Павленко Н.И., Кобрин В.Б., Федоров В.А. История СССР с древнейших времен до 1861 года - файл n1.doc

приобрести
Павленко Н.И., Кобрин В.Б., Федоров В.А. История СССР с древнейших времен до 1861 года
скачать (645.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2955kb.17.02.2005 15:10скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
ББК 63.3(2) П12

Рецензенты'

Кафедра истории СССР ЛГПИ им А И Герцена, Кафедра истории СССР досоветского периода МГИАИ

Павленко Н. И. и др.

П12 История СССР с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для студентов пед. ин-тов. / Н. И. Павленко, В. Б. Кобрин, В. А. Федоров; Под ред. Н. И. Павленко.— М.: Про­свещение, 1989.—559 с. ISBN 5-09-000551-6

В учебнике излагается история народов нашей страны в период первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального строя Полу­чили свое освещение основные проблемы социально-экономического и по­литического развития, вопросы истории культуры и общественной мысли, а также быта всех слоев общества рассматриваемого периода Учебник отражает последние достижения исторической науки и соответствует программе для пединститутов

Книга представляет интерес не только для студентов, но и для всех желающих больше узнать о прошлом нашей страны

П4309000000=326„._„„ ББК 63.3(2)

103(03)-89

ISBN 5-09-000551-6 © Издательство «Просвещение», 1989

Введение

Настоящий учебник открывает изложение истории нашей Родины — Союза Советских Социалистических Республик. В учебнике прослежен исторический путь народов, населявших нашу страну на протяжении трех формаций — первобытнооб­щинной, рабовладельческой и феодальной. Он изложен с разной степенью полноты, обусловленной наличием или отсутствием соответствующих источников, а также изученностью в исследо­ваниях ученых.

Главная сквозная тема учебника — производительная дея­тельность народных масс. Очень длительное время она протекала в малоблагоприятных условиях — суровый климат, низкое пло­дородие почвы, огромные пространства, которые можно было осваивать только лишь экстенсивным путем, чтобы добывать необходимые средства к существованию,— все это замедляло развитие производительных сил. Хотя географический фактор не является определяющим, он тем не менее играет важную роль, особенно на ранних этапах развития общества, когда зависи­мость человека от природы была большей, чем в последующее время. Именно влияние географических условий приводило к тому, что производительность труда в основной отрасли хозяй­ства— земледелии — веками оставалась низкой. В районах со­средоточения основной массы русского средневекового населения после ордынского нашествия — в современном Нечерноземье — пашня давала чрезвычайно низкие урожаи. Плодородные земли Дона, Кубани и Причерноморья были пущены в достаточно ощутимый хозяйственный оборот только в конце XVIII в.

Народы Закавказья и Средней Азии жили в лучших почвен-но-климатических условиях, однако их земли долгое время явля­лись объектом грабительских походов хищных соседей.

Не способствовало интенсивному росту производительных сил и отсутствие в определенный период морских путей сообще­ния, считавшихся в средние века и новое время самыми деше­выми и удобными.

Наконец, неблагоприятное влияние на развитие страны ока­зало монголо-татарское иго. На русский народ, на народы Сред­ней Азии и Закавказья обрушился удар воинственных полчищ

з

Чингисхана, Батыя и других завоевателей. Нашествие принесло народам нашей страны неисчислимые беды: цветущие города и села были превращены в пепелища, на целые десятилетия исчезли многие виды ремесла, погибли или оказались в плену сотни тысяч горожан и селян. Наступившее вслед за этим иго два с половиной столетия иссушало душу русского народа и по­глощало плоды труда народных масс. Но и после его свержения русские и украинские земли из года в год подвергались опусто­шительным набегам со стороны осколка Золотой Орды — Крым­ского ханства. Набеги крымских феодалов ..а южные уезды Русского государства в XVI—XVII вв. нанесли колоссальный урон экономике и сопровождались потерями сотен тысяч людей, уводимых в плен. Еще более губительным был режим, установ­ленный завоевателями на землях Закавказья, Средней Азии, Сибири.

Совокупность перечисленных выше неблагоприятных условий задерживала развитие производительных сил. В итоге Россия позже ряда стран Западной Европы встала на путь капиталисти­ческого развития. Наши предки заслуживают тем большего ува­жения, что они и в этой обстановке осваивали новые земли, раз­вивали ремесло, сохранили язык и культуру и подарили миру великих ученых и поэтов, зодчих и живописцев, мыслителей и техников.

Развитие производительных сил от собирательства до много­польных систем земледелия и от изготовления рубил до появле­ния мануфактур и фабричного производства с системой машин является важнейшей сквозной темой учебника.

Следующая сквозная тема — рассмотрение процесса форми­рования могущественного государства, от Киевской Руси до Российской империи, от полунезависимых княжеств до многона­циональной страны, объединившей родственные русский, украин­ский и белорусский народы, а также другие народности, от скромного по размерам Московского княжества до государства, чьи границы простирались от Тихого океана до берегов Балтики и от Ледовитого океана до Черного и Каспийского морей. В ходе длительного процесса складывания государств русскому и дру­гим народам нашей страны не раз приходилось браться за ору­жие, чтобы отстоять свою независимость.

В средние века на суверенитет нашей Родины покушались шведские феодалы и немецкие рыцари, монголо-татарские ханы и польские феодалы. В новое время наша страна подверглась на­падению двух агрессоров, вторгшихся на ее территорию: швед­ского короля Карла XII и французского императора Наполеона. Учебник повествует о славных страницах прошлого, о героизме и жертвах, понесенных народами нашей страны в ходе борьбы за свою независимость.

Третья сквозная тема — история социальных конфликтов рабовладельческого и феодального общества. Наша страна про-

4

шла через все три эпохи цивилизации, о которых писал Ф. Эн­гельс: «Рабство — первая форма эксплуатации, присущая антич­ному миру; за ним следуют: крепостничество в средние века, наемный труд в новое время Таковы три великие формы пора­бощения, характерные для трех великих эпох цивилизации...»'. Двум классовым формациям (из которых рабовладельческая существовала не повсеместно), пережитым народами нашей страны, соответствуют свои формы эксплуатации трудящихся и их борьбы с угнетателями — от восстания Савмака до кресть­янских войн, от городских восстаний в Древнерусском государ­стве до Чумного бунта и восстаний военных поселян, а также многочисленных локальных выступлений.

Самой тяжелой форме эксплуатации, связанной с установле­нием крепостнического режима, сопутствовала самая суровая форма сопротивления — крестьянские войны. Крестьянские вой­ны, как известно, были проявлением классовой борьбы, прису­щей средневековью, они не сопряжены с появлением нового спо­соба производства, участники их добивались облегчения своего положения в рамках существовавших феодальных общественных отношений, но при смене лиц в верхней части иерархии и умень­шения уровня эксплуатации.

Четвертая сквозная тема — развитие государственности, про­шедшее тоже длительный путь от ее примитивных форм в виде княжеской администрации до образования единого государства и создания высшей формы феодального государства — абсолют­ной монархии Усложнение государственного устройства нахо­дилось в прямой зависимости от усложнения социально-экономи­ческой структуры общества и форм борьбы с угнетателями

К сквозным темам относится и история культуры во всех ее проявлениях — от наскальных изображений до полотен Кипрен­ского и Федотова, от «Слова о полку Игореве» до поэзии Пуш­кина и Лермонтова, от зодчих, воздвигавших храмы и крепост­ные стены, до архитекторов, создававших величественные соору­жения гражданского назначения.

В разделах учебника, посвященных культуре, прослеживают­ся этапы ее освобождения от религиозных оков и проникновения в нее светского начала.

Авторы сочли целесообразным включить в учебник для сту­дентов пединститутов шестую сквозную тему — быт. Необходи­мость этой гемы продиктована стремлением вооружить будущих учителей хотя бы элементарными сведениями об условиях по­вседневной жизни различных слоев феодального общества. Авто­ры отдают себе отчет в том, что вследствие неразработанности многих аспектов истории быта в научной литературе эта тема не освещена с должной полнотой и в учебнике.

Маркс К, Энгельс Ф Соч — Т 21 — С 175

Излагая историю нашей Родины, авторы руководствовались марксистско-ленинским учением о закономерностях историче­ского процесса. Но, подчеркивая общее, текст учебника не игно­рирует и особенное: такие, например, специфические для истории России явления и процессы, как отсутствие рабовладельческой формации в Древнерусском государстве, особенность социально-экономической природы русской мануфактуры, условий возник­новения абсолютизма и др.

Учебник написан профессорами В. Б. Кобриным (гл. I—VII), Н. И. Павленко (гл. VIII—XX и текст о «Слове о полку Игореве» в главе IV) и В. А. Федоровым (гл. XXI— XXVI). Общее редакти­рование учебника принадлежит заслуженному деятелю науки РСФСР Н. И. Павленко.

Глава I.

ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ СССР

§ 1. ХОЗЯЙСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ПЕРВОБЫТНЫХ ПЛЕМЕН НА ТЕРРИТОРИИ СССР

Первой, древнейшей социально-экономической формацией был первобытнообщинный строй. Он продолжался со времени становления человека до перехода к классовому обществу и, сле­довательно, был наиболее длительной в истории человечества эпохой, что обусловлено медленным темпом развития общества на его первых этапах. Все стадии первобытнообщинного строя объединяет коллективный характер производства и потребления, вызванный тем, что производительные силы были еще весьма неразвиты «Этот первобытный тип кооперативного или коллек­тивного производства был, разумеется, результатом слабости отдельной личности, а не обобществления средств производст­ва»1. Именно поэтому дальнейшее развитие производительных сил, переход от хозяйства потребляющего к хозяйству производя­щему привели в конечном счете к тому, что первобытнообщин­ный строй «был взорван разделением труда и его последствием — расколом общества на классы»2

Первобытнообщинный строй делят на периоды по основным материалам, которые использовались для изготовления орудий труда: каменный век, энеолит (меднокаменный век) — переход­ный от каменных орудий к металлическим, бронзовый век и ран­ний железный век6. Эта периодизация, естественно, не означает, что в каменном веке не изготавливали орудия из дерева и кости, а в эпоху бронзы — из камня. Речь идет о преобладании того или иного материала.

Каменный век, наиболее длительный в истории людей, при­нято делить на палеолит — древний каменный век, мезолит — средний каменный век и неолит — новый каменный век. В свою очередь палеолит делят на ранний (нижний) и поздний (верх­ний) Иногда выделяют и период среднего палеолита.

Ранний палеолит — время становления человека. Из живот­ного мира человек выделился благодаря труду. Именно занятие

Маркс К, Энгельс Ф Соч - Т 19 — С 404

2 Там же —Т 21 — С 169

3 Следует иметь в виду, что в некоторых регионах земного шара уже в эпо­
ху бронзы возникает классовое общество

трудом называют основоположники марксизма-ленинизма глав­ной чертой, отличающей человека от животных. Разумеется, и некоторые из высших животных могут охотиться, используя готовые орудия — камни, палки и т. п. Но только человек систе­матически изготавливает орудия труда.

Процесс становления человека — антропогенез — длительный и сложный, он изучен еще далеко не до конца, у науки по этой проблеме накопилось больше вопросов, чем ответов. Первыми предками человека, вступившими на путь антропогенеза, были обезьяны-австралопитеки, ходившие уже на задних конечностях, что высвобождало передние и тем самым создавало предпосылки для трудовой деятельности.

Древнейшими людьми (архантропами) традиционно считали питекантропа (обезьяночеловека) и синантропа (разновидность питекантропа, обнаруженная в Китае), появившихся около млн. лет тому назад. Однако в последние десятилетия в Африке были обнаружены останки существ, живших 2—2,5 млн. лет назад, ходивших на двух ногах, но с весьма примитивным строе­нием руки и с черепом, который по своим размерам и форме стоял ближе к черепам человекообразных обезьян, а не людей. Тем не менее эти существа уже изготавливали орудия труда из галек (они найдены на их стоянках). В науке этот предок чело­века получил название Homo habilis (гомо габилис)—человек умелый. Был ли он древнейшим представителем архантропов (и тогда история человечества насчитывает более 2 млн. лет) или наиболее прогрессивным видом австралопитека — предмет продолжающихся дискуссий

В конце раннего палеолита (по другой классификации — в среднем), в так называемую эпоху мустье (по одной из стоянок во Франции), около 100 тыс. лет тому назад возник неандер­тальский человек, или неандерталец, названный так по первой находке в местности Неандерталь в Германии Впоследствии останки неандертальцев были обнаружены во многих частях земного шара, в том числе и на территории СССР. Неандерталь­цев причисляют уже к следующей ступени становления чело­века— к палеантропам. Они стоят значительно ближе к совре­менным людям, чем архантропы, но тем не менее у них еще со­хранилось немало примитивных черт в строении черепа; недо­статочно гибкой и изощренной была еще и рука.

Ранний палеолит — время первобытного человеческого стада. Ф. Энгельс так характеризовал эту эпоху: «Какими люди перво­начально выделились из животного (в более узком смысле сло­ва) царства, такими они и вступили в историю: еще как полу­животные, еще дикие, беспомощные перед силами природы, не осознавшие еще своих собственных сил; поэтому они были бедны, как животные, и не намного выше их по своей произво­дительности»'.

1 Маркс К, Энгельс Ф Соч — Т 20 — С 183

На территории нашей страны сохранились некоторые стоянки первобытного человека эпохи раннего палеолита на Украине на реке Тисса (Королево), в Южной Осетии (Кударо I и III и др ), пещера Азых в Азербайджане, в Южном Таджикистане (Кульдара) и т д Севернее люди до появления неандертальца не продвигались на время раннего палеолита приходится не­сколько крупных наступлений ледника — оледенений, сопровож­давшихся резким похолоданием Для архантропов же было воз можно существование лишь в теплом климате, не требовавшем ни одежды, ни жилищ Древнейшие из стоянок этой эпохи на территории СССР относятся ко времени не ранее 1 млн лет тому назад

Неандертальцы же распространились значительно шире Их стоянки обнаружены не только на Кавказе, в Крыму и в Средней Азии, но и в Казахстане, в низовьях Днепра и Дона и даже воз­ле Волгограда На эпоху мустье — время существования неан­дертальцев—приходится новое крупное оледенение Многие животные, привыкшие к теплому климату, вымирали или уходили на юг Но в жизни людей наряду с биологическими факторами уже действовали социальные В конце раннего палеолита появля ются примитивные жилища и, возможно, одежда из шкур

Палеолитическое хозяйство было потребляющим Основу его составляла охота на крупных животных Вероятно, на зверя устраивали облаву, что требовало коллективных усилий всех членов первобытного стада Загнанного зверя добивали дубина­ми, камнями и копьями Растительную пищу добывали, собирая съедобные растения и выкапывая из земли корешки Каменные орудия использовали как для охоты (добивание животных, раз­делка туш), так и для собирательства

Уже архантропы использовали в готовом виде огонь (от лес ных пожаров, ударов молнии, извержений вулканов и т п ) и поддерживали костры Неандертальцы, вероятно, уже научи­лись добывать огонь Это было огромное завоевание человечест ва, важный шаг на пуги выделения человека из природы Огонь дал людям защиту от холода, от диких зверей, уменьшил их за­висимость от климата Появился очаг — символ человеческого жилища Люди получили возможность использовать жареную пищу, которая лучше усваивается организмом Еще большими были отдаленные последствия овладения огнем без него невоз можны ни керамика, ни металлургия

У неандертальцев, очевидно, появились уже первые зачатки идеологических представлений, религии Так, в пещере Тешик-Таш в Узбекистане вокруг покойника сделано окружение из рогов горного козла Встречаются захоронения, в которых тела умерших ориентированы по линии восток — запад Многие исследователи трактуют эти факты как свидетельство существо­вания примитивных погребальных обрядов, зарождения пред ставлений о противоположности жизни и смерти

9

Переход от раннего палеолита к позднему (40—35 тыс. лет тому назад) ознаменовался появлением человека современного вида — Homo sapiens (гомо сапиенс) — человек разумный. С его возникновением закончилась биологическая эволюция человека, это был второй крупный скачок в антропогенезе: от «предлюдей», архантропов и палеантропов к людям.

В позднем палеолите возникает родовой строй. Основной ячейкой человеческого общества стала родовая община с общей собственностью на основные средства производства. Продукты охоты, рыболовства и собирательства распределялись поровну между всеми членами рода. Авторитет старейшин рода основы­вался не на принуждении, а на традиции, уважении к опыту и умениям.

Люди позднего палеолита значительно усовершенствовали технику изготовления каменных орудий: они стали более разно­образными, иногда миниатюрными. Появились метательное копье и предшественник лука — копьеметалка, что намного повысило эффективность охоты. Появляется рыболовство: на стоянках этой эпохи неоднократно находили гарпуны и остатки рыбы. Распространяются изделия из кости, в том числе иглы, что сви­детельствует о появлении шитой одежды. Если в конце раннего палеолита появились первые примитивные жилища, то теперь люди уже строили землянки, а иногда и целые поселки из не­скольких жилищ. Человек научился приспосабливаться к при­роде не биологически, а социально, защищаться от холода при помощи жилища и одежды. Эти достижения позволили людям значительно расширить пределы обитаемой части земного шара. Этому способствовало и потепление, вызванное отступлением ледника. Стоянки людей позднего палеолита находят уже повсе­местно на территории СССР, в том числе в Сибири и на Даль­нем Востоке. В это время выделяются отдельные этнокультурные области: для тех или иных групп стоянок оказываются харак­терными некоторые общие черты, отличающие их от других.

Поздний палеолит — время возникновения искусства. На мно­гих стоянках находят женские статуэтки с подчеркнутыми при­знаками пола. Они свидетельствуют о культе женщины-матери, прародительницы рода. В большинстве общин, видимо, господ­ствовал материнский род со счетом родства по женской линии.

Палеолитическое искусство было связано с первобытными религиозно-магическими представлениями, с попытками умило­стивить силы природы. Человек отождествлял тогда сам предмет и его изображение. Вероятно, магическим целям служила и на­скальная живопись, обнаруженная в нескольких пещерах, в том числе и в нашей стране — в Каповой пещере в Башкирии. В Ка­повой пещере смесью природной охры с животным клеем сделаны изображения мамонтов, лошадей, носорога. Рисунки палеолити­ческого человека поражают своим реализмом и динамикой. Часто встречаются изображения копий, пронзающих животных:

10

человек, вероятно, надеялся таким путем добиться успеха на охоте. В палеолите возникла также резьба по кости, появились первые украшения.

В позднем палеолите уже, несомненно, существует религия, прослеживается отчетливый погребальный обряд. В могилу порой клали некоторые вещи, которыми покойник пользовался при жизни. В этом — свидетельство возникновения представления о загробной жизни.

Таким образом, к концу палеолита человек научился не толь­ко добывать огонь и есть несырую пищу, изготавливать слож­ные каменные и костяные орудия, шить одежду, строить жилища, охотиться и ловить рыбу, но и жить общественным строем с об­щественным сознанием и его важными формами — искусством и религией. Однако человек еще не знал ни керамики, ни ме­талла, ни колеса, ни земледелия, ни скотоводства.

Переход к следующей стадии каменного века — мезолиту — в разных регионах проходил в разное время. На террито­рии СССР он начался в XIIX тысячелетиях до н. э. Закончил­ся он также не одновременно: в VIIV тысячелетиях до н. э. Важнейшим достижением этого времени было изобретение лука и стрел, что резко повысило производительность охоты. Теперь наряду с охотой облавной возникла и индивидуальная, не только на крупных стадных животных, но и на мелких. Появилась воз­можность создавать запасы пищи.

В эпоху мезолита человек сделал первые шаги и в направле­нии скотоводства. Началось приручение, а возможно, и одомаш­нивание животных. Так, в мезолите уже появились собаки, пер­вые домашние животные. Не исключено, что в конце мезолита в отдельных районах были приручены свиньи, козы, овцы.

Изменяется и техника изготовления каменных орудий. Широ­кое распространение получают сложные миниатюрные каменные изделия — микролиты. Часть микролитов служила наконечника­ми для стрел, часть — сменными лезвиями-вкладышами, встав­лявшимися в оправы. Развитие микролитической вкладышевой техники позволило сделать орудия труда более специализи­рованными.

Появившиеся в эпоху позднего палеолита этнокультурные области в мезолите выделяются более отчетливо, хотя в силу примитивности общественной и хозяйственной жизни общее в быте людей еще преобладало над особенным. Только в следую­щую эпоху — в неолите — появляются резкие отличия в жизни разных групп людей, проявившиеся в возможности выделять археологические культуры.

Археологическими культурами принято называть совокуп­ности памятников, которые относятся к одной территории и эпохе (или, по крайней мере, синхронно изменяются) и имеют общие особенности — в формах общественой жизни, в орудиях труда, жилищах, погребальном обряде, орнаменте и т. д. Обычно (хотя

и

и не всегда) археологическая культура в той или иной степени соответствует этнической общности — группе родственных племен или позднее — народу.

Переход к неолиту на территории нашей страны раньше всего начался в Средней Азии в VIIVI тысячелетиях до н. э. Если в южных районах неолит продолжался примерно до IV тысяче­летия до н. э., то в лесной зоне европейской части СССР — еще около двух тысяч лет, до II тысячелетия до н. э. В этом сказа­лась неравномерность развития разных регионов, связанная в первую очередь с природными условиями: теплый климат и пло­дородная почва создавали благоприятные условия для развития хозяйства.

В эпоху неолита начался переход к производящему хозяй­ству. Именно тогда зародились скотоводство и земледелие, хотя охота и собирательство все еще оставались основными источни­ками существования в большинстве неолитических общин. Воз­никновение производящего хозяйства — одно из оснований для того, чтобы говорить о неолитической революции. Древнейшая земледельческая культура нашей страны — джейтунская на юге Туркмении — относится к VII—VI тысячелетиям до н. э. Ското­водческие племена в эпоху неолита еще не выделились, хотя использование домашнего скота характерно для многих культур той эпохи.

В неолите происходит еще ряд важнейших изменений, харак­терных для неолитической революции. Меняется ассортимент каменных орудий. Так, топор, появившийся еще в мезолите, становится теперь основным орудием труда. Он позволил осваи­вать лесные пространства, строить шалаши и хижины. Наряду с прежней техникой изготовления орудий появляются во многих местах пиление (оно давало возможность использовать те поро­ды камня, которые не дают отщепов), шлифование, уменьшаю­щее силу трения и увеличивающее производительность орудия, сверление, благодаря которому орудия можно было не только привязывать к рукояти, но и насаживать на нее. Появились принципиально новые материалы. Так, в неолите было освоено изготовление керамики, еще лепной, без гончарного круга. Обож­женная глина — первый искусственный материал, не получен­ный в готовом виде, а созданный человеком. Глиняная посуда дала человеку возможность готовить жидкую пищу и хранить за­пасы. Керамика — главное достижение материальной культуры неолита, но наряду с нею появился еще один искусственный ма-^~ териал — ткань. Человек освоил в неолите ткачество, давшее ему одежду не только из звериных шкур. В неолите же была изобре­тена лодка и тем самым было положено начало судоходству. Первобытный челн — первое транспортное средство человечества.

Для неолита характерен развитый родоплеменной строй, со­здаются крупные объединения родов — племена, нередко начина­ет выделяться племенная верхушка, встречаются погребения

12

вождей, отличающиеся богатством инвентаря При одном из вождей, погребенном в Мариупольском могильнике (возле г Мариуполя, конец IV—III тысячелетие до н э), лежит знак его власти — булава из порфирита, ценного камня, не встречаю щегося в этой местности

Из образовавшихся племен постоянно выделяются новые Причина этого явления — быстрый рост и подвижность неолити ческого населения Хозяйство было экстенсивным, требовало больших просторов, а потому часто возникало относительное перенаселение Это разделение племен ведет к дальнейшей дифференциации этнических общностей

Существенная черта неолита — появление межплеменных связей и обмена Экзотические раковины, изделия из нефрита и других самоцветов можно встретить подчас далеко от их место рождений

Подлинным переворотом в истории человечества было освое­ние металла Переход к нему был долгим, сложным и не одно временным как в разных частях земного шара, так и в разных регионах территории СССР Освоение металла стало возможным только на основе уже возникшего производящего хозяйства, при наличии некоторых, хотя бы минимальных избытков продуктов питания, чтобы часть времени можно было посвятить изготовле нию металлических изделий Именно поэтому древние кузнечное дело и металлургия зародились в первую очередь в южных об ластях, где благодаря хорошим природным условиям раньше развилось земледелие

Первым металлом, использованным человеком, была медь Сначала из нее изготовляли орудия труда и украшения методом холодной ковки, которой этот сравнительно мягкий металл легко поддается Разумеется, эта медь не была химически чистой в природных месторождениях медь, как правило, содержит определенные примеси — мышьяк, сурьму и т д Но это еще не искусственные сплавы, освоение которых было делом будущего Эпоху, когда уже применяются металлические орудия, но еще не появилась металлургия сплавов, принято называть энеолитом, медно-каменным веком В названии его подчеркнут тот факт, что в этот период изделия из металлов не только не вытеснили каменных орудий, но даже были редки по сравнению с ними

Появление медных орудий активизировало обмен между пле­менами, ибо месторождения меди весьма неравномерно распре­делены по земному шару Многие племена, использовавшие ме талл, жили далеко от его источников Постоянный обмен при­водил к существенным сдвигам в отношениях в первобытных обществах Замкнутость древней неолитической общины в энео­лите значительно уменьшается Из металлургических центров двигались разносчики металла Племена, которые жили вблизи от месторождений, получили источники обогащения

Древнейшей областью распространения меди на территории

13

СССР стали оазисы Средней Азии. Здесь в первой половине IV тысячелетия до н. э. существовала культура древних земле­дельцев Анау. Анаусцы изготовляли из меди ножи, шила, топо­ры, наконечники для дротиков, украшения. Найденные здесь гли­няные модели повозок с колесами свидетельствуют о применении колеса.

Важным центром древней металлургии был Кавказ (III тыся­челетие до н. э.). Отсюда металл распространялся по большей части европейской территории СССР.

В лесостепной зоне на территории нынешних Украины и Мол­давии в III тысячелетии до н. э. господствовала так называемая трипольская культура, возникшая еще в конце IV тысячелетия до н. э. Система земледелия здесь была экстенсивной, земля быстро истощалась, поэтому каждый поселок существовал всего несколько десятков лет. На позднем этапе развития трипольцы перешли к пастушескому скотоводству (конец III — начало II тысячелетия до н. э.). В погребениях поздней трипольской эпохи уже находят следы имущественного неравенства. Металл трипольцы получали в основном из прикарпатских месторож­дений.

В степной зоне в энеолите жили пастушеские племена, кото­рые по их погребальному обряду принято относить к древнеям-ной культурно-исторической области. Более экстенсивный, чем у земледельцев, характер хозяйства толкал эти племена на усиленные передвижения. Как и многие другие пастушеские наро­ды, они были воинственными. Главными их противниками были соседи-трипольцы, которых им в конечном счете удалось вы­теснить.

Развитие общественных отношений в период энеолита стало предпосылкой для перехода к бронзовому веку. Орудия из брон­зы— сплава меди с оловом или другими добавками — значитель­но тверже и острее, чем медные. Бронзовый век на Древнем Вос­токе привел к образованию первых классовых обществ и госу­дарств. В Европе же и на территории СССР продолжал господ­ствовать первобытнообщинный строй. Появление бронзовых ору­дий способствовало разложению этого строя, но еще не означало немедленного перехода к классовым отношениям во всех районах.

Если в Средней Азии в бронзовом веке продолжались тради­ции предшествующих энеолитических культур, то на Кавказе переход к бронзе привел к серьезным изменениям в обществен­ных отношениях. Это хорошо видно на примере майкопской культуры (II тысячелетие до н. э.). Племена Северного Кавказа, поддерживавшие тесные экономические и культурные связи с наиболее развитыми в то время районами Передней Азии, осо­бенно с древними цивилизациями Двуречья, знали уже не только имущественную дифференциацию, но и выделение родоплемен-ной верхушки. Об этом свидетельствует раскопанный под Май­копом курган племенного вождя. Власть покойного подчеркнута

высотой кургана — более 10 м На вождя надето облачение, украшенное десятками золотых бляшек с изображениями, оже­релья и бусы из золота, серебра и драгоценных камней, проис­ходящих из Средней Азии, Ирана и Малой Азии На голове у по­гребенного была золотая корона также переднеазиатского про­исхождения Серебряные трубки поддерживали погребальный балдахин, украшенный статуэтками из золота и серебра

В эпоху бронзы степную зону европейской части территории СССР занимали земледельческо-скотоводческие племена ката-комбной и срубной культур В лесной зоне были более распро странены охота и рыболовство, однако и здесь, в Волго-Окском междуречье, жили оседлые скотоводы фатьяновцы, а восточнее них, в Поволжье — племена абашевцев, знавшие и скотоводство и земледелие

В бронзовом веке большинство племен занималось одновре­менно скотоводством и земледелием, однако зачастую тот или другой тип хозяйства был преобладающим Именно тогда, как отмечал Ф Энгельс, «пастушеские племена выделились из остальной массы варваров — это было первое крупное общест­венное разделение труда»1

В бронзовом веке на всей территории СССР началось форми рование племенных союзов, а в наиболее развитых регионах возникла и высшая форма организации первобытнообщинного строя, последняя перед его падением — военная демократия

В I тысячелетии до н э на территории нашей страны, в За­кавказье, появляются первые железные орудия Fleptxofl к же­лезному веку означал создание решающих предпосылок для раз ложения родоплеменного строя, хотя далеко не всюду сразу воз­никло классовое общество «Железо,— писал Ф Энгельс,— сделало возможным полеводство на более крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных пространств, оно дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из других известных тог­да металлов»2 Это резкое повышение производительности труда приводило к росту прибавочного продукта и, соответственно, к возможности эксплуатации человека человеком и к появлению первых ее форм

Поскольку железо оставалось основным материалом для из­готовления орудий труда и в классовом обществе (да, по сути, остается и до сих пор), то время,когда уже существовали желез­ные орудия, но еще не сложилось классовое общество, принято называть ранним железным веком

Наиболее развитые культуры раннего железного века из­вестны на территории СССР уже в I тысячелетии до н э в при­черноморских степях они оставлены киммерийцами, скифами,

' МарксК.ЭнгельсФ Соч — Т 21 — С 160 2 Там же — С 163

15

сарматами. В лесной зоне, в Волго-Окском междуречье, с VII в. до н. э. и до начала— середины I тысячелетия н. э. жили скотоводческие племена дьяковской культуры. Они знали и зем­леделие, но использовали его главным образом для заготовки кормов. Восточнее дьяковцев в Поволжье жили близкие к ним племена городецкой культуры, в Приуралье в VII--I вв. до н. э.— ананьинцы, занимавшиеся земледелием, скотоводством и охотой. Если скифы и сарматы переживали в железном веке разложение родового строя и переход к классовому обществу, то у племен лесной зоны появление железных орудий не при­вело к столь быстрым переменам в социальных отношениях; они оставались на стадии родового строя.

В лесостепной зоне в середине — второй половине I тысяче­летия до н. э. и в первой половине I тысячелетия н. э. существо­вал ряд племен, оставивших археологические культуры, в кото­рых преобладают погребения с трупосожжениями, хотя встре­чаются и трупоположения. Их нередко объединяли под общим названием культур полей погребения (сейчас это название при­меняется реже). Среди них можно назвать зарубинецкую и чер-няховскую культуры. Черняховцы, жившие в нижнем Придне­провье в первой половине I тысячелетия н. э., применяли уже плужное земледелие, у них были широко развиты кузнечное и бронзолитейное дело. Керамику черняховцы изготовляли на гончарном круге, что свидетельствует об отделении ремесла от земледелия — втором общественном разделении труда, о начале разложения родового строя и перехода к классовому обществу. Эти племена поддерживали широкие обменные связи со многими народами. В их поселениях и погребениях находят много рим­ских вещей, что свидетельствует о широких связях племен черня-ховской культуры.

Таким образом, в эпоху железа значительно отчетливее, чем в предшествующее время, проявляется неравномерность разви­тия разных обществ. На территории нашей страны сосуществуют как народы, уже перешедшие к классовому обществу, так и пле­мена, у которых еще не началось разложение родоплеменного строя. Тем не менее эпоха железа — последний период существо­вания первобытнообщинного строя, непосредственно предшест­вующий образованию классовых обществ. В это время начали складываться и основные этнические общности на территории нашей страны.

§ 2. РАННЯЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ НАРОДОВ СССР

Проблемы происхождения народов, этнических общностей всегда принадлежат к числу наиболее сложных, редко поддаю­щихся однозначному решению. Начало складывания этнической общности, как правило, относится к весьма отдаленным эпохам первобытнообщинного строя, когда еще не появилась письмен-

ность. Поэтому исследователь почти лишен возможности судить о языке, на котором говорили племена, оставившие археологи­ческие памятники. Язык же служит одним из наиболее сущест­венных признаков этнической общности. Следует иметь также в виду многочисленные миграции племен и народов, смешивание их, процессы взаимной ассимиляции племен. При изучении этногенетических проблем оказывается необходимым учитывать данные целого ряда смежных научных дисциплин — археологии, лингвистики, антропологии и т. д. У нас нет практически в распо­ряжении материала для того, чтобы судить о языковой и этни­ческой принадлежности племен эпохи каменного века и отчасти энеолита и бронзы, живших на территории нашей страны. Мы можем лишь говорить о существовании определенных этнических групп или этнокультурных областей.

Чтобы дальнейшее изложение было понятно, ниже приводятся справочные сведения о классификации языков народов, живу­щих или живших на территории СССР и соседних стран: линг­вистическая классификация легла в основу этнической. Все языки делят на большие семьи, связанные общим происхожде­нием и подразделяющиеся на группы родственных языков. Внут­ри групп иногда выделяют ветви, некоторые же языки не входят в группы. В настоящем перечне называются лишь наиболее круп­ные языки, «мертвые» языки указываются в скобках после «живых».

Индоевропейская семья

Славянская группа восточнославянская ветвь — русский, украинский, белорусский, [древнерусский], западнославянская — польский, чешский, словацкий, южнославянская — болгарский, македонский, сербско-хорват­ский, [старославянский]

Балтийская группа латышский, литовский, [прусский] Германская группа восточногерманская ветвь — [готский], западногер­манская - немецкий, английский, фламандский, северогерманская — датский, норвежский, шведский

Романская группа итальянский, испанский, молдавский, португальский, румынский, французский, [латинский]

Иранская группа афганский, иранский, осетинский, таджикский, [бакт-рийский, мидийский, парфянский, скифский, хорезмийский] Вне групп албанский, армянский, греческий, [древнегреческий]

Урал о-самод и иска я семья

Самодийская группа ненецкий и др языки народов Севера Финно-угорская группа финская ветвь — карельский, финский, эстон­ский, коми, марийский, мордовский, удмуртский, угорская — венгерский, мансийский, хантский

Алтайская семья

Тюркская группа азербайджанский, алтайский, балкарский, башкирский, казахский, каракалпакский, карачаевский, кумыкский, ногайский, татар­ский, тувинский, турецкий, туркменский, узбекский, уйгурский, хакасский, чувашский, якутский, [болгарский волжско-камский, гуннский, печенеж­ский, половецкий, хазарский]

Монгольская группа бурятский, калмыкский, монгольский Тунгусо-маньчжурская группа маньчжурский, нанайский, эвенкийский

17

Кавказская семья

Картвельская группа' грузинский Адыго-абхазская группа: абхазский, адыгские языки.

Чечено-дагестанская группа ингушский, чеченский, а также аварский, даргинский и другие языки народов Дагестана

Хотя достоверных данных для определения этносов периода неолита и энеолита у нас нет, некоторые сведения все же уда­лось получить благодаря анализу географических названий. На территории Волго-Окского междуречья имеется большое коли­чество рек, названия которых (Клязьма, Вязьма, Кинешма, Кесьма) кончаются на -жма, -сьма, -зьма и т. п. Ни из индо­европейских, ни из финно-угорских языков объяснить эти назва­ния невозможно. Но вместе с тем распространение этих топони­мов совпадает с зоной памятников льяловской археологической культуры эпохи неолита (III—II тысячелетия до н. э.). Названия же других рек региона связаны с угро-финскими и самодийскими народами. Видимо, в позднем неолите и начале бронзового века ими была освоена Восточная Сибирь. В дальнейшем они начали продвижение в Приуралье, в Прикамье и далее на запад. Уже в неолите угро-финские племена занимали Восточную Прибал­тику, а в середине III тысячелетия до н. э. распространились по всей лесной полосе Поволжья и Волго-Окского междуречья. С угро-финскими племенами связаны дьяковская, городецкая, ананьинская и некоторые другие археологические культуры ран­него железного века.

Вместе с тем основная часть европейской территории СССР была издавна заселена индоевропейцами. Так, предполагают индоевропейское происхождение у племен, оставивших ряд археологических культур, объединенных общим названием куль­тур шнуровой керамики (из них в лесной зоне жили уже упоми­навшиеся выше фатьяновцы). Племена шнуровой керамики связаны с будущими балтами, германцами и славянами. В При­балтике наряду с угро-финскими племенами издавна появились племена балтов.

Другая группа индоевропейцев — племена, говорившие на иранских языках, со времен энеолита заселяли степную зону. Несомненно, ираноязычными были племена срубной культуры. Генетическая связь срубной культуры с древнеямной заставляет предполагать ираноязычность и древнеямной культуры эпохи энеолита. На иранских языках во II тысячелетии до н. э. гово­рили и многочисленные племена Средней Азии, Казахстана, Сибири (даже в низовьях Иртыша и Оби). Ираноязычные пле­мена жили в Южной Сибири вплоть до начала нашей эры. На­следниками племен срубной культуры были киммерийцы, скифы, сарматы.

Прародиной тюркских народов являются степи Центральной Азии. В конце бронзового и начале железного века они начинают проникать на север, в Сибирь и на запад, к Уралу, в Среднюю

18

Азию и на Кавказ. Однако значительное расширение ареала обитания тюркских племен относится к временам гуннского на­шествия и Аварского каганата.

Сложен вопрос об этнической принадлежности культур по­лей погребения — милоградской, зарубинецкой, черняховской. Многие авторы полагают, что это культуры пра- или протосла-вянские. Так, например, милоградскую культуру сопоставляют с названными Геродотом в качестве соседей скифов-пахарей неврами, которых некоторые ученые также считали предками славян. Но точка зрения о праславянском характере культур полей погребения не является единственной и может на нынеш­нем уровне изучения вопроса рассматриваться лишь как одна из гипотез. Так, относительно зарубинецкой культуры выдвигается предположение о ее балтском характере, что связано также с большим количеством балтских топонимов в ареале ее распро­странения. Племена, оставившие памятники черняховской куль­туры, принадлежали, по мнению большинства исследователей, к разным этническим общностям. На это указывают различия внутри черняховской культуры в керамике, в погребальном обря­де, в формах жилищ. Считают, что в составе черняховцев были даки (одно из древних индоевропейских племен), скифы и сар­маты, готы (германское племя, жившее на южном побережье Балтийского моря, которое в конце II в. н. э. начало движение на юг и в первой половине III в. заняло Северное Причерно­морье), а также венеды (славяне). Черняховскую культуру свя­зывают с образовавшимся в первой половине I тысячеле­тия н. э. готским союзом племен, а общность ее памятников во многом обусловлена культурным влиянием Римской империи.

Особую этногенетическую область нашей страны представляет собою Кавказ, где горная местность препятствовала большим передвижениям племен. Народы Кавказа в основном автохтоны, т. е. являются исконным населением этих мест, хотя подчас в ре­зультате нашествий завоевателей менялась его языковая при­надлежность.

Таким образом, в железном веке, последнем периоде перво­бытнообщинного строя, началось складывание этнической карты нашей страны. Дальнейшие ее изменения были связаны как со славянской колонизацией Восточной Европы, так и с вторже­ниями кочевников, начиная с гуннов и кончая полчищами Чин­гисхана и Батыя.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации