Ответы к билетам по курсу Теория искусства - файл n1.doc

приобрести
Ответы к билетам по курсу Теория искусства
скачать (300 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc300kb.24.08.2012 01:04скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Методология. Теория искусства в контексте гуманитарных наук.

Искусствознание родилось в недрах исторической науки.

Вопрос «зачем»? Он выходит за грань собственно области искусства – фон, среда, область жизни и духа, это вопрос о контексте, если картину расценивать как основной текст, тут нужны знания в области богословия, философии, литературоведения и т. д.

Искусство и наука об искусстве: теория искусства методология искусствознания.


Методология – практика теории, умение применять нужный метод к нужной теории.

1.Уровень – первичной обработки материала (археологические изыскания), произведение искусства как материальный объект, имеющий свои свойства (момент физического бытия).

2. История искусства – фактология. Само искусствознание родилось в недрах исторической науки, как своего рода источниковедение.

Археология и история (убедительная практика) соединяются в знаточество (каталог).

Знаточество – в недрах позитивизма*

Может быть 3 метода – описательно-дискурсивный, аналитический или синтетический (обобщаю, но обобщения не всегда нужны). Есть еще контекстуальный подход (Синди Кларсон – икона – часть литургии). Разные методы отвечают разной цели.

Нужен опыт переживания, толкования, интерпретации, а не только знание фактов.

Искусствознание должно отвечать на вопрос «что»? ( содержание, изучение значения – семантика, что хотел заказчик, что думал художник и т. д..)

Вопрос «как» (анализ форм).

Вопрос «зачем»? Он выходит за грань собственно области искусства – фон, среда, область жизни и духа, это вопрос о контексте, если картину расценивать как основной текст, тут нужны знания в области богословия, философии, литературоведения и т. д. Это обуславливает присутствие субъективного момента, иррационального, отрицает строгую научность, сродни творчеству, созданию новых идей, мыслей.

*30е годы 19 века – О.Конт. Идея – научному изучению поддается только мир явлений, упразднение философии как метафизики, никаких сверхчувственных субстанций, только обобщение научных знаний, философия как строгая наука, основанная на точном знании – так изучать можно общество, природу, человека. 1 стадия – упорядочивание наук, унификация познания, выявление общих для всех наук законов ( принципы неуничтожимости материи, непрерывности движения , силового сопротивления – Г.Спенсер – его идея прогресса).

2. стадия – упорядочивание явлений в сознании исследователя (сближение с задачами психологии, замена философии психологией познания) 3. стадия – неопозитивизм (20е годы 20 века). Б. Рассел (Англия), Витгенштейн (Австрия), «Венский кружок» - это логический анализ науки. Критерии истинности – правильность построения высказывания (боролись с неопределенностью научного языка связанного с повседневностью, в метафизике и других гуманитарных науках - сплошная поэзия), возможность сведения высказывания к чувственным данным, к фактам, закрепленным в языке. Опыт и совокупность таких фактов – эмпирическая основа науки). Если можно сравнить предложение с чувственными данными, то оно верифицируемо (проверяемо) и значит научно. Верификация – основополагающий принцип + редукция – сведение всего знания к проверяемому на опыте. Отсюда принцип единства научного знания, развитие науки как единый поступательный процесс, в его основе непрерывно расширяющаяся эмпирическая база, последовательное приближение к истине путем усовершенствования предыдущей стадии. Выявление ненаучности традиционных философских идей не подкрепленных опытом. Не нужно высказываться о трансцендентном, недоступном человеческому опыту. Радикально трансформировал позитивизм К. Поппер (Эрнст Ганс Гомбрих – критерий научного знания – опровержимость его, знание, которое в структуре своей содержит опровержение. Причина и следствие – это наше изобретение, фикция, продукт нашей логики, иллюзия. Научное знание содержит нестыковку и только тогда оно научно, тогда есть за что уцепится и идти дальше к истине. Т. е. наука это познавательный процесс, а не идеология застывшая, претендующая на научность. Идея относительности знания. Он сформулировал структурализм – дегуманизация искусства, чтобы найти строгое знание нужно отрешится от человеческого мышления, безличная структура, не взаимоотношение мира и субъекта, а отношение неосознаваемых структур, общие фундаментальные структуры на принципе взаимодополнитеьности, которые действуют во всех сферах жизни, некие бинарные оппозиции, пафос универсальности).

Один из принципов неопозитивизма – феноменология – научное исследование не самих вещей, а их феноменов, данностей человеческого опыта (Гуссерль - нет предметов – есть феномены в нашем сознании. Быть можно только в сознании. Нужно очистить сознание и посмотреть на феномены, вещи в первозданном виде. Направленность сознание на что-то – интенция. То на что направлено сознание – феномен. Надо заключить весь мир в скобки, воздержаться от интерпретаций, оценок. Суждений – эпохе (процедура «воздержания от суждений»). Надо изменится, очистится и станет ясна суть вещей. Выделение чистых феноменов и их описание – феноменология. Приложение в искусствознании – все истины просто расхожие понятия, нужен непосредственный взгляд, нужно убрать шаблонные схемы, переживание, как факт собственного сознания, а не познавание. Роман Ингарден – если искренне смотреть на вещь – она явится.

Экзистенциализм – Хайдеггер, Ясперс, Камю, Сартр. Уникальность человеческого бытия. Это наличие вещи в мире, ей противостоит пустота. Сущность человека – его забота, он смертен, заброшен в мире, подлинное бытие – «свобода к смерти» (Хайдеггер), открытость бытию. Это атеистический экзистенциализм. Человек встречается с пустотой – возникает проблема морали. Нужно открыться. Если человек все исчерпал в науке, нужно идти в сферы духовные, нравственные. Есть ли в искусстве нравственность – Дворжак. Экзистенциализм размывает границы между нравственным и наукой – понимание себя и своего места, добра и зла. Т. е. в науке может быть оправдан переход с эстетического уровня на этический.

Герменевтика. Она о интерпретации, о истолковании. Это интерпретация текста (в древности гадание). Шлейермахер, Дильтей (на него повлиял Гуссерль - феноменоолгия). Не только извлечение первоначального смысла, но и приращение нового. Как текст проникает в нас, насколько эти два смысла совпадают. Иконология – визуальная герменевтика. Это еще и наука о добавочных смыслах, переносных значениях, перенос в другой контекст. Это не только познавание но и форма бытия. Это тоже имеет выход в искусство).

Семиотика.

История истории искусства.


Позднеантичные авторы (Кассиадор, Боэций) делили искусства на свободные и сервильские (механические). Свободных семь – тривиум – риторика, диалектика, грамматика и квадривиум – геометрия, астрономия, арифметика и музыка.

Филиппо Виллани – его трактат о знаменитых людях Флоренции, в том числе и художниках - 1404. Идея непрерывного прогресса искусства, которая будет и у Вазари.

«Книга об искусстве» тосканского художника Ченино Ченини. Для него рисунок (так же и для 16 века, может быть внешний (естерно) и внутренний (интерно) – т. е. замысел, воображение, фантазия (понятие выработанное св. Августином). Это будет развиваться в маньеризме. Федерико Цуккари придаст термину «внутренний рисунок» философский смысл – в нем знак присутствия Бога в нас. Но авторы 15 века остаются на уровне хронистов.

Первая известная монография была написана о Брунеллески. Неизвестным.

Маньеризм – помимо натуры, которой нужно следовать подобно античным мастерам, появляется новый авторитет – учителя (Браманьте, Рафаэль и т. д.). Подражание подражанию, удаление от реальности, возобладание фантазии и внутреннего рисунка. Художник сопротивляется навязанным канонам и деформирует их. Искусство, основанное не на природе, а на искусстве же. Ретроспективизм. Кризис – это всегда изучение прошлого, желание запечатлеть и суммировать достижения. Художник во времена Вазари уже восстановлен в правах – он отделяется от ремесла (цехов, предположим каменотесов). И он организовывает академии – Во Флоренции (1562), В Риме (1593 – св. Луки), в Болонье (1598). Идея соединить все сведения о художниках витала в воздухе. «кодекс Мальябекки», Маркантонио Микель забрал из типографии рукопись.

Для обращенного в будущее сознания Ренессанса весьма символично перспективное построение, которое сменяет характерное для средневековья видение реальности, как театральной мистерии, где все события разворачиваются в одной плоскости.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Методология. Теория искусства в контексте гуманитарных наук
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации