Шпаргалки по основам экологии и экономике природопользования - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалки по основам экологии и экономике природопользования
скачать (314.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc315kb.23.08.2012 11:45скачать

n1.doc

  1   2
51.Принципы и критер гос экол экспертизы. Государственная экологическая экспертиза проводится в соответствии со следующими основными принципами: - приоритета охраны жизни и здоровья человека; - законности, научной обоснованности и гласности; -комплексной оценки социальных, природоохранных, экономических и других аспектов планируемой хозяйственной и иной деятельности; - учета суммарного воздействия вредных веществ, выбрасываемых (сбрасываемых) в окружающую среду, и других воздействий на нее в результате осуществляемой и планируемой хозяйственной и иной деятельности; - независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий.

52.Субъекты и объекты экол экспертизы. Субъектами государственной экологической экспертизы являются заказчики (инициаторы планируемой хозяйственной и иной деятельности) и эксперты (экспертные комиссии). Заказчиками (инициаторами планируемой хозяйственной и иной деятельности) выступают физические и юридические лица, включая иностранные, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории Республики Беларусь. Экспертами, осуществляющими государственную экологическую экспертизу, выступают должностные лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов. Для проведения государственной экологической экспертизы наиболее сложных проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами могут создаваться экспертные комиссии с привлечением высококвалифицированных специалистов. Объектами государственной экологической экспертизы являются: - концепции, программы (в том числе инвестиционные) и схемы отраслевого и территориального социально-экономического развития; - схемы комплексного использования и охраны природных ресурсов; - градостроительная документация (генеральные планы городов и населенных пунктов, проекты и схемы детальной планировки); - обоснования инвестиций в строительство, проектная документация (архитектурный, строительный проекты и др.) на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию, изменение профиля производства, ликвидацию объектов и комплексов независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Объектами государственной экологической экспертизы могут быть и иные проектные решения планируемой хозяйственной и иной деятельности, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду.

56. Ранжирование экол проблем по степени риска. Экологич риск характ-ся как отклонение от общепризнанных принципов и норм отношений человека, хозяйствующих субъектов, общества и гос-ва к окруж прир среде, а также от норм соц отношений возник-х между ними. Оценка экологических рисков – выявление и оценка вероятности наступления событий, имеющих неблагоприятные последствия для состояния окружающей среды, здоровья населения, деятельности предприятия и вызванного загрязнением окружающей среды, нарушением экологических требований, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Сегодня общество стремится к постепенному преобразованию подходов, основанных на понятии "вред" к  основанным на понятии "риск" - количественной и качественной аспектной оценке и прогнозу возможных отклонений. "Различия между понятиями "риск" и "вред" достаточно размыты, но их легко рассмотреть на простом примере - кислота наносит вред здоровью человека при непосредственном контакте. Но степень вреда зависит от условий контакта. Если кислота сильно разбавлена - риск минимален, но вредные свойства вещества остаются неизменными." - Робин Фэйрмен, Исследовательский центр мониторинга и оценки, Лондон. Оценка экологических рисков помогает: выявлять потенциально возможные экологические риски, устранять или минимизировать их; прогнозировать наступление неблагоприятных последствий, предупреждать или минимизировать вероятность их наступления; получать количественные и качественные показатели неблагоприятных последствий; предупреждать аварии, причинение вреда здоровью населения, компонентам окружающей среды, нанесение ущерба репутации предприятия

34. 35. Экологич паспорт предприятия -нормативно-технический документ, содержащ характеристику взаимоотношений предпр-я с окруж средой. Содержит общие сведения о предприятии, используемом сырье, описание технолог схем выработки осн видов прод-и, схем очистки сточных вод и аэровыбросов и т.д., а также перечень планируемых мероприятий, направлен на снижение нагрузки на окруж среду. Экол паспорт пром предпр-я исп-ся в целях гос экологич контроля. Экологич паспорт предприятия предназначен для: осуществления гос контроля по соблюдению юр лицами и ИП нормативов в области охраны окруж среды, в том числе технологич нормативов, и иных требований в области охраны окруж среды; комплексного учета использ-х прир и вторичных ресурсов; опред-я уровня влияния пр-ва на окруж среду; определения соответствия уровня пр-ва наилучшим доступным технич методам. Разработчик экол паспорта предпр-я оформляет экол пасп предпр, а также вносит изменения и дополнения в него. В общих сведениях (первый раздел) указывается взаимное расположение данного предприятия с граничащими характерными объектами. Составляется карта-схема предприятия с нанесением на нее источников загрязнения атмосферы и поверхностн вод, водозаборы, места складир-я отходов, границ санит-защитной зоны, жилых массивов, пром зон, транспортн маги-стралей, сельхозугодий, лесов, зон отдыха и т.д. «Краткая природно-климатическая характеристика» в разделе 2.3 должна содержать в виде таблицы метеорологич характеристики и коэффициенты, определяющ условия рассеив-я загрязняющ вещ-в в атмосфере для облегчения дальнейших расчетов. Нумерация источников от года к году не должна изменяться. При появл нового источника ему присв-ся номер, ранее не использовавшийся в отчетности. При ликвидации источника его номер в дальнейшем в отчетности не прим-ся. Всем организованным источникам присваиваются номера в пределах от 0001 до 5999, а всем неорганизованным источникам — в пределах 6001 до 9999. Составленный предприятием экол паспорт по требованию местн органов надзора может быть направлен на экспертизу.

32. Методы управления природопольз-м и природоохр деят-ю. Прир-польз-е - один из самых сложн объектов управл-я, оно нах-ся на стыке взаимод-вия естеств и обществ проц-в. В управлении прир-м исп различн методы воз­действия на коллективы предпр-й и орган-й, отдельн работников и население страны. Среди них наиб широко распростр админист­р-правовые, организацион, социально-психологич и эконо­мич методы управления. Все эти методы в управлении прир-ем должны примен комплексно, в системе, при приоритете эконо­мич методов управления. Административно-правовые методы управл-я заключ в разра­ботке и издании прав и администр актов, регулир-х орга­низацию и управление в сфере прир-польз-я, права и обяз руководящ работников, должностных лиц и насел-я страны по эконом­ному использ-ю и воспр-ву прир ресурсов и обеспечению равновесия в прир среде. Организационные методы обеспеч-т распред-е функций в сфере управл-я, поддержание технологич дисциплины, контр, рационализацию упр-я на основе достиж-я науки и техники. Социально-психологич методы управ представл собой сис­тему средств соц и психологич воздействия на коллективы предпр-й и организ-й, отдельных работников и население данного р-на с целью обеспеч благопр-х погодн условий проживания чел-ка, снижения заболеваемости населения, увеличение продолжит-ти жизни людей и способности их к труду. Экономич методы управления прир-польз-м заключ-ся в широком исп-нии системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономич стимулирования, кредитов и т.п. Система цен, тарифов, платежей и штрафов призвана: обеспеч-ть рацион и комплексное использ-е минеральн и др ресурсов; охрану и воспр-во окруж прир среды. При исп экон методов отпадает необход-ть прину­ждения коллективов и отдельн раб-в предпр-й к снижению потерь полезн ископ-х при добыче и переработке, к восстан-ю нарушен земель, очистке сбрасыв-х в водоемы вод и выбросов в атмосферу. Эти задачи реш на основе использ-я системы экон стимулирования рац прир-польз-я. Конечн результ работы предпр должны быть тесно увязаны с эффект-ю проводимых ими прир-охр меропр, чтобы кажд трудов коллект, и кажд раб-к были заинтерес-ны в соблюдении требований природоохранительн законодат-ва.
57.58. Экономич стимулирование. Экономич методы управления прир-польз-м заключ-ся в широком исп-нии системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, кредитов и т.п. Система цен, тарифов, платежей и штрафов призвана: обеспеч-ть рацион и комплексное использ-е минер и др ресурсов; охрану и воспр-во окруж прир среды. При исп экон методов отпадает необход-ть прину­ждения коллективов и отдельн раб-в предпр-й к снижению потерь полезн ископ-х при добыче и переработке, к восстан-ю нарушен земель, очистке сбрасыв-х в водоемы вод и выбросов в атмосферу. Эти задачи реш на основе использ-я системы экон стимулирования рац прир-польз-я. Конечн результ работы предпр должны быть тесно увязаны с эффект-ю проводимых ими прир-охр меропр, чтобы кажд трудов коллект, и кажд раб-к были заинтерес-ны в соблюдении требований природоохранительн законодат-ва. Экономич рычагами могут быть: 1.плата за польз прир ресурсами; 2.компенсац платежи за выбытие прир рес-в из целевого исп-я или за ухудш-е кач-ва этих рес-в; 3.плата за загрязн окруж среды и размещ отходов; 4.налог на выпуск экологич опасн прод-и и прим эколог опасн технол-й; 5.льготы по налогооблож; 6.политика компенс-и; 7.метод ускоренной амортизац природоохран оборуд-я; 8.залоговая система; 9.кредитн отнош-я; 10.создание страх фондов охраны окруж среды; 11.эколог лизинг; 12.продажа квот на выброс вредн вещ-в и т.п. Экономич инструменты, с одной стор, имеют высокую эффект-ть с точки зрения экономии экологич затрат, дают самостоят определения предпр-ми стратегии природоохран меропр-й. Но с друг стор, имеют высокую чувствит-ть к инфляционным процессам, возникает риск снижения конкурентосп-ти и др.След отметить, что ни один из инструм-в экологич регулир-я не облад какими-то бесспорн достоин-ми.
30.Управление прир-польз-м в усл рынка +см. вопр 32. Все возрастающ роль в обеспечении охраны окруж прир среды и рацион-м исп-и прир ресурсов играют методы оптимизации управленч решений. Они основаны на шир исп-и экон-математич мет-в, сетевых моделей, автоматизир систем управления и ЭВМ в разработке. С их пом разраб-т модели охраны природы в зоне действия пром предпр-й, рег-в страны и водн бассейнов. Подобн модели позв-т набл-ть будущ ситуа­ции, анализ-ть влияние различн проектов и решений на сост-у прир среды, вносить коррективы и предложения по предупрежд-ю послед-й. Предпр-я внос плату за прир ресурсы согласно установл-м нормативам, кот предусм-т плату за право польз-я, за воспр-во и охрану прир ресурсов, за выбросы загрязняющ ве­щ-в. При превыш пред допуст-х выбросов загрязняю­щ вещ-в, платежи взимают в кратн размере, исходя из затрат на лик­вид загрязн-я. Ср-ва, взимаем с предпр-й и орган-й за загрязнен окру­ж среды и нерацион исп-е прир рес-в, на­пр-ся на вып-е прир-охр мероприятий. Мех-м эк регулир-я должен предст-ть целостную сов-ть методов и инструм-в управления прир-польз-м. В свою очередь, мех-м управления прир-польз-м предст собой звено мех-ма управления экон-й в целом; поэт необход ещё согласование методов соц-экономич и экологич управления. Но конкретные методы экологич регулир-я опред-ся особен-ми сферы прир-польз-я и охраны окруж среды:1.длит-ть осн-х воспроизвод-х проц-в в прир-польз-и и переплетением эконом и естествен проц-в;2.спецификой отношений собств-ти на ресурсы природы;3.спецификой рыночн отнош-й в экологич сфере и существ-й ролью гос-ва в управлении прир-польз-м. Эффективн хоз механизм прир-польз-я должен учит вышеперечисл особ-ти и опираться как на админ-контрольные, экономич (включая и рыночн, финанс-налог), так и на соц-политич, психологич, морально-нравств и др инстр-ты. В принципе все экон инстр-ты, включая и рыночно ориентированные, базируются на экологич стандартах, устан-х органами гос управления прир-ем. Это не означает, что гос-во всегда прямо и непосредственно вмеш-ся в процесс прир-ия. Оно может осущ гос контроль на расст-и, тем самым усиливая демократич тенденции, повышая кач-во и гибкость экологич регулир-я.
59. Инструм эколого-экономич регулиров-я.

1. Поощрительные: 1.Льготное налогообложен (экологичных видов продукции). 2.Льготн кредитование и субсидиров экопроектов. 3.Дотации на приобретение природоохранного оборудования. 4.Ускоренные сроки амортизации природоохранного оборудования. 5.Премир-е по результат природоохр деят-ти.

2. Принудительные: 1.Платежи за прир ресурсы. 2.Платежи за выбросы загрязн вещ-в. 3.Платежи за размещ отходов. 4.Штрафы за нарушение природоохран законод-ва. 5.Сокращ субсидирования природоемк и неэкологичн произв-в. 6.Повышенное налогооблож (неэкологичной продукции).

3. Компенсационные:1.Возмещ нанес-го ущерб. 2.Созд-е природоохр фондов.3.Экол страхов-е.

60. Мех-м формир-я и изъятия платежей за польз-е прир рес и выбросы загрязн в-в Центр звеном экон мех-ма прир-польз-я на совр этапе явл система платности, объед платежи за прир ресурсы, выбросы загрязн вещ-в, размещ отходов, а также штрафы и компенс выплаты по возмещ ущербов. Эколог платежи позвол решить след задачи: обесп-ть учет прир фактора в составе произв-х затрат и результ-в, в доходах и расх предпр-й и регионов, где нах-ся и исп-ся ресурсы природы; согласовать интересы предпр сферы прир-я и потребителей естеств ресурсов между собой, а также с интересами нар хозяйства в целом; хотя бы частично возмест ущерб реципиентам от загрязн-я и истощения окруж среды. С этого врем все прир-польз-ли стали облаг-ся экологич налогом, кот состоит из платежей за польз-е прир ресурсами и выбросы загрязн вещ-в в окруж среду. Внесенные суммы налога за прир-ние в пределах установл-х лимитов относ-ся на издержки произв-ва, то есть включ-ся в себест-ть продукции, а сверх установл-х лимитов — изымаются из прибыли, остающейся в распоряж природопольз-лей. Законом РБ "О платежах за землю" были устан ставки платежей за земли с/х назначения, земли насел пунктов и средн ставки зем налога по админ районам. В соотв с Законом "Об отходах пр-ва и потребления" предусм платежи за разме отходов в санкционир-х местах (полигонах или террит-х предпр-й — юр лиц) с дифференциацией в завис-ти от токсичности отходов, а также пром-х радиоакт-х отходов на спец полигонах. Законом "Об охране окруж среды" (1992) регламентир создание внебюджетн фондов охраны природы, одним из осн источников формир-я кот стали платежи за загрязн окруж среды. С этого времени платежи за выбросы загрязн вещ-в, а также за размещ-е тверд отходов стали поступать не в местн бюджеты, откуда они расход-сь чаще всего безадресно, а во внебюджетн фонды охраны природы. Больш-во эколог платежей в РБ — плата за выбросы загрязнений в окруж среду, платежи за размещ отходов, штрафы за наруш природоохр зак-ва, компенсац-е выплаты по возмещ ущерба — сост основн источник формир-я внебюдж природоохр-х фондов всех уровней.

61. Совершенств налог и ценов регулир-я экол сферы. В усл-х перех эк-ки в реализации экол политики все более приоритетными становятся эконом рычаги регулир-я сферы прир-польз-я и – формиров-е эколог ориентир-х налог системы и мех-ма ценообраз-я. Программа экологизации налог системы должна объединять поэтапн реализацию след задач: 1.последоват повышение доли налогов на исп-е прир-ресурсного потенциала в совокупных налог поступлен-х в респ-й и местн бюджеты; 2.расшир-е базы прир-рес-го налогооблож за счет введения налогов на исп-е ассимиляционного потенциала окруж среды; 3.введение акцизов на товары и услуги, потребление которых сопряжено с повыш экологич риском; 4.расширение налог льгот для предпр, осваивающ пр-во экол безопасных изделий. Суть этих преобразований состоит в переходе от существующ преимущественно косвен нал-облож-я к прямому прир-рес-му. Однако трудности переходн периода, связан с отсутствием реальных рын отнош-й, монополизмом отдельн производ-й, высоким уровнем инфляции, затрудняют перестройку налог системы по всем отмеченным выше направлениям. Возможным в ближайшее время предст-ся изменение налогооблож таким образом, чтобы оно реально стимулировало природосберегающие способы хозяйствования.

20. Прир-рес потенциал и его знач в расшир воспроизв-ве Эколог потреб-ти обуславливают необход постоянного воспр-ва разнообр прод-в природы, обеспечив норм-е существ-е общ-ва. В связи с этим разработана теория расширен воспр-ва с учетом природоохр-х мероприятий. Экологически приемлемые условия расш воспр-ва:1.темпы роста добывающ отраслей должны быть ниже темп роста мат-го произ-ва; 2.темпы роста обрабатывающ отраслей благодаря рац-му использ сырья должны превышать темпы роста добывающотраслей; 3.темпы роста безотходного, малоотходн произ-ва, а также изготовления природоохр оборуд-я должны быть выше темпов роста загрязн-х отраслей;

4.темпы роста природовосстанавлив-х отраслей должны быть не ниже темпов роста добывающ отраслей; 5.темпы роста капиталовложений на охрану прир должны быть выше темпов роста капит вложений в мат-ое произ-во. Расширенное воспр-во прир-х ресурсов включ: увелич-е масшт природовосстан-я (лесопосадк, рекультивац земель); рост объемов добычи и переработки прир сырья; комплексное исп-е прир сырья; защита окруж. прир среды. Переход к преимущественно интенсивному типу расш воспр-ва обществ прод-та обеспечив прирост без увеличения потребления прир-х рес-в. Определяющ условием интенсивн типа расш воспр-ва прир рес яв-ся ускор внедрение в произ-во max-но эффект-х ср-в труда–машин, механизмов, технологических линий и т.п.

62. Ущерб от загрязн и истощ окруж среды. Человек воздейств на естествен среду своего обитания не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя прир среду, приспосабл ее для решен своих практич, хоз задач. В силу этого чел деят-ть оказ существ влияние на окруж среду. 20-й век как век НТП существенно усилил эконом давление чел-ка на прир среду. Негативн деят-ть чел-ка по отнош к прир среде проявл-ся объективно в трех взаимосвязанных формах. Это—загрязнение окруж прир среды, истоще прир ресурсов, разруш приро среды. Загрязнение окруж прир среды. Загрязн окруж прир среды счит-ся физико-хим изменение состава прир вещества (воздуха, воды, почвы), которое угрожает сост здоровья и жизни чел-ка, окруж его естеств среды. Загрязн бывает космич — естествен, которое земля в значит кол-ве получ из космоса, от извержения вулканов, и антропогенное, совершен в результате хоз деят-ти чел-ка. Антропогенное загрязнение окруж среды подразд-ся на неск видов. Это пылевое, газовое, химическое, ароматическое, тепловое (изменение температуры воды), что отриц сказ-ся на жизнед-ти водн животных. Источником загрязнения окруж прир среды выступ хоз деят-ть человека (пром-ть, с/х, транспорт). Истощ и разруш прир среды. В рез хоз деят происх постеп истощ прир среды. Потеря лесов — это не только потеря кислор, но и важн экономич ресурсов, необход человеку для даль­нейш деят-ти. Возрастают темпы потребления пресной воды, что ведет к истощению невозобновляемых водных ресурсов, полезн ископ-х. Истощ и загрязн прир среды ведут к разрушению экологич связей, образованию районов и регионов с полностью или частично деградированной прир средой, не способной осуществлять обмен веществ и энергии.

63. Понятие природоохранных затрат. Осущ природоохр деят-ти, направл на поддержание кач-ва среды обитания и защиту природы, требует все возрастающ обществ-х затрат. Все природоохр затраты по их экономич сущности можно подраздел на издержки предотвращения (предзатраты) и экономич ущерб, включающий прямые потери ресурсов природы и затраты на ликвидацию, нейтрализацию и компенсацию уже допущен эколог наруш-й (постзатраты). К экологич издержкам предотвращения (предзатратам) хоз деят-ти относ-ся затраты на мероприятия, проводим либо в источнике загрязнения, либо на путях миграции загрязняющих вещ-в к реципиентам. Они расход-ся по двум основным направлениям: на мероприятия, снижающие выброс вредн вещ-в в окруж среду; меропр, не снижающие выбросы загрязнений, но влияющ на их распростр-е или изолирующие от прямого контакта с реципиентами. К предзатратам в структуре эколог издержек общ-ва относ-ся также расходы: на эколог образование, подготовку кадров, рекламно-издательскую деят-ть эколог-й направленности; научно-исслед-е и опытно-конструкторск работы, в том числе разработку и внедрение новых экологосовместимых технологий; организацию и совершенств-е институтов управл-я природоохр деят-ю, в том числе органов, обеспечивающ эколог контроль, аудит, мониторинг, эколог экспертизу; разработку эколог регламентации хоз деят-ти: правовых, нормат-методич материалов и док-в, экологиче стандартов и т.п.; создание объектов экологич инфраструктуры; экологич модернизацию сферы матер пр-ва. Однако затраты вызывают и отрицат экономич последствия, поскольку отвлекают знач часть трудовых и финанс ресурсов, влияют на рост себест-ти продукции. Одной из актуальных проблем является установление экономич обоснованного уровня издержек предотвращения загрязнения. Экологич затраты, как и любые другие затраты на пр-во, должны окупаться доходами. Затраты на утилизацию отходов приводят к оздоровлению окруж среды, сокращая кол-во загрязнений, что позвол получить доп прибыль благодаря пр-ву полезн прод-и из отходов.
25. Экономика и обеспеч-е кач-ва возд бассейна. Важнейш характерист-й возд бассейна явл его качество. От кач-ва воздуха зависят здоровье людей, состояние раст и жив мира. Привнесение в возд среду к-либо новых вещ-в, не характерных для нее, наз загрязн-м. Основн источниками загрязнен атмосферы явл прир, производств-е и бытовые процессы. Природное, загрязнение происх за счет естеств факторов: пылевых бурь, изверж вулканов, выдуван почв, лесн пожаров. Произв загрязнен образуется в результ деят-ти пром, с/х, строит предпр-й и при работе разл видов трансп-та. На террит Беларуси основн выбросы загрязняющ веществ в воздух связаны с работой автомоб транспорта, пром предприятий и строит комплекса. В глобальн масштабе наиб крупными загрязнителями явл-ся теплоэнергетика, черн и цветная металлургия, химия и нефтехимия, пром-ть строит материалов. Атмосферн загрязнения оказывают многообр вредн влияние на организм человека, животных, растения и микроорганизмы, вызыв глобальн изменения в биосфере, наносят ощутимый экономич ущерб. Особенно опасны воздействия на человека канцерогенных веществ, которые способствуют развитию раковых образований. Загрязнение воздушного бассейна вызывает значит потери в нар хоз-ве. В пром производстве — это разрушение металлич конструкций, крыш и фасадов, зданий, снижение кач-ва выпуск-й продукции. Загрязнение атмосферы наносит огромн ущерб с/х. Существует зависимость недобора урожая с/х растений от содержания загрязнителей в воздухе. С загрязнением воздуха и других компонентов окруж среды связано снижение продуктивности с/х животных.

26.Использов и охрана водных ресурсов.

Возобновляемые ресурсы пресн поверхностн и подземн вод в целом по Беларуси сегодня и в перспективе оценив-ся как достаточные для удовлетворения потребностей страны в воде. Для того чтобы обеспеч продуктами питания все возрастающ население Земли, необх затраты огромного кол-ва воды в земледелии. Основн задача водн хоз-ва — обеспечение всех отраслей и видов хоз деят-ти водой в необход кол-ве и соответствующего кач-ва. Комплексное исп-е водн ресурсов позвол наиб рационально удовлетворить потребности в воде каждой отрасли нар хоз-ва, оптимально сочетать интересы всех водопотребителей и водопользователей, экономить ср-ва на стр-во водохоз-х сооружений. Проблемы охраны и рац исп-я водн ресурсов в РБ решаются в значит степени путем гос регулирования, в первую очередь, через систему прогнозирования и планирования. Основн задача — поддержание водн ресурсов в пригодном для потребителя состоянии и их воспр-во в целях полного удовлетворения нужд нар хоз-ва и населения в воде. Рац использ-е водн ресурсов связано с проведением различн организац-х и технич мероприятий. Среди организационно-технич мероприятий, кот спос-т предотвращению истощения водн ресурсов и улучшению кач-ва поверхностных и подземн вод, явл очистка сточн вод. Основными способами очистки сточн вод явл механич, биологич (биохимич), физико-химич. Механич — наиболее доступн метод — прим-ся главн образом для удаления из сточн жидкости нерастворенных и коллоидных частиц органического или минеральн происхожд-я путем простого отстаивания. К приспособлениям механич очистки относятся песколовки, применяемые для задержания частиц минеральн происхождения; отстойники, необход для задержания примесей органич происхожд-я, находящ-ся во взвешенном сост-и. Биохимич методы очистки основаны на исп-и жизнедеятельности микроорганизмов-минерализаторов, которые, размножаясь, перерабатывают и тем самым преобразуют сложн органические соединения в простые, безвредные минер вещ-ва. К физико-химич методам очистки сточных вод относятся: электрохимический в электрических полях; электрокоагуляция; электрофлотация; ионный обмен; кристаллизация и др.

31. Система органов государственного управления природопользования. Основной задачей контроля является обеспечение соблю­дения субъектами хозяйствования и гражданами требований законодательства в области охраны окружающей среды. Система контроля состоит из государственного, ведом­ственного, произ-водственного и общественного контроля. Государственный контроль осуществляют Госкомитет по экологии, Советы депутатов и другие специальные органы. Так, Главное управление метеорологии при Кабинете Минист­ров контролирует радиационную обстановку в республике и ведет наблюдение за загрязнением окружающей среды.
5. 7. Учение Вернадского о биосфере. Ноосфера. Вернадский оценил появление чел-ка на земле как огромный шар в эволюции планеты. Ученый считал, что с возник-м чел-ка и развитием его производ деят-ти, челов-во становится основным фактором всех происход в биосфере планеты изменений. Дальнейш неконтрольное поведение людей таит в себе большую опасность и потому, считал Вернадский, биосфера должна постепенно превращаться в ноосферу или сферу разума. В концепции ноосферы разум чел-ка представляется природным космическим явлением. Под понятием «ноосферы» ученый подразумевал высш форму развития биосферы, определяемую гармонично сосуществующими процессами развития общ-ва и природы. Учение Верн-го о ноосфере утверждает принцип совместной эволюции челов-ва и прир среды (коэволюция) и нацеливает на поиск практич-х путей обеспечения общественно-прир равновес. Понятие «ноосфера» отражает будущее сост-е рационально-организованной природы, новый этап развития биосферы, когда дальнейшая эволюция планеты будет направл-ся разумом в целях обеспеч-я необх гармонии в сосуществ-и природы и общ-ва. Учение Верн-го о ноосфере 1чел-к как всякое живое вещ-во – есть определяющая функция биосферы. 2.чел-к во всех его проявлениях яв-ся частью биосферы 3.прорыв научной мысли подготовлен тем прошлым биосферы и имеет эволюционные формы 4.ноосфера – биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливаемая всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее явление! Условия существования ноосферы: 1 заселение чел-ом всей земли. 2 резкое преобразование средств связи и обмена между странами 3.усиление связи между странами 4…начало преобладания биологической роли чел-ка над др.биологическими процессами, протекающие в биосфере 5…расширение границ биосферы и выход в космос 6…открытие новых источников энергии 7…равенство всех рас и религий 8…увеличение народных масс в решении вопросов внешней и внут-йполитики 9…свобода научной мысли и научных исканий и создание условий для этого 10...подъем благосостояния труд-ся 11..разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворять все матер-е, эстетич-е и духовные потребности численно возрастающего населения

12.исключение войн из жизни общ-ва

5. 6. Вернадский. Структура биосферы. Понятие биосфера впервые было введено в 1875г австрийс.ученым , Зюссом, который понимал под биосферой всё пространство атмосферы, гидросферы и литосферы, где встречаются живые организмы. Но основной вклад в учение внес В.Вернадский. В своей классич.работе «Биосфера» (1926) автор определил биосферу как особую, охваченную жизнью, оболочку земли. Биосфера (греч. bio – жизнь, sphaira – шар) – область распределения жизни на земле, которая включает: --- верхнюю часть литосферы (до 3км) (греч. lithos – камень, sphaira – шар)- твердая оболочка Земли (т.е. земная кора) ---гидросферу – водная оболочка (11км) ((Марианская впадина) (греч. hydor – вода, sphaira – шар) – водная оболочка Земли

---нижний слой атмосфера до озонового слоя (греч. athmos – пар, sphaira – шар) – газообразная внешняя оболочка земли (20-25км)

Структура биосферы представляет собой совокупность газообразной, твердой и водной оболочек планеты и живого вещества, их населяющего.Границы биосферы определяет распространение в ней живых организмов. Основные положения теории Вернадского сводится к следующему: 1)Жизнь есть неизбежное следствие мирового эволюционного процесса 2)Возникновение земли как космического тела и появления на ней жизни произошло практически одинаково 3)Земля и космос – есть единая система, в которой жизнь связывает все процессы в единое целое 4)Кол-во живого вещества на земле явл-ся постоянной величиной 5)Чел-к есть неизбежное следствие эволюции планеты, на которого возложена определенная роль в жизни планеты 6)В настоящее время чел-к и общ-во превращаются в главную геологическую силу на планете 7)Однажды развитие биосферы и общ-ва сделается неразрывным, и биосфера перейдет в новое состояние – ноосфера – сферу разума. Основные свойства биосферы: 1централизован система и ее централизованное звено – живые организмы, в т.ч. человек; 2биосфера – открытая система, ее существование не мыслимо без поступления энергии из вне (от солнца); 3биосфера – саморегулирующая система; 4биосфера – это система, характеризующая большим разнообразием. В науке известно около 2 млн видов живых организмов, а ученые считают, что их в 2раза больше

11. 12. Понятие об экосистемах. Связь между организмами в экосистеме. Экосистемой является единый природный комплекс, состоящий из определенных групп живых существ (биоценозов) и среды их обитания (экотопов). Схематично строение экосистемы можно представить следующим образом: Биотическая ком­понента (допусти­мые синонимы: живое вещество, биоценоз) Экосис­тема (биогео­ценоз)Абиотическая компо­нента (допустимые синонимы: экотоп, косная среда, ок­ружающая среда). Как правило, экосистема объединяет три взаимосвязан­ных между собой организменных звена: организмы-продуценты (автотрофы), синтезирующие органические веще­ства из неорганической среды; организмы-потребители (консументы); организмы, разлагающие органические веще­ства на исходные неорганические компоненты — двуокись углерода, воду, нитраты, фосфаты и др. В основе организа­ции и функционирования экосистем (биогеоценозов) лежит взаимовлияние живой и неживой природы.

13. БИОГЕОЦИНОЗ. Согласно взглядам В. Н. Сукачева, взаимный обмен веществ и энергии происходит не только между отдельными компонентами биогеоценоза, но также между биогеоцено­зами, биогеоценозом и окружающей средой. Биогеоценоз как совокупность взаимодействующих между собой компо­нентов представляет динамическую систему. В процессе взаимоотношений его компоненты в той или иной мере изме­няют друг друга. В зависимости от состояния отдельных компонентов биогеоценоза меняется интенсивность и про­дуктивность обмена. Жизнедеятельность биогеоценоза определяется растительностью (фитоценозом). В ней акку­мулируется солнечная энергия, под воздействием которой протекают все химические, физические и физиологические процессы. Зеленые растения — это самая мощная химиче­ская лаборатория, центральное место в которой принадле­жит фотосинтезу — образованию органических соединений из углекислого газа и воды в тканях зеленого растения с использованием солнечной энергии и выделением при этом кислорода. Крупнейший естествоиспытатель конца XIX— начала XX в. К. А. Тимирязев Отмечал, что от фотосинтеза зависят все проявления жизни на нашей планете. В зеленом листе происходит процесс, связывающий существование органического мира с солнцем. Его энергия накапливается только на первом энергетическом уровне — в зеленых рас­тениях. Остальные уровни служат лишь для дальнейшей передачи и использования этой энергии. Поэтому именно зеленые растения называют продуцентами в противовес другим живым организмам — редуцентам.

Биогеоценоз — это совокупность однородных природ­ных компонентов (атмосферы, горной породы, раститель­ности, животного мира и мира микроорганизмов, почвы и гидрологических условий) на определенном протяжении земной поверхности, имеющая особую специфику взаимо­действия и определенный тип обмена веществ и энергии между собой и с другими явлениями природы и представ­ляющая собой внутренне противоречивое диалектическое единство. Основной движущей силой развития биогеоценоза как системы является противоречивое диалектическое един­ство и взаимодействие между живыми организмами и сре­дой их существования

2 Предметом экономики природопользования как науки является исследование эколого-экономических отношений, возникающих в процессе воспроизводства природных ресурсов. Экономика природопользования не только изучает »эколого-экономические закономерности воспроизводства природных ресурсов, но и показывает тот конкретный меха­низм, который необходимо привести в движение для того, чтобы решать назревшие проблемы социалистического природопользования. Экономика природопол-я призвана научно объяс­нить и исследовать важнейшие эколого-экономич про­бл социалист строит-ва, разраб-ть тео­ретич основы и направл развития соц прир-польз-я. Решение этих задач позволит совершен-ть практику хозяйствования с учетом инте­ресов экологии. Главной задачей экономики прир. явл исслед-е природоохр-го мех-ма функцио­нир-я нар хоз-ва в условиях коренной пере­стройки экономики и ее интенсификации. Разработка такого механизма должна охватывать три взаимосвяз-е стадии воспроизводства природных ресурсов: восстанов­ление, эксплуатацию и переработку. В первую очередь необ­ходимо исследовать: экологич последствия развития научно-технич прогресса как главного рычага интен­сификации общественного пр-ва; влияние инвести­ционной и структурной политики на сост-е окруж среды и воспр-во прир ресурсов; систему эко­логического управления и методы природоохранного хозяй­ствования; международное сотрудничество в области вос­производства природных ресурсов.

10. Понятие экологического фактора. Взаимод и классификация. Экологич фактор — условие среды обитания, оказывающ возд-е на организм. Среда включ в себя все тела и явления, с кот-ми организм наход в прямых или косвенных отнош. Больш-во экол фак-в — темп-ра, влажн, ветер, наличие пищи, хищники, паразиты, конкуренты и т. д. — отлич-ся значит изменчивостью во времени и пространстве. Степень изменчивости каждого из этих факторов зависит от особенностей среды обитания. Напр, темп-ра сильно варьируется на поверхности суши, но почти постоянна на дне океана или в глуб пещер. Паразиты млекопитающ живут в условиях избытка пищи, тогда как для больш-ва хищников ее запасы меняются в соответствии с изменением численности жертв. Изменение факторов среды наблюд-ся в теч года и суток, в зависим от приливов и отливов в океане, при бурях, ливнях, обвалах, при похолодании или потеплении климата, зарастании водоемов, постоянном выпасе скота на одном и том же участке и т. д. Экол фак-ры действуют на организмы по-разному. Они могут выступ как раздражители, вызывающ приспособительн изменения физиологич функций; как ограничители, обусловливающ невозможность существования тех или иных организмов в данн условиях; как модификаторы, определяющ морфологические и анатомич изменения организмов. Классиф эколог фак-в Принято выдел биотические, антропогенные и абиотические эколог факторы. Биотические — всё множ-во факторов среды, связан с деятельностью живых организмов. К ним относ фитогенные (растения), зоогенные (животные), микробиогенн (микроорганизмы) факторы. Антропогенные — всё множество факторов, связан с деят-ю чел-ка. К ним относ физические (использование атомной энергии, перемещение в поездах и самолётах, влияние шума и вибрации и др.), химические (загрязнен оболочек Земли отходами пром-ти и транспорта; курение, употребление алкоголя и наркотиков, чрезмерн исп-е лекарств средств) биологич (продукты питания; организмы, для которых человек может быть средой обитания или источником питания), социальные (связан с отнош-ми людей и жизнью в обществе). Абиотические — всё множ-во фак-в, связан с проц-ми в нежив природе. К ним относ климатич (темпер режим, влажн, давление), эдафогенные (механич состав, воздухопрониц-ть, плотность почвы), орографические (рельеф, высота над уровн моря), химич (газовый состав воздуха, солевой состав воды, концентрация, кислотность), физич (шум, магнитные поля, теплопроводность, радиоактивность, космическое излучение). Взаимодействие факторов - одновремен или последовательное суммарное воздействие на организмы различн прир факторов, приводящее к ослаблению, усилению или видоизменению действия отдельного фактор

17.Закономерн и принципы природопользов

Различным этапам хоз деят-ти соответ-ли свои принципы прир-польз-я. Так, до второй полов XX в. критерием эффективности экономики было получ максимума матер благ (прибыли) при миним затратах. Прир ресурсы и экосистемы принимались неистощимыми, а масштаб потребляемых рес-в относительно их запасов не рассматривался в числе параметров, определяющ экон рост. Основными факт-ми, лимитир-ми экон развитие, считались труд и капитал. Резкое ухудш кач-ва окруж среды и рост в связи с этим экон издержек привели к появлению концепции “охраны природы”, сменивш концепцию ее покорения, господств-й в период “фронтальной экон-ки”. Ведущим принципом природ-я в развит странах становится эколого-экономический, согласно кот критерием эффективности хоз деят-ти явл получение максим экономич рез-в при миним затратах и миним наруш-х прир среды. К сер 80-х г на смену концепции охраны прир прих концепция обществ-го развития в границах заданной нагрузки на прир системы, то есть с учетом экологич ограничений. Необходимо сведение к минимуму экологич последствий для последующ поколений, нельзя растрачивать прир богатство только для себя.

Любое гос-во проходит три стадии эколого-экономич развития: 1) фронтальную экономику, 2) экономическое развитие с учетом охраны природы, 3) развитие с учетом экологических ограничений (устойчивое развитие). Каждой стадии соответствуют свои принципы природопользования, рассмотрен нами выше: экономический, эколого-экономический, социоэкологический.

16. Понятие природопользования как совок-ти всех форм антропогенного возд-я на прир среду В СССР, как ни в одной другой крупной стране, выявилась связь между развитием природоэксплуатирующих произв-в и состоянием окруж среды. С одной стороны, гипертрофия сырьевых отраслей привела к крупномасштаб наруш прир систем добывающими предпр-ми, широкому развитию произв-в по первонач переработке сырья, характериз-х самыми большими выбросами загрязняющ вещ-в (металлургия, теплоэнергет, нефтеперераб, промышл-ть строймат-лов, химия разложения), возникновению огромн кол-ва отходов горн пр-ва, обогащения, сжигания и пр. С др стороны, это тормозило развитие перерабатыв пр-в, прежде всего машиностроения, в силу отвлечения экономич ресурсов на сырьевые отрасли. Необход-ть поддерж-я выс темпов разв-я нар хоз-ва в требовала вып-я предпр-ми произв-х заданий любой ценой, а ввиду отсутствия внутрен стимулов саморазв-я в условиях директивн эк-ки этого можно было достичь лишь за счет экстенсивн факт-в роста. В конечн итоге экстенсивн развитие привело к высок природоемкости обществен продукта, неэффективн стр-ре нар хоз-ва и тяжелой экон обстановке в больш-ве пром развитых регионов страны. Среди всех индустр стран СССР отличался самыми высок показ-ми энергоемкости, материалоемк, ресурсоемк экономики, что свидет-ло о деформации стр-ры хоз-ва и явилось главной прич высокого загрязнен окруж среды и невысок эффективности обществ пр-ва. Данные статистики свидетельствуют, что за те последние 20 лет, когда в индустр развитом мире произ наст революция в ресурсосбереж-и и были достигнуты успехи в сниж уровня загрязнен окруж среды, на территории бывшего СССР положение в области ресурсопотребления практически не изменилось, а экологич ситуация к началу 90-х годов ухудшилась. Сопоставл-е рес-потребл-я в бывш СССР с ведущ странами мира показ, что гос-ва СНГ имеют больш резервы ресурсосбереж-я и, след-но, оздоровления экологич обстановки.

36. Совр система правового регулир-я природопольз-я "Природопольз" – понятие собирательн, объединяющ его различн формы, виды и подвиды. В зависим от вида исп-го прир объекта выделяют: право землепольз-я, водопольз-я, недропольз-я, лесопольз-я, право польз-я животн миром, право польз-я атмосферн воздухом, комплексн прир-польз-е, т.е. пользование несколькими прир объектами. Каждый из указан выше видов прир-я можно подраздел на подвиды в зависим от цели использ-я. Так, земля может исп-ся для нужд с/х, лесн хоз-ва, пром-ти, энергетики; леса – для загот древесины, живицы, второстеп лесн рес-в, для веден охотнич хоз-ва, для оздоровительн, научн и иных целей; недра – в целях геологич изучения, разведки и добычи полезн ископ-х, размещ подземн объектов, захоронения отходов; животн мир – для охоты, рыболовства. Цели использ-я прир объектов определены природоресурсн законодат-вом. Управление охраной окруж среды и природопольз-м в Беларуси осущест-ся на организационно-право­вой и нормативной основе. Органами управления являются структуры и подразделе­ния, создаваемые всеми ветвями власти — законодательн, ис­полнительн и судебной. Парламент, являясь законодат органом гос-ва, определяет основн напр-я госуд политики в области окруж прир среды, принимает законодат акты. Правит-во, явля­ясь органом гос управления и осуществления ис­полнит власти, реализует гос экологич политику, разрабатывая и претворяя в жизнь экологич программы и природоохранные мероприятия. На местах гос эколог политика реа­лизуется областными, городск, район, поселков и сельск Советами депутатов, а также их исполкомами, кот несут ответств-ть за сост окруж среды на подведомств-х территориях.

Важнейш законодательным актом, направл на обес­печение экологич безопасности и защиту окруж сре­ды РБ, явл Закон «Об охране окружающей среды». Этот закон устанавл систему природоохран законодат-ва, основн принципы и объекты охраны окруж прир среды и порядок управления ею. В законе зафиксировано право граждан РБ на благоприятную среду обитания. Закон устанавл принципы нормирования качества окруж прир среды, порядок проведения гос экологич экспертизы, экологич требования к размещению, проек­тированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию предпри­ятий. Отдельные разделы закона посвящены особо охраняе­мым территориям и объектам; принципам эколог контроля, экологич воспитанию, образованию и науч­н исслед-м; ответственности за экологич право­нар-я; порядку возмещ причин-го вреда.
41. Планир-е природопольз-я и охраны окруж среды Основн природоохр функции в РБ возложены на Минист-во прир ресурсов и охра­ны окруж среды. На уровне субъектов хоз-я управление охраной окруж среды осуществляет их админ-ция. В ее функции вход планиров-е природоохранн мероприя­тий, эксплуатация основн природоохран фондов, конт­роль уровня загрязнения окруж среды отходами пр-ва. Важное место в природоохран деят-ти пред­приятий принадл экологич-м лабораториям. Правовой основой природоохр деят-ти и при­родопольз явл экологич законодат-во. Эколог закон-во включ ряд законов, направл на защиту отдельн прир рес от за­грязнения, их рац использ и эксплуатацию. К ним относятся земельн и водный законы, лесн законодат-во, законодат-во о недрах, об охр атмосф воздуха, озонов слоя, раст и жи­вотн мира, закон о госуд эколог экспер­тизе, а также законод-е акты о платежах за польз прир ресурсами и санкции за нарушение правил при­родопольз-я. Охране подлежат прир ресурсы: климат, озоновый слой земли, атмосфер­н воздух, земля, ее недра и почвы, воды, типичн и редкие ландшафты, а также иные компоненты экологич систем и биосферы. Граждане РБ и иные лица, прожив на ее террит, согласно ст. 6 Закона «Об охране окру­ж среды», обязаны беречь и охранять природу, рац исп-ть ее богатства, соблюдать требования природоохр законод-ва, постоянно повышать эко­л культуру, содействовать экол воспита­нию подрастающ поколения.

68. Экологические проблемы человечества.

Вопросы охраны природы, сохранения условий для жизни людей на нашей планете превратились в одну из важнейших глобальных проблем, затрагивающих интересы всех государств, всех классов, всех социальных групп. К острейшим глобальным проблемам, вызывающим озабоченность соврем-го бощества, м. отнести распростран-е терроризма, рост социал.-религиоз-х и военно-политич-х конфликтов, увелич-е вероят-ти экологич-го кризиса, рост производ-го травматизма и летал-х исходов. Высокая вероят-ть глобал-го экологич-го кризиса обусловлена непрекращающимся ростом числен-ти населения Земли, урбанизацией, расширением производ-ва, загрязнением окруж-й среды отходами произв-ва. Расширение хозяйств-й деят-ти и загрязнение окруж-й среды ведут к истощению природ-х ресурсов, обострению энергетической и продовольств-й проблем, росту заболеваим-ти населения и др. негатив-м последствиям. Среди глобал-х проблем отмечают экологич-е проблемы, возникшие в результате научно-технич-го прогресса, демографич-го взрыва, огромного объема мирового произ-ва и загрязнения окруж-й среды. Наиб-е актуал-и из них явл-ся: 1. измен-е климата земли 2. разрушение озонового слоя 3. обеспечение водой

4. земельные проблемы 5. сокращение биологич-го разнообразия биосферы и др. Токсич-е вещества, поступающие в среду обитания селитебных зон, оказывают на чел-ка не только прямое негатив-е воздействие, но и вторич-е воздействия (выпадение кислотных дождей, образование фотохимического смога и др.)

69. Нац экологические проблемы Наряду с общемировыми (глобальными) сущ и регио­нальные (местные) экологич проблемы. Во всех индустр странах растет обществен движение в защиту прир среды. Неблагоприятн состояние окруж-й среды в РБ явл-ся следствием многолет-го разв-я ресурсоемких, многоотход-х отрасл материал-го пр-ва без учета естеств-х способ-й природ-й среды к саморегуляции и восстан-ю. Наиб актуал экологич пробл РБ явл-ся: 1. загрязн более 1/5 террит-и радионуклидами 2. Мно-гократ-е превыш-е норматив-го уровня загрязнения отходами произ-ва воздуш бассейна в городах с высок уровнем пром-ти и большим парком автотрансп 3. исчезновение множ-ва малых рек и ручьев в резул-те крупномасштаб-го осушения заболоч-х земель 4. увелич-е загрязн-я вод по всем рекам при сокращ-и общего объема сбрас-х в них стоков, что свидетельствует о наруш-и процессов самоочищения водоемов 5. За-грязнение сточными водами уникал-х водных объектов - озеро Нарочь, Свитязь, Голубых и Браславских 6. неблагоприятная ситуация в сельской местности, обуслов-я воздействием на среду обитания отходов крупных животноводческих комплесов, химизацией с/х, использованием тяжеловесной с/х техники, изъятием плодород-х земель для нес/х целей, эрозией почв антропоген-го происхожд-я, усыханием лесов и трансформацией почв в резул-те крупномасштаб-й мелиорации и др. Реализац многих вопр охраны прир вызывает немал трудности в современном мире. Однако эти вопросы должны решаться — иного выхода у человечества нет — как на глобальном, так и на региональном уровнях.

42.44.Нормирование Под кач-м окруж среды поним степень соответствия среды жизни человека его потребностям. Окруж человека средой явл-ся прир условия, условия на рабочем месте и жилищ условия. От ее кач-ва зависит продолжительность жизни, здоровье, уровень заболеваемости населения и т.д. Нормиров-е кач-ва окруж среды—установл-е показателей и пределов, в кот допуск-ся изменение этих показателей (для воздуха, воды, почвы и т.д.). Цель нормирования — установление предельно допустимых норм (экологич нормативов) воздействия человека на окруж среду. Соблюдение экологич нормативов должно обеспечить экологич безопасность населения, сохранение генетич фонда человека, растений и животных, рац использование и воспр-во прир ресурсов. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения, носят врем хар-р и могут совершенствоваться по мере развития науки и техники с учетом международн стандартов. Основные экологич нормативы качества окруж среды и воздействия на нее следующие. Нормативы качества (санитарно-гигиенические): предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ; предельно допустимый уровень (ПДУ) вредных физических воздействий: радиации, шума, вибрации, магнитных полей и др. Нормативы воздействия (производственно-хозяйственные): предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ; предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ; Комплексные нормативы: предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду. Максимально недействующая концентрация – содержание вещества, не вызывающее нарушение биологических процессов в водоеме Концентрация пороговая, минимальная действующая - наименьшая концентрация вещества в объектах окружающей среды, воздействие которой вызывает изменения в организме, выходящее за пределы физиологических реакций.

22. Затратная и рентная концепции оценки прир ресурсов Сущ 2 концепции оценки прир-х ресурсов: 1.затратная – в основе, которой лежат расходы на освоение прир-х ресурсов 2.рентная – базирующая на исчислении народнохозяйственного эффекта ресурсов в виде дифференциальной ренты. Возникн различных концепций обусловлено двойственным характером прир-х ресурсов: С одной стороны – они выступают в естеств базе произ-ва, фактором роста произв-ти труда; С др стороны–в том случ, когд в них овеществл труд, тогда прир ресурсы яв-ся его продуктом, носителем стоим-ти, элементом нац.богатства. В основе определения эк-ой оценки прир рес-в как продуктов труда лежит затратная концепция ак-ка Струмилина. Чем выше прямые затраты общ-ва, необходимые для использования того или иного ресурса, тем он дороже. О = К • ( У/Т ׃ У/Т), О – эк-кая оценка 1 га угодий, К – стоимость освоения 1 га земли, Т – затраты на проив-во земледельческой продукции на оцениваемом участке, У - урожайность 1 га на оцениваемом участке, Усред - урожайность 1 га по стране,Тсредн- затраты на проив-во земледельческой продукции с 1 га по стране. Затратная концепция приемлема для установления стоимости ресурса и не его эк-кой оценки. Суть рентного подхода к эк-ой оценке прир-го рес-а сост в том, что ее величина определ-ся размером приносимой данным ресурсом дифференциальной ренты. Дифференциальн рента показывает экон выигрыш, кот получает нар хоз-во благодаря более благопр-ым прир-ым св-вам оцениваемого рес-са (лучшему кач-ву, удобству местоположения и т.п.) Определение диффер-ой ренты позвол осущ-ть учет влияния территор различий в св-вах рес-сов на производит-ть общест-го труда. Различн по плодородию и местонахождению участки земли способны приносить различн прибыль производителю. Эти естествен различия лежат в основе возник-я дифференциальной ренты. Основой дифферен-ой ренты яв-ся добавочн прибыль, котор получ произв-ль, эксплуатир-й более продуктивн земли и др.ресурсы природы.

R = maxq (Z-S)], Rэк-кая оценка на основе рентной концепции, Ј - коэф-т, учитывающий динамику изменения ресурса во времени, q - коэф-т произ-ти ресурса (урожайность), Zзамыкающие затраты на продукцию, производимую при эксплуатации прир-го ресурса, р, ( - это предельно допустим затраты, за гранью котор эксплуатация ресурса будет нерентабельн), Sиндивид затраты на продукц, получ при экспл-и прир-го ресурса, р

21.Экономическая оценка природных ресурсов, ее сущность и функции Эк.оценка лежит в основе платности природопольз-я, что создает материальн заинтересованность предпр в рац использовании рес природы, в совершенств-и технолог процессов с целью сокращения кол-ва выбрасыв-х в окруж среду отходов. Эк-ая оценка природ-х рес-в – денежн выражение их хоз-ой ценности, обусловлен прир особен-ми. Естественной предпосылкой эк-ой оценки яв-ся ограниченность лучших участков и объемов прир-х рес-в, их кач-ная и территор неоднородность. Ценность рес-са определяется эффектом, котор получает природопольз-ль при его экспл-и. Трудности эконом оценки связаны с тем, что естеств ресурсы, пока в них не вложен труд, предст собой “дар природы” и поэтому, согласно труд теории стоимости, не могут иметь стоимости. На соврем этапе экон оценка может реально выполнять учетную и стимулир роль. Так, с ее пом можно сравнить ценность различн прир ресурсов и на основе этого установить последовательность их вовлечения в хоз оборот. Экон оценка позволяет рассчитать прир-ресурсн потенциал регионов любого ранга, что важно для сопоставления ресурсообеспеченности отдельн районов и прогнозирования их эконом развития. Одной из важнейш задач экон оценки явл определение матер ущерба, наносимого обществу при изъятии из хоз оборота прир богатств). Экон оценка естественных богатств необходима и при расчете эффективности природоохр мероприятий. Постеп сложились след основн направления использования оценок прир ресурсов: 1) в массов планово-проектных расчетах по обоснован изменений хар-ра исп-я данного ресурса (отводы с/х или лесных угодий под строительство и т.п.); 2) в учетно-аналитич разработках (ведение кадастров прир ресурсов, исчисление нац богатства с оценкой прир составляющей и т.п.);3) при перспективном планировании и прогнозиров;4) для целей совершенств-я системы экон стимулир-я (платежи за исп-е прир рес). Понимая значимость четверт направления, специалисты-«оценочники» делали акцент на его прим в перспективе, поскольку оно было связано с кардинальн измен-ми стр-ры цен в нар хозяйстве, что требовало проведения серьезн эконом реформы, невозможной в условиях командно-бюрократической системы.

1.Осн экол и экон прир-я как межотраслевая учебн дисциплина. Экономика природопольз-я формир-ся как отраслевое направл-е в экон науке, исследующ соц-эконом закономерности исп-я чел-м прир богатств и регулир-я отношений природы и общества. Она изуч особенности хоз мех-ма природопольз и методы наиб эффект-го взаимод-я общ-ва и прир среды в целях предотвращ ее дальнейш загрязнения и истощения, поддержания норм условий воспр-ва и жизнед-ти человека. Исследование единого объекта – природопольз – привело постепенно к синтезу двух научн направлений: экологии и экономики природопольз. Интеграция эколог и эконом знаний находит отраж в учебн процессе высш и средн спец учебн заведений. Так, в различн странах мира читаются курсы экономич экологии, эконологии, биоэкономики и др. Подготовка экономистов шир профиля предполаг взаимод-е всех учебн дисциплин. Курс «ОЭиЭП» имеет наиб тесн контакты с эк теорией, кот изучает законы обществ пр-ва, распредел-я и потребл-я матер благ. Знание этих законов позволяет осуществить более глуб анализ экол-эконом-х отношений, исследовать их роль и место в обществ пр-ве. Велика роль взаимосвязей и с другими экон дисциплинами: гос регулир-м, прогнозир и планиров экономики, финансами и кредитом, бух учетом и анализом хоз деят-ти, экономикой отраслей хоз-ва, статистикой, размещ-м производительн сил, региональной экономикой и др. В свою очередь во многих экономич дисциплинах рассматр-ся экологич аспекты хоз развития, что обусловлено зависимостью экономич процессов от хар-ра и особенностей взаимодействия общ-ва с прир, необходимостью учета проявлений этого взаимодействия при организации хоз деят-ти. Связь эколог и эконом природопольз с технич науками обусловлена тем, что экологизация пр-ва, совершенств технологий с целью снижен негативн воздействия производит сил на прир среду невозможны без учета новейш достиж-й науки и техники, их экол-эконом обоснования.


37.38. Ответственость за наруш природоохр законодат-ва Госуд обеспеч рационализацию природопольз, включая охрану окруж прир среды, путем создания природоохр-го законод-ва и контроля за его соблюдением. Природоохранит законод-во —система законов и др юр актов, кот регулир природоохран отнош в целях сохранения и воспр-ва прир богатств, рационал-и природопольз, сохранения здоровья населения.

Сущ около 200 юр документов, касающ природопольз-я. Одним из важн явл комплексный закон «Об охране окруж прир среды», принят в 1991 г. В соотв-и с законом кажд гражданин обязан приним участие в охране окруж прир среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологич культуру, соблюдать требования природоохр законод-ва и установленные нормативы кач-ва окруж прир среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подраздел на уголовн, административн, дисциплинарн и материальн. В случаях наиболее тяжелых нарушений, напр при поджоге леса, виновн может быть подвергнут уголовн наказанию в виде лишения свободы, наложения крупн денежн штрафов, конфискации имущ-ва. Однако чаще прим-ся администр ответств в виде налож штрафов как на отдельн лиц, так и на предпр-я в целом. Она наступает в случ порчи или уничтож прир объектов, загрязн прир среды, невыполнения мер по восстановл нарушенной окруж среды, браконьерства. Должностн лица могут также подвергаться дисциплин ответств в виде полн или частичн лиш-я премий, пониж в должности, выговора или увольнения за невыполнение природоохр мероприятий и несоблюд экологич нормативов. Кроме того, выплата штрафа не освобожд от материальн гражда-правовой ответств, т. е. необход-ти возмещения причиненного загрязнением или нерац исп-м прир рес вреда окруж среде, здоровью и имуществу граждан, нар хозяйству. Природоохранит законод-во на практике действует еще недостат эффективно. Причин этому много, но одной из важн явл несоотв-е тяжести наказания тяжести преступл-я, в частности штрафы. Угол ответ-ть и возмещ нанес ущерба прим-ся реже, чем надо бы.

23. Особ-ти определ-я экон оценки отдельн видов прир рес-в Сравнительн экон-ая оценка прир рес необход для определ-я эффект-ти различн мероприятий, направл на более полное исп-е прир ресурсов, повышение их продуктивности и качества, эффективности эксплуатац ресурсов различн районов и т.д.

Различают 2 показателя: 1. эксплуатационная оценка. Важн условием при сравнит оценке явл-ся правильн нахождение сравнител-го эффекта функционир-я прир ресурсов. Он рассчит-ся как разность между замыкающими затратами на изгот-е конкретн вида продукции и нормативным уровнем индивид приведенных затрат на ее пр-во и использованием оцениваемого ресурса. Затраты хар-ют содерж- непосредственно общественных отношений. 2. Сре-дозащитная оценка. Важным условием оптимизации природопольз явл-ся сохранение средозащитн функций экологх систем с одноврем расширением эксплуатац-но доступной сырьевой базы. Главн назн-е данн вида оценки – определ-е целесообразности сохранения прир Абсолютная оценка прир рес необходима для установл размера платы и принятия прир ресурсов на баланс предпр-й, переданных им в бессрочн польз-е, а также для отраж прир ресурсов в составе нац.богатства. Этот вид оценки указ-т на величину капит.вложений, необход-х для замещ-я данн- прир ресурса на основе эффекта воспр-ва продукта природопольз-я.

Различают: 1.текущую (ежегодный эффект воспроизводства); 2. долгосрочную (их сумму за период нахождения природ-го ресурса в хоз.обороте.)

Абсолютный эффект воспроизводства должен строиться на народохозяйственной эффек-ти удельных индивидуальных затрат.

Долгосрочная оценка – этот показатель представляет сумму текущих оценок.

40.Стр-ра системы эколого-эконом планир и прогозир в услов рынка. В услов становления рын отнош созд-ся реальн предпос для раци-онализ-и прир-польз-я, что связано с проц-ми повыш эконом самост-ти предпр-й, обеспеч-я принципов самоуправл-я регионов и др. Поэт больш интер для экон прир-польз представл "рыночн" эконом науки- менеджм, маркетинг, макро- и микроэконом и др, из котор она черпает сведения об особ-х функционир-я рыночн экон-ки и ее возможн-х в оптимиз-и экол-эконом отнош-й. В перех период соц-эконом развития возник серьезн опасность ухудшения экол ситуации вследств разруш-я стабильн хоз связей, использ низкокач и некон-диц видов топлива, финанс трудн-й субъект-в хоз-я, ограничив-х возм-ти прир-охр деят-ти. «Чисто рын» эк-ка явл наиб опасн для природы спос-м хоз-я, поск частн собст-к в усл-х слабо регулир рынка в погоне за макс прибылью стремится к сокращ своих непроизв расходов, к кот и относ затраты на экол.А это приведет к ухудшению эколог обстановки.

24. Сущность и стр-ра экон мех-ма охраны окруж среды. Рыночн механизм хозяйтв-я расширяет границы прибыльн вложений в сбережение прир рес-в с ростом их дефицит-ти. Пр-во экотехники, экопродуктов и чист технол-и стан-ся новым оружием завоев-я рынка. Экобизнес начинает опир-ся на реакцию обществ-ти, и предприниматели больше начин уделять вним осуществлению природоохран мер. На базе экобизнеса нач развив-ся экомаркетинг и экол менеджмент. Опросы, проводим в ряде стран показали, что потреб-ли стали отдавать предпочт экол чистым, хотя и более дорог товарам. И фирмы нач-т переход на пр-во эк чист продукц. Экология сегодня придаёт дополн потребит-ю стоимость. Покуп-ли готовы платить значит цену за экол чист прод и очень чувствит-ны к любой информ об их эколо-гичности. Стандарты чистоты и кач-ва товара наиб высоки в Герм и Нидерл. В экол сфере можно выделить след рынки: 1) отдельн видов прир ресурсов; 2) экотехники; 3) экол чистой продукции; 4) отходов; 5) экол услуг, рынки в этой сфере имеют общ моменты с обычн рын-ками, а также и свою специфику, кажд из перечисл-х видов рынка имеет свою стр-ру. Наиб интерес среди них вызыв рынок экол услуг, таких услуг можно насчитать более 20. Наиб распр среди них явл: маркетинг (изуч спроса на эк чист продукты и технику); НИОКР;“ноу-хау”;инжинирингов; лицензион; лизинговые; обучения, перепод-ки и повыш-я квалиф-и. Динамичн явл рынок отходов, т.к. цены на первичн сырьё имеют тенденц к росту к тому же исп-е отходов пр-ва и потреб-я как втор сырье даёт не тольк эконом выигрыш, но и экол. Рынок в экол сфере имеет свои особ-ти из-за специф-ти товара и отнош-й к их собств-ти на рес прир-ы. Мероприятия по охр окруж среды не всегда дают материализован продукт. Результ-м такой деят-ти явл специфич услуги в виде недопущенного ущерба экосистемам, народн хоз-ву и населению, или в виде улучшения кач-ва среды обитания людей. Ср-ва, влож-е в природоохр деят-ть, выпадают из индивидуаль-ного кругооборота ср-в предприятий, т.к эффект получ безвоздмезно другие предприятия и население. Напр, возобновление леса оказ благотворн влияни на окруж среду, речной сток, предотвращ эрозию почв и т.д. “Экологич товары” – это типичные обществ блага и внешние эффекты, кот трудно продать индивид-му потребителю. Не все объекты природы могут быть собственностью производителей, т.к отдельные из них представл общее достояние. Некот блага (воздух, вода, чистота окруж среды) относ-ся к группе первичн потребн-й и явл благами непосредств-го потребления и кол польз-ния. Кроме того, некот блага нетранспортабельны. Но всё выше отмеченное не означ, что рын отношения в экол среде не могут сущ-ть. Следует искать методы, пути вовлечения прир объектов на основе многосубъектности собственности, взаимоотношений соц и хозяйств-х субъектов в процессе купли-продажи, то есть необходимо чтобы рыночные отношения функционировали по большому контуру.

39. Планирование и прогнозир-е природоохр деят-ти и рац исп-я прир рес-в В законе «Об охране окруж прир среды» устанавл-ся общая схема достиж совпадения интересов общ-ва и отдельных природопользоват через лимиты, платежи, налог льготы. В нашей стране требование охраны и рац исп-я прир богатств включено в Конституцию. Сущ около 200 юр док-в, касающ прир-польз-я. Одним из важн является комплексный закон «Об охране окруж прир среды». В соотв-и с зак-м кажд гражданин обязан принимать участ в охране окруж прир среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологич культуру, соблюд требов природоохранит законод-ва и установлен нормативы кач-ва окруж- прир среды. Основными путями защиты окруж среды от загрязнения и ресурсообеспеченности экономики явл: 1 разработка и прим эффектив очистн соору­жений, малоотходн технологий, более широк исп-е вторичн сырья и отходов; 2 экономное и рац расходование прирх ре­сурсов, их комплексная переработка.

27.29. Проблемы землепользования РБ. Охрана ресурсов недр. Земельные ресурсы — это та часть мирового земельного фонда, которая пригодна для хоз исп-я. В стр-ре зем фонда РБ наиб площадь занимают с/х земли. Пахотн земли Бел заним 30%. Рац сочетание естеств и искусств плодородия образует ее экономич плодородие. Рац землепользование может повышать естеств плодородие почв, улучшать состояние земельн ресурсов, увеличивать прир потенциал плодородия. Однако при неправильном, расточит хоз-и происх значит потери зем фонда, связан с возникнов и развитием проц-в эрозии, засолением, иссушением, заболачиван. Одной из осн причин ухудш-я кач-ва зем рес явл ускорен эрозия почвы. Под влиянием хоз деят-ти чел-ка возник ускоренная эрозия, кот часто приводит к полному разруш почвы. Водная эрозия предстт собой смыв почвы талой или ливневой вод; неровности микрорельефа способствуют образованию промоин. Интенсив перемещ частиц почвы и подстилающих ее пород по земной поверхн-ти, обусловленное ветром, наз ветровой эрозией. Для уменьш негативн последств эрозии земель и предотвращ ее дальн развития необход проведение комплекса организ-хоз-х, агро-технич, лесомелиорат и др противоэрозион меропр. На тер Бел наиб загрязнению подверж почвы в городах и зонах их влияния. Это вызвано свойством почвы накапливать загрязн вещ-ва, поступлением на поверхность город земель больш кол-в разнообр хим веществ с атмосферн осадками, бытовыми и производств отходами. Накопившиеся за длит период в почвенной толще загрязняющ вещ-ва явл-ся источн-ми вторичн загрязнения воздуха, поверхн и подземных вод. Загрязнение почв, связан с с/х производством, в условиях Белар проявл-ся в избыточн накоплении хим вещ-в в результ известкования кисл почв, внесения минер удобрений и пестицидов, а также чрезмерн полива с/х угодий стоками животноводч комплексов. Одной из наиб серьезн проблем Белар явл радиоактивн загрязн земель. Почва обладает способ-ю накапливать радиоакт вещ-ва, кот затем вместе с питател вещ-ми переходят в с/х растения, животных и, в конечном итоге, к человеку.

3.Экология как наука и мировоззрение; осн этапы истор развития эк. Курс «Экол и экон прир-я» рассм-ся как межотраслев учеб дисципл, которая синтезирует знания двух научных систем – естественных и общественных. При таком подходе избран единый объект изучения – природопольз. Родоначальн этого терм стали ученые-биологи, впервые употребивш его в научн дискуссиях в конце 50-х г ХХ ст. Понятие «прир-е» в соврем науке прим-ся как в широком, так и в узком смысле слова. В перв случ под прир-м поним сов-ть всех форм воздействия общ-ва на прир среду и мер по ее сохранению, во втор — деят-ть конкретн заинтересованных ведомств, субъектов хоз-ния, относ-ся к природоэксплуат-м и прир-воспроизводящ отраслям. Под прир-нием в шир смысле этого понятия подразум как непосредств, так и косвен воздействие чел-ка на окруж прир среду в результате всей его деят-ти. Такое представл о прир-нии сложил не сразу. Первонач оно отождеств-сь с рес-потребл-м — исп-м прир ресурс в хоз целях. Рост пр-ва и нагрузок на природу привел к конфликтам между природопольз-ми и насел-м в целом, что породило необход целенаправл-х мер по охране прир факторов жизни людей. Т.о., развитие прир-польз-я шло от исп-ния нужных свойств природы к их охране, затем к воспроизводству и далее к улучшению и совершенствованию. Природопольз-е в шир смысле поним-ся как особ сфера деят-ти, направл на взаимосвяз-е решение задач ресурсообеспеч-я экономики, ресурсо-сбереж-я, сохр среды жизни людей и охраны разнообраз природы.

65. Социальный ущерб – ущерб, наносим здоровью людей, загрязненным воздухом, загрязн-ми или хим. вещ-ми продовольств-го питания, плохим кач-вом воды, город шумом. Все это ведет к росту забол-ти людей, сокращ-ю продол-ти жизни, ухудш условий труда и отдыха. Социальные потери подраздел на: 1восполнимые;2 невосполнимые. Соц ущерб в части восполним потерь может быть измерен в стоимост выражении (потери произв-ва от невыхода на работу, затраты на леч-е, сниж производит-ти труда работника). Невосполнимые невозможно оценить:

- ущерб от творческой активности человека

- уход на лечение по состоянию здоровья

- ущерб здоровья людей

- психологический дискомфорт.

Механизм возникновения ущерба:1создание вредоносного фактора (образование отходов); 2воздействие фактора на окруж-ю среду (поступление отходов в окруж.среду); 3ухудшение состояния окруж.среды; 4ухудшение условий жизнедеятельности

15. 19. Прир ресурсы бывают: 1.исчерпаемые: 1.1.невозобновимые 1.2.относит возобновимые (почва, леса) 1.3.возобновимые (животные) 2.неисчерпаемые(воздух, солнечная энергия, вода, почва) Закон ограниченности природных ресурсов: все природные ресурсы Земли являются конечными. Экономия ресурсов и энергии (вода, нефть, газ, уголь, руды). Привлечение нетрадиционных источников энергии. Уменьшение вредных выбросов в окружающую среду. Экономное отношение к продуктам производства. Экономическое стимулирование экологичности производства. Технологии неистощительного природопольз-я - основываются на разработке новых и рационализации уже применяемых процессов: полное возобновление ресурсов, повышение качества и эффективности использования изъятого сырья, снижение доли неэффективно эксплуатируемых ресурсов, устранение побочн возд-я на ресурсы и условия их регенерации. Энергетические ресурсы. Журналисты и "зеленые" часто призывают шире исп-ть возобновл источн энергии: солнечн энерг, энергию воды, ветра и т.д. Однако много энергии от них не получишь. Энергия рек использована практически полностью. Расчет на энергию ветра вряд ли оправдан. Видимо, перспективнее делать ставку на энергию морских течений. Единств реальн сегодня и не имеющ серьезн ограничений в обозримом будущем источник энергии — атомная энергетика. Запасы урана достаточно велики, и атомной энергии хватит еще надолго. При правильн исп-и и серьезном отношении атомная энергетика оказывается вне конкуренции и с экологич точки зрения, значительно меньше загрязняя окруж среду, чем сжигание углеводородов.

39. Планирование и прогнозир-е природоохр деят-ти и рац исп-я прир рес-в Закон РБ «Об охране окружающей среды» (ст.88) определяет порядок прогнозирования и планирования мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды. Их целью явл обеспечение гармоничного взаимод прир и общ-ва. Планиров-е мероприятий по охране окруж среды осуществл-ся на основе прогнозных показателей, разработх и утвержд государством программ соц-эконом развития страны, гос и отраслевых программ по охране окруж среды и рац исп-я прир рес-в. Территор планирование охраны окруж среды осущ-ся местными советами депутатов, исполнит и распорядит-ми органами в пределах соответствующих администр-территор-х ед по согласованию с республ органом гос управления по прир ресурсам и охране окруж среды. Отраслевое планирование осущ-ся соответствующими республ органами гос управления, подчиненным Советам Министров РБ. На локальном уровне планирование представлено программой природоохр мероприятий на предприятии. Экол планир-е – расчет по принципу составл-я межотраслевого баланса потенциально возможного изъятия прир рес-в или террит-й без заметного наруш-я существующего экологического равновесия.

8. Направления современной экологии. Соврем "большая" экология развив-ся в трех осн направл-х: 1. на проблемах выживания челов-ва в условиях обостряющихся противоречий его с окруж-й средой; 2. на необходимости сохранения устойчивости биосферы Земли, испытыв на себе антропог давление; 3. на проблем сохранения здоровья чел-ка, оказавш-ся в усл-х стремительно изменяющейся среды его обитания. Появление в прир среде новых компонентов, вызванное деят-ю чел-ка или какими-либо грандиозными прир явлениями (напр, вулканич деят-ю), характеризуют термином загрязненность. Различают прир и антропогенное загрязнения. Прир загрязнение возник в результате естеств-х причин - изверж вулканов, землетряс, катастрофич наводнений и пожаров. Антропоген загрязнение - результат деят-ти человека. В наст время общая мощность источников антроп загрязнения во многих случаях превосходит мощность естеств-х. К загрязн вещ-вам, возникш в результате хоз деят-ти человека, и их влияние на среду относятся: соединения углерода, серы, азота, тяжелые металлы, различные органические вещества, искусственно созданные материалы, радиоактивные элементы и многое другое. Каждый загрязнитель оказ определенное отрицат воздействие на природу, поэтому их поступление в окруж среду должно строго контролироваться. Закон-во устанавливает для каждого загрязняющ вещества предельно допустимый сброс (ПДС) и предельно допустимую концентрацию (ПДК) его в природной среде. Кроме загрязнения среды, антропогенное воздействие выражается в истощении прир ресурсов биосферы. Быстрый рост потребностей в топливе, металлах, минер сырье и их добыче привели к истощению этих ресурсов. Даже отдельные ус-пехи природоохр деят-ти не могут заметным об-разом изменить общий ход процесса пагубного влияния цивилизации на состояние биосферы.
  1   2


51.Принципы и критер гос экол экспертизы
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации