Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах - файл n80.htm

приобрести
Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах
скачать (471.4 kb.)
Доступные файлы (79):
n1.db
n2.xml
n4.png3kb.12.03.2004 21:21скачать
n5.gif2kb.12.03.2004 21:21скачать
n6.png11kb.12.03.2004 21:21скачать
n7.gif8kb.12.03.2004 21:21скачать
n8.wmz
n9.gif3kb.12.03.2004 21:21скачать
n10.wmz
n11.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n12.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n13.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n14.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n15.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n16.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n17.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n18.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n19.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n20.png6kb.12.03.2004 21:21скачать
n21.gif4kb.12.03.2004 21:21скачать
n22.png8kb.12.03.2004 21:21скачать
n23.gif5kb.12.03.2004 21:21скачать
n24.gif4kb.12.03.2004 21:21скачать
n25.png15kb.12.03.2004 21:21скачать
n26.gif8kb.12.03.2004 21:21скачать
n27.png7kb.12.03.2004 21:21скачать
n28.gif4kb.12.03.2004 21:21скачать
n29.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n30.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n31.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n32.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n33.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n34.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n35.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n36.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n37.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n38.gif5kb.12.03.2004 21:21скачать
n39.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n40.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n41.png4kb.12.03.2004 21:21скачать
n42.gif3kb.12.03.2004 21:21скачать
n43.png4kb.12.03.2004 21:21скачать
n44.gif2kb.12.03.2004 21:21скачать
n45.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n46.png5kb.12.03.2004 21:21скачать
n47.gif3kb.12.03.2004 21:21скачать
n48.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n49.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n50.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n51.gif2kb.12.03.2004 21:21скачать
n52.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n53.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n54.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n55.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n56.png8kb.12.03.2004 21:21скачать
n57.gif4kb.12.03.2004 21:21скачать
n58.gif5kb.12.03.2004 21:21скачать
n59.gif4kb.12.03.2004 21:21скачать
n60.gif2kb.12.03.2004 21:21скачать
n61.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n62.gif2kb.12.03.2004 21:21скачать
n63.png8kb.12.03.2004 21:21скачать
n64.gif4kb.12.03.2004 21:21скачать
n65.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n66.png9kb.12.03.2004 21:21скачать
n67.gif5kb.12.03.2004 21:21скачать
n68.wmz
n69.gif4kb.12.03.2004 21:21скачать
n70.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n71.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n72.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n73.gif3kb.12.03.2004 21:21скачать
n74.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n75.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n76.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n77.gif1kb.12.03.2004 21:21скачать
n78.gif2kb.12.03.2004 21:21скачать
n79.mso
n80.htm953kb.11.06.2006 01:20скачать

n80.htm

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

 

 

 


С.А. Бартенев

ИСТОРИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ

УЧЕНИЙ

в вопросах и ответах


 

 

 



Предисловие


Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов, изу­чающих курс истории экономических учений. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса. Его цель –  помочь сту­дентам прежде всего систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря форме построения (вопросы и ответы) он дает общую канву изучаемо­го курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, про­следить их внутреннюю связь, уяснить логическую последователь­ность экономических концепций, теорий, школ.

Особого внимания заслуживают Приложения: синхронистические таблицы, схемы, сведения об известных экономистах, библиография. Они помогут составить относительно цельное представление о пред­мете и укажут источники дополнительных сведений.

При работе с учебным пособием следует иметь в виду, что кон­спект, даже самый лучший, ни в коем случае не заменяет творческую, самостоятельную работу, штудирование учебников, изучение перво­источников. Его задача – гораздо скромнее: это лишь вспомогатель­ный инструмент для неленивого и любознательного студента, кото­рый приступил к освоению сокровищницы мировой экономической мысли.

Курс истории экономических учений – один из первых, которые изучают будущие экономисты, финансисты, менеджеры. Он заклады­вает основы экономического образования, профессионального взгляда на явления и процессы, протекающие в реальной жизни. Особенность курса – огромный фактический материал. Конечно, очень важно твердо знать ключевые имена, теории, концепции. Но еще важнее по­нять логику их возникновения и развития, их взаимосвязь.


 

Программа курса «История экономических учений»

1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА


Предмет истории экономических учений.

Чем обусловлен интерес к истории экономической мысли? Цель и задачи курса; его практическое значение. Основные этапы развития экономической теории.

Чем обусловливается наличие различных школ и концепций? Преемственность взглядов и теорий. Связь современных концепций с предшествующими взглядами и разработками. Развитие отечествен­ной экономической мысли.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ


Экономическая мысль как одна из форм представлений о процес­сах общественного развития. Возникновение термина «экономика». Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Экономи­ческие взгляды Аристотеля. Учение о богатстве в натуральной форме и в денежной форме – «хрематистике». Древнеримские мыслители о рациональном ведении хозяйства.

Экономическая мысль средневековья. Фома Аквинский о богатст­ве и «справедливой цене». Взгляды на ссудный процент; оценка рос­товщичества.

Экономические вопросы в Русской Правде.

3. ПЕРВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ:

МЕРКАНТИЛИЗМ, ФИЗИОКРАТЫ


Меркантилизм – первая школа экономической теории. Две стадии развития меркантилизма. Доктрина торгового баланса. Особенности меркантилизма в отдельных странах. Обоснование протекционизма. Т. Мэн. А. Монкретьен.

Меркантилистские взгляды российских авторов. И.Т. Посошков: «Книга о скудости и богатстве».

Экономическая школа физиократов. П. Буагильбер о определяю­щей роли сельского хозяйства. Учение о чистом продукте. Ф. Кенэ: анализ воспроизводства в «Экономической таблице». Физиократы против государственного вмешательства в экономику.

4. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ


Возникновение классической школы. Ее основные особенности. «Политическая арифметика» У. Петти; его экономические взгляды.

Книга А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит об источниках роста богатства, экономических за­конах, роли государства. Учение о разделении труда, обмене, деньгах. Различные трактовки стоимости. А. Смит о капитале и его структуре. Формирование экономической науки как системы.

Д. Рикардо и его экономические взгляды. Книга Д. Рикардо «На­чала политической экономии и налогового обложения». Развитие тру­довой теории стоимости. Проблема распределения доходов. Теория ренты. Динамика заработной платы и прибыли.

Теории внешней торговли А. Смита и Д. Рикардо.

Дж. С. Милль, его вклад в экономическую науку. Вопросы методо­логии. Система законов.

Последователи и оппоненты классической школы. Ж.-Б. Сэй: тео­рия трех факторов производства. Т. Мальтус: «Закон народонаселе­ния».

Значение идей классической школы для современности.

5. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА. ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ


Австрийская школа в политической экономии. Ее представители:  К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. Субъективно-психологическая концепция стоимости и цены товара. Оценка полезности товара. По­лезность благ и поведение потребителей. Е. Бем-Баверк о проценте и капитале. «Закон издержек производства» Ф. Визера.

Законы Г. Госсена. Анализ потребительского спроса.

Формирование маржиналистской теории.

Теория предельных величин как методологическая основа эконо­мического анализа в различных сферах.

6. ФОРМИРОВАНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ. А. МАРШАЛЛ. ДЖ. Б. КЛАРК


А. Маршалл – родоначальник «экономикса». А. Маршалл о взаи­мосвязи спроса и предложения. Теория цены. Теория эластичности спроса. Разграничение краткосрочного и долгосрочного периодов. Проблема внутренней и внешней экономии.

А. Пигу: «Экономическая теория благосостояния».

Теория предельной производительности труда и капитала Дж. Б. Кларка. Концепция статики и динамики. Становление факторного анализа.

7. ЛОЗАННСКАЯ ШКОЛА. КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ


Л. Вальрас: модель общего экономического равновесия. Условия равновесия. Взаимосвязь рынков. Рынок факторов производства (производительных услуг) и рынок потребительских продуктов.

Критерий эффективности производства по В. Парето (оптимум Парето). Распределение населения по величине получаемого дохода.

8. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА. ВЗГЛЯДЫ МОЛОДОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ


Нетрадиционные направления в экономической науке. Ф. Лист: наука о национальном хозяйстве. Обоснование государственного про­текционизма.

Влияние на экономику морали, права, обычаев, политики.

Молодая историческая школа, ее представители: Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер. Обоснование роли государственно-правового ре­гулирования. Регулирование условий труда, пенсионного обеспечения.

М. Вебер: «Протестантская этика и дух капитализма».

9. АМЕРИКАНСКИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ


Основоположник институционализма Т. Веблен. Работа Т. Веблена «Теория праздного класса». Институционализм: предмет исследо­вания, методология. Дж. Коммонс и его взгляды. У. Митчелл о теории циклов.

Критика неоклассиков. Влияние институционализма на развитие экономической науки.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации