Шпаргалка - Государственное регулирование экономики - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка - Государственное регулирование экономики
скачать (388 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc388kb.23.08.2012 11:42скачать

n1.doc

  1   2
1. Сущность, осн теории и объект необх грэ в условиях рыночной экономики.

Гос. Регулирование- совокупность различных мер, кот. Принимаются правительством с целью достижения конкретных целей, стоящих перед страной. Сила принуждения, насилия. Рынок нуждается в поддержке государства по решению проблем безработицы, инфляции. Нельзя выйти из кризиса без государственной политики.Гос-во разработчик целей, выразитель соц. Эк. Потребностей.

Цели:1)улучшение соц.эк. положения нации2)обеспечение соц. И гос. Стабильности. Необходимость гос-ва:1)необх. Согласовывать текущие и долговременные цели/потребности общества.Чем слабее общество, тем шире поле действий гос-ва. С ним нельзя бороться.2)Функционирование рынка по решению проблем

Проблемы рынка: внешние эф-ты, необх. Производить общ. Товары – гос-во перераспр. Ресурсы, борьба с монополиз., обеспечение соц. Справедливости – гос-во перераспр.доходы С точки зрения целей можно выделить 3 осн. Понимания причин возникновения гос-ва в эк-ке:1. регулирование – ср-во реализации общ.интересов – теория общ.благосост. Фигу( улучшение благосостояния нации в целом, обеспечение соц.эк.стабильности общ-ва, обеспечение защиты окр. Среды и фундамент.наук)Опирается на несостоятельность рынка(монополиз.рынка).Гос-во перераспреднляет ресурсы(эф-сть), перераспределяет доходы (соц.справедливость)

2. регулирование – ср-во реализации частных интересов – теория частного интереса: экономическая теория регулирования(предост.субсидий, предотваращение входа конкурентов, теория рентоориентированного поведения(рента-деят.индивидов и групп, кот.расх.ресурсы для получения от гос-ва прав

3.синтез: «рука дающая – рука загребущая» а)Теория захвата регуляторов б)неоинституциональный в)компромисс между многочисл интересами субъектов эк-ки


2.Концепции и осн соврем модели. Возраст роли гос-ва.

Возрастание роли гос-ва. Причины:1)вызовы соц. Проблем, их решение(рост населения, безработица)2)обеспечение эк. Развития страны

внутр. 3)Природа гос-ва

Концепция – компромисс мд различными целями субъектов эк-ки для укрепления общ. Полит. Строя.

Модели: 1)меркантилизм 2)классическая- Смит. Гос-во – ночной сторож. Вмешательство гос-ва вредно для экономики. Гос-во обеспеч. Выбор сферы деят., свободу предприн., торговли, конкуренцию. След-но – защита прав собственности, самостоят. Выбора решений.

  1. Современный этап:

А) кейнсианская – устойчивая при Высоком росте

Б) неоклассическая- конкуренция везде, где возможно, гос-во, где необходимо.

В) монетаризм – сокращение налогообложения, денежно-кредитная политика

3.Совр тенд уилиние роли гос в экономике. Особ рос модели гос капитализма.

Принципы управ-я в России:1)формирование равных эк.условий всех хоз.субъектов вне завис. От форм собст.2)Формирование равной конкурентной среды с использованием антимонопольных правовых норм3)Активная фин.-бюдж. И ден.-кредит. Политика при решении проблем развития всего общ-ва4)Контроль над деят.хоз.единиц5)Активное воздействие на предприятие гос.сектора и предприятия с частичной долей гос. И муниц.собст.6)Применение программно-целевого метода при решении проблем гос-ва

Осн. Черты современносй модели гос.капитализма:1)огромную роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;2)неразвитость частной собственности, прежде всего на землю;3)отсутствие автономного от государства гражданского общества;4)неразрывную связь власти и собственности; 5)слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских тенденциях,6)монополистические структуры, 7)крим формы конкурентной борьбы.

Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную стру перестройку экономики. Причем нач переход к отк экономике высв неконкурентос подавл бол-ва отраслей обраб промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре - в сторону ТЭК и первичной переработки сырья (металлургия и химия).

На формирование рыночной экономики в России оказывают факторы: склонность немалой части нас к гос патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохр знач экон роли гос в финанс соц нужд и огр рын фактор в социальной сфере.


4. Эк системы как объект ГРЭ. Провалы гос-ва.

ЭС – это сов взаимосв соц и прав инст, в рамках которой с целью достижения экономического равновесия используются определенные приемы и способы действий, выбираемые применительно к преобладающим в обществе побудительным причинам хозяйственной деятельности. Объектом ГР выступает экономическая система России. Как и при любом виде управления, процессу регулирования должен предшествовать анализ сложившейся хозяйственной ситуации с учетом исторических, национальных, психологических особенностей развития (менталитета) общества. Основные объекты государственного регулирования экономики это:•экономический цикл;•секторальная, отраслевая и локальная структура хозяйства;•условия накопления капитала;•занятость и безработица;•денежное обращение;•платежный баланс;•цены и их колебания;•условия конкуренции;•социальные отношения, социальное обеспечение;•подготовка и переподготовка кадров;•окружающая среда и регулирование экологии;•внешнеэкономические и политические связи. Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Этапы: 1) как «ночной сторож», в сер 17 в. 2) как институт макр регулир 19-сер 20 в. 3)гос-во всеобщего благодействия (соц гос-во), не только эк-ку,но и соц отношения.Провалы гос – случаи, когда ГРЭ не в сост обесп эф распред рес и исп, реализ принц соц спраевд. Принципы: 1) органич в инф для прин прав реш 2) несоверш полит проц 3) неспособ гос-ва предв реакц на свои действ 4) органич контроля бюрократ 5) неорганич растрата рес 6)рост расх на сод бюрократ аппарата.


5.Особ экон сист совр России. Роль эк и пол ренты.

Промежуточный этап развития – меркантилиз или эк-ка власт группир. Это ситуац когда сущее рынок и сильн властная институц структ. Эффектив ниже, чем у АКС. 3 способа координации: 1) центр органы 2) через группир 3) с пом конкур. Условия: 1) своб любому предприним 2) ум затраты на сод бюрократ аппарата 3) судсид гос-во 4)источн эк роста – бизнес. Без актив роли гос-ва не мб эф эк-ки.

Эк рента – эк деят, направл на получение нормы прибыли большей среднеотраслевой с пом моноп положен или гос субсидий. Политическая рента – стрем получать эк ренту с поом полит власти. Бюрократическая рента.

Недостатки рентоориентир гос-ва: 1) сырьев направл 2)коррупц 3)масшт тенев сектор эк-ки 4) рост дифференц доходов 5)низкая эффект госаппарата 6) хроническ недофинансир.

6.Особ эк роли гос в пер эк Р. «Огосуд бизнеса» : причины, факторы, последст.

Специфика переход. Эк-ки России:

Капитал ф-ет в 2-х видах:1.конкурентный(без гос. Вмешательства)2.неконкурентный(живет засчет гос. Протекционизма и привелегий. Роль гос-ва в переходной эк-ке России: необходима реализация целенаправл.процессса реформирования централизованно-управляемой экономики в рыночную.Процесс перехода от плановой эк-ки к рыночной хар-ся: с одной ст-ны-децентрализацией, разгосударствлением, с др.-развитие эк.реформ требует руководящей роли гос-ва в этом процессе, т.е. усиления роли гос-ва. Ф-и гос-ва в переходный период:

создание парламентских усл.принятия эк.решений

определение макроэкономического развития

регулирование рынка для достиж. эк.и соц.целей

стабилизация эк-ки через осущ. Денежной и бюджетной политики для преодоления трансформационного кризиса.

Особенности ГРЭ в переходной эк-ке России:

1) борьба за власть, преврат. В гл. фактор ф-я гос-ва2)реализация целостной страт.рын.преобраз-й непослед-но, методом проб и ошибок3)разрушение старых при отсутствии новых механизмов реализации гос.политики на уровне центра и его взаимосвязей с регионами

Процессы реформирования в Р осущ. Через преодоление кризиса государственности, развернувшегося через влияние полит.факторов на реформационные процессы.

Огусударствление бизнеса:

Возникновение бюрократизма из-за использование гос. Власти, т. Е. гос-во не обеспечивает интересы общ-ва. Истоки бюрократизма в России – расплата общ-ва за сохранение империи. Последствия:

- растут теневые стороны эк-ки

- падает качество

Достижение личной выгоды бюрократизма не совпад. с интересами общ-ва.


7.Проблемы экономической реализации собственности в переходной эк.

При приватизации не была достугнута одна из важнейших целей – не сформировался слой эффективных собственников. Это собств, которые не расх деньги на собст потребление, в клад их в дальнейшее производство, развитие

Без ник нет эф эк-ки. Нужно три условия:

1) стремление собственника к сниж трансакц издержек 2) давление собствен на конкурентную среду 3)гос-во должно защ права собственников

Поэт глав задача гос-ва – гарант неприкоснов ч/с. Вопрос защиты ч/с от гос институтов (самого гос-ва) – главный. Не был реализован ни один из принципов приватизации: 1) постепенность 2) фин стабилиз 3) соц справедливость 4) созд эф класса собственников. Поэтому преимущества на рынке в России сведены на нет.

8.Сущн, структура и мех ГРЭ. Осн функции гос на совр этапе развития эк.

Сущность ГРЭ – целостная совокупность институтов, функций, принципов и методов управления экономики. Механизм ГРЭ – это система в действии. В теории ГРЭ под механизмом понимается совокупность элементов, форм, методов взаимоотношения гос-ва с хоз. субъектами с целью достижения поставленных целей ГРЭ.

Механизм включает:Субъект регулированияИдеология ГРЭЦели ФункцииОбъектыФормы, методыРесурсы регулирования

Основные функции:

Гос-во и объект и субъект управления одновременно. Исходным моментом выступает само определение цели-целепологание –опред целевой функции управления. Конечный результат получается при целедостижении.

Структура: 1) рыночное регулирование 2) корпоративная планомерность(где нач фирма, там заканчивается рынок) 3) воздействие на развитие общественного сектора пр-ва через госзаказы 4) адаптированная эф-ть посредством проведения различных эк политик 5) идеология- индивидуалистическая (интерес индивида), коммунитарная (интересы коллектива). Множественность целей предпол множество функций гос-ва. Классические: регулирующая, компенсационная, перераспределительная и Соврем: социальная.

9. Основные методы ГРЭ.

Метод – средство достижения поставленной цели.

Группы методов:

Административный (властно-распредительный)

Экономический

Прямого воздействия (админ)

Такое регулирование, при котором объекты хозяйствования принуждены к действиям основанных на предписаниях гос. власти. (ограничение частного бизнеса)Плюсы:(Быстрое реагир,Дешевое)Минусы:(Принуж, Избир характер

Косвенного воздействия (экономические)

Не оказывает прямого воздействия на деятельность хоз. субъектов, а создают предпосылки, чтобы политика п/п строилась в соответствии с политикой гос-ва. (налоговая, бюджетная, кредитно-денежная)

Носит массовый характер.

Три формы реализации методов: 1)Баланс 2)Нормат. (норм. бюджетной обеспеч. рег) 3)Программно- целевой

10.Эффектив ГРЭ : сущность, факторы, критерии измерения, пути повыш.

Эф-е гос-во – ответственное гос-во. Базовая концепция для эфф. Гос-ва:

Надо определить потенциал гос-ва( возможности)=гос-во должно выполнять те ф-и, кот. Соотв. И не превышают его потенциал, иначе такое гос-во не будет эффективным. Чтоб потенциал эф-но работал, необходимо использовать селективный подход(способность правительства в конкретный момент времени правильно избрать приоритеты страны), оценить потенциальные точки роста и увязать мд собой интересы всех субъектов эк-ки. Степень использ. Потенциала для удовл. Потребностей общ-ва опред-т эф-ть гос-ва.

Критерии определения эф-ти:

1)Повышение жизненного уровня(структура рассх-в)

-уровень занятости,-динамика з/п,-индекс развития человеческого потенциала

Ср-ва достижения критериев

-традиционные ф-и:

1. оборона(правопорядок, безопасность)

-современные ф-и:

1. образование 2. здравоохранение 3. наука 4.спорт

2) качество выполняемых гос-м задач укрепления самого гос-ва(пути становления сильного гос-ва)

- сильный гос. Аппарат

- жесткость управления за правилами хоз-я

Если гос-во становится сильнее, то и общество тоже

3) Показатели эф-ти использования ресурсов, необх. Для гос. Управления

- повышение удовлетворенности граждан кач-ом услуг чиновников

- снижение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров(предоставление взяток)

-ГРИКС-интегр. Показатель кач-ва гос. Упр-я

А)право голоса и податчетность

Б) политическая стабильность, преступность, террор

В)эф-ть правит-ва

Г) кач-во законодательства

Д)верховенство закона, контроль коррупции

Факторы гос. Влияния на эк-ку:

-ГР рынка(защита ч. Сектора от чрезмерного регулирования)

-гос. Фин. Изъятие – защита от тяжести налогового бремени

-борьба с инфляцией

-гос. Внешнеэк. Регулирование – свобода зарубежных контрактов

Факторы, обеспч. Растущее влияние ГРЭ:

рост V общ.благ

необх. Защиты нац. Бизнеса в усл. Глобализации

приоритет общ. Интересов

Пути повышения эф-ти гос. Влияния на эк-ку:

повысит эф-ть гос. Управления. Реформы гос-во должно начинать с себя

гос-во должно сосред. Ресурсы на тех задачах, кот. Оно может решать

модернизация общ-ва- уст. Партнерских отношений бизнеса и общ-ва, исп-е гос-м рыночных механизмов деят-ти,укрепление гос.собст-ти, формирование российской национальной модели развития эк-ки

11. Принципы и границы ГРЭ

Принципы:1)«не помешай рынку» 2)Обесп своб для предприн деят 3)Раз систобоснованных приор 4)Соц ориент регулир экономики 5)Сопостав компл целевых программ соц-эк развития 6) Сочетание фед, рег и мун регулир 7) Экон целесооб обосн пределов ГРЭГлавная граница – возможное несовпадение целей ГРЭ с частными интересами собственников капитала действия, подрывающие рыночный механизм: тотальное планированиея, директивное установление цен

Границы:1)органическое сочетание административных и экономических методов управления 2)сочетание экономической свободы и механизма принуждения 3)создание и функционирование сильного государства

12.Формы ГРЭ в условиях рынка. Индикативное планирование.

Осн. Формы:1)планирование 2)программирование(целевое гос.прогр). Программа – совокупность взаимосвязанных мероприятий, объед. Общ. Целями, концепцией, ресурсами. Решает опред.общ.задачи. 3)прогнозирование. Прогноз – научнообоснов.суждение о возможном состоянии субъекта в будущем. Сущ-т инерционное и инновационное. Ф-и:Предвидеть тенденцию изменения субъекта хоз-я, оценка возможн.последствий, корректировка результатов принятого решения. Гл.метод – балансовый(потребности/возможности)

Высшая форма:национальное эк.индикативное планирование. Инд.планирование(Япония, Нидерланды, Франция)- носит рекомендательный характер- способ регулирования эк.процессов с помощью опред-я рекоменд. Целей развития пр-ва, использ-е гос-м стимулов для тех фирм, кот.согл.действ-ть в соотв-и с рекомендациями гос-ва. Основные принципы индик.гос-ва:

-добровольное уч-е

-для гос.сектора – элементы директивного планирования

-селективность гос.планирования(машиност., нефтепер,хим.пром.)

Причины спада интереса к инд.планир-ю:

-ввод отраслями конверт.валюты сниж-т границы инд.план-я

-усиление действий рыночной конъюнктуры

-укрепились позиции крупн. Монопольного капитала, кот. Требовал эк.свободы

13. Особенности ГРЭ в кризис.

поддержка крупных предприятий, доноров бюджета; создание налоговых и других преференций мелкому и среднему бизнесу, предпринимателям ради сохранения рабочих мест. Усиление роли гос-ва, больше чем в обычное время. Т.к. только гос-во обладает возможностями для поддержания локомотивных отраслей эк-ки страны и поддержания ее на уровне. Необходимо произвести SWOT-анализ: опр-ть привлекательность эк-ки, сильные и слабые стороны, потенц возм-ти, потенц угрозы

14. Классификация типов гос эк стратегий. Осн цели и способы их достижения в концепции долгосрочного соц-эк развития РФ до 2020:

1 соц-эффектив стратегия развития (повышение уровня жизни, сниж-е неравенства, превращение сред класса в глав силу общ-ва) подчинение пр-ва потребителю, высококач товары по низким ценам. В краткосроч соц цели противореч эк развитию,но в долгосроч – образование, здравоохранение обеспеч успех в эк развитии

2 корпоративная - Реализует интересы обогащения группы за счет ухудшения или неулучшения положения остальных групп…рост безработицы

Алтернативные: 1.стратегия рантье (повыш-е ренты от природ рес-сов и перечисления через госбюджет)

2.мобилизация (топлив ориентац)

3.инерция (обеспеч-е соц-эк стабильности, преобразования на потом)

4. модернизация (послед реформир-е инст-тов гос-ва и общ-ва и созд-е институтов инновации и инвестиций)

ПРАВИТЕЛЬСТВ ВАРИАНТ: 1.интерционное 2.энерго-сырьевое(интенсификация добычи нефти) 3.инновационное (глубок модернизация соц структуры)

15. Фин кризис 2008 г в РФ: причины, формы, последствия. - импортированный кризис (”финансовая инфекция”): российский рынок очень зависим от мирового финансового рынка; это единственный сценарий из четырех, который может грозить России в 2008 году; спекулятивная атака при позитивной экономической динамике: кризис основан на зависимости российского финансового рынка от иностранных портфельных инвестиций и долгового финансирования нерезидентов; разогрев финансового сектора экономики с последующей атакой на один из сегментов финансового рынка: валюта, акции (кризис по этому сценарию грозит России в 2009-2011 годах); перегрев одного из сегментов внутреннего финансового рынка: сейчас 40-50% роста финансового рынка РФ имеет спекулятивный характер, возможно возникновение “мыльных пузырей” (возникновение кризиса прогнозируется в 2009-2011 г.г.); падение экспортных цен: российская экономика сильно зависима от цен на сырье на мировых рынках (кризис возможен с 2010-го года). В связи с объемной зависимостью внутреннего финансового рынка России от инвестиций нерезидентов, такое бегство капитала может стать спусковым механизмом для цепной реакции кредитных, процентных и рыночных рисков, относящихся к деятельности резидентов. Таким образом, будет создан потенциал для масштабного финансового кризиса.

16.Осн черты, причины возникновения и длительной уст АКС

АКС – особая форма организации эк-ки, кот. Опирается на тотальное и масштабное участие гос-ва в эк-ке. Осн.черты: принуд режим распр ресурсов, дир план и урав распределение мат.благ, господство гос.собственности, огосудар собст. Причины:1) в Р. институц рамки всегда зад гос-вом. (гос вар модерниз – сверху, в форсир темпе; прир-климатич фактор, византийский тип гос-ва) 2) особ менталит (общинная собс, недоверие к ч/с, приоритет коммунит идеол, трад низкий ур жизни, раздаточ х-р эк-ки, принцип гос патернализма

17.Планир как гл способ рег в условиях АКС. + и - планирования: сов опыт.

ЭК ОСНОВА ДИРЕКТИВНОЕ ПЛАН.пЛАН. ПРИН НА СЪЕЗДЕ. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПЛАНА, ПРИНЯВШЕГО ФОРМУ ЗАКОНА, МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ НА ОСНОВЕ АДМИНИСТРАТИВНО-УГОЛОВНОЙ И ПАРТИЙНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.дИРЕКТИВНОЕ ЗАДАНИЕ ПЛАНА СОПРОВОЖДАЕТСЯ ВЫДЕЛЕНИЕМ БЕСПЛАТНЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЕДИНИЦЫ РЕСУРСОВ И ФОНДОВ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫМ ЦЕНТРОМ СТРАНЫ. оБЩИЙ ЦЕНТР ОПРЕДЕЛЯЕТ НЕ ТОЛЬКО ОБЪЕМ ВЫДЕЛЯЕМЫХ РЕСУРСОВ И ФОНДОВ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, НО И НОМЕНКЛАТУРУ ТОВАРОВ. эЛЕМЕНТАРНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО СДЕЛАТЬ ЭТО ДАЖЕ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО, ХОТЯ БЫ ПО НЕБОЛЬШОЙ ГРУППЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, НЕВОЗМОЖНО. а ЕСЛИ СТРАНА РАСПОЛАГАЕТ БОЛЬШИМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ, ТО САМА МЫСЛЬ О ДИРЕКТИВНОМ ПЛАНИРОВАНИИ ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАДУМАТЬСЯ ОБ АБСУРДНОСТИ ТАКИХ ПЛАНОВ.рУКОВОДЯЩИЙ ЦЕНТР ЯВЛЯЕТСЯ БЕЗРАЗДЕЛЬНЫМ, Т. Е. АБСОЛЮТНО МОНОПОЛЬНЫМ СОБСТВЕННИКОМ ЛЮБОЙ ПРОДУКЦИИ, ИЗГОТОВЛЕННОЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ. пОДОБНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ОТСУТСТВИИ КОНКУРЕНЦИИ ПРИВОДИТ ТОЛЬКО К ОДНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ — ПРОИЗВОДИТЕЛИ МОГУТ РАБОТАТЬ, НЕ ВЗИРАЯ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ. пРОИЗВОДИТЕЛИ И ОПТОВЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ СВЯЗАНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИ И АДМИНИСТРАТИВНО ДРУГ С ДРУГОМ. пОТРЕБИТЕЛИ ЛИШЕНЫ ПРАВА ВЫБОРА, ОНИ ПОЛУЧАЮТ, НО НЕ ПОКУПАЮТ (ХОТЯ И ПЛАТЯТ ДЕНЬГИ), ЛИШЬ ТО, ЧТО ИМ ВЫДЕЛЕНО ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ ПО ВОЛЕ ЦЕНТРА . пРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗАМЕНЕН ВОЛЕЙ ЦЕНТРА, МАТЕРИАЛИЗУЮЩЕЙ ПРИНЯТЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

18. институты эк-ки советского типа
Партия (цель: удовлетв общест потреб-тей, удовл-е потреб-ей самой партии, сигнал насленеию о том что правящая элита работает на него)

Госплан (информац центр, план распредел-я рес-сов, руководящ центр)

Советское предприятие ( не платило за ОФ а получало их даром, Фонд зп и конкрет ставки зп уст-сь сверху) Преоблад администр отношений приводит к низкой исполнит.дисциплине, многоукладное дублирование структуры власти(10 уровней) оптимально:3-4 уровня, если больше-бюрокр и дублир. Принципы планирования:централизованность(распред заданий главным органом); директивность(обязательность для исполнения);адресность(доведение задания до конкр предприятия). перевыполнять план не надо.надо четко удовл потребности. Стабилизаторы:номенклатурная адаптация(корректировка плановых заданий),фин и денежн система (деньги не играли роль, но кредиты предприятиям выделялись),остаточный принцип фин-я (Россия фин-сь по остатку от 14 субъектов

19.+ и - дир планир. Опыт грэ в условиях АКС для стран с рыночной эк.

Положительные черты: адресность – доведение задания до конкр.предприятия, быстрая мобилизация ресурсов в нуждающейся отрасли, отсутствие безработицы, обеспечение соц.справедливости

Особенности ГРЭ в усл.АКС.:1)господство гос.собст. гос-во-гл.субъект хоз.деят.2)ликвидация рынка со всеми его атрибутами: частная собственность, конкуренция3)централ.план – основа эк-ки4)отчуждение работников от ср-в пр-ва

Директивное планирование-осн.метод регулирования, плановые органы определяли ск. Чего производить. Ф-и гос.плана в АКС: информационный центр, собирал информацию и планировал распределение ресурсов руководящий центр, давал заданияГосплан – закон принудит.характера, невып закона – уг наказание.

Принцип планирования в СССР:(централизованность директивность адресность)

Этапы осущ-я плана: 1)съезд партии – дает приоритеты 2)Госплан: органы устанавливают контрольные задания и контролируют их выполнен3)Гл.док-5-и летние планы развития нар.хоз-ва

Недостатки:Тотальный дефицит потребительских благ и производственных ресурсов, разбазирование и неэффективность ресурсов, перерасход всех видов ресурсов, развитие теневой экономики, инфляция.Директивное планирование-осн.метод регулирования, плановые органы определяли ск. Чего производить.

Госплан – закон принудит.характера, невыполнение закона – уголовное наказание.


20.Возможности, пределы и последствия АКС.

Среди возможностей положительного исп. ГРЭ в усл. Командно-админ.сист.можно выделить след.:Централизованность, директивность, адресность

Принципы орг.эк-ки: быстрая мобилизация ресурсов в нуждающейся отрасли, отсутствие безработицы, обеспечение соц.справедливости.

Последствия:

разбазирование и неэффективность ресурсов

перерасход всех видов ресурсов на ед. ВВП (экстенсивный тип) технологический монополизм теневая экономика

Сущность кризиса: кризис сбалансированностикризис координации кризис натурального планирования: скачок цен(2-я половина 80-х г) если ослабел контроль сверху, нужен усиленный контроль снизу= если нет=возникает инфляция

Пределы: 1) в услов избыточ рес 2)диспропорц прои-ва 3)количеств рост, кач-во сниж 4) дефицит ресурсов

21.Эк безопасность как сис:сущ-ть, составляющие,критерии, показатели. Колич оц уровня экономической безопасности страны.

Нац.безопасность – совокупность офиц.принятыых идей и взглядов, направленных на обеспечение безопасности во всех сферах жизнедеятельности. Нац.безопасность делится на: экономическую(материальная основа нац.безопасности), демографическую, информационную, экологическую, полит., оборонную, соц..Не может быть мощной обороны без развитой экономики. Эк. Безопасность – важная характеристика состояния эк.страны, кот.опред.её как способ поддерживать норм.усл.жизнедеят.общ-ва, гос-ва независимо от ч/с эконом., политич., экологич.характера в МЭ.Элементы системы безопасности: объект,субъект(пример президент),мех-мы обеспечения безопасности,практические действия по обеспечению безопасности. Критерии: способность эк-ки функционировать, обеспеч-я темпы эк.роста, зависимость эк-ки от важных видов продукции,уровень внеш.и внутр.долга, возможность его погашения,уровень имущественной дифферен-ит населения и безработмчы, max допустимая с т.зр.обеспечения соц.эк.стаб.общ-ва, доступность жилья, ком.услуг. Показатели: объём ВВп на душу населения, доля промышленных отраслей (ТЭК), продолжительность жизни населения, доля новых видов продукции в объёме выпускаемой продукции, объём внешнего и внутр долга, объём наличной иностр валюты, доля импорта во внутреннем потреблении.

22. Осн проблемы РФ с тзр нац безопасн. Конкурентоспособ.

Внутренние угрозы- нарастающая стр-ра деформации эк-ки, стагнация аграрного сектора, разруш-е научного потенциала, тенденция быть топливно-сырьевым придатком, усиление имуществ дифференциации

внешние угрозы – бегство капитала за рубеж, утечка умов, нарастание импортной завис-ти, моносырьевой хар-р

причины низк конкурентосп-ти:

-слабая правовая сист

-слабая защита прав собст-ти

-высокая коррупция

-высокая инфляция

-низк ур-нь банк системы

-низк уровень состояния бухучета и аудита

-низк уровень деловой этики

27. Особенности и причины инф. Инфляционное таргетирование.

Инф тарг- комп мер, прин гос органами в целях контр за ур инф. Стадии: 1)Уст план пок-ля инф на нек пер; 2) подбор монет инструментария 3)применение мон инструментария в зав-сти от тек необходим 4) сравнение инфл на нач и конец пер, ан эффективности. Нужно: 1) масшт рынок, ЦБ управл кред отнош через ставку 2) плав валютный курс 3) устойчивость банк системы к внешним шокам.

Особенности: а) немонет причины (монополия, дисбалансы на мир рынках) б) рент отнош в) монополизм г) инфляц ожидания (38%)


28. Роль и место БНП. Основные особенности.

БНП – совокуп фин инструм, инстит и мер, приним прав-ом, через элем фин сист с целью стабил нац эк-ки. Вид БНП завис от сит в стране: стимулир (спад) и сдерж (реал ВВП больше потенц ВВП). Концепции 1) необх ежегод обесп сбаланс госбюд (ув нал, ум расх) 2) сблаланс бюджета в пред цикла (РФ переш с 2008 года на 3лет пер составл бюджета) 3) функц фин (БНП стаб эк-ку в целом, бюдж таргетир) Цель обеспеч условий для уст эк рост на осн повыш эффект участ гос-ва в переспред рес. Задачи: 1) достиж макроэк равнов 2) повыш устойч бюджет сист 3) стимул инвест в э-ку 4) совершенствов бюджет процесса. Критерии эффек-сти 1) финанс – Крит выст роль гос бюджета в соц/эк разв страны подходы: а) максим участ в эк-ке (СССР); б) мин участие (пол отсутств инв, приватиз, РФ 90е годы) б) эффект гос-во (доля гос-ва в ВВП опред-ся из функций , вып гос-вом) 2) денежный – обеспеч уст руб и цен. Гос-во вып столько денег, сколько необх для обспеч его приоритетов. Фин расх, кот приор. У нас нет приорет. Эф наш БНП в кризис: 1) нет стимул для разв бизнеса 2) стоим заемного кап высокая 3) ув расх госбюдж 4) ставка на круп гос холдонги и корп сдел эк-ку менее гибкой к восприятию изм в рос эк-ке. Особ 2008-10гг: 1) концеп эф бюджета 2)обесп LR сбал бюдж 3) перех на 3лет план бюд 4) исполн расход обязат 5) разд учет н/г и др дох.

29. Бюджет как инструмент. Теор основы бюджетного федерализма.

У нас 3ур система б. 1) гос федеральн бюджет. План гос-ва на тек год, самый управл элемент. 2) сист местных фин (субьектов, регионов, городов)3)гос внебюд фонды (пенс, об мед страхов, соц страхов). Любой бюдж сост из дох и расхо частей. В РФ: федеральный; консолидир (фед, бюдж субьектов, местн бюд); бюджет расшир прав-ва (консолид+внебюд фонды). В РФ сущ пон бюдж рег-ние – распред фин ресурсов м/у бюдж разного Ур-ня в целях обеспеч их сбалансир. Теор основы бюджет федерализма БФ – система принципов, на кот базир уствойство фед гос-в. Принципы: 1) разгранич расх полномоч по уровню власти 2) разранич налог в соотв с полномоч. Налог потенц распр неравном. 3) распред фин помощи для сбаланси бюджета. Модели: 1) сов (власти утвр бюджет, если кому-то не хватает – дотац) 2) американская (каждый штат – свои налоги, самост расходов, отсутствие нефинанс мандатов) 3) германская (совмест налоги, сильн выравн, орг заимствов, помощь криз регион, фин мандат (из центра) 4) российская (выс доля трансфертов, ув роль совм налогов, ув завис рег от центра) Пок-ли эффект: 1)доля средств, ежег перераспред через бюджет 2) налоговая нагрузка 3) слабансированность (соответствие доходов расходам) 4) структура бюджетных расходов. (на соц нужды)

30. Основные проблемы сбалансированности бюджета. Госбюджет.

Инструменты: а) межбюд трансф или фин помощь (дотац, субвенц, субсид, трансф) Дотац – нецел пом, предоставл бюджету более низкого уровня. Субвенц – цел пом Судсид – долевая пом бюджету друг ур-ня. Д>Р – профицит. Времен явл из-а случ обстоят. Цель – удовлетвор чрезвыч потребности формир резерв фондов. В эк теор проф связан с сдержив БНП – сокращ бюдж расх, перераспред их на выплату внеш долга, ув налогов или все вместе. В SR сниж инфляции LR – условия для спада Причины появления: а) недофинансиров расх госбюджета б) практика составл гос бюдж куда заклад заниж дох. Прав-во создает меры по ум профицита.

Функции бюджета: 1) централиз фин рес на нужды гос-ва и общ, распред между рег отрасл и ведомств 2) инвестиц (рег процессов) 3) регул соц/эк проц (сощ защита) 4) регул соц/эк разв субьектов фед (по принц бюдж федерал) 5) стимул предприн деят 6) контрольн (за исп фин доходов и расх гос-ва)

45. Состоян. гос инвестиц политики. Гос-во как инвестор.

Главные тормозы эк роста в России: 1) недостаток кап (недоинвест)Инвест голод рос п/п, особ в фин кризис. Инвест самый нестаб элемент AD. Инвест ситуац, ожид ухудшаются, инвестиции падают. Задача любого прав-ва – предсказ явл полит соб и объяснить его причину. 2) недостат и недоступ кредитов (20-24% на полгода, нет рентаб у предприят; 3) не эф использование инвестиц.Нужно финансир инв приоритеты: в промышл. В 2009 году будет деф бюджета. Инвест климат в России

Почему ин инв продали акции и вывезли кап из России во время кризиса – риски, нестаб насел, ув налог нагрузки, излишн админ барьеры. Одной из причин недостат инв – ур сбережений. Все потребляем, нечего вклад в инвестиции. Пути преодол 1) американскйи ( разв фонд рынка в инвестиц) 2)немецкий (раз банк системы).Сейчас % по деп> инфляц, население платит банкам. Пок-тель истин сбережения и инв – учит истощ мат-сырьевой базы. ИС=ВВП-Потрб-Амортиз-Истощ прир рес+ Расх гос-ва на образование.


42. Сущ и цели струк пол-ки. Роль, место в сист ГРЭ. Структ кризис в рос экке.

Струк эк-ки – внутр строен эк сист, кот пок соотн между эл-тами эк сист и их вз/св.

Она опред: 1) ур эффективности обществ прозв 2) сьепень использ произв рес 3) уровень удовлетворения потрб людей. Главное треб к струк эк-ки – сбалансированность между структурами. Структур пол-ка – деят гос-ва по соверш стр-ры эк-ки путем внедр эф техн и стимул инвест и иннов пактивности. Стр-ра дол пост меняться. Если пол-ся на рынок, будет низк инв активн. Структ кризис в эк-ке возник, когда старый хоз мех не соотв объектив требов развит эк-ки, ее техн обновл. Причины диспропорц: 1)госп АКС,изоляц от мир рынка 2) следствие распада СССР. Деформац отрасл стр-ры 1) супермон 2) структ утяжеленность эк-ки (допотопность эк-ки) 3) технич многоуров Отриц структур потенциал1)структ консерв2)технол деград предпр 3)макропропор Задачи: 1) обесп стр сдвига в стор отрасл с вы сдоб стоим; 2) исправл стр деформ 3) внедрен НТП 4) антимон пол-ка, реф п/п, приват госсобств, развит рынка ц/б. Цель: ликвид органич для разв конкур сект нар хоз-ва


43. Динамика, изм основ видов структур. Ос методы и направл возд гос-ва.

В РФ 3 вида структур: 1) вопроизв 2) отраслев 3) технологич. Вопроизв включ 3 эл а) конечное потребл б) валов накопление в) чистый экспорт. Россия зав от вн рынка Отраслевая с/х, доб пром, стр-во, обраб пром, трансп, связь, торг и т.д. Больший прирост: добыв, торговля, фин посреднич. Деинструал эк-ки – сокращ пром прои-ва Отр стр-ра оч. консерв вещь. Технологич: показывает разные уклады в эк-ке. Сегодня в РФ 3 и 4 уклада, в с/х 1. Развитых странах 5 и 6. Отстав на 20 лет. Доля первич уклада ув на 30%, на столько же снизилась доля 4 уклада.

Осн направл (страт) структ развития: 1) исп прир рес – осв и экспорт прир рес с привл ин капит. 2) страт заимствов (промышленн, опир на деш раб силу, произв деш товар) 3) страт перед рубажей (использ собств науч/техн потенц) – самая эф. Этапы структ перестройки: а) опред секторов роста (главн крит – экспорт потенц) б) разработки и реализация пол-ки в) свертыв и ликв старых неэф произв г) благод пром полит разв конкур отраслей д) стабилиз объема ВВП е) эк рост.

44. Сущность, принципы, цели, функц, направл гос инвестиц пол-ки.

Гос инвестиц пол-ка – система вз/св мер прав, экономич, организ хар-ра, кот опред объем, структуру, направл и эффективн влож капитала. Осн принципы: а) децентр инвестиц потока (глав роль не у гос-ва, а п/п различ формы собств); б) переход к кредитов в) гос фин инвестиц проекты только с фед цел программ и только на конк основе г) вз/св учет воспроизв, территор и отраслевого аспектов. Цели реш проб структурной перестройки эк-ки, устранение диспропорций. Функции 1) установоч (опред стратег целей и приорит) 2) мобилиз (поиск инвестиц источник) 3) стимулир (ускорение решен ключ задач) 4) регулир (рег пропорц разв отрасл нар хоз-ва с учет мультипликатора) 5) контрольн (контоль за соблюд норм) Подходы гос-ва к стимул инвестиц: 1) продолж ориент на индекс инфляц, борьба с ней. Монет Dум Sум 2) неолиб: сокращ госрасх в ВВП 3)радикал: полное освоб цен на услуги ЕМ 4) обеспечение инвестиц в осн капитал 5) вступ РФ в ВТО. Толчок для эк развития РФ – нужно иметь 26-28% ВВП, чтобы переинвест осн капит, сейчас 21.6

46. Промышленная политика: сод, цели, принц, виды. Почему необходима

Промышл политика – система правовых и эк мер, субъетов промышленно пол-ки, исх из приорит обеспеч конкурентоспос национальной эк-ки и стабильн и инновац соц/эк развития страны. Причины необходимости: 1) сохряняющ струк диспропорц 2) низкая эффективн промышл предприят 3) малая инновац активн предприят Цели 1) уст и сбалансир эк разв страны на основе воспроиз ресурсов 2) диверсиф эк-ки 3) повыш конкурентоспос промышлен продукц на мир рынке 4) создание мех-ма межотраслевого перелива капитала Виды: по мех-мам гос воздейств 1) пассивная – упор на саморегулирование (американ путь) 2) активн политика (японский) – гос-во стимулир перелив кап-ла в приоритет отрасли 3)активно-пассивная. По Ур-ню проведения: а) макро (госуд), б) мезо (регион) в)микро (на урне предприят) По объекту воздействия: общесист (по горизонта), селективн (по вертикали), По моели: а) экспорториентир б) импорториент в) ресурсная г)инновац. По воздействию: жесткая (прямое рег) мягкая (косвенное)

47. Государствен инновационная политика. Осн органич. Институты развит в РФ

В РФ инновац – конечные продукты, а везде их созд, внедр, распростр.

Гос инновац пол-ка – сост часть эк политики. Цели: 1) ориентац эк-ки на воспроизводим интеллект ресурсы 2) мотивир всех суб инновац деят (разраб, производ, потреб, гос-ва) 3) конкурентоспос отеч продукц с выс добавлен стоим.

Органичители: 1) неразвит мног важн инстит совр рынка 2) бюрократия 3) экстенс тип роста 4) устойч тенд заниж стоим раб силы, иссякан чел кап. 5) отсутств технол базы 6) незавершен процесса приватиз 6) сист естеств и искусств мон, тормоз эк раз 7) стагнация банк системы 8)бюрократич хар отнош гос-ва к малому бизнесу.

Проблемы: а) недостат мотивированность всех суб иннов деят 2) недостат защита Интел прав собств 3) слаб фин обеспеч.

Институты: НИИ, технопарки, программы НИОКР, лаборатории, научные центры, образоват учреждения.

48. Теоретические основы внешнеэкономической политики

Гос рег ВЭД – сист эл-тов, кот включ методы, формы,инстр гос возд на эк отн м/у странами. Виды ВЭД: 1) внеш торг ((ре)экспорт, (ре)импорт2) инвестиц сотрудн 3) сотруд в банк сфере 4) между науч-технич сотруднич 5) совместные п/п 6) свобод эк зоны 7) иностран туризм. Цели: 1) формир благоприят среды. 2) эк безопасность и сувер страны 3) поддер конкурентос эк-ки 4) привлеч иностр инв 5) обеспеч разумного протекц 6) борьба с дискримин на мир рынке. Виртуализация – глоб доминир фин спекулят капитал над реальн кап. Участ фин рынка не заинтер в уст и стаб (выигрыв от колеб курса) Показатели ВЭД: Плат баланс (соотношен реальн плат за границу и реальн ден поступ из-за гран) Кредит – импорт. Дебет – экспорт. Методы регулир тарифн (денежные сборы за осущ междунар операции, там тарифы/пошлины на импорт/экспорт) нетарифн (колич или стоим органичен передвиж ценностей)


49. Особенности и основные проблемы внешнеэк пол-ки Рос. Мех-зм рег ВЭД.

1) курс на дальн либерал рос эк-ки. 2) интеграц рос эк-ки в мир хоз-во (но не как сырьевой придаток 3) преим эк метод регулиир (таможни, пошл) Наследство ссср: а) крупные долги странам экон взаимопомощи б) прям и косв субсид союз респ, после распада это достал России Активность сальдо падает (импорт раст быстр экс)

Осн проблемы: 1) резкое увелич курса валюты 2) преобладание эспорта сырья 3) кв раб силы ушла в экспорт 4) эспорт разочяющ роста, сырьев сектор оттяг на себя рес.

Отрасли: а) неконкурентос б) способ стать конурентос в) являются или могут стать конкур при серьез поддер гос-ва. Для норм разв нужно им потреб рынок (600 млн- 1млрд потреб) Конкурентосп товар РФ предложит сейчас не может. Виды торг полит гос-ва 1)либерализация МТ (режим наиб благоприятство, ВТО) 2) протекц (защита гос предприят; автаркия – полн эк обособл) Основные тендеции в разв странах: ум значим традиц мер протекц защиты, установлен тарифов (ВТО 4-5%, РФ до 10%) 3) преференциал реж – устан по отнош к товар, поступ из развив стран.

50. Гос валютное регул. Конвертируемость.

Валют регул – деятельн гос-ых органов по регул междунар расчетов, управл обращ междун валюты, возд на валют курс, контроль за валют операциями. Осн объект и инстр регулир – вал курс (стоим ден ед страны однойстраны, выр в ден ед другой) Виды: а) жестко фикс б) плавающий – чистое плавание (курс опред D на вал) и гряз (опр вал интервенц(скупкой, выбросом на рынок)) Вал интервенц, девальв, ревальв – прямые методы. ДКП и НБП – косвенные меры. Вал курс влияет на торг и плат баланс. Эксп ув, ув S ин вал, ув курс национальной. Ув импорт, ув D на ин вал, пас сальдо, необх девальв, ум нац курс.

Конвертируемость – сост вал-фин сист, при кот для обладат средств в нац валюте обеспеч свобода операц как внутри страны, так и за рубеж. Формально РФ перешла к конв-ти вал с 1.7.07. Реально – возможн вовлеч рубля в сферы обслуж м/у нар платеж об. 15 стран реально своб конвертир валюту. Нужно: 1) сбаланс тов и ден рынок 2) увелич золотво-вал рез 3) стабильн ДКП и БНП 4) диверсиф экспорта 5) стаб D на рубли. Конвурт не цель, а сред дост ув конкур.

62. Бюрократизм в современной России

Бюрократизм— соц явл, появл и прояв при след обстоят: обезлич, деперсонифиц управлен ап; безконтр управ ап; налич не подчин рыноч зако, по сути своей, внеэкон отношений функц управ ап и соц объектов управ. Госп Б. превращ функц ап управ в сплоч, обособ элиту с "круг порук" и стремящ не допус никаких иннов, умеющ и приспособ к ним, не растер власт полном в нов усл. Б. хар максимально жест прав беспрек под "по вертик".В соц-пол плане сущ Б. сост в отрыве ап управ от общ, в результате превр в самост силу с собств интерес, кот он всяч прод и обесп, исп свое пол распор общест дел. Пути преодол: 1) четк, макс формал реглам служ дейст 2) разд исполнит и надз функ 3) прозрач функционир гос службы 4) провед тот инвентариз функ органов (само)управления

Последствия: политическая, бюрократическая рента.

Причины: Отсут у масс опыта гос упр обор упов на госво, верой в всесил; слабая организация, слабая политич культура населения.

51. Целесообразность, условия и последствия вступления России в ВТО.

+ 1) Россия получ выход в межун прав прос-во, возмож защиты экспорта от дискр, влиян на правила междун торгов 2) выход на новые рынки услуг 3)отеч Зак-во будет привед к междунар нормам 3)ослабеет отраслев и гиональн лоббир новых законов. 1) осложн защиты от иностр конкуренц 2) сниз поступ в бюд от иностр пошлин 3) увелич импорт 4) нет гарантий отмены антидемпинговых мер. Условия: хотят видеть РФ сырьевым придатком, деш сырье, ослабить пошл и вход на рос рынок, органич квот и на ввоз иност капитала, органич роли гос-ва в ценообразов. Необходимость обусловлена включением в мир интерграцию, выход на новые рынки товаров и услуг, ограничение антидемпинговых мер.

61. Гос регулирование малого и среднего бизнеса.

Разв мал и сред предприн полож сказ на разв разл сфер эк, но без гос под, мал бизн может прийти в упадок. в РФ дейс фед з "О гос под малого предпр " (1995).Напр: 1) форм инфрастр под и разв предприн; 2)созд льгот усл исп субъектами гос фин, мат-тех и инф рес, а также науч-техн разр и тех;3)устан упрощ пор рег, лицен, сертиф их продукции, представ госуд стат и бухг отчет; 4)под ВЭД, включ сод разв их торгх, науч-техх, произ, инф связей с заруб гос. Антимонопольная политика.


60. Значение малого и среднего бизнеса.

1) разв конкур. В наш усл выс моноп знач числа рынков динам малые комп, - чуть ли не един факт конкур. Мал бизн обесп эк-ке необх гибк, быстрее реаг на появл новых рын ниш, нов потреб. 2) малые комп - среда, откуда в персп"выраст"и сред комп, и круп глоб корп. 3) "полиг" для иннов. 4) основа для формир сред класса, соц строя, заинтер в пол стаб, разв демократ основ, повышении качества человеческого капитала и реализации модернизации в эк-ке . Критерии под суб мал предприн а поним ком орг, в устав кап кот доля учасРФ, суб РФ, общ и рел орг, благ и иных фондов не прев 25%; доля, прин одн или нес ю лиц, не явл суб малого пред не прев 25% и в кот числ раб за отчетный период не прев: в пром, стр-ве и на тр-те – 100,оп торг – 50, в розн торг и быт обсл - 30;в друг отр - 50 человек. Сред предп до 250 зан

64. Протекционизм или открытость: проблема выбора.

В условиях мировой финансовой нестабильности, без разумного государственного протекционизма нашим товаропроизводителям будет сложно сохранить свои позиции на мировых рынках. необходима многосторонняя система поддержки промыш экспорта, прежде всего в таких конкурентоспособных областях, как космос, атомная энергетика, авиа- и судостроение». Растет роль экспортного контроля. Необходимость наращивания экспортных возможностей страны и особенно на высокотехнологичных направлениях предъявляет новые требования к работе нашей системы экспортного контроля, роль которой как регулятора международных научно-технических связей будет возрастать. Наряду с мерами экономического и политического характера следует решить вопросы совершенствования процедур таможенного оформления экспорта, оптимизации системы управления рисками, улучшения информационного взаимодействия ведомств.

32. Налоговая политика. Основные напр и пробл реф налоговой системы.

Налог- осн форма дох госбюд, пред собой обяз и принуд сборы, устанав гос-ом на осн зак-ва и уплаче хозяйст суб и нас.Нал пол-ка- комп мероп, при пом кот гос-во обесп установ нал и плат, порядок их взыск, размеры ставок. Функция:1) фиск (обесп гос доходов); 2) соц (перераспрнац дох) 3) регул

Гос через налоги окак возд на процесс вос-ва, стим или сдерж темпы, расш или сужая платежесп спрос, ус или осл накоп капитала, поощ или сдерж исп новой техн, совр техн. Выбор системы налогообложения. а) ресурснорент (земля, вода, иск ресурсы); б) система, ориент на труд и капитал (налог на приб, налог с обор и т.д.); в) от кон потреб (налог на зп, акцизы, на наслед). Глав недостат нал сист РФ - отсут стабил в пров общ эконом пол-ки, отсут гос прог, налоговые льготы,чрез вел нал брем, огранич прав предпр, неоднозн трактовки зак и норм актов

 Задачи: • постр стаб сист, • сокращ общ числа нал путем их укруп и отм целев нал, не дающих знач поступ; • облег нал бремени произв продук;• сокращ льгот

35. Основ модели и концепц гос соц политики

Все модели можно свести к 2-м конц соц разв: Неолибер (чел сам выб)Эголит (уравн)Западные модели ГСП. 1)Неолибер англо-ам.Низк ур деком чел должен зараб $ сам. Ур бедн выс. (Австралия, США, Канада), Стратиф общ сил, соц пом оказ в рамках мин соц станд, удовл мин соц потреб. Низ перераспр, принцип лич ответ кажд члена общ за свою судьбу. Разв рынок, гос вмеш осущ в форме рег рынков(труда). 2)Консерв-корпор (франко-герм)Ур деком выс. Меры соц защ - отд прог для опред соц групп в зав от их труд вклада. Ур бедн ум. Перерас выс. Прин корпор ответ –корпорац.Стратиф общ – сильная. 3)Соц-демок (швед)

Самый выс ур деком, нет зав от участия на рынке труда. Страт– слаб. Ур бедн умер. Меры соц защ – универ, каждый гражд им право на дост ур жизни и соц обесп нез от труд вклада и реальной нужды. Выс перерасп. Прин солид ответст. Гос-во как соц гарант. Вмеш гос-ва осущ-ся в форме прямого предоставления финансового обеспечения. Это перераспределительная модель соц политики.

36.Социальные функции государства в переходной экономики России.

Соц политика – комплекс мер гос-ва, направленных на соц сферу общ-ва в целях удовлетворения соц потребностей людей, поддержания приемлемого для общества уровня жизни, принципа соц справедливости и соц защиты населения.
  1   2


1. Сущность, осн теории и объект необх грэ в условиях рыночной экономики
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации