Душков Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика - файл n1.doc

приобрести
Душков Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика
скачать (745.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc746kb.10.06.2012 06:40скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40
Энциклопедический словарь:

Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. /Под ред. Б.А. Душкова. 2000. С.

А

АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ (от греч. — стечение) — совокуп­ность адаптационных реакций организ­ма, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные

по силе и продолжительности неблагоп­риятные воздействия (стрессоры). Фун­кциональное состояние, возникающее под действием стрессоров, называется стрессом. Понятие А. с. было предложе­но в 1936 г. канадским физиологом Г Селье. В развитии А. с. выделяют три ста­дии: стадия тревоги, продолжающаяся от нескольких часов до двух суток и вклю­чающая фазы шока и противошока, на последней из которых происходит моби­лизация защитных реакций организма; стадия сопротивляемости, характеризу­ющаяся повышением устойчивости орга­низма к различным воздействиям; далее наступает л ибо стабилизация состояния и выздоровление, либо стадия истоще­ния, которая может окончиться гибелью организма.

АДАПТАЦИЯ (от лат. а(3ар1о — приспо­собляю) — приспособление строения и функций организма и его отдельных ор­ганов к меняющимся условиям (обще­природным, производственным и соци­альным) среды. Процессы А. направлены на сохранение гомеостаза. По времени протекания различают быструю-кратков­ременную и медленную-долговременную А. По механизмам протекания различают физиологическую А,, сенсорную К. (изме­нение чувствительности анализаторов), социальную А. (приспособление к услови­ям социальной среды), производствен­ную А. (приспособление к условиям тру­да). Адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значи­тельной интенсивности имеют ряд общих черт и называются адаптационным синд­ромом. Изменения, сопровождающие А., затрагивают все уровни организма: от мо­лекулярного до психологической регуля­ции деятельности. Решающую роль в ус­пешности А. играют процессы трениров­ки, функциональное, психическое и мо­ральное состояние человека. В последние годы в связи с разработкой сложных ки­бернетических систем принято говорить также об А. отдельных технических уст­ройств, промышленных роботов и других высших автоматов.

АДАПТАЦИЯ ЗРЕНИЯ — одна из разно­видностей сенсорной адаптации, заключа­ющаяся в приспособлении глаза к различ­ным условиям освещения. Различают А. э. к свету и к темноте.

АЛЬФА-РИТМ — ритмические колеба­ния потенциала электроэнцефалограммы частотой 8—13 Гц и средней амплитудой 30—70 мкВ, характерных периодическим усилением и ослаблением. А.-р. выражен преимущественно в задних отделах голов­ного мозга при закрытых глазах в состоя­нии относительного покоя при расслаб­ленной мускулатуре. У 15—20 % испытуемых А.-р. отсутствует. А.-р. блокируется при открывании глаз, действии внешних, особенно световых, раздражителей, уси­лении внимания и умственных нагруз­ках. Реакция блокады А.-р. используется при изучении восприятия, внимания, мыслительной деятельности и т п. Уста­новлена связь характеристик А.-р. с рядом свойств нервной системы (динамичность. сила) и некоторыми чертами личности.

АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОС­ТИ — изучение рассмотрение деятель­ности, основанные на ее расчленении на составные части, определяющий входя­щих в нее элементов, разборе ее основ­ных свойств. Наиболее разработанная методика системного А. т. д, предложена В. Д. Шадриковым. Она опирается на методологию системного подхода и пред­полагает А. т.д. на нескольких уровнях. Уровень личностно-мотивационного ана­лиза предполагает изучение системы по­требностей личности, с одной стороны, и возможностей их удовлетворения, зало­женных в особенности профессии, — с другой. Степенью взаимосоответствия этих двух аспектов определяется уровень мотивации трудового поведения. На уров­не компонентно-целевого анализа вскры­ваются цель и значение каждого действия в общей структуре трудовой деятельности. При этом должна рассматриваться не толь­ко внешняя сторона, но и внутренняя, свя­занная с реализацией психических свойств работника и психических процессов, уча­ствующих в выполнении действий. На уровне структурно-функционального ана­лиза изучаются принципы организации и механизации взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятель­ности. При этом вскрываются связи меж­ду отдельными действиями, их значи­мость и вес. На уровне информационного анализа выявляются те признаки, ориен­тируясь на которые работник выполняет трудовые действия, устанавливаются спо­собы получения работником информа­ции, необходимой для деятельности, изу­чается организация информационного потока во времени и т. п. На психофизио­логическом уровне проводится изучение физиологических систем и процессов, опосредствующих деятельность. Большое значение при этом придается анализу активационных и информационно-энерге­тических процессов. Уровень индивиду­ально-психологического анализа предла­гает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств.

В результате сочетания всех перечислен­ных уровней описания деятельности она представляется как многоуровневое поли­структурное образование. При этом сис­темный анализ требует рассматривать лю­бое явление в развитии, что по отноше­нию к профессиональной деятельности выступает, в частности, как требование изучения процесса овладения деятельно­стью, становления профессионального мастерства. Дальнейшая разработка мето­дов системного А. т д. требует конкрети­зации приемов выявления существенных связей изучаемых структур и их динами­ки. В качестве одного из таких приемов можно использовать регистрацию психо­логических свойств, синхронно проявля­ющихся и воздействующих друг на друга при совершении того или иного дей­ствия, В результате строится матрица свя­зей, которую можно вырезать графичес­ки в виде структуры профессионально-важных работника (структурограмма).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации