Тазиев С.Ф. Организация воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере методические рекомендации - файл n1.doc

приобрести
Тазиев С.Ф. Организация воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере методические рекомендации
скачать (732.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc733kb.24.08.2012 01:41скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7


ТАЗИЕВ С.Ф.

ОРГАНИЗАЦИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Методические рекомендации

г. Йошкар-Ола

2005

УДК 373.183

ББК 74.200.58

Т 13
Печатается по решению Ученого Совета Альметьевского муниципального института от 21 января 2005 года, протокол № 6

Рецензенты: заведующая кафедрой педагогики ЕГПУ, доцент, кандидат педагогических наук Н.Г.Мокшина

Заместитель директора по воспитательной работе татарской гимназии № 1 г.Елабуги Р.Н.Нигматуллова


Т 13

Тазиев С.Ф. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ: Методические рекомендации. – Альметьевск, 2005. - 120 с.

Методическое пособие является настольной книгой педагогов летнего оздоровительного лагеря для детей и подростков, студентов-практикантов педагогических вузов. Оно содержит технологические материалы по организации воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере в условиях лета. Предлагаются различные варианты дел по основным направлениям воспитательной работы с учащимися в условиях лета, которые позволяют организовать интересную и яркую жизнь детей и подростков в лагере


Содержание
1. Особенности воспитательного процесса в детском оздоровительном

лагере…………………………………………………………………………..….......4

2. Организация первых дней в лагере …………………………………………..…..10

3. Планирование воспитательной работы в оздоровительном лагере………...………………………………………………………………………….....24

4. Организация деятельности отряда в основной период лагерной

жизни ……………………...…………………………………………………………..32

5. Познавательные дела детей и подростков …………………………………........35

6. Трудовые дела ……………………………………………………………………..43

7. Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа в лагере ……………......48

8. Художественно творческая деятельность детей и подростков в лагере ………..56

9. Заключительный этап лагерной жизни ………………..…………………………64

10. Методические разработки коллективных дел………………………..................65

11. Песни……………..………………………………………………………………...95

12. Танцы……………………………………………………………………….…......101

13. Игры………………………………………………………………………………106

Список литературы………………………………………………………………...119


ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Воспитательный процесс в оздоровительном лагере – специально организованная деятельность педагогов и детей, направленная на решение задач дополнительного образования, воспитания и развития личности.

Обстановка лагеря, которая отличается от домашней обстановки, это ключевой фактор в определении целей и содержания деятельности лагеря. Это одно из важнейших и редких свойств лагерной жизни, которое позволяет юным обрести опыт общения с природой и социумом.

1. Обстановка совместного проживания детей. Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей поведению в коллективе, которое редко где еще можно найти.

2. Развлечение и отдых. Лагерь всегда должен быть отдыхом. Игра это естественное состояние детей и необходимость для взрослых. Приобретение навыков проведения отдыха, которые впоследствии станут сопровождать вас на протяжении всей жизни - это ценный опыт.

3. Создание опыта демократии. Дети в лагере имеют возможность первый раз пожить в реальном демократическом сообществе.

Участие в программах лагеря. Дети принимают участие в планировании лагерной жизни и осуществлении программ.

Понимание взрослыми и руководство ими. Взаимоотношения с воспитателями - это новый вид отношений со взрослыми для большинства детей. Хороший воспитатель - это такой воспитатель, который любит детей, понимает их индивидуальность, оказывает помощь, высказывает предложения, слушает их и направляет их поведение.

Процесс индивидуального взросления и развития. Лагерь должен предлагать ребенку шанс раскрыть свои собственные потенциальные возможности, испытать личную инициативу и завоевать уважение за свое индивидуальное поведение.

Тренировка безопасного и здорового образа жизни. В лагере необходимо тренировать привычки поддерживать здоровый образ жизни и практически воплощать навыки, а не просто устраивать разговоры о безопасном и здоровом образе жизни.

Развитие новых навыков и интересов и усовершенствование прежних.

Развитие духовной жизни и ценностей.

Дети в лагере получают большое развитие и улучшают следующие характеристики:

а) ответственность - навык отвечать за собственные поступки; б) принятие решений - навык самостоятельного размышления; в) самосознание -навык отделять себя от других; г) межличностные отношения - навык обретать друзей и вливаться в коллектив; д) общественное поведение - навык уважения прав других; е) забота об охране природы- навык высоко ценить окружающую природу.

Важнейшим системообразующим фактором, исходным началом функционирования оздоровительного лагеря является цель совместной деятельности участников смены - взрослых, детей и подростков. Цель оздоровительного лагеря - создание благоприятных условий для интеллектуальной, физической и психической реабилитации школьников после напряженного учебного года и разностороннего развития личности в условиях лета.

Составляющие “дерева целей” следующие:

Исходная позиция такого подхода – видение ребенка не объектом, а субъектом разнообразной деятельности в лагере, что возможно при развитии таких личностных качеств, как активного, самостоятельность, общение.

Принципы воспитательного процесса в лагере (Принцип – основное, исходное положение – руководящая идея педагогической теории, концепции, определяющая содержание, организационные формы и методы воспитательной работы):

1.Общестратегические

2. Ценностно-ориентационные



3. Конструктивно-технологические

4. Ориентация педагогов на непрерывность своего собственного образования и развития.

Воспитательный процесс сочетает различные типы занятий: групповые, индивидуальные, теоретические, практические, творческие, игровые и т.д.

Воспитательный процесс в детском оздоровительном выполняет две группы функций:

Обучающие функции – удовлетворение детьми их разнообразных потребностей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять знания, развивать умения и навыки, которые он получает в общеобразовательной школе, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применение в школе и других образовательных учреждениях.

Социально-педагогические функции – воспитание, социальная защита, оздоровление, реабилитация, коммуникация, рекреация и компенсация, социальная адаптация.

Воспитательный процесс в детском лагерое строится в соответствии со спецификой его содержания и организации.

К содержательным особенностям можно отнести:

К организационным особенностям воспитательного процесса в лагере относят:

Воспитательный процесс как последовательность целенаправленных действий можно разбить на этапы и подэтапы. Как правило, выделяют следующие основные этапы:

1-й - подготовительный;

2-й - непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии);

3-й - итоговый.

Каждый из них имеет свое назначение, содержание и последовательность реализационных действий.

Подготовка к воспитательной деятельности занимает особое место в ее проведении. Общеизвестно: как подготовлена деятельность, таковы возможности для ее реализации.

Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяют содержание деятельности педагога. К таким подэтапам относятся:

Педагогическая диагностика - это изучение личности ребенка и детского коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе воспитания и социализации для более эффективной реализации его основных функций. Подэтап диагностики особенно важен для целеполагания, так как позволяет педагогу выявить наиболее значимые педагогические средства, действенные моменты в предыдущем опыте, соотнести оценки эффективности работы взрослых и детей, а следовательно, лучше понять запросы, потребности детей, оценить совместную деятельность педагогов и воспитанников с позиции самих детей.

Целеполагание. На этом этапе целеполагание осуществляется как индивидуальная мыслительная деятельность педагога по выработке целей и задач, определению главных путей их достижения. Для проектирования актуальных целей и задач необходимо собрать информацию по следующей схеме:

Цель как философская категория означает мысленно предвосхищаемый результат будущей сознательной деятельности человека, коллектива или всего общества. Цель – идеальная модель результата деятельности. Цель лагеря мы уже определили. Какова же цель деятельности объединения, которым руководит педагог, для чего создана и действует данное объединение, чего хочет добиться педагог?

Важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности педагога. Однако цель становится движущей силой, если она значима для всех участников деятельности, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованной работы.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.

Разнообразие целей, множество их типов обусловливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполагания. Организуя целеполагание в конкретной ситуации педагог должен учитывать уже достигнутые и перспективные, более общие и частные, групповые и индивидуальные цели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и декомпозицию целей и задач на разных уровнях.

Под композицией имеется в виду процесс логического построения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель. Декомпозиция цели - это расчленение, разъединение цели на составные части, подцели. Однако в процессе декомпозиции не должна нарушаться целостность цели, все ее части должны представлять собой иерархическую структуру (В.Г.Гладких). Гармония, согласованность целей - это показатель успешного целеполагания совместной деятельности участников педагогического процесса.

Два процесса, композиция и декомпозиция целей, тесно взаимосвязаны и могут осуществляться одновременно навстречу друг другу, например, по следующим основным линиям:

  1. цель личности - цель объединения - цель лагеря - цель воспитательного пространства города;

  2. перспективная цель объединения - цель ближайшего этапа в работе - цель занятия - цель конкретного действия.

Одна из реальных проблем, встающих перед педагогом - определение не только целей, но и задач воспитания и развития. Цель и задачи соотносят как целое и части. Задачи можно определить как выражение цели.

Задачи по отношению к цели могут рассматриваться и как главные пути ее достижения. Например, цель «воспитание самостоятельности у ребенка» достигается через формирование у него навыков самоорганизации, развитие потребности и умений ставить цели и задачи в конкретной работе, умений планировать работу и осуществлять самоконтроль и т.д.

Возможны и другие подходы к установлению взаимосвязи целей и задач. Так, В.П. Беспалько условно определил задачу как конкретизацию цели в определенных условиях и реализацию ее с помощью конкретных средств и действий. Таким образом, задача включает в себя 3 компонента: цель, условия, действия.

Педагогическая задача = цель + условие + действие

Например: развитие познавательных интересов подростков в процессе проведения коллективных познавательных дел.

Педагогическое проектирование - создание педагогом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому. Проектировать - составлять проект или модель в уме, мысленно представлять себе что-либо как целое, систему. Результаты проектирования воспитательного процесса в лагере - проект, воспитательная программа. Проектирование как этап деятельности включает:

К традиционным методам проектирования в социальном менеджменте относят:

Второй этап является основным. Он представляет собой непосредственную реализацию воспитательной технологии с применением совокупности методов, средств, приемов.

Данный этап включает свои подэталы.

Адаптация в деятельности и субъекта, и объекта:

Включение каждого ребенка в процесс саморазвития, самовоспитания:

Индивидуальные коррективы для реализации выбранной педагогической технологии.

Далее следует третий - заключительный этап - итоговый. На данном этапе имеет место анализ и оценка действенности воспитательной технологии и определение последующих перспектив. Здесь также имеют место свои подэтапы.

Предварительная оценка действенности воспитательной технологии.

Анализ проделанной работы и ее результативности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВЫХ ДНЕЙ В ЛАГЕРЕ
От того, как пройдут первые дни в лагере, зависит, как ваш отряд проживет смену. Пусть эти дни будут яркими, наполненными, расписанными по минутам, чтобы ни одна из них не пропала зря. Для этого следует продумать до мелочей и подготовить, что можно, заранее.

Задачи воспитательной работы на организационный период, т.е. на первые дни в лагере, следующие:

  1. Изучить детей, их прошлый опыт отдыха в лагерях, их интересы, запросы, ожидания, увлечения, особенности характера, состояние физического и психического здоровья, уровень их знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и деятельности в лагере.

  2. Предъявить единые педагогические требования к выполнению режима дня и дисциплине.

  3. Познакомить детей друг с другом, ввести их в ритм жизни лагеря, помочь в адаптации к лагерной жизни.

  4. Организационно оформить отряд, сформировать дружный сплоченный коллектив вожатых и детей в отряде, органы детского самоуправления.

  5. Составить план работы отряда на смену, согласовав с планами лагеря и самими детьми.

  6. Вовлечь детей в разнообразную отрядную и общелагерную деятельность.

ПРИЕМ УЧАСТНИКОВ СМЕНЫ

Итак наступил долгожданный день заезда детей в лагерь. До выезда на место встречи-приема участников смены каждому воспитателю необходимо подготовить пакет необходимой информации для детей и их родителей. В этот пакет нужно вложить несколько документов:

  1. Примерный перечень необходимой одежды, обуви, туалетных принадлежностей.

  2. Карту-схему расположения лагеря, а также указания, как туда добираться.

  3. Описание спальных корпусов и их оборудования.

  4. Правила и нормы поведения и деятельности в отряде: курение, пользование личными магнитофонами и радиоприемниками, наркотики, лекарства и пр.

  5. Предоставляемое здравоохранение.

  6. Номер телефона лагеря на экстренный случай.

  7. Заготовки визиток для детей.

  8. Таблички с указанием номера отряда и возраста детей.

  9. Эмблема-визитка отряда, на которой фиксируются имя, отчество воспитателя и номер отряда.

  10. Тексты песен и игр, которые пригодятся во время поездки с детьми в транспорте.

Необходим пакет сбора информации, куда нужно вложить:

  1. Заготовки для регистрации мальчиков и девочек (отдельно) по следующим графам: № п/п; № путевки; фамилия, имя ребенка; год месяц и дата рождения; школа, класс; домашний адрес и телефон; имя, отчество родителей, их служебный телефон; состояние здоровья; примечания.

  2. Конверты для сбора путевок и медицинских справок детей.

  3. Тетрадь педагогических наблюдений.

  4. Конверт для сбора и сохранения денег детей (например, для фотографий).

Рано утром воспитатели выезжают на место приема детей. По приезду один воспитатель садится за стол с табличкой с указанием номера своего отряда, где указан и возраст участников смены, и начинает регистрацию детей, желающих отдыхать в этом отряде. Он собирает у ребят путевки и медицинские справки о состоянии здоровья. При приеме путевок следует обратить внимание на следующее: все ли данные заполнены, имеются ли все подписи и печать, нет ли исправлений, подходит ли возраст ребенка для участия в лагерной смене, Если возникнут проблемы по путевке, немедленно нужно обратиться к директору лагеря, ставить его в известность. Перед приемом справок нужна консультация врача лагеря о том, на что обратить внимание. Во время беседы с родителями нужно выяснить, все ли необходимое есть в чемодане ребенка, нет ли проблем, связанных с его развитием, здоровьем, питанием, пребыванием под солнечными лучами и пр. - все это отмечается в дневнике воспитателя.

А в это время другой воспитатель собирает участников отряда недалеко от места регистрации, начинает знакомство с ребятами, вручает каждому ребенку эмблему-визитку, куда вписывается имя ребенка и номер отряда. Пусть это будет сияющее солнышко или улыбающееся лицо ребенка. Теперь детей можно увидеть издалека, ведь подобная же эмблема есть и у воспитателя.

По окончании регистрации обычно проводится линейка прощания с родителями, где директор и педагогический отряд лагеря приветствуют детей и их родителей, в интересной форме рассказывают о той программе, которая ждет участников смены, а также о правилах посещения лагеря родителями.

После линейки все отряды во главе со своими воспитателями направляются для посадки в автобусы. Как только дети займут места в автобусе, воспитателю необходимо пересчитать детей, проверить по списку: все ли участники отряда находятся в автобусе, нет ли ребят из других отрядов, не увезли ли детей в лагерь родители на личном транспорте. Нужно посмотреть, все ли удобно сели, узнать, все ли переносят поездку в транспорте. Все на месте и дается команда: в путь! Впереди полчаса общения с детьми, нужно использовать его с пользой. Хорошо, если зазвучит песня или завяжется игра. Можно разучить песню о лагере, для этого она должна быть написана крупным шрифтом или размножена. Годятся игры-конкурсы для двух команд, сформированные по принципу: кто где сидит, и игры. не требующие вставания и перехода с одного места на другое.

Приехали в лагерь. Выходя из автобуса, не надо торопиться, следует внимательно посмотреть на ребят, на их вещи, проверить, все ли в порядке.

А теперь можно провести ребят к корпусу. Прежде чем войти в корпус, необходимо объяснить детям, где они смогут поставить обувь и вещи, как и где располагаются спальни, игровые комнаты, туалеты, умывальники, где можно брать питьевую воду. Предложить ребятам достать сменную обувь и переобуться, показать место хранения обуви и сушилку.

Теперь можно распределить детей по палатам. Обязательно следует учесть желания ребят, но не пускать это дело на самотек. Если необходимо, можно сформировать группы по своему усмотрению. 10-15 минут дается детям, чтобы они разместились, познакомились друг с другом, избрали старшего по палате, назначили дежурного на сегодняшний день. Нужно обеспечить старших по палатам бумагой и карандашом, чтобы они составили график дежурства по каждой палате. Затем дети собираются в холле, так как не у всех детей есть часы, следует договориться об условном сигнале сбора: свист, магнитозапись и т.п. В холле проводится беседа о правилах совместного проживания в палатах и корпусе, пользования туалетом, умывальниками, ногомойками, душевыми, гигиенической комнатой, электроприборами, ключами и др. Желательно участие в беседе сестры-хозяйки корпуса. Затем выбирается дежурный по отряду на сегодня, проводится инструктаж о дежурстве по отряду, корпусе, палатам, в столовой и по территории лагеря.

Затем экскурсия по лагерю и его окрестностям. Пусть она будет у вас необычной. Например, игра-путешествие “Здравствуй, лагерь!”. У ребят появляется маршрутный лист. Разделившись на команды, они отправляются по станциям, где встретятся со старичком-лесовичком ( правила поведения в лесу ); Гантелькиным ( о закаливании и зарядке ); водяным ( правила купания, поведения на пляже ); доктором Градусником ( гигиенические правила ); поваром Сладкоежкиным (правила поведения за столом ); Чижиком-Пыжиком (разучивание новой игры); Домовым ( расскажет, что, где, когда, покажет, как заправлять постель, что хранить в тумбочке).

Знакомство с лагерем можно провести в форме игры “Иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что”. Она начинается с общего сбора детей на площадке. Незнайка задает вопросы по истории лагеря или местности. Кто больше даст правильные ответы, та команда получает пакет с указанием места следования. Остальные команды преследуют за ней. Местами встречи с героями из сказок становятся объекты лагеря и живописные уголки окрестности. Сказочные герои могут дать различные задания, например: Соловей-разбойник предлагает свистеть, доктор Айболит - собрать 5 разных лекарственных трав, царь - рассмешить царевну Несмеяну и др. Побеждает команда, собравшая больше пакетов на станциях игры.

Путешествие по лагерю можно совершить в форме игры следопытов. Детям нужно найти волшебный ключ от лагеря. Они получают записку, в которой указано, куда надо идти, с кем встретиться, где найти следующую записку. В ходе игры дети встречаются с врачом, поваром, физруком, завхозом. директором лагеря. Всех работников надо предупредить или подготовить заранее.

Старших ребят нужно знакомить с лагерем иначе. Ведь может получиться так, что ваши ребята ориентируются в лагере лучше вас. В этом случае пусть они покажут вам лагерь, расскажут о нем.

Можно организовать знакомство с лагерем через “Школу начинающего разведчика”. Для этого нужно создать несколько групп по сбору секретной информации. Каждый такой группе вручается пакет с перечнем вопросов, которые особенно интересуют “центр”. На сбор “стратегических данных” дается один час. Каждая группа действует автономно, быстро, по возможности незаметно. Вопросы в пакете с грифом “Совершенно секретно” могут быть такие:

  1. Как зовут директора лагеря, какого цвета рубашку он любит носить?

  2. Сколько корпусов в нашем лагере?

  3. Умеет ли плавать шеф-повар, если да, каким стилем?

  4. Сколько окон в столовой лагеря?

  5. Сколько скамеек на территории лагеря?

  6. Где в лагере растет самая большая береза?

  7. Как зовут собаку сторожа лагеря?

  8. Какую книгу в настоящее время читает вожатый первого отряда?

  9. Какой номер машины лагеря? и др.

Во время знакомства с территорией и окрестностями лагеря можно вместе с детьми определить места для физзарядки, отрядного костра, сборов, рыбалки, сбора ягод и т.п.

Ближе к обеду одному воспитателю следует сходить в столовую, узнать у администрации лагеря места питания ребят вашего отряда, назначить дежурных по столовой и вместе с ними организовать обед. Как только столы накрыты, один из дежурных приглашает отряд с другими воспитателями на обед. Обычно, один взрослый руководит порядком в зале, другие обедают, чтобы организованно увести потом отряд из столовой. Дежурные с одним воспитателем остаются, убирают грязную посуду, несут на мойку.

После обеда проводится беседа о пользе послеобеденного отдыха. Следует показать детям, как сложить покрывало, одежду. В целях закаливания необходимо добиться, чтобы дети спали в майках и трусах и был обеспечен доступ свежего воздуха.

Один воспитатель организует тихий час, контролирует дисциплину, помогает детям отдохнуть. Рекомендуется организовать дневной сон детям 7-10 лет. Остальные могут сидеть и почитать или рисовать, единственное условие: не должно быть движений и разговоров. Другой воспитатель приводит в это время в порядок список детей, пересчитывает путевки и в назначенный срок представляет директору список отряда вместе с путевками, а врачу - список отряда вместе с медицинскими справками ребят. Сообщает администрации лагеря, сколько всего детей в отряде, сколько мальчиков и девочек, наличие свободных мест в отряде для вновь прибывающих участников смены. Подобная информация необходима руководству лагеря в течение всего организационного периода, пока все дети, выкупившие путевки, не прибыли.

После тихого часа нужно взять под контроль, как дети умываются, показать, как заправляется постель, где висят полотенца для лица и для ног.

После полдника организуются в отряде различные игры, разучиваются песни, чтобы им не было скучно.

После ужина обычно проводится сбор знакомства. Все садятся вокруг костра и начинают рассказывать о себе, передавая друг другу камешек ( значок, шишку ), имеющий какое-то символическое значение. Когда все выговорятся, встают и, положив руки на плечи друг другу, поют песни. Но не всегда это удается.

Каждый мучается, не зная, что рассказать о себе кроме имени, домашнего адреса и телефона, школы и класса. И все мучаются, слушая однотипные рассказы. если же рассказы отдельных детей действительно будут интересны и необычны, то они в дальнейшем могут получить клички “выскочки”, “воображалы” и т.п. Чтобы снять у детей скованность, дать им шанс рассказать о себе и при этом не потерять динамику первого дня, нужно воспользоваться игрой. Вот некоторые из них:

ЗДРАВСТВУЙТЕ. Все встают в круг лицом, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись они пожимают друг другу рук и говорят: ”Здравствуйте!”, называя при этом свое имя. Потом они бегут дальше, встают перед кем-нибудь, и игру продолжают новые участники.

ОПЯТЬ 25. В ходе игры, которая длится 25 минут, на определенную тему (например, лето) дети 5 минут отгадывают загадки; 5 минут сочиняют рассказ-эстафету, которая начинается словами “Дело было летом. Был яркий, теплый день. Ничто не предвещало плохого. Как вдруг...”; 5 минут поют; 5 минут вспоминают пословицы и поговорки, говорят скороговорки; 5 минут играют.

САДКО И ЕГО ДРУЖИНА. Роль Садко играет воспитатель группы, который “собирает” себе корабельную команду. Он задает ребятам вопросы:

Следует заготовить задания серьезные и несерьезные, чтобы можно было и обнаружить потенциальных лидеров, художников, певцов, танцоров, чтецов, спортсменов...и при этом посмеяться.

Для старших ребят нужно в подобную игру ввести элементы авантюрно-приключенческие и даже авантюрные. Например, воспитатель - капитан уголовного розыска - ведет следствие по поводу ограбления “Универмага”. Повсюду осталась масса следов, свидетельствующих о несовершеннолетии преступника. “Капитан” подозревает всех и начинает открытый допрос. Есть ли алиби у присутствующих, что они делали вчера с 21.00 до 21.07, и что вообще они делают в свободное время, а также с кем дружат, куда ходят, какие сны видят и какой образ жизни ведут. Для оживления вечера действием и отвлечься от разговоров можно устроить следственные эксперименты:

Само собой, допрос окончится наличием алиби у всех и отсутствием виновного.

Можно поиграть в краснокожих и бледнолицых. История следующая. Воспитатель и несколько его помощников - “индейцы” и узнали о том, что в их владения (территория лагеря) вторглись бледнолицые люди. Они не хотят начать войну, не узнав, что за люди. Они сочинят послание и подбрасывают остальным ребятам. В нем бледнолицые приглашаются на разговор с мудрейшими племенами. Когда отряд придет на условленное место, начинается полубеседа, полудопрос, цель которого - выяснить, что за люди пожаловали без предупреждения, что они умеют, могут ли они их чему-то научить...Сюжетами могут стать: “Разоблачение иностранного шпиона”, “Выявление космического пришельца”, “Обнаружение человека из будущего” и др.

Другие варианты сбора знакомства:

Вечером важно провести сбор по подведению итогов дня, его называют в лагерях “свечка” или “огонек”.

“Огонек” - это вечерний сбор отряда на своем отрядном месте, у костра или у свечи (“Священного огня”). На нем идут самые важные разговоры об отрядных делах, трудностях, конфликтах. На “огоньке” ближе знакомятся, строят планы на будущее и на завтрашний день, неизменно оценивают себя, товарищей, свою работу.

“Огонек” - это тесный круг, где каждый может сесть, где ему нравится, с кем ему хочется. Здесь говорят и поют вполголоса, в круге каждый видит лица и глаза всех своих товарищей.

Есть и свои правила: “На огоньке товарищу верю я - абсолютное, без всяких проверок доверие”, “На огоньке говорим обо всем, о самом сокровенном, условие одно - всегда откровенно”, “Как думаешь, так говоришь - без уступок, не обсуждай человека, а его действия или поступок”.

Структура “огонька (примерная): 1. Песни, которые поют для настроения, для снятия напряжения и усиления эмоционального фона предстоящего разговора. 2. Разбор прожитого дня (отчеты дежурного по отряду, дежурных по лагерю, советов дел, звеньевых). 3. Откровенный разговор о прошедших и сегодняшних днях, о будущем. 4. Время для творчества (стихи, песни, маленькие конкурсы). 5. Встреча с гостем. 6. Сюрприз для “огонька” (готовит дежурная группа). 7. Коллективное исполнение отрядной песни.

Обсуждение прожитого дня можно провести по следующим вопросам: Что было хорошо? Что удалось выполнить из намеченного? Благодаря кому и чему? Что не получилось? Причины. Что стоит использовать дальше? Что превратить в традицию? Как действовать по другому? и др.

Организация коллективного анализа и оценки деятельности отряда в течение дня является могучим методом в решении задачи активизации детей и повышения их ответственности за свой коллектив, за его жизнедеятельность. Поэтому рекомендуется такие “огоньки” устраивать ежедневно.

Важно включить всех детей в активную деятельность на общую для отряда и лагеря пользу сразу с первого дня. С этой целью могут быть проведены:

ОПЕРАЦИЯ “УЮТ”. Весь отряд делится на несколько групп (бригад). Одна благоустраивает корпус, друга приводит в порядок территорию вокруг него, третья готовит отрядное место для отдыха.

БИРЖА ТРУДА. В лагере создается Биржа труда. которая находит объекты приложения ребячьих сил (уборка территории, прополка, поливка, очистка и др.), устанавливает стоимость работ, дает желающим заработать “деньги” (каждый лагерь может “отпечатать” свои денежные знаки) наряды, принимает и оценивает выполненную работу, выписывает чеки для получения заработной платы в Банке лагеря. В конце смены необходимо организовать обязательную реализацию этих денег (на ярмарке, Сабантуе, днях предпринимательства и т.п.).

ОПЕРАЦИЯ “РВС” (РАЗВЕДАЙ, ВЫПОЛНИ, СООБЩИ). Отряд делится на несколько групп. Во главе с командиром каждая группа направляется на разведку полезного дела. Находит и выполняет его, затем возвращается на отрядное место и сообщает “штабу” о выполнении дела. Указывает на объекты, где в дальнейшем можно приложить усилия отряда.

ДЕЖУРСТВО. В лагерях существует система дежурств с целью привлечения самих детей к руководству жизнью и деятельностью детских коллективов. Обычно на дежурство по лагерю назначается отряд. Воспитатель отряда становится старшим дежурным по лагерю. В этот день он правая рука директора лагеря. Отряд делится на три группы:

  1. “Зоркие” - группа охраны лагеря (часовые на постах и заставах).Они носят красные повязки на рукаве с номером своего поста: №1 - У Государственного Флага Республики (лагеря), №2- у ворот и др.

  2. Группа внутреннего порядка. Дежурные этой группы носят зеленую повязку. В группу входят: зеленый патруль, речной дозор, посыльный директора лагеря, дежурные телефонисты, дежурные сигнальщики.

  3. Группа дежурства по столовой. У этой группы синие повязки. Ребята помогают накрывать на стол, подносить еду, убирать со столов, следить за порядком в столовой. Правда, есть опыт дежурства в столовой групп с каждого отряда, когда дети могут принимать более горячую пищу, чем во время дежурства только одного отряда для всего лагеря.

Дежурные по столовой назначаются на целый день, остальные меняются через каждые два часа.

Кроме этого, в каждом отряде с первого дня пребывания в лагере ведется дежурство: назначаются дежурный по отряду, дежурный санитар, дежурные по палатам на целый день.

Обязанности старшего дежурного по лагерю

  1. Вести день согласно плану на день и утвержденного режима дня.

  2. Обеспечить расстановку детских патрулей на территории лагеря, предварительно проинструктировав их о правах и обязанностях.

  3. Следить за формой одежды детей на день, оперативно решать вопросы ее изменения (обговаривать с врачом).

  4. Помогать работникам кухни организовать питание детей, руководить порядком в столовой.

  5. Контролировать уборку в корпусах и на территории лагеря (в первый же день отряды прикрепляются по участкам территории лагеря для содержания на них чистоты и порядка), проверить санитарное состояние палат, выставлять оценки совместно с врачом и членами санитарного поста.

  6. Следить за выполнением требований по охране жизни и здоровья детей (при организации труда, соревнований, купания и др.).

  7. Знать, где находится руководство лагеря, сколько детей в лагере, сколько больных, отпущенных домой, кто находится вне лагеря, чем заняты отряды.

После окончания дня вновь назначенный дежурный принимает от прежнего дежурного лагерь, совместно совершая обход лагерной территории и корпусов. Все помещения и места сборов детей на территории лагеря должны быть чисты, в порядке, инвентарь должен находиться на соответствующем месте. Обход завершается осмотром спален. Результаты дежурства и обхода записываются в специальном журнале “Лагерное дежурство”.

Обязанности дежурного по отряду

  1. Проводить утренние и вечерние сборы отряда.

  2. Отвечать за выполнение намеченного на день плана.

  3. Помогать совету отряда в организации работы, контролировать работу творческих групп, советов дел по плану отряда на смену.

  4. Следить за своевременной сменой материалов в уголке отряда.

Памятка дежурному у ворот

  1. Перед выходом на дежурство еще раз проверь свой внешний вид, ты должен быть аккуратно одетым, иметь головной убор.

  2. Не оставляй своего поста без разрешения старшего дежурного вожатого.

  3. Не вызывай детей на встречу с родителями, друзьями, ставь в известность старшего дежурного об их приезде.

  4. При входе в лагерь взрослых встань и приветствуй их, попроси назвать пароль или предъявить пропуск, будь при этом вежлив. По просьбе взрослых, имеющих пропуск в лагерь, укажи дорогу к месту следования. Пропускай машины только с табличкой лагеря. В случае невыполнения твоих просьб запиши номер автомашины или фамилии родителей в тетрадь дежурного и доложи вожатому.

  5. Задержи детей, выходящих за территорию лагеря без сопровождения работников лагеря.

  6. При выходе отряда за пределы лагеря в тетрадь дежурного запиши номер отряда, маршрут, срок и цель выхода.

  7. Во время дежурства находись в беседке, в тени, не выбегай на проезжую часть дороги.

Обязанности дежурных по палате

  1. Проверить качество уборки и состояние постелей, порядок в тумбочках.

  2. Убираться в палате: мыть полы, протереть пыль на подоконниках, тумбочках, кроватях.

  3. Проветривать палату.

  4. Контролировать соблюдение чистоты в течение дня.

  5. Отвечать за сохранность отрядных и личных вещей проживающих в палате детей.

Обязанности дежурных санитаров

  1. Проверять санитарное состояние постелей, тумбочек.

  2. Проверять наличие санитарно-гигиенических навыков у товарищей.

  3. Присутствовать при санитарном обходе палат врачом и комиссий.

  4. Организовать прохождение детьми медосмотра перед походами и соревнованиями.

  5. Иметь пакет медицинской помощи и уметь пользоваться им.

Формированию органов детского самоуправления в организационный период способствует создание воспитателем временных творческих групп подготовки того или иного дела. Он подбирает в совет дела кандидатуры детей для того, чтобы за первые дни смены можно было бы определить творческие, организаторские способности ребят, чтобы их способности заметили товарищи и потом рекомендовали самых лучших в выборные органы лагеря и отряда.

Для выявления лидеров следует использовать специальные игры, упражнения, тренинги и дела, например:

Фигуры”. Всем играющим нужно встать в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все должны держаться руками. Ведущий объясняет, что нужно закрыть глаза и используя только устные переговоры построиться квадратом, треугольником и т.д. Сообщается также, что ребята играют на пространственное воображение и внимательность. Во время игры можно заметить лидера.

Стульчики”. Играющие сидят на стульях. Причем стулья стоят вразноброс. Одновременно ребята должны встать, обойти вокруг стула и одновременно сесть. Важно заметить того, кто первым подал команду.

Киностудия. Предлагается командам снять фильм, для чего нужно назвать человека, который сможет организовать съемки фильма. Выбирается “режиссер”. Он выбирает себе помощников, причем выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. Каждой “киностудии” предлагается подготовить в течение 1-20 минут сценку на тему жизни детского коллектива. После проведения этого дела ведущий предлагает провести в каждой команде анализ, кто оказался реальным лидером в ходе подготовки “кинофильма”.

Слон”. Из спичек необходимо в течение минут выложить “слона”.

Паутина”. Нужно пройти с предметом, сооруженным из веток.

Стена”. На середине зала из стульев сооружена “стена”. Отряду нужно перейти через нее на другую сторону, не обходя стену и не трогая его ни руками, ни ногами. Нужно следить, кто возьмет в свои руки инициативу и предложит вариант выхода из ситуации, а также организует детей на решение задачи.

Высшим органом детского самоуправления является сбор.На сборе решаются все важнейшие вопросы жизнедеятельности отряда. На сборе, который проходит в первые дни жизни в лагере, происходит организационное оформление отряда. Структура организационного сбора: 1) линейка, рапорт дежурного по отряду о готовности к сбору; 2) объяснение прав и обязанностей каждого члена отряда на сборе, о необходимости выбора совета отряда и его председателя; 3) решается вопрос о количестве совета отряда; 4) ребята предлагают и обсуждают кандидатуры в совет отряда; 5) выборы в совет отряда и его председателя; 6) распределение по звеньям и выборы звеньевых ( примерное количество мальчиков и девочек должно совпадать); 7) распределение поручений ( запевала, костровой, помощник воспитателя, физорг, культмассовик, квартирмейстер и др. - как решат сами ребята); 8) разрабатываются нормы жизни коллектива; 9) решаются вопросы о названии, девизе жизни, песне и речевках отряда или решение этих вопросов поручается совету отряда; 10) линейка, принятие решения сбора.

Действительно, у каждого отряда в лагере должны быть свое лицо, свои традиции, отличающие его от других.

Девиз. Краткое афористичное выражение, которому дети следуют в своей деятельности. Оно не должно быть громоздким. Примеры: отряд “Верность” - “За все будем бороться смело, верность докажем делом!”, отряд “Компас” - “В походе и труде - впереди везде”.

Песня. У каждого детского коллектива должны быть свои любимые песни: костровые, походные, шуточные. Хорошая песня дает ребятам опыт коллективных переживаний, воспитывает их.

Цвет. У отряда есть свой цвет. Цветовая эмблема поможет ребятам быстро найти своих, определить место нахождения отряда, отличиться от других.

Заповеди. Часто детские коллективы придумывают свои заповеди, вытекающие из каких-либо традиций, сложившихся в отряде, например: Чем больше трудностей, тем больше бодрости! Получил приказ не пищи, легкой жизни не ищи! В отряде живут без “я”, как друзья. Всем на удивление -одно местоимение - “Мы”. Думай, разведывай, соображай, решения и планы свои уважай. Начинай день с песни! и др. Нельзя брать готовые заповеди и “внедрять” их в жизнь отряда. Они рождаются в делах.

Тайный знак. Ребята придумывают свой тайный знак, по которому узнают о делах отряда, о местах, где он находится.

Сигнал. Можно придумать своему отряду особые сигналы (свистком, дудкой, горном): сигнал немедленного сбора, вызов дежурных, тревога и т.п.

Эмблема. Это символический рисунок, отражающий сущность его названия, профильность. Эмблему носят на пилотках, на рукавах, на груди.

Визитка. Живая визитная «карточка» отряда рассказывает о том, какое название у отряда, что оно означает, каков девиз отряда и как ему следуют члены коллектива в лагере, какие интересные ребята собрались в «команде», что они знают и умеют, каковы планы отряда и т.д. В «Визитке» можно использовать различные эстрадные жанры и приемы: стихи, песни, пантомима, построения, плакаты, таблички, рисунки, речевки, кричалки, сценки и др.

ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ

До недавнего времени считалось возможным при подготовке к работе в детском лагере вооружить воспитателей своеобразным набором сценариев массовых дел для организации досуга с пользой для ребенка, причем при определении этой пользы шли от принципов школьного воспитания. Сегодня невозможно лишь провозгласить, что именно интересы и желания ребят являются приоритетными в деятельности лагерей, необходимо самим их уметь определить с помощью научных методов. Изучение детей и подростков поможет воспитателю:

Исследование детей и подростков традиционными методами и применением обычных для взрослых социологических методик неэффективно и требует специальной переработки, адаптации. Способов получить необходимую информацию о ребятах много: можно проанализировать их заметки, рисунки, можно наблюдать за детьми, провести беседы или интервью, просить их заполнить анкету.

Опрос - метод сбора информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. Бывают опросы письменные - анкета и устные - интервью.

Для определения темы опроса можно проанализировать детскую и молодежную прессу: о чем чаще пишут сами дети. Для выявления тем могут быть использованы и такие методы:

После определения темы можно приступать к составлению самих вопросов. Они бывают разные. Закрытый вопрос - это такой вопрос, на который уже даны несколько вариантов ответов, а ребенок только выбирает ответ, который больше для него подходит. Открытый вопрос предполагает, что отвечающий может написать или сказать устно свой любой ответ. Придумав вопросы, проверьте их этим тестом:

  1. Вопрос будет интересен ребятам?

  2. Вопрос получился конкретным?

  3. Ребята смогут кратко ответить на этот вопрос?

  4. Ребятам не будет трудно вспомнить то, о чем спрашиваю?

  5. Вопрос короткий?

  6. Понимают ли ребята все слова, названия, которые я включил в вопрос?

  7. Смогут ли ребята ответить на вопрос без страха, опасения за себя или за своих родителей, других ребят в группе?

  8. Учитываются ли возрастные особенности восприятия тем?

  9. Имеются ли веселые вопросы, которые оживят при опросе детей?

  10. Сформулирован ли вопрос в личностной форме с обращением на “ты”?

  11. Учтен ли “разговорный” детский язык?

  12. Не содержит ли вопрос прямой или косвенной подсказки? (например, вместо “Ты по утрам делаешь зарядку?” нужно: “Что делаешь обычно по утрам?”)

  13. Учтено ли то, что на вопрос будут отвечать и мальчики, и девочки, обозначена ли грамматическая категория рода? (Отдыхал(а) ли ты в лагере?)

При составлении вопросов нужно учитывать соотношение открытых и закрытых, прямых и косвенных, основных и контрольных (Так после вопроса о том, много ли читает опрашиваемый, следует просьба назвать, что он читает сейчас).

Можно опросить всех ребят или группу из них, при этом соблюдая правило: в этой группе должны быть ребята разных возрастов, мальчики и девочки.

При проведении опроса, учитывая осознание детьми своего подчиненного положения в лагере, надо прикладывать максимум усилий для создания благоприятного комфортного психологического состояния опрашиваемых. Необходимо исключить опасение за последствия опроса и неприятные, негативные эмоциональные состояния. Нужно соблюдать правила:

  1. Вступление, обращение к отвечающим на вопросы, инструктивные указания по заполнению анкеты должны быть четкими, доходчивыми, простыми и понятными.

  2. И заполнение анкеты, и интервью не должны длиться слишком долго (не более 30 минут).

  3. В конце нужно поблагодарить за ответы: ребята потратили на вас свое время и душевные силы.

Воспитатели отрядов должны понимать характеристики личностного роста и развития и специальные потребности обслуживаемых возрастных групп.

ОБЩИЙ АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Характеристики развития детей 6-7 летнего возраста.

Физический рост и развитие: а)период медленного роста; б) рост тела, руки и ноги растут быстрее; в) хорошее общее управление, небольшие мускулы, координация глаз и рук слаба, но увеличивается к 7 годам.

Поведение: а) в игре и спорте внимание рассеивается, с тенденцией концентрации; б) высокий уровень активности; в) стремление научиться общаться с людьми вне семьи; г) стремление научиться различать, что такое хорошо, что такое плохо; д) сознание различий пола; е) развитие скромности; ж) становление независимости и предоставление времени на самостоятельные занятия; з) несоответствующий уровень зрелости, ребенок может быть целеустремленным, агрессивным или стремящимся к соревнованиям.

Особенности работы с ними:

Характеристики развития детей 8-10 летнего возраста.

Физический рост и развитие: а) постоянный медленный рост; б) девочки сильно опережают рост мальчиков на два года; в) медленное взросление мальчиков является их “недостатком” из-за стресса относительно их физических способностей; г) для бурного роста мальчики и девочки имеют равную силу, затем мальчики становятся сильнее и часто приобретают атлетические характеристики и навыки; д) продолжается развитие мускулов, увеличивается управление малой мускулатурой; е) навыки манипуляции и координации рук и глаз повышается.

Характеристики поведения: а) стабильные черты -агрессивность мальчиков и подчиненность девочек; б) эта возрастная группа обычно энергична, быстра, настойчива, обладает энтузиазмом; в) часто беспокойные состояния, поэтому нуждаются в постоянной деятельности; г) стремятся к большой мускульной активности, организованным коллективным играм; д) шумно спорят, но при этом с развитым воображением и влюбчивы; е) развитое самосознание, боязнь поражения, чувствительны к критике; ж) интересы меняются, время заинтересованности короткое; з) мальчики по-прежнему стремятся играть с мальчиками, девочки с девочками. Мальчики и девочки стремятся к соперничеству; явны становятся взаимоотношения между полами; и) начало обучения моральным устоям и применения принципов определения, что такое хорошо, а что плохо; й) огромный интерес и любопытство ко всему вокруг; к) становятся независимы вне семьи и учатся отношениям со взрослыми.

Особенности работы с ними:

Характеристики развития детей 11-13 летнего возраста.

Физический рост и развитие: а) период замедленного роста следует за периодом быстрого роста и веса. Это обычно происходит от 9 до 13 лет, хотя мальчики созревают на 2 года позже, чем девочки; б) в этом возрасте девочки обычно выше и по весу больше мальчиков; в) созревание органов воспроизведения, развиваются вторичные признаки; г) быстрый рост мускулов; д) опасность переутомления, девочки становятся менее активны.

Характеристики поведения: а) широкий диапазон индивидуальных различий на уровне зрелости; б) стремление к групповому поведению продолжается, мальчики более склонны к групповому поведению, чем девочки; в) время, когда дети чувствуют себя беспокойно и неудобно; г) между мальчиками и девочками развивается антагонизм и они дразнят друг друга; д) мнение группы менее важно, чем у взрослых; е) тенденция к тому, чтобы быть выше критики, не склонны к коллективным действиям; ж) самоощущения о физических изменениях; з) появляется интерес в заработке; и) развитое воображение и эмоциональность, явное обожание героев; й) уверенная независимость от взрослых; в то же время стремление к усилению любви к некоторым взрослым.

Особенности работы с ними:

  1   2   3   4   5   6   7


ТАЗИЕВ С.Ф.ОРГАНИЗАЦИЯ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации