Реферат - Роль общеразвивающих упражнений в физическом воспитании - файл n1.doc

Реферат - Роль общеразвивающих упражнений в физическом воспитании
скачать (138.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc139kb.24.08.2012 00:13скачать

n1.doc


Содержание


Содержание:


Глава 1. Место общеразвивающих упражнений в учебной программе по физкультуре 3

Глава 2. Значение общеразвивающих упражнений 4

Глава 3. Составление комплекса общеразвивающих упражнений на занятиях физкультуры 5

Глава 4. Виды общеразвивающих упражнений 6

Глава 5. Использование общеразвивающих упражнений 7

Упражнения без предметов 8

Упражнения с большими и малыми мячами 13

Упражнения с палками 19

Приложение. Примерный комплекс общеразвивающих упражнений без предметов для II класса 24

Список литературы: 26



Глава 1. Место общеразвивающих упражнений в учебной программе по физкультуре


При проведении учебной работы по физическому воспитанию в школе руководствуются утвержденными программами, которые составляются для каждого класса. Учебная программа по физической культуре для начальных классов школы является последовательным продолжением программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (в детских дошкольных учреждениях и в семье). В то же время она является необходимой ступенью в подготовке детей к занятиям в старших классах.

В программы занятий по физической культуре входит очень большое количество самых разнообразных движений: простейшие построения и перестроения, ходьба, ползание, бросание, лазанье, равновесие, бег, прыжки, метания, подвижные игры, передвижение на лыжах, катание на санках и коньках, купание (подготовка к плаванию) и игры в воде и др. [1, с. 54–55]

Но особое место среди них занимают общеразвивающие упражнения, которые входят в программы всех классов начальной школы. При обучении детей правильному, глубокому дыханию и при формировании красивой осанки общеразвивающие упражнения незаменимы. Они необходимы для составления комплексов гимнастики до занятий и физкультминуток. [4, с. 70]

Глава 2. Значение общеразвивающих упражнений


Отличительная особенность общеразвивающих упражнений — их определенное, направленное воздействие как на организм в целом, так и на отдельные группы мышц и суставов. Они больше, чем другие упражнения, могут быть использованы в качестве профилактических и корригирующих упражнений, особенно в тех случаях, когда у учащихся возникают те или другие отклонения в строении грудной клетки, позвоночнике, ногах и т. д.

Общеразвивающие упражнения имеют большое образовательное значение. Выполняя их по указанию учителя, учащиеся знакомятся с многообразными движениями и постепенно получают правильное представление о силе, скорости, ритме, темпе и амплитуде движений. Даже самые простые, а тем более относительно сложные упражнения, содействуют совершенствованию координации движений, сознательному овладению двигательными навыками. Согласованное выполнение общеразвивающих упражнений целым классом содействует воспитанию чувства коллективизма, а упражнения с музыкальным сопровождением имеют эстетическое значение. [2, ]

Глава 3. Составление комплекса общеразвивающих упражнений на занятиях физкультуры


Общеразвивающих упражнений очень много. Однако в программе даны лишь основные, имеющие решающее значение для правильного физического развития учащихся. В программе упражнения расположены по анатомическому признаку и признаку однородности. Пользоваться ими нужно не в том порядке, в котором они изложены, а выборочно, имея в виду воздействие на определенные группы мышц.

Общеразвивающие упражнения следует включать в каждый урок. В комплекс должны входить упражнения для рук, плечевого пояса, ног, туловища и шеи.

В комплекс вначале включаются упражнения, требующие большого внимания учащихся, а упражнения, значительные по воздействию на организм, даются в конце. При составлении комплексов надо руководствоваться следующими требованиями:

  1. упражнения должны быть доступными, необходим последовательный переход от простых к более сложным;

  2. нагрузка должна постепенно возрастать;

  3. упражнения должны воздействовать на все группы мышц;

  4. подбор упражнений должен проводиться по принципу чередования для различных мышечных групп;

  5. обязательно должны включаться дыхательные упражнения и упражнения для осанки.

Вновь разучиваемые упражнения включаются в основную часть урока. Хорошо знакомые выполняются во вводной части.

Общеразвивающими упражнениями решаются лишь некоторые части задач уроков физической культуры, и поэтому они должны применяться с учетом всех других упражнений, которые будут выполняться на уроке. [2, с. 195]

Глава 4. Виды общеразвивающих упражнений


Общеразвивающие упражнения могут служить целям общей подготовки двигательного аппарата к освоению основных, более трудных упражнений, предусмотренных планом урока. В этом случае они будут называться подготовительными.

Нередко общеразвивающими упражнениями достигается выполнение задач специальной подготовки к основным движениям, в этом случае они будут называться подводящими. Все подводящие упражнения характеризуются как сходные по своей структуре с основными движениями. Например, подпрыгивание, взмахи ногами, как при прыжках в длину или высоту, замахи руками и движения туловища, как при метании мяча, имитация движений лыжника и т. д. Как правило, подводящие упражнения проводятся непосредственно перед основными движениями.

В программе все упражнения записаны как гимнастические. При проведении занятий с младшими школьниками, особенно с учащимися первых классов, учитель может облечь их в игровую, имитационную форму. Однако уже в первых классах надо проводить и элементарные гимнастические упражнения, требуя от детей правильного выполнения.

При выполнении упражнений с большой амплитудой и на растягивание нельзя допускать резких, сильных, рывковых движений, которые могут повлечь за собой болевые ощущения и травмы. [1, с. 76]

Глава 5. Использование общеразвивающих упражнений


Для создания прочных умений и навыков необходимо частое повторение упражнений. Однако многократное повторение одних и тех же упражнений скучно и неинтересно. Поэтому выполнять их надо в разных вариантах, изменяя исходные положения и направление движения, вводя дополнения, ускоряя темп, увеличивая амплитуду.

На уроках общеразвивающие упражнения могут проводиться при различных построениях (в кругу, в колонне по одному, по два, по три, в разомкнутой шеренге, на месте и в движении) и с различными предметами (флажками, кубиками, лентами, скакалками, палками, обручами, шестом, мячами и т.д.). Эти условия определяются учителем в зависимости от места занятий и подготовленности детей.

Большое воспитательное и дисциплинирующее значение для выполнения общеразвивающих упражнений имеют команды.

Обычно соблюдается следующий порядок: во время показа или объяснения учащиеся находятся в положении «вольно»; после Объяснения или показа подается команда «Смирно!», а затем «Исходное положение принять!» или распоряжение «Примите исходное положение»; для начала упражнения подается команда «Упражнение начинай!» и ведется подсчет или подсказ «прямо, вправо, влево» и т. д. ; при необходимости делаются замечания, исправляются ошибки; для окончания выполнения упражнений подается команда «Стой!», если же во время выполнения упражнения идет подсчет, то команда «Стой!» подается вместо последнего счета: например: «раз-два-три», «раз–два–стой!».

Учитель должен уделять большое внимание правильному выполнению упражнений. Необходимо помнить, что неправильно усвоенное и закрепленное движение трудно поддается исправлению.

При выполнении упражнений необходимо следить за тем, чтобы дети правильно дышали. Глубокий вдох лучше всего делать в той фазе упражнения,

когда грудная клетка расширяется (в это время условия для наполнения легких воздухом наиболее благоприятны), а выдох — когда грудная клетка сужается. Выдох должен быть не менее глубоким, чем вдох.

Для активизации внимания детей первое время необходимо, чтобы они следили за своими движениями и проверяли правильность выполнения; затем им предлагается контролировать действия товарищей, а после приобретения школьниками необходимых умений и навыков практикуется выполнение с ними некоторых простых упражнений с закрытыми глазами. [1, с. 76–77]

Упражнения без предметов


Большое значение для правильного выполнения общеразвивающих упражнений имеет исходное положение, т. е. положение ученика перед выполнением упражнения. Исходные положения могут облегчать выполнение упражнения или усложнять его. Исходное положение также является упражнением, требующим правильного и точного выполнения.

Основные исходные положения

Для ног. 1. Основная стойка. 2. Стойка ноги врозь (на ширине ступни, на ширине плеч, шире плеч). 3. Стойка ноги врозь, правая или левая впереди. 4. Стойка ноги скрестно (правая перед левой или наоборот). 5. Стойка с сомкнутыми носками. 6. Стойка одна ступня продолжение другой (рис. 12).

Для рук. 1. Руки на пояс (рис. 13). 2. Руки к плечам (рис. 14). 3. Руки перед грудью (рис. 15). 4. Руки за спину (рис. 16). 5. Руки за голову (рис. 17). 6. Руки над головой (рис. 18). 7. Руки вперед (рис. 19). 8. Руки вверх (рис. 20). 9. Руки в стороны (рис. 21). 10. Руки назад (рис. 22).

Кроме того, в качестве исходных положений используются полуприседы и приседы с положением коленей вместе или врозь, на носках или на всей ступне (рис. 23); упор присев (рис. 24); стойка на одном или двух коленях (рис. 25); положение сидя (лежа) на гимнастической скамейке.

Если позволяют условия, то упражнения выполняются из положения сидя и лежа на полу при различных положениях ног (согнутых, прямых).

При обучении физическим упражнениям различные исходные положения используются для более эффективного воздействия на организм учащихся и для выработки умений и навыков в выполнении упражнений.

Обучение движениям прямыми руками следует начинать с движений одной рукой попеременно с другой. При этом обращается внимание на то, чтобы движения были изолированными, чтобы вместе с движением одной рукой не было движений других частей тела. Необходимо добиваться правильного выполнения движений. Например, если надо принять положение «правая рука вперед», то рука должна быть на высоте плеча, ладонью внутрь, пальцы выпрямлены и т. д.

В начале обучения движения руками выполняются одноименно: правая вперед и левая вперед, правая в сторону и левая в сторону. Затем применяются более сложные разноименные движения: правая вперед, левая в сторону; правая за голову, левая вперед (рис. 26) и т. д.

Упражнения в сгибании и разгибании рук лучше всего выполнять из основных исходных положений. Например, сгибание рук в положение «перед грудью» можно делать из положений «руки внизу», «руки вверху», «руки в стороны» или «руки вперед», но лучше обучать этому из положения «руки в стороны».

Круговые движения руками можно выполнять в лицевой и боковой плоскостях, каждой рукой отдельно и двумя одновременно. При выполнении круговых движений двумя руками в лицевой плоскости следует указывать на чередование в положении рук «правая перед левой», «левая перед правой».

Поднимание и опускание плеч вначале выполняется при свободном положении рук, потом из различных исходных положений (на пояс, к плечам, за спину).

Кроме поднимания и опускания, следует проводить сведение и разведение плеч, круговые движения плечами.

Упражнения для кистей — сгибание и разгибание, отведение, приведение и круговые движения. Эти упражнения легче выполнять, когда пальцы сжаты в кулак и труднее, когда пальцы выпрямлены и разведены.

Упражнения для пальцев — сжимание и разжимание, разведение и сведение.

Упражнения для кистей и пальцев можно выполнять из различных исходных положений и одновременно с движениями руками. Например, и. п. — основная стойка, пальцы разведены, 1 — руки вперед, пальцы сжать в кулак, 2 — руки в стороны, кисти, сжатые в кулак, опустить (согнуть), 3 — руки вниз, пальцы развести.

Обучение движениям туловищем. Вначале изучают простейшие наклоны и повороты с минимальной амплитудой движения, обращая главное внимание на правильное выполнение. По мере усвоения учащимися формы движения увеличивается и амплитуда. Сочетание наклонов с поворотами и круговыми движениями туловищем изучается после прочного усвоения учениками элементарных наклонов и поворотов. При обучении детей наклонам и поворотам необходимо уделять особое внимание правильному и своевременному дыханию.

Наклоны и повороты головы содействуют развитию мышц шеи и затылочных мышц, играющих важную роль в правильном положении головы. Движения головой должны выполняться с возможно большей амплитудой и незначительное число раз (пять-шесть раз в каждую сторону). Вначале движения головой лучше делать в положении сидя, потом стоя (положение ног устойчивое). Впоследствии можно эти движения соединять с движениями рук и туловища.

Приседания относятся к упражнениям, которые дают значительную нагрузку. При выполнении приседаний надо следить за правильным положением ног и туловища. Вначале изучаются полуприседания, затем приседания с опорой (лучше всего о рейку гимнастической стенки). Далее

выполняются упражнения с простейшими исходными положениями рук, а позднее с более сложными исходными положениями и с движениями рук.

Основное положение в приседании: носки врозь, пятки вместе, колени развернуты, туловище и голова находятся в прямом положении.

Упражнения в полуприседаниях и приседаниях применяются как подводящие к приземлению при прыжках с высоты, в высоту, в длину и опорных. Кроме того, упражнения в приседаниях подготавливают к приземлению при прыжках в длину. Все это имеет прикладное значение: мягкое приземление необходимо при прыжках в естественных условиях, на местности.

Учитывая это, необходимо учить детей приседаниям и полуприседаниям как на носках, так и на всей ступне, как при положении пяток вместе, так и при положении ног врозь.

С младшими школьниками не следует выполнять слишком резких и глубоких приседаний, особенно на всей ступне.

Движение прямыми ногами, а также сгибание и разгибание ног лучше всего изучать из положения сидя или лежа на гимнастической скамейке или на полу. Для выполнения этих упражнений в положении стоя вначале проводится отставление ног на всю ступню, на носок, в разные стороны, потом следует поднимание прямых и согнутых ног, а затем сгибание и выпрямление ног с постепенно усложняющимися исходными положениями и движениями рук.

Последовательным продолжением элементарных движений и их соединений будут упражнения типа заданий: сесть, лечь на пол, встать произвольным способом, встать, не касаясь пола руками, и др. Такие упражнения проводятся в зависимости от подготовленности учащихся и санитарно-гигиенического состояния места занятий.

Упор присев выполняется как самостоятельное упражнение, а также используется для перехода в стойку на коленях и в упор лежа (рис. 27).

Из упора присев выполняются: упор присев на правой (левой) ноге, другая нога назад, в сторону; упор стоя на коленях (поочередным переставлением рук

вперед); упор лежа (поочередным отставлением ног назад или поочередным переставлением рук вперед) ; имитационное упражнение «Как прыгает лягушка?» (одновременным переставлением рук вперед с последующим одновременным отталкиванием ногами).

Упражнения в упоре присев вначале проводятся у гимнастической скамейки, затем на полу.

Опускание на колено лучше всего выполнять из основной стойки.

С шага назад: 1) отставить правую (левую) ногу на большой шаг назад на

носок, руки в стороны (это наиболее устойчивое положение); 2) опуститься на правое (левое) колено.

С шага вперед: 1) сделать большой шаг с правой (левой) ноги вперед, руки на пояс, левая (правая) нога сзади на носке; 2) опуститься на левое (правое) колено.

Положение стоя на колене будет правильным, если голень одной ноги и бедро другой будут перпендикулярны к полу (рис. 28).

Упор стоя на коленях выполняется из упора присев или из положения стоя на одном колене. Из упора стоя на коленях можно перейти в стойку на коленях с различным положением рук.

Упор стоя на коленях используется как исходное положение для многих упражнений: прогибание и выгибание спины; поочередное поднимание рук; поочередное отставление и поднимание ног; ходьба на четвереньках вперед и назад и др. Упражнения в упоре стоя на коленях и ходьба на четвереньках положительно влияют на формирование правильной осанки, подготавливают детей к лазанью по наклонной гимнастической скамейке.

Упоры выполняются вначале у высокой опоры, лучше всего у гимнастической стенки (на высоте груди), со временем высота опоры постепенно понижается.

Переход в упор стоя или упор лежа происходит поочередным отставлением ног назад.

Выпады вперед и в стороны. При обучении выпаду вперед надо сделать большой шаг с правой ноги вперед, развернуть ступню левой ноги наружу и согнуть правую ногу в колене (до прямого угла голени с полом). При этом обращается внимание на правильное положение туловища и головы. Затем это же упражнение выполняется с левой ноги.

После ознакомления с этим упражнением учащимся предлагается самостоятельно сделать несколько выпадов с правой и левой ноги. Далее выпад выполняется по команде учителя.

В такой же последовательности изучаются выпады в сторону.

Общеразвивающие упражнения без предметов для рук, ног, головы и туловища изучаются параллельно. Применяются простейшие сочетания движений руками и ногами, руками и туловищем, руками и головой, ногами и туловищем и т. д. По мере усвоения этих движений можно составлять несложные комбинации, проводя их с флажками, палками, мячами, обручами и без предметов. [1, с. 77–84]

Упражнения с большими и малыми мячами


Эти упражнения являются общеразвивающими и подготовительными к метаниям. Они способствуют развитию мышц плечевого пояса и рук, координации и точности движений, глазомера, мышечного чувства, силы.

Упражнения с мячами проводятся с учащимися всех начальных классов школы. Задачи состоят в том, чтобы научить детей различным способам бросания и ловли мячей, правильно и экономно соразмеряя свои силы с весом мяча, дальностью и высотой его полета, подготовить к упражнениям в метании, обучить взаимным и совместным действиям.

Для упражнений используются большие резиновые, надувные мячи (волейбольные, футбольные и баскетбольные), набивные мячи (весом до 1 кг), малые резиновые и теннисные мячи.

Набивные мячи, сделанные самими детьми, для первоначального обучения лучше, потому что их легче держать.

Упражнения с большими мячами

В самом начале обучения упражнениям с большими мячами следует прежде всего научить детей правильно держать мяч. Мяч держат двумя руками, руки слегка согнуты в локтях, пальцы широко разведены и направлены вперед.

Во время обучения передаче и ловле мячей основное внимание уделяется наиболее рациональным, точным движениям. Учащихся надо научить передаче мяча двумя руками снизу, от груди, от правого (левого) плеча и ловле мяча.

Передача мяча двумя руками снизу. Ноги врозь, на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, руки с мячом внизу, между коленями, туловище слегка наклонено вперед. С одновременным выпрямлением туловища и ног мяч бросают вперед-вверх (угол полета 45°) прямыми руками, соразмеряя силу броска с необходимой дальностью полета мяча.

Передача мяча двумя руками от груди. Ноги слегка врозь, полусогнуты. Мяч держат двумя руками на уровне груди, руки согнуты в локтях, пальцы широко разведены и обращены вперед-вверх. Передача выполняется быстрым выпрямлением рук с заключительным толчком кистями и пальцами. Одновременно с выпрямлением рук выпрямляются ноги. Чтобы бросить мяч дальше, делают шаг вперед (рис. 32).

Передача мяча одной рукой от плеча. В начале обучения мяч держат одной рукой и поддерживают другой. Рука с мячом около плеча, мяч лежит на широко разведенных пальцах. Руки согнуты в локтях, туловище повернуто в сторону руки, бросающей мяч, ноги врозь, одна впереди (при броске правой рукой — впереди левая нога).

Бросающий смотрит в направлении броска. Передача выполняется за счет поворота туловища, быстрого выпрямления руки и сопровождается движением кисти. Одновременно с этим опускается рука, поддерживающая мяч. Вес тела во время броска переносят на впереди стоящую ногу (рис. 33).

Ловля мяча двумя руками. При ловле высоко летящих мячей руки поднимают вверх-вперед навстречу мячу, пальцы разведены и готовы принять мяч. При соприкосновении с мячом пальцы обхватывают мяч, а руки, сгибаясь в локтях, смягчают полет.

При ловле низко летящих мячей руки опускают навстречу мячу, туловище наклоняют вперед; ноги врозь (или одна нога впереди), полусогнуты, ступни параллельны.

Броски и ловлю мячей изучают параллельно. Эти приемы лучше всего выполнять, когда ученики стоят в разомкнутых шеренгах лицом друг к другу. Передавать и ловить мячи можно прямо перед собой, под углом, при различном положении ног и рук, с шагом вперед и назад. Те же упражнения проводят в движении по кругу. При этом учащиеся передвигаются вправо или влево произвольными, приставными шагами или вперед друг за другом. Если площадка (зал) большая, то передачу и ловлю мячей можно проводить в группах, расположенных квадратами, чередуя броски и ловлю с разных сторон. В небольших по площади помещениях очень хорошо проводить передачу и ловлю мячей, стоя в колоннах по одному. При этом колонны находятся друг против друга на расстоянии 4—8 м. После ловли и броска мяча ученик становится в конце колонны.

Упражнения с большими мячами выполняются при различных построениях учащихся: в кругах, колоннах, в шеренгах, на месте, в движении.

Упражнения с малыми мячами

  1. Произвольные упражнения с мячом.

  2. Подбрасывание и ловля мяча.

  3. Подбрасывание мяча одной рукой и ловля его двумя руками.

  4. Подбрасывание мяча одной рукой (по заданию учителя) и ловля двумя.

  5. Подбрасывание мяча вверх и ловля его после отскока от пола.

  6. Удары мячом о пол и ловля его двумя руками.

  7. Чередование бросков мяча вверх, ловли его, ударов о пол и ловли двумя руками.

  8. Броски мяча в стену (высота — 2—3 м) и ловля его двумя руками.

  9. Броски мяча в стену и ловля его после отскока от пола.

  10. Броски мяча в стену определенной (по заданию учителя) рукой и ловля двумя руками.

  11. И. п. То же, что и 10, но ловля после отскока от пола.

  12. Отбивание мяча двумя руками вверх.

  13. Удары мячом о пол.

  14. Отбивание мяча вверх, удары о пол и их соединения.

  15. Подбрасывание мяча вверх и ловля его после дополнительных движений (хлопнуть в ладоши, присесть, подпрыгнуть и др. ).

  16. Удары мячом о пол и ловля после дополнительных движений.

  17. Подбрасывание мяча и удары о пол в сочетании с дополнительными движениями.

  18. Удары мячом в стену и ловля после дополнительных движений.

  19. Перебрасывание мячей друг другу в парах, шеренгах на небольшом расстоянии.

  20. Перебрасывание мячей друг другу по заданию учителя (бросить правой — поймать двумя, бросить левой — поймать двумя).

  21. Перебрасывание мяча друг другу с дополнительными заданиями (перед ловлей хлопнуть в ладоши, присесть, прыгнуть на месте и др. ).

  22. Подбрасывание и ловля мяча одной рукой.

  23. Подбрасывание мяча вверх одной рукой (по заданию учи теля) и ловля любой рукой.

  24. То же, что 22 и 23, но с дополнительными заданиями (хлопнуть в ладоши, присесть, подпрыгнуть, повернуться направо, на лево, кругом).

  25. Броски мяча в стену одной рукой и ловля одной любой рукой.

  26. То же, что и 25, но с дополнительными заданиями.

  27. Удары мячом о пол и ловля мяча одной рукой.

  28. То же, что и 27, но с дополнительными движениями.

  29. Соединение бросков мяча вверх и ударов о пол с ловлей одной рукой.

  30. Перебрасывание мяча друг другу в парах, в шеренгах изученными способами и ловля одной рукой.

  31. То же, что и 31, но с дополнительными движениями.

  32. Броски мяча вверх одной рукой и ловля одной (по заданию).

  33. Удары мячом о пол одной рукой и ловля одной (по заданию).

  34. Броски мяча в стену одной рукой и ловля одной (по заданию) .

  35. Соединение бросков мяча вверх и ударов о пол одной рукой с ловлей одной (по заданию).

  36. То же, что и 33—36, но с дополнительными движениями.

  37. Броски мяча вверх под вытянутой вперед рукой и ловля любой рукой.

  38. То же, что и 38, но ловля одной рукой (по заданию).

  39. То же, что и 38—39, но с дополнительными движениями.

  40. Броски мяча вверх под поднятой вперед ногой и ловля его двумя руками.

  41. То же, что и 41, но ловля одной рукой.

  42. То же, что и 41, но ловля одной рукой по заданию.

  43. То же, что и 41, но мяч бросать по заданию учителя (снаружи или изнутри).

  44. То же, что и 41—44, но с дополнительными движениями.

  45. Броски мяча одной рукой сзади о пол и ловля его двумя руками с поворотом туловища.

  46. То же, что и 46, но ловля одной рукой.

  47. Перебрасывание мяча друг другу в парах, в шеренгах изученными способами с постепенным увеличением расстояния между партнерами, между шеренгами.

  48. Выполнение ранее изученных упражнений во время ходьбы в колонне, в шеренге (подбрасывание мяча вверх, удары о пол двумя руками и одной рукой и др. ).

Все упражнения с мячами надо выполнять как правой, так и левой рукой.

Перечисленные упражнения можно усложнять различными исходными положениями, дополнительными заданиями (присесть, сесть, хлопнуть в ладоши, повернуться, присесть и хлопнуть в ладоши и др. ).

Упражнения с мячами выполняются не только на месте, но и в движении, в кругу, в колонне и в шеренге.

В начале обучения упражнения с мячом носят исключительно индивидуальный характер: каждый учащийся упражняется с отдельным мячом. Затем переходят к выполнению упражнений вдвоем, а потом в группах. Усложнения при занятиях вдвоем и в группах те же, что и при индивидуальных занятиях. Кроме того, упражнения усложняются увеличением расстояния между партнерами, а также применением различных мячей и введением одновременно нескольких мячей (в кругу, в колоннах, в шеренгах).

Упражнения с палками


Упражнения с палками способствуют более точной фиксации различных положений рук, туловища, головы и ног, а также лучшему контролю за выполнением движений как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.

Упражнения с палкой обычно проводятся на месте, в разомкнутой колонне.

Палки можно раздавать следующими способами: а) учащиеся берут палки из ящика или пирамиды во время движения в колонне по одному; б) дежурные выдают палки ученикам, стоящим в шеренге, колонне; в) впереди стоящие ученики раздают палки по рядам; г) дежурные заранее кладут палки на пол.

Сбор палок должен быть также организованным. Их могут собирать дежурные, учащиеся, стоящие первыми в рядах или колоннах. Кроме того, ученики сами могут убирать их в отведенное место.

Последовательность обучения:

  1. Ознакомление учащихся с основными способами держания палки: палка вниз — палку взять за концы прямыми руками (внизу перед бедрами), хватом сверху; палка к плечу — один конец палки внизу в правой руке, между большим и указательным пальцами, другой — у правого плеча. Положение «палка внизу» является основным во время выполнения упражнений на месте;

положение «палка к плечу» используется во время передвижения учащихся (рис. 35).

  1. Движения прямыми руками с палкой: палка горизонтально вперед, палка горизонтально вверх.

  2. Сгибание и выпрямление рук с палкой (палка в горизонталь ном положении): палка на грудь, на голову, за голову (рис. 36), на лопатки, вверх, вперед, вниз.

  3. Соединение сгибаний и выпрямлений рук с палкой (палка в горизонтальном положении): палка на грудь — вперед — вниз; палка вперед — на грудь — вниз; палка вперед — вверх — за голову; палка вперед — за голову — вверх — на грудь — вперед — вниз.

  4. Соединение движений рук с палкой (палка в горизонтальном положении) с наклонами туловища: наклон туловища вперед — палка вперед; наклон туловища вперед — палка вверх; наклон туловища назад — палка вперед-вверх; наклон туловища вперед — палка на голову, за голову; наклон туловища назад — палка на голову, за голову.

  5. Соединение движений рук с палкой (палка в горизонтальном положении) с поворотами туловища. Пример: и. п. — стойка ноги врозь на ширине плеч, палка вперед. 1—поворот туловища вправо— палка на грудь; 2— поворот туловища прямо — палка вверх; 3 — поворот туловища влево — палка на грудь.

  6. Наклоны туловища (палка за спиной, на локтевых сгибах, на лопатках).

  7. Повороты туловища (палка за спиной, на локтевых сгибах, на лопатках).

  8. Перешагивание через палку (палка горизонтально) вперед, назад (рис. 37). Обучение перешагиванию через палку надо начинать с держания палки двумя руками ближе к середине. Чем шире держится палка, тем труднее выполнять упражнение.

  9. Упражнения 5—8, но выполнять в основной стойке, в стойке ноги врозь — на ширине плеч, шире плеч, правая нога (левая) впереди.

  10. Сгибания и выпрямления рук с палкой (палка горизонталь но) с

одновременным изменением положения ног. Примеры: палка вперед — стойка ноги врозь, правая впереди; палка вверх — стойка ноги врозь, на ширине плеч; палка на грудь — стойка ноги врозь, левая назад и др.

  1. Сгибания и выпрямления рук с палкой (палка горизонталь но) с одновременным выполнением выпадов вперед, в стороны. Примеры: палка вперед — выпад правой в сторону; палка на грудь — выпад левой вперед и др.

  2. Соединение движений рук с палкой (палка горизонтально) с наклонами и поворотами туловища. Пример: и. п. — стойка ноги врозь на ширине плеч, палка внизу. 1—палка вверх, поворот туловища вправо; 2 — палка на голову, наклон туловища вперед; 3 — палка вверх, выпрямиться; 4 — поворот туловища влево и т. д.

  3. Круговые движения туловищем, палка за спину, за голову, на локтевых сгибах, на грудь.

  4. Подбрасывание и ловля палки в горизонтальном положении двумя руками, одной рукой, за концы и за середину палки.

  5. Балансирование палкой на ладони, на пальце правой, левой руки (рис. 38).

  6. Палка вертикально: перед грудью в прямых руках, правая (левая) рука вверху.

  7. Выполнение изученных упражнений в сочетании с движениями ног, туловища, головы, с приседаниями, подскоками.

  8. Выполнение изученных упражнений во время ходьбы. Упражнения с палками можно выполнять в положении стоя,

сидя на гимнастической скамейке, на полу.

Упражнения с палками можно проводить в виде комплексов общеразвивающих упражнений.

Вот примерный комплекс упражнений с палками:

Упражнение 1. И. п. — основная стойка, палка внизу. На «раз-два-три», отставляя правую ногу назад на носок, поднять палку вперед и вверх,

прогнуться, посмотреть на палку (вдох)- на «четыре-пять-шесть» — вернуться в и. п. (выдох).

Упражнение 2. И. п. — основная стойка, палка внизу. На «раз»— палку на грудь, правую ногу согнуть вперед; на «два»— и. п. ; на «три»— палка на грудь, согнуть левую ногу вперед; на «четыре»— и. п.

Упражнение 3. И. п. — стойка ноги врозь, шире плеч, палка внизу. На «раз»—поворот туловища направо, палка вперед; на «два»—и. п. ; на «три»— поворот туловища налево, палка вперед; на «четыре»— и. п.

Упражнение 4. И. п. — основная стойка, палка внизу. На «раз» — палка на грудь; на «два» — палка вперед; на «три» — палка на грудь; на «четыре» — палка вверх; на «пять» — палка на грудь; на «шесть» — палка вниз.

Упражнение 5. И. п. — основная стойка, палка внизу. На «раз» — выпад правой вперед, палка вертикально вперед, правая вверху; на «два»— и. п. ; на «три»— выпад левой вперед, палка вертикально вперед, левая вверху; на «четыре»— и. п.

Упражнение 6. И. п. — основная стойка, палка внизу. На «раз» — шаг с правой вперед, наклониться вперед, палка вниз к правой ноге, ноги не гнуть, спина круглая; на «два-три» — выпрямить туловище, отклониться назад, палка вперед и вверх; на «четыре» — выпрямиться, палка вперед и вниз; то же, но с другой ноги.

Упражнение 7. И. п. — основная стойка, палка внизу. На первые четыре счета — четыре прыжка на месте, палка на грудь; на следующие четыре счета — поворот прыжком направо, три прыжка на месте, палка вертикально вперед, правая вверху; на следующие четыре счета — поворот прыжком налево, три прыжка на месте, палка на грудь.

Упражнение 8. Ходьба на месте с палкой у правого плеча. [1, с. 84–89]



Приложение. Примерный комплекс общеразвивающих упражнений без предметов для II класса


  1. И. п.1 — основная стойка. 1—2—3—прямые руки вперед-вверх, подняться на носки (глубокий вдох); 4—5—6 —опускаясь на всю ступню, руки вперед а вниз (выдох). Выполнить пять—шесть раз.

  2. И. п. — основная стойка. 1 — руки на пояс; 2 — подняться на носки, руки вперед; 3 — присесть; 4 — выпрямиться и подняться на носки; 5 — опуститься на всю ступню, руки на пояс; 6 — основная стойка. Дыхание произвольное. Выполнить шесть — восемь раз.

  3. И. п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1—2 — наклониться вправо, левую руку за голову; 3—4 — наклониться влево, левую руку на пояс, правую за голову. Дыхание произвольное. Выполнить пять-шесть раз в каждую сторону.

  4. И. п. — основная стойка. 1 — с силой согнуть руки к плечам, кисти сжать в кулаки; 2 — разогнуть руки вверх, пальцы широко развести, смотреть вверх; 3 — согнуть руки к плечам, кисти сжать в кулаки; 4 — исходное положение. Дыхание произвольное. Выполнить семь—девять раз.

  5. И. п. — основная стойка, руки к плечам. 1—2—3—4 — четыре прыжка на двух ногах с сомкнутыми носками и пятками; 5—6—7—8 — четыре прыжка на носках, ноги врозь, на ширине плеч, руки в стороны. Дыхание не задерживать. Выполнять прыжки 15—20 секунд. После прыжков ходьба на месте 30—40 секунд. [1, с. 75–76]



Список литературы:


  1. Качашкин В.М.

Методика физического воспитания. —

М.: Просвещение, 1972. — 320 с.


  1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.

Теория и методика физического воспитания и спорта. —

М.: Академия, 2003. — 478 с.


  1. Теория и методика физического воспитания.

/Под ред. Б.М. Шияна. —

М.: Просвещение, 1988. — 223 с.


  1. Теория и методика физического воспитания.

/Под ред. Б.А. Ашмарина. —

М.: Просвещение, 1990. — 287 с.


  1. Методика физического воспитания учащихся 10–11 классов.

/Березин А.В., Зданевич А.А., Ионов Б.Д. и др.

Под ред. В.И. Ляха. —

М.: Просвещение, 2001. — 122 с.

1 И. п. — исходное положение.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации