Дипломный проект по Машинам непрерывного транспорта - файл n13.doc

Дипломный проект по Машинам непрерывного транспорта
скачать (2192.7 kb.)
Доступные файлы (15):
n1.dwg
n2.dwg
n3.doc230kb.28.01.2002 10:45скачать
n4.doc229kb.08.02.2002 14:47скачать
n5.doc234kb.28.01.2002 10:13скачать
n6.jpg30kb.28.01.2002 10:37скачать
n7.jpg32kb.28.01.2002 10:11скачать
n8.doc84kb.28.01.2002 10:52скачать
n9.doc146kb.28.01.2002 10:59скачать
n10.doc85kb.28.01.2002 11:06скачать
n11.doc76kb.28.01.2002 10:45скачать
n12.doc33kb.28.01.2002 10:49скачать
n13.doc60kb.28.01.2002 10:51скачать
n14.doc25kb.28.01.2002 10:54скачать
n15.doc1419kb.10.05.2003 16:15скачать

n13.doc

11. Экономика.

11.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКСПОРТНЫХ ГРУЗОПОТОКОВ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ

Промышленный потенциал России по производству минеральных удобрений может полностью удовлетворить потребности сельского хозяйства страны и ежегодно экспортировать продукцию на сумму около двух миллиардов долларов. Однако, в настоящее время в связи с отсутствием платежеспособного спроса со стороны сельхозпроизводителей поставки минеральных удобрений селу сократились в десять раз. В целях недопущения снижения плодородия почв и обеспечения проведения агротехнических мероприятий Правительство Российской Федерации приняло постановление, предусматривающее проведение конкурса среди производителей минеральных удобрений на право поставки средств химизации сельскохозяйственным товаропроизводителям. Постановлением установлено, что цены и тарифы на природный газ и электрическую энергию, потребляемую победителями конкурса, а также на сырье для производства удобрений будут понижены до 50 %. Министерству путей сообщения предписано снизить тарифы на железнодорожные перевозки на 30%.

Среди сорока отечественных производителей минеральных удобрений ведущими являются ОАО "Тольяттиазот", ОАО "Щекиноазот", ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат имени Константинова", ОАО "Невиномысский азот", ОАО "Аммофос".

ОАО "Тольяттиазот" (г.Тольятти. Самарская область) - ТоАЗ. ТоАЗ является крупнейшим производителем аммиака и карбамида в ряду тринадцати российских предприятий, вырабатывающих азотные удобрения. ОАО "Тольяттиазот" планирует дальнейшее увеличение выпуска продукции - в 200'!' году предприятие рассчитывает произвести 2,45 млн.т аммиака и 780 млн.т карбамида. Что превосходит показатели

предыдущего года соответственно на 38,5% и 86,5%.За первые пять месяцев текущего года на предприятии выработано 1,33 млн.т аммиака и 451,3 млн.т. карбамида. Наибольшие объемы данного минерального сырья отправлены в Мексику, Гондурас, Бразилию.

ОАО "Щекиноазот"(г.Щекино, Тульская область). Предприятие вышло на рентабельный режим работы благодаря закреплению и развитию позиций на мировых рынках нитрата аммония и метанола. В настоящее время стратегической задачей ОАО является модернизация морально и физически устаревшего оборудования, значительная часть которого была введена в строй в 1960-е годы. Это обусловливает превышение норм расхода материальных и энергетических ресурсов на 10-50%.

ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат имени Константинова"(г.Кирово-Чепетск, Кировская область).-Данный комбинат имеет в своем составе завод минеральных удобрений (ЗМУ), обеспечивающий 60% поступления денежных средств предприятия. Увеличение удельного веса экспортируемой продукции до 62,5% способствовало повышению уровня загрузки производственных мощностей с 63 до 87%. В этом году перед ЗМУ поставлена задача увеличить выпуск продукции в 1,2 раза по сравнению с 2000 годом и выработать 300 тыс.т товарного аммиака, 1300 тыс.т аммиачной селитры и 700 тыс.т сложных минеральных удобрений.

ОАО "Невиномысский азот"(г. Невинномысск,Ставропольский край). - входит в число наиболее стабильных предприятий отрасли в России.Завод продолжает наращивать выпуск продукции - использование производственных мощностей по группе цехов минеральных удобрений составляет сейчас 65-70%, тогда как в начале года этот параметр не превышал 50%.(При полной загрузке мощностей завод способен ежегодно выпускать около 400 тыс.т карбамида и более 600 тыс.т аммиачной селитры). Такое увеличение оказалось возможным благодаря успешному освоению прежде всего внешнего рынка.

ОАО "Аммофос"(г.Череповец,Вологодская область)-В соответствии с концепциями стратегического развития ОАО "Аммофос" на период с 2000 по 2001 год с целью привлечения финансовых средств действуют программы инвестиций. Ежегодный объем инвестиций прогнозируется на уровне 250-300 млн.руб. Согласно предварительным договоренностям, 50 млн.$ будут выделены банком РОК.Т18, 35 млн. $ - Европейский Банк Реконструкции и Развития.Всего с начала года произведено 1,78 млн.т минеральных удобрений.

Экспортные возможности российской промышленности минеральных удобрений обеспечиваются обширными залежами фосфоритных и азотосодержащих руд, а также природного газа. В настоящий момент объем экспорта минеральных удобрений составляет свыше 7,4 млрд ам. долларов в год, и является третьим по величине в структуре российского бизнеса.

В настоящий момент, при условии повышения платежеспособности российских сельскохозяйственных предприятий, существует перспектива увеличения внутреннего потребления удобрений, поскольку в последние годы наблюдался спад объемов вноса удобрений на гектар посевной площади до 85 кг на гектар, в то время. Как, скажем в Китае в почву вносится до 300 кг удобрений на гектар. Этот фактор может повлиять на экмпорт удобрений в долгосрочной перспективе. Однако, его влияние может быть значительно сокращено появлением и значительным ростом рынков минеральных удобрений, в частности в Южной и Юго-Восточной Азии и Южной Америке.

Крупнейшими импортерами поташа из стран СНГ в 2000 году являлись Бразилия (546 000 тыс.т), Бельгия (286 000 тыс.т), Италия (226 000 тыс.т), Малайзия (303 000 тыс.т), Финляндия (320 000 тыс.т.), Япония (206 000 тыс т.), Индия (200 000 тыс.т) и Польша (183 000 тыс.т).

Как следует из оценки специалистов компании Осеап 8Ыррш§ Соп-зи11ап15 в кратко- и среднесрочной перспективе спрос на минеральные удобрения на внешнем рынке в ближайшие десять лет останется доста­точно высоким, хотя в отношении России на этот прогноз повлияет состояние сельского хозяйства, Внутренний спрос на продовольствие, и, что немаловажно, обменный курс рубля, как впрочем и в отношении всех остальных составляющих российской внешней торговли.

Наибольший спрос на минеральные удобрения в ближайшее деся-тилентие ожидается со стороны развивающихся стран, даже несмотря на значительные инвестиции в их собственные производственные мощно­сти. Рост населения, посевных площадей и среднего ВНП на душу населения безусловно ведут к росту потребления минеральных удобрений в Южной и Восточной Азии, а также в Латинской Америке, Африке и на

ближнем Востоке, т.е. в регионах геогрефически тяготеющих к портам Черного моря.

До 2005 года ожидается рост мирового портебления удобрений (см.таб.№7) примерно на 29 млн. тонн, из которых на 16 млн. тонн пре­тендуют страны Юго-Восточной Азии, 6 млн. тонн - страны Центральной и Восточной Европы, и на 7 млн. тонн - прочие страны. В этой связи будет также наблюдаться значительный рост спроса на морские перевоз­ки удобрений, который в ближайшее десятилетие составит примерно 170 миллиардов тонно-миль. Из них почти 72 % придется на Азиатские рын­ки и 18,5% на рынки Латинской Америки (8).

Таблица 10.1.

Прогнозируемый мировой спрос на минеральные удобрения к 2005 году, млн.тонн

Год

Азотные

Фосфорные

Калийные

Всего

1990

78.60

36,62

26,46

141,68

1995

72,19

28,08

19,15

119,42

2000

78,86

32.05

22,27

133,18

2005

85,15

35,67

25.56

147,38


Несмотря на значительные мощности по производству минеральных удобрений у СССР не имелось достаточного количества специализированных глубоководных терминалов по обработке этих грузов. На Дальнем Востоке у России имелся единственный такой терминал на причале №2 в порту Находка. Однако в 80-х он был снесен и отправка минеральных удобрений через него в северокорейский порт Найджин была прекращена. Однако позднее в порту Ванино на территории крытого склада был сооружен небольшой причальный комплекс для выгрузки удобрений из ж/д вагонов и последующей погрузки их в трюма с помощью портальных кранов.

Проектная мощность этого комплекса - 150 000 тонн удобрений в год.

На Балтике основным'портом по перевалке калийных удобрений является латвийский порт Вентспилс. Специализированный комплекс по переработке удобрений в этом порту был пущен в эксплуатацию в конце 1970-х годов. С того времени по 1995 год им были обработаны свыше 32 млн. тонн грузов. При этом в 1994 и 1995 годах были переработаны соот­ветственно 3,8 и 4,3 млн. тонн удобрений. На этом терминале ежегодно обрабатываются 40 - 60 000 вагонов с калийными удобрениями следую­щими из России и Белоруссии. Комплекс по перевалке удобрений включает станцию по разгрузке ж/д вагонов, рассчитанную на единовре­менную обработку 12 вагонов, а также крытые склады для хранения двух видов удобрений, вместимостью соответственно 88 000 и 81 000 тонн. На терминале производится погрузка судов дедвейтом до 45 000 тонн до осадки 13,5 метров. Погрузка осуществляется двумя погрузочными ма­шинами РНВ производительностью 6000 -12 000 тонн в сутки.

В 1995 году в порту Клайпеда вступил в эксплуатацию мини-терминал по обработке минеральных удобрений с оборудованием и кон­вейерными линиями поставленными компанией Eurotrans cont. Этот ком­плекс предназначен для обработки вагонов по прямому варианту и имеет производительность 300 тонн в час. На Севере России планируется ре­конструкция причала 1419 для переработки минеральных удобрений в объеме 2 млн.тонн в год.

Крупнейшим комплексом по переработке удобрений на Черномор­ском бассейне является порт Южный. Он имеет две погрузочные линии для обработки аммиака и две линии для обработки мочевины, мощностью соответственно 4 и 2 млн. тонн в год. В 1995 году через Южный было экспортировано 0,7 млн. тонн аммиака Тольяттинского химкомбината и 0,6 млн. тонн метанола других российских предприятий. Комплекс вклю­чает два крытых склада, рассчитанных на 45 000 тонн мочевины каждый, конвейерные линии, общей длиной около 16 км, а также станцию раз­грузки ж/д вагонов. Погрузочные машины имеют производительность до 700 т/ч и 300 т/ч для навалочных и тарированых грузов. На терминале могут обрабатываться суда осадкой до 12,5 метров, дедвейтом до 55-60 000 тонн.

Обработка удобрений с использованием специализиро­ванных двадцатифутовых контейнеров ведется на причале К4 Одесского порта стивидорной компанией Sderotgide int.. Мощности причала позво­ляют обрабатывать ежесуточно 300 - 500 контейнеров мочевины. Глубина у причала составляет 11,5 метров, длина причала - 290 метров.

По аналогичной технологии ведется обработка удобрений с исполь­зованием контейнеров вместимостью 20-25 тонн и в Новороссийском порту. В 1996 году ОАО "НМТП" было переработано 1 200 тыс. тонн этого груза. Минеральные удобрения, обрабатываемые Новороссийским портом, представлены в основном мочевиной (карбамидом) и судьфатом аммония.

Основными импортерами российских удобрений, обрабатывае­мых в Новороссийске, являются Китай ( в 1995 году - 852 тыс. тонн, в 1996 году - 647,6 тыс. тонн) и США ( в 1995 году - 127 тыс. тонн, в 1996 году - 148 тыс. тонн). В 1996 году значительно возросли объемы экспорта в Великобританию ( в 1995 году - 37.3 тыс. тонн, в 1996 году - 293 тыс. тонн) и в Индию ( в 1995 году - 60,7 тыс. тонн, в 1996 году -149 тыс. тонн). Основным российским экспортером, направляющим свои мине­ральные удобрения через Новороссийский порт является Невинномысский химичекий комбинат. Также ОАО НМТП обрабатывает минеральные удобрения, экспортируемые химическими комбинатами в Самаре и городе Березники Пермской области. Партионность мине­ральных удобрений широко варьируется в пределах от 3000 до 60000 тонн. Для экспорте минеральных удобрений характерны значительные ценовые и сезонные колебания. Так в прошлом году месячная отправка удобрений колебалась от 50 до 140 тыс. тонн в месяц. Характерны пики экспорта удобрений в начале года (январь-февраль) перед началом посева и в сентябре-октябре перед вносом удобрений по окончании уборки уро­жая. Однако на эти сезонные колебания накладывают значительные отпечатки рыночные колебания спроса и предложения, зависящие во многом от мирового спроса на продовольствие (прежде всего пшеницу) и объемов производства удобрений в основных странах-производителях.
11.2 . ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Новороссийск не способен обрабатывать грузопотоки с большой партионностью отправки ввиду того, что он не имеет накопи­тельных терминалов. Новый комплекс обработки минеральных удобрений, построенный на Восточном районе порта ориентирован на ОАО «Невинномысский Азот» также не имеет накопителя, так как из -за географического положения данный завод имеет возможность исполь­зовать вагоны несколько раз в течение времени погрузки судна. Что касается остальных заводов, то из-за большой протяженности железнодо­рожных путей они не имеют такой возможности. Поэтому для всех заводов-экспортеров существует два пути:

1) отправлять груз маленькими партиями ( максимум 7000 т ), что приво­дит в конце концов к большой цене перевозки морем и становится невы­годным импортеру (если контракт заключен на условиях ФОБ - Ново­российск) или экспортеру ( если контракт заключен на условиях СИФ -порт направления);

2) использовать порты Украины при экспорте удобрений, так как они имеют специализированные терминалы для хранения груза и поэтому за­воды-экспортеры могут накапливать груз в портах погрузки.

Таким образом, можно сделать вывод, что для привлечения устой­чивых грузопотоков отечественных заводов-экспортеров порту Новороссийск необходим специализированный комплекс переработки минеральных удобрений с накопительным терминалом.

При невозможности использования терминала на Восточном районе ОАО «НМТП» возникает еще одна проблема - низкая норма гру­зовых работ, которую порт может обеспечить. Соответственно новый терминал должен обеспечивать высокую норму грузовых работ, что су­щественно будет снижать долю расходов на перевозку грузов морем.

Рассмотрим возможность постройки накопителя в порту Новорос­сийск на основе терминала для перевалки минеральных удобрений, находящегося на Восточном районе ОАО «НМТП».

Исходя из того, что железнодорожные пути, причальные сооруже­ния, терминал для перевалки удобрений уже существуют, а именно расходы на их постройку составляют львиную долю затрат, ориентиро­вочная стоимость постройки накопителя объемом 50000 тонн, равна 4 миллионам американских долларов. В настоящее время терминал на Восточном районе ОАО «НМТП» перерабатывает около 50 000 тонн минеральных удобрений в месяц, то есть 600 000 тонн в год, хотя его проектная мощность равна 2 000 000 тонн в год. Таким образом, с использованием накопителя можно будет довести производительность терминала до проектной. С учетом того, что себестоимость перевалки минеральных удобрений на аналогичном терминале в Клайпеде равна 3,26 ам.долл/тонна, а стандартная норма прибыли составляет 35%, то есть 1,14 ам.долл/тонна, определим время, за которое данный накопитель окупится.

Ток = Стн /((Прн-Пвт)*Нпн), (1)

где Ток - период окупаемости нового накопителя, лет.

Стн - стоимость постройки накопителя,ам.долл/тонна.

Прн - производительность накопителя, тонн/год.

Нпн - норма прибыли, ам.долл/тонна.

Пвт - реальная производительность терминала на Восточном районе ОАО

«НМТП», тонн в год.

Ток = 4 000 000 /((2 000 000-600 000)* 1,14) = 2,5 года.
Таким образом, видим, что новый накопитель для удобрений оку­пится менее чем через три года, после ввода его в эксплуатацию.

Он позволит совершать перевалку экспортных удобрений партионностью до 30 000 т. В данном случае партионность лимитируется только глубинами у причала №5 ОАО «НМТП». Эксплуатация накопителя вме­сте с терминалом для перевалки удобрений позволит значительно увеличить конкурентоспособность ОАО «НМТП» на рынке и, соответст­венно, появится возможность изменения направлений грузопотоков из портов Украины на Новороссийск. Такие заводы - экспортеры как ОАО «Щекиноазот», ОАО «Тольяттиазот», ОАО «Кирове - Чепецкий химиче­ский завод» уже не будут сталкиваться с проблемой накопления партий отправки груза, а расходы на транспортировку товара железнодорожным транспортом в Новороссийск ниже минимум на 10%, чем аналогичные расходы при использовании портов Украины. Соответственно, Новорос­сийск станет наиболее предпочтительным портом на Черном море для отечественных производителей экспортных минеральных удобрений. Кроме этого, увеличится производительность существующего терминала на Восточном районе ОАО «НМТП», так как в настоящее время терминал реально перерабатывает 50 000 тонн в месяц, то есть 600 000 тонн в год, так как у ОАО «Невинномысский азот» не хватает мощностей.
Рассчитаем, ежегодный экономический эффект от ввода в эксплуа­тацию накопителя совместно с терминалом по формуле (2):

Энак = (При - Пвт)*Нпн, (2)

где Энак - ежегодный экономический эффект от ввода в эксплуа­тацию накопителя, совместно с терминалом, ам.долл.

Энак = (2 000 000 - 600 000)* 1,14 = 1 596 000 ам.долл.

Таким образом, экономический эффект от введения накопителя минеральных удобрений составляет 1 596 000 ам.долл, причем грузооборот ОАО "НМТП" за счет роста объема грузопотоков увеличится на 1 400 тыс.т./год.

Кроме этого, в свете сделанных выводов можно представить сле­дующие замечания по их практическому применению:

1) ОАО «НМТП» требуется создание системы постоянного сбора ин­формации по работе портов - конкурентов.

2) Необходимо создание единой базы данных для отслеживания грузопо­токов, следующих через Новороссийский порт, анализа качественного уровня обслуживания клиентов в порту и их прибыльность для порта.

3) На основании данных требуется сформировать стратегию развития компании, которая смогла бы определить приоритеты и цели привлече­ния и обработки в порту конкретных грузопотоков, а также развития мощностей порта и его организации в соответствующем направлении.

Что касается порта С.-Петербург, он в настоящее время уже начал реализацию программы строительства специализированных комплексов. За счет кредита Российского Сбербанка в объеме 15 млн. долларов США, выделенного на пять лет, в порту начаты работы по строительству нового терминала для минеральных удобрений производительностью 3 млн. тонн в год. Притоку удобрений в порт способствуют более приемлемые, по сравнению со странами Балтии, железнодорожные тарифы МПС.

При возможном снижении железнодорожных тарифов и реализации указанного выше у портов Новороссийск и С.- Петербург имеются все возможности для обработки грузопотоков экспортных минеральных удобрений, причем для российских экспортеров они будут более благо­приятны, чем порты стран Балтии и Украины.

Однако для строительства указанных терминалов для хранения и перевалки грузов необходима государственная, поддержка и долгосрочное финансирование проектов.

Из рассмотренных заводов, наиболее конкурентоспособными ока­зались ОАО «Аммофос» ( г.Череповец ) и ОАО «Невинномысский азот» ( г. Невинномысск ) в силу их благоприятного экономико-географического положения. Поэтому при условии достаточного государственного финан­сирования и проведении корректной политики внешнеэкономической деятельности у них есть все предпосылки занять стабильное положение на международном рынке.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации