Гаранжа А.П. курс лекций по конституционному праву зарубежных стран - файл n1.doc

Гаранжа А.П. курс лекций по конституционному праву зарубежных стран
скачать (1802 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1802kb.24.08.2012 01:28скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Тема 1. Конституционное право в зарубежных странах: отрасль права, наука, учебная дисциплина
1. Понятие конституционного права зарубежных стран.

  1. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах (предмет, метод, система, конституционно-правовые отношения, источники, место и роль в правовых системах зарубежных государств).

  2. Конституционное право как наука (понятие, значение, зарождение и развитие, основные школы).

4. Конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина.

1. Понятие конституционного права зарубежных стран

Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права – такой отрасли права не существует. Существует конституционное право конкретной страны (индийское, французское, бразильское). Нет также и науки с таким названием. При употреблении термина конституционное право зарубежных стран речь идет о собирательном явлении, о комплексном и сравнительном изучении конституционного права стран зарубежья, об ответвлении от единой науки конституционного права, а также об учебной дисциплине. В связи с тем, что конституционное право в правоведении рассматривается в трех аспектах: как отрасль права конкретных государств, как наука и как учебная дисциплина в системе юридического образования, рассмотрим сначала его в первом аспекте.
2. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах
2.1 Предмет и метод конституционного права

Самостоятельность конституционного права в правовой системе любой страны обуславливается, прежде всего, его особым предметом регулирования. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением публичной, главным образом государственной власти.

Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирования.

Основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования – под которым понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.

К основным методам в конституционно-правовом регулировании общественных отношений относятся:

В целом конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах, что объясняется природой тех общественных отношений, которые регулируются нормами конституционного права.
2.2. Определение конституционного права зарубежных стран

Установив предмет и метод конституционного права можно сформулировать определение данной отрасли права как систему правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы органов публичной власти.
2.3. Система конституционного права

Конституционное право представляет собой сложную систему, включающую множество взаимодействующих частей и элементов, которые характеризуют его внутренне строение и обособляют от других отраслей права. Основные части и элементы системы конституционного права – это его общие принципы, а также институты и нормы.

Общие принципы конституционного права – это выраженные в содержании данной отрасли права основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регулирование общественных отношений.

Общие принципы, составляя каркас системы конституционного права, придают ей единую систему направленность. Они регулируют общественные отношения не непосредственно, а через конкретные конституционно-правовые нормы, соответственно воплощаясь в этих нормах и в правоприменительной деятельности органов власти.

В конституционном праве можно выделить две группы общих принципов.

К первой группе относятся принципы, которые не формулируют конкретных прав и обязанностей и не всегда обеспечены правовыми санкциями, но при этом они имеют определяющее значение для многих конституционно-правовых норм. К ним относятся:

Ко второй группе относятся принципы, которые имеют четкую юридическую форму выражения и непосредственно применимы в государственной деятельности; например:

Вторым элементом системы конституционного права являются конституционно-правовые нормы представляющие собой общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

Конституционно – правовые нормы отличаются от норм других отраслей права тем, что они регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства.

Как правило, они имеют двухэлементную, или даже одноэлементную структуру. Чаще всего в них отсутствует санкция, но нередко и гипотеза. Система конституционного права каждого отдельного государства содержит большое число норм.

Их можно классифицировать по следующим основаниям.

По функциональной направленности различаются нормы регулятивные и охранительные.

Большинство норм конституционного права относятся к регулятивным. Они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы чаще всего представляют собой запреты. Так, ст.9 Конституции Японии гласит: « Право на ведение государством войны не признается».

По характеру регулируемых общественных отношений выделяются нормы материальные и процессуальные. Пример материальной нормы дает ст.53 Конституции Италии: «Все обязаны участвовать в государственных расходах». К процессуальной норме можно отнести ст.48 Конституции Франции: «Одно заседание Парламента в неделю отводится для обсуждения вопросов, вносимых членами Парламента и ответов Правительства».

По способу воздействия на субъекты права можно выделить нормы:

В так называемых идеологизированных конституциях имеются нормы, которые определяют экономические, социальные, политические цели и задачи общества и государства.

Соответственно в них можно выделить:

По действию во времени нормы Конституционного права подразделяются на постоянные, временные и исключительные.

У большинства норм срок действия неопределенный.

Временные нормы содержатся в переходных положениях, регулирующих переход от состояния до вступления в силу данного акта к состоянию, предусмотренному этим актом.

Исключительные нормы устанавливаются, как правило, на случай чрезвычайных обстоятельств, приостанавливая на это время действие отдельных постоянных норм.
Третьим элементом системы конституционного права являются его институты, представляющие собой отдельные группы норм регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения.

К числу конституционно – правовых институтов относятся такие, как правовой статус человека и гражданина, основы общественного строя, форма правления, избирательное право, народное представительство, конституционный контроль и др.

Крупнейшие институты конституционного права рассматриваются как подотрасли конституционного права, например, парламентское право.
2.4. Конституционно – правовые отношения

В результате юридических фактов на основе действия норм конституционного права между различными сторонами возникают конституционно-правовые отношения, участники которых именуются субъектами конституционного права.

В их число обычно включаются:

В Великобритании англиканская и шотландская пресвитерианская церковь обладает правом законодательной инициативы по вопросам ее деятельности.

Говоря о субъектах конституционного права нельзя не остановиться подробнее на понятии конституционно-правовых отношений и их специфике.

Конституционно-правовые отношения можно определить как общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе, индивидуализированные общественные связи между субъектами конституционного права. Содержанием этих отношений является социальное поведение субъектов конституционного права, обеспечиваемое и направляемое государством путем определения их конкретных прав и обязанностей.

В структуре конституционно-правового отношения имеется и третий элемент: объект.

Объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например: жилище, так и нематериальные блага, такие как свобода.

Конституционно-правовые отношения могут быть следующих видов:

В материальных правоотношениях реализуются права и обязанности, составляющие содержание правоотношений. В процессуальных правоотношениях реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих обязанности субъекта (например, право частной собственности охраняется законом).

Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права. Индивидуализация связи между ними выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей. Например, ст.49 Конституции Италии провозглашает: «Все граждане имеют право свободно объединяться в партии». Указанная специфика позволяет понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства.

Конституционно-правовые отношения образуют ту социально-правовую основу, на которой складываются конкретные правоотношения.
2.5. Источники конституционного права

Изучение любой отрасли права невозможно без изучения ее источников.

Под источником права в юридическом смысле понимаются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы.

В подавляющем большинстве государств основной массив источников конституционного права составляют нормативные правовые акты.

Главный источник данной отрасли права это, безусловно, основной закон государства – конституция, которая обладает верховенством в отношении любых других нормативных правовых актов страны. Важность этого источника связана с тем, что именно в конституции фиксируются основные права и свободы, принципы общественного и государственного устройства. Именно в конституции закрепляются те начала и принципы, которым обязаны следовать все субъекты конституционного права от личности до государства.

Структура конституции определяет, как правило, общую структуру конституционного права как отрасли национального права.

Конституционные принципы лежат в основе настроения всей национальной системы права и во многом определяют характер образующих ее отраслей.

Вторым по важности источником конституционного права являются законы. В формальном смысле слова законом является нормативный акт, принятый в соответствии со специальной процедурой законодательным органом, формируемым на основе всеобщего избирательного права.

По своему значению и характеру регулируемых общественных отношений законы подразделяются на конституционные, органические и обычные.

Конституционными законами в ряде зарубежных стран именуют акты, посредством которых вносятся изменения и поправки в Конституцию. Такие законы принимаются в соответствии с процедурой, предусмотренной для принятия поправок к Конституции. Как правило, это особо усложненный процесс. В Италии конституционные законы принимаются по отдельным, указанным в Конституции вопросам. Конституционные законы имеют большую юридическую силу, чем другие законы, но меньшую, чем Конституция.

Органические законы регулируют какой-либо институт конституционного права в целом. Так, Конституция Франции предусматривает урегулирование органическими законами статуса Конституционного совета (ст.63), Высокого Суда правосудия (ст.67), Суда Правосудия Республики (ст.68), Экономического и социального совета (ст.71), порядка выборов палат Парламента (ст.25).

Порядок принятия органических законов в разных странах не одинаков. Но характерными особенностями принятия таких законов является ограничение круга субъектов права законодательной инициативы, принятие этих законов абсолютным большинством голосов. В некоторых странах органические законы до подписания их главой государства подлежат обязательному направлению на проверку в орган конституционного контроля. Норма органического закона имеет преимущество перед нормой обычного закона.

Обычные законы образуют основную массу законодательных актов. В отличии от конституционных и органических законов, обладающих повышенной юридической силой, обычные законы регулируют менее важные общественные отношения, образующие предмет конституционного права. Принимаются обычные законы на основе процедуры, предусмотренной в Конституции.

Важным источником конституционного права является региональное законодательство. В частности, законодательство субъектов федерации. Во многих федеративных государствах установлено исключительная сфера ведения субъектов федерации. Применительно к данной сфере общественных отношений роль самостоятельного источника конституционного права выполняет закон субъекта федерации. В унитарных государствах такими источниками являются законы субъектов политической автономии.

Источником конституционного права являются внутригосударственные публично-правовые договоры, которые регулируют конституционные проблемы в тех случаях, когда заключившие их субъекты на это управомочены. Так, согласно ст.145 Конституции Испании статусы автономных сообществ могут предусмотреть случаи, условия и цели, в которых автономные сообщества могут заключать между собой соглашения для управления и взаимного оказания услуг, а также характер и последствия уведомления об этом Генеральных кортесов (парламента Испании).

К такого рода источникам относится национальный пакт 1943 года в Ливане о распределении высших государственных должностей между представителями разных конфессий. Договор 1998 года сроком на 20 лет между Францией и ее бывшей колонией Новой Каледонией, согласно которому Новой Каледонии передавались некоторые полномочия органов государства.

К источникам конституционного права относятся регламенты парламентов и их палат содержащие нормы, определяющие организацию и процедуру работы парламента. Эти акты принимаются либо в форме постановлений каждой из палат в двухпалатном парламенте и не нуждаются в одобрении другой палаты и подписи главы государства, либо в форме закона при однопалатном парламенте.

Следующим видом источников конституционного права являются нормативные правовые акты главы государства и исполнительной власти. Это указы монарха, декреты президента, постановления правительства, акты министров, постановления центральной избирательной комиссии по вопросам проведения выборов.

Среди нормативных актов исполнительной власти наиболее важное значение имеют акты, обладающие силой закона, которые издаются правительством на основе делегирования полномочий парламентом (Великобритания), либо на основе, принадлежащей правительству по Конституции регламентарной власти (Италия), либо в соответствии с исключительными полномочиями президента (Франция).

В качестве источников конституционного права выступают акты органов конституционного контроля. Это решения Конституционного совета Франции, конституционных судов Германии, Италии, Болгарии, Венгрии, конституционных трибуналов Испании, Польши, Верховных судов США, Индии, Японии, содержащие конституционно-правовые нормы о конституционности законов и других нормативных актов, о компетенции государственных органов, о толковании Конституции. Фактически многие акты органов конституционного контроля имеет ту же юридическую силу, что и конституционные нормы.

На локальном уровне в различных государствах действуют свои источники конституционного права: уставы, статуты, хартии муниципальных образований, регулирующие вопросы местного самоуправления.

В некоторых странах источником конституционного права выступает судебный прецедент, то есть решение суда по конкретному делу, которое признается обязательным при рассмотрении в последующем аналогичных дел. Особенно широко судебный прецедент применяется в Великобритании, США, Индии, других странах воспринявших англосаксонскую систему права. Так, в Великобритании именно судебный прецедент обосновал институт контрассигнатуры, сформулированный следующим образом: «Король не может действовать один».

Признание судебного прецедента источником конституционного права означает, что судебные органы осуществляют не только юрисдикционную функцию, но и правотворческую.

Господство судебного прецедента порождает большую казуистичность правовой системы и требует значительно более высокого профессионализма при работе с правовым материалом.

В отдельных странах, таких как Великобритания, Новая Зеландия и некоторых других странах англосаксонского права источником конституционного права считаются обычаи, под которыми понимаются сложившиеся в практике единообразной деятельности органов государства правила имеющие устный характер, нигде в официальных изданиях не записанные, опирающиеся на консенсус участников отношений и не пользующихся судебной защитой в случае их нарушения.

В Великобритании многие положения существуют именно в форме сложившихся на протяжении столетий обычаев. Например: «Король должен согласиться с биллем, прошедшим через обе палаты Парламента» или «Лидер партии большинства – Премьер-министр».

Неписаные обычаи, восходящие к временам и условиям племенной жизни, используются как источник права при регулировании конституционно-правовых отношений в некоторых странах Африки и Азии.

Специфическим источником права, в том числе и конституционного в отдельных государствах выступают своды религиозных правил. При этом, юридическая сила их превосходит даже силу конституционных норм. К таким странам относится Исламская Республика Иран, где высшим источником права является шариат – свод норм мусульманского права.

К числу источников конституционного права относятся нормативные правовые акты интеграционных объединений государств и международные договоры.

Наиболее развитым интеграционным объединением государств, в ведение которого государства – участники передают ряд своих суверенных прав, относятся Европейские сообщества, объединенные в рамках Европейского Союза.

Учредительные акты Союза, а также принимаемые его органами нормативные акты являются актами прямого применения и обладают верховенством по отношению к национальным нормативным правовым актам любого уровня. В случае коллизии между нормой национального права и права ЕС национальные суды государств – членов Союза должны применять норму права ЕС. Иное решение может быть оспорено в Суде Европейских Сообществ, чье решение носит окончательный характер. Каждое государство, вступающее в ЕС, обязано применять нормы права Союза. В случае, если конституция или иные нормативные акты приходят в противоречие с этими обязательствами, они должны быть пересмотрены и изменены прежде, чем будет осуществлена ратификация учредительных актов и договора о вступлении в Союз.

Так, вступлению Великобритании в состав ЕС предшествовало принятие специального Европейского Акта 1972 года, который в императивной форме установил прямое применение норм права ЕС, несмотря на то, что Великобритания принадлежит к числу государств, в которых суды при вынесении решений ссылались на нормы национального права.

Ратификации Маастрихтского договора о создании ЕС 1992 года предшествовали пересмотры конституций ряда государств членов Союза, в частности Франции, Германии, Ирландии. В Конституции Франции появилась новая XIV глава, посвященная Европейским Сообществам и ЕС.

Достаточно близким к актам интеграционных объединений является правовой режим такого источника конституционного права как международные договоры и соглашения. В период после II Мировой войны появилась целая группа международно-правовых актов, которые непосредственно трактуют и регулируют осуществление прав и свобод, закрепляемых на конституционно-правовом уровне в системе национального права. В первую очередь, это относится ко «Всеобщей декларации прав человека» 1948 года, «Международным пактам о правах человека» 1966 года. Закрепленные в этих актах положения обязательны для государств их ратифицировавших.

Основное отличие их от актов интеграционных объединений состоит в том, что они, как правило, не снабжены юрисдикционной защитой, за исключением «Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод» 1950г., предусмотревшую создание специальных контрольных органов, прежде всего это относится к Европейскому суду по правам человека, обладающему правом вынесения обязательных решений, подлежащих неукоснительному исполнению и Комитету Министров Совета Европы, контролирующему выполнение решений Европейского Суда.

К источникам Конституционного права в некоторых африканских государствах относятся национальные и революционные хартии (Алжир, Мадагаскар), Акты единственных правящих партий в Конго и Замбии, а также Декреты военных и революционных советов - временных органов государственной власти, создававшихся после военных переворотов.
2.6. Место и роль конституционного права в правовых системах зарубежных государств

Система права каждого государства состоит из множества отраслей, среди которых конституционное право занимает ведущее место. Это место обусловлено значимостью общественных отношений регулируемых данной отраслью права, а также тем, что конституционное право находится в центре взаимодействия всех отраслей права. В Конституционном праве провозглашаются такие положения, которые служат исходными принципами других отраслей права.

Поскольку конституционное право определяет структуру, принципы организации, порядок деятельности, общую компетенцию органов государственной администрации, отношения с ней человека и гражданина, то тем самым оно устанавливает основы административного права. В связи с тем, что конституции все чаще регулируют основы экономических отношений, тем самым конституционное право определяет основы гражданского, коммерческого, финансового, трудового права. Подобным образом, конституционное право устанавливает исходные позиции для других отраслей права конкретной страны. Конституционное право устанавливает также порядок принятия и изменения отраслевых правовых норм.
3. Конституционное право как наука

Рассмотрим конституционное право зарубежных стран во втором его аспекте – как наука.
В этом аспекте конституционное право зарубежных стран есть часть общей науки конституционного права соответствующей страны, изучающей конституционно-правовые нормы, принципы и институты, а также общественные отношения, которые регулируются ими. Изучает наука также практику реализации конституционно-правовых норм и институтов, с целью установления закономерности их развития и разработки обоснованных рекомендаций законодателю и правоприменителю по совершенствованию и применению соответствующих правоположений. С этой целью изучаются также теории и взгляды, разрабатываемые исследователями конституционного права.
3.1. В науке конституционного права используется свой методологический инструментарий

К таковому можно отнести:


3.2. Зарождение и развитие науки конституционного права

Наука конституционного права по историческим меркам весьма молода, поскольку ее отпочкование от философии, социологии, политологии произошло в начале XIX века.

Становление основных идей конституционного права и зарождение науки конституционного права связано с эпохой падения феодального абсолютизма и теоретическими разработками так называемых просветителей работавших в Великобритании, Франции, Северной Америке. Гроций, Спиноза, Гоббс, Монтескье, Локк, Руссо сформулировали и обосновали важнейшие положения, которые легли в основу конституционного права. Это конституционализм, народный суверенитет, разделение властей, народное представительство, парламентаризм, естественные неотчуждаемые права человека, ответственное правительство, местное самоуправление.

Политическая философия просветительства была направлена на необходимость преобразования существовавшего государства, его институтов и методов правления.

Исходная установка при этом была такова: «Заменить правление людей правлением закона».

Эти идеи нашли свое воплощение в первых в истории человечества конституционных документах: Декларации независимости США 1776 года; Конституции США 1787 года; Французской декларации прав человека и гражданина 1789 года; Польской и Французской Конституциях 1791 года.

Идеи просветителей нашли свое развитие в конце XVIII – первой половине XIX века в трудах правоведов – конституционалистов в частности, англичанина Блэкстона, издавшего «Комментраии к английским законам», французов Эсмена и Токвиля, немцев Лабанда и Гнейста, американца Уиллоуби, англичан Бэджгота, Мэя, Дайси, Милля, создавших в своих фундаментальных работах классические теории конституционного права, конституционно-правовые доктрины парламентаризма, правового, социального, демократического государства.

В конце XIX – начале XX века в развитие науки конституционного права существенный вклад внесли французы Дюги и Ориу; итальянцы Орландо, Парето и Моски; американцы Брайс и Лоу; немцы Еллинек и Вебер. В их трудах выдвигаются теории ограничения роли парламента, усиления исполнительной власти, «колониального государства», корпоративной демократии, «рационализированного парламентаризма».

Крупнейшими представителями современной западной науки конституционного права являются:

Бюрдо, Дюверже, Прело, Ведель, Лесаж во Франции;

Дженнингс, Филипс, Макинтош, Маршалл, Бромхед в Великобритании;

Паунд, Корвин, Кельзен, Левенштейн, Трайб в США;

Маунц, Хессе, Штерн, Навяски в Германии.

Этими исследователями разработаны теории плюралистической демократии, правящей элиты, технократии, обусловленные воздействием на общественную жизнь достижений научно-технического прогресса.

На взгляды и труды зарубежных ученых после II Мировой войны большое влияние оказал марксизм, социалистические идеи были восприняты в ряде государств. Это привело к усилению внимания в науке конституционного права к социальным аспектам, к расширению и даже изменению объекта конституционного регулирования и предмета изучения. Как известно, в конституциях, принятый до II Мировой войны, вопросы общественного строя, духовной жизни общества, а также такие важные стороны правового положения личности как социально-экономические права почти не регулируются, поскольку основное внимание в них уделяется личным и политическим правам, органам государства, их взаимоотношениям.

Новейшие конституции, принятые после II Мировой войны, так же как итальянская, французская, швейцарская, финляндская и многие другие гораздо более полно регулируют главные сферы общественной жизни.

В нашей стране проблемам конституционного права зарубежных стран посвятили свои работы такие исследователи как Дурденевский, Гурвич, Левин, Трайнин, Крутоголовов, Крылов, Маклаков, Мишин, Савицкий, Туманов, Топорнин, Страшун, Фарберов, Златопольский, Коток, Чиркин, Козлов, Урьяс, Кашкин, Энтин, Кукушкин, Юдин, Баглай, Лейбо и другие.

Основу сегодняшней российской конституционно-правовой доктрины составляют демократические взгляды на устройство государства, в концентрированной форме выраженные в идее правового государства и главенства института прав и свобод человека и гражданина.
3.3. Наука конституционного права и ее школы

Наука конституционного права как всякая другая наука развивается, совершенствуется. На первых этапах развития господствующее положение в ней занимала классическая школа или как ее называют иначе, юридическая, поскольку ее представители видели свою главную задачу в разработке основополагающих принципов, норм, категорий конституционного права, систематизацию его норм, восполнение пробелов. Для обоснования такого научного подхода использовалась методология юридического позитивизма, то есть сознательное ограничение предмета науки лишь правовой формой общественных явлений.

На подходы представителей этой школы к проблемам конституционализма, парламентаризма, законотворчества серьезное влияние оказывало то, что в этот период преобладающей формой правления была монархия переживавшая этап превращения в парламентарную монархию (до I Мировой войны в Европе было всего 3 республики).

Этим, в частности, объясняется, что представители юридической школы очень большое внимание уделяли правовому положению главы государства, его взаимоотношениям с представительными органами, понятие суверенитет рассматривалось ими только как государственный, а не как суверенитет народа.

Юридическая школа, начиная с 20-х годов прошлого века, постепенно теряет свое значение уступая свои позиции политологической, представители которой призывают к необходимости изучать не только нормы конституционного права, но и реальную роль политических институтов, институтов государственности. В рамках политологической школы во второй половине XX века сформировалась демократическая доктрина конституционного права. Основная ее идея это организация и функционирование государственной власти в соответствии с принципами правовой государственности при главенствующей роли института основных прав и свобод человека и гражданина.

Если в начале XX века правовое государство было не более чем доктринальным понятием существовавшим в теоретических разработках исследователей конституционного права, то сейчас это принцип, закрепленный в большинстве действующих конституций в качестве основы конституционного строя. Не менее важно и то, что если сто лет назад понимание правового государства ограничивалось исключительно рамками юридического подхода, то в настоящее время общепризнано, что правовое государство может реализовываться только будучи одновременно социальным государством.

Характерной чертой развития современного конституционного права является, что многие конституционные принципы и нормы в результате деятельности ООН и других международных организаций приобрели характер международно-правовых стандартов.

В то же время разработанные этими организациями международно-правовые акты также как «Всеобщая декларация прав человека», «Международные пакты о правах человека» включаются в тексты новейших конституций.
4. Конституционное право зарубежных стран – как учебная дисциплина

Перейдем к рассмотрению понятия конституционного права зарубежных стран в третьем его аспекте – учебной дисциплине, которая представляет собой совокупность правовых знаний о конституционном праве как отрасли права и как науке.

Безусловно, в рамках этой учебной дисциплины изучаются лишь основы действующего конституционного права зарубежных стран и науки о нем.

Программа учебного курса «Конституционного права зарубежных стран» предусматривает, что учебный материал состоит их двух частей:

Как известно, многие конституционно-правовые институты, действующие или возникающие в Российской Федерации, появились раньше в конституционном праве зарубежных стран. Это прежде всего конституции, права и свободы человека и гражданина, парламентаризм, разделение властей, федерализм, местное самоуправление и др.

Их изучение позволяет познать закономерности развития этой отрасли права, социальную ценность политических институтов и конституционно-правовых отношений в конкретной стране, а также способствует формированию современного правосознания.

Изучение данной учебной дисциплины совершенно необходимо для приобретения широкого юридического кругозора, без которого не может быть полноценного юриста.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Что составляет предмет и метод конституционного права?

  2. Какова система конституционного права?

  3. В чём состоит характер и особенности конституционно-правовых отношений?

  4. Каковы источники конституционного права зарубежных стран и их специфика?

  5. Дайте понятие конституционного права зарубежных стран.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Тема 1. Конституционное право в зарубежных странах: отрасль права, наука, учебная дисциплина
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации