Шпоры - Информационные системы в экономике - файл n1.doc

приобрести
Шпоры - Информационные системы в экономике
скачать (162 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc162kb.23.08.2012 19:17скачать

n1.doc

Вопросы к экзамену по дисциплине
Информационные системы в экономике
1.Понятие процесса управления. Структура экономической информационной системы

2. Информационные системы управления предприятием

3. Характеристика финансовой подсистемы ИСУП

4. Характеристика модуля Главная книга ИСУП

5. Информационное обеспечение комплекса задач по учету труда и заработной платы

6.Характеристика подсистемы управления основными средствами ИСУП

7. Информационное обеспечение комплекса задач по учету основных средств

8..Информационное обеспечение комплекса задач по учету материальных ценностей

9.Интеллектуальные системы управления

10. Понятие информационной технологии, характеристика уровней

11. Этапы развития информационных технологий

12. Понятие БД. Модели описания баз данных.

13. АРМ в информационных системах бухгалтерского учета

14. Предпосылки автоматизации бухгалтерского учета. Требования к бухгалтеру.

15. Классы и виды современных систем автоматизации

Ответы на экзаменационные вопросы

по дисциплине Информационные системы в экономике
1.Понятие процесса управления. Структура экономической информационной системы.
Управление – это процесс, направленный на организацию совместной работы коллектива людей, для достижения поставленных целей. Это - процесс целенаправленного воздействия на объект для его функционирования по заданной программе.

Управление без информации невозможно. Под управленческой информацией понимается совокупность сведений о том, что происходит внутри организации и в ее окружении. Управленческая деятельность связана с информационными процессами (процессами сбора, передачи, накопления, хранения, обработки, поиска, выдачи и доведения информации до пользователя).

Реализация задач управления требует наличия достоверной информации о состоянии управляемой системы и воздействующей на нее внешней среды. Такую информацию обеспечивает подсистема информационного обеспечения.
К источникам управленческой информации относятся:

-внутренние – бухгалтерская и статистическая отчетность, текущие наблюдения, специальные обследования,

-внешние – сотрудники подразделений отдела снабжения, сбыта, маркентинга,

-база стратегических данных – систематизированные сведения о потенциале руководства предприятия, проводимой политике, внешнем окружении и др.

Любой системе управления экономическим объектом соответствует экономическая информационная система. ЭИС – это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информации, совокупность методов, средств, специалистов, участвующих в выработке управленческих решений.

Информационная система предприятия – это сложная система, направленная на достижение множества целей, одной из которых является получение своевременной и достоверной информации для принятия управленческих решений.

Содержательный аспект АИС составляют функциональные подсистемы, то – есть комплексы взаимосвязанных задач- задачи бухгалтерского учета, управления персоналом, управления производством, финансами и другие.

Обеспечивающие подсистемы – создают условия для решения соответствующих задач. Это подсистемы

–информационного обеспечения (это методы размещения и формы организации информации, классификаторы, коды, системы документации- первичной и выходной)

-технического обеспечения – это комплекс используемых технических средств и документации, регулирующей их использование)

-программного обеспечения (совокупность используемых программных средств)

-организационного обеспечения (комплекс документов по проектированию ЭИС),

-лингвистического (комплекс языковых средств) и эргономического (комплекс мероприятий по обеспечению комфортных условий работы персонала) обеспечения.

.

Среди российских продуктов, претендующих на звание информационных систем управления предприятием, выделяют системы: Галактика, Парус – Предприятие, БЭСТ, БОСС- Корпорация, 1-С Предприятие.


2. Информационные системы управления предприятием
Современные предприятия представляют собой сложные динамические системы , развивающиеся во времени и включающие большое число элементов, реализующих различные производственные и управленческий функции.

Планирование обеспечивает формулирование заданий предприятию в целом и отдельным его подразделениям. При этом реализуются функции оперативного (модели управления запасами, модели массового обслуживания, сетевые модели), годового (модели производственного баланса, оптимизационные модели) и перспективного планирования.

Современный подход к планированию и управлению производством строится на принципах иерархии. На верхнем уровне иерархии находится бизнес-план предприятия, который в общих чертах описывает программу работы предприятия. Это – наименее формализованная часть планирования.

После завершения разработки бизнес-плана приступают к решению задач организации и обеспечения производства с использованием формальных методик и алгоритмов.

Обеспечение производственного процесса и своевременного выполнения заказов требует планирования обеспечения материалами и комплектующими . Для решения этих задач разработаны подходы планирования потребности в материалах- MRP- системы.

В таких системах отслеживается потребность в готовой продукции и формируется календарная программа потребности в комплектующих изделиях, сырье, материалах, деталях и сборочных единицах. То-есть всего того, что необходимо для выпуска готовой продукции.

Кроме того, для изготовления продукции необходимы станки, оборудование и другие производственные мощности. Для решения задач о загрузке производственных мощностей с учетом ресурсных ограничений производства были разработаны системы планирования потребности в мощностях – CRP- системы.

Эффективность деятельности предприятия требует помимо названных составляющих получения прибыли т.е. хорошего финансового результата. Для обеспечения этого появились финансово-ориентированные информационные системы – ERP- системы.

ERP- системы- это набор интегрированных приложений , позволяющих создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций предприятия. Такую систему можно в общих чертах характеризовать как интегрированную совокупность следующих подсистем: управления финансами, управления производством, управления качеством, управления персоналом и другие.

Такие системы поддерживают весь цикл управления «планирование –учет-контроль-регулирование. Системы класса ERP называют так же корпоративными информационными системами, так как они охватывают автоматизацией практически все сферы деятельности предприятия. КИС накапливают большие объемы данных , анализ которых является самостоятельной сложной задачей. Для ее решения используются программные системы аналитической обработки в реальном времени.
3.Характеристика финансовой подсистемы ИСУП
Подсистема Финансы информационной системы управления ресурсами предприятия представляет собой комплекс решений, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и анализ финансовых данных. Она должна обеспечить интеграцию финансовых показателей , создаваемых как внутри самой системы, так и поступающих из других подсистем системы управления предприятием. Она позволяет организовать комплексное управление финансовыми потоками , основными средствами, ведение ежедневного бухгалтерского учета, подготовку финансовой и управленческой отчетности. Современная финансовая подсистема ИСУП должна автоматизировать задачи бухгалтерского, налогового и управленческого учета и при этом учитывать локальную специфику российских условий.

Требования к подсистеме:

В области бухгалтерского учета

-поддержка различных моделей учета, учета по международным стандартам

-неограниченное количество аналитических измерений

-многомерный анализ данных

-полный аудит операций

-локализация для российских условий

-учет основных средств

-работа со счетами - фактурами

-расчет заработной платы и расчеты с персоналом

-расчеты с дебиторами и кредиторами

-контроль кредитного лимита предприятия

анализ просроченной задолженности.

В области налогового учета

-начисление и уплата НДС

-формирование книг покупок и продаж

-учет налога на прибыль

В области финансов

-финансовый учет со сквозной аналитикой и аудитом операций

-бюджетирование и финансовое планирование

-контроль исполнения бюджета

-прогноз движения денежных средств

-управление денежными средствами

-контроль дебиторской и кредиторской задолженности.
4. Характеристика модуля Главная книга ИСУП

Модуль Главная книга информационной системы управления предприятием является основой подсистемы Финансы. В нем ведется план счетов предприятия, выполняются бухгалтерские проводки по счетам, происходит управление пер одам , рассчитываются обороты и сальдо, то- есть осуществляется бухгалтерский учет в узком смысле слова.

На основе данных модуля формируется баланс, отчеты о движении денежных средств и другая отчетность.

Взаимодействие модуля в рамках ИСУП:

1.Расчеты с кредиторами. Операции главной книги создаются во время ввода счета – фактуры поставщика т обработки платежа в модуле Расчеты с кредиторами. Когда эти операции разнесены а главную книгу, сальдо и обороты счетов главной книги о

2. Расчеты с дебиторами. Операции главной к создаются во время ввода счета – фактуры, выставленного покупателю, и ввода информации о поступлении оплаты в модуле Расчеты с дебиторами. После разнесения этих операций в главную книгу сальдо и обороты счета главной книги отражают счета- фактуры покупателя и получение оплаты.

3. Основанные средства. При проведении операции в рамках модуля основные средства происходит обновление информации на соответствующих счетах основных средств в главной книге.

4. Учет затрат на производство. Данный модуль использует общую с модулем Главная книга структуру счетов Регистрация фактически произведенных затрат производится на счетах главной книги.

Требования к модулю:

Гибкость структуры книги

Важна возможность использования множества учетных регистров при отражении хозяйственных операций. Именно это обеспечивает гибкость и позволяет исключить ввод излишних данных. После регистрации на учетных регистрах и проверки информация переносится на счета Главной книги. Такой подход предоставляет возможность:

-определить любое количество учетных регистров для фиксации количественных показателей или валют

-получать данные о любом объекте , начиная с годового дохода от продаж отдельного продукта до индивидуальных затрат служащего, без создания отдельных бухгалтерских счетов

-проводить операции на соответствующем учетном регистре и разносить их в главную книгу суммарными или детальными операциями

-просматривать два учетных регистра одновременно.

Поддержка международной функциональности

Сейчас практически невозможно встретить предприятие, которое не сталкивалось бы с необходимостью ведения учета в нескольких валютах. Предприятие либо сотрудничает с компаниями из других стран, либо имеет свои заграничные подразделения.

Международная функциональность позволяет работать практически с неограниченным числом валют , которые можно консолидировать, пересчитывать, сравнивать и обрабатывать различным методами.
5. Информационное обеспечение комплекса задач по учету труда и заработной платы
Структура внемашинного информационного обеспечения

ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Документы по учету выработки и рабочего времени:

Рабочие наряды, рапорты о выработке, маршрутные листы, табель бригадного расчета, ведомость прочих выплат, табель учета рабочего времени, листок учета простоев, листок временной нетрудоспособности.

Документы по удержаниям из зарплаты

-судебно – исполнительные листы,

-платежные поручения,

-ведомость перечислений зарплаты в банк,

-положение по премированию рабочих – сдельщиков

КЛАССИФИКАТОРЫ.

Классификаторы информации (они бывают общеподсистемными и локальными).

К общеподсистемным классификаторам относятся : классификатор синтетических счетов и субсчетов, причин и виновников отклонений от норм, причин и виновников простоев, структурных подразделений, категорий работающих.

К локальным классификаторам относятся: классификатор видов оплат и удержаний, кодов использования рабочего времени, номеров расчетных счетов дебиторов и др.
ВЫХОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1.Расчеты с работниками по оплате труда

-расчеты зарплаты в соответствии с количеством и качеством труда,

-расчеты по выплате пособий,

-расчеты при уходе в отпуск и в межрасчетный период,

-расчеты зарплаты за первую половину месяца,

-окончательные расчеты по зарплате,

-расчет удержаний из зарплаты.

2.Учет начислений и удержаний по видам

-учет начислений по видам за отчетный период в целом по предприятию,

-учет начислений по видам в разрезе структурных подразделений,

-учет удержаний по видам за отчетный период в целом по предприятию,

-учет удержаний по видам в разрезе структурных подразделений.

3.Сводный учет по заработной плате

-расчет налога на фонд заработной платы,

-формирование проводок по начислениям и удержаниям и отражение их в синтетическом учете.

4.Подготовка данных для формирования бухгалтерской и статистической отчетности.

5.Контроль за состоянием расчетов с различными дебиторами – кредиторами.


Структура внутримашинного информационного обеспечения
Внутримашинное информационное обеспечение включает организацию файлов в памяти ЭВМ.

Существуют следующие способы организации внутримашинного ИО.

1. Это может быть совокупность локальных файлов, поддерживаемых соответствующими пакетами программных средств. Локальные файлы обеспечивают более быстрое время обработки данных. Но здесь имеет место дублирование данных, часто наблюдается их несогласованность

2. Это может быть автоматизированная база данных, основывающаяся на использовании универсальных программных средств загрузки, хранения, поиска и ведения данных. То-есть СУБД.. В этом случае основной формой организации файлов является база данных.

Централизованную базу данных отличает традиционная архитектура баз данных. Все необходимые для работы специалистов данные и СУБД размещены на центральном компьютере, где работают и приложения, и СУБД.

Распределенная база данных состоит из нескольких, возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга данных, хранимых на разных компьютерах вычислительной сети. Работа с такой базой осуществляется с помощью системы управления распределенной базы данных.

Выбор СУБД определяется многими факторами, но главным из них является возможность работы с конкретной моделью данных – иерархической, сетевой или реляционной.

На участке учета труда и заработной платы такими файлами являются:

-файлы переменной и условно – постоянной информации, сформированными на основе соответствующих первичных документов,

-файлы общесистемной информации (справочник по работающим, таблица календарного фонда времени, тарифно-квалификационный справочник и др.),

-файлы с данными по зарплате за прошлые отчетные периоды.
6.Характеристика подсистемы управления основными средствами ИСУП
Модуль Управление основными средствами информационной системы управления предприятием предназначен для ведения операций , связанных с основными средствами Требования к модулю:

-возможность формирования отчетов по основным средствам

-поддержка запросов на закупку основных средств

-ведение информационной базы по основным средствам

-обработка налоговой информации для отражения налоговых обязательств.

С помощью модуля осуществляется управление справочной информацией и информацией о затратах, относящихся к основным средствам.

Модуль должен автоматизировать следующие операции:

1. Начисление амортизации с использованием различных методов

Основные средства можно амортизировать различными способами в зависимости от целей. Амортизация может вычисляться ежедневно, ежеквартально, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. Обычно модуль представляет ряд методов начисления амортизации, но в некоторых случаях может понадобиться особая схема износа, отличающаяся от имеющихся. Используя определяемый пользователем метод амортизации, можно изменять различные правила вычисления износа, формулы и формы распределения так, чтобы они отвечали требованиям предприятия.

Можно настроить следующие параметры:

-формулы начисления амортизации

-правила и соглашения по начислению износа

-методы начисления амортизации для определения категорий основных средств.

2. Регистрация размещения основных средств

Модуль ведет учет информации о размещении (местоположении) основных средств. При этом структура размещения может быть сложной и включать как географический аспект (физический износ), так и организационный (например, подразделение или бизнес-единицу).

При поиске информации об основном средстве можно использовать различные параметры:

-компания

-статус оборудования

-списание основного средства

-текущее размещение основного средства

-категория основного средства.

3. Перемещение, разукомплектование и выбытие основного средства

Модуль можно использовать для фиксирования перемещений, разукомплектования и выбытия основных средств. Основное средство можно перемещать из одного подразделения в другое по отдельности или группами. Основное средство можно разделить на одно или более новых основных средств. В случае такого разделения модуль пропорционально распределяет затраты и накопленную амортизацию на новые основные средства и создает соответствующие журнальные записи.

Выбытие основных средств можно так же производить по одному или группами. Модуль автоматически создает журнальные записи для каждого объекта, основываясь на т имеющейся информации о данном основном средстве.

4. Страхование и финансирование основных средствах

Для основного средства необходимо вести и получить доступ к информации о страховании, включая сведения о страховой ком пани, номере полиса, страховой премии, рыночной и восстановительной стоимости. Так же необходимо учитывать сданные в аренду или залорженные основные средства и отслеживать ежемесячные оплаты, возможность покупки и информацию о контракте.
7. Информационное обеспечение комплекса задач по учету основных средств
Под основными средствами понимается совокупность материально-вещественных ценностей, действующих в течение длительного времени и переносящих по мере износа свою стоимость на изготовленную продукцию.

Информационное обеспечение комплекса задач состоит из внемашинного и внутримашинного информационного обеспечения.
Структура внемашинного информационное обеспечения представлена -совокупностью документовоперативных и документов на дату внедрения основных средств, классификаторов информации и выходных машинограмм. В их числе:
ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Оперативные документы типовых форм.

-Акт приема – передачи ОС служит для оформления и учета приема и передачи ОС (форма ОС –1),

-Накладная на внутренне перемещение – служит для оформления и учета внутреннего перемещения (форма ОС –2),

-Акт приема – сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма ОС –3), для оформления сдачи объектов после кап. ремонта и реконструкции,

-Акт о ликвидации ОС (форма ОС –4), для оформления их выбытия в случае полной или частичной ликвидации из – за ветхости или морального износа.

-Акт на списание основных средств (форма ОС-4)

-Акт на списание автотранспортных средств (форма ОС-4а )

-Инвентарная карточка учета основных средств (формаОС-6 )

-Акт о приемке оборудования (форма ОС-14 )

-Акт приемки - передачи оборудования в монтаж (форма ОС-15)

-Акт о выявленных дефектах оборудования (форма ОС-16 )




При оформлении приемки основных средств акт (накладная) составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект. Документ после его оформления с приложенной технической документацией, передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. При оформлении внутреннего перемещения основных средств акт (накладная) выписывается в двух экземплярах.

Акт о приемке оборудования применяется для оформления поступившего на склад оборудования для установки. Составляется в двух экземплярах и подписывается приемной комиссией.

Документы на дату внедрения комплекса ОС- (инвентарные карточки основных средств, сборник норм амортизационных отчислений по основным фондам, план счетов бухгалтерского учета, технический паспорт основных средств).

Инвентарная карточка учета основных средств применяется для учета всех видов основных средств, а также для группового учета однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное назначение и техническую характеристику. Документ ведется в бухгалтерии на каждый объект или группу объектов. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств.



КЛАССИФИКАТОРЫ ИНФОРМАЦИИ

Основной из них – классификатор синтетических счетов, субсчетов и объектов аналитического учета. Предназначен для обобщения хозяйственных операций на счетах, обеспечивает связь со сводным и другими разделами учета.
ВЫХОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1.Ведомость наличия основных средств по состоянию на дату,

2.Ведомость наличия ОС по инвентарным номерам на дату,

3.Ведомость движения ОС за период,

4.Ведомость начисления амортизации по инвентарным объектам,

5.Ведомость распределения сумм амортизационных отчислений по кодам производственных затрат,

6.Справка об износе инвентарных объектов, оборотные ведомости по синтетическим счетам и другие.

Структура внутримашинного информационного обеспечения



1. Информационная база исходных данных - (файлы постоянной информации - формируются на основании документов на дату внедрения ОС (справочник норм амортизационных отчислений, справочник – таблица бухгалтерских проводок и др.),

2. Файлы переменной информации (формируются на основании оперативных документов – файл движения ОС, файлы бухгалтерских записей с суммами амортизационных отчислений и износа ОС и др.)

3. Информационная база аналитического учета

4. Информационная база сводного учета.


8. Информационное обеспечение комплекса задач по учету материальных ценностей
Информационное обеспечение комплекса задач по учету материальных ценностей включает две части – внемашинное и внутримашинное информационное обеспечение.

Структура внемашинного информационное обеспечения

Внемашинное информационное обеспечение представлено - первичными документы, справочниками, классификаторами информации, формами разрабатываемых выходных документов.

В их числе:


ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

-Приходный ордер (МП-201) служит для оформления приемки на склад мат. ценностей, поступивших со стороны,

-Сдаточная накладная –служит для оформления приемки на склад мат. ценностей, поступивших из цехов и других подразделений предприятия,

-Акт о приемке материалов –служит для оформления приемки мат. ценностей на склад при отсутствии сопроводительных или расчетных документов,

-Лимитно-заборная карта – используется при оформлении отпуска со склада материалов для проиводственно-эксплуатационных нужд. По ней материалы можно получить со склада многократно, но в пределах указанного в ней лимита,

-Требование (МП-201) – служит для оформления разового отпуска материалов со склада, а также при их отпуске сверх лимита,

-Накладная на внутреннее перемещение материалов – применяется для оформления перебросок мат. ценностей внутри предприятия из одного склада в другой,

-Карточка складского учета (МП-202) применяется для текущего учета движения материалов на складах,

-инвентаризационная опись.

СПРАВОЧНИКИ


-справочник номенклатура – ценник,

-справочник синтетических счетов, субсчетов и их наименований,

-справочник процентов начисления износа по МБП,

-справочник шифров поставщиков и плана поставок,

-справочник наименований и номера строк форм статистической отчетности.

КЛАССИФИКАТОРЫ ИНФОРМАЦИИ

-цехов и отделов предприятия

-участков

-складов и материально-ответственных лиц

-синтетических счетов и субсчетов материалов,

-операций движения материальных ценностей,

-направлений затрат,

-материальных ценностей в развернутой номенклатуре,

-единиц измерения мат. ценностей,

-причин и виновников отклонений от норм.

ВЫХОДНЫ ДОКУМЕНТЫ


-Ведомость поступления материальных ценностей на склад в разрезе корреспондирующих счетов по номенклатурным номерам .

-Ведомость отпуска материальных ценностей цехам по корреспондирующим счетам и в разрезе заказов.

-Ведомость расчета транспортно – заготовительных расходов

-Ведомость неотфактурованных поставок

-Оборотная ведомость движения материальных ценностей и оборотно- сличительная ведомость

-Сводная ведомость движения материальных ценностей по синтетическим счетам

-Ведомость движения инвентаря и оборудования.
Структура внутримашинного информационного обеспечения:

-массивы постоянной и переменной информации, сформированные на основании соответствующих форм первичных документов,

- файлы информации, переходящей с предыдущих отчетных периодов.


9. Интеллектуальные системы управления
Одним из направлений повышения качества управления сложными объектами является создание интеллектуальных информационных технологий и проектируемых на основе их интеллектуальных информационных систем.

Такие системы работают со знаниями. Разработка интеллектуальных программ отличается от обычного программирования. В обычной программе реализуется связь «Программа=Алгоритм + Данные». В интеллектуальной системе реализуется иная связь «Программа = Знания + Стратегия обработки знаний».

К интеллектуальным информационным системам относятся две группы систем: системы поддержки принятия решений и экспертные системы.

Системы поддержки принятия решений

Это – различные советующие системы (расчетного, оценочного, диагностического характера, системы приближенных рассуждений). К системам оценочного характера можно отнести консультационно-советующие аудиторские системы. Их главной функцией является оценка действий администрации предприятия за отчетный период и поиск путей повышения уровня эффективности хозяйствования на последующие периоды. Системы диагностического характера способны поставить диагноз экономическому состоянию предприятия и определить пути исправления сложившихся неблагоприятных ситуаций.

Такие системы помогают произвести оценку ситуации, генерируют возможные решения, обеспечивают постоянный обмен информацией об обстановке и помогают принимать групповые решения, моделируют принимаемые решения.

Компоненты технологии

Компонентами таких систем являются: база данных, СУБД, база моделей, СУБМ, системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером.

Экспертные системы

Под экспертной системой ( базой знаний) понимаются программы, моделирующие действия человека – эксперта при решении задач в узкой предметной области. Главная идея использования таких систем состоит в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникает необходимость. Экспертные системы имеют непосредственное отношение к области искусственного интеллекта. Главным достоинством экспертных систем является возможность накопления знаний и их долгосрочное сохранение. В отличие от человека, экспертные системы к любой информации подходят объективно, что улучшает качество проводимой экспертизы. При решении задач, требующих обработки большого объема знаний, возможность возникновения ошибки при переборе очень мала.

Классификация экспертных систем

В их составе выделяют:

-мощные системы, рассчитанные на узкий круг пользователей (например, ЭС военного применения),

-мощные ЭС, рассчитанные на широкий круг пользователей (системы медицинской диагностики),

-простые ЭС, рассчитанные на массового потребителя (например, системы, облегчающие поиск неисправностей в аппаратуре),

-простые ЭС индивидуального пользования. Это – самодельные системы, создаваемые разработчиками, чтобы справиться с затруднительными ситуациями.

Классификация экспертных систем по способности к самообучению

-индуктивные системы

-самообучающиеся системы

-нейронные сети

-системы, базирующиеся на прецедентах

-информационные хранилища

Компонентами таких систем являются базы знаний и некоторой системы рассуждений, называемой системой логического вывода. Способность системы к объяснениям является одним из главных отличительных свойств экспертной системы, которое во многом определяет доверие к выдаваемой системой ответам.


10.Понятие информационной технологии, характеристика уровней
Информационная технология – это процесс, направленный на преобразование исходной информации в результатную с целью принятия на ее основе необходимых управленческих решений.

Любая информационная технология складывается из взаимосвязанных информационных процессов, каждый из которых содержит определенный набор процедур, а сами процедуры реализуются с помощью набора операций.

Инструментарий информационной технологии с составляют текстовые редакторы, табличные процессоры, базы данных и др.составляющие.

Как базовая информационная технология, так и отдельные информационные процессы могут быть представлены тремя уровнями:
1. Концептуальный уровень информационной технологии

В результате информационных процессов информация может изменить и содержание, и форму представления. Концептуальный уровень определяет содержательный аспект информационной технологии или процесса. Он включает: сбор, подготовку, традиционную передачу – телефон, почта, курьер, ввод, обработку, обмен, накопление, представление знаний.

Формирование информационного ресурса начинается с процесса сбора информации. Собранная информация для ее оценки (по полноте, непротиворечивости, достоверности) и последующих преобразований должна быть подготовлена (осмыслена и структурирована). После подготовки информация может быть передана для преобразования традиционными способами, а может быть прямо подвергнута процессу ввода. Процессы сбора, подготовки и ввода являются, в основном, ручными процессами.

Преобразование данных включает четыре основных процесса: обработки, обмена, накопления данных и представления знаний.

Процесс обмена предполагает обмен данными, включающий два типа процедур: процедуры передачи данных по каналам связи и сетевые процедуры, позволяющие осуществлять организацию вычислительной сети.

Процесс накопления позволяет так преобразовать информацию, что ее удается длительное время хранить, обновляя, а при необходимости извлекать в заданном объеме и по заданным признакам.

Процесс представления знаний включен в базовую информационную технологию как один из основных, поскольку высшим продуктом информационной технологии является знание. Этот процесс состоит из процедур получения формализованных знаний и процедур генерации, т.е. вывода новых знаний из полученных.
2. Логический уровень информационной технологии

Дает формализованное описание информационной технологии, представляется комплексом взаимосвязанных моделей. На основе моделей предметной области (они характеризуют объект управления) создается общая модель управления, а из нее вытекают модели решаемых задач. То-есть каждая задача представляется в формализованном виде.

Алгоритм должен учитывать общие и все частные случаи решения задачи. При его составлении используют условные обозначения (идентификаторы) реквизитов, присвоенные элементам исходной и результатной информации. Допускается описание алгоритма в виде поясняющего текста. Описание алгоритма решения задачи предполагает:

-описание способа формирования результатной информации с указанием последовательности выполнения арифметических и логических действий

-описание связей между частями, операциями, формулами алгоритма

-требования к порядку расположения (сортировке ключевых признаков) в выходных документах, видеограммах.
3. Физический уровень информационной технологии

Представляет собой программно-аппаратную ее реализацию. Для выполнения функций обработки данных используются ЭВМ различных классов, ПК, абонентские вычислительные центры и др. Для обмена данными используются комплексы программ и устройства, позволяющие организовать вычислительную сеть и обеспечить передачу по ней информации. Для накопления информации используются базы и банки данных как локальные, так и распределенные.
11. Этапы развития информационных технологий
Информационные технологии прошли несколько этапов развития.
1 этап. Для начала 60-х годов характерно решение трудоемких задач, в частности- задач бухгалтерского учета, с централизованным коллективным использованием вычислительных средств. То-есть осуществлялась централизованная обработка информации.

Достоинства технологии

-возможность обращения пользователей с большими массивами информации в виде баз данных и с информационными продуктами широкой номенклатуры

-легкость внедрения новых решений благодаря наличию специализированных подразделений предприятия – вычислительных центров

Недостатки технологии

-ограничена ответственность пользователей за результаты решения задач

ограничены возможности пользователя по получению и использованию информации
2 этап. С середины 70 года появились ПЭВМ .Произошло смещение технологических процессов с ориентацией на индивидуального пользователя. То-есть появилась децентрализованная обработка информации.

Достоинства технологии

-более высокая ответственность пользователей за качество результатов решения экономических задач.

-появилась возможность для проявления инициативы и творческого развития пользователя

Недостатки технологии

-сложность стандартизации из-за большого числа уникальных достижений

-психологическое неприятие пользователями рекомендуемых стандартов и готовых решений

-неравномерность развития информационных технологий на местах и зависимость этого уровня от квалификации пользователя.
3 этап. В 90-е годы ориентация меняется на использование локальных сетей компьютеров с выходом на региональные и глобальные сети. Ориентация технологических процессов вновь смещается в сторону централизованной обработки.
4 этап. В настоящее время используется понятие новая информационная технология.
Прилагательное «новая» подчеркивает ее новаторский характер, т.к. внедрение этой технологии существенно изменяет содержание различных видов деятельности. Такая технология характеризуется тремя основными принципами:

1.Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером. Обеспечивает:

-возможность перебора различных комбинаций поисковых признаков в процессе реализации запроса;

-быстрый доступ к редко используемой информации.

Известны различные виды диалога:

-Меню - это наиболее распространенный тип диалога, когда пользователь выбирает требуемую функцию, подведя к ней курсор.

- Вопросы, требующие ответа типа Да/Нет. Это – частный случай диалога типа меню. В шаге диалога в качестве альтернатив пользователю предлагаются два ответа: «Да» и «Нет».

- Шаблон – это диалог, который инициируется системой.

- Простой запрос является частным случаем шаблона. Обычно им пользуются в различного рада автоматизированных системах при сборе данных;

- Команда – это инициируемый пользователем тип диалога, при котором выполняется одна из допустимых на данном шаге диалога команда пользователя.

2. Интегрированность (стыковка или взаимосвязь с другими программными продуктами). Все Windows-программы располагают средствами интеграции, которые позволяют выполнять такую совместную обработку. К ним относятся:

Буфер обмена, Технология OLE , Импорт и экспорт данных. .

3.Согласованность с другими программными продуктами и открытость системы к дополнениям и изменениям.
5 этап. Развитие и совершенствование новых информационных технологий. Это:

-Интернет – технологии (распространение программ, тестов, книг, служба новостей, электронная почта и многое другое).

-системы искусственного интеллекта, реализуемые различными средствами - нейронными сетями, генетическими алгоритмами.


12. Понятие БД. Модели описания баз данных
База данных – это: -множество взаимосвязанных групп данных, которые могут обрабатываться одной или несколькими прикладными системами. База данных – это совокупность таблиц, связанных определенными отношениями.

Основная ее цельсодержать информацию и предоставлять ее по требованию пользователя. Данные в базе данных связываются в соответствии с их внутренними логическими взаимоотношениями. База данных может быть сосредоточена на одном компьютере (это – локальная, однопользовательская БД. В одно и то же время к такой базе данных может получить доступ только один пользователь). База данных может быть распределена между несколькими компьютерами, при условии, что они соединены в единую вычислительную систему с помощью вычислительных сетей (это-распределенная, многопользовательская база данных. К ней может получить доступ сразу много пользователей). Распределенные базы данных более гибки и адаптивны, менее чувствительны к выходу из строя оборудования.

Система баз данных – это компьютеризированная система хранения записей. Саму же базу данных можно рассматривать как подобие электронной картотеки, то есть хранилище для некоторого набора записываемых в компьютер файлов данных.

Входные данные – это информация, передаваемая системе с терминала или рабочей станции. Выходные данные – это сообщения, выдаваемые системой на печать или на экран.
Модели описания баз данных

База данных оперирует с различными объектами со своими атрибутами. Например, у сущности номенклатура атрибутами являются : название, единица измерения, группа номенклатуры. У сущности покупатель атрибутами являются : название, телефон, адрес, факс. Между логическими записями и элементами базы данных существуют различные взаимосвязи- «один к одному», «один ко многим», «многие ко многим». Названные варианты взаимосвязей определяют три основные модели баз данных.

Модель данных представляет собой некоторую абстракцию, которая, будучи приложена к конкретным данным, позволяет пользователям и разработчикам трактовать их уже как информацию. То есть это уже сведения, содержащие не только данные, но и взаимосвязь между ними.
Иерархическая модельимеет иерархическую структуру, где каждый элемент связан только с одним вышестоящим элементом, но на него могут ссылаться один или несколько нижестоящих элементов. Схематически такая модель изображается в виде дерева (графа), где каждый узел является вершиной. В этом графе объекты выделяются по уровням соподчиненности, то есть по их иерархии. Одна единственная вершина верхнего уровня является корневой.

Реляционная модель описания баз данных

Почти все базы данных, созданные с конца 70 годов, основаны на реляционном подходе. Реляционная модель базы данных представляет объекты и взаимосвязи между ними в виде таблиц, а все операции над данными сводятся к операциям над этими таблицами.

Реляционная модель базы данных имеет дело с тремя аспектами данных – со структурой данных, с целостностью данных и с манипулированием данными.

В такой базе данных СУБД поддерживает извлечение информации из БД на основе логических связей. При работе с БД не надо просматривать связи с файлами, и повышать эффективность программирования БД. Требования к квалификации разработчиков снижаются, зато существенно расширяется круг пользователей БД.

Под структурой понимается логическая организация данных в БД. Под целостностью – безошибочность и точность информации, хранящейся в базе данных. Под манипулированием – набор действий, выполняемых над данными базы данных.

Сетевые модели БД соответствуют более широкому классу объекта управления, что требует для своей организации и дополнительных затрат. Сетевая модель позволяет любому объекту быть связанным с любым другим объектом. Такие модели сложны, что создает определенные трудности при необходимости модернизации или развития СУБД.


13. АРМ в информационной системе бухгалтерского учета
Задачи бухгалтерского учета могут быть сведены в комплексы, которые характеризуются определенным экономическим содержанием и обеспечивают достижение конкретной цели. Задачи, решаемые внутри комплекса, характеризуются логически связанными выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных и взаимосвязанных алгоритмов расчета.

Аналогично, в типовых проектах по учету материальных ценностей предусмотрены операции, затрагивающие работу складов предприятия, работу бухгалтерии и отдела маркетинга.

Задачи решаются в рамках шести уровней управления.

На низшем (шестом) уровне управления осуществляется сбор и регистрация первичной информации, возникающей в структурных подразделениях. Здесь используются АРМ-ы специалистов, занимающихся первичным учетом (АРМ табельщика, АРМ кладовщика) и др.

Данные этого уровня поступают на более высокий, пятый уровень, где формируются соответствующие учетные регистры. В них обобщаются хронологические и систематические записи и текущие хозяйственные операции. На данном уровне функционируют АРМ – учета труда и заработной платы, учета финансовых расчетов, учета материальных ценностей и другие.

На четвертом уровне аккумулируется информация о состоянии безналичных денежных средств. Здесь реализуется АРМ по учету кассовых и денежных операций, осуществляется учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, пообъектный учет капитальных вложений.

На третьем уровне осуществляется сводный аналитический и синтетический учет и производится оформление отчетности на основании данных, поступивших с низших уровней.

На втором уровне функционируют АРМ, обеспечивающие организацию внутреннего аудита – АРМ аудитора, расчеты с бюджетом и фондами, АРМ главного бухгалтера. Особенностью задач данного уровня является использование гипертекстовых справочно – правовых баз данных (Гарант, Кодекс, Консультант Плюс).

На высшем, первом уровне системы управления функционирует АРМ финансового директора. В его состав входит группа анализа и прогнозирования, обеспечивающая АХД, финансовый анализ, статистическое прогнозирование. По запросу пользователя можно в любой момент оперативно получить информацию о ходе хозяйственного процесса, имуществе и обязательствах предприятия, получить все необходимые показатели и проследить динамику их развития. Период, за который обобщаются данные о хозяйственной деятельности, может быть сокращен до дня и даже времени совершения каждой операции.

Возникают и межфункциональные комплексы задач управления. Так в типовых проектах по учету труда и заработной платы одновременно предусмотрена выписка различных платежных документов по платежам в фонды – платеж поручений по оплате подоходного налога, отчислений в пенсионный фонд, на медицинское и социальное страхование, в фонд занятости. То есть реализация такой программы объединяет и расчет заработной платы, и финансово- расчетные операции.
14. Предпосылки автоматизации бухгалтерского учета. Требования к бухгалтеру
Предпосылки автоматизации бухгалтерского учета

- наличие большого объема трудоемких и рутинных работ

-решение задач по относительно несложным алгоритмам с преобладанием логических и арифметических операций

-наличие строго определенных элементов метода( двойная запись, документация, оценка, инвентаризация) ,что создает единую информационную базу для любого предприятия

-сплошное и непрерывное отражение хозяйственных операций .

-требования внешних пользователей (Пенсионный фонд, налоговые органы), которым бухгалтерия должна представлять отчеты в электронной форме,

-снижение стоимости персональных ЭВМ, что делает их применение достаточно эффективным в бухгалтерском учете.

Результатом автоматизации является создание информационных задач - отчетов (периодических и по запросу), которые являются информацией для внешнего и внутреннего пользования.

Особенности задач данной группы:

-законодательно предписанное каждой форме отражение в учете хозяйственных операций

-решение только хорошо структурированных задач

-выполнение основного объема работ а автоматизированном режиме с минимальным участием человека

-наличие очень детальных данных, подлежащих обобщению и систематизации.

Требования к бухгалтеру

Бухгалтер должен умет выполнять следующие работы

-составить рабочий план счетов с выделением субсчетов и аналитических счетов

-составить локальные классификаторы массивов справочной информации- подразделений, сотрудников, товаро- материальных ценностей, поставщиков, покупателей).

-осуществлять процесс кодирования ил процесс присвоения новых условных обозначений. Примером кодового обозначения является идентификационный номер налогоплательщика, включающий 10 знаков(первые два – территория, вторые два – номер государственной налоговой инспекции, остальные – номер налогоплательщика и контрольный разряд). В машине хранится справочник работающих

-проанализировать и усовершенствовать документооборот по каждому участку учета, по каждому АРМ. По возможности использовать унифицированные формы документов. Формы документов, которые в программе отсутствуют, придется формировать и вводит дополнительно.

-автоматизировать ввод в компьютер многих однотипных бухгалтерских корреспонденций, предусмотреть возможность и ручного ввода корреспонденций.


15. Классы и возможности современных систем автоматизации
Классы бухгалтерских систем

1. Мини- бухгалтерии (программы ИнфоСофт, Инфин) не имеют специализации, предназначены для бухгалтерий численностью 1-3 человека. Обеспечивают ввод и обработку бухгалтерских записей, печать первичных документов и отчетности.

2. Универсальные системы (или интегрированные бухгалтерии). К ним относятся программы 1-С, Инфин, Атлант, БЭСТ. Предусмотрена автоматизация всех основных разделов учета. Численность бухгалтерии невелика. Имеют развитую аналитику, реализуют основные компоненты натурального учета. Обеспечивают ведение учета труда и заработной платы.

3. Комплексные системы (программы Парус, Новый Атлант, Галактика) - предполагают разделение функций между сотрудниками. Для бухгалтерий численностью не менее 10 человек. Это – комплекс программ, имеющих сетевую архитектуру, обеспечивают полную реализацию функций, характеризуются адаптируемостью.

4. Управленческие системы (программы Новый Атлант, Цефей, SAP,Oracl)- для подразделений бухгалтерского и финансового учета и финансового менеджмента. Обеспечивают управленческий учет, планирование, настройку на клиента, открытость архитектуры, масштабируемость.
Возможности бухгалтерских систем

Современная программа бухгалтерского учета обеспечивает:

-автоматизацию всех участков бухгалтерского учета

-ведение синтетического и аналитического учета применительно к потребностям предприятия

-возможность автоматической печати первичных и выходных документов

-полную настраиваемость, возможность изменять и дополнять план счетов,

-автоматический и ручной ввод бухгалтерских операций,

-использование различных справочников,

-ведение учета для нескольких предприятий и другие.

Информационные системы в экономике
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации