Кадыров, Коровина и др. Культурология - файл n1.doc

приобрести
Кадыров, Коровина и др. Культурология
скачать (99 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc604kb.03.10.2007 15:36скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Уфимский государственный авиационный технический университет

Культурология

Учебное пособие


УФА 2006
Составители: А.М. Кадыров, С.В. Коровина, О.Б. Феклина,

А.М. Шаяхметова
УДК 651 (07)

ББК 65.050.2 (я7)
Культурология. Учебное пособие / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т; Сост.: А.М. Кадыров, С.В. Коровина, О.Б. Феклина, А.М. Шаяхметова. – Уфа: УГАТУ, 2006. – 123 с.
Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология», соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Объективно растет роль культуры в регулировании поведения человека. Культура определяет его цели, идеалы, образ жизни, решает проблемы культурной идентичности, исторической преемственности, выявляет более тонкие механизмы общественного движения и становится основным условием прогресса общества. В пособии даны тематика изучаемых проблем, планы семинаров, рекомендуемая литература к ним, темы докладов и требования к публичному выступлению на семинаре, вопросы для самопроверки. В помощь студентам приведены справочные статьи, словарь важнейших терминов и понятий по культурологии.

Учебное пособие предназначено для всех студентов УГАТУ, изучающих дисциплину «Культурология».
Рецензенты: доктор истор. наук, профессор Верещагин А.С.

канд. истор. наук, доцент Алдашова Е.Н.
Библиогр. назв. 94

© Уфимский государственный авиационный

технический университет, 2006

Содержание


1. ВВЕДЕНИЕ 5

2. ТЕМАТИКА ИЗУЧАЕМЫХ ПРОБЛЕМ И ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО КУРСУ “КУЛЬТУРОЛОГИЯ” 9

2.1 СЕМИНАР 1 9

2.1.1 Введение. Предмет культурологии. Культура как социально -историческое явление 9

2.1.2 Темы докладов 10

2.1.3 Вопросы для самопроверки 10

2.1.4 Справочные статьи и основные понятия 10

2.2 СЕМИНАР 2 23

2.2.1 .Развитие представлений о культуре в отечественной и зарубежной культурологии 23

2.2.2 Темы докладов 25

2.2.3 Вопросы для самопроверки 25

2.2.4 Справочные статьи и основные понятия 25

2.3 СЕМИНАР 3 35

2.3.1 Мировая культура 35

2.3.2 Темы докладов 37

2.3.3 Вопросы для самопроверки 37

2.3.4 Справочные статьи и основные понятия 38

2.4 СЕМИНАР 4 60

2.4.1 Отечественная культура 60

2.4.2 Темы докладов 63

2.4.3 Вопросы для самопроверки 64

2.4.4 Справочные статьи и основные понятия 64

2.5 СЕМИНАР 5 81

2.5.1 Религия и культура 81

2.5.2 Темы докладов 82

2.5.3 Вопросы для самопроверки 83

2.5.4 Справочные статьи и основные понятия 83

3. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 106

4. ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ НА
СЕМИНАРЕ 110

4.1 Рекомендации для докладчика 110

4.2 Правила произнесения речи перед публикой 111

5. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ “КУЛЬТУРОЛОГИЯ” 115

5.1 Требования к реферату 117

5.2 Оформление реферата 117

5.3 Рекомендации по структуре реферата 118

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ “КУЛЬТУРОЛОГИЯ” 119

6.1 Основной 119

6.2 Дополнительный 122

7. КЛЮЧ К ИТОГОВОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ 125

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126



1.ВВЕДЕНИЕ


В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования студенты изучают учебную дисциплину «Культурология». Термин «культурология» вошел в научный оборот в первой половине ХХ в. Его возникновение связано с именем американского культурантрополога Л. Уайта. Он считал, что это наука, имеющая самостоятельное значение, не совпадающая ни с социологией, ни с психологией.

Культурология отличается от других дисциплин, во-первых, синтетическим характером, она, как и философия, охватывает всю совокупность выработанного человечеством духовного опыта и актуализирует его в соответствии с потребностями и интересами сменяющих друг друга поколений; во-вторых, культурология характеризуется непосредственной гуманистической направленностью, она обращена к внутреннему миру личности, испытывающей потребность в духовном совершенствовании.

Культурологический подход в настоящее время становится одним из наиболее перспективных при изучении общества. Он дает системный взгляд на социум, его главную движущую силу и конечный продукт – личность, позволяет комплексно и c гуманистических позиций оценить различные стороны общественной жизни: экономику, общественное сознание и психологию, социальную организацию, коммуникативную и нормативную сферы. Именно недооценка культуры, гипертрофия “объективных” экономических, социально-классовых, технократических подходов и соответствующая политика с дополняющим идеологическим обеспечением в огромной (возможно, решающей) степени явились причиной краха СССР и всеобъемлющего кризиса современной России.

Отсюда возникают задачи образования – обеспечить преемственность в преподавании гуманитарных наук с пониманием решающей роли культуры в социуме, имея в виду, что для мировых центров образования характерен именно культурологический (антропологический) подход к изучению общества. Решение проблем демократизации жизни, подъема материальной и духовной культуры, нравственности, развития личности и реализация ее творческого потенциала, преодоление ограниченности, да и просто невежества людей, воспитание в человеке ответственного отношения к труду, воспитание умения общаться – невозможно вне русла общечеловеческой культуры, мирового цивилизационного процесса.

В настоящее время культурологическая подготовка призвана, по мере возможности, восполнять недостаточность школьного обучения и отсутствие традиций классического гуманитарного образования. Культурологическое образование призвано готовить молодежь к целостному пониманию мира, активному его преобразованию, способствовать осмыслению его как совокупности культурных достижений человечества, помогать взаимопониманию, общению представителей различых культур.

В изучении культурологии выделяются следующие блоки:

1. Теоретический. В ходе его освоения студенты должны получить представление об основных теориях культуры (предмет, основные понятия, структура и функции культуры), а также о главных школах, направлениях, концепциях в культурологии.

2. Исторический. Он включает два раздела – историю мировой и отечественной культуры, в том числе и своего края. В изучении первого раздела главное внимание уделяется европейской культуре. Вместе с тем студенту важно увидеть многообразие, “полифонизм” мировых культур. Отсюда возникает необходимость реконструкции многовариантного генезиса культуры, рассмотрение основных типов древних культур На этом фоне становится возможным выявление своеобразия и уникальности европейской (античной) культуры. В изучении второго раздела важно выявить собственную логику развития российской культуры, ее самобытность, разумеется, в сравнении с западной.

Задача исторического блока – обогащение внутреннего мира студента как личности историко-культурными ценностями, достижение более высокого уровня развития его творческих сил. Поэтому предполагается давать материал наиболее полно характеризующий творческую ценность человека в социокультурном процессе.

Наиболее перспективным для достижения этой цели представляется обращение к художественной культуре. Художественная культура открывает широкие возможности понимания студентами универсальных проблем, имеющих непосредственное отношение к каждому человеку, таких как смысл жизни и счастья, добро и зло, любовь и ненависть, честь и достоинство и т. п. Они являются вечными для любого этапа истории и для каждого человека. Также важно раскрытие закономерностей становления культурно-творческих характеристик личности, акцентирование внимания на духовном творчестве человека в области науки, техники.

Проблемный. В этот блок включены актуальные проблемы развития культуры ХХ века. Среди них выделены культурологические аспекты глобальных проблем современности, социально-культурных последствий НТР, изменения места и роли культуры в развитии человечества, проблемы взаимодействия массовой и элитарной культуры.

При изучении культурологии главной целью является изучение студентами теории и истории культуры. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: знать место культурологии в системе гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта и предмета, основные разделы культурологии, историю ее формирования как научной дисциплины; иметь представление об основных современных культурологических школах, направлениях; уметь охарактеризовать формы и типы культур и цивилизаций, основные этапы развития мировой культуры; знать историю культуры России, понимать и уметь объяснить ее место в системе мировой культуры и цивилизации; приобрести опыт использования культурного наследия в республике, крае, области, районе и уметь ориентироваться в культурологической художественно-эстетической и нравственной проблематике, вести себя в жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми к интеллигентной и профессионально грамотной личности.

Кафедра истории Отечества и культурологии УГАТУ подготовила учебное пособие, которое включает в себя планы семинаров, справочные статьи и основные понятия, темы докладов. Для самостоятельной работы студентов к семинарам предложена литература, которая имеется в библиотеке УГАТУ в Уфе и в филиалах. Учебное пособие позволит студентам глубже осмыслить теоретические и исторические проблемы культуры, расширить их кругозор, поможет выработать у студентов исследовательские навыки и повысить культуру мышления.


  1   2   3   4   5   6   7


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации