Шубенкова Е.В., Миргород Е.Е. Экономика труда - файл n1.doc

приобрести
Шубенкова Е.В., Миргород Е.Е. Экономика труда
скачать (815 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc815kb.23.08.2012 18:35скачать

n1.doc

  1   2   3   4



Министерство образования Российской Федерации

Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова

Кафедра управления человеческими ресурсами
ЭКОНОМИКА ТРУДА

в схемах и таблицах
Учебно-наглядное пособие

Москва 2003

Министерство образования Российской Федерации

Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова

Кафедра управления человеческими ресурсами
ЭКОНОМИКА ТРУДА

в схемах и таблицах
Учебно-наглядное пособие
Допущено учебно-методическим объединением по национальной экономике

и экономике труда в качестве учебного пособия для студентов,

обучающихся по специальности 060200 «Экономика труда» и другим

экономическим специальностям

Москва 2003

Составители: канд. экон. наук Е.В. Ш у б е н к о в а

канд. экон. наук Е.Е. М и р г о р о д
Рецензенты:


Экономика труда в схемах и таблицах. Учебно-наглядное пособие / Сост. Е.В. Шубенкова, Е.Е. Миргород. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2003. ___с.

В учебном пособии в сжатом, структурированном виде представлены основные темы учебной дисциплины «Экономика труда».

Для студентов, обучающихся по специальности 060200 «Экономика труда» и другим экономическим специальностям.

Содержание



Тема 1. Предмет и задачи дисциплины, основные понятия о труде………………….
Тема 2. Трудовой потенциал и трудовые ресурсы общества………………………….
Тема 3. Занятость населения и рынок труда…………………………………………….
Тема 4. Производительность (эффективность) труда…………………………………..
Тема 5. Качество и уровень жизни населения…………………………………………..
Тема 6. Вознаграждение за труд – важнейший источник доходов и стимул труда…..
Тема 7. Социальное партнерство в сфере труда…………………………………………
Тема 8. Международное регулирование социально-трудовых отношений……………
Тема 1. Предмет и задачи дисциплины, основные понятия о труде

Лекции № 1, №2

Предметом дисциплины "Экономика труда" являются трудовой потенциал общества и пути его наиболее рационального использования в интересах повышения эффективности общественного производства и обеспечения достойного качества жизни.

Труд – это целесообразная деятельность человека и общества, направленная на сохранение и приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда всегда связан с затратами физической и психической энергии, с затратами ресурсов. Труд является одним из главных факторов производства, наряду с землей (природными ресурсами), капиталом, предпринимательством. Труд – естественное условие человеческой жизни, он позволяет человеку стать личностью, творцом ноосферы, производить материальные и духовные блага и получать прибавочную стоимость. Труд является процессом самоуправляемым и управляемым извне (менеджером, инженером, мастером).

Рабочая сила - способность к труду, т.е. совокупность свойств, характеристик человека (в том числе наличие определенных физических и духовных способностей, навыков, умений и т.п.), необходимых ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности, и используемых им в ходе трудовой деятельности.

Иногда под рабочей силой подразумеваются работники, и реальные и потенциальные, т.е. практически те же трудовые ресурсы. Нередко это понятие используется в узком смысле – как общее число работников, чаще в какой-либо отрасли народного хозяйства.

Содержание труда - совокупность его элементов, которые определяются профессиональной принадлежностью работ, их последовательностью, составом, сложностью, структурой, целью.

Под характером труда обычно понимают особенности его функционирования, независимо от содержания труда, его общественную форму; труд свободный и принудительный; индивидуальный и коллективный; личный и общественный; умственный и физический; содержательный и малосодержательный; тяжелый и легкий; престижный и непрестижный; опасный и безопасный.



Рис. 1.1. Функции труда

Общественная организация труда – это социально-экономические отношения, характеризующие форму социальной организации труда в обществе и охватывающие отношения по поводу привлечения членов общества к труду, разделения и кооперации труда, воспроизводства рабочей силы и ее подготовки, распределении материальных благ. В различных общественно-экономических формациях и типах цивилизации общества имеют место свои особенности этих отношений.

Разделение труда – это обособление деятельности отдельных работников и их групп в процессе труда. Благодаря разделению труда повышается профессиональная дееспособность работников. Возрастает производительность труда, совершенствуются орудия производства и технология.

Различают три вида разделения труда: общее, частное и единичное.

Предпринимательство характеризуется - инициативная хозяйственная деятельность субъектов собственности в рамках существующих законов, направленная на создание экономических и организационных условий для производства продукции, сбыта товаров, осуществления коммерческих операций, оказания услуг с учетом интересов производителя и потребителя в целях получения прибыли; социально-активный вид трудовой деятельности, основанный на самозанятости и инициативе отдельного лица или группы лиц, труд творческий, интеллектуальный, связанный с поиском и реализацией организационных решений технических, производственных и социально-экономических задач в условиях присущего рыночным отношениям риска.

Тема 2. Трудовой потенциал и трудовые ресурсы общества

Лекции № 3, №4, №5


Трудовой потенциал общества – совокупная общественная способность к труду, потенциальная трудовая дееспособность общества.

Структура трудового потенциала общества включает в себя: трудовой потенциал личности; трудовой потенциал коллектива предприятия, организации, фирмы; трудовой потенциал отрасли, региона и т.д.

Качественная сторона трудового потенциала общества характеризуется:

Количественная сторона трудового потенциала выражается численностью трудоспособного населения и ресурсами рабочего времени (потенциальным фондом рабочего времени).

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно полезной деятельности.

К трудовым ресурсам относятся лица трудоспособного возраста за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях (основная часть), а также фактически работающие лица нетрудоспособного возраста (дополнительная часть трудовых ресурсов). За последние три года средняя численность трудовых ресурсов страны составила 84,1 млн. человек.

Границы трудоспособного возраста устанавливаются государством. В РФ нижняя граница – 16 лет, верхняя – 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин.

Демографическая ситуация в России характеризуется следующими явлениями и процессами:

  1. Крайне низкая рождаемость;

  2. Относительно высокий уровень смертности населения;

  3. Естественная убыль и депопуляция (абсолютное уменьшение численности) населения;

  4. Сверхсмертность мужчин в рабочем возрасте;

  5. Относительно низкие показатели продолжительности жизни населения (относительно развитых стран) и очень большая их разница у женщин и мужчин;

  6. Старение население и трудовых ресурсов.

Таблица 2.1.

Показатели естественного движения населения




1990

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Численность населения (на конец года), млн.человек

148,2


147,1


146,7


146,3


145,6


144,8


144,0

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет:






















все население

69,2

65,9

66,6

67,0

65,9

65,3

65,3

мужчины

63,8

59,8

60,8

61,3

59,9

59,0

59,0

женщины

74,3

72,5

72,9

72,9

72,4

72,2

72,3

Общий коэффициент рождаемости (на 1000 человек населения)


13,4


8,9


8,6


8,8


8,3


8,7

9,1

Общий коэффициент смертности (на 1000 человек населения)


11,2


14,2


13,8


13,6


14,7


15,4

15,6

Естественный прирост, убыль (-) населения, тыс.человек


332,9


-777,6


-755,9


-705,4


-929,6


-958,5

-943,3

на 1000 человек населения

2,2

-5,3

-5,2

-4,8

-6,4

-6,7

-6,5

Коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте (на 100 000 чел. населения соответствующего возраста)



488,2



710,0



633,2



611,5



676,2



730,9

747,8

Коэффициент младенческой смертности (на 1000 родившихся живыми)


17,4


17,4


17,2


16,5


16,9


15,3

14,6

Коэффициент детской смертности (до 5 лет; на 1000 родившихся)


21,3


21,3


21,1


20,2


21,0


19,3

18,4


Таблица 2.2.

Распределение численности постоянного населения России

по возрастным группам

Годы


Численность постоянного населения РФ на начало года

В том числе население в возрасте,

%

млн.

человек

%

Моложе трудо-способного

В трудо-способном возрасте

Старше трудо-способного

1989

147,0

100

24,5

57,0

18,5

1991

148,2

100

24,3

56,7

19,0

1995

147,9

100

22,9

56,9

20,2

1997

147,1

100

22,0

57,3

20,7

2001

146,1

100

20,1

59,6

20,3


Тысяч человек

5
0

Рис. 2.1. Возрастно-половая структура населения на 1 января 2002 г.
Миграция населения (рабочей силы)это процесс перемещения населения (трудоспособного населения) через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.



Рис. 2.2. Типы, виды и функции миграции

Таблица 2.3.

Международная миграция (чел.)




1992

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Прибыло

в РФ

926020

1146735

842050

631592

583260

495304

367197


350876



187413

Выбыло

из РФ

673143

337121

369600

288048

234284

216691

237967


161046



137573


При определении интенсивности и результатов естественного и механического движения населения рассчитываются следующие показатели: общий коэффициент рождаемости (Кр), общий коэффициент смертности (Ксм), коэффициент естественного прироста (Кпр.ест), коэффициент интенсивности миграции по прибытию (Кпрб), коэффициент интенсивности миграции по выбытию (Квб), коэффициент общей (валовой) миграции (Квм), сальдо миграции (механического движения населения) (МС), коэффициент сальдо миграции (механического движения населения) (Кмс).

(1)

где Р - число родившихся за год на определенной территории; - средняя численность населения соответствующей территории (полусумма численности на начало и конец года);

(2)

где У - число умерших за год на определенной территории;

Кпр.ест=Кр-Ксм ; (3) ; (4)

Сальдо миграции и валовая миграция рассчитывается по формулам:

МС=Чпрб-Чвб (7) или МС=О-Е (8); ВМ=Чпрб+Чвб (9)

Интенсивность миграции характеризуется относительными величинами: коэффициентом прибытия, коэффициентом выбытия, коэффициентом валовой миграции, коэффициентом миграционного прироста населения:

(5)

где Чпрб – численность прибывших за год на данную территорию;

(6)

где Чвб – численность выбывших за год с данной территории.

(9) (10)

Система образования в России представляет собой совокупность взаимодействующих:

  1. преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

  2. сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

  3. органов управления образование и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В России реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

  1. общеобразовательные (основные и дополнительные);

  2. профессиональные (основные и дополнительные).

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

  1. начального профессионального образования;

  2. среднего профессионального образования;

  3. высшего профессионального образования;

  4. послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

Формы получения образования: в образовательном учреждении – очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; формы семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Основной задачей дополнительного образования в пределах каждого уровня профессионального образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста.

На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы:


Таблица 2.4.

Уровень образования населения РФ
Показатель

1989

1994

Высшее

113

133

Незаконченное высшее

17

18

Среднее специальное

192

219

Среднее общее

274

285

Неполное среднее

210

202

Начальное

129

100


Таблица 2.5.

Показатели развития системы образования в РФ




1990

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Число государственных дневных общеобразовательных учреждений


67571


68259


67862


67321


66943


66428

66171

В них численность учащихся, тыс. человек


20328


21682


21683


21429


20826


20013

19363

Число государственных средних специальных учебных заведений


2603


2608


2593


2584


2576


2589

2595

Численность студентов в государственных средних специальных учебных заведениях на 10 000 человек населения



153



134



137



141



148



160

167

Число государственных высших учебных заведений


514


573


578


580


590


607

621

Численность студентов государственных высших учебных заведений на 10 000 человек населения



190



190



208



229



256



294

332




  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации