Чистяков Е.Г. Территориальная организация населения - файл n1.docx

приобрести
Чистяков Е.Г. Территориальная организация населения
скачать (388.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx389kb.23.08.2012 11:45скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9




















































































































УДК 314.9(075.8) ББК 60.7я73 Т35


ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Ректор — акад. А.Н. Романов Председатель научно-методического совета — проф. Д.М. Дайитбегов

Коллектив авторов:

канд. экон. наук, доцент СМ. Борзое (глава 9);

канд. экон. наук, доцент Г. 10. Семикина (глава 4);

канд. геогр. наук, профессор С.С. Шишов(глава 3);

канд. экон. наук, доцент Л.В. Шубцова (главы 5 — 6);

д-р экон. наук, профессор Е.Г. Чистяков (введение, главы 1—2, 7—8)

Рецензенты:

Ка((>сдра «Государственное управление и менеджмент» РЭА им. Г.В. Плеханова и д-р экон. паук, профессор И.А. Ильин

Территориальная организация населения: Учеб. пособие/ Т35 Под ред. проф. Е.Г. Чистякова. — М.: Вузовский учебник, 2005.- J 88 с.

ISBN 5-9558-0015-8

В учебном пособии рассматриваются теоретические и методологические основы курса «Территориальная организация населения». Раскрываются основные современные тенденции развития структурных и организационных процессов расселения, выделяются региональные различия в формах территориальной организации населения. Показана роль населения как фактора и ресурса экономического и социального развития регионов, его влияние на территориальную структуру хозяйства.

Для студентов вузов экономических и географических специальностей, а также преподавателей, практических работников и научных сотрудников.

ББК60.7я73

ISBN 5-9558-0015-8

© ВЗФЭИ, 2005

ВВЕДЕНИЕ

«Территориальная организация населения» (ТОН) является общепрофессиональной дисциплиной государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 06.10.00 «Государственное и муниципальное управление». Объективная необходимость включения данной дисциплины в учебные программы вузов обусловлена рядом причин. Среди них необходимо отметить главную, связанную с усилением значения социального фактора в развитии общества в условиях его глобализации. На современном этапе повышается роль интеллектуального, профессионального и организационного потенциала в развитии общества. Эти ресурсы не могут быть реализованы в отрыве от конкретной территории, от рациональной ТОН, являющейся социальной и духовной базой любых инноваций. Все воспроизводственные процессы на территории фокусируются в центрах трудовой деятельности. Поэтому необходимо выявление в региональных системах подобных центров, являющихся генераторами распространения инновационных изменений в хозяйственной и общественной жизни. Под влиянием этих центров в настоящее время происходит переориентация моделей управления общественным производством с экономических на решение социальных проблем.

Главной целью управления становится рациональная организация социального пространства страны и ее региональных звеньев, систем расселения населения и обслуживания его жизнедеятельности. Социальное пространство в данном случае понимается как форма общественной жизни, организация, обеспечивающая условия жизнедеятельности социума, пространство его самовыражения. Создание указанных условий не может осуществляться стихийно, должно регулироваться и подчиняться соответствующим воздействиям со стороны системы управления. Поэтому преподавание и изучение данной дисциплины должны быть ориентированы на кардинальное совершенствование современной системы государственного и муниципального управления в России и ее регионах. Недостатки этой системы общеизвестны. Важнейшие из них - «непрозрачность», неподконтрольность, слабая адаптированность к изменениям, непредсказуемость, коррумпированность, неэффективность. Эти и другие негативные моменты в значительной мере обусловлены недостаточным вниманием государственных и муниципальных органов власти к накоплению организационного опыта и его использованию в процессе уп-


3


равления социально-экономическим развитием экономики России и ее регионов.

До последнего времени законодательная и исполнительная власть главное внимание в организации системы образования и подготовки управленческих кадров уделяла решению проблем и задач совершенствования управления отраслями материального производства. Организации процессов управления воспроизводством населения, созданию необходимых условий для его жизнедеятельности, обеспечению достойного уровня жизни, преумножению интеллектуального, духовного и культурного потенциала, накоплению и использованию организационного опыта в процессе управления страной при этом не придавалось должного значения. Считалось, что решение этих проблем должно осуществляться само по себе, без выработки и реализации каких-либо управляющих воздействий со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов.

В отечественной экономической литературе рассмотрение проблем территориального развития, как правило, осуществлялось также односторонне. Они, в частности, исследовались либо в связи с размещением производительных сил, либо в связи с процессами урбанизации и развития территориальных систем расселения. В первом случае основной акцент делался на решении вопросов территориальной организации производства, на процессах углубления общественного разделения труда, специализации, концентрации, кооперации и комбинирования производства, рационализации межрегиональных производственно-экономических связей, а вопросы социального развития регионов отодвигались на второй план. При этом часто неосознанно вносились дезорганизационные аспекты в процесс управления общественным производством.

Так, стремление к обеспечению более углубленной специализации производства и разделению труда «не могло не уменьшить взаимного понимания между людьми, на котором основывается точная координация действий»*. Однако этот аспект не принимался во внимание. При другом подходе недоучитывалась важность решения проблем эффективной организации производства в территориальных системах, совершенствования организации и управления процессами трудовой деятельности. Таким образом, не в полной мере соблюдался принцип системного, целостного

* Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Т. 2. — М.: Экономика, 1989. С. 27.

4

подхода к организации территориального сообщества людей, удовлетворению их потребностей и интересов.

При этом оба указанных подхода имели общий недостаток,
заключающийся в том, что в них неоправданно мало внимания
уделялось вопросам организации и управления системами со
циального обслуживания населения, обеспечивающих его рас
ширенное воспроизводство и способствующих преумножению
демографического и интеллектуального потенциала общества.
В истории развития России известно много примеров неправиль
но принятых и реализованных решений как на федеральном, так
и на региональном и местном уровне управления. Достаточно
привести примеры неоправданного с экологической точки зрения
размещения целлюлозно-бумажного комбината на озере Байкал,
развития и размещения химических производств в зонах рекреа
ции, чрезмерной концентрации финансовых ресурсов в столич
ном регионе и др. -

Регулирование урбанизационных процессов, ориентированное на приоритетную поддержку слаборазвитых районов и городов с целью создания достойных условий проживания населения, — одна из центральных тем стратегических деклараций ООН, Совета Европы о городах нового тысячелетия, в которых неизменно подчеркивается актуальность «территориального измерения прав человека и демократии». В большинстве стран созданы ответственные за реализацию территориального развития специальные государственные структуры: Министерство организации территории и градостроительства в Германии, Комитет по планированию и использованию территории во Франции, Министерство жилищного строительства, планирования и охраны среды в Голландии и др. Россия при ее масштабах и сложности проблем территориального развития подобной структуры не имеет.

Обязательным условием организации научно обоснованного управления территориальным социально-экономическим развитием страны, ее регионов, субъектов Федерации, городов и муниципалитетов является разработка концепции совершенствования территориальной организации населения, рассматриваемая как фактор стабильного и устойчивого развития национальной экономики. Концепция ТОН должна ориентироваться на устранение недостатков в системе управления ее развитием с целью повышения уровня и качества жизни населения. Известный русский ученый А.Л. Богданов еще в 1899 г. в книге «Основные элементы исторического взгляда на природу» писал: «У человека нет иной деятельности, кроме организационной, нет иных задач, кроме организационных... И если это еще не сознается, то толь-

5



ко потому, что мышление людей до сих пор не выбилось вполне из оболочек фетишизма, опутавших его на пути развития»*.

Все вышеизложенное предопределило структуру настоящего учебного пособия, которая соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по специальности «Государственное и муниципальное управление». Наряду с рассмотрением тем учебной программы вузов в данной работе сделана попытка раскрыть проблемные и дискуссионные вопросы территориальной организации населения, связанные с трактовкой и раскрытием предмета дисциплины, ее методологии, особенностей, тенденций и закономерностей развития, методов научного обоснования и выработки управляющих воздействий субъектов организации и управления территориальными процессами воспроизводства людей, вещей и идей, учета и контроля степени их реализации и эффективности.

Учебное пособие состоит из трех разделов. В разделе I раскрывается предмет и методология курса. При этом авторы рассматривают территориальную организацию населения в трех аспектах: воспроизводственном (как воспроизводство людей, вещей и идей), расселенческом (как систему, состоящую из различных форм и типов населенных пунктов разного масштаба) и производственном (как совокупность различных форм организации общественного производства). В разделе И рассматриваются особенности территориальной организации населения с позиций производственно-технологической специализации, кооперирования, комбинирования и размещения промышленного и сельскохозяйственного производства, а также транспорта. Раздел III посвящен рассмотрению тенденций развития территориальной организации населения в условиях глобализации и процессов, происходящих на постсоветском пространстве.

РАЗДЕЛ I

основы дисциплины

«ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ»


* Пит. по: Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Т. I. - М: Экономика, 1989. С. 71.


Глава 1

ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

1.1. ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

Приступая к изучению дисциплины «Территориальная организация населения» (ТОН), прежде всего необходимо уяснить содержание терминов, образующих это понятие, а именно: «территория», «население» и «организация». В современной экономической географии понятие «территория» не отождествляется со всей земной поверхностью, а понимается как часть последней. Являясь пространственным ресурсом, территория в то же время служит «вместилищем» множества других ресурсов. Земля и труд — источники богатства любого общества. Вся история развития жизни на Земле связана с борьбой за жизненное пространство, за владение конкретной территорией и находящимися на ней ресурсами. В основе этой борьбы — стремление всего живого к развитию и совершенствованию.

Учет и ориентация на систематизацию и распространение организующих начал жизнедеятельности общества является исторической необходимостью и условием его развития. В соответствии с известной мотивационной моделью общественных потребностей (пирамида Маслоу) наиболее выраженными являются их следующие виды: физиологические (пища, жилье, одежда и др.), уверенность в завтрашнем дне (долгосрочные доходы), социальные контакты (признание), уважение к себе (компетентность, самостоятельность), достижение цели в жизни (увеличение знаний, расширение полномочий). Все виды потребностей общества, коллектива и индивида безграничны. Они развиваются и эволюционируют вместе с развитием общества, с ростом населения на Земле, с ускорением научно-технического и социального прогресса, с достижениями в области генетики, биологии, медицины, образования и культуры. Однако возможности удовлетворения этих потребностей, как правило, всегда ограничены и имеют определенные пределы использования в каждый конкретный момент времени. Эти пределы обусловлены, с одной стороны, площадью соответствующей территории, объемами разведанных ресурсов, а с другой — имеющимися у людей возможностями освоения территорий и находящихся На них ресурсов, включая самый основной из них — население.

9
Население как понятие, входящее в предмет данной науки, следует рассматривать в его различных многообразных состояниях и аспектах, включающих, с одной стороны, целевую ориентацию управления ТОН, а с другой — ресурсную. Население — это ресурс, организация управления которым в каждый определенный исторический период должна быть подчинена решению конкретных проблемных задач данного этапа развития страны. Численность населения России в настоящее время и в обозримом будущем недостаточна для постановки и решения задачи рационального использования природно-ресурсного потенциала страны. В ближайшие десятилетия она должна быть увеличена по крайней мере в 2 раза. Поэтому необходимо так строить систему организации управления обществом, чтобы обеспечить расширенное воспроизводство населения, улучшать организацию здравоохранения, образования, воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, рассматривая ТОН как научную дисциплину, следует в ней выделить население, проживающее на определенной территории и формирующее определенный круг потребностей и интересов, и территорию с имеющимися на ней ресурсами, использование которых может обеспечить соответствующий уровень удовлетворения потребностей (общественных, коллективных и личных). Однако, чтобы обеспечить процесс удовлетворения потребностей, необходимо его организовать. Самое абстрактное представление об организации может быть охарактеризовано словом «порядок». «По своей природе организация иерархична и адекватна структуре власти, ориентирующей ее на достижение определенных целей»*. При этом порядок устанавливается на основе интуитивного, логического мышления, накопления, обобщения и трансформации исторического опыта, на основе самоорганизации. Это порядок первого типа. Существует и другой, более высший порядок, который нельзя отнести ни к естественному, ни к искусственному, — это «продукт деятельности многих людей», но не «результат человеческого замысла». Наиболее представительным вариантом спонтанного порядка является общество, так как «оно состоит из индивидов и таких организаций, как семья, ферма, завод, фирма, корпорация, разнообразные ассоциации и все государственные институты, включая правительство».

Шаванс Б. Типы и уровни правил в организациях, институтах и системах // Вопросы экономики. № 3. 2003.

Организованная система определяется на основе принципа «целое больше суммы своих частей». При этом, чем больше целое отличается от суммы своих частей, тем более оно организованно. В неорганизованных комплексах целое меньше суммы своих частей. И наконец, в нейтральных комплексах цеяое равно сумме своих частей*. Среди множества организационных форм систем один из создателей тектологии, или науки об организации систем, русский ученый А.А. Богданов выделял два их универсальных типа — централистический (эгрессия) и скелетный (дегрессия). «Для систем первого типа (эгрессия — от лат. «вы-хождение из ряда») характерно наличие центрального, более высокоорганизованного комплекса, по отношению к которому все остальные комплексы играют роль периферии. Системы второго типа, напротив, образуются за счет организационно низших группировок, выделяемых сложноорганизационными пластичными комплексами»**.

Организация подразумевает управление, выработку и реализацию управляющих воздействий на управляемый объект (в данном случае население), создание определенной структуры управления (совокупность взаимосвязанных звеньев), или субъекта управления. В данном случае это субъект управления жизнедеятельностью населения, который подчиняется законам самоорганизации и самоуправления (в вопросах жизнеобеспечения, семьи и т.п.), организации трудовой и производственной деятельности в системах производства, общественной деятельности, расселения.

Таким образом, можно говорить о трех параметрах ТОН — потенциале территории, потенциале населения и потенциале организации. В общей форме критерий оптимизации территориальной организации населения предполагает соответствие потребностей общества и ресурсного потенциала их удовлетворения. Его можно выразить соотношением

и

О = — -> Оптимум,

где //- потребности населения; Т— потенциал территории; О — организация, уровень ее развития. В данном случае организация должна рассматриваться не только как производственная система, объединяющая коллектив совместно работающих людей для

Шаванс Б. Указ. соч.

•• Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Т. 1. — М.: Экономика, 1989.



10

11


достижения общих целей, но также и как социоэкономическая и эколого-экономическая система, обеспечивающая удовлетворение многообразных общественных, коллективных и личных потребностей сообщества людей, проживающих на данной территории. Потребности населения являются движущим мотивом и фактором социально-экономического развития, их удовлетворение зависит от потенциала территории и организации его использования. Рассматривая предмет ТОН с этих позиций, можно дать следующее его определение: территориальная организация населения изучает факторы, определяющие пространственно и организационно оформленную среду обитания, на которой под влиянием территориального разделения труда концентрируются необходимые и достаточные условия жизнедеятельности и воспроизводства населения.

Следует различать понятия «территориальная организация» и «организация территории». Территориальная организация является более широким понятием по сравнению с организацией территории. Под организацией территории понимается упорядоченное развитие ее ландшафтной, инженерной, производственной, рекреационной и других структур, секторов и отраслей. Организация территории требует рационального управления, построения такой системы управления, которая отвечает определенным нормам, стандартам, требованиям.

Под территориальной организацией следует понимать систему управления созданием необходимых и достаточных условий жизнедеятельности населения, обеспечивающих устойчивые темпы воспроизводства населения, экономического роста и интеллектуального потенциала в территориальных (региональных) подсистемах страны, рассматриваемых как части единой макроэкономической системы. Территориальная организация как предмет исследования не может рассматриваться абстрактно. Она всегда должна быть «привязана» как к конкретному объекту, располагающемуся на данной территории, так и к целостной территориальной структуре страны. В нашем случае речь идет о таком всеобъемлющем объекте, каковым является население, обеспечивающее и организующее производственно-технологическую и социально-экономическую деятельность общества.

Управление развитием различных подсистем ТОН предполагает анализ и гармонизацию экономических, производственных, социальных отношений различных групп населения, проживающих на данной территории. Это обусловливает Необходимость рассмотрения ТОН с различных позиций. Первый аспект рассмотрения ТОН связан с территориальным устройством государ-

12

ства, его административно-территориальным делением. В данном случае возникает вопрос: можно ли говорить о ТОН на федеральном, региональном (субъекты Федерации), муниципальном уровне? Ответ на этот вопрос утвердительный, ибо развитие ТОН должно координироваться и регулироваться на всех уровнях управления, во всех административно-территориальных единицах страны. Управляющие и регулирующие воздействия государства на федеральном уровне на развитие ТОН должны быть направлены на создание необходимых условий совершенствования этой системы на региональном и муниципальном уровне. На федеральном уровне разрабатываются и утверждаются социальные стандарты и нормы, определяющие деятельность систем ТОН на более низких уровнях управления.

На региональном уровне управление развитием ТОН осуществляется на основе потребностей жителей данной территории.и нормативно-правовых актов субъекта Федерации. На этом уровне, как правило, проявляются противоречия не только между центром и субъектами Федерации, но также между последним и входящими в него территориальными подсистемами. Значительная дифференциация социально-экономических и природно-геогра-фических условий хозяйствования и проживания населения на разных территориях региона приводит к тому, что региональный подход не всегда адекватно отражает структуру потребностей населения и экономики того или иного населенного пункта. Рассматриваемый аспект регулирования ТОН позволяет учитывать в процессе управления ее развитием национальный, религиозный, исторический, географический и другие признаки.

Второй аспект рассмотрения ТОН связан с выделением в составе признаков развития этой системы различных сфер жизнедеятельности общества и территориальных сообществ. В частности, при данном подходе к ТОН в ее составе могут и должны быть выделены сфера производства и социальная сфера. Организация сферы производства во многом предопределяется общественным разделением труда, специализацией, концентрацией, кооперированием производства, размещением производительных сил, характером производственно-экономических отношений в конкретной территориальной системе, ее производственно-хозяйственными связями с другими территориальными системами. Этот аспект позволяет полностью охватывать деятельность территориальных сообществ, а также всего населения страны, все функции государства. В рамках этого подхода можно рассмотреть такие элементы ТОН, как организация социальной защиты


13


населения, организация здравоохранения, организация культуры, организация транспорта и т.д.

Оба изложенных подхода предполагают производственно-расселснческий и организационно-управленческий подходы к анализу ТОН. Таким образом, ТОН следует рассматривать как науку и сферу практической деятельности, функционирование которых должно быть нацелено на обеспечение приемлемых условий жизнедеятельности населения в масштабе всего государства и на конкретных территориях в различных системах расселения.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Как уже отмечалось, главная цель ТОН заключается в создании необходимых условий для преумножения социально-демографического, интеллектуального, производственно-технологического и природно-ресурсного потенциала данной территории, повышения уровня жизни населения, усиления воздействия социально-экономического потенциала данной территории на состояние общего социально-экономического пространства страны. Достижение этой цели предполагает решение соответствующих практических задач в области управления территориальным развитием на федеральном, региональном и местном уровне.

Для России в настоящее время наиболее значительными являются проблемы в области преумножения ее демографического потенциала, улучшения использования производственно-технологического и природно-ресурсного потенциала. Эти проблемы вытекают из негативных тенденций, которые сложились в национальном масштабе и в региональных системах страны. Так, например, главное в демографической политике страны — обеспечение прироста населения, поддержание превышения рождаемости над смертностью. Это объясняется следующими прогнозными оценками. В настоящее время россияне составляют 2% от всех жителей планеты. По прогнозам, через 15 —25 лет они составят только \%. Одному проценту населения Земли, проживающему на 1/8 ее территории, будет практически невозможно защитить ее от притязаний жителей других государств с более высокой плотностью населения, условия проживания которых толкают их на поиск «места под солнцем». И никакие международные системы безопасности и договоры положение не спасут.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации