Шеметов П.В. Курс лекций по теории организации - файл n1.doc

Шеметов П.В. Курс лекций по теории организации
скачать (5869 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc5869kb.22.08.2012 21:46скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие...........................................................................................................4

Тема 1. Теория организации в системе научных знаний….....6

Лекция 1. Формирование науки об организации…….......................................6

1.1. Возникновение теории организации.................................................6

1.2. «Тектология» А.А. Богданова и теория организации.....................8

Лекция 2. Исходные понятия теории организации: система, организация, самоорганизация, структура................................................................................. 12

Вопросы и задания для повторения......................................................................18

Практические задачи.............................................................................................19

Тесты.......................................................................................................................20

Тема 2. Процессы организации...................................................21

Лекция 3. Процессы структурного преобразования систем..............................21

3.1. Сущность и элементарные процессы преобразования систем........21

3.2. Дифференциация и интеграция.........................................................26

3.3. Процессы самоорганизации...............................................................32

Вопросы и задания для повторения......................................................................34

Практические задания...........................................................................................35

Тесты.......................................................................................................................35

Тема 3. Законы организации систем.......................................................37

Лекция 4. Общие организационные законы........................................................37

4.1. Закон развития......................................................................................37

4.2. Закон самосохранения и механизм устойчивости............................38

4.3. Закон равновесия.................................................................................43

4.4. Закон относительных сопротивлений (закон наименьших).

Принцип концентрического действия...............................................43

4.5. Закон синергии....................................................................................47

Вопросы и задания для повторения.....................................................................46

Практические задачи............................................................................................47

Тесты......................................................................................................................47

Тема 4. Организация как функция управления ………………......49

Лекция 5. Процесс организации: содержание, элементы, субъекты………..49

5.1. Содержание процесса организации..................................................49

5.2. Элементы процесса организации......................................................51

5.3. Субъекты организации.......................................................................53

Лекция 6. Организация управления.....................................................................54

Вопросы и задания для повторения.....................................................................59

Практические задачи……………………...............................................................59

Тесты.....................................................................................................................61

Тема 5. Предприятия, организации, учреждения

как объекты организации..........................................................63

Лекция 7. Понятие производственно-хозяйственной системы

и ее системные признаки........................................................... …….63

Лекция 8. Эволюция взглядов на производственно-хозяйственные системы

как объекты организации....................................................................69

8.1. Классические представления о ПХС................................................69

8.2. Современные теории и концепции...................................................70

Вопросы и задания для повторения........................................... …………….....81

Практические задачи...........................................................................................81

Тесты.....................................................................................................................82

Тема 6. Структура производственно-хозяйственной

системы…………………………………………………………….84

Лекция 9. Структура производственно-хозяйственной системы: понятие,

условия и законы формирования.......................................................84

9.1. Понятие структуры ПХС....................................................................84

9.2. Условия и законы формирования структуры ПХС..........................85

9.3. Производственная структура ПХС....................................................99

Вопросы и задания для повторения……...........................................................101

Практические задачи……………………………..............................................101

Тесты....................................................................................................................103

Тема 7. Организационная структура производственно-

хозяйственной системы...........................................................105

Лекция 10. Понятие, элементы и принципы формирования организационной

структуры ПХС....,.........................................................................105

10.1. Понятие и элементы организационной структуры ПХС............105

10.2. Принципы построения организационных структур и системы

управления……………………………………………………......108

10.3. Теория Гласиер……………….......................................................114

10.4. Теория организационного потенциала.........................................115

10.5. Современные тенденции организации управления ПХС...........118

Вопросы и задания для повторения...................................................................123

Практические задачи..........................................................................................124

Тесты......................................................,.............................................................126

Тема 8. Проектирование организационных структур...............128

Лекция 11. Методы организационного проектирования...............................128

11.1. Подходы к проектированию организационных структур.........128

11.2. Этапы организационного проектирования.................................130

11.3. Оценка изменений организационной структуры........................134

Вопросы и задания для повторения...................................................................137

Практические задачи......................................................................................... 137

Тесты...................................................................................................................142

Тема 9. Типы организационных структур.......................................185

Лекция 12. Пирамидальные бюрократические структуры...........................185

Лекция 13. Многомерные структуры.............................................................194

13.1. Формы многомерных структур....................................................194

13.2. Дивизиональные структуры.........................................................197

13.3. Адхократический тип организации.................................................199

Вопросы и задания для повторения..................................................................201

Практические задачи..........................................................................................201

Тесты....................................................................................................................202

Тема 10. Организационная культура.................................................. 205

Лекция 14. Организационная культура: понятие, классификации, этапы и

условия формирования.................................................................205

14.1. Понятие и классификация организационной

культуры.........................................................................................205

14.2. Процесс формирования и условия изменения организационной

культуры..........................................................................................209

Вопросы и задания для повторения...................................................................217

Практические задачи......................................................................................... 217

Тесты....................................................................................................................223

Литература..........................................................................................................224

Структурно-логические схемы.......................................................................227

Ответы к практическим задачам...................................................................249

Ответы к тестам................................................................................................260

Словарь терминов.............................................................................................261
ПРЕДИСЛОВИЕ
Любой материальный и нематериальный объект — это упо­рядоченная совокупность элементов одной и той же или раз­личной природы. Упорядоченность (организованность) дости­гается либо стихийно, бессознательно (самоорганизация), либо сознательной целенаправленной деятельностью людей (процесс искусственного упорядочивания).

Организация как явление и как процесс подчиняется опре­деленным законам и принципам в значительной мере общим для всех сфер органического, неорганического и социального мира. Изучение этих законов и принципов составляет предмет организационной науки.

Изучение принципов и закономерностей формирования, развития и распада организационных форм приобретает осо­бое значение в условиях изменчиво-неопределенной среды современного мира, разрушения старых форм и смены их новыми. Эти процессы иногда протекают достаточно мягко, а иногда болезненно сказываются на потенциале общества. Прогнозирование этих процессов, решения по формированию НОВЫХ и преобразованию сложившихся организационных форм хозяйствования и управления должны основываться на объективных организационных законах, закономерностях, принципах и методах, которые являются предметом изучения организационной науки.

Организация как сознательная, разумная, целенаправлен­ная упорядоченность жизнедеятельности общества, экосисте­мы НВ различных уровнях — это повседневная организационная деятельность человека. Организация осуществляется как одна из функций управления. Назначение этой функции — реализация законов и принципов самоорганизации социаль­но-экономических и производственных систем и целенаправ­ленного воздействия (организации) на них со стороны специ­альных органов. Объектом организации выступают не только производство, труд, но и сами функции, и управление в целом.

Значимость организации как явления и как функции управления объясняет необходимость введения в профессионально-образовательные программы подготовки экономистов и менеджеров специальной дисциплины «Теория организации.

Изучение теории организации обеспечивает повышение не только качества теоретической подготовки, но и в конечном счете эффективности организаторской деятельности специа­листов и руководителей, работающих на предприятиях, в объ­единениях и учреждениях различных отраслей и сфер рыноч­ного хозяйства.

Теория организации — это своего рода философия менедж­мента. Изучение курса теории организации вооружает менедже­ров знаниями организационных законов, принципов и правил, необходимых для формирования современного организацион­ного мышления, практическими навыками.

Как отмечается в государственном образовательном стан­дарте, «область деятельности менеджера — обеспечение рацио­нального управления экономическими процессами, организа­ций управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. Менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности: управлен­ческой, организационной».

В соответствии с дидактическими единицами государствен­ного образовательного стандарта по специальности «Менеджмент» и составлен данный курс лекций. Их текст подготовлен на материалах авторского курса «Теория организации», читаемого в Новосибирской государственной академии экономии и управления и Новосибирской академии государственно службы. Они во многом отражают авторское видение концепции и авторскую интерпретацию существующих взглядов на организацию как явление и процесс организации управления (как функцию управления) производственно-хозяйственными системами.

Учебное пособие состоит из двух разделов. Первый имеет методологическую направленность и раскрывает теоретическую основу организации: общие законы и принципы организации как явления и процесса. Второй посвящен организации как функции управления социально-хозяйственными систем ми. Принципы организации управления социально-хозяйственными системами рассматриваются в нем с опорой общие законы и принципы организации.
Тема 1

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
Лекция 1. Формирование науки об организации
1.1. Возникновение теории организации
Люди часто ищут сходство в процессах и явлениях окружа­ющего мира, проводят аналогии между поведением биологи­ческих сообществ и человеческих коллективов. На основе этого предпринимаются попытки универсализации научных принци­пов, сформулированных первоначально в качестве частных зако­нов для той или иной сферы научных знаний. Так, Г. Спенсер в своих знаменитых «Основных началах» (First Principles, 1862) сформулировал ряд обобщений, которые могли, по его мнению, служить для объяснения «всех порядков явлений». Некоторые из выдвинутых им обобщений, например принципы диффе­ренциации и интеграции, не утратили значения и для совре­менной науки.

Общее учение об организации возникло на базе идеи, вы­сказанной биологами и психологами, что объекты, существен­но различные по природе и составу, демонстрируют сходные свойства благодаря общности в способах организации.

В истории науки известен ряд концепций организации, различия которых определяются, прежде всего, сферой прило­жения. Так, принципы тектологии А.А. Богданова и общей теории систем Л. фон Берталанфи экстраполируются на все известные и возможные системы. Теория организации И. Пленге и праксиология Т. Катарбиньского приложимы лишь к об­ласти социальных явлений. Концепции М. Вебера, Ф. Тейло­ра, Г. Эмерсона, А. Файоля, П. Керженцева, А. Гастева служат основой теории организации труда и управления. «Органимизм» Д. Холдейна, В. Риттера, И. Икскюля выступает как некая теория биологической организации.

Теория организации базируется на концепциях и достиже­ниях таких наук, как:

• теория социальных явлений (И. Пленге, Т. Катарбиньский)

• организация труда и управления (А. Файоль, М. Вебер, П. Керженцев,

А. Гастев);

• биологическая теория организации (Д. Ходцейн, В. Рит-тер, И. Икскюл);

• общая теория систем Л. фон Берталанфи и кибернети­ка Н. Винера.

Таким образом, теория организации — междисциплинарная область знания, возникшая на стыке естественных, техниче­ских и общественных наук. Всеобщий характер организацион­ных отношений «целое — часть», присущих системам разной природы, обусловил связи теории организации с физически­ми и биологическими науками, кибернетикой, социологией, юриспруденцией, экономикой, психологией, этнографией, историей и др.

Представим кратко вклад различных наук в теорию органи­зации:
кибернетика общая теория систем, система, связь,

отношения;
психология поведение людей, мотивация, психо­логия

принятия решений, оценка

по­ступков, изменение позиций;
социология социальные системы, групповое пове­дение,

групповая динамика, процесс социализации,

социальные конфлик­ты, мотивация,

факторы социальной активности,

социальная патология;
социальная межличностное поведение,

психология формы ком­муникаций и пути

удовлетворения

индивидуальных нужд;
наука об функции, организация управления,

управлении ор­ганизационная деятельность менедже­ра:

принципы построения производст­венно-

хозяйственных систем как объ­ектов

управления и организационных

структур управления;
теория инфор - коммуникационные процессы в ПХС

­мации и производственно-хозяйственных си­стемах,

ин­формацион - необходимость и достаточность информации,

­ных систем формы коммуникаци­онных процессов

и информационные технологии.
Сама теория организации является составной частью на­уки управления. Она служит общей теоретико-методологи­ческой базой для ряда частных организационных наук, таких как организация производства, организация труда (в том чис­ле управленческого), проектирование систем управления, представляющих собой прикладные ветви теории организа­ции, и, следовательно, изучение теории организации долж­но предшествовать изучению этих дисциплин.


1.2. «Тектология» А.А. Богданова и теория организации
Александр Александрович Богданов (настоящая фамилия Малиновский) родился 10 (22) августа 1873 г. в г. Сокольске Гродненской губернии. Он был вторым ребенком в многодет­ной семье и с детства проявлял незаурядные способности к наукам. Окончил в 1893 г. гимназию с золотой медалью, а за­тем продолжил образование в Московском университете на естественном отделении, но был исключен за участие в наро­довольческом кружке. В 1899 г. А.А. Богданов закончил меди­цинский факультет Харьковского университета. В это время он. пишет ряд статей на политэкономические темы.

До 1909 г. А.А. Богданов вел активную политическую дея­тельность, в 1909 г. он порвал отношения с прежними едино­мышленниками и с головой погрузился в работу над книгой «Всеобщая организационная наука».

Во время Первой мировой войны АА Богданов был моби­лизован в действующую армию и год пробыл на фронте врачом.

В Октябрьской революции 1917 г. А.А. Богданов не участвовал, но работал в советских организациях, активно вел препо­давательскую деятельность. В 1918-1921 гг. он — профессор политической экономии. Тогда же переводил на русский язык труды К. Маркса и Ф. Энгельса. С 1926 г. А.А. Богданов — организатор и директор Института переливания крови. Он ста­рался применять в медицине положения из «всеобщей органи­зационной науки». Он постоянно искал, совершенствовал и изучал возможности повышения жизнедеятельности организ­ма, продления жизни, умственных и физических способно­стей. Его всегда интересовали идея организации в самом ши­роком понимании этого слова, причины и закономерности организационных и дезорганизованных форм и процессов как в природе, так и в человеческом обществе.

Н.И. Бухарин считал, что А.А. Богданов «...был, несомнен­но, одним из самых сильных и самых оригинальных мысли­телей нашего времени. Он очаровывал и зачаровывал своей страстью к теоретическому монизму, своими творческими по­пытками ввести великий план во всю систему человеческого знания...».

Создание всеобщей организационной науки (тектологии) — одно из главных научных достижений А.А. Богданова. Основ­ная идея тектологии заключается в единстве строения и раз­вития самых различных систем — «комплексов», независимо от того, из чего конкретно они состоят. Это системы любых уровней организации — от молекулярных, атомных до биоло­гических и социальных.

Работа А.А. Богданова «Всеобщая организационная наука (тектология)» (1913) — первая и, пожалуй, единственная до сих пор работа, посвященная непосредственно теории организа­ции. В отличие от всех преобладавших в то время организаци­онно-технологических подходов теория А.А. Богданова исхо­дила из посылки, что в системах различной природы управле­нию как функции присущи одни и те же черты. А.А. Богданов сделал попытку описать их с позиций особой науки — организационной, определив ее предмет, основные категории законы любых организационных процессов. По мнению Богданова, предметом организационной науки должны быть общие организационные принципы и законы, по которым протез кают процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира, в работе стихийных сил и сознательной деятельности. Они действуют в технике (организация вещей), экономике (организация людей), идеологии (организация идей).

По мнению А.А. Богданова, «организованность» — это стихийная бессознательная упорядоченность эволюционных процессов динамики объективного мира и, в частности, живо природы, в то время как организация — это сознательны разумный процесс искусственного упорядочения и преобразования объективного мира человеком. Организационная деятельность — это сугубо человеческая социальная форма активного» отношения к объективному миру на основе его познания преобразования. Таким образом, организованность как естест­венная стихийная бессознательная упорядоченность есть свойст­во всего объективного мира, а организация как сознательная, разумная, искусственная упорядоченность жизнедеятельности общества и экосистемы присуща только человеку и человече­скому обществу. Более того, именно в силу сознательного ис­кусственного изменения внешней среды без учета законов объективного мира эти изменения не всегда согласуются с эво­люционными процессами объективного мира и могут быть разрушительными даже в глобальных масштабах экосистемы.

Анализируя сущность организации, А.А. Богданов задолго до родоначальников системного подхода (А. Оптнера, Л. фон Берталанфи) высказал идею о необходимости системного под­хода к ее изучению, охарактеризовал соотношение целого (системы) и элементов (частей), показал, что организацион­ное целое не есть простая сумма его частей. Если один чело­век расчищает в день от камней 1 десятину поля, то двое — 21/4_21/2 десятины, а при трех-четырех работниках отношение может оказаться еще более благоприятным, и так до опреде­ленного предела. Разумеется, не исключена ситуация, когда два, три и четыре работника, совместно выполняя работу, сделают меньше, чем работая поодиночке. Это зависит от спосо­ба сочетания данных сил («личных активностей»). В одном случае можно говорить об «организованности», в другом — о «дезорганизованности».

«Организованное целое на самом деле практически больше простой суммы своих частей не потому, что в нем создавались из ничего новые активности, а потому, что его наличные ак­тивности соединяются более успешно, чем противостоящие им сопротивления. Наш мир есть вообще мир разностей» [Богда­нов, 1989. Кн. 1. С. 117].

Эти и другие рассуждения привели А.А. Богданова к обоснованию одного из основных законов организации — закона синергии.

Другой общий закон организационной науки А.А. Богданов сформулировал как «закон наименьших», в силу которого прочность цепи определяется наиболее слабым из ее звеньев: скорость эскадры — наименее быстроходным из ее судов, урожайность — тем из условий плодородия, которое имеется в Относительно меньшем количестве, и т. п.

Из закона наименьших А.А. Богданов вывел рад следствий, фактически получивших статус законов организации: закон динамического равновесия, закон композиции пропорциональ­ности. Устойчивость равновесия всех организационных форм, по Богданову, определяется «крепостью» самого слабого зве­на, что имеет особое значение для обеспечения пропорцио­нальности и сбалансированности различных сторон, сфер дея­тельности человека (включая образование, профессиональную подготовку и т. п.).

Различая уравновешенные и неуравновешенные системы, А.А. Богданов рассматривал равновесное состояние системы не как раз и навсегда данное, а как динамическое равновесие. Система, находящаяся в равновесии, в процессе развития по­степенно утрачивает это качество и переживает данное состоя­ние как «кризис», а преодолевая его, приходит к новому рав­новесию на новом уровне развития. «Сохранение является лишь результатом того, что каждое из возникающих измене­ний уравновешивается тут же другим, ему противоположным, — оно есть подвижное равновесие изменений» [Богданов, 1989. Кн. 1. С. 197].

Принцип подвижного равновесия имеет всеобщий харак­тер — идет ли речь о создании или ликвидации, о слиянии или разделении, укрупнении или разукрупнении различных струк­турных единиц от отдельного предприятия до сложных организованных систем большого размера (отраслей экономики ведомств, территориальных единиц, государств и т. п.). Все эти процессы в наиболее обобщенной и абстрактной форме опи­саны Богдановым в предложенных им терминах конъюгации, ингрессии, дезингрессии, дегрессии, агрессии и т. п.

Считая организацию сущностью живой и неживой природы, А.А. Богданов любую деятельность сводил, в конечном счете к организационной. По его мнению, у человечества нет иной деятельности, кроме организационной, нет иных задач, иных точек зрения на жизнь и мир, кроме организационных. Организационная деятельность человека, в какой бы сфере она ни осуществлялась, заключается, по мнению А.А. Богданова, в соединении и разъединении каких-нибудь наличных элементов. Так, процесс труда сводится к соединению разных материалов орудий труда и рабочей силы и к отделению разных частей этих комплексов, в результате чего получается организованное целое— «продукт». Наряду с соединением комплексов происхо­дят разделение, «распадение» конъюгированной системы, об­разование новых «отдельностей», новых «границ», т. е. дезингрессия, дезорганизация.

Дезорганизационная деятельность — частный случай орга­низационной деятельности. «Если общество, классы, группы разрушительно сталкиваются, дезорганизуя друг друга, то именно потому, что каждый коллектив стремится организовать мир и человечество для себя, по-своему. Это — результат от­дельности, обособленности организующих сил, результат того, что не достигнуто еще их единство, их общая стройная орга­низация. Это — борьба организационных форм» [Богданов, 1989. Кн. 1. С. 210].

Рассматривая вопросы изменения организационных форм, А.А. Богданов выделял в системе, состоящей из отдельных частей, «системную дифференциацию» элементов и соответ­ствующее «системное расхождение». Поскольку части целого обладают отдельностью, то возрастание различий ведет ко все большим устойчивым структурным соотношениям. Таким об­разом, закон развития системы гласит: «Системное расхожде­ние заключает в себе тенденцию развития, направленную к дополнительным связям» [Богданов, 1989. Кн. 2. С. 21].

Изменение организационных систем помимо системного расхождения может осуществляться также методом схождения форм как «результат сходно направленного подбора со сторо­ны сходной среды», которая либо выполняет роль «отливочной формы», либо ассимилируется. Кроме того, изменение органи­зационных систем может осуществляться с использованием биорегулятора («двойного регулятора») [Богданов, 1989. Кн. 2. С. 90]. Смысл биорегулятора А.А. Богданов объяснял как такую комбинацию комплексов системы, в которой два комплекса взаимно регулируют друг друга без вмешательства внешней среды.

А.А. Богданов большое внимание уделял вопросам органи­зационных форм, которые рассматривал и как централистские («эгрессия» — концентрация активностей), и как скелетные («дегрессия» — фиксация активностей). «Дегрессия... есть организационная форма огромного положительного значения: только она делает возможным высшее развитие пластичных форм, фиксируя, закрепляя их активность, охраняя нежные комбинации от грубой их среды» [Богданов, 1989. Кн. 2. С. 130].

Рассматривая организационные формы, А.А. Богданов выде­ляет два типа структур: «слитную» и «неточную» (от слова «чет­ки»). «Неточность» характеризуется вообще неравномерными свя­зями в разных частях комплекса или в разных направлениях: чем выше равномерность, тем больше «слитность» [Богданов, 1989. Кн. 1. С. 246]. «Слитную» структуру можно сопоставить с центра­листической, а «четочную» — с федеративным типом структур.

Устойчивость структур зависит от факторов воздействия внешней среды: при отрицательном отборе благоприятнее «слитная», при положительном — «четочная».

Таким образом, вклад А.Л. Богданова в теорию организа­ции определяется тем, что он:

• доказал всеобщность и универсальность организацион­ных процессов в

живой и неживой природе;

• определил предмет организационной науки;

• ввел и обосновал понятия «организованность» и «орга­низация»;

• задолго до родоначальников системного подхода (теории систем) дал

характеристику целого (системы) и элемен­тов (частей);

• сформулировал ряд общих законов и принципов орга­низации и основной категорийно-понятийный аппарат.

Лекция 2. Исходные понятия теории

организации: система, организация,

самоорганизация, структура.
Понятие «система» рассматривается в курсах философии, теории систем и т. п., но поскольку с этим понятием тесно связаны понятия «организация», «организованность» как неотъ­емлемое свойство любых систем, то остановимся на основных определениях и характеристиках систем.

Существует достаточно много определений систем. Разно­образие определений обусловлено разнообразием методов по­строения теории систем, исходных посылок системного иссле­дования. Э.Б. Кондильяк в работе «Трактат о системах» писал, что «в вопросах о системах нагромоздили столько ошибок лишь потому, что не вскрыли достоинства и недостатки прин­ципов, на которых они покоятся» [Кондильяк, 1936. С. 6].

Вместе с тем все разнообразие определений можно разде­лить на две группы: определения онтологического и гносео­логического характера. Первые отражают рассмотрение систе­мы как реально существующего объекта (чаще всего это фи­зическая целостность), вторые — как модель отношений всех мыслимых явлений, выделяемых самим исследователем.

Примером первого рода определений служит широко извест­ное понимание системы как совокупности находящихся во взаимодействии элементов, данное Л. Берталанфи. Большинст­во определений сводится к одному: система — это некоторое множество элементов, созданное для достижения заданной цели, иначе — совокупность или комбинация предметов или частей, образующих комплексное единое целое. Из существу­ющих определений можно выделить четыре базовых положе­ния в качестве признаков системы:

1) существует определенный порядок расположения мате­риалов, энергии и

информации (конструкция системы);

2) существует цель, для достижения которой создана си­стема;

3) выходы материалов, энергии и информации размещены в соответствии с

заранее установленным порядком;

4) существует совокупность предпочтений (приоритеты, критерии,

оценки), обеспечивающая оптимальное (пред­почтительное) сочетание

элементов системы.

Основные части системы: вход; процесс, или операция; выход (рис. 1).

Вход представляет собой материальные, трудовые, финан­совые, энергетические, информационные ресурсы и различ­ные сочетания их видов и воздействий на систему.
Внешняя среда.


Процесс или операция


Выход


Вход


Рис. 1. Простейшая схема системы
Операция (процесс) как часть системы должна быть устрое­на таким образом, чтобы необходимые процессы воздейство­вали на каждый вход в определенное время и в определенной последовательности для достижения желаемого выхода.

Выход системы — это ее продукт или результат. Существуют две критерии качества выхода: стабильность и надежность. Эти требования определяют нормы функционирования системы: стабильность характеризует непрерывность выхода, надежность — согласованность компонентов в процессе действия системы.

Простое, на первый взгляд, понятие системы имеет фундаментальное значение для понимания процессов и явлений в любых объектах и окружающем мире как беспредельном разнообразии взаимосвязанных систем, имеющих иерархическую структуру. Выход системы любого уровня служит входом для системы следующего уровня, которая в свою очередь обеспе­чивает вход системе более высокого уровня.

Описать систему — значит определить ту функцию, которую она должна выполнять (сформулировать цель), определить воздействующие на систему факторы и их интенсивность.

Конструирование системы — это определение элементов, которые она должна содержать, и способа взаимного соединения этих элементов.

Разработка проблематики, связанной с исследованием и конструированием систем разного рода, осуществляется в рам­ках общей теории систем, в кибернетике и различных специальных теориях систем. Эти исследования позволили выявить черты, общие для систем различной природы:

Виды систем. Существует множество классификаций си­стем в зависимости от целей исследования.

В самом общем виде системы можно разделить на матери­альные (физические) и идеальные (абстрактные). Первые суть объекты живой и неживой природы и созданные человеком. Особый класс материальных, созданных человеком систем образуют социальные и хозяйственные системы (от простейших социальных объединений нескольких индивидуумов до соци­ально-экономических и политических структур общества). Эти системы являются объектом изучения в данном курсе и дру­гих дисциплинах экономического профиля.

Абстрактные (идеальные) системы — продукт человеческо­го мышления. Они также могут быть нескольких видов (понятия, гипотезы, теории, последовательная смена научных тео­рий и т. д.).

Ст. Бир предложил классификацию, в основе которой ле­жат степень определенности поведения систем и степень слож­ности (табл. 1). Важной ее чертой является группировка систем в соответствии со свойственной им природой управления.

По другим основаниям классификации можно выделить статические и динамические системы. Статические — системы, состояние которых с течением времени остается неизменным (например, газ в ограниченном пространстве — объёме);


Таблица 1
Классификация систем (по Ст. Биру)


Степень определенности

Степень сложности

Простые

Сложные

Очень сложные

Детерминированные

Системы, состоящие из небольшого числа элементов, имеющие ограниченное число связей и характеризующиеся вполне определенным динамическим поведением (оконная задвижка, проект механических мастерских)

Системы, состоящие из небольшого числа элементов и связей между ними, но характеризующиеся вполне определенным поведением (ЭВМ)

Компьютер

Вероятностные

Системы, состоящие из небольшого числа элементов и внутренних связей, но характеризующиеся неопределенностью поведения

Системы, состоящие из небольшого числа элементов и связей между ними, характеризующиеся в высшей степени неопределенностью поведения, предсказать которое можно только в общем виде, но не в деталях (хранение запасов, условные рефлексы, прибыль промышленного предприятия)

Системы, состоящие из большего числа элементов и связей, характеризующиеся в высшей степени неопределенностью поведения, не поддающиеся описанию (экономика, мозг, фирма)


динамические системы изменяют, свое состояние во времени (например, любой живой организм, все созданные человеком социальные и хозяйственные системы).

По характеру взаимодействия систем и внешней среды они делятся на закрытые (замкнутые) и открытые (незамкнутые). В закрытых системах не происходит обмена с внешней сре­дой — из них не выделяется и в них не поступает вещество (энергия) (например, хранилища радиоактивных отходов и не­которые объекты, созданные человеком и др.). В открытых си­стемах постоянно осуществляются ввод и вывод не только энергии, но и вещества (таковы социальные системы). Очевид­но, что такое деление относительно.

Закрытые системы, как правило, относятся к классу мате­риальных, естественных, и частично созданных человеком систем. Согласно второму закону термодинамики каждая за­крытая система, в конечном счете, достигает равновесия, при ко­тором остаются неизменными все макровеличины и прекра­щаются все макропроцессы (состояние максимальной негэнтропии и минимальной свободной энергии).

Стационарным состоянием открытой системы является динамическое равновесие, при котором все макровеличины Остаются неизменными, но непрерывно осуществляются макропроцессы ввода и вывода вещества.

Организация как явление носит универсальный характер и наблюдается во всех процессах и явлениях окружающего нас мира и в нас самих. На процессах неживой и живой природы, на человеческой деятельности лежит печать организованности. Без организации, организованности нет никакого реального бытия — небытие можно только мыслить, никакого реального, живого представления о нем нет, потому что абсолютно бессвязное (неорганизованное) представление не есть представление, оно вообще — ничто. Без понятия организации нет понятия системы. Данный тезис лежит в основе монистиче­ского представления о Вселенной как о беспредельном разно­образии форм и типов организованности — от неизвестных пока науке элементов микромира до человеческих коллективов и звездных систем.

В кибернетике, общей теории систем понятие организации связывается с неустойчивой упорядоченностью, подвижностью изменчивостью системы.

Организация (организованность) — это внутренняя упорядо­ченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обуслов­ленные внутренними законами его строения; это совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершен­ствованию взаимосвязей между частями целого.

Таким образом, «организация» несет в себе как бы два на­чала: упорядоченность — как неотъемлемое свойство любой системы (как явление); динамизм — как процесс непрерывно­го развития и создания новых организационных форм (как процесс).

Упорядоченность имеет четкое количественное выражение как величина, обратная энтропии системы, — негэнтропия. Направленность организации (динамический характер) определяется степенью соответствия (или несоответствия) систе­мы условиям внешнего окружения, целесообразностью данно­го вида организации с позиций поддержания нормального функционирования системы.

Наряду с данными выше определениями организации есть еще и третье — как формы существования социальных и про­изводственно-хозяйственных систем (организация как состоя­ние системы). В данном случае под организацией понимается объединение людей и материально-вещественных элементов, предназначенное для реализации некоторой программы и функ­ционирующее на основе определенных правил и процедур.

Самоорганизация. Упорядоченность, согласованность, взаи­модействие частей целого в естественных и искусственных (созданных человеком) системах достигаются благодаря не только процессу целенаправленного воздействия со стороны человека (процесс организации), но и процессу самоорганиза­ции. Основной смысл этого понятия — независимость проис­ходящих в системе процессов от вмешательства человека и от внешних для нее факторов. Однако, подчеркивая независи­мость процессов самоорганизации от внешних агентов, надо говорить не о внешних факторах как таковых, а об упорядо­чивающих воздействиях на них.

У. Эшби выделяет два значения самоорганизации. Первое относится к системе, все части которой вначале отделены друг от друга, и которые затем работают таким образом, что между ними устанавливаются определенные связи. Такая система является самоорганизующейся в том смысле, что она изменя­ется от системы с «разделенными частями до системы со свя­занными частями». Второе значение самоорганизации в том, что «организация» (как процесс) может выступать как «пере­ход от неорганизованной системы к организованной», а так­же «переход от плохой организации к хорошей».

Самоорганизация «возникает в силу внутренних причин, присущих самим процессам, и ни о какой целенаправленной деятельности человека здесь не может быть и речи, так как образование упорядоченных, устойчивых структур, ведущее к самоорганизации, происходит спонтанно при определенных значениях параметров» [Рузавин. 1985. С. 53].

Противопоставлять организацию как преобразование си­стемы при помощи внешних факторов и целенаправленной деятельности человека и самоорганизацию как процессы внут­ренней согласованности в открытых системах при отсутствии внешних воздействий исключительно за счет их внутренних связей — значит крайне упрощать подобные процессы.

Внутренняя упорядоченность любой системы достигается путем установления (организации) определенных отношений и взаимосвязей между ее элементами.

Структура. Совокупность существенных устойчивых связей между элементами системы, обеспечивающая ее целостность и тождественность самой себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях, называет­ся структурой. Иными словами, структура - это тип, форма внутренней организации системы. Любая система имеет свою структуру, обладающую иерархическим характером.

Любую систему М можно расчленить (осуществить деком­позицию) на ряд множеств ее элементов.

Структура системы М остается инвариантной (неизменя­ющейся) до тех пор, пока остаются неизменными отношения (связи) между элементами множества, причем они могут оставаться неизменными и при замене элементов (например, час­тей машины или членов коллектива).

Как и многие понятия организационной науки, понятие Структуры относительно. Структура предприятия не изменяется с изменением числа работающих, но изменится с изменением числа участков и цехов, функциональных служб (основных структурных элементов). Структура предприятия также может измениться, если изменится характер

взаимодействия между структурными элементами (слаборазвитые в традиционной структуре предприятия отдел сбыта или коммерческая служба в условиях рыночных отношений приобретаю более значимые место и роль, поскольку изменяются условия взаимодействия). Выход из строя уникального оборудования на участке в определенной степени изменит структуру производства на уровне участков и цеха, но не изменит структуру на уровне предприятия.

Если бы изменения количества элементов в системе и связей между ними происходили совершенно свободно и не подчинялись никаким ограничениям, т. е. хаотично, то выявить какие-либо закономерности в этих изменениях было бы невозможно. В действительности изменения всегда ограничены той или иной степени — ограничено и разнообразие возможных изменений. У. Росс Эшби указывал, что существование любого инварианта в некотором множестве явлений подразумевает ограничение разнообразия. Всякий закон природы общества есть ограничение разнообразия. Иначе говоря, существование законов и закономерностей есть следствие боле общего закона — закона ограничения разнообразия состояний. Объективность любого закона, его действенность определяются объективностью отражения закона ограничения разнообразия состояний.

Существуют два основных типа ограничения разнообразия: фиксированные и вероятностные. Фиксированные ограничения — это некоторые специфические связи элементов систем, определяющие возможность одних изменений и невозможность других. Например, в технологической цепочке в производстве можно изменить некоторые элементы технологии, осуществить перестановку рабочих, но нельзя изменить логику технологии (переставить технологические звенья). В биологическом процессе — рождение, рост (процветание), смерть. В отличии от фиксированных вероятностные ограничения определяются средними значениями и характерны для биологических и социальных систем, например для мутационного процесса в биологии, спроса и предложения в экономике, жизненном цикле предприятий.

По характеру ограничения разнообразия системы подразделяются на детерминированные и вероятностные. Однако это деление достаточно условно, и в реальности мы сталкиваемся с различными формами, лежащими между этими типами систем.


Вопросы и задания для повторения
1. Охарактеризуйте предмет теории организации.

2. Почему теорию организаций относят к междисциплинарной науке?

3. В чем различие и сходство между теорией организации и теорией

управления?

4. Согласны ли вы с утверждением, что теория систем имеет органически

тесные связи с теорией организации? Аргументируйте свой ответ и

приведите пример.

5. В чем вклад А.А. Богданова в теорию организации?

6. Дайте определение понятиям «система», «подсистема», «элемент»,

укажите черты и виды систем.

7. Согласны ли вы с утверждением, что повышение степени целостности

системы способствует повышению ее эффективности? Аргументируйте

свой ответ.

8. Дайте определение организации (как явления и как процесса) и

самоорганизации. Каково соотношение этих понятий?

9. Приведите определение понятия «структура», что такое инвариантность

структуры, фиксированные и вероятностные ограничения?
Практические задачи

1

Приведите различные определения понятия «система» (не менее пяти), дайте их сравнительный анализ. Заполните таблицу.

Основные понятия теории систем


Понятие


Определение

Пример относительно конкретной социально-экономической системы (вуз, предприятие и т.д.)

Элемент







Подсистема







Связи







Отношения







Свойства







2

Проиллюстрируйте понятия, характеризующие функционирование и развитие систем, на примере какого-либо социально-экономического объекта. Заполните таблицу.

Основные понятия, характеризующие функционирование и развитие систем

Понятие

Определение

Пример

Состояние







Поведение







Равновесие







Устойчивость







Развитие








3

На примере конкретного предприятия или организации любой сферы деятельности рассмотрите практическое применение системного подхода.

  1. Представьте социально-экономический объект в виде сие темы как совокупности составляющих ее подсистем (I уровень). Далее в каждой подсистеме выделите элементы (II уровень), образующие данные подсистемы. Укажите связи между элементами на каждом из рассматриваемых уровнях.

  2. Представьте экономический объект в виде гомогенной и гетерогенной систем.

  3. Дайте характеристику объекта как системе с точки зрения ведения, сложности, отношения к внешней среде, структурно неоднородности и т. д.


Тесты

1

Какому понятию соответствует определение: «целое, образованное согласованием, взаймоподчинением составляющих его частей, элементов»?

1.Система.

2.Устойчивость.

3. Структура.

2

Что значит описать систему?

1.Перечислить входящие в систему элементы.

2. Определить уровни иерархии системы.

3.Определить функцию системы, сформулировать цель, определить

совокупность альтернатив ее функционирования.

3

К какому типу систем относится районная поликлиника?

1.Статическая.

2.Закрытая.

3.Гетерогенная.

4

Что такое инвариантность структуры?

1.Структура не меняется.

2. Меняется, но незначительно.

3.Меняется постоянно.

5

Какой вид ограничения разнообразия структуры характеризуется как специфические связи между элементами, определявшие возможность изменения одних и невозможность изменения других?

1.Фиксированные.

2.Вероятностные.

3.Промежуточные.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


СОДЕРЖАНИЕ Предисловие
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации