Курсовая работа - Советская сатира в журналистике 20-х - 30-х годов XX века - файл n1.doc

Курсовая работа - Советская сатира в журналистике 20-х - 30-х годов XX века
скачать (171.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc172kb.10.06.2012 06:46скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
Содержание
Введение...........................................................................................................3

Глава 1. Сатира как художественный жанр...................................................5

1.1 История возникновения сатиры................................................................5

1.2 Виды сатиры...............................................................................................9

Глава 2. Общая характеристика сатирического периода начала ХХ века.......................................................................................................................15

2.1 Обзор сатирических журналов 20-30-х годов ХХ века..........................15

2.2 Журнал «Крокодил» как бренд советской сатиры ХХ века (20-30 годы).....................................................................................................................24

Заключение..........................................................................................................33

Список литературы.............................................................................................35

Введение
Развитие жанров, формирование их новых качеств — процесс сложный, зависящий, прежде всего от особенностей национальной литературы, тенденций её внутреннего движения. Однако не меньше этот процесс связан и с условиями социального развития об­щества на каждом этапе его истории.

Сатиру можно рассматривать как моди­фикацию комического, но так же сатира — это и род литературы, и особая сфера критики. В наибольшей степени сатира связана с риторикой и публицистикой. Смех сатирика по самой своей природе публицистичен. Это объясняется такими присущими сатире специфическими свойствами, как злободневность, связь с общественно-политической ситуацией, несомненная моралистическая направленность. «Повествование в сатире явно слива­ется с логическим (социологическим) исследованием, сатири­ческое изображение — с открытым публицистическим высказы­ванием», — утверждает Т.Е.Автухович1.

В самой природе сатиры в связи с историческим развитием жанров в целом происходили внутренние изменения.

В XX веке произошла жанровая и художествен­но-стилевая дифференциация сатирической публицистики, кото­рая становится более разветвленной и разнообразной по своим формам и поэтическим приемам. Каждый жанр располагает своими экспрессивными возможностями. Главными формами выражения авторского от­ношения к предмету изображения в этих жанрах являются иро­ния, юмор, сарказм.

Изучение жанровых особенностей языка, в частности, сатиры, является чрезвычайно актуальным, так как лингвистические процессы в этой сфере отражают как социально-политические процессы в развитии общества, так и процессы в развитии языка. Исследуя видообразование сатиры можно проследить тенденцию изменения журналистских жанров, а так же их место и роль в журналистике 20-30-х годов ХХ века.

Данная работа может быть использована в преподавании курса «История отечественной журналистики двадцатого века», а также при создании обобщающих трудов по истории развития сатирических жанрах в 20-30 годах XX века и чтении лекций в вузах.

Настоящая работа посвящена сатирическим жанрам в журналистике России в 20 – 30-е гг. ХХ века. Объектом изучения курсовой работы является сатира, предмет исследования – сатирические жанры в журналистике и их трансформация. Целью работы  является исследование специфики образования и функционирования сатиры и сатирических жанров. Практическая значимость работы представляет Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1.    Рассмотреть историю возникновения сатиры.

2.    Определить основные сатирические жанры.

3. Охарактеризовать сатирические журналы 20-30-х годов ХХ века.

4. Рассмотреть на примере журнала «Крокодил» трансформацию сатиры в истории русской журналистики.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическим сведениям о сатире, её происхождению и жанрам. Во второй главе характеризуются основные сатирические журналы 20-30-х годов ХХ века и более подробно рассматривается журнал «Крокодил».
Глава 1. Сатира как художественный жанр

1.1. История возникновения сатиры
Термин «сатира» происходит от латинского «lanx satura», что означает «тарелка фруктов», «смесь».

Сатира – это:

1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде.

2. Насмешка, обличение. 1

Как особая поэтическая форма сатира явилась в гражданской культуре древнего Рима. Она возникла из народного творчества, которое многократно и постоянно обращается к сатире, как к орудию самозащиты и самоутешения от сильных и властных. Яркими представителями римской сатиры являлись Энний, Луцилий, Горация, Персия и особенно Ювенала, который определил форму ее для позднейшего европейского классицизма. В средневековой и новой Европе сатира выходила из рамок старой формы и, развиваясь как самостоятельное творчество, имела сложные и разнообразные судьбы, выдвинув ряд известных имен: во Франции — Рабле, Буало, Вольтер, из новых — Курье, Беранже, Барьбье, В. Гюго; в Англии —Свифт; в Германии —Брант, Гейне с «Атта Тролль»; у итальянцев — Ариосто, Гоцци, Альфиери; у испанцев — Сервантес.2

Русская сатира существовала уже в XVII веке и раньше в народной повести, творчестве скоморохов и т. п. («притча о бражнике», сатиры на суд Шемяки и о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове, и проч.).

В XVIII веке сатира в России процветает. Появляются новые жанры: эпиграмма, послание, басня, комедия, эпитафия, пародийная песня, публицистика. Создателем русской сатиры как малого стихотворного жанра, ориентированного на античные и классицистические образцы, стал А.Д.Кантемир. Кантемир, имитируя латинский стих, вырабатывал новый синтаксис, интенсивно использовал инверсии и переносы, стремился приблизить стих к «простому разговору», вводил просторечия, пословицы и поговорки.1

Однако стилистические новшества Кантемира не нашли продолжения в русской литературе.

Следующий шаг в развитии отечественной сатиры был сделан А.П.Сумароковым, автором многочисленных книг о сатире, в которых он изложил свои теоретические воззрения на назначение сатиры и ее место в иерархии классицистических жанров.

Во второй половине XVIII века стихотворная сатира в России уступает место журнальной сатире. В 1760-1790-е в России один за другим открываются новые сатирические журналы: «Полезное увлечение», «Свободные часы», «Смесь», «Трутень», издаваемые И.С.Крыловым «Почта духов», «Зритель» и многие другие.

Журнальная сатира все более тяготеет к жанру фельетона. Элементы сатиры появляются в романе и драме. Наиболее яркие образы сатиры в русской литературе представлены произведениями А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, А.В.Сухово-Кобылина, Н.А.Некрасова.

История русской сатиры начала XX века связана с деятельностью журналов «Сатирикон» (1908-1914) и «Новый сатирикон» (1913-1918), в которых публиковались крупнейшие писатели-сатирики эпохи: А.Аверченко, Саша Черный (А.Гликберг), Тэффи (Н.Бучинская) и др. Журналы не избегали смелой политической сатиры, обращались к широкому кругу стихотворных и прозаических жанров, привлекали в качестве иллюстраторов выдающихся художников (Б.Кустодиева, К.Коровина, А.Бенуа, М.Добужинского и др.)

Среди наиболее заметных явлений отечественной сатиры XX века - лирика и пьесы В.Маяковского, проза М.Булгакова, М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова, драматические сказки Е.Шварца. Сатира советского периода является сферой идеологии, делится на «внешнюю», обличающую капиталистическую действительность (Блек энд уайт, 1926, В.Маяковского), и «внутреннюю», в которой отрицание частных изъянов сочетается с общим утверждающим началом. Параллельно официальной сатире существуют фольклорные жанры (анекдот, частушка) и не разрешенная к печати сатирическая литература. В неофициальной сатире преобладают гротеск и фантастика, сильно развиты утопический и антиутопический элементы («Собачье сердце» и «Роковые яйца» М.Булгакова).

Важное место занимает сатира в творчестве представителей первой волны русской литературной эмиграции (А.Аверченко, Саша Черный, Тэффи, В.Горянский, Дон-Аминадо (А.Шполянский) и др.). В их наследии преобладают жанры сатирического рассказа и фельетона. В 1931 в Париже М.Корнфельд возобновляет издание «Сатирикона». В вышедших номерах, помимо прежних авторов, участвуют И.Бунин, А.Ремизов, А.Куприн. Особое место в журнале занимает сатира на советскую действительность и нравы эмиграции.

Таким образом, можно заключить, что сатира как литературный жанр - это критика реальной действительности с целью ее улучшения, совершенствования. Сатира появилась в древности и её появление можно связывать с социальным строем в человеческом обществе. В своём развитии сатира прошла разные стадии эволюции: возникла из народного творчества, но развилась как самостоятельное творчество; была представлена как орудие самозащиты и самоутешения, но стала орудием обличения проблем и недостатков в обществе. Став самостоятельным жанром, сатира снискала особоё отношение к себе передовых людей общества. Сатирические жанры журналистики стали писаться особым «почерком», который характеризовался достоверностью описания, адресностью фактов, наличием «остроты» проблемы, «открытым забралом» в её преподнесении. К сожалению, история русской сатиры, имея множество образцов, не исследована глубоко и подробно до сих пор ни в отношении ее классической, теперь явно и давно уже вымершей, стихотворной формы, ни тем более в отношении огромного сатирического содержания русской повести, романа и бытовой комедии.


  1   2   3   4   5


Содержание
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации