоритми й технології вирішення соціальних проблем.

Относиться к группе аналитических методов в СИдеят. Высокая степень применение аналитических методов решения проблем позволяет разложить процесс, идущий в орг, на отдел. операции и составить его алгоритм. Процесс м/б автоматизирован или реорганизован для работы с менее квалифи-ными рабочими, т.е. м/б снижена сложность операций, только в том случае, если существует его алгоритм. Идеи алгоритма:*Не решать проблему, а создавать условия, при к-рых она не возникает.*Проблему анализируют в месте ее первичного возникновения и устраняют теми средствами, к-рые там имеются*Что порождает проблему, то и должно ее устранять.* Правильно сформул-ная задача, сама несет в себе ответ.Єтапі алгоритма: 1 первичное описание и составление формулы проблемы Цель: Получить ответы на вопросы; "ЧТО?" "ГДЕ?" "КОГДА?" "ПОЧЕМУ?". 2Проверка проблемы на ложность и самоустранение Цель: Определить необходимость решения проблемы. Зуточнение проблемы-- Выявить первопричину возникновения проблемы. 4 Выявить ресурсы для решения проблемы. 5 формулирование идеального конечного результата 6: Выявить противоречия и выбрать принцип их разрешения. 7 разрешение противоречий 8 анализ полученных решений-Выбрать из полученных решений наиболее оптимальное.


39. Суть МП сводится к разноцветным карточкам с ключевыми словами. Готовя свою презентацию целей и задач семинара, вы заранее делаете карточки размером в пол листа А4 и пишете на них ключ. слова той или иной цели, на карточках др цвета - подзадачи внутри этой цели, на карточках 3его цвета – комментарии и т.д.. Главное правило – текста д/б как моно меньше (1-2 слова на карточке), и он д/б хорошо читаем с любого места в аудитории. Затем во время своего выступления вы приклеиваете эти карточки скотчем на стену, доску или большой лист бумаги, как бы составляя развернутый план (метаплан) своего выступления. Достоинство - в простоте и наглядности, и кроме того вы можете постоянно возвращаться к этому метаплану, напоминая участникам семинара о его целях и задачах. Неудобство - необходимость постоянно пользоваться скотчем.МЕТАПЛАН помагает осуществлять генерацию идей и решений, позволяет создать из них систему.

40. ММА – напрален на стимулирование творч. активности и сплочение групп. Это метод коллект-ой генерации идей и творч решения СИных проблем. Это свободный, неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей по поставленной проблеме, спонтанно предлагаемых участниками. Возникновению новых идей препятствуют контрольные механизмы сознания. МА направлена на: -стимулирование мышления каждого участника; -Освобождение от внутреннего цензора; -Нейтрализация эффекта группового давления. 3этапа МА: 1) подготовка 2) выдвижение идей 3) выбор конструктивных предложений. Главные правила: * все высказываются строго по очереди; * никакие, даже самые «безумные» предложения не критикуются; * как токо идея понятна, слово дается след. члену группы; * если новых вариантов нет, член группы говорит «пас» и передает слово дальше; * штурм продолжается до т. пор, пока при очередном круге все члены группы не скажут «пас». Особенности:*запрет на критику*больше идей*любая новая мысль хороша* соежинение замыслов.*1высказывание-одна идея ДостоинствомММА - высокая оперативность получения требуемого решения.


41. Это вариант мозговой атаки, предназначен для более детальной разработки решений задач, к-рые найдены ранее. М.635- группа из 6 участников анализирует и формулирует заданную (проблемную) ситуацию. Каждый участник заносит в формуляр 3 предложения по решению задачи (в течение 5 мин) и передает формуляр соседу. Заполняющий формуляр принимает к сведению предложения своего предшественника, а под ними в 3 полях вносит еще 3собственных предложения. Эти предлож могут использоваться в дальнейшей разработке записанных решений, но могут выдвигаться новые. Процесс заканчивается, когда участники обработали все формуляры. Условия: рекомендуемое кол-во участников — 6. Время на ротационную фазу может увеличиваться на послед-х фазах. Технология позволяет получить до 108 (6 х 3 х 6) предложений. Плюсы: - повышение наглядности путём использования спец бланков;- задание четкого режима работы;- повышенная включённость участников.


42. Метод предполагает активное участие каждого члена твор-й группы в решении поставленной проблемы. МУИ применяется в группах,состоящих из 15-20 чел.Эта группа разбивается на 3-4 подгруппы,каждая из к-рых выбирает своего модератора.В малых группах происходит размышление над пробл в течение 20 мин, спонтанно выдаются самые фантаст-кие способы решения пробл, а жюри выбирает из них рациональные «зерна»,также должны присутствовать общие обсуждения. Метод направлен на раскрепощение участ-ков. Чем безумнее,фантастичнее идея,тем лучше для полноценной реализации метода. Критерии выдвижения идей-смелость,перспективность,чувство юмора. Приемы: 1) члены группы не ориент-ются на действие конкретной орг-ции, особенности ее функц-ния; 2) не принимается во внимание порядок план-вания в орг-ции; 3) принятые раннее решения не влияют на работу творч-й группы. 1 требование, к-рому должны следовать члены группы – треб-е перспективы. Каждая идея представляется в визуальном исполнении. Все поданные идеи делятся на 2 категории: модель "утопий" и модель "не утопий". В модель "утопий" попадают прогнозы желаемого будущего, а в модель "не утопий" - прогнозы нежел-го буд-го. Модель "утопий" допол-ся факторами, препятствующими реализ-и утоп-х идей, и вызывающими нежелательные тенденции. Все высказанные идеи оцениваются при помощи матрицы предпочтений.

43. С. – объединение разнородных элементов разного происхождения и их сращивания. Синектика-переход от известного к необычному; раскрепощение, что способствует поиску решений. Основана на мозговом штурме-допустима конструктивная критика. С.- спокойная умозрительная деят-сть Цель: обучает думать вслух. Специфика метода - сознательное использование метафор и аналогий, к-рые хар-тся рабочими механизмами: 1 прямые (биол+технол синтез. Пример. Люди как муравьи) 2 S-ные/личные (эмпатия) - попытка взглянуть на задачу, отождествив себя с объектом и войдя в его образ; 3 символические (метафоры, сравнения) - нахождение краткого символического описания задачи или О-кта; 4 фантастические - изложение задачи в терминах и понятиях сказок, мифов, легенд. Поощрение идей др др, неожиданность сращиваний. Вариантов не д/б много. Аналогии облегчают преодоление S-ных ограничений, связанных с восприятием закономерностей, представлений о мироздании. С. включает в себя 2 базовых процесса:(в этом методе кроется полезность для СИра). а) Превращение незнакомого в знакомое (понять проблему, объяснить ее на базе существующей модели, требование новой т. зр. Смысл в том, чтобы сделать проблемы новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения.) б) Превращение знакомого в незнакомое (исказить, перевернуть повседневный взгляд на вещи). Минусы: метод с. не позволяет решать спец творч-е задачи, а дает возможность отыскать оригинальные идеи решения; после применения метода более 30-40 мин продуктивность генерирования новых идей постепенно падает; применение с. требует высокого мастерства руководителя твор группы.
44. Направлена на объединение учасников для осмысления сложны пробл.МС сплочение участков, осмысление соц.проблем. Цель: найти проблему – найти решение. МС направлено на освоение действительности с помощью мышления, эстетических переживаний, организации ритуальных действий. Мифол-кие символы адресуются к глубинным механизмам регуляции чел-кой деят-ти. МС помогает осмыслить реальную ситуацию,увидеть ее. Экстраполяция миф.символов на реальность. Высвобождает потенциал чела,снимает рамки.Образы движения(обвился как плющ),статичтические(ждет как пенелопа).МС-отождествление мифа с жизненной реальностью. МС-ция хар-тся коллект-ми представлениями и способами ее выявления. В любой культуре ритуал и символ тесно связаны с мифом, с возникновением и функц-ием МС. Цель мифотворчества и мифолог-го мышления – выявить органичную связь между опред. вещами/явлениями, наблюдаемыми в окр мире, с целью дальнейшего взаимодействия с наблюдаемыми явлениями либо личного воздействия на них.

45 .СИТ – метод из группы игровых,инновац и развивающих методовСИ.Цель упражнений СИТ – обучение конструированию и реализации ситуаций взаимодей-я и деят-ти. СИТ ориентирован на приобретение участниками умений конструирования целостных ситуаций, к-рые, в силу присущей им логики, делают возможными самоуправление, самоорг-цию и саморазвитие в группах.СИное конструирование из процедур:1. диагностика ситуации. Орг-тор должен уметь проводить диагностику ситуации своей индивидуаль-й деят-ти, ситуации взаимодей с партнером, деят-ти микрогрупы и ракти. 2. конструирование новой, желаемой ситуации продуктивной деят-ти. 3. умения реализовывать разработанные проекты.//Синые умения и навыки – неотъем-я составляющая работы высококвалиф-го орг-тора. Цель тренинга – обучение конструированию и реализации ситуаций, к-рые делают возможными самоорг-цию, самоупр-е и саморазвитие групп. Общая логика работы: последовательность действий от диагностики существ-щей ситуации к реализации новой, сконструир-й участниками. На основе диагностики проектируется и конструируется новая, желаемая ситуация продуктивной деят-сти и взаимодей-й. Проектируются ситуации индивидуальные, в диаде, микрогруппе и группе.


46. Метод ГР относят к инновац-ной СЦии. «метод ГР» - целосен, имеет синтетический хар-р, позволяет сочетать коллект-ю выработку решений с формир-ем сплоченной, сыгранной команды. Метод ГР —совместная мыслительная деят-ть людей, к-рые, работая в группах по 3—7 чел над решением опред. задач, выбирают направление своей деят-ти, средства ее достижения и устанавливают нормы взаимодей-я. Все участники работают сообща ради достижения общего резул, цели. Применяется при орг-ции игр — деловых и открытого типа — инновац-х, орг-но-деят-ных, проектных. ГР изменяет хар-р взаимодей-я членов творч коллектива Плюс ГР - позволяет получать «прибавочный продукт» за счет достижения синергического эффекта, при к-ром резул-ы совместной деят-ти превышают простую сумму резул-в работы отдел. членов. Такойэффект достигается за счет разделения труда, специализации, координации, интеграции. МГР используется для: — проведения деловых совещаний; — выработки упр-х решений, разработки соцпроектов, прог; — организации действий по решению сложных соцпроблем; — поиска и реализации благоприятных возможностей; — формирования сплоченных творч-х коллективов; — орг-ции обучения, обмена опытом; — личностного и профес-ного самоопределения участников.

47 Инновац-ная игра - метод СИ, с помощью к-рого моно получить резул 3 типов: а) содержательный — идеи, решения сложных соц пробл, проекты и проги реализации проектов: б) соц-консолидир-е группы, команды руководителей и спецов, ориент-ные на реализ-ю разработ-х ими в ходе игры решений и программ; в) учебные — освоение участ-ми новых методов работы. Решения, полученные в ходе игры-глубже и обоснованнее выработанных традицными способами. Их отличают новизна, оригинальность, наличие альтернатив, оптимальность и реализуемость. ИМ позволяет глубже проработать упр-кое решение, четко его обосновать. В ходе игры use технология груп-го решения проблем, основан-я на принципах: 1Ситуационного подхода позволяет добиться активного вкл-я участ-ков в решение проблем, т.к. ориентирует орг-торов на анализ действий каждого участника и на помощь ему в ситуациях.Анализ ситуации возникающих « здесь и теперь», может принести наибольшую пользу.2Деятельностный п. - каждый четко определил свое положение в сложившейся ситуации и проявлял личную активность. Позволяет преодолеть отчужденность чела от процесса труда. 3Инновационный п. ориентирует учас-ков на создание и выявление нового, что появляется на каждом этапе работы. Резул иннов игры -создание сплоченных групп руковод-й и спецов. Для достижения этой цели участники И подбирараются из представителей орг-ций, имеющих отношение к проблеме. В ходе И. складывается основа для взаимопоним-я. Это достигается путем тренировки навыков общения и взаимодей-я с помощью выполнения упраж. в группах 5-7 чел. Участ-ки ситуац-х групп, возвращаясь в свою орг, привнесут туда элементы новых взаимоотнош. И. вырабатывает устойчивую ориентацию на развитие личн, увеличение творч потенциала, совершенствование навыков, на мах-ное use-ние своих способностей. Принцип развивающего обучения ориентирует участников не на расширение объема знаний, а на освоение, разработку и поиск новых решений пробл-х ситуаций. Консультанты учят игроков как найти решение проблемы.В И. применяются приемы распредмечивания, проблематизации, целеполагания, самоопределения, рефлексии, схематизации и позиционного анализа. Виды игр:Имитационая И. позволяет исследовать соц систему путем эксперимента с ее моделью, воспр-щей функц-вание системы во времени. Имитируются взаимодей органов упр-я в разных хозяйственных ситуациях. Организационно деят-ные И.: работа в группах, каждая из к-рых выступает затем в дискуссиях со своими докладами.Налаживание коммуник-и между позиционерами на дискуссиях. Орг-ционно-мыслительная и. способствует формированию высокого уровня мыслительной к-туры, прививает умение строить понятия, концепций деят-ти. Метод продуктно-ориентированных И. акцент на конечный резул - детально проработанный соц проект в обл. упр-кой деят-ти. Рекреационные И.— непродолжительные раб заседания по 2-3 часа в течение 3-7 дн. Остал-е время уч-ки проводят в спортиграх, на рыбалке.

49. СД – практика «вписывания» нового в уже существующие соц системы или изменения самих соц систем. Критерий деят-ти дизайнера – сохран-е целостности О-кта и предотвращение возможных конф, связанных с новациями. Соц проектирование -базовая практика для СД. СД -попытка решить проблему инновац-о развития существ-щих соц систем, достаточно крупных, диффер-ных, ресурсоемких и инерционных. Реализуя идеологию сопряжения, СДнер должен изначально стоять не на стороне реализуемого проекта, а на стороне соц о-кта. Направления СД работы: 1Комплексное изучение соц О-тов; 2Прогноз-ние изменений соц объекта при реализации того или иного проекта; 3Экспертиза и коррекция содержания и способов реализации проекта исходя из требований и свойств опред. соц о-кта; 4Самостоя-е инициирование проектов исходя из резул обследования соц о-ктов; 5Сопровождение и контроль реализации соц проектов Принципы деят-ти СДра:*удерживание принципа целостности при обследовании и моделировании соц об-тов;*постоянная внутр-я эстетическая экспертиза допускаемых и проектируемых соц действий;*стремление к полноте выявления возможных соц последствий в процессе соц модел-ния и прогн-ния;* постоянное стремление увидеть проект извне и с самых разных позиций;*постоянное углубление понимания всех позиций и S-ктов;*предельная личностная позиция и ответственность за прогностичность, допустимость и оптимальность проектируемых социзменений.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации