Савченко Е.В. Институциональная экономика: сборник заданий - файл n1.doc

приобрести
Савченко Е.В. Институциональная экономика: сборник заданий
скачать (271 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc271kb.23.08.2012 22:51скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Е.В. Савченко
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Сборник заданий

Омск 2007

УДК 33

ББК 65

С 13

Рецензенты
С 13 Институциональная экономика: сборник заданий / Е.В. Савченко. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 36 с.


Сборник заданий содержит тесты и задания к дисциплине «Институциональная экономика», подобный подход позволит студентам лучше усвоить теорию и научиться решать практические задачи.

Сборник заданий предназначен для студентов экономических специальностей.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета. 

© Е.В. Савченко, 2007

© Омский государственный технический университет, 2007
Введение
История имеет значение. Она имеет значение не просто потому, что мы можем извлечь уроки из прошлого, но и потому, что настоящее и будущее связаны с прошлым непрерывностью институтов общества. Выбор, который мы делаем сегодня или завтра, сформирован прошлым. А прошлое может быть понято нами только как процесс институционального развития. Интегрировать понятие “институты” в экономическую теорию и экономическую историю — значит сделать важный шаг в развитии этой теории и истории.

Институциональная экономика – научное направление современной экономической мысли, исследующее проблемы экономической теории и хозяйственной практики в их взаимообусловленности с институциональными изменениями. Поведение хозяйствующих субъектов, действие законов спроса и предложения, динамика экономического роста, функционирование рыночных и административных механизмов, управление деловыми трансакциями – все эти явления и процессы, перечень которых можно продолжать до бесконечности, зависят от принятых в обществе институтов. Основное назначение и смысл существования институтов, или, как нередко их называют, правил игры, заключается в организации взаимоотношений между людьми в обществе. Без институтов развитая социально-экономическая жизнь была бы невозможной: общество представляло бы собой множество не связанных друг с другом сегментов, групп, индивидов. Развитие и усложнение социально-экономических отношений идет вкупе с эволюцией институтов.

Процесс становления рыночных отношений охватывает все сферы и фазы воспроизводственного процесса. Но если в сфере производства или обмена формирование рыночных отношений осуществляется, в основном, в соответствии с требованиями современной рыночной экономики (хотя и именуется «диким капитализмом»), то трансформация сферы распределения привела к обнищанию более трети населения России. Существенным фактором, обусловливающим развитие этого процесса, является формирование неэффективных институтов в сфере распределения, как формальных, так и неформальных. Неэффективность институциональной организации механизма распределения доходов в переходной экономике требует углубления теоретического анализа взаимообусловленности динамики институциональных изменений и степени дифференциации населения по уровню получаемых доходов.

Настоящие затраты — не доллары и центы, это альтернативные возможности, от которых мы отказываемся, расходуя деньги так, а не иначе.

Пол Хейне

Задание 1

Типы задач:

■ «время — деньги»: стоимостная оценка времени; задач: определение цен других ресурсов;

■ вычисление альтернативной стоимости и упущен­ной выгоды для вариантов в некоторых ситуациях (обучения, работы, строительства и др.);

■ вычисление параметров равновесия (безразличия) в ситуациях равенства альтернативных стоимостей (упущенной выгоды) при принятии решений;

■ расчет вмененных затрат.
Задача 1.

Компания имеет возможность производить 150 000 шт. изделий в год, но постоянно производит только 130 000 шт. изделий, реализуя их по цене 40 д.е. за штуку. При этом объеме производства издержки на единицу продукции составили:

- сырье и материалы – 16 д.е.;

- заработная плата производственных рабочих – 8 д.е.;

- прочие переменные издержки – 4 д.е.;

- постоянные накладные расходы – 6 д.е.

Компания получила спецзаказ на дополнительные 10 000 шт. изделий при цене реализации 33 д.е. при этом заказе постоянные издержки увеличиваются на 2 д.е. на каждое изделие. Компания подсчитала, что финансовым результатом будет убыток и отказалась от заказа. Показать экономическими расчетами, права ли компания, отказавшись от дополнительного заказа.
Задача 2.

Компания выпускает брикеты и использует 80 % производственных мощностей, при этом объем выпуска составляет 800 000 брикетов в месяц, цена реализации - по 40 коп. за штуку. У компании есть возможность использовать дополнительные 20 % мощностей и реализовать дополнительную продукцию через сеть магазинов. Однако магазины будут покупать брикеты у компании по 25 коп. за штуку. В текущем году затраты на производство 800 000 брикетов в месяц составили 240 000 д.е., в том числе постоянные издержки – 80 000 д.е. стоит ли компании подписывать контракт с магазинами?
Задача 3.

Компания желала бы увеличить уровень имеющейся в настоящее время реализации (1000 шт. изделий) на 50 %. Есть намерение добиться этого путем сокращения оптовой цены со 100 д.е. до 85 д.е. и увеличения постоянных затрат на маркетинг на 1000 д.е. дана следующая оценка затрат компании:

- цена реализации – 100 д.е.;

- переменные издержки на ед. продукции – 50 д.е.;

- постоянные издержки – 40 000 д.е.

Стоит ли компании производить эти изменения и как выгодней производить продукции?
Задача 4.

Компания выпускает три вида изделий А, Б, В. Имеются следующие данные для составления производственного плана:



Показатели

А

Б

В

Отпускная цена

40

60

80

Тарифная ставка при оплате труда (д.е. за 1 час.)

4

4

4

Затраты на сырье (д.е. за 1 кг)

2

2

2

Требуемые ресурсы:










Сырье

6

18

10

Рабочее время

3

2

7

Максимальная потребность

5000

5000

5000


Исходя из приведенных данных, определить, каким в данных условиях должен быть состав выпускаемой продукции, если:

- максимальное количество часов рабочего времени на рассматриваемый период ограничено 30 000 часов.
Задача 5.

Компания выпускает три вида изделий А, Б, В. Имеются следующие данные для составления производственного плана:



Показатели

А

Б

В

Отпускная цена

40

60

80

Затраты на оплату труда

12

8

28

Затраты на сырье

12

36

20

Требуемые ресурсы:










Сырье

6

18

10

Рабочее время

3

2

7

Максимальная потребность

5000

5000

5000


Исходя из приведенных данных, определить, каким в данных условиях должен быть состав выпускаемой продукции, если:

- максимальное количество сырья на рассматриваемый период ограничено 100 000 кг.
Задача 6.

Для производства изделия А необходимо 2 часа машинного времени, для изделия Б – 1 час, а рабочего времени – по 2 часа на каждое изделие. Появилось одновременно два ограничивающих фактора.

- 8000 часов машинного времени;

- 14000 часов рабочего времени.
Задача 7.

Компания выпускает три вида продукции, имеющей следующие издержки на одно изделие (д.е.):


Показатели

1

2

3

Отпускная цена

56

31

51

Объем

16000

28000

15000

Затраты на оплату труда

-квалифицированных рабочих

- вспомогательных рабочих


7,5

1,5


5,5

4,5


2,25

13,5

Материальные затраты

23

1,2

27,5


Оплата труда – почасовая. Тарифные ставки составляют:

- 1 час рабочего времени квалифицированного труда – 5 д.е.;

- 1 час рабочего времени вспомогательного рабочего – 3 д.е.

В планируемом году в распоряжении производства будет 50 000 часов рабочего времени квалифицированного труда, сверхурочная работа невозможна, а рабочего времени вспомогательных рабочих будет 120 000 часов.

Подготовить предложения об объеме выпуска по каждому виду изделий, требующемуся для получения максимальной прибыли. Привести подробные расчеты.
Задача 8.

Илья имеет в течение рабочего дня возможность получить работу во множестве мест, где оплата труда сдель­ная и колеблется от 17 до 20 р. в час. Привлекательность работы в разных местах примерно одинакова. Какова альтер­нативная стоимость одного часа свободного времени Ильи в течение рабочего дня? ...
Задача 9.

Допустим, что Инна могла получить работу с опла­той от 5 до 10 р. в час. Она выбрала работу инженера-исследователя с оплатой 7 р. в час и заключила контракт на год. Какова после этого альтернативная стоимость (упущенная выгода) одного часа свободного времени в течение рабочего дня при почасовой оплате труда?
Задача 10.

Анна имеет возможность получить работу с оплатой от 4 до 8 р. в час в обычное рабочее время с 9 до 18 ч. Других возможностей получить работу она не имеет. Какова альтер­нативная стоимость одного часа свободного времени в интер­вале с 8 вечера до 8 утра?
Задача 11.

У Марты 4 ч времени. Запланированные дела так располагаются в порядке убывания важности:

— выполнение домашнего задания — 2 ч;

— обсуждение по телефону с подругой нарядов — 2 ч.

Несмотря на эти важные дела, Марта решила пойти в кино на двухчасовой фильм. Во что это обойдется Марте, если цена билета в кино равна 20 р.?
Задача 12.

Студент платит 50 тыс. р. за первый год обучения. Бросив учение, он мог бы зарабатывать 40 тыс.р. в год. Одновременно работать и учиться не хватает ни сил, ни времени. Какова упущенная выгода, если принять во внима­ние только первый год обучения?

Задача 13.

Отказавшись от работы маляром с зарплатой 12 тыс. р. в год или учебы в колледже с годовой платой за обучение в размере 10 тыс. р., Иван поступил работать плотником за 9 тыс. р. в год. Одновременно работать и учиться не получа­ется, так же как и одновременно работать на двух работах. Найдите альтернативную стоимость его решения в данном году и определите упущенную выгоду. При определении аль­тернативной стоимости не принимайте в расчет различную привлекательность сфер деятельности для Ивана.
Задача 14.

Отказавшись от работы столяром с зарплатой 17 тыс. р. в год или учебы в колледже с годовой платой за обучение в размере 4 тыс. р., Петр поступил работать токарем за 14 тыс. р. в год. Одновременно Петр может заниматься только одним! делом. Каковы альтернативная стоимость и упущенная выгода его решения в данном году?
Задача 15.

Павлу предложили работать столяром с зарплатой, равной 12 тыс. р. в год, или работать водителем за 13 тыс. р. в год. Тем не менее он поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 6 тыс. р. Какова упущенная выгода его решения на первом году обучения, если Павел имеет воз­можность в свободное от занятий в колледже время работать в магазине за 400 р. в месяц?
Задача 16.

Допустим, что у вас после окончания 11-го класса есть возможность пойти работать в магазин продавцом с оплатой 800 р. в месяц или поступить в техникум, где платят стипендию — 100 р. в месяц. Третья возможность — пойти учиться в вуз с годовой оплатой 9000 р. Найти альтернатив­ную стоимость каждого решения в расчете на ближайший год, принимая во внимание только деньги.
Задача 17.

На путешествие самолетом из Москвы в Красноярск инженер тратит сутки с учетом сопутствующих затрат времени. Поездка в поезде займет 4 дня. Авиабилет стоит 1 тыс. р., а железнодорожный билет — 580 р. Сколько должен зарабатывать в будний день инженер (в воскресные дни он не работает), чтобы ему было все равно с чисто экономических позиций — лететь в будний день или ехать поездом 4 будних дня?

Задача 18.

Самолетом из Москвы во Владивосток можно до­браться за 8 ч, но с учетом сопутствующих затрат времени можно считать, что сутки для работы или отдыха теряются. Поездка в поезде займет 9 дней. Авиабилет стоит 900 р., а железнодорожный билет — 500 р.

а) Какой способ передвижения дешевле для человека, зара­батывающего 50 р. каждый рабочий день с понедельника по пятницу?

б) Если 4 из 9 дней пути на поезде приходятся на выход­ные, то сколько должен зарабатывать в будний день наш путешественник, чтобы ему было все равно с чисто экономи­ческих позиций — лететь в выходной день или ехать поездом?
Задача 19.

Программист получил предоплату за заказ в размере 30 тыс. р. Общая стоимость работы составляет 100 тыс. р. Она получена исходя из стоимости одного часа работы, равной 100 р., и рабочей недели, равной 41 ч. Временных ограниче­ний в контракте нет. Наш программист решил посвятить одну неделю ремонту своей квартиры. Чему равна альтернативная стоимость этого решения, если других возможностей, кроме работы над известным заказом и ремонтом, в течение дли­тельного времени у него нет?
Задача 20.

Допустим, Павел, являясь прекрасным инженером-программистом, обнаружил еще и большие способности в менеджменте. Пусть он оценивает возможность дневного заработка в качестве менеджера суммой, равной 100 долл., а как инженер-программист он мог бы зарабатывать не более 50 долл. в день. Его молодой коллега Петр уже неплохо программирует. Его заработок как программиста составляет 40 долл. в день. Но Петр весьма слабый менеджер, что показывает его потенциальный заработок в качестве менеджера, составляющий не более 10 долл. в день.

Предположим, что Павел решает создать свою фирму и для этого ему нужен программист на четыре часа в день. Предло­жите экономически оправданное решение по разделению труда между Петром и Павлом. Оцените дополнительные выгоды, которые оно несет по сравнению с нерациональным вариантом.
Задача 21.

Бухгалтеру нужно покрасить свой дом. Для этого он может нанять начинающего маляра, который покрасит дом за 30 рабочих часов и просит за работу 1200 р. Жена предлагает нашему бухгалтеру покрасить дом самому. Мотивирует она это тем, что бухгалтер в молодости был неплохим маляром. Он затратит на покраску 20 ч и сэкономит семье деньги. Бухгалтер завален работой и обычно зарабатывает 100 р. в час. Поэтому он отказывается сам красить дом, ссылаясь на экономическую целесообразность. Кто прав и почему? Какова цена правильного выбора?
Задача 22.

Допустим, что квалифицированный программист, выполняющий заказы на домашнем персональном компьютере, может за каждый час работы по своей специальности в среднем заработать 50 р. Предположим, что ему необходимо сделать ремонт собственной квартиры. Если он возьмется за дело сам, то это отнимет у него 40 ч, к тому же он не испытает большого удовольствия от работы. Программист может нанять профессионала-ремонтника, заплатив за каждый час его работы 40 р. Профессионал справится с ремонтом за 30 ч.

а) Что выгоднее для программиста: покрасить все стены самому или пригласить маляра? Подтвердите ответ расчетами.

б) Допустим, что у нас есть информация о других альтернативах маляра: его хочет нанять сосед за 60 р. в час. Предположим также, что ремонт в квартире программиста нужно провести в ближайшие пять дней. Как эта информация повлияет на решение программиста?
Задача 23.

Экономист Сорокина в 1991 г. зарабатывала в час 50 р. Ее мать уже была на пенсии. В магазине за говядиной по 40 р. за килограмм нужно было стоять час, а за говядиной по 60 р. за килограмм очереди нет. Качество мяса одинаковое.

а) Кто из них должен был идти в магазин и какое мясо покупать, если нужно купить 2 кг мяса?

б) При каком объеме покупок приобретение более дешевой говядины лично экономистом Сорокиной рационально?

в) При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевой говядины для ее матери?
Задача 24.

Профессор экономики тратит на поиск нужных про­дуктов питания — качественных и дешевых — 30 ч в месяц. Если бы он покупал первые попавшиеся качественные продукты, то тратил бы денег на 25% больше. Профессор может работать 8 ч ежедневно, а в месяце 30 дней. При окладе 2000 р. в месяц, который он получает в любом случае, и возможности зарабатывать дополнительно в час 15 р. он считает трату времени на поиск продуктов рациональной. Покупку первых попавшихся продуктов наш профессор считает нерациональной. Найти минимальную стоимость «продуктовой корзины» профессора в режиме экономии.
Задача 25.

При постройке дачного домика много сил и времени уходит на поиск материалов и дешевых услуг строителей. Ожидаемая цена строительства с учетом удачного поиска дешевых ресурсов составляет 50 тыс. р.

а) Стоит ли застройщику тратить на поиск дешевых ресурсов 60 дней, если:

— не искать дешевые ресурсы, то строительство обойдется на 25% дороже;

— за эти 60 дней застройщик может заработать 10 тыс. р.

б) Сколько должен стоить дешевый вариант строительства, чтобы поиск дешевых ресурсов был нерациональным?
Задача 26.

ЗАО «Верный путь» в числе прочей продукции может производить азотную и серную кислоту. Для этого используется одно и то же оборудование, но одновременно эти продукты производиться не могут. Выход (производство) азотной кислоты в единицу времени в 1,2 раза меньше, чем выход серной кислоты. Цена азотной кислоты составляет 1300 р. за тонну и не зависит от объема продаж. Затраты на производство азотной кислоты постоянны и равны 700 р. за тонну. Цена серной кислоты также постоянна и равна 1000 р. за тонну, при постоянных же затратах — 600 р. за тонну.

а) Вычислить вмененные затраты производства азотной кис­лоты и серной кислоты.

б) Производство какой продукции является более выгодным для ЗАО «Верный путь»?

в) На сколько нужно ЗАО «Верный путь» снизить затраты на производство серной кислоты, чтобы это производство стало более выгодным, чем выпуск азотной кислоты?
Задача 27.

ЗАО «Заветы Ильича» может произвести в год либо 600 т товара А, либо 900 т товара В, либо 1000 т товара С. Прибыль от продажи одной тонны товара А составляет 2 тыс. долл., 5—1,4 тыс. долл., а С — 1,3 тыс. долл. Определить вмененные затраты производства каждого вида продукции.

Задача 28.

В абсолютно надежном «Суперсбербанке» дают 25% годовых по вкладам. Бабушка Настя держит свои сбережения в размере 1000 р. «в чулке».

а) Во что обошлось такое решение бабушке Насте?

б) В дополнение ко всем предыдущим условиям государство предлагает частным лицам вложить средства в облигации под 30% годовых, и эти вложения мы также можем рассматривать как абсолютно надежные. Каким будет недополученный доход бабушки Насти?

в) Имеют ли деньги альтернативную стоимость?
Задача 29.

Во все акции корпорации «Штукин и Баксов» вложено 2,5 млн долл. Получено прибыли на 700 тыс. долл. в год. Эффективно ли работала корпорация, если процент по вкла­дам в надежных банках достигал 40%?
Задача 30.

Сколько готова платить фирма за 1 м3 досок, если она производит из 1 м3 досок 3 стола, а каждый стол приносит ей 500 р. прибыли при цене, равной 400 р. за 1 м3 досок. Прибыль, равную 1000 р. за 3 стола, хозяин считает минимально удовлетворительной.
Задача 31.

Товарищество «Иванов и К0» может производить в месяц либо 450 кг товара А, либо 700 кг товара В. Исходным материалом для производства товара А является ?, а для производства товара В — ?. Материалы не являются взаимозаменяемыми. На месячный выпуск товара А уходит 1500 кг материала ?, а на выпуск В — 2000 кг ?. Цена 1 кг А равна 300 р., а В — 200 р. Килограмм материала ? стоит 40 р. Цены и затраты прочих ресурсов для производства товариществом «Иванов и К°» товаров А ж В неизменны и позволяют про­давать товар В с прибылью. По какой цене товарищество Иванов и К0» может позволить себе приобрести материал ? для выпуска продукта А?
Задача 32.

Иванов хочет отремонтировать квартиру. Он может нанять мастеров и заплатить им 15 тыс. р., а может все сделать сам, тогда ремонт будет стоить ему только 5 тыс. р. (цена материалов). Но придется взять отпуск без сохранения заработка. В день он зарабатывает 500 р. Какое максимальное число дней может потратить на ремонт Иванов, чтобы не нести убытков?
Задача 33.

Краснова хочет вырастить газон у себя на даче. Для того чтобы это сделать, у нее есть две возможности. Во-первых, она может нанять садовника и заплатить ему 3 тыс. р. Во-вторых, Краснова может все сделать сама, тогда выращивание газона будет стоить ей только 1 тыс. р. (цена посадочного материала). Но для этого ей придется взять отпуск без сохранения заработка. В день Краснова зарабатывает 200 р. Какое число дней может потратить Краснова на выращивание газона, чтобы не нести убытков?
Задача 34.

Петров хочет купить мебельный гарнитур. Он должен затратить на поиски дешевого и качественного варианта 7 рабочих дней, для чего намерен взять отпуск без сохранения заработка. Если он не сделает этого, то купит гарнитур на 20% дороже. В день Петров зарабатывает 1000 р. Какова должна быть цена гарнитура для того, чтобы рационально мыслящему Петрову было все равно — искать дешевый вариант или нет?
Задача 35.

Савельев намеревается купить импортный автомобиль. Он должен затратить на поиски дешевого и качественного варианта 30 рабочих дней, для чего намерен взять отпуск без сохранения заработка. Если он не сделает этого, то купит автомобиль на 30% дороже. Какова должна быть минимальная цена автомобиля, чтобы рационально мыслящему Савельеву стоило искать дешевый вариант, если в день Савельев зара­батывает 500 р.?
Задача 36.

Профессор менеджмента тратит ил поиск продуктов питания (качественных и дешевых) 30 ч в месяц. Стоимость его закупок в месяц равна 2000 р. Если и он покупал продукты без поиска, то тратил бы на продукты питания на 25% больше. В час профессор зарабаты­вает 15 р. Стоит ли ему заниматься поисками дешевых проектов питания? Вычислить сумму, которую он экономит тли растрачивает) за месяц (30 дней), занимаясь поисками.
Задача 37.

Профессор экономики в июне 2000 г. тратил на поиск нужных продуктов питания — качественных и дешевых — 30 ч в месяц. Если бы он покупал первые попавшиеся качественные продукты, то тратил бы денег на 25% больше. Профессор может работать 8 ч ежедневно, а в месяце 30 дней. При окладе 3500 р. в месяц, который он получает в любом случае, и возможности зарабатывать дополнительно в час 25 р. он считает трату времени на поиск продуктов рациональной. Найдите двустороннее ограничение на цену «продуктовой корзины» профес­сора в режиме экономии, если никаких накоплений у него нет.

Задача 38.

Определите значение ценности блага для индивида у при оптимальном количестве производства группового блага, если Vg= 100T2-50=850 , а С= 10T2 + 25=115.
Задача 39.

Вам надо определить экономически эффективный масштаб деятельности фирмы. Будут ли и, если будут, то как различаться Ваши решения в зависимости от выбранной для анализа теории фирмы. Какой размер будут иметь фирмы при нулевых трансакционных издержках, 10 ед/трансакция, 100 ед/трансакция? Какая организационная форма будет приемлема? Обоснуйте свой ответ.
Задача 40.

Чему должно быть равно изменение издержек для обеспечения производства коллективного блага при производстве оптимального количества группового блага, если часть общей выгоды, которая достается индивиду, равна 0,2, а функция выгоды группы Vg = 12,5T2+ 100.
Задача 41.

Вы пытаетесь осуществить инвестиции в страну N. Выгоды от осуществления проекта составляют - 35 млн. у.е., а потери в случае оппортунистического поведения - 5 млн. у.е. Социологические исследования позволили вам оценить уровень доверия в этой стране. Какие показатели вероятности того, что людям можно доверять будут приемлемыми для осуществления инвестиционного проекта, а какие нет. Какие инвестиционные проекты будут Вам доступны? Приведите примеры. На существование каких неформальных институтов Вы обратили бы внимание при осуществлении проекта. Обоснуйте свой ответ.
Задача 42.

Вы являетесь организатором аукциона по продаже земли в собственность, причем Ваш доход зависит от суммы заключаемых сделок. Какие действия государства могут увеличить, а какие уменьшить Ваш доход. Применима ли модель Уильямсона (управленческой слабины) к анализу этой ситуации. Обоснуйте свой ответ.
Задача 43.

Представьте, что Вы являетесь членом лоббистской группы. В результате ваших действий можно получить доход в размере 250 000 000 рублей. Каков должен быть минимальный и максимальный размер Вашей группы, если выгоды и издержки распределяются равномерно на всех, а последние (издержки) равны 15 000 000 рублей. Есть ли смысл вообще создавать распределительную коалицию. Обоснуйте свой ответ аналитически и графически.

Задание 2

Выберите правильный ответ из предлагаемых вариантов:


1. Согласно Норту причиной институциональных изменений является:

  1. взаимодействие между институтами и организациями;

  2. изменение механизмов управления контрактными отношениями;

  3. противоречие отношений власти и контроля;

  4. изменения в структуре прав собственности.

2. Применима ли модель SRSM для анализа рыночной деятельности человека:

  1. да;

  2. да, если принять предпосылку о ограниченной рациональности;

  3. нет, т.к. в ней нет ограничений, а в экономике исследуются только ограниченные ресурсы;

  4. нет, т.к. роль человека в ней предопределена его статусом.

3. Конфликт между интересами собственников и менеджерами углубляется из-за:

  1. ассиметрии информации;

  2. жёсткого контроля со стороны собственника;

  3. приятельских отношений между менеджером и владельцем;

  4. нет верного ответа.

4. Трансакция это:

  1. обмен товарами и спецификация прав собственности;

  2. отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом;

  3. издержки ведения переговоров;

  4. издержки поиска информации.

5. Теория общественного выбора изучает:

  1. рынки услуг;

  2. рынки товаров и услуг;

  3. "политические рынки";

  4. верны ответы а) и в).

6. Предпосылками неоклассической теории не является:

  1. стабильные предпочтения, которые носят эндогенный характер;

  2. рациональный выбор (максимизирующее поведение);

  3. неравновесие на макроуровне для обеспечения более активной деятельности индивидов;

  4. равновесие на рынке и общее равновесие на всех рынках.

7. В модели институционального равновесия функция трансакционных издержек является:

  1. спросом на институты;

  2. предложением институтов;

  3. кривой продуктовой трансформации;

  4. все ответы не верны.

8. Что не относится к размыванию прав собственности:

  1. ограничение государства на свободную продажу земли;

  2. добровольное делегирование части правомочий;

  3. ограничения государства на предприятия, загрязняющие окружающую среду;

  4. приобретение прав собственности, связанное с нарушением законодательства в ходе приватизации.

9. Какие виды затрат не включаются в трансакционные издержки

  1. издержки контроля выполнения контракта;

  2. издержки поиска информации;

  3. транспортные издержки;

  4. издержки эксплуатации экономической системы.

10. Спецификация прав собственности означает:

  1. определение законных путей передачи собственности;

  2. исключение других субъектов из свободного доступа к ресурсу;

  3. определение объекта собственности;

  4. определение субъекта собственности.

11. Какое из утверждений относится к слабой форме следования своим интересам:

  1. в экономике плановые задания в централизованном порядке выполняются функционерами, которые полностью идентифицируют себя с поставленными перед ними глобальными задачами;

  2. предприниматели выполняют требования налоговой инспекции по организации учета;

  3. индивиды следуют правилам, спонтанно сформировавшимся в ходе экономической эволюции;

  4. торговец продает товар, утаивая его истинные потребительские качества.

12. Применение товарных знаков и ярлыков служит для снижения:

  1. издержек поиска информации;

  2. издержек измерения;

  3. издержек масштаба;

  4. издержек спецификации и защиты прав собственности.

13. Согласно М. Олсону сочетание общих и индивидуальных интересов сравнимо с рынком:

  1. монополии;

  2. олигополии;

  3. монополистической конкуренции;

  4. совершенной конкуренции.

14. Примером адхократии может служить организация с преобладанием:

  1. техноструктуры;

  2. сложной, изменяющейся технологии;

  3. низкой степени сложности;

  4. персонала материально-технического снабжения.

15. Впервые понятие организации как экономического феномена было использовано для построения своей теоретической концепции:

  1. М. Вебером;

  2. А. Маршаллом;

  3. Д. Кейнсом;

  4. К. Марксом.

16. В классификации Уильямсона используются две основные модели рационального поведения:

  1. рациональность и следование своим интересам;

  2. рациональность и иррациональность;

  3. на самом деле их три;

  4. иррациональность и следование интересам группы.

17. Отметьте правильное утверждение:

  1. старый институционализм подверг критике положения, составляющие "жёсткое ядро неоклассики";

  2. неоинституционализм подверг критике положения, составляющие "жёсткое ядро неоклассики";

  3. никто и никогда не подвергал критике положения, составляющие "жёсткое ядро неоклассики";

  4. понятие "жёсткое ядро неоклассики" не известно экономической науке.

18. Вы заключили со своим другом пари, призвав в свидетели вашего общего знакомого, который известен вам обоим своей непредвзятостью. Какой тип контракта вы заключили:

  1. классический;

  2. неоклассический;

  3. отношенческий;

  4. такое пари нельзя считать контрактом.

19. Кто из приведенных экономистов не является представителем «Новой институциональной экономики»:

  1. Р. Коуз;

  2. Г. Саймон;

  3. О. Уильямсон;

  4. Л. Тевено.

20. В какой из перечисленных трансакций одним из отличительных признаков является непроизводительность обмена:

  1. трансакция рационирования;

  2. трансакция управления;

  3. трансакция сделки.

21. Какое из приведенных определений не является определением института:

  1. совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности;

  2. объединение граждан для защиты общих интересов;

  3. принятая в настоящее время система общественной жизни;

  4. коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия.

22. Под оппортунистическим поведением понимают:

  1. невыполнение приказа начальника;

  2. следование своим интересам путем кооперации с коллективом предпринимателей;

  3. неумышленное разглашение коммерческой тайны;

  4. отказ обладателя специфического фактора производства выполнять свои функции без повышения оплаты.

23. Какие поведенческие предпосылки являются наиболее важными для возможности заключения отношенческого контракта:

  1. оппортунистическое поведение;

  2. рациональность (максимизация);

  3. доверие, исключающее оппортунистическое поведение;

  4. послушание (слабая форма следования своим интересам).

24. Какие институты являются важнейшими в рыночной экономике в трактовке О. Уильямсона:

  1. собственность, хозяйственная этика, фирмы;

  2. государство, профсоюзы, парламент;

  3. фирмы, рынки, отношенческая контрактация;

  4. классическая, неоклассическая и отношенческая контрактации.

25. Выберите из нижеследующего списка утверждения, которые свойственны игре «война на истощение» в симметричном случае (ресурс получает тот, у кого больше время «ожидания»):

  1. взаимодействие происходит многократно, поэтому игроки могут создать репутацию о себе;

  2. количество ресурсов неограниченно;

  3. равновесие в игре не достигается из-за наличия неблагоприятного отбора;

  4. ресурс представляет одинаковую ценность для обоих игроков;

  5. игра анонимна.

26. Выберите из нижеследующего списка утверждения, которые не свойственны игре «война на истощение» в симметричном случае (ресурс получает тот, у кого больше время «ожидания»):

  1. стороны могут договориться в начале игры о ее исходе;

  2. издержки войны несут оба игрока;

  3. у игроков есть стимулы для проявления морального риска;

  4. игра описывает ситуацию войны всех против всех.

27. Выберите из нижеследующего списка утверждения, которые свойственны игре «война на истощение» в симметричном случае (ресурс получает тот, у кого больше время «ожидания»):

  1. перед началом игры игроки подают друг другу сигналы о величине времени ожидания;

  2. в равновесии стратегии «ждать» и «уйти» одинаково привлекательны для игроков;

  3. информация в игре симметричная;

  4. информация в игре несовершенная;

  5. решения игроками принимаются последовательно.

28. Выберете из нижеследующего списка утверждения, которые свойственны игре «война на истощение» в симметричном случае (ресурс получает тот, у кого больше время «ожидания»):

  1. вероятность того, что оба игрока выберут одинаковое время ожидания, равна одной второй;

  2. игра не имеет смысла в случае наличия системы прав собственности, в которой определены права собственности на все объекты;

  3. количество ресурсов неограниченно;

  4. игра анонимна;

  5. решения игроками принимаются последовательно.

29. Выберете из нижеследующего списка утверждения, которые не свойственны игре «война на истощение» в симметричном случае (ресурс получает тот, у кого больше время «ожидания»):

  1. в состоянии равновесия один из игроков несет убытки, а другой получает прибыль;

  2. информация в игре асимметричная;

  3. информация в игре симметричная;

  4. информация в игре совершенная;

  5. информация в игре несовершенная.

30. Выберете из нижеследующего списка утверждения, которые свойственны игре «война на истощение» в симметричном случае (ресурс получает тот, у кого больше время «ожидания»):

  1. ситуация, когда оба игрока выбирают одинаковое время ожидания, равное нулю, является равновесной;

  2. вероятность того, что оба игрока выберут одинаковое время ожидания, равна нулю;

  3. игроки делят ресурс, используя механизм фильтрации;

  4. игроки не заинтересованы в получении ресурса;

  5. в равновесии стратегии «ждать» и «уйти» одинаково привлекательны для игроков.

31. Выберете из нижеследующего списка утверждения, которые свойственны игре «война на истощение» в симметричном случае (ресурс получает тот, у кого больше время «ожидания»):

  1. перед началом игры игроки подают друг другу сигналы о величине времени ожидания;

  2. решения игроками принимаются одновременно и независимо друг от друга;

  3. равновесие достигается только в смешанных стратегиях;

  4. вероятность того, что оба игрока выберут одинаковое время ожидания, равна единицы;

  5. количество ресурсов ограниченно.

32. Выберете из нижеследующего списка утверждения, которые свойственны игре «война на истощение» в симметричном случае (ресурс получает тот, у кого больше время «ожидания»):

  1. стороны могут договориться в начале игры о ее исходе;

  2. в состоянии равновесия один из игроков несет убытки, а другой получает прибыль;

  3. игроки заинтересованы в получении ресурса;

  4. взаимодействие происходит многократно, поэтому игроки могут создать репутацию о себе;

  5. игра не имеет смысла в случае наличия системы прав собственности, в которой определены права собственности на все объекты.

33. Модель стационарного бандита Макгира и Олсона.

Выберите утверждения, которые не противоречат модели:

  1. стационарный бандит ориентируется на краткосрочные временные горизонты;

  2. стационарный бандит максимизирует прибыль по двум параметрам: уровень налогообложения и уровень общественного производственного фактора;

  3. уровень налогообложения зависит от уровня общественного фактора;

  4. автократу не выгодно изымать у населения весь производимый доход.

На какую величину различаются потенциальный национальный доход и фактический национальный доход.

34. Модель Дензау и Менгера, которая описывает взаимосвязь поведения групп интересов с информационными издержками. Выберите утверждения, которые не противоречат модели:

  1. влияние групп интересов не определяется уровнем доступности информации;

  2. в ситуации полной информации реклама непродуктивна;

  3. в ситуации рационального неведения избирателей, избиратели ориентируются только на деятельность законодателя в пользу округа;

  4. законодатель максимизирует свою целевую функцию, распределяя доступный ему ограниченный ресурс между тремя видами деятельности.

35. Выберете из нижеследующего списка утверждения, которые не свойственны игре «война на истощение» в симметричном случае (ресурс получает тот, у кого больше время «ожидания»):

  1. ситуация, когда оба игрока выбирают одинаковое время ожидания, равное нулю, является равновесной;

  2. издержки войны несут оба игрока;

  3. информация в игре совершенная и симметричная;

  4. равновесие достигается только в чистых стратегиях.

Выпишите равновесную стратегию для игры «война на истощение»?

36. Модель Умбека (Umbeck), описывающая Золотую лихорадку в Калифорнии. Выберите утверждения, которые не противоречат модели:

  1. насилие заключается в использовании труда для исключения других из пользования ресурсом;

  2. предельный продукт труда у индивида без участка выше, чем у индивида, обладающего участком земли;

  3. альтернативные издержки использования труда для насилия равняются среднему продукту труда;

  4. если во взаимодействие участвуют N идентичных индивидов и вся земля одинакового качества, то каждый индивид будет обладать (1/N) долей всей земли.

37. Модель государства Финдли и Уилсона.

Выберите утверждения, которые не противоречат модели:

  1. работники госсектора производят общественный порядок без которого невозможно производство частного товара;

  2. налогом облагаются занятые в обоих секторах;

  3. ставка заработной платы варьируется между секторами;

  4. уровень производства определяется количеством занятых в госсекторе.

38. Ситуация, когда накладываются некоторые ограничения на взаимодействие, а именно рационирование путем очереди. Выберите утверждения, которые не противоречат модели:

  1. рационирование путем очереди основано на следующем механизме: пришел первым, получил последним;

  2. рационирование путем очереди выгоднее для бедных, чем для богатых, так как их временные издержки ниже;

  3. чем выше эластичность спроса по доходу по сравнению с эластичностью спроса по цене, тем больше пропорция бедных в очереди;

  4. чем выше эластичность спроса по доходу по сравнению с эластичностью спроса по цене, тем меньше пропорция бедных в очереди.

39. Модель стационарного бандита Макгира и Олсона.

Выберите утверждения, которые противоречат модели:

  1. стационарный бандит ориентируется на краткосрочные временные горизонты;

  2. стационарный бандит максимизирует прибыль по двум параметрам: уровень налогообложения и уровень общественного производственного фактора;

  3. оптимальный уровень налогообложения не зависит от уровня общественного фактора;

  4. автократу выгодно изымать у населения весь производимый доход.

40. Модель Дензау и Менгера, которая описывает взаимосвязь поведения групп интересов с информационными издержками. Выберите утверждения, которые противоречат модели:

  1. влияние групп интересов определяется уровнем доступности информации;

  2. в ситуации полной информации реклама продуктивна;

  3. в ситуации рационального неведения избирателей, избиратели ориентируются только на деятельность законодателя в пользу округа;

  4. законодатель максимизирует свою целевую функцию, распределяя доступный ему ограниченный ресурс между тремя видами деятельности.

41. Выберете из нижеследующего списка утверждения, которые свойственны игре «война на истощение» в симметричном случае (ресурс получает тот, у кого больше время «ожидания»):

  1. ситуация, когда оба игрока выбирают одинаковое время ожидания, равное нулю, не является равновесной;

  2. издержки войны не несет ни один игрок;

  3. информация в игре совершенная и симметричная;

  4. равновесие достигается только в смешаных стратегиях.

42. Модель Умбека (Umbeck), описывающая Золотую лихорадку в Калифорнии. Выберите утверждения, которые противоречат модели:

  1. если во взаимодействие участвуют N идентичных индивидов и вся земля одинакового качества, то каждый индивид будет обладать (1/N) долей всей земли;

  2. предельный продукт труда у индивида без участка ниже, чем у индивида, обладающего участком земли;

  3. альтернативные издержки использования труда для насилия равняются предельному продукту труда;

  4. насилие заключается в использовании труда для исключения других из пользования ресурсом.

43. Рассматривается модель государства Финдли и Уилсона.

Выберите утверждения, которые противоречат модели:

  1. работники госсектора производят общественный порядок без которого невозможно производство частного товара;

  2. ставка заработной платы не варьируется между секторами;

  3. налогом облагаются занятые только частный сектор;

  4. уровень производства определяется количеством занятых в госсекторе.



Задание 3


 Приведенные ниже задания предназначены для письменного внеаудиторного выполнения студентами. Способы решения, проблем указанных в заданиях обсуждаются на семинарских занятиях.

  1. Какие неформальные институты (этического характера) можно выделить в современной хозяйственной практике в России. Приведите пример и обоснуйте свой ответ.

  2. Приведите примеры экономических отношений в современной хозяйственной практике, соответствующих каждому типу трансакций по Коммонсу.

  3. Какие типы контрактации наиболее применимы в хозяйственной практике. Оцените (примерно) как применение тех или иных типов контрактов способствует снижению (повышению) трансакционных издержек.

  4. Приведите пример экономического института и связанной организации, в чем заключается их дихотомия? Какое место (роль) они занимают в хозяйственной практике?

  5. Приведите пример одной малой и большой группы (организации), которые играют существенную роль в хозяйственной жизни. Какое (какие) коллективное благо производит для своих членов каждая из названных вами групп?

  6. Опишите институциональный механизм уменьшения управленческой слабины в ОАО. Эффективен или неэффективен представленный вами механизм, обоснуйте свой ответ.

  7. Приведите примеры внешних и внутренних институтов. На основании приведенных примеров, опишите особенности их формирования в переходной экономике. Какое влияние они оказывают на институциональные изменения.

  8. К какому типу институциональных изменений Вы бы отнесли реформы 90-х годов XX века. Обоснуйте свой ответ.

  9. Опишите суть принципа естественного поведения.

  10. Почему Маркса называют одним из первых институционалистов?

  11. Перечислите основные характеристики традиционного институционализма.

  12. Какие факторы вводит в рассмотрение современный институционализм?

  13. Перечислите основные поведенческие предпосылки неоклассической экономической теории.

  14. Что представляет собой концепция полной рациональности?

  15. Опишите суть принципа «as if» в анализе поведения индивидов.

  16. Опишите роль предпосылки о стабильности предпочтений экономических агентов.

  17. Приведите пример полной информации, которая не является совершенной.

  18. Симметричной информации, которая не является полной.

  19. Перечислите источники неэффективности принятия решений в условиях неполной определенности прав собственности.

  20. Дайте определение оппортунизма и перечислите его основные проявления.

  21. Перечислите основные направления эмпирической критики предпосылки о полной рациональности экономических агентов.

  22. В чем отличия процедуральной рациональности от субстантивной?

  23. С какими проблемами сталкиваются экономические агенты в силу ограниченной рациональности?

  24. Опишите факторы, способствующие проявлению оппортунизма.

  25. Опишите черты поведения ограниченно рациональных индивидов.

  26. Какие задачи ставит теория трансакционных издержек?

  27. В чем основная идея теории прав собственности?

  28. В чем идея новой политической экономии? Приведите пример, иллюстрирующий эту идею.

  29. В чем суть принципа методологического индивидуализма?

  30. Опишите предпосылки твердого ядра и защитного пояса неоклассической теории. Как эти предпосылки модифицируются институционализмом?

  31. Перечислите основные функции институтов. Приведите соответствующие примеры.

  32. Перечислите основные черты институтов. Приведите соответствующие примеры.

  33. Объясните, каким образом «институты снижают неопределенность выбора в условиях недостатка информации».

  34. Чем отличается формальный институт от неформального?

  35. Дайте определение и приведите пример фокальной точки.

  36. Приведите пример экономического института, решающего проблему координации.

  37. Чем отличается внутренний институт от внешнего?

  38. Перечислите основные виды внутренних институтов.

  39. Перечислите основные виды внешних институтов.

  40. Каковы преимущества внутренних институтов?

  41. Каковы преимущества внешних институтов?

  42. Почему внутренних институтов недостаточно для регулирования поведения в обществе?

  43. Чем отличаются принципы построения классификации «внешние – внутренние институты» от классификации «формальные – неформальные институты»? Приведите пример института, иллюстрирующий разницу в классификациях.

  44. Приведите пример конфликта формального и неформального института.

  45. Перечислите основные принципы сравнительного институционального анализа институтов.

  46. В чем суть проблемы «безбилетника»? Приведите экономический пример.

  47. Приведите пример экономического института, призванного решать проблему «безбилетника» в определенной области.

  48. Проблема «безбилетника» тем острее, чем больше группа. Как это можно объяснить?

  49. Что делает СИА удобным для анализа институтов?

  50. Дайте определение института в рамках СИА.

  51. Дайте определение и приведите пример конвенции. Нуждается ли она в формальных механизмах принуждения? Почему?

  52. Перечислите основные виды трансакций, выделяемых Коммонсом, и приведите соответствующие примеры.

  53. В чем заключаются основные отличия трансакции рационирования от трансакции управления?

  54. За счет чего достигается свобода вступления в трансакцию сделки?

  55. Дайте определение фундаментальной трансформации. Какую роль в ее возникновении играет специфичность задействованных в сделке активов?

  56. Приведите пример институциональной трансакции.

  57. В чем специфика подхода Коуза к определению трансакционных издержек?

  58. Приведите пример неявных, прямых и альтернативных трансакционных издержек, возникающих у садовода-любителя.

  59. Приведите пример трансакционных издержек, связанных с защитой контракта от третьей стороны. Может ли в роли такой стороны выступать государство? При каких условиях?

  60. Приведите примеры активов с низкой и высокой специфичностью, а также пример идиосинкразических активов.

  61. Чем определяются трансакционные издержки мотивации?

  62. Почему налоги относят к трансакционным издержкам?

  63. Приведите примеры доверительного измерения. Покажите, каким образом использование названных вами механизмов может приводить к возникновению неблагоприятного отбора и морального риска.

  64. Какие трансакционные блага предоставляются государством в обмен на уплату налогов?

  65. В каком смысле можно говорить об институтах как об аналогах производственных технологий?

  66. В чем причины возникновения проблемы «безбилетника» во взаимоотношениях государство – гражданин? Каковы возможные методы решения этой проблемы?

  67. Каковы причины роста доли трансакционного сектора в экономике развитых стран? Применимы ли эти объяснения к тенденциям, имеющим место в российской экономике?

  68. Приведите пример контракта и проиллюстрируйте на нем основные составляющие контракта.

  69. Приведите пример контракта, имеющего субъективно большой, но объективно малый размер для его участников. Может ли реализовываться обратная ситуация?

  70. Опишите основные черты полных контрактов.

  71. Почему полных контрактов в реальном мире не существует?

  72. Перечислите основные методологические предпосылки теории агентства.

  73. Объясните, каким образом асимметрия информации может обуславливать возникновение издержек торга.

  74. Дайте классификацию товаров по издержкам измерения.

  75. Приведите примеры неблагоприятного отбора на кредитном рынке, рынке труда, товарном рынке.

  76. Перечислите и кратко опишите основные методы борьбы с неблагоприятным отбором.

  77. Опишите основные отличия сигналов от фильтрации.

  78. В чем суть процедуры рационирования? Приведите пример.

  79. Перечислите основные виды морального риска по типу асимметрии информации.

  80. Приведите примеры морального риска на кредитном рынке, рынке труда, товарном рынке.

  81. Перечислите основные факторы возникновения морального риска.

  82. Опишите и приведите примеры внутренних механизмов борьбы с моральным риском.

  83. Опишите и приведите примеры внешних механизмов борьбы с моральным риском.

  84. В чем суть идеи эффективной заработной платы?

  85. В чем суть проблемы мягкого бюджетного ограничения?

  86. Опишите суть дилеммы «риск – стимулы» в решении задачи стимулирования наемного работника.

  87. В каком случае оплата по результату как механизм стимулирования наемного работника не связана с издержками?

  88. Приведите пример вымогательства, обусловленного наличием инвестиций в специфический человеческий капитал.

  89. Опишите основные методы борьбы с вымогательством.

  90. Опишите основные черты классического контракта.

  91. Охарактеризуйте структуру неоклассического контракта. Приведите пример такого типа контракта.

  92. Опишите основные факторы возникновения отношенческих контрактов. Приведите примеры.

  93. Опишите основные отличия и сходства неоклассического и отношенческого контрактов.

  94. Перечислите основные функции прав собственности как экономического института.

  95. Какие элементы включает в себя система отношений прав собственности?

  96. Перечислите виды гарантий прав собственности.

  97. Опишите основные механизмы принуждения в обществах без государства.

  98. Перечислите механизмы регулирования прав собственности.

  99. Дайте определение остаточных эффектов. В чем их экономический смысл?

  100. В чем суть проблемы формирования кластеров собственности?

  101. Приведите формулировку теоремы Коуза. Проиллюстрируйте ее основную идею на графике.

  102. Какова связь прав собственности и внешних эффектов?

  103. В чем основная идея наивной теории прав собственности? Приведите пример, иллюстрирующий эту теорию.

  104. Каковы слабые стороны наивной теории формирования прав собственности?

  105. В чем основная идея теории групп интересов?

  106. Приведите пример консолидированных действий группы интересов по изменению существующих прав собственности. Как эти изменения повлияли на общественное благосостояние?

  107. Приведите пример рентоориентированного поведения. Является ли рентоориентированное поведение эффективным?

  108. В чем основная идея модели Андерсона-Хилла?

  109. В чем экономические причины существования разборной собственности?

  110. Приведите пример собственности открытого доступа.

  111. Опишите механизм рассеяния ренты при использовании собственности открытого доступа. Перечислите основные последствия существования собственности открытого доступа.

  112. Опишите суть неоклассического подхода к фирме.

  113. Охарактеризуйте основные сходства и различия неоклассического подхода к фирме и подхода в рамках теории агентства.

  114. Опишите природу возникновения классической фирмы с точки зрения Алчиана и Демсеца.

  115. Перечислите основные ограничения классической фирмы.

  116. Каким образом, с точки зрения Уильямсона, проблема вымогательства приводит к формированию фирмы?

  117. В чем преимущества и недостатки интеграции с точки зрения подхода прав собственности?

  118. Как Барцель объясняет распределение предпринимательских функций в фирме?

  119. Почему, с точки зрения Дженсена и Меклинга, некорректно ставить вопрос о целевой функции фирмы?

  120. Перечислите и кратко охарактеризуйте известные вам критерии эффективности фирмы.

  121. Опишите отличия расширенной производственной функции Дженсена – Меклинга от стандартной неоклассической производственной функции.

  122. Приведите пример, иллюстрирующий логику расширенной производственной функции.

  123. Что такое «открытые формы организации бизнеса»? Перечислите и кратко опишите их основные виды.

  124. В чем основные преимущества и ограничения ИЧП?

  125. В чем суть проблемы горизонта, возникающей в ИЧП?

  126. Почему владельцу ИЧП сложно получить кредит?

  127. Какие основные проблемы существуют в партнерстве? Каковы методы борьбы с ними?

  128. Почему партнерства чаще всего профессиональные?

  129. В чем отличия открытой и закрытой корпорации?

  130. Перечислите основные факторы, ограничивающие оппортунизм менеджеров в открытых корпорациях.

  131. Опишите основные виды проявления оппортунизма высших менеджеров в корпорациях.

  132. Почему mutuals чаще всего встречаются в финансовой сфере?

  133. Опишите основные проблемы, возникающие в кодетерминированной фирме.

  134. Почему у фирм югославского типа низкие стимулы к инвестициям?

  135. От чего зависит решение об инвестициях в фирме югославского типа?

  136. Перечислите основные механизмы страхования предприятия в плановой экономике.

  137. Перечислите и кратко опишите источники неэффективности принятия решений в условиях неполной определенности прав собственности.

  138. Приведите пример экономического института, призванного решать проблему безбилетника в определенной области.

  139. Дайте определение и опишите механизм возникновения фундаментальной трансформации. Какую роль в ее возникновении играет специфичность активов?

  140. Опишите роль предпосылки о стабильности предпочтений экономических агентов.

  141. Каковы сравнительные преимущества внутренних институтов?

  142. В чем заключаются основные отличия трансакции рационирования от трансакции управления? Приведите примеры трансакций каждого типа.

  143. Опишите предпосылки защитного пояса неоиституциональной экономической теории.

  144. Перечислите основные функции институтов и приведите соответствующие примеры.

  145. Каковы причины роста доли трансакционного сектора в экономике развитых стран?

  146. Перечислите и кратко опишите основные поведенческие предпосылки неоклассической экономической теории.

  147. Почему внутренних институтов недостаточно для регулирования поведения в обществе?

  148. Почему налоги относят к трансакционным издержкам?

  149. Перечислите и кратко опишите источники неэффективности принятия решений в условиях неполной определенности прав собственности.

  150. Приведите пример экономического института, призванного решать проблему безбилетника в определенной области.

  151. Дайте определение и опишите механизм возникновения u1092 фундаментальной трансформации. Какую роль в ее возникновении играет специфичность активов?

  152. Опишите основные черты наивных теорий прав собственности. Как вы считаете, почему эти теории получили название наивных?

  153. Опишите типы трансакционных издержек, обуславливающих блокирование формирования эксклюзивных прав собственности.

  154. Опишите причины, которые обуславливают ограниченную эффективность механизма банкротства как механизма обеспечения дисциплины менеджеров.

  155. Дайте определение прав собственности, предложенное Милгромом и Робертсом. Опишите, основываясь на нем, источники возникновения агентских издержек. Когда эти издержки не возникают?

  156. Что Норт и Томас называли «первой экономической революцией»? Почему описанные ими изменения можно назвать революционными? Что обусловило эти изменения?

  157. В чем разница подходов англосаксонского права и континентального права к определению права собственности?

  158. Приведите определение прав собственности, данное Алчианом и Демсецом. В чем, с вашей точки зрения, проблема определения допустимого класса использований?

  159. Кратко опишите механизмы поддержания эксклюзивных прав собственности в обществах без государства.

  160. В каких случаях асимметрия информации в отношениях «принципал–агент» не приводит к потерям общественного благосостояния по сравнению со случаем симметричной информации? Проиллюстрируйте ваш ответ на примере.

  161. Опишите основные предпосылки и выводы модели Андерсона – Хилла.

  162. Какие основные подходы к анализу рентооринтированного поведения вы можете перечислить? Кратко охарактеризуйте каждый из них.

  163. Что такое «премия за риск»? Проиллюстрируйте ее на рисунке. Приведите пример функции полезности агента, склонного к риску.

  164. Перечислите основные гарантии прав собственности.

  165. Каким образом Либекап и Джонсон оценивали издержки приватизационного процесса, анализируя пример приватизации земель в США на рубеже 19 и 20 веков?

  166. В чем суть дилеммы «риск – стимулы» в контрактных отношениях агента и принципала?

  167. Дайте определение рентоориентированного поведения. Приведите примеры. Является ли рентоориентированное поведение эффективным, если да, то при каких условиях и почему?

  168. Проиллюстрируйте результаты теоремы Коуза на ящике Эджуорта.

  169. Перечислите и кратко опишите внутренние механизмы обеспечения дисциплины агента во взаимоотношениях «менеджер – акционер».

  170. Проиллюстрируйте аналитически процесс распыления рентного дохода в случае собственности открытого доступа.

  171. Каковы границы применимости наивной теории формирования прав собственности?

  172. Опишите причины, которые обуславливают ограниченную эффективность угрозы поглощения как механизма обеспечения дисциплины менеджеров.

  173. Дайте определение кластера прав собственности. Каким образом наличие трансакционных издержек способствует образованию кластеров собственности?

  174. Каким образом специфика прав собственности в ранних обществах учитывала необходимость страхования от голода?

  175. Что такое «эффективная заработная плата» и какова ее роль в обеспечении дисциплины работников?


Задание 4

В середине курса целесообразно написание студентами реферата. Структура и правила оформления реферата:

1. Размер реферата (не включая титульный лист и список использованной литературы) – 7–9 листов: Times New Roman, 12 или эквивалент, интервал 1.5, стандартные поля.

2. Рефераты, написанные от руки, не принимаются.

3. Все приводимые цитаты должны быть заключены в кавычки. Текст должен содержать ссылки на цитируемые источники.

4. На титульном листе реферата должны быть указаны:

- название предмета, по которому Вы сдаете реферат;

- тема реферата;

- Ваши фамилия, инициалы и номер группы.

5. Реферат должен включать в себя следующие выделенные в тексте разделы:

Введение.

Данный раздел должен содержать следующее:

- очень краткий пересказ статьи, освещающий суть рассматриваемого

взаимодействия/института/явления;

- постановка проблемы в рамках выбранной темы;

- обоснование выбора для анализа данной темы и проблемы.

Основная часть.

Данный раздел посвящен непосредственно раскрытию темы, он должен занимать не менее 2/3 объема работы и освещать следующие вопросы:

- анализ рассматриваемого в статье взаимодействия/института/явления с использованием изучаемого в курсе понятийного аппарата и инструментария;

- анализ и личную оценку студента (аргументированную на основе материала курса) адекватности приведенных в статье выводов и/или предлагаемые студентом (исходя из проведенного анализа) выводы и направления решения проблемы.

Попытки применения в анализе аппарата теории игр и построение простых качественных моделей описываемых явлений/взаимодействий не являются обязательными, но всячески приветствуются.

Заключение.

Данный раздел посвящен обобщению полученных в ходе анализа выводов. Он должен подводить итог написанному в основной части и содержать выводы о том, что аппарат институциональной теории может привнести в анализ описываемых явлений.

Список литературы.

Данный раздел должен содержать использованные при написании рефератаисточники (в том числе и Интернет-источники), включая источник, из которого была взята анализируемая статья.

Темы рефератов

1. Институты как решение проблемы мотивации: российская специфика.

2. Фокальные точки как решение проблемы координации в российской экономике.

3. Устойчивые неформальные институты в российской экономике.

4. Трансформация формальных институтов в России в 90-е годы.

5. Трансформация неформальных институтов в России в 90-е годы.

6. Внутренние и внешние институты в советской экономике.

7. Институты лицензирования и стандартизации как механизм контроля качества в российской экономике.

8. Развитие института корпоративной культуры в России.

9. Концепция ограниченной рациональности: поведение потребителей.

10. Концепция ограниченной рациональности: поведение производителей.

11. Концепция ограниченной рациональности: поведение чиновников государственного аппарата.

12. Индивидуализм и холизм в России.

13. Трансакции рационирования в российской экономике.

14. Трансакции управления в российской экономике.

15. Инвестиции в идиосинкратические активы: последствия и решения. Опыт России.

16. Институциональные ловушки в российской экономике.

17. Проблема вымогательства (hold-up problem) в российской экономике.

18. Неблагоприятный отбор на рынках потребительских товаров в российской экономике.

19. Неблагоприятный отбор на рынках капитала в российской экономике.

20. Неблагоприятный отбор на рынках труда в российской экономике.

21. Моральный риск на рынках потребительских услуг в российской экономике.

22. Роль неформальных институтов в перераспределении ресурсов в советской экономике.

23. Эффективность неоклассических контрактов в российской экономике.

24. Эффективность отношенческих контрактов в российской экономике.

25. Институты как механизмы минимизации трансакционных издержек в советской экономике.

26. Причины и последствия формирования собственности открытого доступа в российской экономике.

27. Сравнительные преимущества и недостатки различных механизмов защиты интеллектуальной собственности

28. Институциональные изменения как способ развития отношений собственности.

29. Человеческий капитал и институциональные основы его формирования и использования.

30. Теория трансакционных издержек в анализе контрактных отношений.
Библиографический список

 

  1. Беккер Г. Преступление и наказание: экономический подход // // Истоки. Вып. 4. М., 2000.

  2. Белокрылова О.С., Вольчик В.В., Мурадов А.А. Институциональные особенности распределения доходов в переходной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000.

  3. Введение в институциональную экономику: Учеб. пособие / Под ред. Д.С. Львова. –М.: Изд-во «Экономика, 2005.

  4. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000.

  5. Кастельс М. Информационная эпоха. М., 2000.

  6. Келсо Л.О., Келсо П.Х. Демократия и экономическая власть. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

  7. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.: ТЕИС, 2000.

  8. Ковалев С., Латов Ю. «Аграрный вопрос» в России на рубеже XIX-XX вв.: попытка институционального анализа // Вопросы экономики. 2000. №4.

  9. Латов Ю.В. Длинные тени общества “светлого будущего”: два опыта интерпретации // Вопросы экономики. 2000. №8.

  10. Латов Ю.В. Экономика преступлений и наказаний: тридцатилетний юбилей // // Истоки. Вып. 4. М., 2000.

  11. Нельсон Р. Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М., 2000.

  12. Нуреев Р.М., Латов Ю.В. «Плоды просвещения» (российская неоклассика и неоинституционализма на пороге третьего тысячелетия // Вопросы экономики. 2001. №1.

  13. Нуреев Р.М. Теории развития: институциональные концепции становления рыночной экономики // Вопросы экономики. 2000. №6.

  14. Олейник А.Н. Институциональные аспекты социально экономических трансформаций. М.: ТЕИС, 2000.

  1. Оффе К. Политэкономия: социологические аспекты // Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингемана. М., 1999.

  2. Пантин В. Лапкин В. Ценностные ориентации россиян в 90-е годы // Pro et Contra. 1999. Т.4. .№2.

  3. Пайпс Р. Собственность и свобода. М.: Московская Школа Политических Исследований, 2000.

  4. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. 1999. №2.

  5. Радаев В.В. Российский бизнес: структура трансакционных издержек // Общественные науки и современность. 1999. №6.

  6. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. СПб., 1998.

  7. Рукавишников В., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. М.: Совпадение, 1998.

  8. Сапир Ж. Экономическая культура, технологическая культура, организационная культура (Материалы к интерпретации экономической истории России и СССР) // // Истоки. Вып. 3. М., 1998.

  9. Стиглиц Дж. Куда ведут реформы? (К десятилетию начала переходных процессов) // Вопросы экономики // 1999. №7.

  10. Тамбовцев В. Институциональная динамика в переходной экономике // Вопросы экономики. 1998. №5.

  11. Тамбовцев В.Л. Институциональные изменения в российской экономике // Общественные науки и современность. 1999. №5.

  12. Тамбовцев В.Л. Контрактная модель стратегии фирмы. М.: ТЕИС, 2000.

  13. Титов В.Н. Вещевой рынок как социальный институт // Общественные науки и современность. 1999. №6.

  14. Турроу Л. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир? Новосибирск, 1999.

  15. Ходжсон Дж. Привычки, правила и экономическое поведение // Вопросы экономики 2000. №1.

  16. Шаститко А.Е. Неоинституциональная экономическая теория. М., 1999.

  17. Эволюционная экономика и «мэйнстрим». М.: Наука, 2000.

  18. Эрроу К.Дж. Неполное знание и экономический анализ // Истоки. Вып. 4. М., 2000.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации