Зеленков А.И. Философия в современном мире - файл VVEDENIE+1.rtf

приобрести
Зеленков А.И. Философия в современном мире
скачать (274.9 kb.)
Доступные файлы (4):
VVEDENIE+1.rtf89kb.11.06.2004 16:43скачать
n2.doc1068kb.11.06.2004 17:03скачать
n3.doc331kb.11.06.2004 15:43скачать
n4.doc132kb.11.06.2004 16:44скачать

VVEDENIE+1.rtf

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Кафедра философии и методологии науки
ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Учебно-методический комплекс для студентов 5-х курсов

естественнонаучных факультетов БГУ

под редакцией профессора Зеленкова А.И.


Минск 2004


Авторы:

профессор Зеленков А.И., доцент Кисель Н.К., доцент Медведева И.А., доцент Янчук Е.И.

Рецензент

доктор философских наук, профессор Новиков В.С.


Рекомендовано Ученым советом факультета

философии и социальных наук

15 июня 2004 г., протокол № 9
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение

Часть I. Программа лекционного курса

«Философия в современном мире».

Часть II. Основные структурно-содержательные компоненты

лекционного курса «Философия в современном мире».

Часть III. Практикумы по философии. Изучение источников

и оригинальных текстов.

Материалы к семинарским занятиям.

Оригинальные философские тексты

и контрольные вопросы по их изучению.

Часть IV. Материалы для контролируемой самостоятельной

работы студентов

Тесты по курсу «Философия в современном мире».

Примерный перечень вопросов по курсу «Философия в

современном мире».

Литература, рекомендуемая для самостоятельного

изучения.

Ответы на тесты по курсу «Философия в современном

мире».


ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции в развитии высшего образования предполагают переход на многоуровневую систему подготовки специалистов. Предлагаемый читателю учебно-методический комплекс по курсу «Философия в современном мире» призван обеспечить второй уровень обучения в высшей школе и содействовать комплексной подготовке дипломированных специалистов. Он является содержательным продолжением учебно-методического комплекса по курсу «Философия», предназначенного для первой ступени университетского обучения – подготовки бакалавров. Отличительной особенностью курса «Философия в современном мире» является его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философской мысли. Основная цель курса заключается в том, чтобы опираясь на базовые знания по философии, которые уже имеются у студентов, познакомить их с наиболее значимыми идеями и концепциями постклассической философии.

Предлагаемая версия курса «Философия в современном мире» направлена прежде всего на изучение и реконструкцию стратегий постклассического философского мышления и призвана обеспечить студентам возможность освоения современной мировой философской традиции, сформировать у них навыки творческого ее понимания в связи с насущными проблемами духовного и социального развития.

Современное состояние и перспективы развития университетского образования инициируют разработку инновационно ориентированных программ подготовки специалистов высшей квалификации. Поскольку в БГУ ведется активная работа по системной реорганизации образовательного процесса, весьма важно соотнести внедряемые содержательно-технологические инновации с международными стандартами и современными приоритетами в развитии высшего образования.

Одним из таких приоритетов является акцент на расширении сферы применения активных технологий обучения с использованием разнообразных информационных ресурсов и дидактических приемов. В современных условиях все более востребованы такие формы преподавательской деятельности, в которых необходимым компонентом выступает творческая позиция студента, активно участвующего в конструктивном диалоге с преподавателем и осуществляющего значительный объем самостоятельной работы по усвоению изучаемого курса или дисциплины.

Это в свою очередь предполагает пересмотр и существенную коррекцию традиционных форм обучения. Наряду с лекциями, практикумами, семинарами все большее внимание придается контролируемой самостоятельной работе студентов, основной задачей которой является максимальная активизация каждого обучающегося в целях обеспечения ему возможностей индивидуального и личностно значимого усвоения философской традиции, ее авторской интерпретации в контексте актуальных проблем социального и духовно-нравственного развития общества.

Исходя из этой магистральной установки, авторским коллективом кафедры философии и методологии науки велась разработка учебно-методического комплекса по курсу «Философия в современном мире». В его структуре представлены четыре основных раздела. В первом содержится программа курса «Философия в современном мире», учитывающая основные требования государственного образовательного стандарта. В соответствии с этой программой формировались и компоновались все последующие фрагменты учебно-методического комплекса.

Во второй его части представлены основные структурно-содержательные компоненты лекционного курса «Философия в современном мире». В ней воспроизводятся опорные содержательные моменты изложения важнейших проблем постклассической философии, анализируются особенности концептуального аппарата, раскрывающие специфику современного философского мышления.

Третья часть книги содержит разнообразные практикумы, семинары, коллоквиумы, круглые столы по основным проблемам учебного курса «Философия в современном мире». В ней приводятся темы рефератов и философских сочинений, а также достаточно обширные и методически обоснованные списки дополнительной литературы к каждому занятию. Особое значение придается изучению источников и оригинальных философских тестов, фрагменты которых и приемы работы с ними приведены в данной части учебно-методического комплекса. В рамках учебного времени, отведенного программой на изучение курса «Философия в современном мире», ставится задача рассмотреть наиболее важные тексты и источники, характеризующие становление и развитие постклассической философии в ее основных проекциях и стратегиях. Реализация этой задачи позволит существенным образом дополнить содержание лекционного курса изучением и интерпретацией философских текстов, авторами которых являются наиболее известные представители постклассической философии. Такая реконструкция проблемного поля современной философии дает возможность весьма эффективно и корректно уточнить и конкретизировать предметно-содержательные очертания курса «Философия в современном мире» в целом и позволяет сориентировать студентов на самостоятельную работу с оригинальными источниками и философскими произведениями.

Четвертая часть учебно-методического комплекса включает в себя разнообразные материалы, предназначенные для организации и проведения контролируемой самостоятельной работы студентов. В ней обозначены основные вопросы по курсу «Философия в современном мире», выделяющие его проблемные аспекты и предполагающие авторскую интерпретацию и самостоятельное размышление над ними, а также приведена литература для дополнительного чтения по современной философии. Особое место отведено тестовым заданиям, охватывающим узловые и принципиальные вопросы курса. Приведенные тесты могут быть использованы не только в режиме контроля знаний, но и в режиме обучения, что имеет важное значение для активизации самостоятельной работы студентов. Правильные ответы на тесты носят развернутый содержательный характер, что позволяет акцентированно использовать их в режиме автономной работы студентов вне учебной аудитории.

При разработке данного учебно-методического комплекса авторский коллектив опирался на значительный опыт преподавания основных тем курса постклассической философии на естественнонаучных факультетах университета. Предметом тщательного и творческого осмысления явилась также современная учебная литература, однако наиболее значимым и приоритетным источником информации были философские сочинения, в которых содержатся наиболее ценные свидетельства и интерпретации основных проблем и стратегий развития постклассической философии, ее функций и предназначения в различных социокультурных контекстах.

Формирование основных структурно-содержательных компонентов лекционного курса «Философия в современном мире», а также версий и методик проведения практикумов, семинаров и круглых столов осуществлялось таким образом, чтобы при сохранении предметной определенности и содержательной инвариантности постклассической философии как учебного знания, были учтены специфика и профиль естественнонаучных факультетов, а также профессиональные интересы и склонности студентов.

Примерный тематический план курса

«ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»


Содержание курса

Л

С

КСР

Всего

Тема 1. Классика и постклассика: две эпохи в развитии постклассической философии

2

2




4

Тема 2. Социально-критическая стратегия в развитии философской мысли в ХХ веке

4

2

2

8

Тема 3. Экзистенциально-феноменологическая стратегия философского мышления

4

2

2

8

Тема 4. Аналитическая стратегия развития философии

4

2

2

8

Тема 5. Философия и философствование на рубеже XX и XXI веков

2

2

2

6

Итого:

16

10

8

34



Часть I. ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА «ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»


Раздел 1. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ

РАЗВИТИЯ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

КЛАССИКА И ПОСТКЛАССИКА: ДВЕ ЭПОХИ В РАЗВИТИИ

ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ



Классика и современность в развитии европейской философии. Неклассическая, постклассическая философия в контексте европейской культуры XX века.

Классическая традиция в европейской философии, ее типологическое единство и основные познавательные установки. Предпосылки становления и специфические черты постклассической философии: отрицание метафизики, отказ от априоризма и трансцендентализма, переосмысление классических онтологий и субъект-объектной схемы познавательного процесса, переосмысление проблемного поля классической философии. Центральные темы современного философского мышления.

Многообразие современной философской мысли и основные стратегии развития постклассической философии.

Современная религиозная философия. Неотомизм. Неопротестантизм.

Социально-критическая стратегия, ее специфические особенности. Критика созерцательности предшествующей философии. Философия как форма критической рефлексии над социокультурной реальностью.

Экзистенциально-феноменологическая стратегия, ее типологические черты. Критика объективизма в феноменологической философии. Человек-в-мире как основной предмет экзистенциально-феноменологической рефлексии.

Аналитическая стратегия, ее основные характеристики. Критика субстанциализма классической философии. Исследование различных типов языковой реальности как основная задача аналитической философии.


СОЦИАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В ХХ ВЕКЕ
Становление и основные черты марксистской философии. Марксизм как антитеза созерцательному типу философствования. Философская антропология К. Маркса. Концепция отчужденного труда и идеал «универсального человека». Марксистская концепция материалистического понимания истории. Концепция социально-исторической практики.

Судьбы марксизма в ХХ столетии. Эволюция «западного» марксизма от Д. Лукача до Л. Альтюссера. Неомарксизм и постмарксизм. Концепция неомарксизма в социальной философии Франкфуртской школы и критическая теория общества (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Наука как «идеология» и проблема кризиса легитимности позднего капитализма в философии Ю. Хабермаса. Перспективы политической философии в постмарксизме (К. Касториадис, Э. Лакло, Ш. Муфф).

Феномен советского марксизма-ленинизма и философская апологетика коммунистической идеологии.

Феминистская критика западной культуры (Симона де Бовуар, К. Миллетт, С. Фаейрстоун).

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Феноменология как одно из направлений в философии ХХ века. Критический анализ объективизма научной рациональности и переход к исследованию « жизни сознания». Феноменологическая модель сознания. Правила и требования феноменологического метода. Понятие естественной и феноменологической установки. Основные типы феноменологической редукции. Учение о жизненном мире Э. Гуссерля.

Основные проблемы развития феноменологии (Р. Ингарден, М. Шелер, А. Шюц). Влияние феноменологии на экзистенциализм. Экзистенциальная феноменология М. Мерло-Понти.

Аналитика человеческого существования как предмет исследования в философии экзистенциализма.

Основные представители школы экзистенциальной философии. Важнейшие темы экзистенциальной философии К. Ясперса.

Основные идеи философии М. Хайдеггера. Проблематика бытия в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера.

Феноменологическая онтология Ж.-П. Сартра. Проблема свободы в философии Ж.-П. Сартра.

«Критика диалектического разума» и истолкование Ж.-П. Сартром философии марксизма.

Антиномии человеческого существования в концепции А. Камю: позитивность и абсурдность жизни, мир бунта и мир благости.

Феноменология и герменевтика во Франции (П. Рикёр). Философская герменевтика Г. Гадамера.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ



Аналитическая философия как интеллектуальное «движение»: специфика понимания смысла и назначения философии. Периодизация аналитической философии, логико-аналитический и позднеаналитический этапы ее развития.

Первый этап развития аналитической философии: логицизм и ориентация на анализ научного знания. Тематизация аналитической философии в творчестве Г. Фреге. Логический атомизм и теория дескрипций Б. Рассела. Семантическая концепция истины А. Тарского. Ранний Л. Витгенштейн: программа логико-аналитического поворота в философии. Неопозитивистская ветвь аналитической философии.

Прагматический поворот в позднеаналитической философии: расширение проблемного поля анализа при сохранении единства стиля. Концепция языковых игр позднего Л. Витгенштейна. Теория речевых актов Дж. Остина и Дж. Серла. Универсальный прескриптивизм Р. Хэара. Философский анализ и метафизика в эпистемологии П. Стросона.

Американская аналитическая философия: холизм У. Куайна, философская прагматика Р. Рорти.

Перспективы аналитической философии в эпоху постмодерна.

ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ

НА РУБЕЖЕ ХХ И ХХІ ВЕКОВ
Новые парадигмы философствования в структурализме и постструктурализме.

Проблема "конца философии" в прошлом и настоящем. "Проект модерна" как предмет критической дискуссии. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы становления. Тематическое пространство постмодернистской философии. Ценности и цели философии в эпоху постмодерна.

Философия и футурология. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка и объект социально-философского осмысления. Основные модели и сценарии глобализации. Социокультурные параметры глобализации.

Коммуникативная парадигма в современной социальной философии. Глобальный рынок информационных технологий и сетевые структуры коммуникаций. Задачи практической философии и "трансцендентальная прагматика" К.-О. Апеля. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Этика коммуникации и дискурса.
Учебная и справочная литература
Западная философия ХХ века. М., 1994.

Западная философия: итоги тысячелетия (антология). М., 1997.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века: В 2-х т. М., 1994.

Ильин В.В. История философии. СПб., 2003.

История современной зарубежной философии. Компаративистский подход. СПб., 1997.

История философии. Энциклопедия. Мн., 2002.

История философии: Запад -- Россия -- Восток. Кн. 4. Философия ХХ века М., 1999.

Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги столетия: Учеб. пособие. М., 2000.

Каратини Р. Введение в философию. М., 2003.

Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие. М., 1998.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. М., 1997.

Современная зарубежная Философия: проблемы, трансформации на рубеже XIX и XX вв. СПб., 1996.

Современная западная философия: Словарь. М., 1998.

Современная западная философия: Учеб. пособие. Мн., 2000.

Философия ХХ века: Учеб. пособие. М., 1997.

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации