Сабиров А.Г. Философия социально-гуманитарных наук - файл n1.doc

приобрести
Сабиров А.Г. Философия социально-гуманитарных наук
скачать (457 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc457kb.24.08.2012 00:31скачать

n1.doc

  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

А. Г. САБИРОВ


ФИЛОСОФИЯ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ

НАУК



ЕЛАБУГА – 2006
Печатается по решению Редакционно-издательского Совета ЕГПУ. Протокол №10 от 22.05.2006
УДК 10

ББК 87

С 12
Автор:

заведующий кафедрой философии и социологии ЕГПУ, доктор философских наук, профессор САБИРОВ А.Г.
Рецензенты:

  1. доктор философских наук, профессор Хайруллин А.Г. (Камская государственная инженерно-экономическая академия)

  1. доктор философских наук, профессор Мартынычев И.В.



Сабиров А.Г. Философия социально-гуманитарных наук: Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей нефилософских спец./А.Г.Сабиров – Елабуга: изд-во ЕГПУ, 2006. -55 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей, представителей социально-гуманитарных наук, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки». Данная работа рекомендуется также всем интересующимся философскими проблемами науки.

 Сабиров А.Г., 2006

 Елабужский государственный

педагогический университет

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с основными положениями, изложенными в «Программах кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки»)». М.: Гардарики, 2004 и «Программах кандидатских экзаменов «История и философия науки». – Елабуга, 2006.

Пособие включает базовый материал по всем основным разделам дисциплины «Философия социально-гуманитарных наук»:

  1. Предмет и основные функции дисциплины «Философия социально-гуманитарных наук».

  2. Возникновение и развитие социально-гуманитарных наук в социокультурном контексте.

  3. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

  4. Объект, предмет и функции социально-гуманитарных наук.

  5. Субъект социально-гуманитарного познания.

  6. Коммуникативность в науках об обществе и культуре.

  7. Методология социального познания, специфика методов социального познания.

  8. Сущность ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

  9. Жизнь как основная категория социально-гуманитарных наук, специфика ее отражения в социальном познании.

  10. Время, пространство, хронотоп в социально-гуманитарном знании.

  11. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

  12. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках; текст как «первичная данность».

  13. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.

  14. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

  15. Социально-гуманитарные науки в социокультуном контексте, их роль в процессе социальных трансформаций.

Ко всем темам дисциплины прилагается список рекомендованной литературы.

Учебно-методическое пособие содержит приложения: 1. Классические работы философов по философии социально-гуманитарных наук, 2. Понятийный словарь по философии социально-гуманитарных наук, 3. Тесты по философии социально-гуманитарных наук, 4. Список рекомендованной литературы.

Пособие не заменяет собой учебника, оно является вспомогательным средством изучения дисциплины «Философия социально-гуманитарных наук» и может быть использовано в качестве краткого проспекта, содержащего основную информацию по данной дисциплине.

ТЕМА № 1. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»
Философия социально-гуманитарных наук как составная часть социальной философии. Философия науки и философия социально-гуманитарных наук Предмет дисциплины «Философия социально-гуманитарных наук», её основные разделы. Функции дисциплины «Философия социально-гуманитарных наук».
Общество, культура, человек – это важнейшие проблемы социальной философии. В её рамках разрабатывались все социальные и антропологические вопросы. Социальная философия – это раздел философии, который описывает качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов. К 19 веку она накопила избыточную информацию об обществе и человеке. Возникла необходимость её выделения из социальной философии, образования для её изучения новых наук. Так в середине 19 века возникли и стали бурно развиваться социально-гуманитарные науки. Вместе с их появлением возникла необходимость решения общих, онтологических, гносеологических и мировоззренческих проблем данных наук. Появилась философия социально-гуманитарных наук. Её теоретической основой стала социальная философия, которая интегрировала в себе знания об обществе, обеспечила методологией все социально-гуманитарные науки, дала обобщающую картину должного общества, определила их ценности, ориентиры и цели.

Философия социально-гуманитарных наук – это составная часть философии науки, которая изучает закономерности возникновения, становления и развития социально-гуманитарных наук как социокультурных феноменов. Предметом философии социально-гуманитарных наук являются общие закономерности и тенденции развития социально-гуманитарного, научного познания как особой деятельности по производству социально-гуманитарных, научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

История становления философии социально-гуманитарных наук указывает, во-первых, на зависимость её содержания и целей от специфики социальной философии, на которой она базируется (позитивизм, антипозитивизм, марксистская философия), во-вторых, на постоянное изменение основной проблематики исследования, в третьих, на её связь с социологией науки, в-четвертых, на её развитие, прежде всего, как философии социальных наук (философия социальных наук разработана лучше, чем философия гуманитарных наук). Концептуально единой философии социально-гуманитарных наук в настоящее время не создано, так как процесс её развития еще не завершен.

Философия социально-гуманитарных наук рассматривает социально-гуманитарные науки в трех аспектах:

Основными разделами философии социально-гуманитарных наук в настоящее время являются:

Процесс становления и развития философии социально-гуманитарных наук является сложным и незавершенным, так как:
а) социально-гуманитарные науки возникли позже естественно-технических; б) философия отдельных гуманитарных наук возникала раньше (например, философия истории), других – позже (например, философия образования), в) предмет и цели философии социально-гуманитарных наук определяются тем, на базе какой общей философии или общей философии науки она функционирует.

Философия социально-гуманитарных наук обладает многофункциональными возможностями. К ним относятся следующие основные функции:

Роль и значение философии социально-гуманитарных наук в перспективе будет возрастать в связи с ростом значения науки в решении глобальных, духовных проблем человечества.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. – Ростов-на-Дону, 2005

2. Миронов В.В. Философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук.- М., 2006

3. Степин В.С. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты).// Вопросы философии, 2004, № 3
ТЕМА №2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
Социокультурная обусловленность появления и развития социально-гуманитарных наук. Социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества. Социально-гуманитарные науки как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение. Российский контекст применения социального знания и смены его парадигм.
Социально-гуманитарные науки возникли в середине 19 века. Их возникновение было обусловлено рядом социокультурных факторов. К ним можно отнести следующие факторы:

Появление социально-гуманитарных наук происходило постепенно, одни науки появлялись раньше, другие позже. Прежде всего, как статусные науки, возникли политэкономия (А. Смит, Д. Милль, К. Маркс) и социология (О. Конт, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм). Позднее В. Дильтей, проанализировав возникновение данных наук, предложил выделить из состава наук социально-гуманитарные науки вообще и назвать их науками о духе (работа: «Введение в науки о духе», 1883 год). Г Риккерт, поддержав идею Дильтея, предложил назвать данные науки – науками о культуре (работа: «Науки о природе и науки о культуре», 1889 год). Д. Милль вместо словосочетаний «науки о духе» и «науки о культуре» применил словосочетание «гуманитарные науки», что нашло поддержку в науке. Гуманитарными (синоним – общественными) науками стали называть науки, которые изучали различные сферы общества, продукты духовной деятельности человека. В процессе развития социально-гуманитарных наук социальными науками стали считать науки о сферах общества, а гуманитарными – науки о духовной деятельности человека.

Появление социально-гуманитарных наук происходило в борьбе двух основных точек зрения:

– натуралистики: согласно этой точке зрения социально-гуманитарные науки ничем не отличаются от естественных наук, обладают равным статусом в обществе и должны применять такие же методы, как и естественные науки,

– гуманитаристики: согласно этой точке зрения социально-гуманитарные науки считаются более сложными науками, так как они изучают более сложный объект – общество, они объявляются более статусными науками, чем естественные науки и поэтому должны применять специфические методы.

Возникновение социально-гуманитарных наук означало завершение формирования науки вообще, охват научными исследованиями всех сфер мира: природы, общества и духа (В. Степин). Социально-гуманитарные науки появились с целью исследовать различные сферы общества, которые имели специфические задачи и существовали относительно самостоятельно и автономно друг от друга. Они также преследовали цель – изучить тексты, в которых отражалась определенная социальная эпоха. Социальные науки стали изучать различные сферы общества (например, экономика возникла с целью изучить экономическую сферу общества, социология – социальную сферу общества, политология – политическую сферу общества, культурология, педагогика, психология, филология – духовную сферу общества и т.д.). Гуманитарные науки стали изучать тексты, источники информации, в которых содержались сведения об обществе и человеке (например, история изучала исторические источники, филология – письменные и т.д.).

Социально-гуманитарные науки являются феноменом, зародившимся на Западе, так как, во-первых, наука вообще возникла в техногенных цивилизациях, во-вторых, именно техногенные общества больше всего нуждались в разработках рекомендаций по реформированию данных обществ. С вовлечением традиционных обществ Востока в общие мировые процессы социально-гуманитарные науки приобрели общечеловеческое значение. Большим значением они стали обладать и в России, так как именно в России в последнее время происходили масштабные общественные преобразования. Характерным для России является постоянная смена парадигм социально-гуманитарных наук: например, в конце 20 – начале 21 веков многие российские обществоведы перешли от идеи приоритета общества над человеком к идее о приоритете человека над обществом, от материалистической теории общества – к идеалистической, от конфликтной теории общества – к солидаристской.

В 20 – начале 21 веков социально-гуманитарные науки продолжают развиваться, они уточняют свой предмет исследования, более точно определяют цели по отношению к общественной практике, активнее применяют методы математики и компьютерного моделирования, конвергируются с естественно-техническими науками.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Зборовский Г.Е. История социологии. – М., 2004

2. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998

2. Степин В.С. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты).// Вопросы философии, 2004, № 3
ТЕМА № 3. НАУЧНАЯ КАРТИНА ОБЩЕСТВА

В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
Научная картина общества как системное знание об обществе. Компоненты научной картины общества. Основные ее функции. Модели научной картины общества. Характеристика моделей научной картины общества.
Социально-гуманитарные науки, как и наука в целом, всегда создают целостные картины общества. Научная картина общества – это целостная система знаний, которая объясняет основные законы возникновения и существования окружающей социальной действительности и систематизирует конкретные знания, полученные в различных областях социально-гуманитарных наук. Она представляет собой своеобразную модель общества, включающую в себя общие понятия, принципы, гипотезы, прежде всего, обществознания, которые сформулированы в терминах обыденного языка и представлены в чувственно-наглядной форме.

Научная картина общества классифицируется на типы: экономическая, социологическая, политологическая, культурологическая, педагогическая и т.д. Она создается для реализации следующих функций:

В истории социально-гуманитарных наук существовали следующие основные модели научной картины общества:

В настоящее время научная картина общества строится на базе теории постиндустриального общества (постиндустриальное общество производит теоретические знания, прогресс общества определяется университетскими лабораториями, сфера услуг преобладает над сферой производства, классовое деление заменяется стратным, обеспечивается высокий уровень потребления людей, общество становится открытым).

Научная картина общества развивается во взаимодействии с религиозной и философской картинами мира. Основная её задача – дать целостный образ общества. Научная картина общества выступает исследовательской программой для развития всех областей социально-гуманитарных наук. Она является исторически устойчивой системой знаний, сохраняет свое значение в течение длительного времени.

Создание современной целостной научной картины общества затрудняется тем, что сегодня социально-гуманитарные науки в значительной степени дифференцированы, они дают преимущественно фрагментарную картину общества, ведущую роль в объяснении мира играют социальные науки. Вместе с тем, такая картина необходима, так как без нее невозможен поиск новых мировоззренческих смыслов и ответов на исторические вызовы, стоящие перед современной цивилизацией.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1999.

2. Ивин А. А. Социальная философия.- М., 2003.

3. Розов Н. С. Философия и теория истории. – М., 2002.
ТЕМА № 4. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Специфика объекта и предмета социально- гуманитарных наук. Дисциплины социально-гуманитарного цикла, их предмет и функции; проблема разделения и единства социальных и гуманитарных наук. Место социально-гуманитарных наук в системе современных наук. Специфика общества и человека как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Функции социально-гуманитарных наук.

В настоящее время считается, что естественные науки и социально-гуманитарные науки имеют как общие, так и различные характеристики. Естественные и социально-гуманитарные науки обладают всеми признаками науки как особого феномена (познание нового, наличие эмпирического и теоретического уровней, оформленность в понятиях и т.д.). Вместе с тем, социально-гуманитарные науки отличаются от естественно-математических и технических наук по следующим основаниям:

Данные обстоятельства позволяют признать социально-гуманитарные науки науками особого рода. Объектом социально-гуманитарных наук являются:

Объектом исследования может стать любой фрагмент общества, ставший предметом интереса ученого. Обычно объектом исследования становятся реалии социальной действительности, которые обладают актуальностью и практической значимостью для общества. В ряде случаев ученый выбирает объект исследования, исходя из собственных интересов. Научное познание осуществляется на базе чувственного восприятия ученым объекта исследования (живое созерцание), затем – аналитического обдумывания путей решения научной проблемы (логическое мышление) и практического воздействия на объект исследования (эксперимент).

Предметом социально-гуманитарных наук являются свойства, стороны, отношения, процессы, происходящие в различных сферах общества, в продуктах духовной деятельности человека.

Общество – это сложный объект познания:

Самой важной спецификой объекта социально-гуманитарных наук является включенность субъекта в объект, т.е. общество выступает одновременно и объектом, и субъектом познания.

Общественные науки имеют своим объектом изучения различные сферы общества (экономика – экономическую, социология – социальную, политология – политическую, юриспруденция – правовую, культурология – духовную и т.д.). Гуманитарные науки исследуют продукты духовной деятельности человека (история – прошлое человечества во всем многообразии, филология – письменные тексты, в которых выражена духовная культура, педагогика – воспитание и обучение человека, психология – развитие души человека и т.д.).

Социально-гуманитарные науки обладают важными функциями. К ним относятся:

Каждая из социально-гуманитарных наук обладает всеми перечисленными функциями. Вместе с тем, они одними функциями обладают в большей мере, чем другими (например, социология в большей степени учит человека определенным социальным действиям, история – воспитывает патриотизм и любовь к Родине, политология – разбираться в партийных программах и т.д.).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Дильтей В. Введение в науки о духе. Собр. соч. в 6 т., т.1. – М., 2000

2. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998

3.Система гуманитарного и социально-экономического знания. – М., 2001


ТЕМА № 5. СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ
Специфика субъекта социально-гуманитарного познания: его включенность в объект познания. Индивидуальный и коллективный субъекты социально-гуманитарного познания. Теория личностного знания М.Полани. Этика ученого-гуманитария.
Субъект социально-гуманитарного познания – это специально подготовленный ученый (или группа ученых), которые изучают различные сферы общества, продукты духовной деятельности человека. В социально-гуманитарных науках субъект может быть индивидуальный (отдельный ученый) или коллективный (научная школа).

В социально-гуманитарных науках субъект всегда включен в объект исследования, в его познавательной деятельности всегда присутствует как рациональные, так и бессознательные моменты познания.

Ученый выступает по Р. Мертону одновременно как:

Ведущей функцией ученого является функция исследователя. В социально-гуманитарных науках он выступает одновременно и как ученый (цель – поиск истины), и как гражданин (цель – соотнесение знания с определенной оценкой).

Субъект в социально-гуманитарных науках играет огромную роль, так как он определяет:

Принадлежность ученого к определенной идеологии, научной школе, системе коммуникации, конвенциям, а также различие целей, к которым он стремится (самовыражение, слава, деньги, власть, карьера), способствуют определенной субъективизации полученного знания. По поводу субъективизации в социально-гуманитарных науках существуют две основные точки зрения:

Приоритетной точкой зрения является первая: в социально-гуманитарных науках необходимо стремиться к объективности за счет совершенствования процедур исследования, критического отношения к создаваемым теориям, проведения дискуссий по спорным вопросам.

Для достижения истины Г. Гадамер предлагал выявлять и избегать влияния «предрассудков» в социально-гуманитарных науках (предрассудок – это определенное предсуждение ученого, влияющее на понимание социального факта; он носит исторический характер и зависит от менталитета народа, к которому принадлежит ученый; например, когда немцы описывают историю других народов, они подвержены предрассудку о своем превосходстве над ними). М. Полани призывал учитывать влияние на результат познания явного и неявного знания, участия ученых в работе «невидимых колледжей», взаимоотношений учителей и учеников, уровень методологического мастерства ученого. Р. Мертон предлагал учитывать степень соблюдения учеными принципов этики науки:

Важную роль в социально-гуманитарных науках играет этический кодекс ученого-гуманитария. В настоящее время главными компонентами этики ученого (они зафиксированы в специальных этических кодексах поведения ученых) считаются:

Особо важным этическим качеством ученого является его профессиональная ответственность. Профессиональная ответственность ученого – это обязанность ученого качественно проводить научное исследование, отвечать за полученные результаты, добросовестно выполнять свои профессиональные функции и отвечать за свои поступки перед научным сообществом.

В настоящее время в социально-гуманитарных науках роль субъекта постоянно возрастает, у него формируется нелинейное мышление, появляются новые приоритеты, улучшается специальная подготовка. Сегодня обществовед-гуманитарий должен ориентироваться на клятву, предложенную К. Поппером: «Клянусь не служить истине, не предлагать критерии истины, быть самокритичным, не вести за собой и не прислуживать власти».
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке. – В кн.: Избранные произведения. – М., 1990

2. Золотухина-Аболина Е. В. Рациональное и ценностное. – Ростов н/Д., 1988

3. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998

  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации