Стародубцева В.К., Решедько Л.В. и др. Экономика предприятия - файл ????? 1_365.doc

приобрести
Стародубцева В.К., Решедько Л.В. и др. Экономика предприятия
скачать (239.6 kb.)
Доступные файлы (2):
????? 1_365.doc818kb.06.12.2004 14:10скачать
????? 2_365.doc735kb.25.11.2004 13:08скачать

????? 1_365.doc



Министерство образования и науки Российской Федерации
Новосибирский государственный технический университет

________________________________________________________

ЭКОНОМИКА

ПРЕДПРИЯТИЯ

Утверждено Редакционно-издательским советом

университета в качестве учебного пособия


Новосибирск

2004


ББК 65.9(2)29я 73

Э 40

Рецензенты: канд. экон. наук, доц. Н.П. Юдин,

ст. преп. С.А. Говор


Работа подготовлена на кафедре экономики предприятий

для студентов всех направлений и специальностей


Экономика предприятия: Учеб. пособие / В.К. Старо-

Э 40 дубцева, Л. В. Решедько, О.А. Кислицына, Р. Г. Тишкова,

Н. П. Бащук, В. А. Яцко. – Новосибирск: Изд-во НГТУ,

2004. – 124 с.

Рассматриваются основные экономические категории, подходы и методы, используемые при управлении предприятием в условиях рыночной экономики. В каждом разделе практикума представлены ключевые понятия рассматриваемой темы, приводятся методические указания по решению задач с примерами решений типовых задач. Для закрепления материала предлагается ряд задач для самостоятельного решения и контрольные вопросы по теме.

Для студентов всех направлений и специальностей.
ББК 65.9(2)29я73


 Новосибирский государственный

технический университет, 2004


СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Предприятие в условиях рыночной экономики 4

Тема 2. Производственная программа предприятия 12

Тема 3. Основные фонды и производственные мощности

предприятия 23

Тема 4. Оборотные средства предприятия 45

Тема 5. Трудовые ресурсы (кадры предприятия, производи-

тельность и оплата труда) 60

Тема 6. Себестоимость продукции, цена, прибыль и рента-

бельность 82

Тема 7. Эффективность инвестиций и капитальных

вложений 107

Литература 122




Тема 1. Предприятие в условиях рыночной

экономики
Цель занятия ознакомление с типами предприятий и правовыми основами их образования в условиях рыночной эконо-
мики.
Многообразие форм собственности является основой для создания различных организационно-правовых форм предприятий. В какой бы плоскости мы ни рассматривали общественное производство – как совокупность определенных отраслей или как территориальный или межотраслевой комплекс, – везде речь будет идти о предприятии или о какой-то комбинации предприятий.

Предприятие – первичное, основное звено общественного производства. Именно на предприятии производят, транспортируют, реализуют, т.е. осуществляют движение факторов производства и созданного продукта. Производство, реализацию надо организовать, причем так, чтобы получить прибыль.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений в целях получения прибыли.

Предприятие (фирма) – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях получения прибыли. Основной формой организации предпринимательства является предприятие.

Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели, т.е. это экономическая единица, которая:

• самостоятельно принимает решения;

• реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции;

• стремится к получению дохода и реализации других целей.

Предприятие является коммерческой организацией, т.е. организацией, нацеленной на получение прибыли. Этим предприятие существенным образом отличается от некоммерческих организаций, т.е. организаций, не преследующих цели извлечения прибыли. Обычно к ним относятся благотворительные и иные фонды, ассоциации, общественные объединения, религиозные организации и др.

Началом для становления экономической самостоятельности предприятия служит его выделение в виде самостоятельной хозяйственно-оперативной единицы или юридического лица. Юридическое лицо разрабатывает свой устав, ведет баланс доходов и расходов, открывает счет в банке, получает право ведения договорных отношений. Для этого предприятие должно обладать следующими признаками:

1. Организационное единство. Это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления, закрепленным в учредительных документах.

2. Обособленное имущество. Предприятие владеет имуществом, состоящим из основных и оборотных средств, самостоятельно приобретает имущество, учитывает его, использует, реализует, списывает, платит налог за его использование.

3. Имущественная ответственность. Предприятие самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам так, как предписывает закон.

4. Выступление в гражданском обороте от собственного имени. Предприятие, как и человек, должно быть узнаваемым и отличаемым от других предприятий. Для этих целей предприятию дают имя (наименование), под которым оно приобретает и отчуждает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в суде, арбитраже или третейском суде в ролях истца и ответчика.

Все предприятия различаются по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности предприятия обычно классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам.


Классификая предприятий:
по виду деятельности предприятия подразделяют на производственные и непроизводственные, по характеру деятельности – на промышленные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые, транспортные и т.п..

Промышленные предприятия заняты в основном производством товаров (обычно к промышленным относят предприятия, более 50 % оборота которых приходится на производство промышленной продукции).

Торговые предприятия осуществляют в основном операции по купле-продаже товаров. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных предприятий, либо существовать как юридически независимые в хозяйственном отношении фирмы и осуществлять торгово-посреднические операции.

Транспортно-экспедиторские предприятия специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм.
по размерам предприятия подразделяют следующим образом: малые – до 50 занятых; средние – от 50 до 500 (иногда – до 300); крупные – свыше 500, в том числе особо крупные – свыше 1000 занятых. Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками – объемом продаж, активами, полученной прибылью и т.п.

Размеры предприятий тесно связаны с их отраслевой принадлежностью.

Составной частью экономической политики государства является развитие малого предпринимательства. Малые предприятия способны быстро реагировать на изменение потребительского спроса, более восприимчивы к техническим новинкам, обеспечивают быструю окупаемость затрат. В экономически развитых странах мира на долю малого бизнеса приходится 50–70 % прироста числа рабочих мест.
по формам собственности предприятия подразделяют на частные и государственные.

Частные предприятия могут существовать в виде самостоятельных независимых компаний либо в виде объединений, созданных как на основе системы участия, так и на основе договоренностей между участниками объединения. В зависимости
от формы объединения предприятие может быть юридически независимыми, самостоятельно решать хозяйственные вопросы и отвечать по своим обязательствам или не иметь хозяйственной и юридической самостоятельности, и тогда решение деловых вопросов зависит от материнского предприятия.

Государственные предприятия наряду с частными фирмами выступают контрагентами в хозяйственном обороте. Под государственными предприятиями понимают как чисто государственные, так и смешанные, или полугосударственные. В разных странах государственные промышленные фирмы занимают довольно прочное положение. Их удельный вес в выпуске промышленной продукции колеблется в пределах 20–25 % по отдельным странам. Большая часть государственных предприятий сосредоточена в добывающих отраслях.
по принадлежности капитала выделяют предприятия национальные, иностранные и совместные (смешанные).

Национальными называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании. Например, крупнейшая в мире компания по производству конторского оборудования и компьютеров IВМ при международном характере деятельности является национальной фирмой США, так как зарегистрирована в этой стране. Лишь 4 % акций IВМ принадлежат иностранным держателям, остальные сосредоточены в руках американских предпринимателей.

Иностранными называют предприятия, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающим контроль над ними.

Смешанными называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства, что определяет местонахождение его штаб-квартиры.
по организационно-правовым формам в соответствии с

гражданским кодексом Российской Федерации выделяют предприятия, избравшие различные формы объединения капиталов.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли
(вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капи-
талом. Участниками хозяйственных товариществ и обществ мо-
гут быть частные предприятия и юридические лица (коммерческие предприятия). В зависимости от характера объединения и степени ответственности участников по его обязательствам объединения предпринимателей делятся на объединения лиц и объединения капиталов.

Хозяйственные товарищества являются объединениями лиц, хозяйственные общества – объединениями капиталов.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества), хозяйственные общества – в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.

Полное товарищество – это объединение двух или более лиц для осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, участники которого лично участвуют в делах товарищества и каждый несет полную ответственность по обязательствам товарищества не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом. Убытки и прибыли полного товарищества распределяются между участниками пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищества. Полное товарищество не связано публичной отчетностью, т.е. не обязано публиковать сведения о результатах хозяйственной и финансовой деятельности.

Обычно договор полного товарищества содержит следующие положения: имена участников; фирменное название; местонахождение; предмет деятельности; вклад каждого члена; характер распределения прибыли; сроки функционирования создаваемого товарищества.

Форма полного товарищества большого распространения не нашла, ее применяют только малые и средние предприятия.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – это объединение двух или нескольких лиц для осуществления предпринимательской деятельности, в котором одни участники (полные товарищи) несут ответственность по делам товарищества как своим вкладом, так и всем своим имуществом, а другие (коммандитисты, или члены-вкладчики) отвечают только своим вкладом. Полные товарищи участвуют в товариществе как своим капиталом, так и хозяйственными усилиями, а вкладчики – только своим капиталом. Представлять товарищество и заключать от его имени сделки могут только полные товарищи, но не вкладчики.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — это форма организации предприятия, участники которого вносят определенный паевой взнос в уставный капитал и несут ограниченную ответственность в пределах своих вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – это разновидность хозяйственных обществ. Особенностью ОДО является то, что при недостаточности имущества общества для удовлетворения требований кредиторов участники ОДО могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам общества их личным имуществом, причем в солидарном порядке. Однако размер этой ответственности ограничен: он касается не всего их имущества, как в полном товариществе, а только его части – одинакового для всех кратного размера к сумме внесенных вкладов (например, трехкратный, пятикратный и т.п.).

Акционерное общество (АО) представляет собой форму предприятия, средства которого образуются за счет выпуска и размещения акций, а участники предприятия (акционеры) несут ответственность, ограниченную только той суммой, которая была уплачена за приобретенные акции, т.е. вкладом в капитал акционерного общества. По обязательствам акционерного общества своим имуществом отвечает только само общество.

Руководство всей текущей деятельностью АО и выступление от его имени при заключении сделок поручается, как правило, одному из распорядителей (управляющих) или нескольким распорядителям, входящим в правление фирмы.

Уставный капитал АО создается двумя способами:

• через публичную подписку на акции,

• через распределение акций среди учредителей.

В первом случае образуется открытое акционерное общество, но втором – закрытое.

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях его деятельности, размерах уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Объединения предприятий. На практике сложились типы объединений, которые различаются в зависимости от целей объединения, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это картели, синдикаты, тресты, концерны, промышленные холдинги.

Картель представляет собой объединение, как правило, предприятий одной отрасли, предполагающее совместную коммерческую деятельность, т.е. регулирование сбыта с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации.

Синдикат – разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.

Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежавшие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна, как в картеле или синдикате. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, либо представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой.

Концерн – это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества.

Концерн обычно является объединением производственного характера, в которое входят предприятия разных отраслей. Поэтому концерны носят характер «вертикальных» или «горизонтальных» объединений. Вертикальное объединение охватывает предприятия разных отраслей промышленности, производственный процесс которых взаимосвязан (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). Горизонтальные объединения охватывают предприятия разных отраслей производств, не связанных между собой.

Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных обществ или иных хозяйственных объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом).

Холдинг представляет собой «держательскую» (материнскую, головную) компанию, которая, обладая контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.

Холдинговые структуры – многофакторные комплексные образования, обеспечивающие последовательное объединение производственных и капитальных ресурсов, создание крупномасштабных дифференцированных производств, ориентированных на разработку и внедрение новейших технических решений, реализацию различных инвестиционных программ.

Вопросы для обсуждения



1. Назовите основные отличительные черты предприятия, функционирующего в условиях рыночной экономики.

2. Перечислите основные функции и цели предприятия в условиях рынка.

3. Какие факторы влияют на эффективное функционирование предприятия в условиях рынка?

4. Назовите виды предприятий, функционирующих в условиях рынка.

5. Какие факторы обусловливают выбор организационно-пра-вовой формы предприятия?

Задание 1


Предложите оптимальную организационно-правовую форму для следующих предприятий (организаций):

1) завод по производству автомобилей.

2) фирма по производству и продаже пластиковых окон и сопутствующих товаров (жалюзи, витрины и т.д.).

3) станция техобслуживания (СТО).

4) завод по переработке металлических отходов;

5) фирма по производству дорожных знаков;

6) дизайнерская студия.

При выборе организационно-правовой формы необходимо учесть следующие критерии:

– специализация предприятия (организации);

– количество учредителей;

– порядок распределения доходов;

– материально-техническая база;

– объем финансов, необходимых для открытия предприятия;

– численность персонала;

– особенности налогообложения.

Задание 2


Обсудите, по каким критериям акционерное общество предпочтительнее частного предприятия:

– непрерывность существования;

– гибкость;

– риск;

– ликвидность вложений;

– налоги;

– расходы на содержание;

– возможность обращаться в суд с иском.

Тема 2. Производственная программа

предприятия
Цель занятия – ознакомление с понятием «производственная программа»; расчеты показателей производственной программы.
Производственная программа (ПП) – это развернутый план производства и реализации продукции, отражающий объем, номенклатуру, ассортимент продукции и устанавливаемый исходя из потребностей рынка.

Разработка производственной программы осуществляется в следующей последовательности:

1) определение потребности в выпускаемой продукции;

2) составление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

3) определение объемов (в натуральном выражении) и сроков производства отдельных видов продукции;

4) соотнесение производственной программы с имеющимися ресурсами и, в первую очередь, с производственной мощностью. При необходимости (например, в случае дефицита какого-либо ресурса) возможен возврат ко второму шагу;

5) расчет объема продукции в стоимостном выражении.

Производственная программа характеризуется системой следующих показателей (рис. 1). Показатели ПП распадаются на две большие группы:

– количественные, характеризующие объемы производимой продукции и динамику их изменений;

– качественные, отражающие производственно-технические (материалоемкость, точность, мощность) и эксплуатационные (надежность, ремонтопригодность) достоинства производимой продукции.

Качественные показатели не являются предметом изучения в данной теме, но они могут быть представлены достаточно сложной системой самостоятельных показателей.

Различают абсолютные и относительные количественные показатели.

Абсолютные показатели отражают объем производимой продукции в натуральных (условно-натуральных); трудовых (временных) и стоимостных показателях.

При составлении производственной программы используются натуральные (условно-натуральные) и стоимостные показатели.

Натуральные показатели (номенклатура и ассортимент) наиболее точно отражают объем изготавливаемой продукции и выражаются в штуках, тоннах, кубометрах и других физических единицах измерения. Они являются базой основных технико-экономических плановых расчетов, служат исходными величинами для определения потребности предприятия в рабочей силе, сырье, топливе, электроэнергии, оборудовании, производственных площадях. Однако из-за большого разнообразия выпускаемой продукции зачастую невозможно обобщить различные по характеру натуральные показатели. Для расширения сферы применения натуральных показателей используются условно-натуральные показатели (условная тонна топлива и т.п.). Они применяются в случае планирования производства однородной, однотипной или одноименной продукции. При этом за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по трудоемкости, массе, материалоемкости или по какому-либо другому признаку.

Номенклатура продукции – это состав изготавливаемой продукции по ее видам или наименованиям.

Ассортимент – это состав данного вида (наименования) продукции по типам, маркам, профилям, сортам и т.п.



Рис. 1. Система показателей производственной программы

Трудовые (временные) показатели – часы и минуты рабочего времени – применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и ПП. Наиболее распространенный показатель – трудоемкость, или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Трудоемкость – это затраты времени на изготовление единицы продукции в данных условиях и при средней интенсивности труда. Если работа не подлежит нормированию по различным причинам, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для измерения работы оборудования используется такой показатель, как станко-часы. На первый взгляд, показатели трудоемкости ПП вполне приемлемы для измерения объема производства. Однако в связи со снижением трудоемкости продукции человеко-часы не сопоставимы в динамике, поэтому трудовые показатели часто используются во вспомогательных расчетах.

Для того чтобы получить сопоставимые показатели ПП и осуществить сводный учет и планирование, используют стоимостные показатели ПП, которые носят обобщающий характер и считаются универсальными при взаимоувязке всех разделов плана предприятия.

Обобщающим показателем ПП предприятия является реализованная продукция (РП), или объем продаж. Первый термин применяется в отечественной практике, второй – в мировой. Понятие «реализованная продукция» более объективно отражает результат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и производящего услуги. Объем реализованной продукции рассчитывается по формуле

; (2.1)

где – объем товарной продукции за определенный период (месяц, квартал, год), руб.; – изменение остатков готовой продукции на складе за определенный период, руб.

; (2.2)

ОП – прирост остатков отгруженной продукции за определенный период, руб.

. (2.3)

Здесь и далее индексы «н» и «к» соответствуют началу и концу рассматриваемого периода.

Товарная продукция включает стоимость продукции, которая будет произведена и подготовлена к реализации в планируемом периоде. Она включает готовую продукцию; запасные части, полуфабрикаты собственного производства и продукцию вспомогательных подразделений, поставляемую другим предприятиям или организациям; промышленные работы, выполняемые на сторону или для непромышленных хозяйств данного предприятия; капитальный ремонт и модернизацию оборудования. Товарная продукция определяется в рыночных оптовых ценах.
Валовая продукция (ВП) характеризует весь объем работы, выполненной предприятием за определенный период времени. В состав валовой продукции входит как законченная, так и незаконченная продукция, так называемое незавершенное производство. Объем валовой продукции определяется по формуле

(2.3)

где – прирост остатков незавершенного производства, руб.

(2.4)

– прирост специальной оснастки (которая конструируется и изготавливается в инструментальных цехах предприятия, так как это самостоятельная продукция инструментальных цехов), руб.

. (2.5)
Чистая продукция (ЧП) – это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входят оплата труда в виде заработной платы, оплата труда, не выплаченная в виде заработной платы, но вошедшая в стоимость товара в виде налога и различных начислений, а также прибыль. В ЧП не входит перенесенная стоимость, созданная на других предприятиях (оплата сырья, материалов, энергии, топлива и амортизационные отчисления основных фондов), т.е.

(2.6)

где – материальные затраты; – амортизационные отчисления.
Условно-чистая продукция (УЧП) – это вновь созданная стоимость, но с учетом амортизационных отчислений, т.е.

(2.7)

Валовой оборот (ВО) характеризует весь объем продукции, произведенный предприятием, т.е. представляет собой сумму стоимости продукции всех производственных подразделений предприятия:

(2.8)

где – стоимость валовой продукции i-го цеха, руб., – количество производственных цехов предприятия.
Внутрипроизводственный оборот (ВПО) – это объем продукции, произведенный для внутренних нужд предприятия,

, (2.9)

где – количество сборочных цехов предприятия.
Относительные показатели характеризуют динамику изменения абсолютных показателей: темпы роста абсолютных показателей () и темпы прироста абсолютных показателей (). При этом выделяют три периода: плановый, базисный, отчетный.

или или . (2.10)
или
или . (2.11)

Выполнение плана по номенклатуре ()

, (2.12)

где – объем производства по плану; – объем производства фактический, но скорректированный по плану.

Типовые задачи с решением

Задача 1



Машиностроительный завод выпустил товарной продукции за март на 522 тыс. руб. Стоимость остатка незавершенного производства по основной продукции на 1 марта равнялась 155 тыс. руб., а на 1 апреля – 172 тыс. руб. Стоимость остатков специального инструмента своего изготовления на начало месяца 15,4 тыс. руб., на конец месяца 12,3 тыс. руб. Литейный цех изготовил для механического цеха отливок на 120 тыс. руб., а кузнечный – на 95 тыс. руб. Определить стоимость валовой продукции, валового и внутрипроизводственного оборотов.

Решение

Изменение остатков незавершенного производства:

?НЗП = 172 – 155 = 17 тыс. руб.

Изменение остатков специальной оснастки:

?СО = 12,3 – 15,4 = –3,1 тыс. руб.

Стоимость валовой продукции:

ВП = 522 + 17 – 3,1 = 535,9 тыс. руб.

Стоимость валового оборота:

ВО = 535,9 + 120 + 95 = 750,9 тыс. руб.

Стоимость внутрипроизводственного оборота:

ВПО = 750,9 – 535,9 = 215 тыс. руб.
Задача 2
Определите выполнение плана по номенклатуре


Выпуск

продукции, шт.

Изделие 1

Изделие 2

Изделие 3

План

500

800

300

Факт

520

760

320


Решение

Выполнение плана по номенклатуре.

.

Выполнение плана по номенклатуре составило 97,5 %.

Задачи для самостоятельного решения



Задача 2.1
В отчетном году на заводе из собственного материала было выработано готовой продукции на 375 тыс. руб., а из материалов заказчика – на 120 тыс. руб., включая стоимость материала заказчика на сумму 40 тыс. руб. Реализовано полуфабрикатов по специальному заказу на 15 тыс. руб., отпущено электроэнергии, выработанной на заводе, на сторону на 8 тыс. руб. Определите объем товарной продукции.
Задача 2.2
Определите объем товарной и валовой продукции завода за январь и февраль по следующим данным:

Вид продукции


Цена за

единицу, руб.

Выпуск по месяцам


январь

февраль

Изделие 1, шт.

Изделие 2, шт.

1500

980

800

650

840

760

Запасные части, тыс. руб.



60

75

Поковки, т

820

620

580


Из изготовленного количества поковок механическим цехом переработано в январе и феврале по 280 т, остальные поковки реализуются. Остатки незавершенного производства на 1 января – 40 тыс. руб., на 1 февраля – 52 тыс. руб., на 1 марта – 48 тыс. руб.
Задача 2.3
Объем валовой продукции за базисный (прошлый) год – 400 тыс. руб., план на текущий год – 420 тыс. руб.; фактическое выполнение – 460 тыс. руб. Численность работающих в базисном и планируемая на текущий год – 210 человек, фактическая численность – 220 человек. Определите фактическое выполнение плана по валовой продукции; на сколько процентов выпущено дополнительно продукции за счет увеличения численности, за счет роста производительности труда.
Задача 2.4
Годовая производственная программа машиностроительного завода характеризуется следующими данными (тыс. руб.):


Вид продукции

Товарная продукция


Изменение остатков незавершенного производства

По

плану

Фактически

По плану

Фактически

Основная продукция

Заказы межзаводского кооперирования

Услуги (капитальное строительство и капитальный ремонт)

620

100


145

670

75


138

+30

–10


–5

+40

+7


+4


Определите выполнение плана по валовой и товарной продукции.
Задача 2.5
На автомобильном предприятии в базисном году при общем объеме продукции в 86 млн. руб. было изготовлено на 63 млн. руб. автомобилей. В отчетном году объем продукции составил 158 млн. руб., а автомобилей было выпущено на 133 млн. руб.
(в сопоставимых ценах). Определите рост объема производства предприятия за этот период.
Задача 2.6
На машиностроительном заводе затраты на производство продукции составили в базисном году 85 млн. руб., в том числе на покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия – 28 млн. руб.; в отчетном году соответственно – 233 млн. руб. и 142 млн. руб. Определите уровень кооперирования завода по годам и его изменение за этот период.
Задача 2.7
Определите запланированный годовой объем реализации машиностроительного завода и плановый размер его увеличения (%) по сравнению с отчетным (прошлым) годом на основании следующих данных:

– запланированный выпуск товарной

продукции 6,4 млн. руб.

– остаток товарной продукции на складе

на 1 января планового года 0,6 млн. руб.

– стоимость отгруженной, но не оплаченной

заказчиком продукции на 1 января планового

года 0,2 млн. руб.

– планируемый остаток товарной продукции

на конец планового года 0,4 млн. руб.

– планируемая стоимость отгруженной,

но не оплаченной заказчиком продукции на конец

планового года 0,1 млн. руб.

– объем реализованной продукции за прошлый

год в сопоставимых ценах 5,6 млн. руб.
Задача 2.8
Годовым планом предприятия предусмотрен следующий выпуск продукции

Изделие


Количество, шт.

Оптовая

цена, руб.

план

факт

«А»

250

320

16000

«Б»

1300

1200

3000

«В»

600

500

1500


Определите, на сколько процентов выполнен план в денежном выражении и по номенклатуре.
Задача 2.9
Рассчитайте объемы товарной, реализованной, валовой продукции по плану и отчету, темпы роста объемов товарной, валовой и реализованной продукции в отчетном периоде по сравнению с плановым, коэффициент выполнения плана по номенклатуре, уровень кооперирования в плановом и отчетном периодах и процент его изменения. Исходные данные представлены в таблицах.

Продукция

План

Отчет

Объем

в шт.

Отпускная цена за 1 ед.

Объем в шт.

Отпускная цена за 1 ед.

Основная продукция «А»

300

700

310

720

Изделие «Б»

400

1000

395

1200

Изделие «В»

20

2000

24

2500




Показатели

План

Отчет

Запасные части, руб.

10000

12000

Комплектующие узлы на сторону, руб.

8000

9000

Услуги на сторону, руб.

15000

18000

Остатки НЗП на начало года, руб.

7000

6000

Остатки НЗП на конец года, руб.

9000

8000

Остатки готовой продукции на складе на начало года, руб.

4000

5000

Остатки готовой продукции на складе на конец года, руб.

3000

4000

Объем кооперированных поставок, руб.

13000

14000


Задача 2.10
Рассчитайте объемы товарной, реализованной, валовой, чистой и условно-чистой продукции за год.
– объем выпуска продукции за год, шт. 2000

– отпускная цена за 1 ед., 1100

– стоимость материалов и комплектующих

на 1 ед., руб. 300

– стоимость приобретаемой электроэнергии, руб. 350 000

– амортизационные отчисления за год, руб. 130 000

– остатки НЗП на начало года, руб. 160 000

– остатки НЗП на конец года, руб. 210 000

– остатки готовой продукции на складе

на начало года, руб. 150 000

– остатки готовой продукции на складе на конец

года, руб. 90 000

Задача 2.11
Используя данные о работе предприятия, приведенные в таблице, рассчитать выпуск товарной продукции цеха в стоимостном выражении по плану и отчету.


Показатели

План

Отчет

Сменность работы оборудования

1,9

1,7

Число часов работы в смену

8,2

7,8

Число рабочих дней в году на одну машину

254

246

Число машин в цехе

72

81

Номинальный фонд времени работы оборудования

цеха, час.

?

?

Трудоемкость изготовления единицы продукции,

нормо-час

62

66

Коэффициент использования номинального фонда

времени

0,95

0,91

Возможный фонд времени работы оборудования, час.

?

?

Выпуск продукции в натуральном выражении, шт.

?

?

Цена единицы продукции, руб.

3,5

3,4

Выпуск товарной продукции, руб.

?

?

Контрольные вопросы



1. Что понимается под производственной программой предприятия?

2. Какова последовательность разработки производственной программы?

3. Назовите показатели и измерители производственной программы.

4. Чем отличается номенклатура от ассортимента?

5. Что такое валовой и внутрипроизводственный обороты?

Тема 3. Основные фонды и производственные мощности предприятия
Цель занятия – дать студентам представление о функционировании основных производственных фондов и формировании производственной мощности предприятия.

Задачи, реализуемые на практическом занятии:

– изучение видов оценки основных производственных фондов;

– определение норм амортизации и амортизационных отчислений;

– расчет показателей использования и эффективности основных фондов;

– расчет производственной мощности предприятия.
В зависимости от назначения основные фонды делятся на основные непроизводственные и основные производственные.

Основные непроизводственные фондыэто объекты социально-культурного и бытового назначения, медицинские учреждения, столовые, детские сады и т.п., находящиеся на балансе предприятия.

Основные производственные фонды (ОПФ) – средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе и сохраняют свою натурально-вещественную форму в течение длительного периода, переносят свою стоимость на производимую продукцию (услугу) по частям в виде амортизации.

Основные производственные фонды состоят из материальных и нематериальных фондов. Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (утвержден постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г.):

– к материальным ОПФ относятся здания; сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование, включая силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника и оргтехника, инструмент; транспортные средства; производственный и хозяйственный инвентарь; рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие виды материальных основных фондов;

– к нематериальным ОПФ (нематериальным активам) относятся: компьютерное программное обеспечение; базы данных; оригинальные произведения развлекательного жанра, литературы или искусства; наукоемкие промышленные технологии; прочие нематериальные основные фонды, являющиеся объектами интеллектуальной собственности, использование которых ограничено установленными на них правами владения.

В системе бухгалтерского учета к основным производственным фондам относятся средства труда со сроком службы более 12 месяцев и со стоимостью (на дату приобретения), превышающей размер лимита, установленного правительством.

В приведенной классификации не все элементы ОПФ играют одинаковую роль. Одни из них (машины и оборудование) принимают непосредственное участие в производственном процессе и поэтому их относят к активной части ОПФ. Другие (производственные здания и сооружения) обеспечивают нормальное функционирование производственного процесса и представляют собой пассивную часть ОПФ.

ОПФ имеют натурально-вещественную и стоимостную форму, поэтому их учет, планирование и эффективность использования требует различных видов оценки. Стоимостная оценка ОПФ производится по первоначальной (балансовой) стоимости, восстановительной стоимости, остаточной стоимости, ликвидационной стоимости и среднегодовой стоимости.

1. Первоначальная (балансовая) стоимость ОПФ слагается из затрат по их возведению (сооружению) или приобретению, включая расходы (затраты) по их доставке и установке, а также иные расходы (затраты), необходимые для доведения данного объекта до состояния готовности к эксплуатации по назначению,

, (3.1)

где – первоначальная стоимость ОПФ, руб.; – затраты на приобретение и постройку ОПФ данного вида, руб.; – затраты на доставку (перевозку), руб.; – затраты на их установку и монтаж, руб.; – прочие затраты, руб.

2. Восстановительная стоимость ОПФ – это стоимость их воспроизводства в современных условиях; как правило, она устанавливается во время переоценки фондов.

3. Остаточная стоимость ОПФ рассчитывается путем вычета из первоначальной (восстановительной) стоимости суммы начисленной амортизации, т.е. стоимости износа,


, (3.2)

где – остаточная стоимость ОПФ, руб.; – годовая норма амортизации, %; – срок эксплуатации ОПФ, лет; – стоимость износа ОПФ, руб.
4. Ликвидационная стоимость ОПФ – это стоимость ликвидации (списания) ОПФ. Списание ОПФ в основном идет по цене утилизации.

5. Среднегодовая стоимость ОПФ рассчитывается следующим образом:

(3.3)
где – среднегодовая стоимость ОПФ, руб.; – первоначальная стоимость ОПФ на начало года, руб.; – стоимость введенных ОПФ в течение года, руб.; – стоимость выведенных ОПФ в течение года, руб.; – количество месяцев эксплуатации введенных ОПФ с момента введения до конца года; – количество месяцев неэксплуатации выведенных ОПФ с момента выведения до конца года; – количество вводов ОПФ в течение года; – количество выводов ОПФ в течение года.

Согласно Инструкции Госкомстата среднегодовая стоимость ОПФ определяется по формуле

(3.4)

где и – стоимость ОПФ на начало года и на конец года соответственно, Фi – стоимость ОПФ на первое число всех остальных месяцев.

ОПФ характеризуются двумя видами износа: физический износ (т.е. утрата фондами своей потребительной стоимости вследствие их эксплуатации и естественного изнашивания) и моральный износ (т.е. обесценивание, утрата стоимости ОПФ до их физического износа в связи с появлением более дешевых и более производительных фондов).

Физический износ отличается неравномерностью и характеризуется следующими формами:

–механический износ и снижение технико-эксплуата-
ционных показателей;

– разрушение бездействующих ОПФ как результат влияния природных условий.

Для характеристики степени физического износа ОПФ используются показатели:

коэффициент физического износа ОПФ

(3.5)

где – стоимость износа ОПФ (т.е. начисленная амортизация) за весь период их эксплуатации, руб.;

коэффициент годности ОПФ

или (3.6)
Все эти формулы предполагают равномерное физическое изнашивание ОПФ, что далеко не всегда происходит в действительности, и в этом заключается их основной недостаток.

Наряду с физическим износом ОПФ претерпевают моральный износ. Моральный износ проявляется в двух формах:

– происходит обесценивание машин такой же конструкции, что выпускались и раньше, вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях;

– происходит обесценивание старых машин, физически еще годных, вследствие появления новых, более технически совершенных и производительных, которые вытесняют старые.
Для оценки использования и движения ОПФ применяются следующие показатели:

коэффициент обновления основных фондов

, (3.7)

где – стоимость ОПФ на конец года, руб.

(3.8)
коэффициент выбытия основных фондов

(3.8)
коэффициент фондовооруженности (фондовооруженность труда) руб/чел

(3.9)

где – среднесписочная численность промышленно-произ-водственного персонала, чел.

Техническая вооруженность труда (), руб/чел

, (3.10)

где – среднегодовая стоимость активной части основных фондов, руб.

Динамика этих показателей свидетельствует о той воспроизводственной политике, которая проводится на предприятии.

Обобщающим показателем использования ОПФ на предприятии, является показатель фондоотдачи, который рассчитывается по формуле:

, (3.11)

где – показатель фондоотдачи, N – объем произведенной за год продукции (товарной или валовой), руб.

Обратным показателем фондоотдачи является фондоемкость продукции

(3.12)

К системе взаимосвязанных показателей, непосредственно характеризующих уровень использования активной части ОПФ и производственных мощностей, а также раскрывающих резервы возможного улучшения их использования, относятся:

коэффициент экстенсивного использования, который характеризует уровень использования активной части ОПФ во времени,

, (3.13)

где – фактическое время работы машин и оборудования, ч; – режимный фонд времени работы машин и оборудования, ч.

коэффициент интенсивного использования, который характеризует уровень использования машин и оборудования по мощности,

, (3.14)

где – фактическая производительность машин и оборудования; – возможная (паспортная) производительность машин и оборудования;

интегральный коэффициент использования ОПФ

. (3.15)

К числу важнейших показателей, характеризующих уровень использования ОПФ во времени, относится коэффициент сменности:

(3.16)

где – количество машино-смен работы оборудования в первой смене; – количество машино-смен работы оборудования во второй смене; – количество машино-смен работы оборудования в третьей смене; – количество установленного оборудования.
Амортизация – это процесс постепенного переноса части стоимости ОПФ на выпускаемую продукцию (работу, услугу).
В целях начисления амортизации все ОПФ распределяются по десяти амортизационным группам в соответствии со сроком его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных фондов или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности предприятия.

При исчислении амортизации следует различать три показателя: норма амортизации, амортизационные отчисления, амортизационный фонд.

Норма амортизации () – годовой (месячный) процент переноса стоимости ОПФ, исчисленный исходя из срока полезного использования данного объекта.

1) для новых ОПФ и нематериальных активов

(3.20)

где – норма амортизации, %, – срок полезного использования объекта ОПФ, лет, мес (для нематериальных активов срок полезного использования определяется исходя из срока, оговоренного договором (лицензии, права пользования, патенты); срока деятельности организации–пользователя; при невозможности установления = 10 лет);

2) для ОПФ, бывших в эксплуатации,

(3.21)

где – фактический срок эксплуатации объекта ОПФ, который должен быть указан при покупке, лет, мес.

Амортизационные отчисления – это денежное выражение перенесенной стоимости ОПФ в состав себестоимости продукции (работы, услуги):

(3.22)

Амортизационные отчисления производятся предприятиями ежемесячно одним из следующих методов:

1) линейным,

2) нелинейным.

Предприятие применяет линейный метод начисления амортизации к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов. К остальным основным фондам предприятие вправе применять один из двух методов. Начисление амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества осуществляется в соответствии
с нормой амортизации , определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования.

При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

При применении линейного метода норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:

(3.23)

где – месячная норма амортизации, %, – срок полезного использования данного объекта ОПФ, выраженный в месяцах.

При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта. При применении нелинейного метода норма амортизации объекта амортизируемого имущества определяется по формуле

(3.24)

где – месячная норма амортизации, %.

При этом с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20 % от первоначальной (восстановительной) стоимости этого объекта, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке:

1) остаточная стоимость объекта ОПФ в целях начисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов,

2) сумма начисляемой за один месяц амортизации в отношении данного объекта ОПФ определяется путем деления базовой стоимости данного объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного объекта.

Амортизационный фонд – это сумма всех амортизационных отчислений, аккумулируемая на специальных счетах предприятия и используемая для приобретения новых ОПФ, а также для проведения реконструкции и технического перевооружения.

Важнейшей характеристикой потенциальных возможностей и степени использования ОПФ является производственная мощность предприятия (участка, цеха). Под производственной мощностью понимается максимально возможный годовой объем выпуска продукции при заданных номенклатуре и ассортименте при наиболее рациональном использовании оборудования и площадей и установленном режиме работы предприятия. Производственная мощность измеряется в тех же единицах, в которых планируется производство продукции (тонны, килограммы, штуки, метры и т.д.).

В общем виде производственная мощность (М) предприятия (цеха) может быть определена по формуле:

(3.25)

где – количество единиц однотипного оборудования, занятых выполнением производственной программы; Пр – производительность каждой единицы оборудования, шт/ч; – эффективный фонд времени работы оборудования, ч; – трудоемкость изготовления единицы продукции, ч.
Количество единиц оборудования для создаваемых предприятий и новых производств рассчитывают следующим образом:

(3.26)

где – объем производства i-го изделия, шт.; – трудоемкость изготовления i-го изделия, ч; – коэффициент выполнения норм; – количество номенклатурных позиций выпускаемых изделий.
Производственная мощность сборочных участков (цехов) зависит от размеров собираемых изделий и продолжительности цикла сборки:

(3.27)

где – полезная площадь участка (цеха), м2, определяемая по формуле

, (3.28)

где – общая площадь участка (цеха), м2; – вспомогательная площадь (проезды, проходы), %, – удельная площадь, необходимая для сборки одного изделия, м2, определяемая по формуле

, (3.29)

где – площадь изделия, определяемая по его габаритам, м2; – дополнительная площадь (рабочая зона, необходимая для сборки изделия), %; – производственный цикл для сборки изделия, дни или ч.
При планировании и учете выделяют:

1) входную производственную мощность (на начало периода – квартал, год) ();

2) выходную производственную мощность (на конец периода – квартал, год) ();

3) среднегодовую производственную мощность ()

(3.30)
где – вводимая производственная мощность в течение планового периода, руб.; – выведенная производственная мощность в течение планового периода, руб.; – время эксплуатации введенных производственных мощностей с момента введения до конца планового периода, мес; – время неэксплуатации выведенных производственных мощностей с момента выведения до конца планового периода, мес; – количество вводов в течение планового периода; – количество выводов в течение планового периода.

Коэффициент использования производственной мощности () определяется по формуле

(3.31)

где N – плановый или фактический объем выпуска продукции, руб.

Коэффициент использования производственной площади определяется по формуле

, (3.32)

где Рпл – планируемая загрузка производственной площади (необходимое количество квадратных метр-часов или метр-дней на выполнение плана сборки), определяемая как

; (3.33)

Рпл – пропускная способность по площади (м2·ч или м2·дни) определяемая как

(3.34)

Коэффициент загрузки оборудования () определяется как:

(3.35)

где – расчетное число единиц оборудования, шт., – принятое число единиц оборудования, получают путем округления до целого числа в большую сторону, шт.
Типовые задачи с решением
Задача 1
Первоначальная стоимость ОПФ за вычетом износа на начало года по сборочному цеху составляет 1900 тыс. руб. Износ ОПФ на начало года составил 20 %. С 1 апреля в эксплуатацию были введены новые фонды стоимостью 180 тыс. руб., а с 1 мая списано вследствие полного износа фондов на 150 тыс. руб. Среднегодовая норма амортизации по цеху составляет 10 %. Определить на конец года первоначальную и остаточную стоимости ОПФ и коэффициент обновления основных производственных фондов.

Решение

1. Определим первоначальную стоимость ОПФ на начало
года:



2. Первоначальная стоимость ОПФ на конец года:



3. Среднегодовая первоначальная стоимость:



4. Годовая сумма амортизационных отчислений:



5. Остаточная стоимость на конец года:



6. Коэффициент обновления основных фондов:

, т.е. 7,5 %.
Задача 2
Месячная производственная программа цеха составляет 5000 изделий. Трудоемкость токарных операций – 0,65 нормо-часа, шлифовальных операций – 0,2 нормо-часа. Режим работы оборудования двухсменный. Планируемый коэффициент выполнения норм 105 %. Определить расчетное и фактически принятое количество оборудования и коэффициент загрузки каждой группы оборудования; производственную мощность цеха, если действительный месячный фонд времени оборудования равен 330 ч.




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации