Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения младших школьников - файл n1.doc

приобрести
Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения младших школьников
скачать (657 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc657kb.23.08.2012 22:50скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
С.А.БАДМАЕВ

Психологическая коррекция

отклоняющегося поведения

школьников

Под редакцией и с предисловием доктора медицинских наук, профессора А.Л.Гройсмана

Издательство Магистр Москва 1999



ПРЕДИСЛОВИЕ

Опыт работы с так называемыми трудными подростками приводит к убеждению, что многие из них не совсем правильно оцениваются учителя­ми. Нередко педагоги считают "вредные привычки" и отклоняющееся поведение школьников признаками распущенности и хулиганских тенден­ций, что, естественно, озлобляет подростков, приводит к закреплению патологических привычек. Подобная реакция усугубляется еще и тем, что сами школьники воспринимают свои вредные привычки как вполне естес­твенные, не видят нарушений в своем поведении. Поэтому негативная оценка учителя воспринимается как личная обида, нарочитое оскорбление. На этой основе возможен конфликт, а иногда и просто враждебное отно­шение школьника к своим наставникам. В результате переживает ребенок, снижается авторитет педагога, а в целом страдает качество обучения и воспитания.

Вредные привычки по своей сущности разнообразны и имеют опреде­ленную тенденцию к изменению. Внешние проявления вредных привычек имеют свои особенности, например, на определенных возрастных этапах ("возрастные кризы"). В имеющейся педагогической литературе, за исклю­чением пособия А.Г.Хрипковой, Д. В. Колесова "Мальчик - подросток -юноша" (М.: Просвещение, 1982), этим вопросам не уделяется должного внимания.

Так как изучение такой сложной темы, как коррекция отклоняющегося поведения, не под силу одному исследователю, автор пользовался дополни­тельными источниками, статьями и монографиями. Это монография про­фессора А.Е.Личко "Психопатии и акцентуации характера у подростков", к сожалению, мало доступная читателям книга, ибо она опубликована специализированным (медицинским) издательством, а также книга "Про­филактика вредных привычек школьника", написанная мною в соавторстве с профессором В.Ф.Матвеевым и опубликованная в 1987 году издательством "Просвещение" в серии "Книга для учителя" - более доступной педагогам.

Автор предпринял попытку изложить читателю, мало знакомому с медицинскими проблемами, некоторые психологические особенности лич­ности подростка и формы проявления у него отклоняющегося поведения. Цель книги - сформировать достаточное представление о затрагиваемых вопросах; показать особенности личности и поведения учащихся, а также варианты педагогической тактики при разных отклонениях поведения и конкретные приемы психолого-педагогического воздействия на этих школьников. Книга ориентирована не только на учителя, но и на широкую аудиторию читателей, поэтому автор счел необходимым познакомить и с некоторыми специфическими методами коррекции поведения учащихся, включая как педагогические, так и медицинские формы воздействия. Обус­ловлено это несколькими причинами.

Во-первых, процесс воспитания в равной мере сфера школы и семьи. Во-вторых, не зная медико-психологических аспектов проблемы, учителя и родители поздно обращают внимание врачей на таких учащихся. В основ-

ном это происходит, когда вредные привычки и неправильное поведение принимают болезненный характер, что снижает профилактическую эффек­тивность медико-корригирующих воздействий.

Редакция полагает, что с отдельными вопросами, излагаемыми в этой книге, учителя должны будут познакомить самих учащихся. Это поможет не только разобраться в собственных состояниях, но и принять меры по искоренению вредных привычек и отклоняющегося поведения. Сущес­твенную помощь могут оказать рекомендации по организации режима труда и отдыха, сведения о психической саморегуляции и аутогенной тренировке, приводимые в книге. По существу, излагаемые вопросы являются как бы межведомственными и потому требуют совместных действий педагогов, врачей и родителей, а иногда - и общественности. Углубленное освещение вопросов, касающихся поведенческих нарушений у школьников, взаимоо­богащение медицинской и педагогической информацией - важная основа дальнейшей разработки проблем обучения и воспитания.

Доктор медицинских наук, профессор А.Л.Гройсман.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема отклоняющегося поведения в подростковом периоде и в периоде ранней юности остается малоизученной и весьма актуальной проблемой педагогической психологии. Причины и формы проявления отклоняющегося поведения исследовались, в основном, в клинике детской и возрастной психологии рассматривались в связи с неврозами и погранич­ными психическими расстройствами довольно широко и подробно (В.В.Ковалев и М. И. Буянов, К.С.Лебединская, О.А.Трифонов, Н.И.Фелинская, Г.К.Ушаков, М.И.Буянов).

Однако работ, посвященных монографическому (психолого-педагоги­ческому) исследованию вредных привычек и отклоняющегося поведения у школьников в доступной нам литературе найти не удалось.

Существенным научным подспорьем в разработке данной проблемы явились работы сотрудников Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, которые составляют исключение из психиатрических иссле­дований своей обращенностью к характерологическим и психологическим особенностям личности и их взаимосвязям с отклоняющимся поведением.

Правда, восновном, это - исследования психодиагностического плана (мето­дика построения опросников, например, теста ПДО для подростков, его исполь­зование и обработка результатов (ЕАЛичко, Н.Я.Иванов, ААВдовиченко, Э.Г.Эйдемиллер).

Наше исследование посвящено методам психолого-педагогических воз­действий и имеет в связи с этим четкую психокоррекционную направлен­ность.

Целью монографии является ознакомление заинтересованного читате­ля (педагога, психолога, врача и др.) с адекватными и результативными способами психокоррекции отклоняющегося поведения школьников.

В книге описываются личностные особенности и заострения характера школьников, формы проявления и способы коррекции отклоняющегося поведения у них.

Объектом исследования были учащиеся школы № 1 г. Элисты, в основном, школьники 8-9 классов в возрасте 14-16 лет.

Автор имел намерение ознакомить широкую читательскую аудиторию с отклоняющимся поведением школьников, различными формами их проявления в рамках известной феноменологии пограничных состояний и невротических расстройств в виде астенических, аффективно-истеричес­ких, фобо-обсессивньгх, ипохондрических и вегето-соматических синдро­мов.

Описывается взаимосвязь между акцентуациями характера и формами проявлений отклоняющегося поведения у школьников. Так, например, гипертимные личности, охотно и неразборчиво общаясь, легко могут оказаться в неблагоприятной и даже асоциальной среде.

Циклоидам, психастеникам, сенситивным, лабильным и астеноневро-тическим типам акцентуаций не свойственны делинквентность и отклоня­ющееся поведение.

Некоторыеакцентуации предрасполагаюткотююнениям, например, эпилеп-тоидномутипу свойственнааффективная взрывчатость, стремление к властвова­нию, садомазохистическим реакциям и тяжелому алкогольному опьянению; неустойчивый тип характеризуется непослушанием, тягой кразвлечениям, отлы-ниванием от занятий, поискам необычных впечатлений в асоциальных компани­ях, аконформныеподрослки"закомшнию"дажесгаж1ютсяимогугбыть втянуты в групповые правонарушения.

Глава 1.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА КАК ПРОБЛЕМА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Психологические особенности школьников

в подростковом периоде и периоде ранней юности

Анализируемый нами период обучения старшеклассников, а именно избранный нами подростковый возраст и возраст ранней юности, характе­ризуется заострениями и противоречиями характера, подчас трудно объяс­нимыми учителями поведенческими реакциями школьников, у которых в этот период особенно обостряется самоанализ и самооценка, тягой к социальному и личностному самоопределению, связанному, в частности, с выбором профессии (Л.И.Божович, И.С.Кон, А.В.Мудрик).

Старшеклассники пытаются понять уровень развития своих способнос­тей (Ю.М.Орлов 1984), увязывая его с основными требованиями к избира­емой профессии, на которую они не очень еще ясно ориентированы. Этот интерес обусловливает и взаимосвязь между учебными и профессиональны­ми интересами, а также повышенный интерес к анализу и усовершенство­ванию своих личностных характеристик и к изучению особенностей меж­личностного взаимодействия в официальных и неофициальных сферах (ЯЛ.Коломинский, А.В.Мудрик).

Учебная и общественная деятельность, как считает Ю.М.Орлов, неред­ко побуждается мотивами самоутверждения, и это имеет положительное влияние на сам процесс и результаты деятельности обучения.

В то же время, следует признать справедливым утверждение Д.И.Фельдштейна о том, что самоутверждение школьника {старшеклас­сника в особенности) может иметь социально-полярные основания - от подвига до правонарушения.

Отмечено также, что стремление к лидерству и престижности, какпоиск средств самоутверждения, может нанести серьезный урон самосознанию, порождать честолюбие, неадекватность самооценки личностных свойств, противоречивость в отношениях с окружающими (И.С.Кон).

По данным А.В.Мудрика, самым основным в психологическом развитии старшеклассников в период ранней юности является потребность в обще­нии, потребность в афилиации. В силу этого в ранней юности так остро переживаются неудачи в общении (А.В.Мудрик). Старшеклассники прояв­ляют повышенный интерес к поведенческим и характерологическим осо­бенностям как взрослых, так и своих сверстников, пытаясь понять, какие же черты других людей их привлекают или отталкивают, проявляя, подчас, неадекватную оценку своего ближнего окружения, находясь в ожидании оценки своего "я" родителями, учителями и одноклассниками.

Психологические характеристики юношей и девушек, их выбор жизнен­ного пути и профессиональная ориентация могут быть обусловлены возрас­тными, общефизическими и иными биологическими факторами, в частнос­ти, и психосексуальным развитием (И.С.Кон).

На важную роль в развитии личности подростка и юноши взаимоотно­шений между родителями, принципов и стиля воспитания в семье, а также типа семейного контроля и дисциплины указывал А.С.Макаренко.

Помимо вышеуказанных моментов, на поведение школьников оказыва­ют влияние и складывающаяся "система отношений" (В.Н.Мясищев), особенности взаимоотношений старшеклассников с учителями, их пол­ожение в классе, психологическая атмосфера в школе, отношение учащих­ся к обучению, к классу, к самой школе, к своим сверстникам, к своему будущему, жизненным целям (А.Е.Личко).

На значимость принадлежности школьника к неформальным группам, к асоциальным и антисоциальным компаниям, руководимым правонару­шителями, его социально-статусного положения и микросоциальных, со­циометрических взаимоотношений указывают Я.Л.Коломинский, Н.Д.Творогова, А.Е.Личко и др.

Психологами установлена также взаимосвязь между восприятием лю­дей, оценкой их отношений к этим людям и поведению по отношению к ним. Так, А.А.Бодалев отмечает коррелятивную связь между отношениями руководителя (педагога) к подчиненным (ученикам) и стилем его руковод­ства: демократическим, либеральным, авторитарным (А.Л.Гройсман).

Б. Г.Ананьев подчеркивал, что, как правило, с накоплением и обобщени­ем опыта общения повышается уровень социальной перцепции и саморегу­ляции поведения, так как "общая закономерность характерообразования -формирование рефлексивных свойств личности на основе коммуникатив­ных" (Б.Г.Ананьев).

На заключительной ступени обучения в средней школе школьники, особенно десятиклассники, характеризуются как люди, "устремленные в будущее", их цель - выбор профессии, и поэтому большинство из них каждый момент в школьной жизни пытаются соизмерять с этим важным фактором их жизни, с их выбором. Этой "сверхзадачей" переломного периода самоопределения и окрашиваются различные параметры системы отношений личности: отношения к учебным предметам, к учителям, к родителям, к товарищам и к самому себе.

По данным И.С.Кона и А.В.Мудрика, типичными чертами личности старшеклассника является стремление к новизне, к оригинальности пове­дения (иногда отклоняющегося), желание понимать, достигать, бороться, утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взгля­дов, принятых в среде ближайшего окружения. Это и становится залогом девиантного поведения.

Обобщая особенности личности старшеклассников, следует отметить, что они инвариантны и противоречивы, например, афилиативная потреб­ность не исключает тяготения и даже любви к одиночеству, доверитель­ность в общении с друзьями сочетается с скрытостью в общении с

родителями, расширение сферы с развитием самопознания, тенденция к самоутверждению, постоянный интерес к оценке своих качеств другими переплетается в то же время с напускным равнодушием к оценке себя взрослыми и сверстниками. Эти противоречия, общие для всех школьников в период ранней юности и в подростковом периоде (старшеклассники) усугубляются диалектическими противоречиями, таящимися в самой лич­ности, что связано с акцентуированными проявлениями характера, опре­деляющими те или иные характеристики отклоняющегося поведения.

1.2. Взаимосвязь акцентуаций характера

с отклоняющимся поведением школьников

В подростковом возрасте наиболее ярко проявляются особенности (акцентуации) характера. По существу акцентуации - это крайние варианты нормального характера. Лишь в отдельных случаях эти особенности напо­минают психопатии, т.е. патологические аномалии характера.

В то же время акцентуации могут быть предрасполагающим фактором для развития невротических реакций, неврозов, патохарактерологических особенностей и т.д. В зависимости от степени выраженности выделяются две степени акцентуации характера - явная и скрытая.

Явная акцентуация характеризуется наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность тех или иных черт характера не мешает в целом удовлетворительной социальной адаптации. В трудных ситуациях могут наступать временные нарушения адаптации и отклонения в поведении подростков.

Скрытая акцентуация может быть отнесена к обычным вариантам нормы, так как в привычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или вообще не проявляются. Черты акцентуации дают о себе знать порою неожиданно, под влиянием чрезмерных для данной личности психотравмирующих ситуаций. Проявление тех или иных черт акцентуации не приводит к заметной социальной дезадаптации.

В зависимости от акцентуации психиатры выделяют следующие характе -ры: циклоидный, лабильный, циклоидный, лабильный, гипертимный, асте-но-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, истеро-идный, эпилептоидный, неустойчивый, конформный.

Циклоидный тип отличается склонностью к колебаниям настроения в сторону понижения. Особенно остро эти колебания проявляются при психогенно значимых ситуациях. Отмечается вялость, понижение настро­ения, упадок сил, сниженная работоспособность. Аппетит снижается, ухудшается успеваемость; подросток жалуется на вялость и разбитость по утрам, скуку. Мелкие неудачи и неприятности в этот период переносятся тяжело. Подросток начинает избегать сверстников, становится домоседом. Подобные состояния могут длиться от нескольких дней до 1-2 недель. Период упадка может сменяться периодом подъема, когда появляется чрезмерная активность, обычно не свойственная подростку, желание

общаться со сверстниками, шутить, спорить и алкоголизироваться. Местом наименьшего сопротивления циклоида является коренная ломка стереоти­па, например, переход от режима школы к более свободному и требующему инициативы вузовскому обучению. Такие ломки стереотипа могут затяги­вать субдепрессивные фазы, которые нередко начинаются очень рано и проходят кратковременно, с возрастом удлиняются. Во время подъемов циклоиды ведут себя гипертимно, стремясь к эмансипированию и реакции группирования со сверстниками, находя новые хобби. В этот же период отмечается повышение сексуальной активности и склонность к компаней­ской алкоголизации.

Лабильные циклоиды. Этот тип характеризуется эмоциональной неус­тойчивостью. Плохое настроение вызывается неблагоприятно складываю­щимися событиями или ситуациями и обычно не сочетается с упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. Фазы упадка короткие: один-два дня. Лабильный тип. Главная черта - крайняя неустойчивость настро­ения; которое резко меняется от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. Например, нелестное замечание учителя или ро­дных, неприветливый взгляд случайного собеседника и т.п. повергают в уныние, плохое настроение и в то же время мимолетный комплимент, заманчивые перспективы на будущее способны вселить веселость и жизне­радостность. Это - дети настроения. От настроения зависит их общее самочувствие и работоспособность. Они очень чутки ко всякого рода знакам внимания и похвалам, которые доставляют им подлинную радость. Лабильный тип отличают глубокие чувства, искренние привязанности, сохраняющиеся надолго, несмотря на легкость и частоту ссор, а утраты переживаются долго и тяжело. Они безошибочно при первом же контакте интуитивно определяют отношение к себе, незамедлительно отвечая от­кровенной взаимностью, но сексуальные эксцессы отклоняют.

Гипертимный 77И7Отличается большой подвижностью, общительностью с элементами фамильярности к взрослым, шумливостью, неугомонностью, склонностью к озорству. Несмотря на хорошие способности и живой ум, учатся эти дети неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости и недисципли­нированности. Им свойственно всегда хорошее, даже несколько приподня­тое настроение, прекрасный аппетит и крепкий сон. У гипертимных подрос­тков четко выражена реакция эмансипации. Они плохо переносят жесткую дисциплину и регла- ментированный режим, тяготятся одиночеством. В кругу сверстников претендуют на роль лидеров. Стремясь к общению, нередко попадают в круг асоциальных элементов. Начатое дело, как правило, не доводят до конца - не хватает терпения. Свои возможности и способности обычно переоценивают. Неудачи на долгое время выбивают их из колеи. Половое чувство пробуждается рано и бывает сильным.

Гипертимы при своей общительности и неразборчивости в знакомствах, склонности к авантюрам, могут легко оказаться в асоциальной компании, предпочитая неглубокие эйфоризирующие стадии опьянения и иногда проявляя интерес к наркотикам. Сексуальные девиации отличаются мимо­летностью. Увлечения часто и легко меняют, не отличаются работоспособ-

ностью, обязательностью в исполнении обещанного, беспринципно ми­рятся и, ссорясь, легко отходят.

Астено-нввротический тип отличается плаксивостью, капризностью, быстрой утомляемостью, раздражительностью, плохим сном и аппетитом, повышенной фиксацией внимания на различных ощущениях со стороны внутренних органов, особенно со стороны сердца, желудка (ипохондрич-ность). Такие дети быстро утомляются даже при обычных учебных нагруз­ках, занятиях физкультурой. Раздражительность возникает легко и по незначительным поводам, она также легко сменяется раскаянием. В школе и дома предпочитают одиночество.

Главной чертой астено-невротического типа, помимо утомляемости и раздражительности, по мнению А.Е.Личко, является ипохондричность, которую некоторые авторы относят к отдельному типу акцентуаций (А.Л.Гройсман). Алкоголизация и делинквентность этому типу не свой­ственны.

Сенситивный тип. С раннего детства боятся оставаться дома одни, ночью часто испытывают неопределенный страх, не любят подвижные игры и сторонятся озорных сверстников. Дома и в школе послушны и старательны. Нередко стесняются отвечать на уроках. В среднем и старшем подростковом возрасте становятся чрезвычайно впечатлительными, ро­бкими, стеснительными и испытывают чувство собственной неполноцен­ности. У них рано формируется чувство долга, ответственности. Свои способности они маскируют бравадой веселости, заносчивости, развязнос­ти, но вынести это долго не могут, и нередко все заканчивается сомнением и самобичеванием. Увлечения этих подростков носят интеллектуально-эстетический характер. Они увлекаются спортом, занимаются обществен­ной работой, никогда не стремятся к лидерству.

Сексуальное влечение усиливает застенчивость и переживание собствен­ной неполноценности. Крайне тяжело переносят насмешки и несправедли­вые обвинения. Сенситивные акцентуанты, старательно учась, в то же время боятся и самой школы с ее шумом, драками на переменах, с атрибутикой обучения, связанной с контрольными работами и экзаменаци­онной экзекуцией. К родным сохраняют детскую привязанность, в себе видят множество недостатков, испытывая повышенное чувство ответствен­ности и неполноценности.

Психастенический тип. Подростки этого типа нерешительны, тревож­ны, мнительны, склонны к рассуждательству, самоанализу. У них легко возникают навязчивые страхи и опасения перед принятием решения. Своеобразной защитой от тревоги и сомнений для них становятся ритуалы и предметы. Например, на экзамен и контрольные идут в одном и том же "счастливом" костюме, берут "счастливые" ручки и т.п. Эти подростки отличаются моторной неловкостью, плохим владением ручными навыка­ми. Первые классы школы, когда детская безмятежность сменяется повы­шенной ответственностью, являются критическим периодом для робкого ребенка, задавленного доминирующим воспитанием. Защитой от постоян­ной неуверенности и тревоги становятся ритуалы и выдуманные приметы,

причем гиперкомпенсация проявляется в скоропалительности и неудачли­вости действий, усиливающих сомнения. Спорт и ручные навыки даются плохо, увлечения ограничиваются интеллектуально-эстетическим хобби, сексуальное развитие обгоняет общефизическое. Но делинквентность, алколголизация и побеги из дома психастеникам не свойственны.

Шизоидный тип. Обращают на себя внимание замкнутостью и отгоро­женностью, трудно устанавливают контакты, эмоционально холодны. Внутренний мир таких подростков малодоступен для окружающих, но зачастую полон фантазии и необычных желаний. Это делает неожиданными и непонятными многие их поступки. Реакция эмансипации у них проявля­ется довольно своеобразно, в виде недовольства существующими порядка­ми, "отсутствием свободы", осуждения утвердившихся идеалов и духовных ценностей.

Замкнутость мешает такому подростку группироваться со сверстника­ми. Поэтому в качестве своеобразного "коммуникативного допинга" может использоваться алкоголь. Увлечения отличаются необычностью, постоян­ством и вычурностью. Шизоидам свойственна неспособность вчувствовать­ся в страдания других; их внутренний мир закрыт от посторонних взоров, поэтому их поступки кажутся чудаковатыми, а скрытые мотивы непонятны, но однако лишены всякой демонстративности. Эмансипированные устрем­ления могут обнаруживаться социальным нонконформизмом, негодовани­ем по поводу существующих законов. Внутренний мир шизоидов наполнен вычурными увлечениями, предназначенными для самих себя. Внешняя "асексуальность" сочетается с упорной мастурбацией и богатым эротизмом. Алкоголизация, деликвентность, участие в групповых правонарушениях встречаются не часто.

Истероидный тип. Подростки этого типа отличаются чрезмерным эго­центризмом и стремлением обратить на себя внимание окружающих, вызвать удивление и почитание. С этой целью они часто прибегают ко лжи и фантазированию. Во всех их поступках сквозит неестественность и театральность. Чувства истероидов поверхностны, неглубоки и непостоян­ны. Все эти черты, как правило, проявляются с детских лет и нередко являются результатом неправильности воспитания по типу "кумир семьи". С детских лет появляется потребность выслушивать похвалы и восторги, признание их превосходства другими.

Иногда с целью привлечения к себе внимания устраивают демонстра­тивные прогулы, утверждают, что прилежная учеба - удел "бездарей и тупиц", заявляют о своем нежелании получать хорошие оценки, в то время Как для занятия престижного положения в классе им не хватает ни Настойчивости, ни способностей. Истероиды склонны преувеличивать свою приверженность к алкоголизации или употреблению наркотиков. Истероидная акцентуация нередко сочетается с инфантилизмом на фойе акселерации. Реакция оппозиции, свойственная истероидам, часто направ­лена на привлечение внимания к своей персоне. На то же, по существу, Направлена реакция эмансипации.

При группировании со сверстниками претендует на положение лидера

или исключительное положение в группе, однако, не обладая сильными эмоционально-волевыми качествами, быстро теряют авторитет среди под­ростков. Истероидам свойственна лживость, демонстративность и теат­ральность поступков, эгоцентризм, высокая психосоматическая переклю-чаемость, избирательная самовнушаемость. А.Е.Личко указывает на то, что истероиды в подростковом возрасте с целью привлечения к себе внимания могут проявлять нарушения в поведении: "Выпивки, знакомство с наркоти­ками, воровство, асоциальные компании - все это может использоваться для того, чтобы просигнализировать близким: "Обратите внимание, иначе я пропаду!"

Эпилептоидный тип. Характерной чертой этого типа является эмоцио­нальность реакций, злобность и жестокость, иногда с элементами садизма. В то же время эпилептоидов отличает бережливое отношение к одежде, вещам, аккуратность. Они склонны к алкоголизации, причем могут напи­ваться до глубокой степени опьянения.

Для эпилептоидов характерна реакция эмансипации: они требуют от родителей не только свободы, но и прав на материальные блага. У эпилеп­тоидов тщательное соблюдение собственных интересов сопровождается злопамятством, несклонностью прощать малейшие ущемления своих прав. Им свойственно застревание аффекта, инертность моторики и мышления. Неустойчивый тип. Характерной чертой является безынициативность, легкая подчиняемость другим, неумение довести до конца начатое. В раннем подростковом возрасте проявляется повышенная тяга к удоволь­ствиям, праздному безделью. Убегают с уроков в кино, на аттракционы, легко попадают в компанию асоциальных подростков, рано начинают курить, употреблять спиртные напитки. Поток острых впечатлений легко толкает их на правонарушения. К семейным заботам и невзгодам подросток такого типа относится равнодушно. В отношениях со сверстниками в силу безынициативности и трусливости становится исполнителем воли более сильных по характеру подростков. Увлекаются азартными играми, однако к занятиям спортом испытывают отвращение. Рано приобретают сексуаль­ный опыт, склонны к извращениям. Нередко бросают учебу, никакой труд их не привлекает, обнаруживают полное бездумие в отношении своего будущего.

Конформный тип. Для подростков этого типа характерна чрезмерная зависимость от привычного микросоциального окружения. Эти дети явля­ются продуктами своей микросреды. Они не только выражают обычаи, привычки, правила поведения людей тех микросоциальных групп, к кото­рым адаптировались, но и различные изменения воспринимают очень консервативно. Если же какие-либо обстоятельства заставляют их менять микросоциальную обстановку в быту, в школе, то эту перемену переживают довольно трудно, но адаптируются быстро. Конформность сочетается с отсутствием критики к привычному окружению, все воспринимается как истина, даже в тех случаях, когда адекватность некоторых ситуаций совер­шенно объективна. Для конформного подростка социальное окружение становится решающим фактором на жизненном пути. Хороший коллектив

формирует из него хорошего человека, исполнительного работника. В плохом окружении подростки легко нарушают нормы поведения (за ком­панию), начинают злоупотреблять алкоголем, принимать наркотики, со­вершать социальные проступки. Увлечения конформного подростка цели­ком определяются его средой. Реакции эмансипации проявляются только в тех случаях, когда родители препятствуют общению с привычной средой сверстников.

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что названные типы в чистом виде встречаются очень редко. Значительно чаще один человек сочетает в себе черты нескольких типов. Это так называемые смешанные типы.

Психологическими исследованиями, проведенными под руководством А.ЕЛичко, установлены корреляции между особенностями заострений характера у подростков и отклоняющимся поведением: правонарушения­ми, сексуальной патологией, вредными привычками, никотиноманией и пр.

Так, гипертимные подростки склонны к групповым формам делинквен-тного поведения. Они, пытаясь лидировать среди асоциальных сверстников из легкомыслия, жажды развлечений, получения удовольствий, а также из риска, сами становятся вдохновителями групповых правонарушений.

Гипертимы проявляют интерес не только к бытовому групповому пьянству, но и к широкому кругу дурманящих средств, в том числе и к газообразным токсическим веществам, считая, что "наркоманом и алкого­ликом от этого не станешь". Авантажность гипертимных подростков застав­ляет их пускаться в незаконные сделки, мелкие кражи, а отсутствие застенчивости и легкость установления контактов толкают и на ранние сексуальные связи.

Циклоиды не склонны к нарушению поведения и могут проявлять склонность к алкоголизации лишь в период подъема настроения. Сексуаль­ная активность эмоционально лабильных акцентуантов обычно ограничи­вается флиртом и ухаживанием, влечение же остается малодифференциро-ванным, в связи с чем возможно отклонение на путь транзиторного подросткового гомосексуализма.

При астено-невротической акцентуации сексуальная активность огра­ничивается короткими и быстро истощающимися вспышками. Ни делин-квентность, ни алкоголизаци,я ни побеги из дома у них не встречаются, так же, как и у сенситивных акцентуантов. В последнем случае если и наступает алкогольное опьянение, то алкоголь не веселит и не помогает контактам, а даже, наоборот, может вызвать депрессивную реакцию с ощущением и переживанием собственной неполноценности. Суицидные действия и аг­рессивность могут возникать у сенситивов под влиянием ряда неудач, что бывает совершенно неожиданно для окружающих, не проникающих в мир их "мимозной психики".

По наблюдению А.А.Вдовиченко, шизоидные подростки, склонные к Правонарушениям, попадают в поле зрение милиции гораздо позже других акцентуантов. Это объясняется тем, что они любят действовать в одиночку, тщательно скрывают свои намерения и поступки, "работают" без сообщни­ков, хорошо обдумывают свои действия. Предпочитают совершать кражи

при помощи собственноручно изготовленных отмычек, искуссного выпи­ливания дверных замков и тому подобных приемов.

Эпилептоиды дают аффективные разряды, как правило, в период дисфо­рии, и тогда они и совершают сексуальные эксцессы с садомазохистически-ми наклонностями. В гомосексуальных связях часто выступают в активных ролях и, недовольствуясь взаимным онанизмом, совершают с партнером педерастические и другие извращенные половые акты.

Для "ловли кайфа" эпилептоиды иногда прибегают к самокалечению, реже к незавершенному самоудавлению. Алкогольное опьянение сопро­вождается дисфорическими и амнестическими ("пить до отключки") рас­стройствами, а также диким возбуждением и стремлением "все бить и крушить".

У истероидных акцентуантов побеги из дома и алкоголизация носят, как, впрочем и все поведение, демонстративный характер и не сопровождается серьезными правонарушениями, много театральной игры и сексуального влечения, не отличающегося ни напряжением, ни большой силой. Среди неустойчивых акцентуантов нередки случаи психофизического инфанти­лизма и задержки сексуального созревания (К.СЛебединская). Однако раннее вовлечение в асоциальные группы ведет к сексуальным дисгармони­ям, включая разврат и извращения.

1.3. О системе психокорригирующих воздействий в педагогике

С целью системного изучения психокорригирующих воздействий АЛ.Гройсманом (1988) была предпринята попытка содержательной и про­цессуальной классификации этих средств. Все воздействия им разделяются на индивидуальные и коллективные, они также дифференцируются по ряду параметров, знание которых необходимо для проведения адекватных при­емов психокоррекции: по характеру проведения: ауто, гетеро- и смешанные формы; по характеру воздействия - синергичная, антагонистичная психо­коррекция; по наличию программы - программированная или импровизи­рованная; по речевой характеристике - вербальная и невербальная; по направленности - седативная (успокаивающая), стимулирующая, дезакту-ализирующая (направленная на нейтрализацию патогенных переживаний в системе отношений личности); по характеру управления психокорригиру-ющими воздействиями - директивная, косвенная, "зеркальная" или "рико­шетирующая"; и по использованию дополнительных вспомогательных средств - функциональная или фоновая музыка, цветодинамическая управ­ляемая среда, т.н. "цветомузыка" и "светоживопись", психорисунок, либро - психодидактика - психокоррекция через психологическое и "лечебное чтение".

Наряду с воздействиями рассудочного характера (например, разъясне­нием с убеждением) должны использоваться и авторитарно-директивные приемы педагогического внушения, атакже приемы косвенного убеждения

- внушения. Неслучайно В.М.Бехтерев уделял большое внимание "чрезчер-дачному" внушению в противоположность "лобовому", неустанно напоми­ная, что "внушение тем более действенно, чем оно более косвенно". С позиций системного подхода не следует противопоставлять индивидуальные методы групповым (у каждого есть свои достоинства, например, у групповых методов большой спектр психодинамики и более высокий потенциал воз­действия на активирование включенности личности в социум). Не следует также противопоставлять аутогенные методы - гетерогенным, суггестивные (внушение в тормозном состоянии мозга) - педагогическому внушению наяву, т.е. в бодрственном статусе мозговой коры.

Нуждаются в существенном уточнении и механизмы психокорригирую­щих воздействий. Они заключаются в интегральном воздействии психокор-рекционных влияний на систему отношений личности, понимаемых в парадигматике В.Н.Мясищева с дифференцированным учетом ее подструк­тур (по К.К.Платонову), требующих адекватных приемов социализации личностных мотивов - "мотивационный тренинг" (А.Л.Гройсман, А.Ф.Росляков).

Здесь уместны различные психолого-педагогические приемы формиро­вания мотивов учебной деятельности и профессионального обучения, профессионализации личностного опыта, совершенствования опытно-на-выковой подструктуры личности, мотивации личностных резервов ее с учетом пластичности психики, ее адаптивных свойств и механизмов психо­логической зашиты личности. И, наконец, существует нужда в регуляции биопсихических качеств личности. Не случайно в последнее время более активно изучается влияние биофакторов на психику, используется полез­ный опыт нетрадиционных средств биологического воздействия, осущес­твляемого, например, при помощи иглорефлексотерапии, дозированного питания и луча лазера, точечного массажа на биологически активные точки (БАТ), дыхательной, релаксирующей и изометрической гимнастики йога и т.п.

Помимо биологического, можно выделить еще два уровня психорегули-рующих воздействий: социологический и личностный. Так, на социологи­ческом уровне применимы различные варианты так называемого "социаль­но-психологического тренинга" (СПТ). Критика зарубежных методов СПТ (СЯо^еге и др.) стала носить сейчас более конструктивный характер. Большим достижением отечественной психологии является разработка теоретических основ социальной перцепции и активного социального обу­чения (АА.Бодалев). Имеются продуктивные попытки применения систем­ного подхода к использованию методов активного социального обучения. Так, например, Г.А.Ковалевым показано, что групповая дискуссия, прони­зывающая все формы тренинга, ответственна за изменение систем отноше­ний личности, невербальная техника психокоррекции в наибольшей степе­ни оказывается релевантной в плане установки и "настройки" социально-перцептивной сферы личности участника группы, а ситуационно-ролевые игры наиболее эффективны для тренировки адекватных поведенческих Реакций.

На необходимость реорганизации общения в повышении успешности совместной групповой эмоционально-напряженной деятельности одним из первых обратил внимание ЮЛ.Ханин, проводивший формирующий экспе­римент по созданию социометрически благополучных сочетаний в спортив­ной психологии (на примере деятельности волейбольных команд), А.Л. Гройсманом была предложена методика "рокировки социометрического статуса" в качестве социотерапевтического и психогигиенического метода оптимизации психических состояний и межличностного взаимодействия у учащихся.

На персонологическом уровне предполагается применение методов психической саморегуляции и активизации психологических механизмов защиты "Я". Последнее наименее полно разработано и представляет одну из интереснейших задач в исследовании проблем психической адаптации в учебной деятельности учащихся. Требуют уточнения в связи с этим и приемы нейтрализации деформаций эмоционально-напряженной деятель­ности в стрессовых условиях, например, продуктивная переработка фрус­траций в экзаменационной ситуации.

Основным системообразующим фактором, оптимизирующим личност­ные свойства учащихся, является общая направленность личности (ее "сверхзадача"), т.е. содержательная структура учебной мотивации. Мотивы стремления к успеху отмечены вдвое чаще улиц с высокой удовлетворен­ностью учебой и успеваемостью, у не успешных учащихся структура мотивации была иной (А.Ф.Росляков, 1992). Психокорригирующие воздей­ствия здесь должны быть дифференцированы. Так, оказалось, что у учащих­ся с высокой "надежностью" учебной деятельности и стремлением к достижению успеха, не возникает опасности "гипермотивации" ("перемоти­вированности"), в то время как для лиц с преобладанием мотивов избежа­ния неудач непрерывное "подстегивание" может усилить тревогу и фрустра­цию, которые становятся уже тормозом к учебной деятельности. У них должна использоваться стратегия некоторого занижения степени постав­ленных задач с применением косвенных приемов психокоррекции, с акцен­том на выполнение вспомогательных и промежуточных учебных задач с соответствующими поощрениями по ходу их решения (А.Л.Гройсман, А.Ф.Росляков).

При возникновении психических состояний типа "экзаменационного" у учащихся лучше всего применять различные варианты психорегулирующей и психомышечной тренировки ПРТ (Л.Д.Гиссен) и ПМТ (А.В.Алексеев) по типу "успокоения", а также различные виды релаксирующих и дыхательных упражнений, самоконтроль с "маской релаксации" на лице, самоутвержде­ния и самоприказы с идеомоторной тренировкой по типу воспроизведения позитивных эмоциональных состояний. Иная тактика психокорригирую-щих действий в случае экзаменационного волнения, сопровождающегося астено-апатическим синдромом. Здесь адекватны биопсихические то низа-торы - гипервентиляционное дыхание, тонизирующие упражнения ПРТ и ПМТ по типу "мобилизации", идеомоторная тренировка с установкой на взятие "реванша", представление своих удач, активная "лицевая психогим-

настика", активизирующая самоприказы по методу "аутогенной телеграм­му" или "директивной мотивации" (АЛ.Гройсман).

Построение системы психокорригирующих воздействий учащихся не­мыслимо не только без дифференцированных методик, соответствующих указанным системно-структурным образованиям личности учащихся и специфике их учебной деятельности, но и без соблюдения принципов соподчиненности этих средств психокоррекции.

На первом этапе, кроме психодиагностических задач, перед специалис­тами, занимающимися психокоррекцией (врач, психолог, педагог) стоят задачи смягчения избыточных отрицательных переживаний путем индиви­дуальных бесед в русле "сократического диалога", ориентированного на личность учащихся и их акцентуации.

Целесообразно начать с упражнений из тренажа "трех китов актерской психотехники": памяти, внимания, воображения. Они, хотя не делают из учащихся "гениев", но полезны как на начальном этапе налаживания контакта, так и во всей последующей учебной деятельности. После созда­ния положительных установок на последующие занятия период основных психокорригирующих воздействий должен обязательно включать мобили­зующие приемы выработки активной установки на учебный процесс и максимальные успехи в учебной деятельности, активную переработку конфликтных переживаний и стабилизацию работоспособности. Здесь мо­гут быть применены как ауто - так и гетеросуггестивные приемы в технике индивидуального и группового тренинга.

До сих пор не решены вопросы организационно-методической помощи учащимся, хотя служба прикладной психологии регламентирована решени­ями соответствующих органов (Президиум АН России, Общество психоло­гов России). В ряде ведомств, например, существуют специальные кабине­ты "эмоциональной разгрузки" (на предприятиях системы МПС, граждан­ской авиации и т.п.), в системе Минздрава России (кабинеты психотерапии и медицинской психологии), в Госкомспорте России имеется широкая разветвленная психологическая служба проведения организационно-мето­дических мероприятий с привлечением комплексных научных групп своих и приглашенных ученых-врачей, психотерапевтов, психологов, существуют лаборатории спортивной психологии с кабинетами психорегуляции, физ­культурно-оздоровительные комплексы (ФОК), включающие вопросы, ре­шаемые комиссией по психологии формирования здорового образа жизни и т д. Назрело время, учитывая современную реорганизацию школьного об­разования и перестройку системы высшего и специального образования, наметить мероприятия по организации такой психологической службы в школе с решением задач систематизации, уточнения, дифференциации и внедрения соответствующих психокорригирующих средств воздействия с целью оптимизации психического здоровья учащихся и психодиагностики как "вредных привычек", так и отклоняющегося поведения.

В следующих разделах монографии мы остановимся на основных вопро -сах психокоррекции и их применении при некоторых поведенческих нару­шениях.

  1   2   3   4   5   6


Психологическая коррекция
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации