Международно-правовое регулирование туристических услуг - файл n1.doc

приобрести
Международно-правовое регулирование туристических услуг
скачать (292.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc293kb.23.08.2012 19:37скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2
Международно-правовое регулирование туристических услуг: Учебное пособие // Авторский коллектив Allpravo.Ru – 2006.
Глава 1. Понятие туризма и туристических услуг

Международный туризм и туристические услуги с 20-х гг. 20 века становятся объектом международного регулирования. Еще Лига наций и первая международный съезд туристских организаций (1925г.) обращают свое внимание на определение туризма, туриста, а также смежных понятий.

Период времени между 1937 и 1990 годами характеризовался разработкой определений и классификаций для международного туризма.

В 1937 году Совет Лиги Наций рекомендовал определение термина «международный туризм». Оно было незначительно изменено Международным союзом официальных туристских организаций (МСОТО) на его заседании, проходившем в 1950 году в Дублине. И, фактически, без изменений перешло в новейшие международные акты.

Обратимся к современному понятию туризма в международных актах и юридической литературе.

В Манильской декларации по мировому туризму 1980г.[1] туризм определяется как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений.

В Гаагской декларации 1989г.[2] отмечается, что «туризм стал явлением, которое вошло в наши дни в повседневную жизнь сотен миллионов людей и:

а) включает все свободные перемещения людей от их места проживания и работы, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений;

б) представляет собой вид деятельности, имеющей важнейшее значение для жизни людей и современных обществ, превратившись в важную форму использования свободного времени отдельных лиц и основное средство межличностных связей и политических, экономических и культурных контактов, ставших необходимыми в результате интернационализации всех секторов жизни наций;

в) должен быть заботой каждого. Он является одновременно следствием и решающим фактором качества жизни в современном обществе. Поэтому парламентам и правительствам следует уделять все более активное внимание туризму с целью обеспечения его развития в гармоничном соответствии с обеспечением других основных потребностей и видов деятельности общества».

Туризм, по определению Международной академии туризма (Монте-Карло, Монако), представляет общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью вместе временного пребывания[3].

В юридической литературе международный туризм определяется следующим образом – это поездки с туристическими целями за пределы страны постоянного жительства. Это система путешествий, осуществляемая на основе международных договоров с учетом действующих международных обычаев[4].

Следует акцентировать внимание на различии дефиниций «международный туризм», «иностранный туризм» и «зарубежный туризм». Международный туризм – легальная дефиниция, поэтому нет правовых оснований для существования терминов «зарубежный туризм» и «иностранный туризм». Нет оснований и для вывода о том, что понятие «международный туризм» поглощает термины «иностранный туризм» и «зарубежный туризм». Данные понятия являются скорее экономическими категориями, и более храктерны для советского периода государства и права.

Вернемся к рассмотрению категории «международный туризм».

В настоящее время, наиболее распространенным понятием "международного туризма", получившим легализацию в правовых системах различных стран мира, является определение, сформулированное в 1993 году Статистической комиссией ООН для целей статистики туризма (Концепции, определения и классификации для статистики туризма), а также Рекомендации по статистике туризма Всемирной туристской организации. Согласно данным документам туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями.

Туризм представляет собой деятельность лиц, путешествующих или пребывающих в местах за пределами своего обычного проживания непрерывно в течение не более одного года в целях досуга либо в деловых и иных целях, не связанная с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания[5].

Таким образом, определение туризма базируется на следующих признаках:

- туризм есть результат передвижения людей;

- туризм всегда включает два элемента: путешествие в пункт назначения и остановку там;

- путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;

- путешествие – являет собой временное движение туриста по туристскому маршруту.

К специальным принципам международного туризма можно отнести такие, как:

- свобода передвижения и свобода выбора местожительства в пределах каждого государства (ст. 13 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.);

- свобода передвижения и отсутствие дискриминации (ст. 1 Хартии туризма 1985 г.)

- уважение государственного суверенитета и др.

Подойдем к легальному определению туризма с другой стороны. Зачастую в литературе говорят о туристских услугах, и даже определяют международный туризм как - совокупность экспорта и импорта туристических услуг. Возникает логичный вопрос: является туризм (продукты туризма) услугой или товаром с точки зрения норм международного права? Для ответа на данный вопрос обратимся к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) (Марракеш, 15 апреля 1994 г.)[6].

Согласно подп. (b) п.3 ст.1 «услуги» включают любой вид услуг в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при исполнении функций правительственной власти.

В юридической литературе отмечается, что услуга представляет собой не вещь, не материальный предмет, но некую, весьма разнообразную по характеру деятельность, работу. Дать точное определение понятия услуги не просто. Услугу определяют иногда как разновидность товара, для которого момент производства и момент потребления совпадают во времени, или в качестве работы, сделанной для других, результатом которой не являются осязаемые вещи или товары. Услуги называют иногда - "невидимыми статьями торговли"[7].

По предмету регулирования (ratione materiae) компетенция ГАТС распространяется на все виды услуг. Все огромное многообразие видов услуг можно, свести к пяти их основным видам: услуги, связанные с движением товаров и лиц, операции, касающиеся трудовых доходов и капитала, услуги по страхованию, банковские и финансовые услуги, а также услуги по телекоммуникациям и информационные услуги.

По своему содержанию международный туризм – часть внешней торговли, т.к. услуги предоставляемые туристу в форме транспорта, размещения в гостиницах, питания и т.д., носят характер товара, и как всякий другой вид товара, он является предметом купли-продажи на мировом рынке. Международный туризм – есть особый вид потребления материальных и культурных благ, услуг и товаров временными посетителями данной страны с оплатой их в иностранной валюте, то есть представляет собой экспорт товаров и услуг, осуществляемый в пределах страны. Поэтому международный туризм именуют также «невидимым экспортом».

По поручению ВТО в 1994 г. ГАТТ вместе с Конференцией ООН по торговле и развитию составил отчет "Туристские услуги и GATS", в котором туристские услуги определены как продукт или продукция деятельности прибыльных и неприбыльных экономических единиц, предназначенные для конечных или промежуточных потребителей. В отличие от других видов деятельности туризм представляет не один специфический вид услуг, а их ассортимент, и его деятельность нацелена на конечных потребителей[8].

Все виды потребляемых туристами продуктов (услуг) можно классифицировать следующим образом[9]:

A. Гостиницы и рестораны (включая обеспечение питанием)

B. Услуги бюро путешествий и туристических агентств

C. Услуги экскурсионных бюро

D. Прочие

В документах о статистике туризма приводится следующий перечень типичных туристских продуктов[10]:

1). Услуги по размещению

- Услуги гостиниц и прочих средств размещения

- Услуги вторых домов за собственный счет или бесплатно

2). Услуги предприятий общественного питания

3). Услуги пассажирского транспорта

- Междугородные перевозки железнодорожным транспортом

- Перевозки дорожным транспортом

- Перевозки водным транспортом

- Перевозки воздушным транспортом

- Вспомогательные услуги, относящиеся к пассажирскому транспорту

- Сдача в аренду пассажирского транспортного оборудования

- Техническое обслуживание и текущий ремонт пассажирского транспортного оборудования

4). Услуги туристических агентств, туроператоров и экскурсоводов

- Услуги туристических агентств

- Услуги туроператоров

- Информационное обеспечение туристов и услуги экскурсоводов

5). Услуги в области культуры

- Исполнительское искусство

- Деятельность музеев и прочие услуги в области культуры

6). Рекреационные услуги и прочие услуги в области развлечений

- Спортивная деятельность и услуги в области любительского спорта

- Прочие услуги в области развлечений и отдыха

7). Различные туристские услуги

- Финансовые услуги и страхование

- Прочие услуги по сдаче в аренду товаров

- Прочие туристские услуги

Вернемся к рассмотрению категории туризма и его составляющих элементов.

Поскольку туризм определяется как деятельность «лиц», первый шаг состоит в четком определении того, кто является этими лицами, так как они — центральный объект изучения туризма.

Перейдем к рассмотрению дефиниции «турист».

Комитет экспертов Лиги Наций еще в 1937г. принял рекомендацию, согласно которой туристом можно считать всякого, кто находится не менее 24 часов в стране, в которой он не живет.

В Конвенции о таможенных льготах для туристов 1954г. сформулировано общее понятие "турист". Согласно ст.1 Конвенции о таможенных льготах для туристов[11], туристом признается любое лицо независимо от его расы, пола, языка и религии, которое вступает на территорию какого-либо государства, кроме того государства, в котором это лицо обычно проживает, и остается там не менее 24 часов и не более шести месяцев в течение любого двенадцатимесячного периода, с дозволенной целью, кроме цели иммигрировать, как-то: с целью туризма, развлечения, спорта, или лечения, или по семейным обстоятельствам, или для учения, религиозного паломничества, или с деловыми целями.

Международный союз официальных туристических организаций (МСОТО) в 1959 году принял рекомендацию, позволяющую отличать от туристических поездки со следующими целями:

- государственная служба (визиты государственных деятелей, парламентские, правительственные делегации, дипломатические, торговые миссии и т.п.);

- научные экспедиции (географические, экономические, арктические, антарктические и др.).

На 1-й Генеральной конференции ООН по туризму и путешествиям, состоявшейся в Риме в 1963 г.[12], было выработано определение: "иностранный турист" - это "временный посетитель", то есть любое лицо, посещающее другую страну, выехав из страны, в которой он обычно постоянно проживает, с любой целью, кроме осуществления профессиональной деятельности, оплачиваемой в посещаемой стане. К иностранным туристам относятся все временные посетители, прибывшие в данную страну не менее чем на 24 часа, но не более чем на год, на отдых, лечение, с учебными, религиозными или спортивными целями, а также в командировку, для участия в конференциях, с деловыми целями или по семейным обстоятельствам.

Также в ходе Римской дипломатической конференции ООН по туризму и международным путешествиям, было сформулировано понятие «экскурсант». Экскурсантами считаются временные посетители, прибывшие в посещаемую страну менее чем на 24 часа (включая круизных туристов).

Как видно из рассмотренных понятий, определяющими элементами в их содержании являются такие категории как: «лица, которые осуществляют путешествие или пребывание», «обычная среда», «цели путешествия (поездки)». Данные понятия были предметом рассмотрения на Оттавской международной конференции, проходившей 24-28 июня 1991 года, результаты которой были утверждены Статистической комиссией Организации Объединенных Наций на ее двадцать седьмой сессии в 1993 году, в частности, были утверждены такие дефиниции как «лица, которые осуществляют путешествие или пребывание», «обычная среда», «цели путешествия (поездки)»

Рассмотрим основные составляющие понятия «турист».

а) лица, которые осуществляют путешествие или пребывание

Все категории (типы) физических лиц (путешественников), занимающихся туризмом, определяются как посетители. В этой связи термин «посетитель» представляет собой основу всей статистики туризма. Под «посетителем» понимается «любое лицо, которое путешествует в какое-либо место, находящееся за пределами его обычной среды, на срок, не превышающий 12 месяцев; и главной целью поездки которого не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте (Рекомендации по статистике туризма, ч.1, п.20).

Под туристами (ночующими посетителями) понимаются посетители, которые осуществляют, по меньшей мере, одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения в посещаемой стране (месте временного пребывания)».

Существует три основополагающих критерия, которые представляются достаточными для того, чтобы отличать посетителей от прочих путешественников:

- поездка должна осуществляться в место, находящееся за пределами обычной среды, что исключает регулярные поездки между местом работы или учебы и местом, в котором оно постоянно проживает;

- пребывание в посещаемом месте должно длиться менее 12 месяцев подряд, после чего посетитель становится жителем данного места (с точки зрения статистики туризма);

- главной целью поездки не должно быть занятие деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте, что исключает миграционные передвижения с целью работы.

Посетители делятся на две основные категории:

- международные посетители, страной проживания которых не является посещаемая страна; в число таких международных посетителей также входят граждане данной страны, постоянно проживающие за рубежом, которые могут составлять важный сегмент рынка, обладающий особыми характеристиками;

- внутренние посетители, страной проживания которых является посещаемая страна; они могут быть гражданами этой страны или иностранцами.

Следует отметить, что, поскольку местожительство посетителя может отличаться от его обычной среды, не все международные путешественники обязательно должны пересекать географическую границу страны в этом качестве, с тем, чтобы считаться посетителями. Это относится к военнослужащим, находящимся на действительной службе и приписанным к базе в стране, не являющейся их местожительством, а также к дипломатам и сопровождающим их лицам (СНС 1993 года, п.14.19). Посольство или консульство страны считается физическим и юридическим продолжением этой страны независимо от того, где оно находится. Следовательно, когда дипломат, его семья или персонал переезжает в то или иное место в пределах страны аккредитации, он считается международным посетителем в данном случае, а не когда прибывает в принимающую страну.

б) обычная среда

Как отметила Статистическая комиссия ООН трудно дать четкое определение обычной среды, необходимое для проведения различий между посетителями и всеми другими лицами, временно пребывающими в том или ином месте.

В целом обычная среда соответствует географическим границам, в которых лицо проживает в обычной жизни. Обычная среда включает в себя определенный район вокруг места жительства плюс все места, регулярно посещаемые лицом. Основной целью использования понятия «обычная среда» является исключение из категории «посетитель» лиц, путешествующих каждый день или каждую неделю между своим домом и местом работы и учебы, или другими часто посещаемыми местами.

Понятие обычное место жительства является одним из ключевых критериев для определения, является ли пребывающее в какую-либо страну (место) лицо посетителем или «прочим путешественником»; и если это лицо является посетителем, то является ли оно жителем данной или другой страны.

Обычная среда определяется двумя показателями:

- частота: места, которые лицо часто посещает (в обычных условиях), считаются частью его обычной среды, даже если такие места расположены на значительном расстоянии от его местожительства;

- расстояние: места, расположенные поблизости от местожительства лица, также являются частью его обычной среды, даже если фактически они редко посещаются.

Основополагающим принципом при классификации международных посетителей в зависимости от места происхождения является страна места жительства, а не их гражданство.

С точки зрения международного туризма лицо считается жителем какой-либо страны, если данное лицо:

- прожило в данной стране 12 месяцев и более;

- или прожило в этой стране менее продолжительный срок и намерено возвратиться в эту страну в ближайшие 12 месяцев для проживания.

Исключением являются дипломаты, консульские военнослужащие, а также их иждивенцы и домашняя прислуга, которая служит за границей, проживая при этом в соответствующей стране в отдельном районе для иностранцев. Лицо не считается посетителем, если путешествует из своей страны постоянного места жительства к месту службы и наоборот. Такой подход также согласуется с рекомендациями ООН по международной миграции.

Аналогично вышесказанному определению, с точки зрения внутреннего туризма, лицо считается жителем какого-либо места, если оно:

- прожило в данном месте 12 месяцев и более;

- или прожило в данном месте менее продолжительный срок и намерено возвратиться в это место в ближайшие 12 месяцев для проживания.

Гражданство путешественника определяется по стране, выдавшей паспорт (или иной документ, удостоверяющий его личность) даже если оно обычно проживает в другой стране». Гражданство указывается в паспорте соответствующего лица (или в ином документе, удостоверяющем личность), в то время как в страну обычного местожительства необходимо определять путем опроса. Тем не менее, путешественник считается международным посетителем в соответствии с его местом жительства, а не его гражданством.

Таким образом, понятие обычной среды является экономическим понятием и практически не относится к правовым условиям: иностранцы, незаконно проживающие в стране, тем не менее, имеют свою обычную среду в пределах ее границ. С другой стороны, юридическое право на проживание в данном месте не означает, что именно это место будет обычной средой для того или иного лица.

На основе рассмотренных концепций были сформулированы некоторые относящиеся к туризму правила. К таким правилам относятся следующие:

- регулярные поездки на работу согласно определению Организации Объединенных Наций/ВТО являются поездками, но не рассматриваются как туристская деятельность (Рекомендации по статистике туризма, ч.1п.22);

- если то или иное лицо покидает свое местожительство с намерением перенести местожительство в новое место, его не следует рассматривать как посетителя в этом новом месте, даже если оно проживает здесь менее года. Такое новое место становится частью его новой обычной среды;

- если то или иное лицо присутствует в каком-либо месте более года, это место считается частью его обычной среды. Таким образом, это лицо не может считаться посетителем в данном месте, хотя оно может и не являться здесь резидентом в экономическом или юридическом смысле.

Заметим, что в рамках концепции «обычной среды» выработаны понятие «домохозяйство» и «второй дом» - понятие уточняющие применение обычной среды в конкретных случаях. «Второй дом» - является обычной средой. Чтобы считаться вторым домом, такое жилище должно иметь одну или более из следующих характеристик:

- оно является обычной средой для одного или нескольких членов домохозяйства, но не основным местом проживания домохозяйства;

оно является домом для отдыха,- то есть посещается одним или несколькими членами домохозяйства с целью отдыха, во время отпуска или с целью выполнения деятельности, не связанной с оплачиваемой деятельностью в данном месте;

- оно посещается время от времени одним или несколькими членами домохозяйства в рабочих целях.

Не решенным остается вопрос, можно ли посещение второго дома тем или иным членом домохозяйства рассматривать как туристскую деятельность. По определению, любой член домохозяйства, который посещает второй дом, не являющийся частью его обычной среды, считается посетителем в этом втором доме. Это относится к случаям, когда второй дом посещается в целях отдыха или проведения отпуска, если второй дом не является местом работы этого лица, если он не является местом, из которого лицо регулярно ездит на работу, или если причина посещения не связана с выполнением какого-либо вида деятельности, перечисленного как не подпадающего под определение второго дома.

в) продолжительность пребывания

Чтобы посетитель мог рассматриваться как участник туристской деятельности в том или ином месте, продолжительность его непрерывного пребывания в этом месте не должна превышать одного года подряд. Как говорилось выше, если посетитель находится в том или ином месте в течение более одного года, то такое место становится частью его новой обычной среды и он более не рассматривается как посетитель в данном месте. С другой стороны, те лица, которые посещают краткосрочные учебные курсы или совершают кратковременную поездку (например, летние учебные курсы, летние лагеря, кратковременное медицинское лечение), считаются посетителями в данном месте пребывания.

Как уже отмечалось, по продолжительности пребывания существуют две группы посетителей: туристы, которые проводят сутки или более в посещаемом месте; и однодневные посетители, которые проводят в данном месте менее суток.

Особую категорию посетителей составляют транзитные посетители, которые могут быть как иностранными, так и внутренними и как однодневными посетителями, так и туристами. Транзитные посетители не возвращаются незамедлительно на родину, а останавливаются в конкретном месте или в соответствующей стране по пути в другое место назначения. В эту группу входят посетители, которые официально являются транзитными пассажирами в стране, оставаясь в транзитной зоне, так что фактически они не въезжают в страну с точки зрения таможенной администрации (обычно эта ситуация характерна для пассажиров, прибывающих воздушным транспортом), а также посетители, которые пересекают то или иное место или территорию страны, направляясь в другое место назначения (в большинстве случаев автомобильным или железнодорожным транспортом).

г) цели путешествия (поездки)

Обычно к туристам относят лиц, которые путешествуют в свободное время, во время отпуска или каникул. Вместе с тем, определения посетителей и туристов гораздо шире и включают всех лиц, которые путешествуют или посещают то или иное место в целях, не связанных «с занятием деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте» (Рекомендации по статистике туризма, ч.1 п.20).

Как следствие, путешествующий предприниматель или коммерсант может считаться или не считаться туристом в зависимости от того, в каком месте оплачивается его работа и как он осуществляет свою деятельность.

Цели путешествия (поездки) классифицируются по следующим категориям, в каждую из которых включены следующие виды деятельности:

досуг, рекреация и отдых:

-осмотр достопримечательностей, посещение магазинов, спортивных и культурных мероприятий;

- участие в рекреационных и культурных мероприятиях;

- занятие непрофессиональным спортом, пешие походы и альпинизм;

- использование пляжей, круизы, отдых и рекреация для военнослужащих, летние лагеря и т.д.;

посещение знакомых и родственников:

- поездки к родственникам или знакомым;

- отпуск на родину;

- присутствие на похоронах;

- уход за инвалидами;

деловые и профессиональные цели:

- установка оборудования;

- инспектирование, закупки;

- сбыт иностранным предприятиям;

- участие в работе заседаний, конференций и конгрессов, торговых ярмарок и выставок; поощрительные поездки для работников предприятий;

- выступления с лекциями и концертами;

- подготовка программ туристских поездок;

- заключение договоров на размещение и транспорт;

- работа в качестве гидов и на других должностях в сфере туризма;

- участие в профессиональных спортивных мероприятиях;

- правительственные командировки, включая дипломатов, военнослужащих или сотрудников международных организаций, за исключением случаев постоянной работы в посещаемой стране;

- платное обучение, образование и исследовательская деятельность, научные отпуска;

- языковые, профессиональные или другие специальные курсы, связанные с работой или профессией посетителя и имеющие соответствующее обеспечение;

лечение:

поездки оздоровительного характера, пребывание на лечебных водах, курортах и прочие виды лечения и оздоровления;

религия/паломничество:

участие в религиозных мероприятиях, паломничество;

прочие цели:

экипажи пассажирских воздушных и водных судов, транзитные поездки и др.

В случае, если путешественник совершает поездку с несколькими целями, то в этом случае основное значение имеет главная цель, в отсутствие которой данная поездка не состоялась бы (все иные цели носят сопутствующий характер).

Отдельно остановимся на подтверждении статуса туриста (путешественника).

Международной конвенцией ООН о контракте на путешествие 1970 года[13] (ст.1) определяется правовой статус путешественника, который предоставляется любому лицу, заключившему с организатором путешествия контракт на путешествие и оплатившего его стоимость.

Международной конвенцией ООН о контракте на путешествия определяется правовой статус (или международный стандарт) «контракта на путешествия», «контракта на организацию путешествия» и «посреднического контракта на продажу путешествия» (ст.1.1). Конвенцией определены функции организатора путешествия, посредника на продажу путешествия и самого путешественника — любого лица, которое примет на себя обязательства, закрепленные в контракте на путешествие (ст.1.6).

Основные международные документы и конвенции, а также серия межправительственных договоров, заключенных государствами в области туризма, такие как Соглашение между Правительством Федеративной Республики Бразилии и Правительством Республики Колумбии, Соглашение по туристическому сотрудничеству между Правительствами Французской Республики и Республики Ирак, Соглашение между Бразилией и Соединенными Штатами Мексики, относящееся к сотрудничеству в области туризма, Договор между Соединенными Штатами Америки и Мексикой в области туризма, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области туризма и др., сформулировали основы правового статуса временного посетителя, который распространяется на туриста, путешественника и экскурсанта. Общим квалификационным положением правового статуса временного посетителя является заключение договора (контракта) на услуги туристической программы (тура) или путешествия и оплату стоимости контракта или тура.

Отсюда правовой статус туриста, путешественника и экскурсанта определяется международными многосторонними договорами (конвенциями) и договорами (соглашениями), заключенными государствами между собой, и получает международно-правовой статус.

В юридическом смысле выделяется категория «иностранный турист», который не является «иностранцем». Это гость, временный посетитель, к тому же весьма желанный, поскольку он расплачивается валютой за невалютное обслуживание. В силу этого совокупность прав и обязанностей иностранного туриста заслуживает быть выделенной в самостоятельный «статус международного туриста». Такой статус с развитием институтов, регулирующих международные туристические связи, определяется признанием международными туристическими конвенциями, заключенными в рамках ООН, и многочисленными двусторонними межгосударственными соглашениями по вопросам туристского обмена[14].

Важно заметить, что турист обладает статусом потребителя. Как закреплено в Директиве Совета Европейского экономического сообщества «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих всё» от 13 июня 1990 г. № 90 / 314 /EEC[15]. Согласно п.1 Директивы "услуги, включающие все" - предварительно намеченное сочетание не менее чем двух ниже перечисленных элементов, продаваемых или предлагаемых для продажи по глобальной цене, если период оказания услуг превышает 24 часа или включает ночь:

а) транспортные услуги;

б) услуги проживания;

в) другие услуги в секторе туризма, не относящиеся к транспорту или к проживанию, составляющие значительную часть "услуг, включающих все".

Потребителем – является лицо, которое покупает или обязуется купить "услуги, включающие все" (основная договаривающаяся сторона), или любое другое лицо, за счет которого основная договаривающаяся сторона обязуется купить "услуги, включающие все" (прочие бенефициары или выгодоприобретатели), или же любое лицо, которому основная договаривающаяся сторона или один из прочих выгодоприобретателей передает право на получение "услуг, включающих все" (цессионарий или правопреемник) (п.4 Директивы).

Признание туриста потребителем направленно на формирование полноценного правового статуса туриста.

Права туриста (временного посетителя) провозглашаются в Глобальном этическом кодексе туризма[16] (ст.8). Их можно представить в виде следующих правомочий:

- иметь возможность доступа в зоны транзита и пребывания, а также на туристские и культурные объекты, не подвергаясь чрезмерным формальностям или дискриминации;

- иметь доступ ко всем имеющимся формам внутренних и внешних коммуникаций;

- иметь оперативный и беспрепятственный доступ к местному административному, юридическому и медицинскому обслуживанию;

- иметь возможность свободно обращаться к консульским властям стран своего происхождения;

- иметь возможность приобретать, в соответствии с экономическим положением страны, из которой они выезжают, суммы в свободно конвертируемой валюте, необходимые для их поездок;

Туристы и посетители должны пользоваться теми же правами, что и граждане посещаемой страны в плане конфиденциальности относящихся к ним личных данных и сведений, особенно, что касается данных, хранящихся электронным способом. Административные формальности пересечения границ, которые введены государствами или вытекают из международных соглашений, как например, визовые, санитарные и таможенные формальности, должны по мере возможности адаптироваться таким образом, чтобы способствовать свободе путешествий и доступу максимального числа людей к международному туризму; следует поощрять соглашения между группами стран, направленные на гармонизацию и упрощение этих формальностей; следует постепенно отменять или корректировать специальные налоги и сборы, обременяющие туристскую индустрию и наносящие ущерб ее конкурентоспособности.

В Директиве Совета ЕЕС № 90/314/ЕЕС «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все» употребляются термины «организатор» и «продавец».

Организатор — лицо, которое регулярно организует «услуги, включающие все» и продает их или предлагает для продажи непосредственно само или через посредство продавца. Продавец — лицо, которое продает или предлагает для продажи «услуги, включающие все», предложенные организатором. Подобные определения содержатся в Международной конвенции по контракту на путешествие.

Глобальный этический кодекс туризма оперирует понятием «профессионалы туризма», декларирует обязанности профессиональных участников туристской деятельности. В частности, профессионалы сферы туризма обязаны предоставлять туристам объективные правдивые сведения о местах назначения и об условиях поездки, приема и пребывания; они должны обеспечивать ясность положений договоров, предлагаемых их клиентам, как в плане характера, цены и качества услуг, которые они обязуются предоставить, так и в плане финансовых обязательств в случае одностороннего нарушения договорных обязательств с их стороны. Профессионалы сферы туризма, в той степени, в которой это от них зависит, совместно с государственными властями должны заботиться о безопасности, предотвращении несчастных случаев, охране здоровья и гигиене питания для лиц, обращающихся за их услугами; они должны обеспечивать надлежащие системы страхования и помощи; брать обязательство отчитываться в соответствии с условиями, предусмотренными в их национальном законодательстве, и предоставлять справедливую компенсацию при невыполнении своих договорных обязательств (п.2 ст.7 Глобального этического кодекса).



[1] Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980 г. Принята Всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года // Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечение туризма "Изд-во Михайлова". – 2005.

[2] Межпарламентская конференция по туризму Гаагская декларация по туризму от 14 апреля 1989 г.

[3] Международное право: учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М.: Международные отношения, 2005. – с.776.

[4] Барчукова Н.С. Международное сотрудничество государств в области туризма. – М.: Международные отношения. – 1986. – с.7.

[5] Определение Статистической комиссии ЭКОСОС (TSG/18 от 13 октября 2000 г.)

[6] Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // Всемирная торговая организация: документы и комментарии" / Под ред. С.А.Смирнова. - М., 2001.

[7] Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2004. – с.211.

[8] Карро Д Жюйар П. Международное экономическое право. – М. Международные отношения. – 2002.

[9] Руководство по статистике международной торговли услугами. Приложение VI. ПЕРЕЧЕНЬ КЛАССИФИЦИРОВАННЫХ УСЛУГ ПО СЕКТОРАМ (GNS/W/120). – 2004.

[10] Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа. Евростат. 2002.- с.39.

[11] Конвенция о таможенных льготах для туристов (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Выпуск XXI. - с.259.

[12] Конференция ООН по международному туризму и путешествиям. Развитие туризма (общая резолюция). Рим, Италия, 21 августа - 5 сентября 1963г. // Международный туризм: правовые акты. – М.: Финансы и статистика, 2000. – С. 175-179.

[13] Международная конвенция по контракту на путешествия от 22 октября 1970. Принята 22 октября 1970 года на Генеральной ассамблее ФУААВ и 13 ноября 1970 года на Совете МГА.

[14] Международное право: учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М.: Международные отношения, 2005. – с.778.

[15] Директива Совета Европейского экономического сообщества «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих всё» от 13 июня 1990 г. № 90 / 314 /EEC // Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечение туризма "Изд-во Михайлова". – 2005.

[16] Глобальный этический кодекс туризма. Принят резолюцией генеральной ассамблеи ВТО на 13 сессии. г.Сантьяго (Чили), 27 сентября - 1 октября 1999 года // www.world-tourism.org/ruso/pdf/GA13_resolutions.pdf


2.1 Специализированные организации по туризму

Международно-правовое регулирование туризма и туристических услуг основывается на международных договорах и международных обычаях, а также актах специализированных международных организаций.

Можно выделить следующие многосторонние международные договора:

- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года;

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года;

- Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года;

- Варшавская конвенция о воздушном транспорте от 12 октября 1929 года;

- Чикагская международная конвенция о гражданской авиации от 7 декабря 1944 года, а также принятые в связи с ней Токийская, Гаагская и Монреальская конвенции;

- Конвенция о таможенных льготах для туризма от 4 июля 1954 года и соответствующий, Протокол к ней (Дополнительный протокол к Конвенции о таможенных льготах для туристов, касающийся ввоза относящихся к туризму осведомительных документов и материалов (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.));

- Конвенция о защите мирового культурного и природного наследия от 23 ноября 1972 года;

- Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. Подписан в Хельсинки 1 августа 1975 г.;

- Конвенция о правах ребенка от 26 января 1990 года;

- Генеральное соглашение по торговле и услугам от 15 апреля 1994 года;

- Конвенция по биологическому разнообразию от 6 января 1995 года;

- Конвенции и рекомендации, принятые Международной организацией труда в области коллективных договоров, запрещения принудительного и детского труда, защиты прав коренных народов, равноправия и недопущения дискриминации на рабочих местах.

Следующий источник международного туристского права – это международные двухсторонние договора. С участием Российской Федерации в настоящее время действует более 40 межправительственных двусторонних соглашений о сотрудничестве в области туризма, в том числе с Италией, Болгарией, Францией, Кипром, Австрией, Испанией, Китаем, Кубой, Тунисом, Коста-Рикой, Бразилией, Таиландом.

Широкое развитие туристских связей обусловило объективную необходимость создания специализированных международных организаций. Исследователи выделяют следующие причины создание специализированных организаций[1]:

Во-первых, бурный рост туризма, сложность складывающихся отношений, многостороннее влияние, оказываемое туризмом на международные отношения.

Во-вторых, развитие международного туризма государства находится на разных уровнях, а поэтому имеющиеся там национальные органы по туризму обладают весьма неодинаковым объемом прав и полномочий. Так, в одних странах – это министерства и ведомства, то есть, государственные органы, в других странах – неправительственные некоммерческие организации. Наконец, в государствах мира нет единых однородных национальных органов, ведающих вопросами туризма.

Итак, в настоящее время одной из, пожалуй, самых эффективных форм координации усилий государств по развитию сотрудничества в сфере туризма является деятельность международных туристских организаций.

В юридической литературе такие организации подразделяют на два основных вида:

- всемирные организации;

- региональные организации.

К всемирным организациям относятся Организация Объединенных Наций (ООН) и Всемирная туристская организация (ВТО).

ООН была создана в 1945г. и функционирует на основании Устава ООН, принятого в том же году странами – участницами Сан-Францисской конференции. Помимо выполнения многих функций эта крупнейшая международная организация является координатором деятельности государств и национальных туристских администраций в области туризма и международных путешествий.

Именно в рамках ООН были разработаны и приняты основные международные конвенции по вопросам правового регулирования международного туризма. ООН явилась организатором ряда международных семинаров и коллоквиумов по вопросам подготовки кадров специалистов для туризма, разработки методики статистического учета в области международного туризма.

Одной из эффективных форм такой координации деятельности является проведение международных конференций и совещаний, на которых обсуждаются и принимаются документы, содержащие различные рекомендации по международному сотрудничеству в сфере туризма. Принятые ООН резолюции включают в себя вопросы по:

- упрощению туристских формальностей;

- правовому регулированию положения иностранных туристов;

- обеспечению безопасности туристов и их имущества;

- техническому сотрудничеству в области международного туризма, а также по ряду других аспектов межгосударственного сотрудничества в сфере туризма.

Одной из последних актов ООН – является Декларация «Использование туризма для достижения Целей развития тысячелетия», принятая в сентябре 2005 года в Нью-Йорке в рамках Генеральной ассамблеи ООН и призывающей к дальнейшей поддержке программы ST-EP (Устойчивый туризм в целях искоренения нищеты).

Вопросы международно-правового механизма координации деятельности государств в области туризма, его организационной структуры находят постоянное отражение в документах сессий Генеральной Ассамблеи ООН. Важным аспектом поддержания мира является постоянное, детальное развитие норм и принципов современного международного права в соответствии с меняющимися условиями международных отношений.

Большую роль в правовом регулировании международного туризма играет Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), который явился инициатором созыва в рамках ООН специализированных международных дипломатических конференций по вопросам развития туризма. Именно по инициативе ЭКОСОС созваны Конференция ООН по таможенным формальностям (1954г.), Конференция ООН по туризму и путешествиям в Риме (1963 г.).

Правовым регулированием мирового туризма, а также изучением национального законодательства государств по данному вопросу в ООН занимаются не только ее главные органы, но и вспомогательные, в первую очередь экономические комиссии ООН, осуществляющие работу по проблемам развития регионального туризма.

В рамках ЭКОСОС необходимо выделить Статистическую комиссию. В сферу ее деятельности наряду с разработкой стандартных определений и классификаций статистики туризма входит также принятие резолюций по вопросам стандартизации определений и терминологии (в частности, терминов «временный посетитель», «турист», «экскурсант»), унификации классификаций, выработки единой методологии статистики туризма и т. д. Статистической комиссией ЭКОСОС был разработан и принят проект руководящих принципов по статистике международного туризма.

Следующий орган - Европейская экономическая комиссия (ЕЭК). В разветвленной системе разнообразных комитетов и других вспомогательных органов ЕЭК обсуждаются конкретные вопросы туристской деятельности, в том числе развития и совершенствования сферы туристских услуг; организации текущего контроля операций, специальных исследований и анализа изменений, происходящих на различных рынках туризма; обеспечения финансовых стимулов для развития туризма; контроля операций и формулирования политики авиакомпаний, судоходных и автодорожных компаний и агентств, занимающихся обслуживанием туристов; таможенных формальностей в отношении туристов как въезжающих в данную страну из-за границы, так и выезжающих из нее. ЕЭК также занимается разработкой вопросов статистики туризма.

В рамках ООН действует ряд региональных комиссий, связанных с международным туризмом.

Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского района (ЭКЛАК). Она занимается изучением экономических аспектов международного туризма в данном регионе. ЭКЛАК осуществила ряд актуальных исследований, в том числе по выработке общей политики и созданию региональной программы в области развития международного туризма, капиталовложениям в индустрию туризма, изучению потребностей в деле оказания технической помощи государствам региона в целях развития иностранного туризма.

Экономическая комиссия для Западной Азии (ЭКЗА). Она осуществила ряд значительных исследований по вопросам политики в области иностранного туризма в странах региона, дальнейшего развития материальной базы туризма, статистики международного туризма и т. д.

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Эта комиссия организовала предоставление государствам региона технических, консультативных услуг по разработке национальных программ развития международных туристских связей, систематическую разработку мероприятий по устранению таможенных формальностей и ограничений в вопросах передвижения туристов по странам региона.

Экономическая комиссия для Африки (ЭКА). Центральное место в своей деятельности комиссия отводит решению проблем развития международного туризма в регионе как в практическом и организационном, так и в исследовательском аспектах. ЭКА провела большую работу по созданию в регионе единой системы статистики международного туризма, унификации законодательства в области правового регулирования межгосударственных туристских связей, организации регионального межгосударственного сотрудничества и т. д.

Важный вклад в гармоничное развитие туризма вносит деятельность многочисленных межправительственных и неправительственных организаций, таких как Международная организация Труда (МОТ), Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО, международная морская организация (ММО), Международная Организация Гражданской Авиации (МКАО) и др.

Флагманом международного туризма - является Всемирная туристская организация (ВТО, с 2005 года ЮНВТО).

Всемирная туристская организация была создана впервые как Международный конгресс официальных туристских ассоциаций в 1925г. в Гааге. После Второй мировой войны организация была переименована в Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), и ее штаб-квартира была переведена в г. Женеву (Швейцария). Международный союз являлся технической неправительственной организацией, в состав которой в период пика ее деятельности входили 109 национальных туристских организаций (НТО) и 88 Ассоциированных членов, в том числе представляющих частные и общественные группы.

По мере того как туризм развивался и становился неотъемлемой частью современной жизни, возрастало его международное значение, и национальные правительства начали играть все более важную роль - их деятельность охватывала широкий диапазон проблем от инфраструктуры до функций регулирования. К середине 1960-х годов стало ясно, что необходимо создать более эффективный инструмент, способный контролировать развитие туризма и обеспечить работу межправительственного механизма, предназначенного для регулирования перемещения граждан, туристской политики и воздействия туризма.

В 1967 г. члены Международного союза официальных туристских организаций призвали к преобразованию его в межправительственный орган, уполномоченный решать во всемирном масштабе все связанные с туризмом вопросы и сотрудничать с другими компетентными организациями, особенно входящими в систему Организации Объединенных наций, такими как Всемирная организация здоровья (ВОЗ), ЮНЕСКО и Международная организация гражданской авиации (ИКАО).

В декабре 1969 г. Генеральная ассамблея ООН приняла соответствующую резолюцию, в которой признавалась решающая и центральная роль, которую преобразованный Международный союз официальных туристских организаций должен играть в сфере туризма совместно с существующим в рамках ООН механизмом. Во исполнение этой резолюции в мае 1974 г. уставные документы ВТО были ратифицированы государствами, официальные туристские организации которых входили в Международный союз.

Таким образом, Международный союз официальных туристских организаций был преобразован во Всемирную туристскую организацию, первая Генеральная ассамблея которой прошла в Мадриде в мае 1975 г. Секретариат Организации разместился в Мадриде в начале следующего 1976 г. по приглашению испанского правительства, предоставившего здание для штаб-квартиры.

В 1976 г. ВТО получила статус исполнительного агента Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), а в 1977 г. было подписано официальное соглашение между ВТО и собственно ООН. В 2003 г. ВТО получила статус специализированного учреждения Организации Объединенных Наций и, таким образом, подтвердила свою ведущую роль в сфере международного туризма.

Преобразование ВТО в специализированное учреждение ООН, завершенное в 2003 году, превратило ее в полноценную организацию системы ООН.

В настоящее время ВТО является единственной межправительственной организацией, открытой для оперативного туристского сектора (частных турфирм).

В 2005г. в состав ВТО входили 145 стран, 7 территорий и около 300 Присоединившихся членов, представляющих предприятия частного сектора, учебные заведения, туристские ассоциации и местные туристские администрации.

Итак, Всемирная туристская организация является международной организацией межправительственного характера, созданной с целью содействия развитию туризма. Цели, задачи и организационное строение закреплено в Уставе. Устав ВТО является межгосударственным договором, принятым в Мехико 27 сентября 1970г.[2] и ратифицированным 51 государством, которые являлись членами МСОТО.

Обратимся к устройству, задачам и основным достижениям ВТО.

Основной целью ВТО, как это следует из ст.3 Устава, является содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех людей без различия расы, пола, языка и религии.

Важными направлениями деятельности ВТО являются:

- упрощение туристского обмена и формальностей;

- определение и согласование законодательного порядка регулирования туризма, в т.ч. при возникновении чрезвычайных обстоятельств (эпидемий, стихийных бедствий и др.);

- помощь в разработке государственной политики в области установления рационального взаимодействия между сторонами, участвующими в туризме.

Рабочими органами ВТО являются:

- Генеральная Ассамблея;

- Исполнительный Совет;

- Секретариат.

Вспомогательные органы ВТО:

- Комитет по программе;

- Бюджетно-финансовый комитет;

- Комитет по устойчивому развитию туризма;

- Комитет по поддержке качества и торговли;

- Комитет по статистике и макроэкономическому анализу туризма;

- Комитет по исследованию рынка и продвижению туризма;

- Подкомитет по рассмотрению заявлений в Присоединившиеся члены;

- Всемирный комитет по этике туризма.

Высшим органом ВТО является Генеральная ассамблея. Она может разрабатывать рекомендации по любому вопросу в пределах компетенции Организации. Ассамблея созывается раз в два года для обсуждения бюджета Организации и ее программы работы, а также актуальных проблем в области туристского сектора. Раз в четыре года Генеральная ассамблея избирает Генерального секретаря Организации. Генеральная ассамблея состоит из голосующих делегатов из числа Действительных и Ассоциированных членов. Присоединившиеся члены и представители других международных организаций принимают участие в Ассамблее в качестве наблюдателей.

Руководящим органом ВТО является исполнительный совет. Совет отвечает за выполнение Организацией своей программы работы в соответствии с установленным бюджетом. Исполнительный совет проводит свои заседания два раза в год. Этот орган состоит из 29 членов, избираемых Генеральной ассамблеей из расчета одно место в Совете от каждых пяти Действительных членов. Испания как страна, размещающая у себя Штаб-квартиру ВТО, имеет одно постоянное место в Исполнительном совете. Ассоциированные и Присоединившиеся члены участвуют в работе Исполнительного совета на правах наблюдателей.

В ВТО имеется шесть региональных комиссий: для Африки, Американского региона, Ближнего Востока, Восточной Азии и Тихоокеанского региона, Европы и Южной Азии. Комиссии проводят на свои заседания не реже одного раза в год и состоят из всех Действительных и Ассоциированных членов из соответствующего региона. Присоединившиеся члены из данного региона участвуют в работе Комиссии в качестве наблюдателей.

Все члены ВТО разделяются на следующие категории (ст.4 Устава):

а) Действительные члены;

b) Ассоциированные члены.

Ранее содержащаяся формулировка в уставе «Присоединившиеся члены» исключена (изменения в Устав сделаны в рамках 16 сессии ВТО)[3]. Члены, которые до вступления в силу поправок к Уставу, принятых 29 ноября 2005 года, имели статус Присоединившихся членов, получат категорию Ассоциированных членов. Как мы уже подчеркнули, в ВТО участвуют около 300 Присоединившихся членов, представляющих предприятия частного сектора, учебные заведения, туристские ассоциации и местные туристские администрации.

Статус Действительного члена Организации доступен для всех суверенных государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций.

Согласно действующей редакции устава ассоциированное членство в Организации открыто для межправительственных и неправительственных организаций, неполитических органов по управлению туризмом, принадлежащих территориальным субъектам, для профессиональных, профсоюзных, университетских и образовательных организаций, для организаций, специализирующихся на профессиональной подготовке и научных исследованиях, а также для коммерческих предприятий и ассоциаций, деятельность которых связана с целями Организации или относится к сфере ее компетенции.

ВТО в своей работе тесно сотрудничает с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Всемирной торговой организацией (WTO-OMC). Так, одним из направлений такого сотрудничества – является разработка и реализация программы содействия членам из государственного и частного секторов в определении и реализации задач, стандартов и мер в области качества как вклад в развитие устойчивого туризма и искоренение нищеты.

Эта программа включает в себя следующие специфические направления работы:

- торговля туристскими услугами, включая выход на туристские рынки, конкуренция и глобализация;

- безопасность и охрана, включая охрану здоровья;

- Ведение, гармонизация и признание стандартов качества.

Задача ВТО состоит в том, чтобы связать правила и положения Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) с мерами по либерализации торговли туристскими услугами для оказания помощи странам-членам в принятии и проведении грамотной торговой политики и обеспечить вклад туристского сектора в устойчивое развитие туризма, особенно, в отношении наименее развитых стран.

Обратимся к нормотворческой деятельности ВТО.

За время работы ВТО приняты следующие основные акты.

Одним из первых значимых документов является Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980 года, которая была принята Всемирной конференцией по туризму созванной ВТО, проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года. В Манильской декларации подчеркивается, что международное сотрудничество в области туризма представляет собой такое сотрудничество, при котором должны уважаться индивидуальные особенности народа и основные интересы государств.

В 1982 году проходит Всемирная конференция по туризму в Акапулько, итогом которой является принятие Акапульского документа (Документ Акапулько). Документ определил: государственные меры должны обеспечить социальное, культурное, образовательное, политическое и экономическое руководство сферой туризма. Документ Акапулько способствовал повышению роли межгосударственных туристских связей; улучшению организации перемещения туристов через государственные границы; унификации таможенных формальностей; валютных и медицинских правил; выработке новой концепции международного туризма.

На шестой Генеральной ассамблеи ВТО проходившей в Болгарии (София, 1985г.), были приняты Хартия туризма и Кодекс туриста от 26 сентября 1985 года. Хартия туризма закрепила рекомендации государствам по созданию условий для упорядоченного и гармоничного роста как внутреннего, так и международного туризма, своего рода правил туристской политики государства. Кодекс туриста собрал свод правил поведения туриста, а также гарантий туристам в стране пребывания.

В 1989 году проходит Межпарламентская конференция по туризму в Гааге (Нидерланды) совместно с Межпарламентским союзом (МПС) и ВТО. Гаагская декларация по туризму от 14 апреля 1989 г. закрепила десять принципов международного туризма.

На девятой Генеральной ассамблеи ВТО (Буэнос-Айрес, 1991) принимается резолюция касающаяся упрощения поездок, а также безопасности и защиты туристов от 4 октября 1991 года.

ВТО в 1992 году в Рио-де-Жанейро принята Программа действий XXI века, к которой присоединились 182 государства. Основная роль в реализации этой программы отводится государственным органам по туризму, которые занимают ведущее место в разработке национальных долгосрочных программ в туризме. Рядом стран уже приняты такие программы (Россия, Финляндия, Австрия, Филиппины и др.). В Рио-де-Жанейро также принята Декларация по окружающей среде и развитию от 13 июня 1992 года.

В 1994 году на Всемирной конференцией министров по туризму принимается Декларация по туризму (Осака, Япония, 4 ноября 1994 г.).

На одиннадцатой Генеральной ассамблеи ВТО (Каир) от 22 октября 1995 года была принята Резолюция о предотвращении организованного секс-туризма. В резолюции отмечалось, что секс-туризм принимает различные формы, приводит к серьезным последствиям: медицинским, социальным, наносит ущерб облику туристских центров. Правительствам стран, направляющих и принимающих туристов, предложено мобилизовать свои туристские администрации для принятия мер против организованного секс-туризма, для защиты детей от сексуальной эксплуатации в туризме. В развитие положений данной резолюции принята Стокгольмская декларация от 28 августа 1996 года по борьбе с сексуальной эксплуатацией детей в коммерческих целях.

В 1996 году на втором форуме ВТО для парламентов и местных властей по теме "Ответственные за туристскую политику", принята Декларация по туризму (Бали, Индонезия).

В 1997 году на Всемирном совещании руководителей сферы туризма но социальным воздействиям туризма (Манила, Филиппины, 22-23 мая 1997г.) принимается Манильская декларация по социальному воздействию туризма от 22 мая 1997 года.

В 1999 году на тринадцатой сессии Генеральной ассамблеи ВТО проходившей в г.Сантьяго (Чили), 27 сентября - 1 октября 1999 года был принят Глобальный этический кодекс туризма.

Необходимость разработки Кодекса отмечалась в резолюции, принятой в 1997 году на Генеральной ассамблее ВТО в Стамбуле. В последующие два года был сформирован специальный комитет по подготовке Глобального этического кодекса, проект которого разработали Генеральный секретарь и юридический советник ВТО на основе консультаций с Деловым советом, Региональными комиссиями и Исполнительным советом ВТО.

Комиссия ООН по устойчивому развитию на своей сессии в апреле 1999 года в Нью-Йорке одобрила концепцию этого Кодекса и предложила ВТО обогатить его дополнительными предложениями из частного сектора, неправительственных и трудовых организаций. Письменные комментарии к Кодексу поступили из более чем 70 государств-членов ВТО и различных организаций. Итоговый Глобальный этический кодекс туризма, насчитывающий 10 пунктов и разработанный по результатам длительного консультационного процесса, был единогласно одобрен в октябре 1999 года на сессии Генеральной ассамблеи ВТО в г.Сантьяго.

Целью Глобального этического кодекса туризма стало обобщение различных документов, кодексов и деклараций, опубликованных в последние годы и имеющих аналогичные цели, для того, чтобы дополнить их новыми положениями, отражающими развитие наших обществ. Таким образом, данный Кодекс должен стать определяющим актов в ближайшие десятилетия.

Глобальный этический кодекс туризма закрепил десять 10 статей:

- Вклад туризма во взаимопонимание и уважение между народами и обществами;

- Туризм - фактор индивидуального и коллективного совершенствования;

- Туризм - фактор устойчивого развития;

- Туризм - сфера, использующая культурное наследие человечества и вносящая свой вклад в его обогащение;

- Туризм - деятельность, выгодная для принимающих стран и сообществ;

- Обязанности участников туристского процесса;

- Право на туризм;

- Свобода туристских путешествий;

- Права работников и предпринимателей туристской индустрии;

- Реализация принципов Глобального этического кодекса туризма.

Девять из названных статей Кодекса определяют "правила игры" для туристских направлений, правительств, туроператоров, туристских агентств, трудящихся и самих путешественников. Десятая статья посвящена решению спорных вопросов и впервые знаменует собой наличие в таком кодексе механизма его реализации.

Среди принципов Кодекса можно выделить:

Во-первых, Кодекс утвердил право на туризм.

Во-вторых, установил, что туристы и посетители должны пользоваться теми же правами, что и граждане посещаемой страны в плане конфиденциальности относящихся к ним личных данных и сведений, особенно, что касается данных, хранящихся электронным способом.

В-третьих, установил, что административные формальности пересечения границ, которые введены государствами или вытекают из международных соглашений, как например, визовые, санитарные и таможенные формальности, должны по мере возможности адаптироваться таким образом, чтобы способствовать свободе путешествий и доступу максимального числа людей к международному туризму; следует поощрять соглашения между группами стран, направленные на гармонизацию и упрощение этих формальностей; следует постепенно отменять или корректировать специальные налоги и сборы, обременяющие туристскую индустрию и наносящие ущерб ее конкурентоспособности

В-четвертых, установил, что профессионалы сферы туризма, особенно инвестора, должны, в рамках правил, установленных государственными властями, проводить исследования воздействия своих проектов развития на окружающую среду и природу; они также должны, с максимальной транспарентностью и объективностью, предоставлять информацию о своих будущих программах и их возможных последствиях, и содействовать диалогу с заинтересованным населением относительно их содержания (п.4 ст.6 Кодекса).

В рамках 14 сессии ВТО (г.Сеул (Республика Корея)/ г.Осака (Япония), 24 – 29 сентября 2001 года) также был принят ряд документов. Это:

- Сеульская декларация "Мир и туризм". Практические принципы для содействия миру во всем мире на основе туризма – в рамках данного акта были сформулированы принципы для обеспечения мира во всем мире на основе туризма;

- Осакская декларация тысячелетия;

- Заявление Всемирной туристской организации от имени лидеров туризма, которые приняли участие в четырнадцатой сессии Генеральной ассамблеи ВТО и на Конференции тысячелетия в Сеуле (Республика Корея) и Осаке (Япония) 23 сентября - 1 октября 2001г.

В 2000-2002 году разрабатывается совместная программа ВТО/ЮНКТАД под названием "Устойчивый туризм - залог искоренения нищеты (ST-EP)" направленная на решение двух взаимосвязанных задач: устойчивого развития туризма и искоренения нищеты с целью повышения их потенциальной взаимозависимости и усиления роли в устойчивом развитии наименее развитых и развивающихся стран. Программа ST-EP была одобрена на Всемирном саммите по устойчивому туризму в Йоханнесбурге в августе 2002 г. В дальнейшем данная программа находит свое упоминание и акты реализации на каждой сессии ВТО. В 2004 году ВТО создает Фонд ST-EP (местонахождение – Корея).

В одной из последующих резолюций ВТО было акцентировано, что:

- деятельность Фонд ST-EP должна быть в первую очередь направлена на достижение Целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН;

- должна быть максимально включена в систему общих обязательств ООН по снижению уровня бедности;

- должна иметь своим приоритетом устойчивое и полное использование туристского потенциала наименее развитых стран, но может также быть ориентирована и на наиболее бедные регионы развивающихся стран.

В 2002 году на Всемирном саммите по экотуризму (Квебек, 19—22 мая 2002г.) проведенному по эгидой ЮНЕП и ВТО, была принята Квебекской декларации по экотуризму, в которой изложены рекомендации национальным органам власти, представителям частного сектора, неправительственным и общественным организациям, учебным заведениям, а также межправительственным организациям и финансовым учреждениям.

15 сессия ВТО прошла в октябре 2003 года в Китае (Пекин), 16 сессия в ноябре/декабре 2005 года в Дакаре (Сенегал), 17 сессия пройдет в Колумбии в 2007 году.

В рамках 16 сессии принята резолюция Сотрудничество с системой Организации Объединенных Наций (с подразделами: а) Участие в координационных механизмах системы ООН; b) Принятие Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений). Также в рамках 16 сессии рассматривался проект Белой книги туристской индустрии и Проекта 2010 (документ-список из пятидесяти показателей эффективности, - акты которые позволят государствам-членам и руководству ВТО оценивать результаты деятельности в сфере туризма) и документ под названием «Советы, касающиеся официальных рекомендаций по поездкам», являющийся прямым руководством по вопросам официальных рекомендаций по поездкам.

Как уже отмечалось, с 2005 года для ВТО устанавливается аббревиатура UNWTO (ЮНВТО).

В развитии социального туризма важное место, кроме ВТО, занимает Международное бюро социального туризма (IBST), созданное в Брюсселе в 1963г. Оно объединяет национальные туристские организации, вовлеченные в социальный туризм. Хартия этой организации, принятая на Генеральной ассамблее в Вене в 1972 г., провозгласила фундаментальные принципы социального туризма. Эти принципы в дальнейшем были отражены в Манильской декларации ВТО и Акапульской хартии ВТО, принятых соответственно в 1980 и 1982 гг. Принципы вышеназванных декларации и хартии применимы также и к оздоровительному туризму.

В 1996 Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма была принята Монреальская декларация по социальному воздействию туризма (Монреаль, Канада, 1996г.), определившая, что главной целью социального туризма является обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая семьи, молодежь и пожилых лиц. Декларация установила критерии для определения социального туризма. В развитие ее положение Всемирным совещанием руководителей сферы туризма принята Манильская декларация по социальному воздействию туризма.. Манила, Филиппины, 22 мая 1997г.

Наряду с ЮНВТО, МБСТ действуют и другие международные организации, так или иначе связанные с туризмом. Так, например, можно выделить:

- Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA);

- Международная организация гражданской авиации (ICAO).

В целом следует отметить в качестве современной тенденции, выделяемой специалистами в области международного права, что на фоне межгосударственного нормотворческого взаимодействия усиливаются позиции негосударственных структур. Это касается и вопросов стандартизации в сфере туризма, регулирования международного рынка туристических услуг и т.п. С одной стороны, это отражает нынешний общий процесс расширения понятия «норма», а с другой стороны – убедительно показывает, что зачастую так называемые «квалифицированные рекомендации» оказываются не только наиболее эффективным, но и единственно приемлемым способом регулирования в отдельных сферах рыночных отношений.

Таким образом, сегодня международные отношения между странами с развитой демократией опосредуются уже не столько представительными органами государства, сколько осуществляются напрямую.



[1] Барчукова Н.С. Международное сотрудничество государств в области туризма. – М.: Международные отношения. – 1986. – с.71-72.

[2] Устав Всемирной Туристской Организации (ВТО) (Мехико, 27 сентября 1970 г.)

[3] Резолюции, принятые Генеральной ассамблеей на 16 сессии. Дакар (Сенегал), 28 ноября – 2 декабря 2005 года // www.world-tourism.org/ruso/pdf/GA16_resolutions.pdf

2.2 Региональные международные организации и ассоциации

К региональным международным организациям следует отнести организации, объединения и союзы, осуществляющих работу в определенных регионов. Так можно выделить:

- Ассоциацию по туризму стран-членов АСЕАН и Туристическую ассоциацию стран Азии и Тихого океана (Азиатско-Тихоокеанский регион) (ТАТА);

- Организацию по развитию туризма в Африке (Африканский регион);

- Туристскую ассоциацию «Общего рынка» (Европейский регион);

- Европейскую сеть путешествий (ETN – European Travel Network) – всемирный консорциум 250 независимых туристских агентств;

- Транснациональные ассоциации и союзы (Испано-Лусо-Американо-Филиппинкая ассамблея по туризму);

- Всемирный совет по туризму и путешествиям (ВСПТ) – организацию, включающую более 60 компаний в области авиации, судоходства, международных гостиничных объединений.

В Совете Европы создан подкомитет по развитию туризма, существует аналогичная структура и в Европейской комиссии (Европейская комиссия путешествий (ЕТК)).

Профессиональные участники рынка туризма создают профессиональные некоммерческие ассоциации, которые, как правило, представлены консультативными советами - советами по туризму. В международном плане они объединены в негосударственные специализированные международные организации:

- Всемирную ассоциацию туристских агентств и туроператоров (WATА);

- Международный совет турагентств (ICTA);

- Универсальную федерацию ассоциаций тур-агентов (UFTAA);

- Международную ассоциацию отелей и ресторанов (МАОР);

- Международный совет компаний по морскому туризму (МСКМТ).

Целями этих организаций являются совместные разработки туристской политики в научных центрах и активное лоббирование своих интересов в международных организациях и т.д.

23 декабря 1993 г. было заключено Соглашение в области туризма стран СНГ (Соглашение о сотрудничестве в области туризма (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.)[1]).

Соглашением предусматриваются следующие направления укрепления сотрудничества в рамках СНГ: содействие деловым связям в области туризма, упрощение пограничных и таможенных формальностей, обменов в туризме, помощь в подготовке персонала, содействие в координации сотрудничества в рамках международных организаций, включая ВТО.

Участники Соглашения обязались способствовать формированию общего туристского пространства, сближению нормативно-правовых документов по туризму, а также принятию согласованных мер по восстановлению традиционных и открытию новых туристских маршрутов, расширению социального туризма, упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, обеспечению социальной защищенности и личной безопасности туристов в стране пребывания (ст. ст. 2,3,4 Соглашения)

В сентябре 1994г. в соответствии с решением глав правительств СНГ образован Совет по туризму стран СНГ для реализации обязательств государств по Соглашению о туризме от 23 декабря 1993г. (Решение о Совете по туризму государств - участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма (Москва, 9 сентября 1994 г.)[2]). Основной задачей Совета является содействие развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма по линии государственных органов, национальных и региональных туристских ассоциаций, обществ, фирм, предприятий и международных туристских организаций.

В состав Совета входит по должности Президент Ассоциации туристских организаций "ЕвроАзия", объединяющей большинство национальных и региональных туристских организаций государств-участников Соглашения. Совет формируется из равного числа представителей государственных органов управления туризмом государств-участников Соглашения. Также в работе Совета могут принимать участие представители и других туристских объединений в качестве наблюдателей. Решение об их участии принимается Советом.

Заседания Совета проводятся не реже двух раз в год и признаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов. При необходимости Совет может создавать комиссии и рабочие группы из числа своих членов с привлечением экспертов других организаций.

Активную региональную роль играет межпарламентская ассамблея государства – участников СНГ. В своем постановлении «О рекомендательном законодательном акте «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма» от 29 октября 1994г. она сформулировала основы правового механизма и основные принципы в области туризма. Межпарламентской ассамблеей СНГ 29 мая 1997 г. была принята Межгосударственная целевая программа «Развитие туристских связей между государствами – участниками СНГ» (концепция)[3].

В Российской Федерации действуют негосударственные ассоциации туристической отрасли. Так, можно выделить Национальную Академию Туризма - организация, в которую входит более 450 членов, -исследователи, профессора университетов, сотрудники туристической администрации, представители всех уровней управления, главы туристических компаний и др. практически из почти всех российских регионов. Академия играет активную роль в разработке государственной политики по юридическим вопросам или исследовательским проектам, а также выпускает исследовательские и другие отчеты.

Также необходимо выделить Российский Союз Туристской Индустрии (РСТИ) (первоначально РАТА) - членами Союза в настоящий момент являются 900 компаний по всей стране. Российский Союз Туриндустрии играет активную роль, помогая Ростуризму и другими государственным учреждениям составлять проекты основных законов о туризме, а также участвуя в федеральных и региональных программах по развитию туризма.

Среди прочих организаций и ассоциаций, активно функционирующих в настоящее время в сфере туризма, можно назвать следующие: Российская Гостиничная Ассоциация (РГА), Ассоциации работников туристско-экскурсионных предприятий Санкт-Петербурга (АТЭП), Государственная Администрация по туризму (объединяющая московские компании индустрии туризма и путешествий) и Ассоциация устроителей туристических выставок.



[1] Соглашение о сотрудничестве в области туризма (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. - 1994г. - №3. - с.11.

[2] Решение о Совете по туризму государств - участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма (Москва, 9 сентября 1994 г.) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". - 1994г. - №2. - с.115.

[3] Межгосударственная целевая программа «Развитие туристских связей между государствами – участниками СНГ» (концепция) // Квартальнов В.А. Иностранный туризм. Приложения. – М.: Финансы и кредит, 2001. – С. 249-269

  1   2


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации