Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности - файл n1.doc

приобрести
Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности
скачать (2812.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2813kb.23.08.2012 22:20скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

ленинградский союз специалистов по безопасности жизнедеятельности человека

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Краткий конспект лекций -

для студентов всех специальностей

Под редакцией О. Н. Русака



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
1992



Авторы-составители: Олег Николаевич Русак, Владимир Ильич Барабаш, Владимир Васильевич Севриков, Иван .Кузьмич Топоров.

В подготовке рукописи участвовали: Г. Е. Липилина, Т. В. Родина Я. О. Тимощук, Т. В. Шилова.

Редактор Олег Николаевич Русак.

Г^^СЁБлСТОПОЛЬСКИЯ

\ ч?'.«50Р0СТГ'0ИТЕЛЬиЫЙ ИНСТИТУТ

Г БИБЛИОТЕКА

ПРЕДИСЛОВИЕ

По инициативе научной и педагогической общественности объединенной в научно-методический совет «Безопасное-»' жизнедеятельности», 27.04.1990 г. на коллегии Гособразова­ния CLCH рассматривался вопрос «О первоочередных мерах по перестройке образования по вопросам охраны труда и гра­жданской обороны». Затем был издан приказ ЛЬ 473 от 0^.07.90 г. по материалам решения коллегии, которым, в част­ности, предусматривается введение в учебные планы специ­альностей высшей школы вместо курсов «Охрана труда» и «Гражданская оборона» нового курса, получившего название «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Сразу необходи­мо подчеркнуть, что новый предмет не отвергает" ранее изу­чавшихся, а интегрирует их и в известном смысле базируется на достижениях последних. В то же время курс БЖД —но­вый предмет, а не механическое соединение известных поло­жений.

В центре внимания нового курса БЖД— человек —как самоцель развития общества.

Охрана труда интересуется человеком, находящимся в условиях производства, гражданская оборона — в чрезвычай­ных ситуациях. БЖД — в любых условиях обитания.

Другими словами, БЖД шире, универсальнее охраны тру­да и гражданской обороны, которые можно рассматривать как частные случаи обеспечения безопасности в конкретных ситуациях.

БЖД подготовлена логикой развития науки и техники.

Еще Протагор, живший до н. э., провозгласил лозунг: «Человек есть мера всех вещей». Это значит, что человек имеет ценность не только как рабочая сила, которую нужно охранять в процессе трудовой деятельности (чем с опреде­ленным успехом и занималась охрана труда). Индивидуум сохраняет свою непроходящую ценность независимо от своего конкретного местонахождения и выполняемых функций, при­знанных обществом необходимыми и полезными (отдых, быт. занятия спортом, выполнение общественных обязанностей и т. д. и т. п.). Вся совокупность видов человеческой актив­ности образует понятие деятельности. Именно деятельность и отличает человека От всего живого, т. е. деятельность есть специфически человеческая форма активности^

Деятельностью занимаются все —дети, взрослые, старики.

3

Поэтому безопасность имеет прямое отношение ко всем жи­вым людям.

Выделение охраны труда имеет определенные основания' водь труд — это высшая форма деятельности.

Признавая относительную самостоятельность охраны тру­да как области знаний, следует обратить внимание на тесней­шую связь различных видов деятельности и сфер обитания человека.

Так, результаты трудовой деятельности, выполняемой на . конкретном рабочем месте (где условия труда могут быть отличными), способны оказать неблагоприятное воздействие через производимую продукцию на огромное количество лю­дей, никак не связанных с этим рабочим местом.

Условия труда на рабочих местах формируются задолго до физического появления этих мест (на стадиях проектиро­вания, изготовления средств производства и т. д.).

Абсолютизация и приоритет охраны труда приводят ино­гда к узакониванию парадоксов.

Например, известно; что для пассажиров и водителя транспортного средства, пострадавших в одной катастрофе, согласно существующим положениям' о расследовании несча­стных случаев, наступают различные юридические и матери­альные последствия.

Современный человек живет в мире опасностей — природ­ных, технических, антропогенных, экологических, социальных и др. Эти виды опасностей взаимодействуют между собой, усугубляя последствия. Пример: землетрясение в Армении. Число аварий, пожаров, катастроф не уменьшается. В них гибнет несоизмеримо больше людей, чем в условиях собствен­ного производства.

Вспомните: гибель парохода «Адмирал Нахимов», взрывы на железной дороге в Арзамасе и Свердловске, катастрофа на станции Каменской, па участке дороги Челябинск —Уфа, Чернобыль и многое другое.

Бедствия носят интернациональный характер. 3 декабря
1984 года на заводе «Юнион карбайд» в Бхопале произошла
утечка метилизоцианата. Последствия: 3150 погибли, 20 ты­
сяч стали полными инвалидами, 200 тыс. получили заболе­
вания. ,
20 декабря 1988 г. при столкновении судов в проливе lao-
лас погибли 5 393 человека.

Прошедшее десятилетие принесло человечеству бесчислен­ные бедствия.

По решению 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН с 1991 года начинается десятилетие по уменьшению риска

СТИХИЙНЫХ И ИНЫХ бСДСТВИЙ. l'"LKd

Очевидно, что в интересах общества и отдельного инди­
видуума нужно стремиться к широкой постановке пробчем
безопасности, лишенной ведомственной и профессиональной
ограниченности. •


Такие возможности и открывает БЖД, рассматривая осно­вополагающие закономерности, принципы и методы. БЖД — это теоретические основы безопасности, приложимые к лю­бому виду деятельности. Особое значение БЖД имеет в обра­зовании специалистов. Д. И. Менделеев в своем труде «К по­знанию России» подчеркивал, что решение любой проблемы необходимо начинать с образования, т. е. обучения тех лю­дей, которые призваны решать эту проблему. Это бесспорно, ибо «знание —сила» (Ф. Бэкон). При этом подчеркивается активный характер образования. Так, Г. Спенсер указывал, что «величайшая цель образования — не знание, а действие». Ш. Руставели в поэтической форме высказал эту же мысль: «Если действовать не будешь, ни к чему ума палата».

Благодаря активным действиям членов научно-методиче­ского совета «БЖД», Ленинградскому союзу специалистов по безопасности деятельности человека, организовавшему два семинара-совещания заведующих кафедрами охраны труда, созданы предпосылки для решительного обновления всей си­стемы обучения по БЖД на всех уровнях и стадиях жизне­деятельности.

Краткий конспект лекций по БЖД подготовлен по ини­циативе Ленинградского союза специалистов по безопасности деятельности.

В структурном отношении работа состоит из 4 разделов:

  1. Теоретические основы БЖД.

  2. Природные аспекты БЖД.

  3. БЖД в условиях производства (охрана труда).

  4. БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций.

Первый раздел является общим и наименее разработан­ным, поэтому он изложен более подробно. Информация по остальным разделам достаточно полно изложена в общедо­ступной литературе.

Авторы будут благодарны за замечания и предложения.



» с •«» г. уровень «'• а по отдельным

республикам на 11 — 19%

Показатели сравнительных данны

х о количестве смертей в год на 1 тыс. жителей:
ВВЕДЕНИЕ

Деятельность — необходимое условие существования чело­веческого общества.

Труд — высшая форма деятельности.

По мнению философов, самым адекватным определением человека является Homo agens, т. е. человек действующий.

Определение деятельности приводится в БСЭ. Формы дея­тельности и труда многообразны. Они охватывают практи­ческие, интеллектуальные и духовные процессы, протекаю­щие в быту, общественной, культурной, производственной, на­учной и других сферах жизни.

Модель процесса деятельности в наиболее общем виде можно представить состоящей из двух элементов: человек и среда, имеющих прямые и обратные связи.

Обратные связи обусловлены всеобщим законом реактив­ности материального мира. Система «человек — среда» яв­ляется двухцелевой. Одна цель состоит в достижении опре­деленного эффекта, вторая — в исключении нежелательных последствий.

К нежелательным последствиям относятся: ущерб здоро­вья и жизни человека, пожары, аварии, катастрофы и т. п. Явления, воздействия и другие процессы, вызывающие эти нежелательные последствия, называются опасностями.

Для опасностей характерны следующие признаки: угроза жизни; ущерб здоровью; затруднение функционирования орга­нов человека.

Различают опасности потенциальные (скрытые) и реаль­ные. Чтобы потенциальная опасность реализовалась, нужны условия, которые называют причинами.

Приведем некоторые данные, характеризующие опасности 'и их последствия.

Число стихийных бедствии на Земле возрастает и в 1990 г. увеличилось в два раза по сравнению с 1960 г.

По данным ВОЗ с 1909 по 1974 г. заболеваемость невро­зом в мире возрасла в 24 раза.

В мире насчитывается около 500 млн. инвалидов, каждый пятый стал им в результате несчастного случая.

В СССР ежегодно травмируется около 19 млн., а поги­бает примерно 500 тыс. человек, в том числе в ДТП — 50— 60 тыс., на пожарах ~10 тыс., иа производстве ~14 тыс.

В нашей стране ежегодно около 30 тыс. человек стано­вятся инвалидами труда. 6

от несчастных случаев


-1,5

—•
-0,5




-0,8

%

" 13,6

' 6,25

6,6

Опыт свидетельствует, что любая деятельность потенци­ально опасна. Это утверждение носит аксиоматический харак­тер. В то же время признается, что уровнем опасности (рис­ком) можно управлять. Это утверждение привело к концеп­ции приемлемого риска.

Она основана на понимании недостижимости абсолютной безопасности.

^Безопасность — это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено проявление опасно­стей.

Безопасность — это цель, а БЖД — средства, пути, мето­ды ее достижения.

БЖД — это научная дисциплина, изучающая опасности и защиту от них.

Предметом ее изучения является одна сторона деятель­ности (труда), а именно: опасности с целью защиты от них. БЖД решает три взаимосвязанных задачи:

  1. Идентификация опасностей, т. е. распознавание образа
    с указанием количественных характеристик и координат опас­
    ности.

  2. Защита от опасностей на основе сопоставления-затрат
    и выгод.

  3. Ликвидация возможных (исходя из концепции остаточ­
    ного риска) отрицательных опасностей.

История развития человечества с самых ранних стадий отмечена вниманием к условиям деятельности, в том числе к вопросам защиты здоровья человека.

«Экономические эпохи различаются не тем, что произво­дится, а тем как производится. . .» (К. Маркс, Ф. Энгельс т. VXIII, стр. 191).

Вот некоторые примеры развития науки о безопасности:




Проблемам безопасного развития техносферы посвящены труды акад. В. А. Легасова («Коммунист», 1987, № 6; газета «Правда» от 20 мая 1988 г. и др.).

1~* БЖД как научная дисциплина имеет собственную тео­рию, методологию и методы. В то же время БЖД базирует­ся на достижениях таких дисциплин, как инженерная психо­логия, физиология человека, охрана труда, экология, эрго­номика, экономика и др. Методологической базой БЖД яв­ляется системный анализ.

Безопасность деятельности, пожалуй, одна из. важнейших сторон научных и практических интересов человечества с древних времен до наших дней. Человек всегда стремился обеспечить свою безопасность. С развитием промышленности эта ^задача потребовала специальных знаний. В паше время проблемы безопасности еще больше обострились. Страна и 8

общество несут огромные потери от несчастных случаев по­
жаров, аварий, катастроф. '

Особое значение в вопросах зашиты от опасностей имеет воспитание человека.

Выдающийся русский человек Григорий Винский писал: «Воспитание одно есть отличительная принадлежность чело­века, научение же не совсем чуждо и другим тварям» (Г. С. Винский. Мое время. Записки. СПБ., 1914).

БЖД призвана сыграть важную социальную роль в ста­билизации нашего общества, внести вклад в повышение уров­ня безопасности деятельности народа.

Лучший способ понять как защищаться от опасностей со­стоит в том, чтобы приняться за изучение курса БЖД.

«Каждый человек имеет право на жизнь," на свободу и на личную- неприкосновенность> (статья 3, Всеобщая деклара­ция прав человека). Без знания БЖД невозможно в полной мере воспользоваться этим правом.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЖД 1.1. Основные понятия и определения Опасность

Опасность — центральное понятие БЖД, под которым по­нимаются явления, процессы, объекты, способные в опреде­ленных условиях наносить ущерб здоровью человека непо­средственно или косвенно, т. е. вызывать нежелательные по­следствия. Количество признаков, характеризующих опас­ность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа. Данное определение опасности в БЖД по­глощает существующие стандартные понятия (опасные и-вредные производственные факторы), являясь более объем­ным, учитывающим все формы деятельности. Такие опреде-.ления"приняты в передовых отраслях науки и техники (см., например, книгу Берегового Г. Т. и др. «Безопасность косми­ческих полетов»).

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, хими­чески или биологически активные компоненты, а также ха­рактеристики, несоответствующие условиям жизнедеятель­ности человека.

Таксономия опасностей

Таксономия — наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность^

является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксоиомированис их выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности дея­тельности, позволяет глубже познать природу опасности.

Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана.

Это определяет перспективы творчества ученых и педа­гогов.

Поэтому сейчас представляется целесообразным привести примеры того, что сделано в данном направлении.

По природе происхождения опасности бывают природные, техногенные, антропогенные, экологические, смешанные. Со­гласно официальному стандарту опасности делятся на физи­ческие, химические, биологические, психофизиологические.

По времени проявления отрицательных последствий опас­ности делятся на импульсивные и кумулятивные.

По локализации: связанные с литосферой, гидросферой,, атмосферой, космосом.

По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т. д. . По приносимому ущербу: социальный, технический, эко­логический и т. п.

Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, до­рожно-транспортная, производственная, военная и др.

По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.

По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на активные и пассивные.

К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это — острые (колющие и режущие) неподвижные элементы; неров­ности поверхности, по которой перемещается человек; укло­ны, подъемы; незначительное трение между соприкасающи­мися поверхностями и др.

Различают априорные признаки (предвестники) опасно­сти и апостериорные (следы) признаки опасностей.

Номенклатура опасностей

Номенклатура — перечень названий, терминов, системати­зированных по определенному признаку. В настоящее время представляется возможным представить общую номенклату­ру опасностей в алфавитном порядке, ю

Алкоголь, аномальная температура воздуха, аномальная влажность воздуха, аномальная подвижность воздуха ано­мальное барометрическое давление, арборициды, аномальное освещение, аномальная ионизация воздуха. Бескость BiKvvvr взрыв, взрывчатые вещества, вибрация, вода, вращающиеся части машин, высота. Газы, гербициды, глубина, гиподир мия, гипокинезия, гололед, горячие поверхности Динамит ские перегрузки, дождь, дым, движущиеся предметы Едкие вещества. Заболевания, замкнутый объём. Избыточное дав­ление в сосудах, инфразвук, инфракрасное излучение искры Качка, кинетическая энергия, коррозия. Лазерное излучение^ листопад. Магнитные поля, макроорганизмы, медикаменты' метеориты, микроорганизмы, молнии (грозы), монотонность! Нарушение газового состава воздуха, наводнение, накипь, не­достаточная прочность, неровные поверхности, неправильные действия персонала. Огнеопасные вещества, огонь, оружие (огнестрельное, холодное и т. д.), острые предметы (колю­щие, режущие), отравление, ошибочные действия людей, охла­ждение поверхности. Падение (без установленной причины), пар, перегрузка машин и механизмов, перенапряжение ана­лизаторов, пестициды, повышенная яркость света, пожар, психологическая несовместимость, пульсация светового по­тока, пыль. Рабочая поза, радиация, резонанс. Сенсорная депривация, скорость движения и вращения, скользкая по­верхность, снегопад, солнечная активность, солнце (солнеч­ный удар), сонливость, статические перегрузки, статическое электричество. Тайфуны, ток высокой частоты, туман. Удар­ная волна, ультразвук, ультрафиолетовое излучение, умствен­ное перенапряжение, ураган, ускорение, утомление. Шу Электрическая дуга, электрический ток, электрическое пол-электромагнитное поле, эмоциональный стресс, эмоциональ лая перегрузка, ядовитые вещества и др.

При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных объектов (произ­водств, цехов, рабочих мест, процессов, профессий и т. п.).

Квантификация опасностей

Квантификация—- это введение количественных характе­ристик для оценки сложных, качественно определяемых по­нятий.

Применяются численные, балльные и другие приемы квак-тификацни."

Наиболее распространенной оценкой опасности является риск (см. дальше).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации