Матвеев А.П. Программы для общеобразовательных учреждений: Физическая культура - файл n1.doc

приобрести
Матвеев А.П. Программы для общеобразовательных учреждений: Физическая культура
скачать (471.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc472kb.23.08.2012 22:26скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
Министерство образования Российской Федерации

Программы

для общеобразовательных учреждений

Физическая культура

1-11 классы

Рекомендовано

Департаментом образовательных программ

и стандартов общего образования

Министерства образования

Российской Федерации

Брофа

Москва • 2002

УДК 372.879.6(073.3) ББК 74.267.5 Ф48

Физическая культура. 1 — 11 кл.: Программы Ф48 для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. — М.: Дрофа, 2002. — 96 с.

18ВЫ 5—7107—5518—4

В сборник, адресованный учителям физической культуры, вошли программы для 1—11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации.

УДК 372.879.6(073.3) ББК 74.267.5

Учебное издание

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

111 классы

Авторы-составители: Матвеев Анатолий Петрович . Петрова Татьяна Владимировна

Ответственный редактор Е. Ю. Шмакова

Художественное оформление Е. В. Вихрева

Технический редактор С. А Толмачева

Компьютерная верстка Е. Ю. Ерохина

Корректор Л. А Малинина

Изд. лиц. № 061622 от 07.10.97.

Подписано к печати 18.03.02. Формат 84х1081/32.

Бумага газетная. Гарнитура «Школьная». Печать офсетная.

Усл. печ. л. 5,04. Тираж 10 000 экз. Заказ № 2730.

ООО «Дрофа». 127018, Москва, Сущевский вал, 49.

По вопросам приобретения продукции издательства «Дрофа»

обращаться по адресу: 127018, Москва, Сущевский вал, 49.

Тел.: (095) 795-05-50, 795-05-51. Факс: (095) 795-05-52.

Торговый дом «Школьник».

109172, Москва, ул. Малые Каменщики, д. 6, стр. 1А.

Тел.: (095) 911-70-24, 912-15-16, 912-45-76.

Магазин «Переплетные птицы».

127018, Москва, ул. Октябрьская, д. 89, стр. 1.

Тел.: (095) 912-45-76.

ОАО «Типография «Новости». 107005, Москва, ул. Фр. Энгельса, 46.

© Министерство образования РФ, 2002

18ВМ 5—7107—5518—4 © ооо «Дрофа», 2002

Начальное

общее образование.

1—4 классы

Обязательный минимум содержания

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепле­ние здоровья. Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость), их связь с физическим разви­тием. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и малых форм занятий физической культурой, правила их составления и самостоятельного выполне­ния. Обучение движениям и правила формирования осанки, комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Эмоции и их регулирование в про­цессе занятий физическими упражнениями.

Выполнение жизненно важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метание предметов, лазание, ползание, перелезание, передвижение на лыжах, пла­вание) различными способами и с изменяющейся амплитудой, траекторией и направлением движения в условиях игровой и соревновательной деятельности. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ

Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека, положения тела в пространстве (стойки, седы, упоры, висы). Основные формы движений (вра-

3

щательные, ациклические, циклические), напряжение и расслабление мышц при их выполнении. Работа ор­ганов дыхания и сердечно-сосудистой системы при вы­полнении физических нагрузок; роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека.

Выполнение основных движений с различной ско­ростью и предметами из разных исходных положе­ний, на ограниченной площади опоры и с ограничен­ной пространственной ориентацией. Выявление рабо­тающих групп мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процессе сюжетно-образных упражне­ний и подвижных игр с использованием основных форм движений. Измерение роста, веса, окружности плеча и силы мышц (динамометрия).

Программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная область «Физическая культу­ра» призвана сформировать у обучающихся устойчи­вые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, це­лостном развитии физических и психических ка­честв, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

В процессе ее освоения обеспечивается формирова­ние у школьников целостного представления о един­стве биологического, психического и социального в человеке, о законах и закономерностях развития и со­вершенствования его психофизической природы.

В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации образовательная область «Физическая культура» представлена двумя образовательными компонентами: «Физическая куль­тура» и «Основы безопасности жизнедеятельности». На изучение данной образовательной области в инва-

риантной части Базисного учебного плана выделяется 2 часа в неделю, из которых 10% — на региональный компонент. В начальной школе содержание «Основ безопасности жизнедеятельности» включается в обра­зовательный компонент «Окружающий мир».

Цель обучения образовательной области «Физиче­ская культура» в начальной школе — формирование физической культуры личности школьника посред­ством освоения основ содержания физкультурной де­ятельности с общеразвивающей направленностью.

В соответствии с целью образовательной облас­ти «Физическая культура» формулируются задачи учебного предмета:

Сформулированные цель и задачи базируются на требованиях «Обязательного минимума образования по физической культуре» и отражают основные на-


4

5

правления педагогического процесса по формирова­нию физической культуры личности: теоретическая, практическая и физическая подготовка школьников. Особенностями примерной программы образо­вательной области «Физическая культура» в началь­ной школе являются:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (264 ч)

Основы знаний о физкультурной деятельности (24 ч)

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (8 ч)

Физическая культура у древних народов, история ее возникновения: ритуальные игры, танцы и обря­ды. Древнегреческие Олимпийские игры, легенды и мифы об их зарождении. Физическая культура у древних славян и в царской России, в современном российском обществе.

История зарождения физического воспитания, связь первых физических упражнений и спортивного инвентаря с земледелием, охотой и военной деятель­ностью. Физическое воспитание детей в Древней Гре­ции, Риме и на Руси (в своей республике).

Современная организация физического воспита­ния школьников (характеристика деятельности спор­тивных секций по видам спорта и детско-юношеских спортивных школ).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (10 ч)

Характеристика основных движений и передвиже­ний человека: ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, ползание. Физические упражнения и их отличие от обыденных движений, общая характеристика по видам спорта (гимнастические, легкоатлетические и т. п.); по направленности воздействий (общеразвивающие и спе­циальные); по режиму работы мышц (динамические и статические). Основные формы занятий физическими упражнениями (урок, утренняя гимнастика, прогулки и подвижные игры на воздухе), правила поведения и техника безопасности во время занятий.

Основы обучения физическим упражнениям и дви­гательным действиям, связь обучения с развитием внимания, памяти и мышления. Обучение правиль-


6

7

ной осанке, способы ее контроля и специальные физи­ческие упражнения для ее формирования.

Физические качества (сила, быстрота, выносли­вость), их развитие под влиянием занятий физиче­скими упражнениями. Правила составления и выпол­нения комплексов упражнений на развитие физиче­ских качеств.

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (6 ч)

Основы личной гигиены и гигиенические процеду­ры в режиме дня. Гигиенические требования к услови­ям проведения занятий физическими упражнениями, к подбору одежды и инвентаря. Закаливание организ­ма, его значение в укреплении здоровья и физическом состоянии человека.

Характеристика физического состояния, работы сердца и дыхания во время выполнения физических уп­ражнений, правила дозировки и контроля физической нагрузки. Профилактика травматизма, причины воз­никновения травм и правила оказания первой помощи.

Физическое развитие и его связь с занятиями фи­зическими упражнениями, правила тестирования фи­зического развития и физической подготовленности.

Способы физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью (240 ч)

ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ (6 ч)

Разработка режима дня и комплексов общеразви-вающих упражнений для различных форм самостоя­тельных занятий; контроль величины нагрузки по показателям физического состояния и частоты сер­дечных сокращений; тестирование физического раз­вития и физической подготовленности.

Организация и проведение утренней гимнастики и закаливающих процедур, занятий в режиме дня (физ­культминутки, прогулки и подвижные игры на воз-

духе) и общефизической подготовки; проведение ме­роприятий по предупреждению травматизма и оказа­нию первой помощи.

Ведение индивидуального дневника наблюдения за физическим развитием и физической подготовлен­ностью; изготовление простейшего спортивного обо­рудования.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И НАВЫКИ (156 ч) Гимнастика с основами акробатики

Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; основная стойка и команда «Смир­но!»; стойки по команде «Вольно!» и «Равняйсь!»; раз­мыкание в шеренге и колонне, на месте и в движении; команды «Шагом марш!», «На месте!» и «Стой!»; по­строение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по команде «Налево!» («Напра­во!»); размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге; повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по два в шеренге и ко­лонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».

Акробатические упражнения: упоры (присев, ле­жа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, с на­клоном, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа с группированием и обратно (с помощью); из упора присев назад и боком; из поло­жения лежа на спине стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях; кувырок назад до упора на коленях и до упо­ра присев; «мост» из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вра­щения; акробатические комбинации типа: «мост» из положения лежа на спине, опуститься в исходное по­ложение, переворот в положение лежа на животе,


8

9

с опорой на руки прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

Прикладно-гимнастические упражнения: пере­движение по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально, спиной к опоре; переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с эле­ментами лазанья, перелезания, переползания; танце­вальные упражнения; хождение по наклонной гим­настической скамейке; лазанье по канату (3 м) с вве­дением техники в два и три приема; перелезание с опорой на руки и ноги, с опорой на руки, поочередно перемахом правой и левой ногой; опорный прыжок через гимнастического «козла» — с небольшого раз­бега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях; переход в упор присев и соскок вперед; упражнения на низкой перекладине — вис стоя спереди, сзади, завесом одной, двумя ногами; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах со­гнув ноги в вис согнувшись сзади, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнув­шись со сходом «вперед ноги».

Легкая атлетика

Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движе­ния («змейкой», «по кругу», «спиной вперед»), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий и низкий старт с последующим старто­вым ускорением.

Прыжки: на месте (на одной, на двух, с поворота­ми вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; спрыгивание и запрыгивание на горку матов; в высо­ту с прямого разбега и способом «перешагивание»; в длину с разбега, согнув ноги.

Броски: большого мяча на дальность двумя руками из-за головы, от груди, снизу из положения стоя и сидя.

Метание: малого мяча на дальность способом «из-за головы» стоя на месте и «из-за головы через плечо» с разбега.

Лыжные гонки

Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лы­жи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.

Передвижения на лыжах: ступающим и скользя­щим шагом; попеременным двухшажным и одновре­менным одношажным и двухшажным ходом; чередо­вание шагов и ходов во время передвижения по дис­танции.

Повороты: переступанием на месте и в движении; «упором».

Спуски: в основной и низкой стойке.

Подъемы: «лесенкой» и «елочкой», ступающим и скользящим шагом.

Торможение: палками и падением; «плугом».

Плавание

Вхождение в воду: по трапу бассейна; соскоком вниз ногами с бортика бассейна.

Передвижение по дну бассейна: ходьба, бег, прыж­ки вверх и вперед с гребковыми движениями рук.

Упражнения на всплывание и лежание на груди: «поплавок», «звезда», «медуза», «стрела».

Кроль на груди: движения ногами, руками, согласо­вание движений руками и дыхания; скольжение на гру­ди с последующим подключением ног, рук и дыхания.

Кроль на спине: скольжение руки вдоль тулови­ща; с подключением работы ногами и гребка одной ру­кой; с гребком, выполняемым одновременно правой и левой рукой; с попеременным выполнением гребка правой и левой рукой.


10

11

Подвижные игры

На материале гимнастики с основами акроба­тики: игровые задания с использованием строевых упражнений, заданий на координацию движений ти­па «веселые задачи», с «включением» (напряжением) и «выключением» (расслаблением) звеньев тела; «Змейка», «Иголка и нитка», «Пройди бесшумно», «Тройка», «Раки», «Через холодный ручей», «Пет­рушка на скамейке», «Не урони мешочек», «Конни­ки-спортсмены», «Запрещенное движение», «Отга­дай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка кар­тофеля», «Прокати быстрее мяч», «Кузнечики», «Парашютисты», «Медвежата за медом», «Уверты­вайся от мяча», «Гонки мячей по кругу», «Догонялки на марше», «Альпинисты», эстафеты (типа: «Вере­вочка под ногами», «Эстафета с обручами»).

На материале легкой атлетики: «Два мороза», «Пятнашки», салки «Не попади в болото», «Пинг­вины с мячом», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «К своим флажкам», «Кот и мыши», «Быстро по мес­там», «Гуси-лебеди», «Не оступись», «Вызов номе­ров», «Шишки-желуди-орехи», «Невод», «Третий лишний», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч со­седу», «Метко в цель», «Космонавты», «Мышелов­ка», «Салки с ленточками», «Кто дальше бросит», «Мяч среднему», «Белые медведи», «Кто обгонит», «Круговая охота», «Капитаны», «Ловля парами», «Пятнашки в парах (тройках)», «Подвижная цель», «Не давай мяча водящему».

На материале лыжной подготовки: «Салки на марше», «На буксире», «Финские санки», «Два до­ма», «По местам», «День и ночь», «Кто дольше про­катится», «Куда укатиться за два шага», «Попади в ворота», «Кто быстрее взойдет в гору», «Кто дальше скатится с горки», «Быстрый лыжник», «За мной», «Охотники и зайцы», «Круговая лапта».

На материале плавания: «Караси и карпы», «Лягушата», «Скользящие стрелы», «Фонтан», «Тор­педы», «Сомбреро», «Водолазы», «Гонка лодок», «Гонки мячей», «Паровая машина».

На материале спортивных игр.

Футбол. Удар внутренней стороной стопы («щеч­кой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу и после веде­ния; остановка катящегося мяча; ведение мяча внут­ренней и внешней частью подъема (по прямой, по ду­ге, с остановками по сигналу, между стойками и об­водка стоек); остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры типа «Точная пере­дача».

Баскетбол. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой), после ведения и остановки; ловля мяча на месте и в движении (высоко летящего, низко летящего, летя­щего на уровне головы); передача мяча (снизу, от гру­ди, от плеча); специальные передвижения без мяча — стойка баскетболиста; в стойке игрока, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; прыжок с двух шагов; ведение мяча (на месте, по прямой, по дуге, с останов­ками по сигналу); подвижные игры: «Бросай-пой­май», «Выстрел в небо».

Волейбол. Подводящие упражнения для обучения нижней прямой и боковой подачам: нижняя прямая и боковая подачи; передача сверху двумя руками впе­ред вверх; прием мяча снизу двумя руками вперед; отбивание мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); специальные движения — подбрасывание мяча на нужную высоту и расстояние от туловища; передача мяча с собственным подбрасы­ванием на месте после небольших перемещений впра­во, влево, вперед, в парах на месте и в движении пра­вым (левым) боком.


12

13

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ (78 ч)

На материале гимнастики с основами акробатики

Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпа­дов, в приседе, взмахом ногами; наклоны вперед, на­зад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и по­переменно правой и левой ногой, стоя у гимнасти­ческой стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сги­бание туловища (в стойках и седах), прогибание туло­вища; индивидуальные комплексы по развитию гиб­кости.

Развитие координации: произвольное преодоле­ние простых препятствий; передвижения с резко из­меняющимися направлениями движения с остановка­ми в заданной позе; ходьба по гимнастической скамей­ке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы по заданию; игры на переключение внимания, концентрацию ощу­щений, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, седах); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражне­ний на координацию с асимметрическими и последо­вательными движениями руками и ногами; равнове­сие типа «Ласточка» на широкой ограниченной опоре с фиксацией равновесия положений; жонглирование мелкими предметами в процессе передвижения; уп­ражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; пере­движение шагом, бегом, прыжками в разных направ-

лениях по намеченным ориентирам и по сигналу; жонглирование мелкими предметами в движении (правым и левым боком, вперед и назад).

Формирование осанки: ходьба на носках, с пред­метами на голове, с заданной осанкой; виды стилизо­ванной ходьбы под музыку; комплексы корригирую­щих упражнений на контроль ощущений (в постанов­ке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укреп­ления и коррекции мышечного корсета.

Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на ло­кальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанья с дополни­тельным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке: в упо­ре на коленях и в упоре присев); перелезание и пе­репрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые уп­ражнения с предметом в руках (с продвижением впе­ред поочередно на правой и левой, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево); прыжки вверх вперед толчком одной и двумя ногами о гимнастиче­ский мостик; переноска партнера в парах; комплексы упражнений с дополнительным отягощением и инди­видуальные комплексы избирательной направленнос­ти на отдельные мышечные группы.

На материале легкой атлетики

Развитие координации: бег с изменяющимся на­правлением во время передвижения; бег по ограничен­ной опоре; пробегание коротких отрезков из разных


14

15

исходных положений; прыжки через скакалку на мес­те на одной, двух ногах, поочередно на правой и левой.

Развитие быстроты: повторное выполнение бе­говых упражнений с максимальной скоростью с низ­кого и высокого старта, из разных исходных положе­ний; челночный бег; бег «с горки» в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в макси­мальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами; «рывки» с места и в движении по коман­де (по заданному сигналу).

Развитие выносливости: равномерный бег в ре­жиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоро­стью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или уменьшающимся интервалом отдыха); бег на дистан­цию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.

Развитие силовых способностей: повторное вы­полнение многоскоков, повторное преодоление пре­пятствий (15—20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исход­ных положений, метание набивных мячей (1—2 кг) одной и двумя руками из разных исходных положе­ний и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок «в горку»; прыжки в высоту на месте с касанием ру­кой подвешенных ориентиров; прыжки с продвиже­нием вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыж­ки по разметкам в полуприседе и приседе; напрыгива-ние и последующее спрыгивание с горки матов; спры-гивание и последующее запрыгивание на горку матов.

На материале лыжной подготовки

Развитие координации: перенос тяжести тела с лы­жи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений

16

с изменением поз тела стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с го­ры с изменяющимися «стойками» на лыжах; подбира­ние предметов во время спуска в низкой стойке.

Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с раз­личными способами передвижения, с прохождением от­резков в режиме большой интенсивности, с ускорения­ми; прохождение тренировочных дистанций (1—3 км).

На материале плавания

Развитие выносливости: повторное проплывание отрезков на ногах, держась за доску; скольжение на груди с задержкой дыхания; плавание на ногах, лежа на груди и держась за доску; повторное проплывание отрезков способом «кроль» в полной координации.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения обязательного минимума со­держания учебного предмета «Физическая культу­ра» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать и иметь представление:

17

2-2730

Уметь:

Демонстрировать

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 30 м

с высокого старта










с опорой

6,5

7,0




на руку (с)






  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации