Лазарев В.В. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации - файл n1.rtf

приобрести
Лазарев В.В. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации
скачать (6071.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf6072kb.23.08.2012 23:49скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50

Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации


Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев)- Система ГАРАНТ, 2003 г.
Электронная версия для справочной правовой системы "Гарант" по состоянию на 1 мая 2003 г.
Ответственный редактор - Заслуженный деятель науки РФ, док. юр. наук, проф. В.В.Лазарев

Авторы:



Афанасьев В.С., д.ю.н., проф., Заслуженный юрист Российской Федерации (Академия управления МВД РФ) - ст. 58, 59, 74, 129.

Бабаев В.К., д.ю.н., проф., Заслуженный деятель науки Российской Федерации (Нижегородский юридический институт МВД РФ) - ст. 1, 8, 9, 17, 57, 75.

Божьев В.П., д.ю.н., проф., Заслуженный деятель науки Российской Федерации (Академия управления МВД РФ) - ст. 22, 25, 47-53, 118-123, 128.

Витрук Н.В., д.ю.н., проф. Заслуженный деятель науки Российской Федерации (Конституционный Суд РФ) - ст. 2, 6, 18, 19, 45, 46, 55, 56, 60-64, 68, 69.

Герасимов А.П., д.ю.н., проф. (Российская академия правосудия) - ст. 33, 41, 43, 44, 102, 106.

Глушко Е.К., к.ю.н. (Администрация Президента РФ) - ст. 83, 86, 87.

Исаков В.Б., д.ю.н., проф. (Торгово-промышленная палата РФ) - ст. 94-101, 103-105, 109, 134-137, раздел второй.

Кабышев В.Т., д.ю.н., проф., Заслуженный деятель науки Российской Федерации (Саратовская государственная академия права) - ст. 3, 5, 11, 16, 32, 80.

Каллистратова Р.Ф., д.ю.н., проф., Заслуженный юрист Российской Федерации (Российская академия правосудия) - ст. 124, 126, 127.

Козлов А.Е. (1939-1997), д.ю.н., проф. (Институт государства и права РАН) - ст. 26, 28-31, 65-67, 79 (статьи 26, 28-30 - в соавторстве с Б.С.Эбзеевым)

Краснов М.А., д.ю.н., проф. (Фонд "Индем") - ст. 81, 82, 84, 89-93.

Лаврова Н.М., к.ю.н. (Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания РФ) - ст. 34-37, 39, 40, 42.

Лазарев В.В., д.ю.н., проф., Заслуженный деятель науки РФ (Постоянный представитель Государственной Думы Федерального Собрания РФ в Конституционном Суде РФ) - предисловие ко второму изданию, вступительная статья, 12, 70, 76, 77, 125, 130-133.

Миньковский Г.М. (1923-1998), д.ю.н., проф., Заслуженный деятель науки РФ (Академия управления МВД РФ) - ст. 14, 20, 24, 27, 38, 54.

Москалькова Т.Н., д.ю.н., проф., Заслуженный юрист Российской Федерации (МВД РФ) - ст. 21, 23.

Салищева Н.Г., к.ю.н., доцент, Заслуженный юрист Российской Федерации (Институт государства и права РАН) - ст. 78, 110-117.

Слива А.Я., к.ю.н. Заслуженный юрист Российской Федерации (Конституционный Суд РФ) - ст. 71, 72, 73.

(Конституционный Суд РФ) - преамбула, ст. 4, 7, 10, 13, 15, 85, 88, 107, 108 (в соавторстве с А.Е. Козловым - статьи 26, 28-30).

Руководитель авторского коллектива - Лазарев В.В.
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации подготовлен высококвалифицированными учеными, занимающими (занимавшими) ответственные должности в федеральных органах государственной власти или принимающими непосредственное участие в консультировании правотворческой и правоприменительной практики. Это своего рода руководство по использованию конституционных норм в работе государственных служащих. Гражданам комментарий послужит в деле защиты своих конституционный прав; научным работникам - в развитии идей конституционного права, а студентам - в их освоении
В комментарии учтены действующее законодательство и новейшая юридическая практика
Комментарий рассчитан на широкий круг читателей, и прежде всего на государственных служащих, депутатов, юристов предпринимательских структур, научных работников и студентов

Принятые сокращения



АПК, АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

БВС - Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.

БНА - Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации

Бюллетень ЦИК - Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Ведомости РФ, РСФСР, СССР - Ведомости Верховного Совета РСФСР, СССР, Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, РСФСР, СССР.

Вестник ВАС РФ - Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

ВКС - Вестник Конституционного Суда Российской Федерации.

Закон об арбитражных судах - Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах Российской Федерации".

Закон об адвокатской деятельности - Федеральный закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации.

Закон о Конституционном Суде - Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Закон о мировых судах - Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации".

Закон об органах судейского сообщества - Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

Закон о статусе судей - Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Закон о судебной системе - Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации".

ГК, ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации.

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

ТК, ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации.

КоАП - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Конституция - Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

РВ - Российские вести.

РГ - Российская газета.

РФ - Российская Федерации

САПП - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации.

СК РФ - Семейный кодекс.

УК, УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации.

УПК - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Сборник постановлений Пленумов по уголовным делам - Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Спарк, 1999.


Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (ст.ст. 1 - 16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст.ст. 17 - 64)

Глава 3. Федеративное устройство (ст.ст. 65 - 79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (ст.ст. 80 - 93)

Глава 5. Федеральное Собрание (ст.ст. 94 - 109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст.ст. 110 - 117)

Глава 7. Судебная власть (ст.ст. 118 - 129)

Глава 8. Местное самоуправление (ст.ст. 130 - 133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр (ст.ст. 134 - 137)

Конституции

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Конституция Российской Федерации



1. Термин "конституция" (от латинского "сonstitutio" - устанавливаю, учреждаю) в действующем основном законе в различных словосочетаниях встречается не менее 70 раз. Анализ интерпретаций данного термина позволяет выявить ряд аспектов его смысловой нагрузки, которые вкладывались в этот термин создателями Конституции и должны учитываться в процессе практического применения основного закона и его норм.

Во-первых, Конституция есть основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности. Он может быть пересмотрен в особом, предусмотренном самой Конституцией порядке. Следовательно, любая попытка пересмотра или новации Конституции в нарушение или в обход установленного действующей Конституцией порядка есть узурпация власти, долженствующая влечь установленные законом правовые последствия.

Во-вторых, Конституция есть закон, который учреждает государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяет характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением.

В-третьих, Конституция есть закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа. Согласно Конституции Российской Федерации народ является единой в политическом отношении государственно-правовой и международно-правовой личностью. Конституция, однако, содержит одновременно гарантии от гипертрофии этого единства путем признания идеологического и политического многообразия и закрепления федеративной природы государства.

В-четвертых, Конституция Российской Федерации выступает способом формализации государственного строя России путем закрепления его фундаментальных основ. Она определяет основные ценности государства и общества и порядок их государственной защиты.

В-пятых, Конституция есть закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения коррелирующих с этими правами обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной автономии личности, характер взаимоотношений личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности.

В-шестых, Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм и в этом смысле сама является так называемой абсолютной нормой, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в государстве. В связи с этим Конституция выступает в качестве закона, обладающего верховенством на всей территории государства, высшей юридической силой и гарантирующего политическое единство народа и единство экономического и правового пространства государства.

Конституция может также рассматриваться как юридическая форма фиксации познанных обществом объективных закономерностей социально-исторического развития, которые в силу их конституционного закрепления трансформируются в поведение граждан и становятся нормой деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений и т.д.

Очевидно, что понятие Конституции Российской Федерации чрезвычайно сложно выразить в краткой дефиниции, необходим учет ее различных аспектов, причем в зависимости от конкретных обстоятельств тот или иной аспект может оказаться превалирующим. Например, при разрешении споров о компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации Конституция выступает как гарантия политического единства народа и одновременно как гарантия прав и интересов субъектов Российской Федерации, вытекающих из федеративного устройства государства. В то же время в случае конфликта интересов личности и государства доминирующее значение приобретает гарантийная функция Конституции, выступающей в качестве юридической формы урегулирования взаимоотношений человека и государства как "равноправных партнеров" в общественном договоре и способа ограничения пределов государственной власти, а также обеспечения индивидуальной автономии личности.

При этом следует также обратить внимание на следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для определения природы как самой Конституции, так и оформляемой ею государственности: во-первых, из наименования Конституции изъято словосочетание "Основной Закон", которое неизменно присутствовало в прежних конституциях. Из такого изъятия, однако, не следует, что меняется место Конституции Российской Федерации в иерархии правовых актов, оно лишь свидетельствует об отождествлении составителями проекта содержания понятий "Конституция" и "Основной Закон" и желании избегнуть в силу их совпадения повторения; во-вторых, в самом наименовании "Конституция Российской Федерации" присутствует указание на федеративную природу государства, которая в рамках действующего Основного Закона правовым образом не может быть преодолена; в-третьих, федеративное устройство Российской Федерации сопрягается с единством государства. Российское государство именно единое федеративное, а не союзное государство, основанное на сочленстве объединившихся в него субъектов. Следовательно, общефедеральные конституционные стандарты организации власти, суверенитета и свободы личности имеют универсальный характер и обязательны для всех субъектов Российской Федерации. Это означает также, что федеральная Конституция не нуждается в ратификации или подтверждении в иной форме субъектами Российской Федерации, она связывает всех ее субъектов на всей территории Российской Федерации и действует прямо и непосредственно.

2. Принятие Конституции Российской Федерации на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. прервало развитие советского типа организации государственной власти и юридически закрепило восприятие Россией общедемократических ценностей и ориентиров социально-политического и экономического развития, которые доминируют в обществах с более давними традициями демократического развития. Предпосланная основному тексту Конституции вступительная часть - преамбула, обычная в мировой конституционной практике, в широком социальном плане декларирует становление в России конституционализма, превращение государства в рациональную организацию публичной власти для осуществления общественных задач в рамках права.

Преамбула Конституции имеет существенное значение в социальном, политическом, идеологическом и юридическом отношениях. Она является составной частью Конституции и имеет для законодательной и исполнительной власти не только моральную, но и юридическую силу, а судами должна восприниматься в качестве оселка, на котором выверяется адекватность истолкования конституционных норм, содержащихся в разделах, главах и статьях Конституции.

На это, в частности, было обращено внимание в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1995 г. N 17-П (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 54). Суд, отметив, что "Конституция Российской Федерации закрепляет суверенную государственность России, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя", для обоснования своей позиции сослался на преамбулу и чч. 1 и 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации. Многократно ссылался Конституционный Суд на преамбулу в ее нормативном единстве и сопряжении с рядом иных положений Конституции Российской Федерации в постановлении от 7 июня 2000 года N 10-П (СЗ Российской Федерации. 2000. N 25. Ст. 2728), в частности, для обоснования того, что Конституция, принятая всенародным голосованием, является актом высшего непосредственного выражения власти многонационального народа Российской Федерации в целом, следовательно, именно ее положения имеют приоритет в правовой системе Российской Федерации, включая федеральное законодательство и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Тем самым Суд подтвердил, что во-первых, преамбула есть неотъемлемая составная часть Конституции Российской Федерации; во-вторых, она является не просто сводом политико-правовых деклараций или исторической справкой, но и имеет юридическую силу и составляет своеобразный договор между народом, волей которого освящена Конституция, и государством, выступающим от имени народа; в-третьих, органы публичной власти и иные субъекты конституционно-правовых отношений связаны преамбулой в не меньшей мере, чем иными положениями Конституции Российской Федерации; в-четвертых, последующие положения Конституции, особенно принципы конституционного строя, должны интерпретироваться и применяться с учетом преамбулы Конституции, ибо именно в ней содержится универсальный социально-политический, нравственный и юридический критерий адекватности правоприменения в Российской Федерации.

Конституция - единый политико-юридический документ, каждая часть которого органически связана со всеми остальными и в рамках единой системы выполняет свои функции. Это - продуманная модель организации жизни общества, охватывающая все его сферы и наиболее важные проявления. Конституция является целостным актом, нормы и институты которого взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе регулирования общественных отношений. В частности, нормативное значение преамбулы заключается в том, что она обычно определяет стратегию как правотворчества, так и правоприменения, налагает на государство, государственные и общественные органы, должностных лиц юридическую обязанность действовать в соответствии со сформулированными в ней основополагающими принципами.

3. Представляется, что не следует преуменьшать значение преамбулы Конституции и для адекватного понимания и истолкования ее содержания. В ней излагаются некоторые исходные положения, на которых основываются Конституция и те цели, которые она преследует. Преамбула Конституции Российской Федерации констатирует существование многонационального народа Российской Федерации, соединенного общей судьбой на своей земле. Начинается она словами: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации: принимаем настоящую Конституцию Российской Федерации". Тем самым волей народа легитимируется та модель организации власти, суверенитета, свободы и прав человека, которая получила закрепление в Основном Законе. Народ выступает первичным субъектом конституционных правоотношений, в которых обязанной стороной выступают государство, его органы и должностные лица. Именно народ обладает всей полнотой учредительной власти, которая не может передаваться кому бы то ни было. Государственная же власть - законодательная, исполнительная или судебная - это власть, учреждаемая народом и действующая от его имени и им уполномоченная. Пределы государственной власти и ее "свободного" усмотрения определяются народом и не могут быть нарушены государством без риска утраты своей легитимности.

Многонациональный характер страны и осознание ею себя как части мирового сообщества обусловили также признание общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. В преамбуле выражена преемственность российской государственности, а также уважение к историческому прошлому народа, предыдущие поколения которого передали гражданам России любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. В ней нашли отражение решающая роль самого народа в настоящем и будущем Родины, его доминирующее место во всей системе субъектов конституционно-правовых отношений.

В преамбуле Конституции одновременно определяются те ценности, которые занимают ведущее положение во всей иерархии общественных ценностей, и цели, которые преследует Конституция. В системе этих ценностей и целей Конституции - утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства страны, возрождение суверенной государственности России и незыблемость ее демократической основы.

Важное юридическое значение преамбулы заключается и в том, что в ней определена стратегия конституционного и в целом правового регулирования в Российской Федерации. Закрепленные в Основном Законе цели имеют определяющее значение в процессе реализации Конституции и ее норм в сфере законодательства, исполнения законов и правосудия. Они образуют не только социально-политический и нравственный, но и юридический ориентир, в соответствии с которым должна осуществляться деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. По существу, это изложение некоторых важнейших обязанностей государства и его агентов, в числе которых - обеспечение свободы и прав граждан, социального и межнационального мира и согласия, противостояние сепаратизму и сохранение целостности Российской Федерации.

В преамбуле Конституции выражены также некоторые социальные обязательства государства по отношению к народу и гражданам, по обеспечению демократического развития страны и др. Восемьдесят четыре слова преамбулы дают исходные начала для толкования Конституции в соответствии с действительной волей народа. Парламент не может принимать законы, а исполнительная власть акты, нарушающие права и свободы человека или способные привести к разрушению гражданского мира и согласия, подрыву демократических основ Российской государственности. Границы судебного истолкования принципа равноправия и самоопределения народов ограничены интересами сохранения целостности и государственного единства Российской Федерации и т.п.

Преамбула содержит запрет на самоизоляцию страны, ориентирует деятельность государства, его органов и должностных лиц, всех субъектов конституционных правоотношений на обеспечение благополучия и процветания России. В качестве конституционного веления она закрепляет уважение к историческому прошлому страны. В ней нашли выражение идея патриотизма, вера в добро и справедливость в отношениях между людьми и в самой организации социума.

Существенную роль преамбула может сыграть при отыскании права, а также в ее последующей трансформации или актуализации применительно к потребностям общественного прогресса или нуждам правового регулирования. Такая трансформация или актуализация осуществляется правоприменителями, прежде всего Конституционным Судом Российской Федерации и иными судами, толкующими Конституцию. Речь идет, во-первых, об общих принципах права, которые оказывают непосредственно регулирующее воздействие на взаимоотношения государства и личности как в сфере частноправовых, так и публично-правовых отношений и не могут учитываться в процессе правоприменения, во-вторых, об изменении Конституции без изменения ее текста, то есть ее адаптации к изменившимся социальным условиям. Последнее требует особой осторожности и мудрости правоприменителя, ибо такое "превращение" Конституции без адекватных ему и носящих объективный характер изменений социальных, экономических, политических и духовных форм общественного бытия способно превратить Конституцию из основного закона государства и общества, "связывающего" государство и гарантирующего гражданское общество и личность от их поглощения государством, в инструмент произвольного вмешательства публичной власти в сферы, обладающие достаточно широкой автономией по отношению к государству.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50


Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации